Использование метафор

Наука » Психология » НЛП » Трансформация личности
Существует два типа метафор, и один из них основан на изоморфизме. Например, если к вам приходит женщина, у которой две дочери, ссорящиеся между собой, вы можете рассказать ей историю о садовнике, у которого в саду растут два розовых куста, причем кусты эти переплелись между собой. Применяя изоморфическую метафору для наведения измененных состояний, вы рассказываете историю, однозначно взаимосвязанную с тем, что происходит, и затем либо выводите из нее определенное решение, либо предусматриваете очень неопределенное, «разомкнутое» решение.

Существуют и метафоры другого типа, вызывающие реакции, которые на самом деле представляют собой исполнение указания сделать или не делать что-либо. Истории такого типа вызывают в клиенте реакции, не обязательно связанные с каким-либо событием из его личной жизни. Если у вас жизнерадостное настроение, можете рассказать клиенту историю вроде этой:

«Я знаю человека, который был абсолютно убежден, что правильно действует в определенных ситуациях. Я, он и еще несколько человек вместе работали над созданием одного компьютера, причем у каждого из нас была своя идея относительно того, как это делать. Этот человек решил что-то такое сделать с трансформатором, чего ни у кого из нас в мыслях не было сделать. Когда мы выразили свое несогласие, он закричал на нас и сказал, что даже времени не станет тратить на разговоры с нами по этому поводу. Он сказал, что в этом деле собаку съел, а мы ничего не знаем и ничего в этом деле не понимаем. После этого он пошел, взял этот трансформатор, подключил к сети, повернул выключатель, его ударило током и он умер.» Метафоры такого типа сильно отличаются от изоморфических. Например, в данном случае была бы вызвана реакция опасения, нежелания делать что-либо.

Вы можете использовать (и вполне вероятно, что уже используете) и другие метафоры такого рода: например, рассказать историю о себе, о том, как ваши вкусы изменялись по мере того, как вы взрослели. Она не имеет отношения к личному опыту клиента, просто она вызывает реакцию на спонтанное изменение действительности. Реакции такого рода очень полезны при гипнотическом внушении.

Такие метафоры особенно эффективны, если вы используете для получения реакций истории универсального типа. Под универсальными подразумеваются истории, которые каждый может связать со своим личным опытом и, следовательно, отреагировать.

Милтон Эриксон обычно использовал этот шаблон весьма успешно. Он вводил клиента в состояние транса и начинал рассказывать ему, как впервые пошел в школу и познакомился с алфавитом: «Сначала это показалось мне непреодолимо трудной задачей. Но теперь каждая буква сформировала устойчивый образ в сознании, и алфавит стал основой для чтения и письма.»

Это универсальный пример для людей, существующих в рамках нашей культуры, пример того, как трудное становится легким. Даже если на самом деле это происходило не так, взрослому человеку, когда он обращается к своему прошлому, кажется, что это происходило именно так. Это означает, что такое переживание вы можете использовать, работая с кем угодно, и вызовете реакцию, подсказывающую, что трудное, что бы это ни было, в конце концов станет легким. Когда люди просят помочь им измениться- будьте уверены, изменение представляется им совсем не легким процессом. И в этом случае можно очень удачно применить метафору, поясняющую, как нечто трудное становится легким. Эриксон часто говорил своим клиентам о том, каково быть маленьким ребенком. Описание такого рода на самом деле представляет собой инструкцию сделать что-нибудь, изменить свои представления. Не имеет значения, соответствует ли точно происходив шее в детстве клиента тому, о чем вы говорите. Главное в том, что взрослые обращаются к прошлому, пытаясь представить себе, что значит быть маленьким ребенком; им кажется, что все это могло бы происходить. Это означает, что все взрослые вырабатывают одну и ту же реакцию в ответ на такого рода историю.

Вы сможете работать с клиентами еще успешнее и воздействовать гораздо сильнее, если примените такие метафоры очень простым способом. Вы можете подумать заранее о том, какого рода реакции вы хотели бы получить для того, чтобы легче произвести необходимые вам изменения. Затем придумайте универсальные переживания, включающие в себя такие реакции, и опишите эти переживания своим клиентам после того, как введете их в состояние транса.

Удивительно, чего только не делает гипноз, если гипнотизер знает, как себя вести в каждом отдельном случае. Бэндлер и Гриндер рассказывают, что к ним часто направляют клиентов, с проблемами которых «невозможно справиться». У одного из них было неврологическое повреждение, из-за которого он плохо ходил. Тогда создатели НЛП уже не занимались частной практикой и поэтому отослали его к одному из своих студентов- Дэвиду Гордону (известному нам по замечательной книге «Терапевтическая метафора»). Явившись на первый сеанс, этот клиент притащил кучу рентгеновских снимков и справок, «подтверждающих», что он неспособен нормально ходить. Дэвид немного с ним поговорил и отпустил его. А в следующий раз он рассказал ему историю о взаимозаменяемости полушарий головного мозга. Самые удачные метафоры содержатся, по мнению НЛП-истов, в журналах по неврологии. Вообще, все науки являются метафорами Взаимозаменяемость полушарий означает, что одно полушарие способно взять на себя функции второго. Доказано, что это действительно происходит. Дэвид ввел этого человека в состояние транса и объяснил ему, как образуются новые связи между нервными центрами, как используются другие связи для восстановления функции, утраченной в результате несчастного случая. Он рассказал ему об исследованиях, которые показали, что значительный процент возможностей головного мозга не используется. Авторы замечают, что «все это чушь и вранье. но зато он умел хорошо рассказывать». А поскольку научные документы подтверждали, что все это чистейшая правда, Дэвид обильно ссылался на различные журнальные статьи, пока этот тип сидел и слушал его в состоянии транса.

Но за объяснениями и рассказами о пластичности ЦНС Дэвид начал развивать метафоры более общего характера- о том, как находить новые улицы, если вы едете по городу и видите, что все знакомые вам пути перекрыты из-за ремонта. Затем он дал прямые указания:

«Выясните, где именно произошло повреждение, и проверьте примыкающие к этой области нервные окончания, свободные от исполнения каких-либо других функций, либо способные принять на себя эту функцию без ущерба для других, и восстанавливайте функцию поврежденной области мозга до полного завершения процесса.»

Неизвестно, развил этот человек новые связи в своем мозгу или нет, но только после этого сеанса он встал и пошел вполне нормально. На наукообразные аргументы, представленные Гордоном, последовала вполне логичная реакция клиента, заключавшаяся в тех самых изменениях, которые ему были необходимы, чтобы нормально ходить. Каковы бы ни были причины происшедшего, но такая научная метафора повлекла за собой естественную реакцию- встать и пойти. Терапевты достигали успеха, применяя такой же метод и для лечения других клиентов, у которых были такие стандартные, с медицинской точки зрения, неврологические явления, как инсульт или травма.

Проповедники веры в чудесное исцеление создают контекст, в котором логической реакцией является изменение состояния, и им это удается лучше, чем большинству психотерапевтов! Они сами убеждены в том, что говорят, и вследствие этого точнее соответствуют желаниям своих клиентов. На одном из семинаров Гриндера и Бэндлера прозвучала история, весьма характерная для этих любителей серьезных розыгрышей: «Однажды мне удалось чудесное исцеление. Я пришел на религиозное собрание и изобразил из себя святого. Собравшиеся уставились на меня, в конце концов я сообщил им, что Бог даровал мне исцеляющую силу. Я рассказал им, что мне было знамение, и Бог наделил мои руки способностью исцелять. Мне удалось убедить в этом присутствующих, и я исцелил некоторых из них. Мне неизвестно, каким образом они исцелились. Все, что от меня потребовалось- это предусмотреть определенный контекст, в котором присутствующие будут реагировать соответствующим образом, и так как я не стал указывать на них пальцем и смеяться над ними, эти люди так и остались исцеленными, и жизнь их изменилась.»

Таким образом, в самих людях содержится механизм, способный осуществлять подобные изменения, но при этом люди должны быть убеждены в такой возможности; изменения должны быть мотивированы, необходима коммуникация с партнером, необходимо заранее предусмотреть контекст, в котором станет реагировать партнер. Иначе реакциая не возникнет, потому что не сработает этот механизм.

Такова цель, для достижения которой мы применяем все существующие средства нейролингвистического программирования.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.