В 1961 году член правления Института общей семантики Роберт Блейк высказал в своей ежегодной речи такую мысль. Установка на собственную победу и поражение противника на переговорах должна быть заменена поиском творческих альтернатив, неограниченного числа решений. Одни из этих решений могут быть лучше, другие хуже, но их обязательно нужно рассмотреть — ко взаимной выгоде сторон. Это — подход, противоположный установке на Выигрыш/Проигрыш, при которой каждый участник переговоров раз и навсегда занял определенную позицию и всеми силами старается навязать свое решение оппоненту.
Естественно, каждый участник переговоров стремится к победе, а если он не «сам по себе», а входит в состав команды, это стремление становится почти манией. Противоречия воспринимаются как катастрофа, а не как повод к изобретению перспективных идей, от которых зависит выгодное для всех решение.
Если мы — члены замкнутого кружка, наши интересы сливаются с его интересами. На переговорах сразу бросается в глаза, до какой степени каждый член команды отождествляет себя со своей позицией и лезет вон из кожи, чтобы посрамить соперника. Характерный для установки на Выигрыш/Проигрыш подход «или — или» мешает увидеть вещи в реальном свете. О сотрудничестве между сторонами не может быть и речи. Люди теряют способность воспринимать доводы другой стороны. Ваша верность товарищам или организации напрямую связывается с жаждой победы. Если вы не давите на противника, значит, вы не патриот. Вот надежный способ лишить себя всякой возможности сотрудничества и совместных поисков решения проблемы! Предложение пригласить независимого арбитра воспринимается как намек на неспособность самим решить свои проблемы. Если арбитр все же приглашен и вынесенное им решение не совпадает с вашим, вы обвиняете его в пристрастности и некомпетентности. Если «победа» присуждена вам, вы довольны, зато противник чувствует себя ущемленным и готовится к реваншу.
Прежде чем дать исчерпывающий ответ на главный вопрос, рассмотрим одну второстепенную проблему. Возможно ли пользоваться всеми преимуществами состязания и в то же время добиться такого сотрудничества, при котором все заинтересованные стороны стремятся к удовлетворению общих и частных интересов? Ответ будет опять-таки — да! Причем это не только возможно, но и вполне достижимо, даже если всего одна сторона подходит к переговорам с позиций творческих альтернатив.
Первый шаг состоит в том, чтобы осознать: установка на Выигрыш/Проигрыш — далеко не лучшая из всех возможных. Ваш оппонент — такой же человек, как вы, и в ситуации Выигрыш/Проигрыш испытывает те же чувства. Если кто-то стремится победить за наш счет, мы ожесточаемся; воля к победе возрастает. Сравните это ощущение с тем, которое вы испытываете, ведя переговоры с человеком, который вас искренне уважает и, будучи настроен на плодотворное сотрудничество, выдвигает одно предложение за другим, ищет взаимовыгодные варианты решения. Какое впечатление о себе вы предпочитаете создать у оппонента после того, как справитесь с первоначальной подозрительностью?
Все участники переговоров испытывают одинаковое давление: над всеми довлеет необходимость «победить». Зато если на людей ничто не давит, они становятся открытыми и начинают искать лучшее из неограниченного числа возможных решений.
Следует проверять себя мертоновским принципом самосбывающихся пророчеств. Предсказанное сбывается не потому, что оно правильно, а потому что мы сами, своими предубеждениями и делами, провоцируем предсказанную реакцию. Если вы действительно заинтересованы во взаимовыгодном решении, постарайтесь внушить противоположной стороне, что ваши мотивы искренни. Все ваше поведение должно свидетельствовать о настроенности на сотрудничество. И тогда оно станет общей целью — вы даже сможете делиться секретами.
К.У.Морис однажды заметил: «В процессе общения можно не только не достичь согласия в оценках и образе действий, но и усугубить конфликт, усилить дух соперничества, увеличить зависимость. Потому что язык имеет множество тончайших, неуловимейших нюансов и является могущественнейшим инструментом контроля, возбуждения соперничества, навязывания своих целей, орудием эксплуатации других людей.
В своей работе «Уровень защиты и потенциал влияния в маленьких коллективах» Джек Р.Гибб утверждает: «Если кто-либо хочет существенно повысить качество общения, он должен изменить межличностные отношения». Один из способов достичь этого — перейти от глухой обороны к дружелюбию, готовности идти навстречу. Это успокоит оппонента, даст ему возможность сосредоточиться на ваших словах и поступках. Гибб приводит шесть пар противоположных категорий, характеризующих установку на самозащиту (левая колонка) и на сотрудничество (правая).
Эти шесть пар взаимодействуют между собой. Поскольку межличностные отношения часто — и иногда обоснованно — носят критический характер, нужно пытаться уравновесить их словами и поступками, выражающими сопереживание. Гибб отмечает: человека особенно часто настораживают вопросы. Вот почему так важно знать, какие функции выполняют вопросы (об этом говорилось в главе 8) и которые из них способны усиливать или уменьшать тревогу.
Попытка контролировать собеседника посредством речи или бессловесного общения также способна провоцировать оборонительные настроения, тогда как простое изложение фактов, направленное не на то, чтобы изменить оппонента, а на передачу дополнительной информации, не вызывает в нем желания защищаться. Ориентация на проблему, ее четкое обозначение и совместное решение не задевают чувств оппонента и не мешают ему делать собственные выводы. Такая линия поведения диаметрально противоположна уклончивой, нацеленной на манипулирование, эгоистичной стратегии.
Короче говоря, согласимся с Гиббом: «Чтобы снять напряжение, нужно убедить слушателя в вашей готовности изменить свои поступки, отношение и взгляды. Тот, кто умеет предвидеть и настроен объективно обсуждать предмет спора, а не становиться на чью-то сторону; искать решение, а не доказывать свою правоту,— такой человек создает у слушателя впечатление, что от него в какой-то мере зависит конечный результат. Если кто-то действительно ищет факты, он не отвергнет помощь или участие в поисках другого человека». Обсуждать нужно проблемы, а не требования сторон.
Признание сложностей в отношениях между группами, понимание их причин — полезно, но недостаточно для решения проблем. Нужно знать и предпринимать конкретные шаги для достижения активного сотрудничества.
Первый шаг — совместное установление фактов. Такое начало переговоров помогает избежать излишне персонифицированных, эмоционально перегруженных отношений, чреватых постоянными конфликтами. Если стороны порознь, независимо друг от друга пришли к разному пониманию фактов, это уже на ранней стадии разведет их по разные стороны баррикад. Зато совместные действия на этом этапе обеспечат поступательное движение переговоров.
На втором этапе не следует просить участников представить «лучшее» или «единственно правильное» решение. Каждый выдвигает столько предложений, сколько будет в состоянии усвоить противоположная сторона, которая также получит могучий стимул к аналогичным действиям. Подход, основанный на взаимной выгоде, автоматически создает условия для творчества, стимулирует конструктивные действия, направленные на выработку взаимоприемлемого решения. Знания и талант каждого участника группы ничем не скованы; каждая сторона может открыто заявить о своих интересах, одновременно стараясь согласовать их с интересами другой стороны. Даже односторонний отказ от атмосферы секретности способствует возникновению духа взаимопомощи. На этой стадии предпочтительно не выпячивать противоречия, а искать общие интересы. Они-то и послужат фундаментом будущего здания. В большинстве случаев удается уже на ранней стадии подготовить благодатную почву для грядущего урожая.
Старайтесь подключить к плодотворному сотрудничеству всех членов вашей команды и команды противоположной стороны. Чем выше доля участия каждого в выработке перспективных идей, чем больше выдвигается предложений, тем успешнее устраняются противоречия; каждый вносит свой вклад в поиски взаимовыгодного решения.
Старайтесь постоянно держать всех участников в курсе продвижения переговоров на каждой стадии. Это станет полезной гимнастикой для ума. Нельзя ожидать от членов противоположной команды, чтобы они одновременно с вами приходили к тем же выводам. Подводите их к этим выводам шаг за шагом, ступенька за ступенькой, анализируя каждое предложение, каждую уступку,— и тогда окончательное решение будет понятным, зрелым, приемлемым для всех.
Если в вашей команде есть человек, способный раньше других почувствовать близость тупика, выработать альтернативное предложение и в спокойной, безличной манере — не оценки, а констатации,— довести их до всеобщего сведения,— его роль трудно переоценить! Не следует загружать аса переговоров подробностями — кто что сказал. Его стихия — альтернативные предложения с указанием возможных последствий.
Итак, на начальной стадии переговоров требуется:
1 Признать порочность установки на Выигрыш/Проигрыш. Настроиться на альтернативный подход.
2 Противопоставить оборонительным тенденциям атмосферу сотрудничества.
3 Совместно устанавливать факты.
4 Изобретать перспективные идеи.
5 Привлечь всех участников к творчеству.
6 Выявить эксперта, способного к спонтанно! нацеленной на решение проблемы деятельности.
Если вы сомневаетесь, что можете достичь этого в вашей переговорной ситуации, вспомните анекдот о провинциале, впервые приехавшем Нью-Йорк. Он останавливает на улице пожилого человека: «Как попасть в Карнеги-Холл?» И тот отвечает: «Работайте, сын мой, работайте!»
Естественно, каждый участник переговоров стремится к победе, а если он не «сам по себе», а входит в состав команды, это стремление становится почти манией. Противоречия воспринимаются как катастрофа, а не как повод к изобретению перспективных идей, от которых зависит выгодное для всех решение.
Если мы — члены замкнутого кружка, наши интересы сливаются с его интересами. На переговорах сразу бросается в глаза, до какой степени каждый член команды отождествляет себя со своей позицией и лезет вон из кожи, чтобы посрамить соперника. Характерный для установки на Выигрыш/Проигрыш подход «или — или» мешает увидеть вещи в реальном свете. О сотрудничестве между сторонами не может быть и речи. Люди теряют способность воспринимать доводы другой стороны. Ваша верность товарищам или организации напрямую связывается с жаждой победы. Если вы не давите на противника, значит, вы не патриот. Вот надежный способ лишить себя всякой возможности сотрудничества и совместных поисков решения проблемы! Предложение пригласить независимого арбитра воспринимается как намек на неспособность самим решить свои проблемы. Если арбитр все же приглашен и вынесенное им решение не совпадает с вашим, вы обвиняете его в пристрастности и некомпетентности. Если «победа» присуждена вам, вы довольны, зато противник чувствует себя ущемленным и готовится к реваншу.
Прежде чем дать исчерпывающий ответ на главный вопрос, рассмотрим одну второстепенную проблему. Возможно ли пользоваться всеми преимуществами состязания и в то же время добиться такого сотрудничества, при котором все заинтересованные стороны стремятся к удовлетворению общих и частных интересов? Ответ будет опять-таки — да! Причем это не только возможно, но и вполне достижимо, даже если всего одна сторона подходит к переговорам с позиций творческих альтернатив.
Первый шаг состоит в том, чтобы осознать: установка на Выигрыш/Проигрыш — далеко не лучшая из всех возможных. Ваш оппонент — такой же человек, как вы, и в ситуации Выигрыш/Проигрыш испытывает те же чувства. Если кто-то стремится победить за наш счет, мы ожесточаемся; воля к победе возрастает. Сравните это ощущение с тем, которое вы испытываете, ведя переговоры с человеком, который вас искренне уважает и, будучи настроен на плодотворное сотрудничество, выдвигает одно предложение за другим, ищет взаимовыгодные варианты решения. Какое впечатление о себе вы предпочитаете создать у оппонента после того, как справитесь с первоначальной подозрительностью?
Все участники переговоров испытывают одинаковое давление: над всеми довлеет необходимость «победить». Зато если на людей ничто не давит, они становятся открытыми и начинают искать лучшее из неограниченного числа возможных решений.
Следует проверять себя мертоновским принципом самосбывающихся пророчеств. Предсказанное сбывается не потому, что оно правильно, а потому что мы сами, своими предубеждениями и делами, провоцируем предсказанную реакцию. Если вы действительно заинтересованы во взаимовыгодном решении, постарайтесь внушить противоположной стороне, что ваши мотивы искренни. Все ваше поведение должно свидетельствовать о настроенности на сотрудничество. И тогда оно станет общей целью — вы даже сможете делиться секретами.
К.У.Морис однажды заметил: «В процессе общения можно не только не достичь согласия в оценках и образе действий, но и усугубить конфликт, усилить дух соперничества, увеличить зависимость. Потому что язык имеет множество тончайших, неуловимейших нюансов и является могущественнейшим инструментом контроля, возбуждения соперничества, навязывания своих целей, орудием эксплуатации других людей.
В своей работе «Уровень защиты и потенциал влияния в маленьких коллективах» Джек Р.Гибб утверждает: «Если кто-либо хочет существенно повысить качество общения, он должен изменить межличностные отношения». Один из способов достичь этого — перейти от глухой обороны к дружелюбию, готовности идти навстречу. Это успокоит оппонента, даст ему возможность сосредоточиться на ваших словах и поступках. Гибб приводит шесть пар противоположных категорий, характеризующих установку на самозащиту (левая колонка) и на сотрудничество (правая).
Эти шесть пар взаимодействуют между собой. Поскольку межличностные отношения часто — и иногда обоснованно — носят критический характер, нужно пытаться уравновесить их словами и поступками, выражающими сопереживание. Гибб отмечает: человека особенно часто настораживают вопросы. Вот почему так важно знать, какие функции выполняют вопросы (об этом говорилось в главе 8) и которые из них способны усиливать или уменьшать тревогу.
Попытка контролировать собеседника посредством речи или бессловесного общения также способна провоцировать оборонительные настроения, тогда как простое изложение фактов, направленное не на то, чтобы изменить оппонента, а на передачу дополнительной информации, не вызывает в нем желания защищаться. Ориентация на проблему, ее четкое обозначение и совместное решение не задевают чувств оппонента и не мешают ему делать собственные выводы. Такая линия поведения диаметрально противоположна уклончивой, нацеленной на манипулирование, эгоистичной стратегии.
Короче говоря, согласимся с Гиббом: «Чтобы снять напряжение, нужно убедить слушателя в вашей готовности изменить свои поступки, отношение и взгляды. Тот, кто умеет предвидеть и настроен объективно обсуждать предмет спора, а не становиться на чью-то сторону; искать решение, а не доказывать свою правоту,— такой человек создает у слушателя впечатление, что от него в какой-то мере зависит конечный результат. Если кто-то действительно ищет факты, он не отвергнет помощь или участие в поисках другого человека». Обсуждать нужно проблемы, а не требования сторон.
Признание сложностей в отношениях между группами, понимание их причин — полезно, но недостаточно для решения проблем. Нужно знать и предпринимать конкретные шаги для достижения активного сотрудничества.
Первый шаг — совместное установление фактов. Такое начало переговоров помогает избежать излишне персонифицированных, эмоционально перегруженных отношений, чреватых постоянными конфликтами. Если стороны порознь, независимо друг от друга пришли к разному пониманию фактов, это уже на ранней стадии разведет их по разные стороны баррикад. Зато совместные действия на этом этапе обеспечат поступательное движение переговоров.
На втором этапе не следует просить участников представить «лучшее» или «единственно правильное» решение. Каждый выдвигает столько предложений, сколько будет в состоянии усвоить противоположная сторона, которая также получит могучий стимул к аналогичным действиям. Подход, основанный на взаимной выгоде, автоматически создает условия для творчества, стимулирует конструктивные действия, направленные на выработку взаимоприемлемого решения. Знания и талант каждого участника группы ничем не скованы; каждая сторона может открыто заявить о своих интересах, одновременно стараясь согласовать их с интересами другой стороны. Даже односторонний отказ от атмосферы секретности способствует возникновению духа взаимопомощи. На этой стадии предпочтительно не выпячивать противоречия, а искать общие интересы. Они-то и послужат фундаментом будущего здания. В большинстве случаев удается уже на ранней стадии подготовить благодатную почву для грядущего урожая.
Старайтесь подключить к плодотворному сотрудничеству всех членов вашей команды и команды противоположной стороны. Чем выше доля участия каждого в выработке перспективных идей, чем больше выдвигается предложений, тем успешнее устраняются противоречия; каждый вносит свой вклад в поиски взаимовыгодного решения.
Старайтесь постоянно держать всех участников в курсе продвижения переговоров на каждой стадии. Это станет полезной гимнастикой для ума. Нельзя ожидать от членов противоположной команды, чтобы они одновременно с вами приходили к тем же выводам. Подводите их к этим выводам шаг за шагом, ступенька за ступенькой, анализируя каждое предложение, каждую уступку,— и тогда окончательное решение будет понятным, зрелым, приемлемым для всех.
Если в вашей команде есть человек, способный раньше других почувствовать близость тупика, выработать альтернативное предложение и в спокойной, безличной манере — не оценки, а констатации,— довести их до всеобщего сведения,— его роль трудно переоценить! Не следует загружать аса переговоров подробностями — кто что сказал. Его стихия — альтернативные предложения с указанием возможных последствий.
Итак, на начальной стадии переговоров требуется:
1 Признать порочность установки на Выигрыш/Проигрыш. Настроиться на альтернативный подход.
2 Противопоставить оборонительным тенденциям атмосферу сотрудничества.
3 Совместно устанавливать факты.
4 Изобретать перспективные идеи.
5 Привлечь всех участников к творчеству.
6 Выявить эксперта, способного к спонтанно! нацеленной на решение проблемы деятельности.
Если вы сомневаетесь, что можете достичь этого в вашей переговорной ситуации, вспомните анекдот о провинциале, впервые приехавшем Нью-Йорк. Он останавливает на улице пожилого человека: «Как попасть в Карнеги-Холл?» И тот отвечает: «Работайте, сын мой, работайте!»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи