Модальные операторы – это слова, указывающие на отсутствие выборов: «должен», «не могу», «необходимо», «обязан». Изменение этих мо-дальных операторов выводит человека за рамки ограничений, которые он до сих пор принимал. Есть два замечательных вопроса, ставящих под сомнение эти ограничения: «Что вам мешает?» и «Что будет, если вы это сделаете?» Вопрос «Что вам мешает?» возвращает человека в прошлое, чтобы понять, на основе какого опыта было сделано это обобщение. Вопрос «Что будет, если вы это сделаете?» вынуждает человека заглянуть в будущее и представить возможные последствия. Следует особенно подчеркнуть важность этих вопросов, когда кому-то надо помочь в достижении более полной и богатой модели мира. Например:
«Я не могу этого сделать».
«Что будет, если вы это сделаете?»
Или:
«Что мешает вам?»
«Вы должны окончить это ко вторнику».
«Что будет, если я не сделаю этого?»
«Я должен заботиться о других».
«А что будет, если вы не будете о них заботиться?»
«Я не могу сказать ему правду».
«Что будет, если вы ее скажете?»
Или:
«Что мешает вам сказать ему правду?»
Третья категория Мета-модели – «семантические нарушения». «Узнавать предложения с семантическими нарушениями необходимо для того, чтобы помочь человеку найти части его модели, искаженные настолько, что это обедняет доступный ему опыт» (Гриндер и Бендлер). Изменяя части модели с семантическими нарушениями, человек получает больше выборов и большую свободу во взаимодействии с миром. Именно из-за этих частей он часто не может поступать так, как поступил бы без них. Семантические нарушения делятся на три класса:
· Причина и следствие;
· Чтение мыслей;
· Потеря исполнителя.
«Я не могу этого сделать».
«Что будет, если вы это сделаете?»
Или:
«Что мешает вам?»
«Вы должны окончить это ко вторнику».
«Что будет, если я не сделаю этого?»
«Я должен заботиться о других».
«А что будет, если вы не будете о них заботиться?»
«Я не могу сказать ему правду».
«Что будет, если вы ее скажете?»
Или:
«Что мешает вам сказать ему правду?»
Третья категория Мета-модели – «семантические нарушения». «Узнавать предложения с семантическими нарушениями необходимо для того, чтобы помочь человеку найти части его модели, искаженные настолько, что это обедняет доступный ему опыт» (Гриндер и Бендлер). Изменяя части модели с семантическими нарушениями, человек получает больше выборов и большую свободу во взаимодействии с миром. Именно из-за этих частей он часто не может поступать так, как поступил бы без них. Семантические нарушения делятся на три класса:
· Причина и следствие;
· Чтение мыслей;
· Потеря исполнителя.
Источник: Ричард Коннер «Изменение ограничивающих представлений»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи