Модуль "Проблемы" предназначен для всех, кто воспринимает жизнь как тяжелую и наполненную проблемами. Для тех, чье внимание обращено не внешние вещи, которыми они не управляют, но с которыми должны иметь дело.
Из-за проблем личность может как бы всё время бороться в жизни, быть занятой и перегруженной всем тем, о чем она должна заботиться. И так как она воспринимает источник проблем находящимся вне себя, она чувствует что ничего не может с этим поделать, разве что еще напряженнее работать, занимаясь проблемами.
Клиент может использовать разные слова в связи с этим, и может не называть это проблемами. Суть в том, что это какие-то вещи вне него, которые склонны оставаться в не-наилучшем состоянии. Его внимание обращено на эти вещи и он готов долго говорить о том, какие они проблематичные.
В этом модуле мы нацеливаемся на то, чтобы сделать личность причиной по отношению к проблемам вообще. Короче говоря, мы хотим, чтобы она узнала, что проблемы—это только вопрос восприятия. Они являются проблемами только потому, что личность их так воспринимает. И если мы внимательно это рассмотрим, личности совсем не обязательно ими заниматься.
Мы не просто говорим ей это. Нам может потребоваться поработать над проблемами и конкретно, и вообще, чтобы личность получила свои собственные озарения. Ей нужно пережить на опыте, что проблемы превращаются в не-проблемы просто на основе того, как она изменяет свои мнения. И если мы достаточно позанимаемся этим разнообразными способами, клиент, как можно надеяться, разовьет свою собственную способность иметь или не иметь проблемы по желанию.
Первое, что нам хотелось бы сделать—это переосмыслить проблему из просто "досадного затруднения" в результат устойчивого равновесия нескольких сил. Видите ли, то, что люди называют проблемами—это очень часто дилеммы. Дилемма состоит из двух возможностей, из которых личность не знает что выбрать. Это можно считать прогрессом по сравнению с просто бесформенным облаком "проблемы". В дилемме по крайней мере есть выбор.
Есть две равные по величине силы, которые противоположны или по крайней мере взаимоисключающи. Вроде бы ни одна из них не сильнее другой, так что они остаются в подвешенном состоянии, давя друг на друга. В узле их противоречия развивается так называемая проблема, и именно здесь обычно застревает внимание.
Если я назначил свидание пойти в кино с Виолеттой в 4 часа, но я забыл, что пообещал миссис Джонс обязательно постричь её газон в это время, то что ж, у меня проблема. Или скорее у меня дилемма. Я не могу сделать и того и другого одновременно. Я действительно хочу посмотреть кино с Виолеттой, но с другой стороны я не нарушаю сделанных обещаний, и миссис Джонс может сильно разозлиться. А Виолетта может разозлиться, если я не приду на свидание, и она больше никогда не пойдет гулять. Между двумя стульями не усидишь.
Если силы дилеммы равны, она кажется неразрешимой проблемой. Если бы они не казались равными по силе, я бы просто выбрать меньшее из двух зол, или лучшую из двух возможностей, в зависимости от моей точки зрения.
Суть дела в том, что какой бы неразрешимой ни была дилемма, это всегда вопрос выбора. Куда бы я ни пошел, дилемма исчезнет. Если я пойду в кино, я приятно проведу время, но миссис Джонс может на меня рассердиться. Если я постригу её газон, то Виолетта может разозлиться. Каждая из этих возможностей может включать в себя элементы неудобства, но как только я что-то сделаю, дилемма исчезнет.
Дилеммы разрешаются выбором чего-то. Это не обязательно совершенный выбор, но любой выбор лучше никакого. Дилемма сохраняется, когда личность не делает выбора.
Так что нам хотелось бы повысить способность личности выбирать. Мы делаем это, исследуя разные виды проблем и осознавая, что в них есть выбор.
Конечно, всё идет более гладко при общей способности хорошо общаться. В вышеприведенной ситуации нескольких объяснений, извинений и небольших переговоров могло бы быть достаточно, чтобы каждый получил что хотел. И тогда конечно это перестало бы быть проблемой. Так что в уравнение входит и личная неспособность или неготовность общаться. Это может быть еще одной силой, закрепляющей ситуацию.
Еще мы направляемся к осознанию того, что проблема—это только вопрос восприятия. Можно делать это, беря конкретные проблемы и переключаясь между тем, что они проблемы, и тем, что они не проблемы. И можно поработать над тем, какие восприятия отождествляются с проблемой. Это что—ощущение, картинка, и так далее.
Можно использовать разнообразные методы высвобождения мышления в области проблем. Превратить их из застывших неразрешимых ситуаций в более подвижный взгляд на происходящее.
Один из инструментов, которые можно использовать—это сравнивать проблемы. Можно поискать проблемы больше, меньше этой, или проблемы того же размера. Это лучше доведет до сознания клиента, что проблемы не просто универсальные и всеобщие, у них есть конкретные ситуации и величина.
Из проблем и решений образуются некоторые интересные явления, которые нужно исследовать. Дело в том, что это на самом деле две стороны одного и того же. Проблема—это застрявшая ситуация. Если вместо раскрепощения застрявшего только добавить к этому еще одну фиксированную составляющую, это на самом деле ничего не решает. Сначала может показаться, что таким образом что-то решено. Но скорее всего фиксированность решения в итоге становится самостоятельной проблемой, и нам нужно решать эту проблему. И так далее.
Если я просто не могу разобраться, идти мне в кино или стричь газон, я могу вместо этого выбрать решение напиться и забыть обо всем. Это на самом деле ничего не решает. Проблема всё еще здесь и появится снова, как только выветрится мое решение.
Конечно, вполне оправданно решать проблемы, если "решение" означает высвободить застрявшее и снова привести потоки в движение. Но если мы говорим о "решении" как о новом факторе, вводимом в ситуацию как огульное ограничение, то оно скорее всего в итоге увеличивает вероятность застревания.
Когда жильцы многоэтажного дома дерутся друг с другом, можно считать это проблемой. Владелец дома может её решить, наняв охранника, который будет поддерживать порядок. Такое решение может угомонить жильцов и вроде бы будет "хорошим". Но оно совсем ничего не решило насчет той проблемы, которая была в доме. Мы не выяснили, почему жильцы дрались друг с другом. Нерешенные проблемы как были, так и остались. И теперь добавился еще вооруженный охранник. Такое решение вполне может превратиться в самостоятельную проблему. Охранник может кого-то подстрелить, чтобы "поддерживать порядок". И тогда нам нужно будет решать еще одну проблему. И так далее.
Действительно решает проблемы только выяснение их составных частей. Что же происходит, в чем противоречия, в чем различные намерения. И если действительно углубиться в это, станет ясно, что на самом деле проблемы нет. Есть только туманное восприятие проблемы, потому что ситуация не ясна. Когда ситуация проясняется, обычно вполне очевидно, что нужно сделать.
В этом модуле нам хотелось бы, чтобы клиент осознал эти вещи и развил способность смотреть сквозь проблемы, осознавать что на самом деле происходит, улаживать противоречия, выбирать наилучшее направление действий, и так далее.
Клиент должен научиться выбирать, иметь или не иметь проблемы. Ему нужно уметь изменять свое мнение насчет тех проблем, которые ему не нравятся, и просто делать то, что лучше всего. И он должен уметь выбирать проблемы, которые ему действительно нравится иметь.
Есть много приятных проблем, которые можно иметь. Кроссворды—это для многих людей желательные проблемы. Может быть радостно иметь проблему, как вписать максимальное количество развлечений и удовольствий в свой интенсивный распорядок дня. Научиться говорить по-китайски или играть на арфе может быть проблематично, но радостно. Вы можете сделать выбор реставрировать автомобиль "Паккард" 1937 года, и вам может быть нелегко доставать части и так далее. Но это может быть очень приятно.
Жизнь не должна быть без проблем. Наоборот, часто именно решение проблем позволяет нам учиться и получать радостное волнение от жизни. Так что в самих проблемах нет ничего плохого. Не нужно иметь проблемы, из которых вы ничего не извлекаете. И не нужно иметь недостаточно радостных проблем.
Из-за проблем личность может как бы всё время бороться в жизни, быть занятой и перегруженной всем тем, о чем она должна заботиться. И так как она воспринимает источник проблем находящимся вне себя, она чувствует что ничего не может с этим поделать, разве что еще напряженнее работать, занимаясь проблемами.
Клиент может использовать разные слова в связи с этим, и может не называть это проблемами. Суть в том, что это какие-то вещи вне него, которые склонны оставаться в не-наилучшем состоянии. Его внимание обращено на эти вещи и он готов долго говорить о том, какие они проблематичные.
В этом модуле мы нацеливаемся на то, чтобы сделать личность причиной по отношению к проблемам вообще. Короче говоря, мы хотим, чтобы она узнала, что проблемы—это только вопрос восприятия. Они являются проблемами только потому, что личность их так воспринимает. И если мы внимательно это рассмотрим, личности совсем не обязательно ими заниматься.
Мы не просто говорим ей это. Нам может потребоваться поработать над проблемами и конкретно, и вообще, чтобы личность получила свои собственные озарения. Ей нужно пережить на опыте, что проблемы превращаются в не-проблемы просто на основе того, как она изменяет свои мнения. И если мы достаточно позанимаемся этим разнообразными способами, клиент, как можно надеяться, разовьет свою собственную способность иметь или не иметь проблемы по желанию.
Первое, что нам хотелось бы сделать—это переосмыслить проблему из просто "досадного затруднения" в результат устойчивого равновесия нескольких сил. Видите ли, то, что люди называют проблемами—это очень часто дилеммы. Дилемма состоит из двух возможностей, из которых личность не знает что выбрать. Это можно считать прогрессом по сравнению с просто бесформенным облаком "проблемы". В дилемме по крайней мере есть выбор.
Есть две равные по величине силы, которые противоположны или по крайней мере взаимоисключающи. Вроде бы ни одна из них не сильнее другой, так что они остаются в подвешенном состоянии, давя друг на друга. В узле их противоречия развивается так называемая проблема, и именно здесь обычно застревает внимание.
Если я назначил свидание пойти в кино с Виолеттой в 4 часа, но я забыл, что пообещал миссис Джонс обязательно постричь её газон в это время, то что ж, у меня проблема. Или скорее у меня дилемма. Я не могу сделать и того и другого одновременно. Я действительно хочу посмотреть кино с Виолеттой, но с другой стороны я не нарушаю сделанных обещаний, и миссис Джонс может сильно разозлиться. А Виолетта может разозлиться, если я не приду на свидание, и она больше никогда не пойдет гулять. Между двумя стульями не усидишь.
Если силы дилеммы равны, она кажется неразрешимой проблемой. Если бы они не казались равными по силе, я бы просто выбрать меньшее из двух зол, или лучшую из двух возможностей, в зависимости от моей точки зрения.
Суть дела в том, что какой бы неразрешимой ни была дилемма, это всегда вопрос выбора. Куда бы я ни пошел, дилемма исчезнет. Если я пойду в кино, я приятно проведу время, но миссис Джонс может на меня рассердиться. Если я постригу её газон, то Виолетта может разозлиться. Каждая из этих возможностей может включать в себя элементы неудобства, но как только я что-то сделаю, дилемма исчезнет.
Дилеммы разрешаются выбором чего-то. Это не обязательно совершенный выбор, но любой выбор лучше никакого. Дилемма сохраняется, когда личность не делает выбора.
Так что нам хотелось бы повысить способность личности выбирать. Мы делаем это, исследуя разные виды проблем и осознавая, что в них есть выбор.
Конечно, всё идет более гладко при общей способности хорошо общаться. В вышеприведенной ситуации нескольких объяснений, извинений и небольших переговоров могло бы быть достаточно, чтобы каждый получил что хотел. И тогда конечно это перестало бы быть проблемой. Так что в уравнение входит и личная неспособность или неготовность общаться. Это может быть еще одной силой, закрепляющей ситуацию.
Еще мы направляемся к осознанию того, что проблема—это только вопрос восприятия. Можно делать это, беря конкретные проблемы и переключаясь между тем, что они проблемы, и тем, что они не проблемы. И можно поработать над тем, какие восприятия отождествляются с проблемой. Это что—ощущение, картинка, и так далее.
Можно использовать разнообразные методы высвобождения мышления в области проблем. Превратить их из застывших неразрешимых ситуаций в более подвижный взгляд на происходящее.
Один из инструментов, которые можно использовать—это сравнивать проблемы. Можно поискать проблемы больше, меньше этой, или проблемы того же размера. Это лучше доведет до сознания клиента, что проблемы не просто универсальные и всеобщие, у них есть конкретные ситуации и величина.
Из проблем и решений образуются некоторые интересные явления, которые нужно исследовать. Дело в том, что это на самом деле две стороны одного и того же. Проблема—это застрявшая ситуация. Если вместо раскрепощения застрявшего только добавить к этому еще одну фиксированную составляющую, это на самом деле ничего не решает. Сначала может показаться, что таким образом что-то решено. Но скорее всего фиксированность решения в итоге становится самостоятельной проблемой, и нам нужно решать эту проблему. И так далее.
Если я просто не могу разобраться, идти мне в кино или стричь газон, я могу вместо этого выбрать решение напиться и забыть обо всем. Это на самом деле ничего не решает. Проблема всё еще здесь и появится снова, как только выветрится мое решение.
Конечно, вполне оправданно решать проблемы, если "решение" означает высвободить застрявшее и снова привести потоки в движение. Но если мы говорим о "решении" как о новом факторе, вводимом в ситуацию как огульное ограничение, то оно скорее всего в итоге увеличивает вероятность застревания.
Когда жильцы многоэтажного дома дерутся друг с другом, можно считать это проблемой. Владелец дома может её решить, наняв охранника, который будет поддерживать порядок. Такое решение может угомонить жильцов и вроде бы будет "хорошим". Но оно совсем ничего не решило насчет той проблемы, которая была в доме. Мы не выяснили, почему жильцы дрались друг с другом. Нерешенные проблемы как были, так и остались. И теперь добавился еще вооруженный охранник. Такое решение вполне может превратиться в самостоятельную проблему. Охранник может кого-то подстрелить, чтобы "поддерживать порядок". И тогда нам нужно будет решать еще одну проблему. И так далее.
Действительно решает проблемы только выяснение их составных частей. Что же происходит, в чем противоречия, в чем различные намерения. И если действительно углубиться в это, станет ясно, что на самом деле проблемы нет. Есть только туманное восприятие проблемы, потому что ситуация не ясна. Когда ситуация проясняется, обычно вполне очевидно, что нужно сделать.
В этом модуле нам хотелось бы, чтобы клиент осознал эти вещи и развил способность смотреть сквозь проблемы, осознавать что на самом деле происходит, улаживать противоречия, выбирать наилучшее направление действий, и так далее.
Клиент должен научиться выбирать, иметь или не иметь проблемы. Ему нужно уметь изменять свое мнение насчет тех проблем, которые ему не нравятся, и просто делать то, что лучше всего. И он должен уметь выбирать проблемы, которые ему действительно нравится иметь.
Есть много приятных проблем, которые можно иметь. Кроссворды—это для многих людей желательные проблемы. Может быть радостно иметь проблему, как вписать максимальное количество развлечений и удовольствий в свой интенсивный распорядок дня. Научиться говорить по-китайски или играть на арфе может быть проблематично, но радостно. Вы можете сделать выбор реставрировать автомобиль "Паккард" 1937 года, и вам может быть нелегко доставать части и так далее. Но это может быть очень приятно.
Жизнь не должна быть без проблем. Наоборот, часто именно решение проблем позволяет нам учиться и получать радостное волнение от жизни. Так что в самих проблемах нет ничего плохого. Не нужно иметь проблемы, из которых вы ничего не извлекаете. И не нужно иметь недостаточно радостных проблем.
Источник: Флемминг Фанч «Общие модули процессинга»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи