Вот наиболее распространенные разновидности этой стратегии: сопричастность, ассоциация, отмежевание, узел, накат, орел или решка, подтасовка, салями, вилка, посредничество и смена ракурса.
СОПРИЧАСТНОСТЬ. («Мы же друзья!») Вы стараетесь привлечь на свою сторону как можно больше сторонников, чтобы они прямо или косвенно действовали в вашу пользу. Каждый участник привносит в переговоры свои индивидуальные методы.
Сюда относится тактика «И мне!», успешно примененная профсоюзом портовых рабочих. Газета «Нью-Йорк тайме» от 28 августа 1965 года писала: «Практически каждый профсоюз портовых рабочих включает в коллективный договор пункт о том, что если после заключения контракта какому-нибудь родственному профсоюзу будут предложены лучшие условия, они автоматически включаются в данный коллективный договор. Вот почему портовики уже 73-й день бастуют и не собираются отступать».
Если переговоры зашли в тупик, бывает полезно командировать двоих участников (по одному человеку от каждой стороны) поработать отдельно, а затем вернуться в комнату заседаний.
Коалиционный торг представляет из себя расширенную и усовершенствованную тактику соучастия. По решению совета профсоюзов от работодателя нельзя требовать, чтобы он договаривался с несколькими профсоюзами одновременно. Тем не менее представители других профсоюзов имеют право присутствовать на переговорах. Так они получают представление о стратегии администрации и впоследствии могут выставить те же условия или потребовать объяснений, почему они не могут быть приняты. Существуют и другие разновидности этой процедуры: скоординированный торг, или сговор (название зависит от того, по какую сторону стола вы находитесь).
Иногда профсоюз и администрация только выигрывают от совместных действий. Один менеджер строительной фирмы применил эту тактику для решения трудной проблемы. Ему предложили субподряд на строительство ряда зданий. Однако другие субподрядчики не захотели связываться — из опасения, что профсоюз навяжет им контракт, который окажется смирительной рубашкой. Тем не менее этот менеджер решил рискнуть.
Ознакомившись с жесткими требованиями профсоюза, он вместо того, чтобы затеять спор, постарался привлечь оппонентов к сотрудничеству. Он внимательно изучил контракт и спросил профсоюзных лидеров, как бы они сами поступили на его месте. Иначе говоря, каким образом, по их мнению, он может удовлетворить все их требования и в то же время получить прибыль. Они ответили по существу — это оказалось не так уж и сложно.
В одном пункте, который этот менеджер счел совершенно неприемлемым, значилось: на строительной площадке имеют право появляться только грузовики, управляемые членами профсоюза. К примеру, чтобы один раз доставить на стройку бочку краски, нужно целый день держать при себе грузовик, а это убыточно. Ему ответили: «Почему бы вам не заключить субдоговор на один час в день с компанией, располагающей грузовым транспортом?» И так — пункт за пунктом. Вместо того, чтобы погрязнуть в бесплодных спорах, этот человек сделал профсоюз своим союзником и прекрасно справился с работой.
Соучастие особенно важно, если затевается объединение или покупка одной фирмы другой, более крупной и могущественной. Один из возможных путей — дать профсоюзу понять, что вы не собираетесь менять стиль работы и ломать традиции. После объединения покупатель и продавец могут осуществлять совместное руководство на взаимоприемлемой основе. Этот метод приносит хорошие результаты и в тех случаях, когда вы хотите купить семейное дело с давними традициями.
АССОЦИАЦИЯ. Иногда адвокат или консультант соглашается на невысокий гонорар ради престижного характера будущей работы и возможности завести полезные связи. Случается, проработав какое-то время, он обнаруживает, что ему недоплачивают, однако не спешит расстаться с клиентом, заверяющим: «Этот уникальный случай станет самым ярким пером на вашей шляпе» — то есть залогом грядущей славы. Клиент хочет, чтобы его дело ассоциировалось для агента в первую очередь с престижем, а не деньгами. Один опытный адвокат на это ответил так: «Если бы я снял со своей шляпы все перья и сделал из них хвост, я бы уже летал по воздуху».
Знаменитый «принцип домино», на протяжении многих послевоенных лет определявший образ мыслей большинства американских политиков, также может быть отнесен к стратегии ассоциации, или цепной реакции. Эти политики уверовали в то, что если какая-то одна страна установит у себя коммунистический режим, остальные последуют ее примеру.
Эта тактика широко применяется в рекламе. Потребителя уверяют в том, что такая-то знаменитость в восторге от такой-то марки сигарет, мыла, прически и так далее. В сознании потребителя данный товар или услуга начинает ассоциироваться с богатыми и удачливыми людьми. Многие даже отождествляют себя с ними — и охотно покупают этот товар или пользуются этой услугой.
Многие солидные предприниматели, уверенные в том, что уж они-то не клюнут на столь дешевую приманку, тем не менее приглашают в правление корпорации видных военных, ученых или политиков — чтобы их «ореол» распространился на корпорацию.
ОТМЕЖЕВАНИЕ. («Скажи, кто твой друг»). Эта стратегия противоположна ассоциации. Бизнес или общественное движение удается дискредитировать, связав его в общественном сознании с какими-нибудь несимпатичными фигурами. К этой «разоблачительной» тактике особенно часто прибегают экстремисты как левого, так и правого толка.
Американская табачная компания расширила свой бизнес и захотела сменить название, чтобы оно отражало новые виды деятельности. Название «Америкэн брандс» вполне удовлетворяло этому условию. Но если смотреть в корень, главным поводом для перемен послужило стремление отмежеваться от слова «табак», который к тому времени стал ассоциироваться с разными нехорошими вещами.
Иногда та или иная тактика проявляется «сама собой». Был такой случай. В здании японского посольства проводилась встреча торгового агента японского концерна и представителей двух американских фирм. Один из соперников моментально овладел инициативой и не выпускал ее до конца встречи; второму только и осталось, что время от времени кивать головой в ответ на дежурные реплики. Ему было ясно, что он проиграл. Но вдруг экспансивный американец воскликнул:
— Я восхищаюсь вашей страной! Жду не дождусь, когда мне представится новая возможность посетить ее.
Японец вежливо поинтересовался, когда он бывал в Стране восходящего солнца, и оказалось, что в 1945 году. То есть жизнерадостный бизнес-Мен служил в американских оккупационных войсках, более того — в военно-воздушных силах.
После этого его «тихий» соперник смог вздохнуть с облегчением. Заказ достался ему — в силу отмежевания.
УЗЕЛ. Вы тесно увязываете несколько вопросов сразу — крупных и мелких,— чтобы, уступив в одном пункте, выиграть в другом. Однако здесь требуется определенное мастерство, особенно в мелочах. Если потратить на них слишком много времени, противоположная сторона усилит сопротивление, а уступив, станет ожидать ответной уступки в чем-то важном. Сюда относится и ситуация, когда вы пускаете в ход аргументы и силовое давление одновременно. Тесните противника со всех сторон, не давайте ему опомниться. В шахматах эта тактика проявляется, когда сразу несколько фигур атакуют одну фигуру или клетку противника.
Сбейте его с толку! Если профсоюз настаивает на сокращенной рабочей неделе, увяжите это требование с другим: «В таком случае мы берем назад тот пункт о дополнительных выходных, о котором договорились ранее».
Выдвинуть побочное требование («соломенное чучело») с целью скрыть предмет истинных забот — из той же «оперы».
НАКАТ. В этом случае перед вами стоит задача охватить как можно большую территорию, чтобы совершить прорыв в одном или нескольких местах. Или, наоборот, во избежание прорыва противника чрезмерно укрепить значительный по размерам участок. Рокфеллеры, например, с их громадными капиталовложениями в нью-йоркскую недвижимость, были заинтересованы в том, чтобы цена на землю оставалась высокой, и добивались этого путем ее застройки престижными учреждениями. Джон Д. Рокфеллер-младший придумал разместить в Нью-Йорке штаб-квартиру Организации Объединенных Наций. После детальной проработки вопроса агенту по торговле недвижимостью Уильяму Цекендорфу было поручено подыскать подходящий участок.
Имея за спиной капитал Рокфеллера, Цекен-дорф и воспользовался тактикой наката. Он нашел хороший участок в районе Ист-Сайда. Все постройки сводились к скотобойне и мясокомбинату. Агент тщательно подсчитал стоимость всей собственности и составил четкое представление о том, сколько может запросить каждый владелец. А затем предложил цену вдвое большую и овладел недвижимостью, прежде чем хозяева взвинтили цену, прознав, что в деле фигурирует капитал Рокфеллера.
Другой аспект наката проявляется в тех случаях, когда вы ставите перед собой задачу помешать противнику узнать ваше слабое место. Завалите его фактами, подсовывайте новую и новую информацию.
Если вы — предприниматель и чувствуете, что профсоюз готов выдвинуть слишком высокие требования, ваша задача — любой ценой перехватить инициативу. Один бизнесмен ввел в привычку являться на переговоры раньше других, устанавливать грифельную доску и заполнять ее СВОИМИ требованиями, не оставляя противнику свободного пространства.
Существует особая категория людей, называемых дилерами. Это своего рода брокеры в сфере бизнеса, посредники, чьей задачей является свести покупателя и продавца или других участников двусторонних отношений. Наиболее прозорливые имеют на вооружении множество различных приемов. Зато посредственный дилер чаще всего прибегает к накату, или автоматной очереди. Он сводит вместе как можно больше людей в надежде, что среди них найдутся двое, которые поладят между собой и обеспечат ему комиссионные. Я лично предпочитаю снайперскую винтовку.
ОРЕЛ ИЛИ РЕШКА. Случилось так, что я довольно-таки поднаторел в игре «угадай, в какой руке спрятана монета» и благодаря определенной ловкости рук не раз обыгрывал сына. Тогда он решил положиться на закон вероятности и стал выигрывать в пятидесяти случаях из ста.
Всегда найдутся удачливые игроки, с успехом применяющие этот закон.
Одним из таких людей в двадцатые годы был барон Лонг, сорвавший фантастический куш на бегах в Мехико. Для этого требовалось взвинтить ставки на самую быструю лошадь — то есть фаворита — до суммы, которая бы с лихвой перекрывала риск.
Барон Лонг выстроил своих сообщников вдоль окошек, где принимались ставки. Их задачей было мешать публике ставить на фаворита и наоборот — собственным примером побуждать их ставить на совершенно безнадежных лошадей. В результате выигрыш Лонга, поставившего на фаворита, оказался баснословным.
После этого случая оставшиеся в бизнесе букмекеры сменили тактику. Но это не помешало азартному игроку Джону Тернеру повторить подвиг Лонга в Англии в 1964 году. Букмекеры, действующие в Великобритании на законных основаниях, обратились в суд. Однако верховный судья не усмотрел в действиях Тернера криминала, j Просто ему повезло.
В двадцатые годы появился новый вид мошенников, которых стали называть «мерфи-манами». Они орудовали в «Адской кухне» — районе к западу от Таймс-сквер, где проживали главным образом выходцы из Ирландии. «Мерфи-ман» подходил к незнакомому мужчине на улице и предлагал «девочку» за умеренную плату. Получив деньги, мошенник подводил свою жертву к многоквартирному дому и предлагал «нажать на кнопку миссис Мерфи». Расчет делался на то, что в доме наверняка найдутся жильцы с этой распространенной ирландской фамилией. Что интересно — этот трюк до сих пор в ходу. Меняются фамилии, но не игра.
ПОДТАСОВКА. В основу этой тактики лег принцип статистиков: часть представляет целое. К ее наиболее распространенной форме — социологическому опросу — особенно часто прибегают политики. Фокус состоит в том, чтобы проводить опрос «там, где нужно». О том, как отличить «специальные» выборки, подробно рассказывается в книге «Жизнь и статистика» Даррелла Хаффа и Ирвинга Гайса.
Наслышавшись о террористах, один бизнесмен, которому приходилось часто разъезжать по стране, начал испытывать страх перед самолетами.
Однажды он спросил своего друга-статистика: «Какова вероятность того, что на борту окажется бомба?» Тот назвал ничтожно малую цифру — что-то около одной миллионной. Поразмыслив, бдительный путешественник задал следующий вопрос: «А какова вероятность того, что на борту окажутся сразу две бомбы?» Статистик прикинул в уме. «Я бы на твоем месте не стал волноваться. Вероятность до того мала, что на твоем веку ничего подобного не случится». Год спустя они снова встретились, и статистик спросил бизнесмена, как дела. «Просто замечательно,— ответил тот.— Я только и делаю, что летаю, и абсолютно спокоен, потому что повсюду вожу с собой одну бомбу». (Благодаря усовершенствованным методам контроля в наши дни этот способ следует считать устаревшим).
Трудно поверить, но даже «Битлз» значительной долей своего успеха обязаны подтасовке. Их менеджер, покойный Брайан Эпштейн, оценил творческий потенциал группы задолго до того, как о ней заговорили другие. Первоначально популярность «Битлз» ограничивалась Ливерпулем и его окрестностями. Их записи не занимали высоких мест в хит-парадах.
Эпштейн задался целью переломить ситуацию. Он разослал агентов во все концы Англии, где пластинки «Битлз» пылились на полках магазинов, и за короткий промежуток времени скупил их все (правильно рассчитав, что сможет продать их в Ливерпуле). Кривая их популярности круто пошла вверх. С тех пор «Битлз» неизменно побивали все рекорды.
Осенью 1967 года, в связи с пошатнувшейся репутацией президента Джонсона, его сторонники предприняли опрос общественного мнения в регионе, где позиции Джонсона традиционно были сильны. Результаты были обнародованы как доказательство прочной популярности президента. Социологические службы пришли в негодование, но политики добились своей цели.
Одна крупная компания пожелала избавиться от второстепенной фирмы, занятой оптовой торговлей. Но прежде чем предпринять те или иные шаги, руководство компании решило проверить ее рыночную стоимость. Они обратились в надежный статистический центр и попросили навести справки в сфере оптовой торговли. Холдинговая компания ограничила выборку регионами, где у данной фирмы не было конкурентов. Надо ли говорить, что результаты оказались чрезвычайно высокими, благодаря чему удалось продать фирму гораздо дороже.
Обращаясь к статистическим данным, вы никогда не можете знать наверняка, на какой выборке производился опрос и что из себя представляет контрольная группа. А даже если знаете, это еще не доказывает объективности выбора. Однажды по ТВ прошла шуточная реклама: мол, девять десятых из опрошенных врачей предпочитают всем остальным блюдам китайское рагу. Потом показали фотографии этих врачей: одного европейца и девятерых китайцев.
САЛЯМИ. В этом случае вы «вырываете» одну маленькую выгоду за другой и в конце концов завладеваете всей выгодой. Название этой тактики пошло от Генерального секретаря Венгерской коммунистической партии Матиаса Ракоши, который так объяснял ее своим соратникам: «Если вы ставите перед собой цель завладеть салями, а вам ни за что не желают уступать, не следует хвататься за весь кусок сразу. Для начала отрежьте один тоненький кружок. Владелец не заметит — а если и заметит, то не станет поднимать шум. На следующий день отрежьте еще кружочек, потом еще один. И так, мало-помалу, салями целиком перейдет к вам». Эта тактика особенно ярко проявилась в действиях коммунистов после второй мировой войны.
Применяя метод салями, не допускайте, чтобы у оппонента создалось впечатление, будто вы стараетесь что-то у него отнять. Опытный продавец, продающий что-то на вес, не бросит на весы громадный кусок, чтобы затем отрезать от него по кусочку. Наоборот, он сначала положит небольшой кусок, а затем станет добавлять до нужного веса.
Тактика салями помогает держать ногу в дверной щели, чтобы ее не захлопнули у вас перед носом. Крупные фирмы знают: чтобы продать (то есть отнять у кого-то деньги), нужна предварительная стадия, на которой потенциальный покупатель должен получить свой малюсенький кружочек салями.
ВИЛКА. (Как попасть в яблочко). Когда-то этим словом обозначали артиллерийский прием, при котором первый снаряд выпускали поверх цели, второй — ниже цели, а третий, не особенно точно посланный между ними, раскалывал мишень. Один управляющий крупной компанией объяснял свою способность удерживаться на высокой должности успешным применением тактики вилки. По роду его деятельности этому человеку приходилось принимать слишком много решений. Он не тратил все свое время на поиск идеальных решений: главным для него было держаться в допустимых пределах. Впоследствии он «раскалывал мишень» и таким образом исправлял ошибку.
Если должник не платит, попробуйте предъявить счет на сумму, значительно превышающую величину долга. Скорее всего, он позвонит вам и начнет ее оспаривать — тем самым признавая настоящую сумму. И вообще, поймет, что лучше заплатить — такую-то мелочь!
Владелец швейной фабрики заключил договор с профсоюзом. Хотя в договоре упоминались четыре рабочих разряда, на практике всем платили среднюю зарплату. Это не помешало профсоюзу потребовать ее увеличения. Владелец внес контрпредложение: он с удовольствием повысит зарплату (хотя и не настолько, как требует профсоюз), но в качестве ответной уступки профсоюз должен согласиться на новую систему деления на разряды: их должно стать не четыре, как прежде, а целых шесть. Профсоюз согласился — его манили более высокие тарифные ставки. И они действительно последовали — для высококвалифицированных работников. Зато неквалифицированные стали получать меньше; при этом общий фонд зарплаты остался прежним.
ПОСРЕДНИЧЕСТВО. Иногда бывает целесообразно поручить защиту ваших интересов агенту. В очерке «О переговорах» Фрэнсис Бэкон писал:
«Как правило, лучше действовать не самому, а через посредника. Посредниками следует выбирать людей попроще, которые сочтут своей святой обязанностью добросовестно выполнить поручение и честно доложить о результатах, а не тех, кто, будучи себе на уме, весьма скоро начнет заботиться о своей выгоде и докладывать то, что вам будет приятнее слышать. Следует отдавать предпочтение людям, болеющим за дело и пригодным для него. Ищите смелых — для спора, обходительных — для убеждения, хитрых — для наведения справок, нахальных — для дел, застрявших на мертвой точке. Приглашайте удачливых, ранее преуспевших в делах такого рода, ибо это внушает доверие, и они будут стремиться поддержать репутацию».
Вот пример эффективного посредничества.
Мой клиент опаздывал на встречу, на которую он и его оппонент пригласили меня и второго агента. Немного подождав, я предложил начать обсуждение. И очень скоро с радостью убедился, что мне удается добиться одной уступки за другой. Зато, если уступка требовалась от меня, я ссылался на опасение превысить свои полномочия. Таким образом я добился значительной выгоды для своего клиента и в то же время не связал его необдуманными обязательствами.
Тактика ограниченной ответственности или установления рамок, в которых может действовать агент, много раз доказывала свою эффективность. Поняв, что посредник не всемогущ, оппонент умеряет свои аппетиты.
Иногда агент выступает в роли дополнительного стимула, чтобы помочь клиенту добиться благоприятного исхода переговоров. Так бывает, когда страховая компания представляет ответчика в автомобильной аварии. Защищая интересы клиента, компания одновременно защищает и свои интересы: ведь в случае проигрыша ей придется раскошелиться на возмещение ущерба и нести судебные издержки.
Некоторые руководители предпочитают полностью делегировать посреднику свои полномочия, связывая его при этом требованием лояльности. В случае кражи или злоупотреблений они избавлены от необходимости искать и наказывать либо прощать виновного, так как передали свои полномочия страховой компании. Им не нужно принимать решения. Один мой знакомый добивается гарантий надежности и одновременно избавляет себя от хлопот благодаря следующему приему. Каждого претендента на образовавшуюся вакансию он просит заполнить специальную форму, содержащую обязательство. Потом убирает ее подальше — чтобы никогда не воспользоваться. Тем не менее служащий постоянно помнит о существовании этого документа и не допускает нечестных поступков.
Хотя ваш собственный агент на переговорах незаменим, избегайте иметь дело с агентом противника. Старайтесь по возможности решать вопросы с первыми лицами. Проверяйте, действительно ли перед вами — первое лицо.
Несколько лет назад произошел характерный случай, который может послужить прекрасной иллюстрацией к только что сказанному. Отец моего клиента пропал сразу после того, как Соединенные Штаты вступили во вторую мировую войну, и целых шесть месяцев о нем ничего не было слышно. Потом один родственник случайно узнал, что все это время он работал поваром в строительной фирме в Иране, возводившей оборонные сооружения. Странно, что, будучи лингвистом, отец моего клиента удовольствовался такой должностью.
После гибели отца мой клиент несколько лет безуспешно добивался выплаты по страховому полису, какие выдавались всем сотрудникам строительной фирмы. Попутно адвокат, который вел это дело, выслушал немало историй, объясняющих поведение отца. По одной из наиболее убедительных версий, он работал на американскую разведку и был послан в Иран с секретной миссией — проверить, что происходит вдоль советской границы. Собрав информацию, он заторопился домой и из-за этого поссорился с начальником. Его уволили и посадили на корабль, идущий в Штаты. Где-то в Атлантическом океане в корабль угодила торпеда; он затонул вблизи немецкой подлодки; спаслось всего несколько человек. Из их письменных показаний стало известно, что в последний раз отца видели плывущим на плоту. Всех этих обстоятельств, плюс интервал в несколько лет, хватило, чтобы счесть его погибшим. Тем не менее строительная фирма, в которой он работал, заявила адвокату, что повар погиб, уже будучи уволенным, и, стало быть, фирма свободна от всех обязательств. Юрист возразил: судя по всему, этот человек находился на государственной службе. Фирма ответила: тогда тем более нечего предъявлять претензии. Три года заявлений, исков, угроз ни к чему не привели. Вот какова была ситуация, когда я взялся за это дело.
После предварительного расследования я пришел к выводу, что строительная фирма выполняла в Иране срочный государственный заказ. В случае выплаты страховки государство должно было компенсировать ей эти расходы. Поэтому я решил обратиться непосредственно в государственную службу, чей заказ она выполняла.
Госслужба откликнулась на мое обращение. Всего лишь неделю спустя я добыл все необходимые документы и доказательства. Американское правительство сполна уплатило по страховому полису. Я до сих пор не знаю точно, был ли отец моего клиента разведчиком, хотя в душе уверен: он принадлежал к числу безымянных героев, положивших свои жизни на алтарь гражданского долга.
А вывод такой: следует обращаться к тому, в чьих руках — чековая книжка.
Международные корпорации часто приглашают в качестве посредников людей, волею судьбы или обстоятельств воспринявших ценности двух культур. Благодаря этому удается улаживать всевозможные конфликты, возникающие при открытии бизнеса в чужой стране. К примеру, в Индии управляющий из местных жителей стремится нанимать исключительно своих земляков. Поскольку рабочие места в Индии на вес золота, с этим проявлением местничества очень трудно бороться. Управляющего вечно осаждают полчища работников — его соседей, хлопочущих об «остальных».
Менеджер, родившийся в Индии, но живший за рубежом, лучше справляется с этой ситуацией. Его взгляды отличаются большей широтой; он пользуется доверием обеих сторон и незаменим в качестве посредника.
Жизнь, со всей ее непредсказуемостью, иногда выбирает в посредники тех, кто не имеет никакого отношения к проблеме. Например, во время войны, когда уличное освещение в восточных штатах Америки в целях светомаскировки по вечерам отключалось, молодым парням были предоставлены самые широкие права на улицах. Они ныряли в гущу транспортной пробки и быстро ее ликвидировали.
СМЕНА РАКУРСА. Это - стратегия или тактика, при которой вы расширяете или, наоборот, сужаете свое участие в деле. Она может также заключаться в том, чтобы разделить проблему на части, по-новому ее обозначить, сменить подход или уровень, на котором она решается. К примеру, если с ней долго и безуспешно сражался мужчина, поручить это дело женщине. Если государственная организация и субподрядчик не могут договориться об условиях заключения сделки, сменить тип контракта — скажем, от такого, где указывается общая стоимость работ, перейти к смете, где подробно расписаны этап за этапом. Возможно, это подтолкнет заказчика совместно с исполнителем искать пути снижения себестоимости отдельных элементов.
Рассмотрим другие примеры применения этой тактики. На межличностном уровне все предложения мэра Нью-Йорка, направленные на улаживание конфликта между Оушн-Хилл и Управлением школ округа Браунсвилл, отметались — либо властями округа, либо профсоюзом учителей. Когда же мэр, Джон Линдсей, предложил новое решение, затрагивающее все школы города, обе стороны сочли возможным принять его без ущерба для своего самолюбия.
Предположим, нерешенный трудовой конфликт обернулся стачкой. Вместо того, чтобы вести переговоры с профсоюзным комитетом, администрация может обратиться непосредственно к членам профсоюза, разослав им по почте письма с объяснением своей позиции. Противоположная смена уровня будет заключаться в том, чтобы через голову агента обратиться к высшему должностному лицу. Эта тактика в высшей степени уместна, если посредник то и дело ссылается на недостаток полномочий, не отличается гибкостью, неспособен проявить инициативу и к тому же сообщает руководителю неполную либо искаженную информацию — ту, которую руководитель хочет услышать. Не следует забывать: такое «перешагивание» через агента — крайняя мера, и применять ее нужно, только если все остальные средства исчерпаны.
Настоящий ас переговоров, покойный Уолтер Рейтер, нередко менял ракурс, перенося переговоры с профсоюзом с регионального на общегосударственный уровень. Вместе с тем после достижения договоренности в национальном масштабе даже он не всегда мог заставить местные профсоюзные органы подчиниться принятому решению. Такая же проблема возникла на переговорах с портовыми рабочими Западного побережья. Тогда наниматели настояли на приглашении наблюдателей из местных властных структур. Поприсутствовав на предварительном совещании, те постарались разъяснить позицию нанимателей руководителям профсоюза. Посредничество оказалось весьма успешным.
Вот еще один пример смены уровня в действии.
Посреди ночи Джон нервно меряет шагами комнату. Просыпается его жена.
— В чем дело, Джон? Что тебя мучит?
— Я понял, что не смогу вернуть Генри долг в десять тысяч долларов.
Жена снимает трубку.
— Алло, Генри! Джон не сможет вернуть тебе десять тысяч долларов.— И дает отбой.
Муж изумленно таращит глаза.
— Зачем ты разбудила его в три часа ночи?
— Ну как же,— невинно удивляется жена.— Теперь ты можешь уснуть: это уже не твоя головная боль, а Генри.
К тактике смены ракурса нередко прибегают предприниматели в своих отношениях с профсоюзами — например, когда профсоюзы выдвигают требования о повышении пенсий. Известно, что в профсоюзных рядах нет согласия. Молодые заинтересованы в повышении зарплаты, а старики — в увеличении пенсий. Вместо того, чтобы пытаться удовлетворить и тех, и других, хозяин выдвигает предложения в пакете. Устанавливается общий фонд, а профсоюзу предоставляется право самому решить, какова должна быть доля зарплаты и пенсий. И все — это уже не наша головная боль, а профсоюза.
Попробуйте с иной точки зрения посмотреть на то, чем вы занимаетесь и чего хотите,— и вы с удивлением обнаружите, что продаете не газеты, а новости, не страховой полис, а чувство безопасности, не очки, а зрение, не тенты, а прохладу. Вы когда-нибудь задумывались о смысле своей работы? Регулярно задавая себе этот вопрос, вы обретете совершенно новое мировоззрение. Врач не «лечит болезнь», а поддерживает здоровье; учитель помогает человеку стать образованным, зрелым, хорошо ориентироваться в жизни. Стоит задать себе этот вопрос — и вы окажетесь на более высоком уровне мышления, начнете по-новому ощущать себя как личность.
Жизненная или деловая ситуация постоянно меняется, переходя с одного уровня на другой,— пусть даже люди и не подозревают об этом. Глава сети продовольственных магазинов вдруг понимает: он занимается уже не столько продовольствием, сколько недвижимостью. Отныне его цель — не продать побольше продуктов, а открыть новые магазины.
Если вы — продавец, задумайтесь о том, что может означать смена ракурса для вас лично. Без сомнения, коммивояжер занимается той же деятельностью, что и агент по торговле недвижимостью, однако во втором случае вознаграждение неизмеримо выше. Это объясняется несопоставимостью «товара». Даймонд Джим Брэди, наживший целое состояние на продаже оборудования для железных дорог, понял, что если он хочет разбогатеть, нужно продавать дорогие вещи.
Администраторы колледжей также выигрывают от смены ракурса. Вместо того, чтобы на низком, бытовом уровне препираться со студентами, жалующимися на качество питания, преподавателей или расписание занятий, им следовало бы подняться над этими конкретными мелочами и сделать акцент на более высоких. Только так можно достичь взаимопонимания со студентами во имя общей цели, то есть, в конечном итоге, «большего пирога».
СОПРИЧАСТНОСТЬ. («Мы же друзья!») Вы стараетесь привлечь на свою сторону как можно больше сторонников, чтобы они прямо или косвенно действовали в вашу пользу. Каждый участник привносит в переговоры свои индивидуальные методы.
Сюда относится тактика «И мне!», успешно примененная профсоюзом портовых рабочих. Газета «Нью-Йорк тайме» от 28 августа 1965 года писала: «Практически каждый профсоюз портовых рабочих включает в коллективный договор пункт о том, что если после заключения контракта какому-нибудь родственному профсоюзу будут предложены лучшие условия, они автоматически включаются в данный коллективный договор. Вот почему портовики уже 73-й день бастуют и не собираются отступать».
Если переговоры зашли в тупик, бывает полезно командировать двоих участников (по одному человеку от каждой стороны) поработать отдельно, а затем вернуться в комнату заседаний.
Коалиционный торг представляет из себя расширенную и усовершенствованную тактику соучастия. По решению совета профсоюзов от работодателя нельзя требовать, чтобы он договаривался с несколькими профсоюзами одновременно. Тем не менее представители других профсоюзов имеют право присутствовать на переговорах. Так они получают представление о стратегии администрации и впоследствии могут выставить те же условия или потребовать объяснений, почему они не могут быть приняты. Существуют и другие разновидности этой процедуры: скоординированный торг, или сговор (название зависит от того, по какую сторону стола вы находитесь).
Иногда профсоюз и администрация только выигрывают от совместных действий. Один менеджер строительной фирмы применил эту тактику для решения трудной проблемы. Ему предложили субподряд на строительство ряда зданий. Однако другие субподрядчики не захотели связываться — из опасения, что профсоюз навяжет им контракт, который окажется смирительной рубашкой. Тем не менее этот менеджер решил рискнуть.
Ознакомившись с жесткими требованиями профсоюза, он вместо того, чтобы затеять спор, постарался привлечь оппонентов к сотрудничеству. Он внимательно изучил контракт и спросил профсоюзных лидеров, как бы они сами поступили на его месте. Иначе говоря, каким образом, по их мнению, он может удовлетворить все их требования и в то же время получить прибыль. Они ответили по существу — это оказалось не так уж и сложно.
В одном пункте, который этот менеджер счел совершенно неприемлемым, значилось: на строительной площадке имеют право появляться только грузовики, управляемые членами профсоюза. К примеру, чтобы один раз доставить на стройку бочку краски, нужно целый день держать при себе грузовик, а это убыточно. Ему ответили: «Почему бы вам не заключить субдоговор на один час в день с компанией, располагающей грузовым транспортом?» И так — пункт за пунктом. Вместо того, чтобы погрязнуть в бесплодных спорах, этот человек сделал профсоюз своим союзником и прекрасно справился с работой.
Соучастие особенно важно, если затевается объединение или покупка одной фирмы другой, более крупной и могущественной. Один из возможных путей — дать профсоюзу понять, что вы не собираетесь менять стиль работы и ломать традиции. После объединения покупатель и продавец могут осуществлять совместное руководство на взаимоприемлемой основе. Этот метод приносит хорошие результаты и в тех случаях, когда вы хотите купить семейное дело с давними традициями.
АССОЦИАЦИЯ. Иногда адвокат или консультант соглашается на невысокий гонорар ради престижного характера будущей работы и возможности завести полезные связи. Случается, проработав какое-то время, он обнаруживает, что ему недоплачивают, однако не спешит расстаться с клиентом, заверяющим: «Этот уникальный случай станет самым ярким пером на вашей шляпе» — то есть залогом грядущей славы. Клиент хочет, чтобы его дело ассоциировалось для агента в первую очередь с престижем, а не деньгами. Один опытный адвокат на это ответил так: «Если бы я снял со своей шляпы все перья и сделал из них хвост, я бы уже летал по воздуху».
Знаменитый «принцип домино», на протяжении многих послевоенных лет определявший образ мыслей большинства американских политиков, также может быть отнесен к стратегии ассоциации, или цепной реакции. Эти политики уверовали в то, что если какая-то одна страна установит у себя коммунистический режим, остальные последуют ее примеру.
Эта тактика широко применяется в рекламе. Потребителя уверяют в том, что такая-то знаменитость в восторге от такой-то марки сигарет, мыла, прически и так далее. В сознании потребителя данный товар или услуга начинает ассоциироваться с богатыми и удачливыми людьми. Многие даже отождествляют себя с ними — и охотно покупают этот товар или пользуются этой услугой.
Многие солидные предприниматели, уверенные в том, что уж они-то не клюнут на столь дешевую приманку, тем не менее приглашают в правление корпорации видных военных, ученых или политиков — чтобы их «ореол» распространился на корпорацию.
ОТМЕЖЕВАНИЕ. («Скажи, кто твой друг»). Эта стратегия противоположна ассоциации. Бизнес или общественное движение удается дискредитировать, связав его в общественном сознании с какими-нибудь несимпатичными фигурами. К этой «разоблачительной» тактике особенно часто прибегают экстремисты как левого, так и правого толка.
Американская табачная компания расширила свой бизнес и захотела сменить название, чтобы оно отражало новые виды деятельности. Название «Америкэн брандс» вполне удовлетворяло этому условию. Но если смотреть в корень, главным поводом для перемен послужило стремление отмежеваться от слова «табак», который к тому времени стал ассоциироваться с разными нехорошими вещами.
Иногда та или иная тактика проявляется «сама собой». Был такой случай. В здании японского посольства проводилась встреча торгового агента японского концерна и представителей двух американских фирм. Один из соперников моментально овладел инициативой и не выпускал ее до конца встречи; второму только и осталось, что время от времени кивать головой в ответ на дежурные реплики. Ему было ясно, что он проиграл. Но вдруг экспансивный американец воскликнул:
— Я восхищаюсь вашей страной! Жду не дождусь, когда мне представится новая возможность посетить ее.
Японец вежливо поинтересовался, когда он бывал в Стране восходящего солнца, и оказалось, что в 1945 году. То есть жизнерадостный бизнес-Мен служил в американских оккупационных войсках, более того — в военно-воздушных силах.
После этого его «тихий» соперник смог вздохнуть с облегчением. Заказ достался ему — в силу отмежевания.
УЗЕЛ. Вы тесно увязываете несколько вопросов сразу — крупных и мелких,— чтобы, уступив в одном пункте, выиграть в другом. Однако здесь требуется определенное мастерство, особенно в мелочах. Если потратить на них слишком много времени, противоположная сторона усилит сопротивление, а уступив, станет ожидать ответной уступки в чем-то важном. Сюда относится и ситуация, когда вы пускаете в ход аргументы и силовое давление одновременно. Тесните противника со всех сторон, не давайте ему опомниться. В шахматах эта тактика проявляется, когда сразу несколько фигур атакуют одну фигуру или клетку противника.
Сбейте его с толку! Если профсоюз настаивает на сокращенной рабочей неделе, увяжите это требование с другим: «В таком случае мы берем назад тот пункт о дополнительных выходных, о котором договорились ранее».
Выдвинуть побочное требование («соломенное чучело») с целью скрыть предмет истинных забот — из той же «оперы».
НАКАТ. В этом случае перед вами стоит задача охватить как можно большую территорию, чтобы совершить прорыв в одном или нескольких местах. Или, наоборот, во избежание прорыва противника чрезмерно укрепить значительный по размерам участок. Рокфеллеры, например, с их громадными капиталовложениями в нью-йоркскую недвижимость, были заинтересованы в том, чтобы цена на землю оставалась высокой, и добивались этого путем ее застройки престижными учреждениями. Джон Д. Рокфеллер-младший придумал разместить в Нью-Йорке штаб-квартиру Организации Объединенных Наций. После детальной проработки вопроса агенту по торговле недвижимостью Уильяму Цекендорфу было поручено подыскать подходящий участок.
Имея за спиной капитал Рокфеллера, Цекен-дорф и воспользовался тактикой наката. Он нашел хороший участок в районе Ист-Сайда. Все постройки сводились к скотобойне и мясокомбинату. Агент тщательно подсчитал стоимость всей собственности и составил четкое представление о том, сколько может запросить каждый владелец. А затем предложил цену вдвое большую и овладел недвижимостью, прежде чем хозяева взвинтили цену, прознав, что в деле фигурирует капитал Рокфеллера.
Другой аспект наката проявляется в тех случаях, когда вы ставите перед собой задачу помешать противнику узнать ваше слабое место. Завалите его фактами, подсовывайте новую и новую информацию.
Если вы — предприниматель и чувствуете, что профсоюз готов выдвинуть слишком высокие требования, ваша задача — любой ценой перехватить инициативу. Один бизнесмен ввел в привычку являться на переговоры раньше других, устанавливать грифельную доску и заполнять ее СВОИМИ требованиями, не оставляя противнику свободного пространства.
Существует особая категория людей, называемых дилерами. Это своего рода брокеры в сфере бизнеса, посредники, чьей задачей является свести покупателя и продавца или других участников двусторонних отношений. Наиболее прозорливые имеют на вооружении множество различных приемов. Зато посредственный дилер чаще всего прибегает к накату, или автоматной очереди. Он сводит вместе как можно больше людей в надежде, что среди них найдутся двое, которые поладят между собой и обеспечат ему комиссионные. Я лично предпочитаю снайперскую винтовку.
ОРЕЛ ИЛИ РЕШКА. Случилось так, что я довольно-таки поднаторел в игре «угадай, в какой руке спрятана монета» и благодаря определенной ловкости рук не раз обыгрывал сына. Тогда он решил положиться на закон вероятности и стал выигрывать в пятидесяти случаях из ста.
Всегда найдутся удачливые игроки, с успехом применяющие этот закон.
Одним из таких людей в двадцатые годы был барон Лонг, сорвавший фантастический куш на бегах в Мехико. Для этого требовалось взвинтить ставки на самую быструю лошадь — то есть фаворита — до суммы, которая бы с лихвой перекрывала риск.
Барон Лонг выстроил своих сообщников вдоль окошек, где принимались ставки. Их задачей было мешать публике ставить на фаворита и наоборот — собственным примером побуждать их ставить на совершенно безнадежных лошадей. В результате выигрыш Лонга, поставившего на фаворита, оказался баснословным.
После этого случая оставшиеся в бизнесе букмекеры сменили тактику. Но это не помешало азартному игроку Джону Тернеру повторить подвиг Лонга в Англии в 1964 году. Букмекеры, действующие в Великобритании на законных основаниях, обратились в суд. Однако верховный судья не усмотрел в действиях Тернера криминала, j Просто ему повезло.
В двадцатые годы появился новый вид мошенников, которых стали называть «мерфи-манами». Они орудовали в «Адской кухне» — районе к западу от Таймс-сквер, где проживали главным образом выходцы из Ирландии. «Мерфи-ман» подходил к незнакомому мужчине на улице и предлагал «девочку» за умеренную плату. Получив деньги, мошенник подводил свою жертву к многоквартирному дому и предлагал «нажать на кнопку миссис Мерфи». Расчет делался на то, что в доме наверняка найдутся жильцы с этой распространенной ирландской фамилией. Что интересно — этот трюк до сих пор в ходу. Меняются фамилии, но не игра.
ПОДТАСОВКА. В основу этой тактики лег принцип статистиков: часть представляет целое. К ее наиболее распространенной форме — социологическому опросу — особенно часто прибегают политики. Фокус состоит в том, чтобы проводить опрос «там, где нужно». О том, как отличить «специальные» выборки, подробно рассказывается в книге «Жизнь и статистика» Даррелла Хаффа и Ирвинга Гайса.
Наслышавшись о террористах, один бизнесмен, которому приходилось часто разъезжать по стране, начал испытывать страх перед самолетами.
Однажды он спросил своего друга-статистика: «Какова вероятность того, что на борту окажется бомба?» Тот назвал ничтожно малую цифру — что-то около одной миллионной. Поразмыслив, бдительный путешественник задал следующий вопрос: «А какова вероятность того, что на борту окажутся сразу две бомбы?» Статистик прикинул в уме. «Я бы на твоем месте не стал волноваться. Вероятность до того мала, что на твоем веку ничего подобного не случится». Год спустя они снова встретились, и статистик спросил бизнесмена, как дела. «Просто замечательно,— ответил тот.— Я только и делаю, что летаю, и абсолютно спокоен, потому что повсюду вожу с собой одну бомбу». (Благодаря усовершенствованным методам контроля в наши дни этот способ следует считать устаревшим).
Трудно поверить, но даже «Битлз» значительной долей своего успеха обязаны подтасовке. Их менеджер, покойный Брайан Эпштейн, оценил творческий потенциал группы задолго до того, как о ней заговорили другие. Первоначально популярность «Битлз» ограничивалась Ливерпулем и его окрестностями. Их записи не занимали высоких мест в хит-парадах.
Эпштейн задался целью переломить ситуацию. Он разослал агентов во все концы Англии, где пластинки «Битлз» пылились на полках магазинов, и за короткий промежуток времени скупил их все (правильно рассчитав, что сможет продать их в Ливерпуле). Кривая их популярности круто пошла вверх. С тех пор «Битлз» неизменно побивали все рекорды.
Осенью 1967 года, в связи с пошатнувшейся репутацией президента Джонсона, его сторонники предприняли опрос общественного мнения в регионе, где позиции Джонсона традиционно были сильны. Результаты были обнародованы как доказательство прочной популярности президента. Социологические службы пришли в негодование, но политики добились своей цели.
Одна крупная компания пожелала избавиться от второстепенной фирмы, занятой оптовой торговлей. Но прежде чем предпринять те или иные шаги, руководство компании решило проверить ее рыночную стоимость. Они обратились в надежный статистический центр и попросили навести справки в сфере оптовой торговли. Холдинговая компания ограничила выборку регионами, где у данной фирмы не было конкурентов. Надо ли говорить, что результаты оказались чрезвычайно высокими, благодаря чему удалось продать фирму гораздо дороже.
Обращаясь к статистическим данным, вы никогда не можете знать наверняка, на какой выборке производился опрос и что из себя представляет контрольная группа. А даже если знаете, это еще не доказывает объективности выбора. Однажды по ТВ прошла шуточная реклама: мол, девять десятых из опрошенных врачей предпочитают всем остальным блюдам китайское рагу. Потом показали фотографии этих врачей: одного европейца и девятерых китайцев.
САЛЯМИ. В этом случае вы «вырываете» одну маленькую выгоду за другой и в конце концов завладеваете всей выгодой. Название этой тактики пошло от Генерального секретаря Венгерской коммунистической партии Матиаса Ракоши, который так объяснял ее своим соратникам: «Если вы ставите перед собой цель завладеть салями, а вам ни за что не желают уступать, не следует хвататься за весь кусок сразу. Для начала отрежьте один тоненький кружок. Владелец не заметит — а если и заметит, то не станет поднимать шум. На следующий день отрежьте еще кружочек, потом еще один. И так, мало-помалу, салями целиком перейдет к вам». Эта тактика особенно ярко проявилась в действиях коммунистов после второй мировой войны.
Применяя метод салями, не допускайте, чтобы у оппонента создалось впечатление, будто вы стараетесь что-то у него отнять. Опытный продавец, продающий что-то на вес, не бросит на весы громадный кусок, чтобы затем отрезать от него по кусочку. Наоборот, он сначала положит небольшой кусок, а затем станет добавлять до нужного веса.
Тактика салями помогает держать ногу в дверной щели, чтобы ее не захлопнули у вас перед носом. Крупные фирмы знают: чтобы продать (то есть отнять у кого-то деньги), нужна предварительная стадия, на которой потенциальный покупатель должен получить свой малюсенький кружочек салями.
ВИЛКА. (Как попасть в яблочко). Когда-то этим словом обозначали артиллерийский прием, при котором первый снаряд выпускали поверх цели, второй — ниже цели, а третий, не особенно точно посланный между ними, раскалывал мишень. Один управляющий крупной компанией объяснял свою способность удерживаться на высокой должности успешным применением тактики вилки. По роду его деятельности этому человеку приходилось принимать слишком много решений. Он не тратил все свое время на поиск идеальных решений: главным для него было держаться в допустимых пределах. Впоследствии он «раскалывал мишень» и таким образом исправлял ошибку.
Если должник не платит, попробуйте предъявить счет на сумму, значительно превышающую величину долга. Скорее всего, он позвонит вам и начнет ее оспаривать — тем самым признавая настоящую сумму. И вообще, поймет, что лучше заплатить — такую-то мелочь!
Владелец швейной фабрики заключил договор с профсоюзом. Хотя в договоре упоминались четыре рабочих разряда, на практике всем платили среднюю зарплату. Это не помешало профсоюзу потребовать ее увеличения. Владелец внес контрпредложение: он с удовольствием повысит зарплату (хотя и не настолько, как требует профсоюз), но в качестве ответной уступки профсоюз должен согласиться на новую систему деления на разряды: их должно стать не четыре, как прежде, а целых шесть. Профсоюз согласился — его манили более высокие тарифные ставки. И они действительно последовали — для высококвалифицированных работников. Зато неквалифицированные стали получать меньше; при этом общий фонд зарплаты остался прежним.
ПОСРЕДНИЧЕСТВО. Иногда бывает целесообразно поручить защиту ваших интересов агенту. В очерке «О переговорах» Фрэнсис Бэкон писал:
«Как правило, лучше действовать не самому, а через посредника. Посредниками следует выбирать людей попроще, которые сочтут своей святой обязанностью добросовестно выполнить поручение и честно доложить о результатах, а не тех, кто, будучи себе на уме, весьма скоро начнет заботиться о своей выгоде и докладывать то, что вам будет приятнее слышать. Следует отдавать предпочтение людям, болеющим за дело и пригодным для него. Ищите смелых — для спора, обходительных — для убеждения, хитрых — для наведения справок, нахальных — для дел, застрявших на мертвой точке. Приглашайте удачливых, ранее преуспевших в делах такого рода, ибо это внушает доверие, и они будут стремиться поддержать репутацию».
Вот пример эффективного посредничества.
Мой клиент опаздывал на встречу, на которую он и его оппонент пригласили меня и второго агента. Немного подождав, я предложил начать обсуждение. И очень скоро с радостью убедился, что мне удается добиться одной уступки за другой. Зато, если уступка требовалась от меня, я ссылался на опасение превысить свои полномочия. Таким образом я добился значительной выгоды для своего клиента и в то же время не связал его необдуманными обязательствами.
Тактика ограниченной ответственности или установления рамок, в которых может действовать агент, много раз доказывала свою эффективность. Поняв, что посредник не всемогущ, оппонент умеряет свои аппетиты.
Иногда агент выступает в роли дополнительного стимула, чтобы помочь клиенту добиться благоприятного исхода переговоров. Так бывает, когда страховая компания представляет ответчика в автомобильной аварии. Защищая интересы клиента, компания одновременно защищает и свои интересы: ведь в случае проигрыша ей придется раскошелиться на возмещение ущерба и нести судебные издержки.
Некоторые руководители предпочитают полностью делегировать посреднику свои полномочия, связывая его при этом требованием лояльности. В случае кражи или злоупотреблений они избавлены от необходимости искать и наказывать либо прощать виновного, так как передали свои полномочия страховой компании. Им не нужно принимать решения. Один мой знакомый добивается гарантий надежности и одновременно избавляет себя от хлопот благодаря следующему приему. Каждого претендента на образовавшуюся вакансию он просит заполнить специальную форму, содержащую обязательство. Потом убирает ее подальше — чтобы никогда не воспользоваться. Тем не менее служащий постоянно помнит о существовании этого документа и не допускает нечестных поступков.
Хотя ваш собственный агент на переговорах незаменим, избегайте иметь дело с агентом противника. Старайтесь по возможности решать вопросы с первыми лицами. Проверяйте, действительно ли перед вами — первое лицо.
Несколько лет назад произошел характерный случай, который может послужить прекрасной иллюстрацией к только что сказанному. Отец моего клиента пропал сразу после того, как Соединенные Штаты вступили во вторую мировую войну, и целых шесть месяцев о нем ничего не было слышно. Потом один родственник случайно узнал, что все это время он работал поваром в строительной фирме в Иране, возводившей оборонные сооружения. Странно, что, будучи лингвистом, отец моего клиента удовольствовался такой должностью.
После гибели отца мой клиент несколько лет безуспешно добивался выплаты по страховому полису, какие выдавались всем сотрудникам строительной фирмы. Попутно адвокат, который вел это дело, выслушал немало историй, объясняющих поведение отца. По одной из наиболее убедительных версий, он работал на американскую разведку и был послан в Иран с секретной миссией — проверить, что происходит вдоль советской границы. Собрав информацию, он заторопился домой и из-за этого поссорился с начальником. Его уволили и посадили на корабль, идущий в Штаты. Где-то в Атлантическом океане в корабль угодила торпеда; он затонул вблизи немецкой подлодки; спаслось всего несколько человек. Из их письменных показаний стало известно, что в последний раз отца видели плывущим на плоту. Всех этих обстоятельств, плюс интервал в несколько лет, хватило, чтобы счесть его погибшим. Тем не менее строительная фирма, в которой он работал, заявила адвокату, что повар погиб, уже будучи уволенным, и, стало быть, фирма свободна от всех обязательств. Юрист возразил: судя по всему, этот человек находился на государственной службе. Фирма ответила: тогда тем более нечего предъявлять претензии. Три года заявлений, исков, угроз ни к чему не привели. Вот какова была ситуация, когда я взялся за это дело.
После предварительного расследования я пришел к выводу, что строительная фирма выполняла в Иране срочный государственный заказ. В случае выплаты страховки государство должно было компенсировать ей эти расходы. Поэтому я решил обратиться непосредственно в государственную службу, чей заказ она выполняла.
Госслужба откликнулась на мое обращение. Всего лишь неделю спустя я добыл все необходимые документы и доказательства. Американское правительство сполна уплатило по страховому полису. Я до сих пор не знаю точно, был ли отец моего клиента разведчиком, хотя в душе уверен: он принадлежал к числу безымянных героев, положивших свои жизни на алтарь гражданского долга.
А вывод такой: следует обращаться к тому, в чьих руках — чековая книжка.
Международные корпорации часто приглашают в качестве посредников людей, волею судьбы или обстоятельств воспринявших ценности двух культур. Благодаря этому удается улаживать всевозможные конфликты, возникающие при открытии бизнеса в чужой стране. К примеру, в Индии управляющий из местных жителей стремится нанимать исключительно своих земляков. Поскольку рабочие места в Индии на вес золота, с этим проявлением местничества очень трудно бороться. Управляющего вечно осаждают полчища работников — его соседей, хлопочущих об «остальных».
Менеджер, родившийся в Индии, но живший за рубежом, лучше справляется с этой ситуацией. Его взгляды отличаются большей широтой; он пользуется доверием обеих сторон и незаменим в качестве посредника.
Жизнь, со всей ее непредсказуемостью, иногда выбирает в посредники тех, кто не имеет никакого отношения к проблеме. Например, во время войны, когда уличное освещение в восточных штатах Америки в целях светомаскировки по вечерам отключалось, молодым парням были предоставлены самые широкие права на улицах. Они ныряли в гущу транспортной пробки и быстро ее ликвидировали.
СМЕНА РАКУРСА. Это - стратегия или тактика, при которой вы расширяете или, наоборот, сужаете свое участие в деле. Она может также заключаться в том, чтобы разделить проблему на части, по-новому ее обозначить, сменить подход или уровень, на котором она решается. К примеру, если с ней долго и безуспешно сражался мужчина, поручить это дело женщине. Если государственная организация и субподрядчик не могут договориться об условиях заключения сделки, сменить тип контракта — скажем, от такого, где указывается общая стоимость работ, перейти к смете, где подробно расписаны этап за этапом. Возможно, это подтолкнет заказчика совместно с исполнителем искать пути снижения себестоимости отдельных элементов.
Рассмотрим другие примеры применения этой тактики. На межличностном уровне все предложения мэра Нью-Йорка, направленные на улаживание конфликта между Оушн-Хилл и Управлением школ округа Браунсвилл, отметались — либо властями округа, либо профсоюзом учителей. Когда же мэр, Джон Линдсей, предложил новое решение, затрагивающее все школы города, обе стороны сочли возможным принять его без ущерба для своего самолюбия.
Предположим, нерешенный трудовой конфликт обернулся стачкой. Вместо того, чтобы вести переговоры с профсоюзным комитетом, администрация может обратиться непосредственно к членам профсоюза, разослав им по почте письма с объяснением своей позиции. Противоположная смена уровня будет заключаться в том, чтобы через голову агента обратиться к высшему должностному лицу. Эта тактика в высшей степени уместна, если посредник то и дело ссылается на недостаток полномочий, не отличается гибкостью, неспособен проявить инициативу и к тому же сообщает руководителю неполную либо искаженную информацию — ту, которую руководитель хочет услышать. Не следует забывать: такое «перешагивание» через агента — крайняя мера, и применять ее нужно, только если все остальные средства исчерпаны.
Настоящий ас переговоров, покойный Уолтер Рейтер, нередко менял ракурс, перенося переговоры с профсоюзом с регионального на общегосударственный уровень. Вместе с тем после достижения договоренности в национальном масштабе даже он не всегда мог заставить местные профсоюзные органы подчиниться принятому решению. Такая же проблема возникла на переговорах с портовыми рабочими Западного побережья. Тогда наниматели настояли на приглашении наблюдателей из местных властных структур. Поприсутствовав на предварительном совещании, те постарались разъяснить позицию нанимателей руководителям профсоюза. Посредничество оказалось весьма успешным.
Вот еще один пример смены уровня в действии.
Посреди ночи Джон нервно меряет шагами комнату. Просыпается его жена.
— В чем дело, Джон? Что тебя мучит?
— Я понял, что не смогу вернуть Генри долг в десять тысяч долларов.
Жена снимает трубку.
— Алло, Генри! Джон не сможет вернуть тебе десять тысяч долларов.— И дает отбой.
Муж изумленно таращит глаза.
— Зачем ты разбудила его в три часа ночи?
— Ну как же,— невинно удивляется жена.— Теперь ты можешь уснуть: это уже не твоя головная боль, а Генри.
К тактике смены ракурса нередко прибегают предприниматели в своих отношениях с профсоюзами — например, когда профсоюзы выдвигают требования о повышении пенсий. Известно, что в профсоюзных рядах нет согласия. Молодые заинтересованы в повышении зарплаты, а старики — в увеличении пенсий. Вместо того, чтобы пытаться удовлетворить и тех, и других, хозяин выдвигает предложения в пакете. Устанавливается общий фонд, а профсоюзу предоставляется право самому решить, какова должна быть доля зарплаты и пенсий. И все — это уже не наша головная боль, а профсоюза.
Попробуйте с иной точки зрения посмотреть на то, чем вы занимаетесь и чего хотите,— и вы с удивлением обнаружите, что продаете не газеты, а новости, не страховой полис, а чувство безопасности, не очки, а зрение, не тенты, а прохладу. Вы когда-нибудь задумывались о смысле своей работы? Регулярно задавая себе этот вопрос, вы обретете совершенно новое мировоззрение. Врач не «лечит болезнь», а поддерживает здоровье; учитель помогает человеку стать образованным, зрелым, хорошо ориентироваться в жизни. Стоит задать себе этот вопрос — и вы окажетесь на более высоком уровне мышления, начнете по-новому ощущать себя как личность.
Жизненная или деловая ситуация постоянно меняется, переходя с одного уровня на другой,— пусть даже люди и не подозревают об этом. Глава сети продовольственных магазинов вдруг понимает: он занимается уже не столько продовольствием, сколько недвижимостью. Отныне его цель — не продать побольше продуктов, а открыть новые магазины.
Если вы — продавец, задумайтесь о том, что может означать смена ракурса для вас лично. Без сомнения, коммивояжер занимается той же деятельностью, что и агент по торговле недвижимостью, однако во втором случае вознаграждение неизмеримо выше. Это объясняется несопоставимостью «товара». Даймонд Джим Брэди, наживший целое состояние на продаже оборудования для железных дорог, понял, что если он хочет разбогатеть, нужно продавать дорогие вещи.
Администраторы колледжей также выигрывают от смены ракурса. Вместо того, чтобы на низком, бытовом уровне препираться со студентами, жалующимися на качество питания, преподавателей или расписание занятий, им следовало бы подняться над этими конкретными мелочами и сделать акцент на более высоких. Только так можно достичь взаимопонимания со студентами во имя общей цели, то есть, в конечном итоге, «большего пирога».
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи