Модуль "Проблемы"

Наука » Психология » НЛП » Общие модули процессинга
Вот некоторые из целевых озарений, к которым мы стремимся:

¤ Проблемы и решения—это две стороны одного и того же

¤ Проблема только тогда проблема, когда её такой воспринимаешь

¤ Проблема перестает быть проблемой, когда решаешь что делать

1. Определение

Поговорите о том, что такое проблема. Намерение здесь в том, чтобы поощрить клиента переосмыслить "проблему" в направлении двухсторонней структуры, а не просто туманного затруднения.

"Что такое проблема?"

2. Размеры проблем

Побудите клиента создавать проблемы разных размеров. Не так уж важно, что он имеет в виду под "размером". Нам просто нужно поощрить какое-то различение проблем.

"Придумай большую проблему"

"Придумай маленькую проблему"

3. Похожий размер

Попросите клиента находить или выдумывать проблемы похожего размера с другими проблемами. Это демонстрирует, что у проблемы есть точно определенная интенсивность, и поощряет сравнение проблем, делая их менее застрявшими.

"Выбери проблему"

"Что может быть проблемой похожего размера?"

4. Решение проблем

Поговорите о том, как решались конкретные проблемы, которые есть у клиента. Под "решениями" мы имеем в виду то, что делалось в связи с проблемой, а не настоящее завершение. Мы надеемся переосмыслить это для клиента. Проблема с её решением просто образует закрепленную пару противоположностей. Нам лучше, чтобы клиент сам до этого додумался. Когда он описывает решение, которое очевидно просто "заметает проблему под ковер", то есть хорошая возможность привлечь к этому внимание.

"Скажи мне, какая у тебя есть проблема."

"Как ты её решал."

5. Проблемы как решения

Исследуйте, как проблемы могут быть решениями и как решения могут быть проблемами. Заметьте, как одна и та же ситуация, в зависимости от восприятия или с течением времени, может превращаться из проблемы в решение или из решения в проблему. Пусть клиент подумает об этом. Скорее всего он поймет, что проблемы и решения—это просто две стороны одной медали.

"Ты можешь найти проблему, которая была решением?"

"А как насчет решения, которое было проблемой?"

"Вспомни свою прошлую проблему, которая стала решением"

"Ты можешь вспомнить решение, которое стало для тебя проблемой?"

"Ты можешь придумать проблему, которая является решением чего-то?"

"Ты можешь придумать решение, которое само является проблемой?"

"Как проблема может быть решением?"

"Как решение может быть проблемой?"

6. Проблемы или нет

Поговорите о том, как люди имеют проблемы с определенными вещами, но не имеют проблем с остальными вещами. Начните вводить идею того, что проблемы выбираются, хотя и не говорите этого прямо. Просто дайте клиенту заметить, где проблемы появляются, а где нет.

"С чем у тебя есть проблемы?"

"С чем у тебя нет проблем?"

7. Исследуйте время проблем

Спросите о периоде, когда у клиента были особенно большие проблемы. Проработайте этой период любыми подходящими техниками. Поищите фиксированные идеи, нежелательные реакции, недостающие части, и так далее. Справьтесь с ними. В общем, исследование проблемного периода подчеркивает для клиента, что проблемы—это не что-то внешнее, они зависят от внутреннего состояния.

"Вспомни время, когда у тебя были проблемы"

"Что тогда происходило?"

8. Новые проблемы

Побудите клиента создавать "новые" проблемы. Пусть он увидит, как придумываются проблемы, и получит в этом больше свободы выбора.

"Создай новую проблему"

"Придумай еще одну проблему"

9. Восприятие проблем

Поиграйте с понятиями больших и маленьких проблем. Продвигайтесь к пониманию того, что всё это вопрос собственного мнения о проблемах.

"Вспомни большую проблему, которая казалась маленькой"

"Вспомни маленькую проблему, которая казалась большой"

"Вспомни свою прошлую проблему, которая не была проблемой для кого-то другого"

"Вспомни о прошлой проблеме кого-то другого, которая не была проблемой для тебя"

10. Решения как проблемы

Исследуйте, каким образом проблемы и решения являются двумя сторонами одного и того же явления. Например, решение часто само становится проблемой.

"Придумай решение"

"Как оно может быть проблемой?"

"Придумай проблему"

"Как она может быть решением?"

11. Когда и где не проблема

Попросите клиента вспоминать свои прошлые проблемы и замечать, что они не были бы проблемами в других временах и местах. Это доводит до клиента идею, что проблема не всегда проблема. Всегда есть ситуация, в которой она на самом деле не проблема.

"Вспомни свою прошлую проблему"

"Когда она не была проблемой?"

"Где она не была бы проблемой?"

"Назови мне проблему, которая у тебя когда-то была"

"Есть ли время, когда это не было бы проблемой?"

"Было ли это проблемой до того, как появилось у тебя?"

"Сейчас это проблема?"

"Есть ли ситуация или физическое место, где это не было бы проблемой?"

"Почему это там не было бы проблемой?"

12. Появляется и пропадает

Займитесь той идеей, что проблемы могут вдруг появляться или вдруг исчезать. Это раскрывает способность по своему желанию делать так, чтобы проблемы исчезали.

"Вообрази, что появилась проблема"

"Вообрази, что проблема исчезла"

13. Как иметь проблему

Исследуйте, как именно клиент ухитряется иметь проблемы. Мы занимаемся этим как способностью. Это само по себе переосмысление.

"С чем у тебя были проблемы?"

"Как ты это сделал?"

14. Желательные проблемы

Вынесите на обсуждение идею, что проблемы могут быть желательными. Что в них нет ничего от природы "плохого", а всё это зависит от мнения о них. Еще что иногда может быть нежелательно не иметь проблем, например может быть скучно, когда нечего решать.

"Придумай какие-то желательные проблемы"

"Придумай какие-то нежелательные отсутствия проблем"

15. Хотелось бы иметь

Спросите о проблемах, которые человеку хотелось бы иметь. Что-то в духе "чтобы Мадонна всё время мне звонила и приглашала вместе пообедать". Получите удовольствие от этого.

"Скажи, какие проблемы ты хотел бы иметь"

16. Не проблема

Спросите о ситуациях, которые не являются проблемами, и о людях, у которых нет проблем.

"Что не является проблемой?"

"У кого нет проблем?"

17. Проблема сейчас

Пусть клиент обратит внимание на то, есть ли у него какие-то проблемы прямо сейчас. Направьте его к тому, чтобы он отвечал только в настоящем. Если он отвечает, вспоминая или предполагая, верните его внимание к восприятиям настоящего времени. Если он воспринимает, что проблема есть здесь прямо сейчас, пусть он подробно опишет, какие же восприятия он воспринимает. Возможно, клиент осознает, что проблема существует только в его теперешних восприятиях.

"У тебя есть проблема прямо сейчас?"

"Она здесь именно сейчас?"

"Как ты воспринимаешь, что она здесь есть?"

18. Особенности восприятия проблем

Возьмите одну или несколько проблем, которые по мнению клиента у него есть. По каждой из них узнайте, из каких конкретно особенностей восприятия состоит проблема, или с какими особенностями она связана. Узнайте, как именно проблема ощущается и где, узнайте конкретные явления, которые клиент видит, слышит или ощущает, и интерпретирует их как проблему.

"Назови мне проблему, которая у тебя сейчас есть"

"Как ты её воспринимаешь?"

(Сосредоточьтесь на внутренних восприятиях, а не на внешних ситуациях, с которыми клиент связывает проблему)

"Где ты ощущаешь её в своем теле?"

"Она тяжелая или легкая, горячая или холодная, движущаяся или неподвижная, твердая или воздушная, и т. д."

(Узнайте много подробностей, пусть клиент хорошо углубится в это и почувствует, что это такое)

"Откуда ты знаешь, когда иметь эту проблему; какие восприятия её включают?"

19. Проработка постоянной проблемы

Найдите область, в которой у клиента есть постоянные проблемы, которые не решаются.

"С чем у тебя всегда проблемы?"

или

"В какой области у тебя постоянные проблемы?"

или

"Что неразрешимо в твоей жизни?"

Получите общее название для области. Это может быть тема, например "Найти работу", или человек, например "Джо". Интенсивно проработайте эту область как проблему, применяя к ней разнообразные техники, пока она не перестанет казаться проблемой в реальной физической жизни человека.

- Проблемы с конкретной темой -

20. Больше и меньше чем

Пусть клиент обнаружит проблемы других размеров, чем данная. Это поощряет клиента разместить проблему по отношению к другим явлениям, и он учится думать в этой области.

"Придумай проблему больше, чем ___."

"Придумай проблему меньше, чем ___."

21. Старался решить

Рассмотрите, как человек старался решить или не решать проблему. Это обращает внимание клиента на то, что он что-то делал в связи с проблемой, и еще что он, возможно, участвовал в сохранении этой проблемы.

"Как ты пытался решить ___?"

"Как ты пытался не решать ___?"

31. У кого это было

Посмотрите, у кого еще была эта проблема. Может обнаружиться, что клиент просто копирует чье-то поведение, или могут обнаружиться новые ресурсы. В любом случае клиент немного отвлечется от проблемы.

"Для кого ___ было проблемой?"

"Что он сделал насчет этого?"

32. Ответственный за

Пусть клиент обратит внимание на ответственности в проблеме. Насколько он может быть за нее ответственен, насколько за нее ответственен кто-то другой, и так далее. Мы используем ответственность не как вину, а как готовность заявить о себе как о причине. Проблема—это по своей природе недостаток принятия ответственности.

"За какую часть ___ ты можешь быть ответственным?"

"За какую часть ___ ты можешь сделать других ответственными?"

"За какую часть ___ ответственны другие?"

"За какую часть ___ ты можешь сделать себя ответственным?"

33. Сравнимая величина

Когда есть проблема, часто не хватает выбора. Нам нужно поощрить клиента увидеть, что его проблема похожа на другие проблемы, которых у него нет, но могли бы быть. Это знакомит клиента с той идеей, что он может выбирать проблемы. Еще это учит клиента думать об этой теме, потому что отсутствие чего-то сравнимого сковывает умственные способности.

"Придумай проблему похожего размера с ___."

34. Решение другой проблемы

Проблема часто является "решением" чего-то другого, которое хуже, но о котором клиент забыл. Вопросы об этом прежде всего изменят точку зрения. Это другой взгляд на проблему, что она возможно является решением, так что проблема немного переосмыслится в направлении большей причины. Но мы к тому же можем действительно обнаружить, решением чего была проблема, внести ресурсы по-другому и сделать "решение" ненужным.

"Решением чего является ___?"

35. Почему это проблема

Люди считают само собой разумеющимся, что определенные ситуации—это "проблемы". Мы не будем слишком доверчивыми, давайте выясним, ПОЧЕМУ это проблема. Из-за чего это проблема, что человек считает в этом проблематичным, какие самые важные элементы проблемы. Это скорее всего выявит какие-то фиксированные идеи, или по крайней мере какие-то подробности восприятия.

"Почему ___ проблема?"

36. Две стороны

Можно определить проблему как две равных по величине противостоящих силы, останавливающие друг друга. В связи с этим мы можем исследовать, что это за две силы. Люди обычно сосредотачиваются на части находящейся между силами, называя её "проблемой". Рассмотрение участвующих сил и осознание возможности выбора может дать больше свободы.

"Что является одной стороной проблемы?"

"Что является другой стороной проблемы?"

37. Неизвестно

Если бы всё в ситуации было известно, можно было бы просто выбрать, что предпочитаешь, и проблемы бы не стало. Так что давайте выясним, что неизвестно.

"Что неизвестно насчет ___?"

38. Вообрази, что есть

Воображая проблемы, можно восстановить контроль над автоматическим их созданием.

"Вообрази, что у тебя есть проблемы с ___."

"Вообрази, что у тебя нет проблем с ___."

39. Рассмотри часть

С помощью разделения проблемы на части и их рассмотрения, в ней увеличивается свобода выбора.

"Какую часть ___ ты можешь рассмотреть?"

"Какую часть ___ должен рассмотреть кто-то другой?"

"Какую часть ___ могут рассмотреть другие?"

"Какую часть ___ ты должен заставить себя рассмотреть?"



40. Думать насчет

Проблемы состоят в способе мышления насчет ситуации. Это может стать более очевидным, если выделить роль мышления в проблеме.

"Что ты думаешь насчет твоей проблемы с ___?"

"Что другие думают насчет твоей проблемы с ___?"

41. Кажется

Часто можно смягчить проблему, если просто снова и снова просить человека рассмотреть проблему и сказать, какой она кажется. Клиент может заметить, что она меняется.

"Какой ___ тебе кажется сейчас?"

"Как тебе теперь ___?"

Проблемы с конкретным человеком или группой

42. Где находится

Когда можешь отличить себя от проблемы, становится легче что-то сделать в связи с этим. Проблемы являются проблемами отчасти потому, что они невидимы и не рассматриваются отдельно от себя.

"Где находится ___?"

"Где ты?"

43. Кто причина

Проблемы ничего не причиняют сами по себе, это всего лишь умственные конструкции. Но мы часто говорим о них как о причине. Выявляя это, можно прояснить, кто же на самом деле является причиной.

"Какую проблему ___ у тебя вызвал?"

"Какую проблему ты вызвал у ___?"

"Какую проблему ___ вызвал у других?"

"Какую проблему ты вызвал у себя из-за ___?"

44. В чем проблема

Два человека, между которыми есть проблема, наверное совсем по-разному её воспринимают. Можно раскрыть это, рассматривая проблему с обеих сторон и замечая, что это на самом деле две разные проблемы.

"В чем у ___ проблема с тобой?"

"В чем у тебя проблема с ___?"

45. Посмотреть в лицо

Проблемы появляются из-за того, что человек не решается посмотреть в лицо тому, что на самом деле происходит. Проблемы—это механизмы избегания реальной ситуации.

"Чему ты можешь посмотреть в лицо насчет ___?"

"Чему тебе не хотелось бы смотреть в лицо насчет ___?"

46. Ответственность за другого

Проблемы—это еще механизм ухода от ответственности за происходящее. Находя то, за что она может взять ответственность, личность движется в направлении решения проблемы.

"В чем ты ответственен за ___?"

"В чем ___ ответственен за тебя?"


Источник: Флемминг Фанч «Общие модули процессинга»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.