Запечатление представляет собой значимое переживание, которое было у человека в прошлом, и в результате этого переживания у него сформировалось определенное представление или ряд представлений. Запечатление обычно бывает связано с бессознательным моделированием ролей других людей в этом переживании, людей, значимых для клиента (например, родителей). Цель повторного запечатления – найти доступ к ресурсам, имеющимся у клиента теперь и воспользоваться ими, чтобы развить и улучшить роли, смоделированные в первоначальном запечатлении. В результате изменятся ограничивающие представления, которые сформировались в результате этого запечатления.
1. Определение проблемы.
а) Определите, в чем проблема и какие чувства (слова, образы) с ней связаны. Хотя клиент может стараться избегать этих чувств, потому что они вызывают дискомфорт, но избегая их, клиент не может разрешить проблему.
б) Предложите клиенту сосредоточить внимание именно на этом чувстве (поставьте якорь в случае необходимости), мысленно вернуться назад, в прошлое, и вспомнить самое раннее переживание, связанное с этой проблемой.
1. Определение проблемы.
а) Определите, в чем проблема и какие чувства (слова, образы) с ней связаны. Хотя клиент может стараться избегать этих чувств, потому что они вызывают дискомфорт, но избегая их, клиент не может разрешить проблему.
б) Предложите клиенту сосредоточить внимание именно на этом чувстве (поставьте якорь в случае необходимости), мысленно вернуться назад, в прошлое, и вспомнить самое раннее переживание, связанное с этой проблемой.
1. Выявите ограничивающее представление.
Терапевт: «Какой цели вам хотелось бы достигнуть, но вы по опыту знаете, что для вас это невозможно? Есть ли что-то такое, чего вы хотите, но сдерживаете себя потому, что вам кажется, что вы потерпите неудачу или с вами может случиться что-то плохое».
После того, как клиент выбрал цель, к которой он хочет прийти, но считает ее достижение невозможным, выявите ограничивающее представление. Выясните, что происходит в каждой системе представления, когда он думает о достижении этой цели. Что он переживает, когда не может вести себя так, как ему хочется. Внимательно отслеживайте движения глаз и физиологию, связанные с этим представлением. (Поскольку представление – это сочетание систем представления, это синестезия, движения глаз могут быть связаны с несколькими системами представления. Например, взгляд может быть направлен вниз и посредине).
Терапевт: «Почему вы думаете, что не сможете этого достигнуть? Что вам мешает? Как вы узнаете, что потерпите неудачу? Уделите достаточно времени, чтобы подумать об этом».
Терапевт: «Какой цели вам хотелось бы достигнуть, но вы по опыту знаете, что для вас это невозможно? Есть ли что-то такое, чего вы хотите, но сдерживаете себя потому, что вам кажется, что вы потерпите неудачу или с вами может случиться что-то плохое».
После того, как клиент выбрал цель, к которой он хочет прийти, но считает ее достижение невозможным, выявите ограничивающее представление. Выясните, что происходит в каждой системе представления, когда он думает о достижении этой цели. Что он переживает, когда не может вести себя так, как ему хочется. Внимательно отслеживайте движения глаз и физиологию, связанные с этим представлением. (Поскольку представление – это сочетание систем представления, это синестезия, движения глаз могут быть связаны с несколькими системами представления. Например, взгляд может быть направлен вниз и посредине).
Терапевт: «Почему вы думаете, что не сможете этого достигнуть? Что вам мешает? Как вы узнаете, что потерпите неудачу? Уделите достаточно времени, чтобы подумать об этом».
Вклад клиента в терапевтическое взаимодействие, имеющий первостепенное значение – это его мотивация. Она является основой изменений. Как бы там ни было, это клиент будет выбирать цель, он будет учиться, делать открытия и исцелять сам себя. Задача терапевта состоит в том, чтобы создать такую атмосферу, в которой клиент будет чувствовать себя защищенным, побудить клиента мыслить по-новому, помочь ему найти доступ к его внутренним ресурсам и показать ему разные способы достижения цели.
Терапевт особо подчеркивает то, в чем они схожи с клиентом, выражает уважение и желание понять его. Он входит в модель реальности клиента, в то же время сохраняя прочную связь со своим жизненным опытом. Терапевт подстраивается к представлениям клиента, чтобы повести его к выбранной им цели. Смысл сообщения терапевта заключается в реакции клиента на это сообщение. Можно использовать почти любую реакцию (включая «сопротивление»), чтобы помочь клиенту достичь его цели.
Терапевт собирает конкретную информацию о том, чего хочет клиент и что ему мешает. Он использует Мета-модель, чтобы лучше понять сказанное клиентом, и, главное, он очень внимателен, потому что обычно в поведении клиента содержится больше полезной информации, чем в его словах. Часто бывает так, что клиент не может объяснить терапевту, в чем состоит его проблема, но бессознательно он это продемонстрирует.
Терапевт особо подчеркивает то, в чем они схожи с клиентом, выражает уважение и желание понять его. Он входит в модель реальности клиента, в то же время сохраняя прочную связь со своим жизненным опытом. Терапевт подстраивается к представлениям клиента, чтобы повести его к выбранной им цели. Смысл сообщения терапевта заключается в реакции клиента на это сообщение. Можно использовать почти любую реакцию (включая «сопротивление»), чтобы помочь клиенту достичь его цели.
Терапевт собирает конкретную информацию о том, чего хочет клиент и что ему мешает. Он использует Мета-модель, чтобы лучше понять сказанное клиентом, и, главное, он очень внимателен, потому что обычно в поведении клиента содержится больше полезной информации, чем в его словах. Часто бывает так, что клиент не может объяснить терапевту, в чем состоит его проблема, но бессознательно он это продемонстрирует.
Потеря исполнителя – это обобщение, при котором говорящий не отдает себе отчета в том, что его модель мира – это не сам мир. Обычно это суждения. Исполнитель теряется в тех случаях, когда человек берет правило, подходящее к нему и его модели мира, и переносит его на других людей. Изменяя это положение, мы помогаем человеку спокойно пользоваться его правилами и мнениями, не мешая остальному миру пользоваться своими. Часто в утверждениях с потерянным исполнителем нет даже никаких признаков того, что человек сознает другие выборы и возможности. Чтобы восполнить потерю исполнителя, спросите (в соответствующем падеже): «О ком идет речь?» Например:
«Это невежливо».
«С чьей точки зрения это невежливо?»
«Это невежливо».
«С чьей точки зрения это невежливо?»
Чтением мыслей называется убежденность говорящего в том, что мысли и чувства других людей можно понять без прямого сообщения с их стороны. Другими словами, это способ понять, что кто-то действует не на основе информации, а на основе собственных иллюзий. Очевидно, чтение мыслей может значительно уменьшить полезность человеческой модели мира. Слушатель реагирует на чтение мыслей вопросом: «Откуда вы знаете о _____ ?» Это дает говорящему возможность осознать и поставить под сомнение предположения, казавшиеся ему ранее очевидными. Например:
«Они думают, что я со мной можно не считаться».
«Откуда вы знаете, о чем они думают?»
«Я прекрасно понимаю ваши чувства».
«Как вы можете знать мои чувства?»
«Они думают, что я со мной можно не считаться».
«Откуда вы знаете, о чем они думают?»
«Я прекрасно понимаю ваши чувства».
«Как вы можете знать мои чувства?»
Понятия причины и следствия основаны на том убеждении, что некоторое действие, совершенное в прошлом одним человеком, может заставить другого пережить некоторые эмоции или внутренние состояния. Вследствие этого реагирующий человек ощущает, что он не способен выбирать свои реакции. Когда это убеждение подвергается сомнению, он начинает размышлять и спрашивать себя, действительно ли верна эта причинная связь. Потом он может задуматься, какие другие реакции он может выбрать. Такое убеждение ставится под сомнение вопросом: «Что мешает тебе отреагировать по-другому?» или: «Разве ты не осознаешь, что ты можешь реагировать по-другому?» Например:
«Ты меня выводишь из терпения».
«Что мешает тебе не выходить из терпения?»
«Ты меня выводишь из терпения».
«Что мешает тебе не выходить из терпения?»
Модальные операторы – это слова, указывающие на отсутствие выборов: «должен», «не могу», «необходимо», «обязан». Изменение этих мо-дальных операторов выводит человека за рамки ограничений, которые он до сих пор принимал. Есть два замечательных вопроса, ставящих под сомнение эти ограничения: «Что вам мешает?» и «Что будет, если вы это сделаете?» Вопрос «Что вам мешает?» возвращает человека в прошлое, чтобы понять, на основе какого опыта было сделано это обобщение. Вопрос «Что будет, если вы это сделаете?» вынуждает человека заглянуть в будущее и представить возможные последствия. Следует особенно подчеркнуть важность этих вопросов, когда кому-то надо помочь в достижении более полной и богатой модели мира. Например:
«Я не могу этого сделать».
«Что будет, если вы это сделаете?»
Или:
«Что мешает вам?»
«Вы должны окончить это ко вторнику».
«Что будет, если я не сделаю этого?»
«Я не могу этого сделать».
«Что будет, если вы это сделаете?»
Или:
«Что мешает вам?»
«Вы должны окончить это ко вторнику».
«Что будет, если я не сделаю этого?»
Кванторами общности называются такие слова, как «все», «каждый», «всегда», «никогда», «вечно», «никто». Один из способов справиться с ними состоит в том, что обобщающее утверждение преувеличивается – как тоном голоса, так и введением дополнительных кванторов общности. Этим вы помогаете человеку найти исключение из его обобщения и, тем самым, наделяете его большим числом выборов. Другой способ непосредственного изменения – спросить, не было ли у этого человека опыта, противоречащего его собственному обобщению. Например:
«Ты всегда все делаешь не так».
«Я никогда-никогда ничего не делал правильно?»
Или:
«Я когда-нибудь сделал что-нибудь правильно?»
«Вы всегда меня обманываете».
«Я всегда вас обманываю?»
«Ты всегда все делаешь не так».
«Я никогда-никогда ничего не делал правильно?»
Или:
«Я когда-нибудь сделал что-нибудь правильно?»
«Вы всегда меня обманываете».
«Я всегда вас обманываю?»
Номинализации – это слова, которые получаются при преобразовании слов, описывающих процессы (глаголов), в существительные. Когда это происходит, текущий процесс становится вещью или событием. Следовательно, мы лишаемся выборов и нуждаемся в воссоединении с продолжающимися динамическими процессами жизни. По словам Гриндера и Бендлера, определенное преобразование номинализации помогает человеку понять, что то, что он считал законченным и не зависящим от него событием – это продолжающийся процесс, который можно изменить. Номинализации можно отличить от обычных существительных несколькими способами. Те, кто любит визуализировать, могут воспользоваться «тестом тачки». Представьте себе, что вы кладете в тачку разные существительные: кошку, стул, автомобиль. А теперь положите в тачку неудачу, важность и растерянность. Как видите, хотя номинализации – это существительные, они не обозначают людей, места и вещи, которые можно положить в тачку. Другой способ выявить номинализации – проверить, можно ли поместить это слово вместо пробела в синтаксическую конструкцию «текущий _____ ».
«Ты неспособный».
«К чему именно я неспособен?»
«Он такой».
«Какой он именно?»
«Она странная».
«Что именно странного она делает?»
«Он противный».
«Что именно в нем противного?»
«К чему именно я неспособен?»
«Он такой».
«Какой он именно?»
«Она странная».
«Что именно странного она делает?»
«Он противный».
«Что именно в нем противного?»
Неконкретные глаголы не создают у нас ясного понимания описываемого опыта. Все глаголы в какой-то мере неконкретны. Однако глагол «поцеловать» более конкретен, чем глагол «прикоснуться». Если кто-то говорит, что его обидели, то вы не знаете, то ли на него сердито посмотрел близкий человек, то ли его толкнули на улице. Попросив уточнить глагол, вы воссоединяете человека с его опытом. Чтобы уточнить неконкретные глаголы и прилагательные, спросите (в соответствующем падеже): «Как именно?» или «Что именно?». Например:
«Он оттолкнул меня».
«Как именно он оттолкнул вас?»
«Я переживаю».
«Что именно (как именно) вы переживаете?»
«Он оттолкнул меня».
«Как именно он оттолкнул вас?»
«Я переживаю».
«Что именно (как именно) вы переживаете?»
Отсутствие указательного индекса – это пример обобщения, которое ограничивает модель мира человека, исключая из нее части и подробности, необходимые, чтобы иметь достаточно разнообразные выборы, позволяющие справляться с миром. При этом процессе человек обобщает опыт таким образом, что тот совершенно изменяется и приобретает другие формы. Чтобы восстановить пропущенный указательный индекс, спросите (в соответствующем падеже): «Кто именно?», «Что именно?». Например:
«10-й Б безобразничает».
«Кто из учеников безобразничает?»
«Говорят, что с ним лучше не связываться».
«Кто конкретно так говорит?»
«О других бы подумал!»
«О ком именно подумать?»
«10-й Б безобразничает».
«Кто из учеников безобразничает?»
«Говорят, что с ним лучше не связываться».
«Кто конкретно так говорит?»
«О других бы подумал!»
«О ком именно подумать?»