Повторное запечатление

Наука » Психология » НЛП » Изменение ограничивающих представлений
Запечатление представляет собой значимое переживание, которое было у человека в прошлом, и в результате этого переживания у него сформировалось определенное представление или ряд представлений. Запечатление обычно бывает связано с бессознательным моделированием ролей других людей в этом переживании, людей, значимых для клиента (например, родителей). Цель повторного запечатления – найти доступ к ресурсам, имеющимся у клиента теперь и воспользоваться ими, чтобы развить и улучшить роли, смоделированные в первоначальном запечатлении. В результате изменятся ограничивающие представления, которые сформировались в результате этого запечатления.

1. Определение проблемы.

а) Определите, в чем проблема и какие чувства (слова, образы) с ней связаны. Хотя клиент может стараться избегать этих чувств, потому что они вызывают дискомфорт, но избегая их, клиент не может разрешить проблему.

б) Предложите клиенту сосредоточить внимание именно на этом чувстве (поставьте якорь в случае необходимости), мысленно вернуться назад, в прошлое, и вспомнить самое раннее переживание, связанное с этой проблемой.

в) Попросите клиента описать обобщения или представления, сформировавшиеся у него во время этого переживания, пока он находится в состоянии возрастной регрессии (т.е. ассоциирован).

2. Помогите клиенту диссоциироваться от этого переживания.

а) Пусть он сделает шаг назад, в прошлое, где у него еще не было этой проблем.

б) Потом попросите его сойти с временной линии, выйти в мета-позицию и посмотреть на себя в прошлом, в ситуации запечатления.

в) Пусть клиент опишет любые другие обобщения или представления, возникшие в результате запечатления. (Представления часто формируются уже после события).

3. Положительное намерение.

а) Найдите положительное намерение или вторичное преимущество этих симптомов.

б) Выясните, какие значимые для клиента люди присутствуют в этом воспоминании, потому что симптомы клиента могут быть результатом моделирования их поведения.

в) Пусть клиент определит положительное намерение их поведения.

4. Для каждого значимого человека.

а) Определите, каких ресурсов или возможностей выбора (имеющихся у клиента в настоящее время) не хватало значимым для клиента людям в той ситуации.

б) Пусть клиент найдет в своем жизненном опыте тот момент, когда эти ресурсы проявлялись у него наиболее ярко, и ассоциируется с ним. Установите якорь на это ассоциированное состояние.

в) Пусть клиент передаст эти ресурсы значимому человеку из той ситуации и посмотрит со стороны, что при этом меняется.

г) Если этих ресурсов достаточно, попросите клиента войти в эту ситуацию, встать на место этого значимого человека и прожить эту ситуацию в его роли, но по-новому. Используйте ресурсный якорь.

е) Повторите шаг 4 с каждым из значимых людей в отдельности, определив сначала, каких ресурсов (уже имеющихся у клиента) не хватало им в той ситуации. Не следует ограничиваться только теми ресурсами, которые были у клиента в то время. Когда клиент проделывает эту процедуру с каждым из значимых людей в отдельности, убедитесь, что поведение всех остальных людей в этой сцене не меняется.

ж) Потом пусть он опишет из мета-позиции, какие новые более точные представления у него появляются в результате этой процедуры.

5. Для клиента:

а) Выясните, какие ресурсы нужны были самому клиенту в этом запечатлении.

б) Пусть клиент найдет в своем жизненном опыте тот момент, когда эти ресурсы проявлялись у него наиболее ярко, и ассоциируется с ним. Установите якорь на это ассоциированное состояние. (Этот шаг является дополнительным и применяется нечасто).

в) После этого попросите клиента ассоциироваться со своим младшим «я» и прожить эту ситуацию по-новому, так чтобы у всех значимых людей и у самого клиента были необходимые ресурсы. После этого пусть клиент возьмет вовнутрь это новое запечатление и медленно пройдет по временной линии вперед до настоящего момента.

г) Теперь предложите клиенту описать, какие новые, более подходящие представления или обобщения появляются в результате этих изменений и сделайте подстройку к будущему.

Объединение конфликтующих представлений[1]

Конфликты возникают, когда у человека есть два или более конфликтующих представления, которые ведут к взаимоисключающим способам поведения. Самые распространенные типы конфликтующих представления: конфликт логических и эмоциональных представлений; представлений ребенка и представлений взрослого; рациональных и интуитивных представлений; представлений из прошлого и представлений, принадлежащих настоящему. Самые трудные и болезненные конфликты возникают, когда сталкиваются между собой представления, находящиеся на уровне человеческой сущности, особенно когда это соединяется с отрицательной самооценкой. В таком случае человек обычно не нравится самому себе, не доверяет самому себе или боится самого себя. Данный прием разработан Робертом Дилтсом и опубликован в книге «Как изменить систему представлений с помощью НЛП». Это эффективный и экологичный метод объединения конфликтующих представлений или сторон личности. Успех станет возможным, когда представления или стороны личности смогут сотрудничать друг с другом на уровне намерений.

1. На первом шаге определяется местоположение временной линии, конфликтующих представлений или сторон личности и мета-позиции.

а) Начертите физическую временную линию и объясните клиенту, что мета-позиция (диссоциированная) может быть в любом месте вне линии. Определите конфликтующие представления или стороны личности клиента. Клиент может воспринимать этот конфликт как чувство, внутренний диалог, воспоминание или как-нибудь иначе.

б) Пусть клиент укажет точки на временной линии, соответствующие конфликтующим представлениям или сторонам личности (когда они сформировались), и последовательно ассоциируется с каждым представлением (стороной личности). Чем полнее клиент ассоциируется с каждой гранью самого себя, тем лучше будет результат, который он получит.

в) Поставьте отдельный якорь на каждое представление (или сторону личности). Калибруйте различия в физиологии клиента в разных точках временной линии. Обращайте внимание на любую асимметрию в выражении лица, жестах или движениях.

г) Пусть клиент сойдет с временной линии, диссоциируется от конфликтующих представлений или сторон личности и встанет в мета-позицию. В этой точке он не совпадает ни с той, ни с другой стороной, но он может видеть обе позиции.

2. Задачей этого шага является найти положительные намерения и цели каждой части. Иногда люди думают, что одна из сторон плохая: «Она всегда наказывает меня или не дает мне двигаться вперед». Но впоследствии они обнаруживают, что у этой, казалось бы отрицательной стороны их личности, есть положительные намерения. Может быть, ее поведение – это не лучший способ исполнить намерение, но намерение само по себе очень важно. Не переходите к шагу 3, пока каждая часть не признает и не поймет положительные намерения другой части.

а) Полнее ознакомьтесь с разными представлениями (или сторонами личности клиента). Пусть клиент снова последовательно войдет в каждую позицию, ассоциируется с ней, а потом посмотрит на другую часть (сторону личности). Выясните, что каждая часть думает о другой, какого они мнения друг о друге. На этом шаге разные части (представления, стороны личности) обычно не нравятся и не доверяют друг другу.

б) Теперь клиент снова возвращается в мета-позицию. Когда он смотрит на ситуацию со стороны, он может задаться вопросом: верны ли эти мнения (мнения частей друг о друге)? Начните исследовать намерение каждой части и намерение этого намерения, продолжая поиски до тех пор, пока клиент наконец не найдет тот уровень, на котором эти намерения сходятся. («Мое намерение не в том, что-бы угрожать тебе; я хочу, чтобы ты менялся, рос, достигал успеха». Другой вариант: «Мое намерение не в том, чтобы не давать тебе двигаться вперед; мое намерение – это выживание»). На этом уровне нет противоречий.

Клиент может переходить из одной позиции в другую (как на временной линии, так и вне ее) настолько часто, насколько это необходимо. Продолжайте закреплять якоря, установленные на разные представления (стороны личности), каждый раз, когда клиент ассоциируется с той или другой точкой на временной линии.

3. Задачей следующего шага является исследовать ценности, критерии и ресурсы каждой части. Для того, чтобы определить эти ресурсы, может потребоваться некоторый поиск, потому что они не всегда так уж очевидны. Например, клиент может сказать: «Эта часть слабая». Но, как это ни парадоксально, в этой слабости много силы, потому что она может помешать клиенту действовать. Эта слабость – на самом деле сила, и когда эта сила поддерживает клиента и помогает ему, тогда он на самом деле может достигнуть успеха.

Не переходите к 4 шагу до тех пор, пока обе части не смогут воспринять и понять, в чем ценность и польза ресурсов другой части, и как каждая из них сможет еще успешнее исполнять ее собственное намерение, если у нее будут еще и ресурсы другой части.

а) Помогите клиенту, смотрящему из мета-позиции, определить, какие ресурсы есть у каждой части. Особенно важно отметить, когда другой части не достает ресурсов. Пусть клиент снова последовательно ассоциируется с каждой частью.

б) Пусть каждая часть посмотрит на другую по-новому, и на этот раз пусть она определит, какие ресурсы другой части ей полезно будет иметь, чтобы достигнуть ее собственного положительного намерения и общей цели.

Продолжайте пользоваться разными якорями для каждой части.

4. Теперь части поделятся друг с другом ресурсами, так что они смогут более успешно достигать собственного намерения и общей цели. Обычно причиной недоверия между ними является восприятие, что у них нет ничего общего:

«Та, другая часть – это что-то чуждое, это не я».

Другая часть говорит:

«Я боюсь сотрудничать с ней потому, что я не вижу в ней ничего моего. Я потеряю себя и свои потребности потому, что другая часть их не разделяет».

После того, как они объединили свои ресурсы, становится очевидно, что:

«Это не что-то чуждое, это я».

Теперь возможно доверие и сотрудничество.

а) Пусть клиент посмотрит из мета-позиции на каждую часть, отмечая, какие у этих частей намерения, какие у них есть ресурсы и какая у них общая цель (другими словами, его благополучие). После этого, пусть он возьмет это понимание и ассоциируется с самой скептической частью. Когда клиент полностью ассоциируется с ресурсами, ценностями и мыслями этой части, воспользуйтесь тем якорем, который вы поставили на нее, чтобы помочь ему, пока он медленно идет по временной линии, неся ресурсы и ценности другой части. Пусть клиент ассоциируется с позицией другой части на временной линии, а вы в это время продолжайте держать якорь.

б) Повторите процесс в обратном направлении. Чтобы помочь клиенту, когда он ассоциируется с этими ресурсами и затем медленно пойдет обратно, чтобы принести их к первой части, пользуйтесь якорем второй части. Дайте клиенту достаточно времени, чтобы он по-настоящему почувствовал соединение ресурсов. Это глубокое переживание.

Внимательно следите за физиологией клиента. Если вначале была асимметрия в выражении лица, жестах или движениях, она должна исчезнуть во время объединения. Может так случится, что на этом шаге выявится другое ограничивающее представление. Если, например, одна часть клиента была убеждена, что удовольствие важнее, а другая часть была убеждена, что ответственность важнее, может выявиться новое ограничивающее представление: «Невозможно одновременно быть ответственным и получать удовольствие». Если это произошло, вы можете вернуться к шагу 1 и расширить этот прием, чтобы включить все три части в этот процесс, или вы можете объединять по два представления за один прием.

5. В последнем шаге происходит объединение всех трех позиций (двух конфликтовавших друг с другом и мета-позиции) и подстройка к будущему.

а) Теперь, когда каждое представление или сторона личности включает в себя все то, что есть и у другой части, пусть клиент вернется в мета-позицию и пронаблюдает за тем, как обе части соединяются и становятся единой сущностью в точке настоящего на временной линии.

б) Затем пусть клиент ассоциируется с этим объединением, а вы в это время проведите интеграцию якорей, связанных с каждой частью.

в) После этого пусть клиент самостоятельно пройдет по временной линии в будущее.

Мета-зеркало
1. Выясните, как ведет себя человек, с которым клиенту трудно общаться:

а) Клиент выбирает человека, с которым ему трудно общаться;

б) Клиент представляет себе этого человека из первой позиции (ассоциировано) и называет ту особенность характера другого человека (неконгруэнтность, равнодушие, грубость и т.д.), которая затрудняет общение;

в) Терапевт выясняет, на каком логическом уровне (поведения, способностей, ценностей или личности) реагирует этот человек.

Терапевт: «Представьте себе, что этот человек здесь, перед вами. Как бы вы описали его поведение? Что мешает вам общаться с этим человеком? Что он делает? Как он ведет себя? Он невнимателен? Вы вызываете у него отвращение? Или, может быть, раздражение?»

Клиентка: «Он ведет себя неуважительно».

Терапевт: «Он не уважает ваше поведение, ваши способности, ваши ценности или вас?»

Клиентка: «Меня».

Терапевт: «Обратите внимание, что вам труднее всего общаться с теми людьми, которым вы позволяете задевать вашу личность. Когда вы уверены, что вы как личность (т.е. вы сами) в полном порядке, что бы ни делал другой человек, вы всегда сможете себя защитить».

2. Выясните, как ведет себя клиент:

а) Клиент выходит в мета-позицию (3-ю позицию) и, наблюдая за взаимодействием со стороны, размышляет о том, как он ведет себя в таких ситуациях;

б) Клиент определяет, как он ведет себя по отношению к другому человеку (осуждающе, раздраженно, разочарованно и т.д.);

в) Терапевт выясняет, на каком логическом уровне (поведения, способностей, ценностей или личности) реагирует клиент.

Терапевт: «Теперь выйдете в мета-позицию (3-ю позицию) и понаблюдайте со стороны за собственными реакциями, когда он ведет себя неуважительно. Как бы вы определили ваше поведение?»

Клиентка: «Я веду себя жестко. Я не уступаю, так будет точнее».

Терапевт: «В чем именно вы не уступаете?»

Клиентка: «В том, что важно для меня в этих взаимоотношениях».

Терапевт: «Это связано с вашими ценностями?»

Клиентка: «Да».

Терапевт: «Но, несмотря на то, что вы не уступаете ни в чем, что касается ваших ценностей, его поведение не становится более уважительным?»

Клиентка: «Нет, потому что он каким-то образом контролирует ситуацию, и я не вижу выхода».

3. Исследуйте, как поведение клиента влияет на поведение другого человека:

а) Клиент начинает понимать, как его поведение вызывает или усиливает реакцию другого человека;

б) Клиент представляет себе, как бы вел себя другой человек в его отсутствие.

Терапевт: «Таким образом, он ведет себя неуважительно, а вы не уступаете. Вопрос в том, будет ли он вести себя неуважительно, если вы уступите? Как он будет себя вести, если вы поведете себя по-другому? Как бы он вел себя, если бы вас вообще там не было?»

4. Обдумайте другие способы поведения:


а) Клиент обдумывает другие способы поведения;

б) Клиент объясняет, что мешает ему реагировать по-другому.

Терапевт: «Вы уже, наверно, знаете, что в таком взаимодействии вы влияете на поведение других людей так же, как и они влияют на ваше поведение. Может быть, вы уже пробовали изменить вашу собственную реакцию. Что заставляет вас продолжать вести себя так во взаимоотношениях с этим человеком?»

Клиентка: «Я не вижу другого выхода».

5. Исследуйте взаимоотношения между внутренним «Я» и внешним «Я»:


а) Клиент выходит в 4-ую позицию и наблюдает со стороны за взаимоотношениями между внутренним «Я» (в 3-ей позиции) и внешним «Я» (в 1-ой позиции).

б) Клиент рассматривает и описывает, как его внутреннее «Я» (3-я позиция) относится к его внешнему «Я» (1-ая позиция) ¾ оно может быть непоследовательным, равнодушным, нетерпеливым, скучающим, сердитым и т.д.

Терапевт: «Теперь я хочу, чтобы вы вышли в четвертую позицию и посмотрели отсюда. Когда вы смотрите на то, как ваше внутреннее «Я» (в 3-ей позиции) общается с вашим внешним «Я» (в 1-ой позиции), как бы вы охарактеризовали эти взаимоотношения?»

Клиентка: «Между мной и мной?»

Терапевт: «Да».

Клиентка: «Мое внутреннее «Я» (3-я позиция) относится к моему внешнему «Я» пренебрежительно. Оно думает, что ситуация безнадежная, и не понимает, как мое внешнее «Я» может такое терпеть. Оно думает, что внешнее «Я» не может сделать ничего, что произвело бы на другого человека хоть какое-нибудь впечатление».

6. Выявите подобия между взаимоотношениями клиента с самим собой и взаимоотношениями клиента с другим человеком:

Терапевт: «Теперь давайте сравним ваши взаимоотношения с самой собой и ваши взаимоотношения с ним. Заметьте, в чем сходство между тем, как ваше внутреннее «Я» (3-я позиция) относится к вашему внешнему «Я» (1ая позиция) и тем, как другой человек относится к вам».

Клиентка: (Смотрит задумчиво около полминуты): «Я отношусь к себе так же, как он относится ко мне».

Терапевт: «Часто бывает так, что другой человек относится к вам так же, как вы относитесь к себе. Чтобы понять ваши взаимоотношения с другим человеком, бывает полезно исследовать ваши взаимоотношения с самой собой. Как ваше внешнее «Я» (1-ая позиция) реагирует на пренебрежение со стороны вашего внутреннего «Я» (3-я позиция)?»

Клиентка: «Она очень напряжена. Она боится потерять себя».

Терапевт: «В таком случае его напряжение вполне объяснимо, не правда ли?»
7. Поменяйте местами внутреннее и внешнее «Я»:

а) С 4-ой позиции клиент переносит свое внутренне «Я» (3-ю позицию) (т.е. свое отношение к самому себе) в 1-ую позицию так, что это отношение направлено теперь на другого человека;

б) Затем клиент переносит свои реакции из 1-ой позиции (т.е. свое отношение к другому человеку) в 3-ю позицию так, что эти реакции относятся теперь к самому клиенту;

в) Клиент исследует, как это перемещение меняет ситуацию, преобразуя взаимоотношения.

Терапевт: «Давайте выясним, что происходит, когда ваше внутреннее «Я» меняется местами с вашим внешним «Я». Так что теперь ваше внутренне «Я» будет здесь (терапевт указывает рукой) в 1-ой позиции, а ваше внешнее «Я» будет здесь, в 3-ей позиции. Но они будут вести себя по-старому. Другими словами, вы (в 1-ой позиции) будете все так же пренебрежительны, но теперь по отношению к другому человеку и (из 3-ей позиции) вы будете все также неуступчивы во всем, что касается ваших ценностей, но с самой собой. Чем больше вы стремитесь сохранить ваши ценности неизменными, тем больше творчества и разнообразия будет в вашем поведении.

Заметьте, что мы не меняем здесь элементы системы, мы просто меняем взаимоотношения между элементами. Что происходит, когда внутреннее и внешнее «Я» меняются местами?»

Клиентка: «Мне кажется, что так гораздо лучше».

Терапевт: «Как именно? Меняются ли взаимоотношения?»

Клиентка: «Я не думаю, что вообще есть какие-нибудь взаимоотношения теперь».

Терапевт: «Тогда вы можете вступить в другие отношения, может быть, даже с тем же самым человеком».

Клиентка: «Да, конечно».

Терапевт: «Хотите ли вы начать новые взаимоотношения с этим человеком?»

Клиентка: «Нет. Я вообще не хочу с ним общаться».

Терапевт: «Что должно измениться, чтобы вам захотелось общаться с ним?»

Клиентка: «Он должен вести себя более искренне, более открыто».

8. Соберите информацию со второй позиции:

а) Клиент представляет себя на месте другого человека;

б) Клиент выясняет, в чем нуждается другой человек.

Терапевт: «Хорошо. Теперь посмотрите на ситуацию глазами другого человека – со 2-ой позиции. Когда вы смотрите на мир его глазами, что, как вам кажется, помогло бы вам быть более искренней?»

(Клиентка физически переходит на место другого человека и задумывается на минуту).

Клиентка: «Уверенность в себе».

Терапевт: «Теперь выйдите из ситуации и перейдите в 4-ую позицию. Я хочу, чтобы вы заметили нечто важное. Так как он станет более искренним и открытым, когда у него будет больше уверенности в себе, то вопрос в том, что вы можете сделать, сохраняя свои собственные ценности, чтобы он почувствовал уверенность в себе».

Клиентка: «Ну, неуступчивость тут не поможет».

Терапевт: «А что может помочь?»

Клиентка: «По крайней мере, слушать и быть открытой».

Терапевт: «Пока вы находитесь в мета-позиции, сохраняя свои ценности неизменными, заметьте, что быть открытой и слушать – это не то же самое, что относится пренебрежительно к самой себе. И быть открытой и слушать – это не то же самое, что потерять контроль над ситуацией, в то время, как вы сохраняете свои ценности, находясь в мета-позиции, и тем самым поддерживаете сами себя».

9. Вступите в новые взаимоотношения:

а) Клиент входит в новую 1-ую позицию (которая раньше была 3-ей);

б) Клиент исследует новые перспективы и новое поведение;

в) Клиент замечает, что изменилось в его взаимоотношениях с самим собой и в его взаимоотношениях с другим человеком.

Терапевт: «С 4-ой позиции заметьте, как вы в 1-ой позиции ведете себя открыто и слушаете, в то время, как в 3-ей позиции вы продолжаете поддерживать сами себя, сохраняя свои ценности неизменными. Теперь войдите в 1-ую позицию и, глядя на другого человека, прорепетируйте, что вы будете делать».

(Клиентка переходит в 1-ую позицию и смеется. Ее физиология - это сочетание физиологии всех четырех позиций).

Терапевт: «Что вы замечаете? Как другой человек реагирует?»

Клиентка: «По-другому».

Терапевт: «Как вы себя чувствуете?»

Клиентка: «Гораздо лучше, гораздо более комфортно».


Источник: Ричард Коннер «Изменение ограничивающих представлений»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.