Некоторые люди относятся жизни явно с позиции следствия. Они уверены, что их взаимоотношения и ситуации на работе вредят им, но они считают что ничего не могут с этим поделать. У них есть нежелательные привязанности к окружающим людям и ситуациям. Им обязательно нужно иметь то, что им вредит, или они должны делать то, что им вредит. Это называется "созависимостью".
Можно отдельно заняться этим вопросом в виде модуля, если личность хорошо осознает это, если созависимость—одна из основных областей её затруднений, и если простое осознание этого почти ничего не меняет.
1. Следствие
Узнайте, в чем личность мыслит или чувствует себя следствием. Идея этого шага в том, чтобы понятным для клиента способом подойти к состоянию следствия и подстроиться к клиенту. Затем при каждой возможности мы будем двигаться от следствия к причине и от отрицательного к положительному. Но не делайте этого слишком рано. Если у человека есть очень прочный шаблон поведения быть следствием или созависимым, то этот шаблон часто нужно распознать и признать его ценность. То есть человек может не соглашаться ни с какими ловкими маленькими переосмыслениями, прежде чем вы с ним не поймете и не признаете того, что дела у него идут очень плохо и он ничего не может с этим поделать. Так что не слишком спешите и предоставьте клиенту это внимание. Вы можете задавать разные вопросы, чтобы постараться приблизиться к взглядам клиента на свое состояние. Не перестарайтесь в этом, а только постройте взаимопонимание.
"Может быть, кто-то преследует тебя?"
"Может быть, тебе не повезло?"
"Может, кто-то помешал тебе достичь успеха?"
"Может, кто-то испортил твою жизнь?"
"Может, на твою жизнь кто-то тайно влияет?"
"Может, ты по загадочным причинам терпишь неудачи?"
"Может, что-то мешает тебе жить?"
"Как на тебя повлияло твое воспитание?"
"Может быть, ты получил слишком мало возможностей?"
"Может, кто-то специально вредит тебе?"
2. Хорошие и плохие люди
Пусть на протяжении недели клиент замечает при взаимодействии с людьми, какие люди вызывают у него хорошее само чувствие, а какие плохое. Он должен носить с собой записную книжку или что-то вроде этого. Каждый раз, когда он замечает у себя чувство ограниченности, униженности или подавленности в чьем-то присутствии, он должен записывать, с кем это произошло и в каких обстоятельствах. Это упражнение прежде всего приводит клиента к той точке зрения, что у плохого и ограниченного самочувствия есть конкретные причины, это не что-то общее. Клиент может поискать конкретные причины. Даже если он не так уж много найдет, эти поиски—начало положительных изменений. Если он действительно что-то найдет, мы исследуем это глубже. В чем разница между людьми или ситуациями, когда он чувствует себя хорошо, и теми, когда он чувствует себя плохо? Выделите, что именно происходит. Проведите любую необходимую проработку того, что всплывает на поверхность. Или в качестве кратковременного решения обсудите, как клиент может организовать свою жизнь, чтобы отрицательного воздействия было как можно меньше. Например, избегать определенного человека, или избегать определенных ситуаций.
3. Больше причины
Проведите диалог, чтобы установить что-то, что угодно, по отношению к чему личность может хоть чуть-чуть быть причиной в тех областях, где она была следствием. Идея здесь в том, чтобы установить направление. Если клиент сможет успешно направить хотя бы крошечную часть в какую-то положительную сторону, это великолепно. Мы не рассчитываем, что всё состояние следствия мгновенно испарится. Выведите клиента из идеи "все или ничего". Создайте небольшое положительное изменение в чем угодно, поощряя клиента делать что-то немного по-другому в жизни. И уже не только измениться умственно, а делать что-то по-другому. Может быть, только одна фраза, которую клиент может сказать иначе в следующий раз во время спора с подругой. Или одна вещь, которую он может делать, чтобы избегать стычек с начальником. И умерьте любые идеи о том, что действие "не имеет смысла", потому что не всё изменилось. Переосмыслите такие идеи. Большие изменения осуществляются понемногу. Главное—направление. Эффективно именно путешествие в положительном направлении. И мы стремимся к направлению причины, направлению принятия ответственности и реального изменения обстоятельств.
4. Вторичные выгоды
Пусть человек найдет что-то положительное в тех отрицательных ситуациях, в которые он вовлечен. Помогите ему в этом любыми переосмыслениями или глупыми советами, которые только можете придумать. Переместите ситуацию из черного и белого, хорошего и плохого в разнообразные степени и смеси. Нет совершенно плохих ситуаций, и кстати, совершенно хороших тоже нет. Пусть клиент найдет что-то хорошее в плохой ситуации, или если нужно для наглядности, найдите что-то плохое в идеальных, положительных мечтах клиента. Например, "вот если только бу-бу-бу, то ВСЕ будет ПРЕКРАСНО". Не оставляйте у клиента такого черно-белого мышления. И пусть он увидит, что он на самом деле извлекает выгоду из тех ситуаций, которые он называет совершенно плохими. Например, да, Джо бьет клиентку, но он по крайней мере платит за квартиру. То, что ей не нужно беспокоиться о квартплате—положительно. Но это часть общего комплекта, с которым связаны некоторые серьезные проблемы. Клиент должен отличать что является полезным, а что нет.
5. Отрицательные ощущения
Займитесь ощущениями, связанными с теперешней ситуацией следствия. Проследите их источник до происшествий, которые можно повторно пережить. Преимущество этого в том, что мы извлекаем проблему из теперешней обстановки, где она может казаться неразрешимой. Может быть легче разобраться с ситуацией из детства, если клиент убежден в том, что не может разобраться с теперешней ситуацией. Но если мы изменим ограничивающие ощущения, то теперешняя ситуация ИЗМЕНИТСЯ.
6. Проблемы
Займитесь теперешней ситуацией как проблемой и разнообразными способами раскрепостите ее. Сравните её с другими проблемами, выясните из-за чего она является проблемой, и так далее.
"Ты можешь придумать проблему больше этой?"
"Ты можешь придумать проблему меньше этой?"
"Ты можешь придумать похожую проблему?"
"Какие противоположные силы делают эту ситуацию проблемой?"
"Какая часть этой проблемы связана с тобой?"
"Как ты пытался решить эту проблему?"
"Решением какой проблемы является эта проблема?"
"У кого может быть такая проблема?"
Можно отдельно заняться этим вопросом в виде модуля, если личность хорошо осознает это, если созависимость—одна из основных областей её затруднений, и если простое осознание этого почти ничего не меняет.
1. Следствие
Узнайте, в чем личность мыслит или чувствует себя следствием. Идея этого шага в том, чтобы понятным для клиента способом подойти к состоянию следствия и подстроиться к клиенту. Затем при каждой возможности мы будем двигаться от следствия к причине и от отрицательного к положительному. Но не делайте этого слишком рано. Если у человека есть очень прочный шаблон поведения быть следствием или созависимым, то этот шаблон часто нужно распознать и признать его ценность. То есть человек может не соглашаться ни с какими ловкими маленькими переосмыслениями, прежде чем вы с ним не поймете и не признаете того, что дела у него идут очень плохо и он ничего не может с этим поделать. Так что не слишком спешите и предоставьте клиенту это внимание. Вы можете задавать разные вопросы, чтобы постараться приблизиться к взглядам клиента на свое состояние. Не перестарайтесь в этом, а только постройте взаимопонимание.
"Может быть, кто-то преследует тебя?"
"Может быть, тебе не повезло?"
"Может, кто-то помешал тебе достичь успеха?"
"Может, кто-то испортил твою жизнь?"
"Может, на твою жизнь кто-то тайно влияет?"
"Может, ты по загадочным причинам терпишь неудачи?"
"Может, что-то мешает тебе жить?"
"Как на тебя повлияло твое воспитание?"
"Может быть, ты получил слишком мало возможностей?"
"Может, кто-то специально вредит тебе?"
2. Хорошие и плохие люди
Пусть на протяжении недели клиент замечает при взаимодействии с людьми, какие люди вызывают у него хорошее само чувствие, а какие плохое. Он должен носить с собой записную книжку или что-то вроде этого. Каждый раз, когда он замечает у себя чувство ограниченности, униженности или подавленности в чьем-то присутствии, он должен записывать, с кем это произошло и в каких обстоятельствах. Это упражнение прежде всего приводит клиента к той точке зрения, что у плохого и ограниченного самочувствия есть конкретные причины, это не что-то общее. Клиент может поискать конкретные причины. Даже если он не так уж много найдет, эти поиски—начало положительных изменений. Если он действительно что-то найдет, мы исследуем это глубже. В чем разница между людьми или ситуациями, когда он чувствует себя хорошо, и теми, когда он чувствует себя плохо? Выделите, что именно происходит. Проведите любую необходимую проработку того, что всплывает на поверхность. Или в качестве кратковременного решения обсудите, как клиент может организовать свою жизнь, чтобы отрицательного воздействия было как можно меньше. Например, избегать определенного человека, или избегать определенных ситуаций.
3. Больше причины
Проведите диалог, чтобы установить что-то, что угодно, по отношению к чему личность может хоть чуть-чуть быть причиной в тех областях, где она была следствием. Идея здесь в том, чтобы установить направление. Если клиент сможет успешно направить хотя бы крошечную часть в какую-то положительную сторону, это великолепно. Мы не рассчитываем, что всё состояние следствия мгновенно испарится. Выведите клиента из идеи "все или ничего". Создайте небольшое положительное изменение в чем угодно, поощряя клиента делать что-то немного по-другому в жизни. И уже не только измениться умственно, а делать что-то по-другому. Может быть, только одна фраза, которую клиент может сказать иначе в следующий раз во время спора с подругой. Или одна вещь, которую он может делать, чтобы избегать стычек с начальником. И умерьте любые идеи о том, что действие "не имеет смысла", потому что не всё изменилось. Переосмыслите такие идеи. Большие изменения осуществляются понемногу. Главное—направление. Эффективно именно путешествие в положительном направлении. И мы стремимся к направлению причины, направлению принятия ответственности и реального изменения обстоятельств.
4. Вторичные выгоды
Пусть человек найдет что-то положительное в тех отрицательных ситуациях, в которые он вовлечен. Помогите ему в этом любыми переосмыслениями или глупыми советами, которые только можете придумать. Переместите ситуацию из черного и белого, хорошего и плохого в разнообразные степени и смеси. Нет совершенно плохих ситуаций, и кстати, совершенно хороших тоже нет. Пусть клиент найдет что-то хорошее в плохой ситуации, или если нужно для наглядности, найдите что-то плохое в идеальных, положительных мечтах клиента. Например, "вот если только бу-бу-бу, то ВСЕ будет ПРЕКРАСНО". Не оставляйте у клиента такого черно-белого мышления. И пусть он увидит, что он на самом деле извлекает выгоду из тех ситуаций, которые он называет совершенно плохими. Например, да, Джо бьет клиентку, но он по крайней мере платит за квартиру. То, что ей не нужно беспокоиться о квартплате—положительно. Но это часть общего комплекта, с которым связаны некоторые серьезные проблемы. Клиент должен отличать что является полезным, а что нет.
5. Отрицательные ощущения
Займитесь ощущениями, связанными с теперешней ситуацией следствия. Проследите их источник до происшествий, которые можно повторно пережить. Преимущество этого в том, что мы извлекаем проблему из теперешней обстановки, где она может казаться неразрешимой. Может быть легче разобраться с ситуацией из детства, если клиент убежден в том, что не может разобраться с теперешней ситуацией. Но если мы изменим ограничивающие ощущения, то теперешняя ситуация ИЗМЕНИТСЯ.
6. Проблемы
Займитесь теперешней ситуацией как проблемой и разнообразными способами раскрепостите ее. Сравните её с другими проблемами, выясните из-за чего она является проблемой, и так далее.
"Ты можешь придумать проблему больше этой?"
"Ты можешь придумать проблему меньше этой?"
"Ты можешь придумать похожую проблему?"
"Какие противоположные силы делают эту ситуацию проблемой?"
"Какая часть этой проблемы связана с тобой?"
"Как ты пытался решить эту проблему?"
"Решением какой проблемы является эта проблема?"
"У кого может быть такая проблема?"
Источник: Флемминг Фанч «Общие модули процессинга»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи