Требования к компетентности преподавателя высшей школы.

Наука » Психология » Компетентностный подход в системе ВПО
В высшей профессиональной школе всегда высоко ценилась и ценится компетентность преподавателя предметного характера. Преподаватель должен быть не просто носителем знаний, но и способным порождать эти знания, занимаясь научно-исследовательской работой и вовлекая в нее студентов. Однако сегодня только предметной компетентности становится недостаточно.. Зона ближайшего развития преподавателя ВШ сегодня – это развитие его педагогической и психологической компетентности. Только при этом условии можно ожидать, что студент как основной субъект образовательной деятельности в ВШ займет полагающееся ему центральное место в учебном процессе.
Итак, преподавателю ВШ, должен стать носителем «двойной компетентности»: как Преподаватель (преподнести, передать, преподать) – носитель и транслятор знаний в определенной научной области, а также опыта применения этих знаний в соответствующей отрасли производства; как Педагог, создающий условия для самостоятельной деятельности студентов по освоению знаний и их применению для решения профессиональных проблем
Оценка компетентности преподавателя ВШ проводится одновременно в плоскостях:
- предметной компетентности (знания преподаваемой учебной дисциплины);
- педагогической компетентности (знания образовательных моделей, владение различными педагогическими технологиями, умение использовать адекватные содержанию и целям образования методы и средства обучения);
- психологической компетентности (владение технологиями межличностного взаимодействия).

Проблемы личностных компетенций

Наука » Психология » Компетентностный подход в системе ВПО
Наиболее сложной оказалась работа над личностными компетенциями. Первоначально, список основных личностных компетенций был составлен и согласован быстро. Ведь о необходимости развивать эти психологические качества говорят уже многие десятилетия: толерантность, ассертивность, ответственность, рефлексивность...
Самый популярный термин – толерантность. В 1995 г. на Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности. В ней говорится: «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности..., это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира...».
Быть толерантным – значит:
· уметь взаимодействовать в условиях противоречия;
· принимать иные, отличающиеся от твоих собственных, интересов и целей;
· уметь выслушивать, пытаясь вынести из полученной информации зерна разума;
· уметь уживаться с различными точками зрения, как бы выслушанное ни противоречило собственным воззрениям;
· стремление к согласию и бесконфликтности.
Однако психологи убеждены, толерантность – качество редкое и трудно реализуемое, поскольку фундаментом человеческого сообщества является родовое сознание. Люди объединяемся с теми, кто разделяет их убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и они, кто принадлежит к той же этнической группе. В то же время люди склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» – тем, кто от них отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.

Перевод общих компетенций на язык образовательных систем.

Наука » Психология » Компетентностный подход в системе ВПО
Вопрос, как перевести общие компетенции на язык образовательных систем, очень серьезный Модель развития компетентности конкретного специалиста должна быть представлена четырьмя уровнями, принятыми в педагогической практике:
· «знать» - онтологический уровень знакомства и понимания основных теорий, концепций, идей;
· «уметь» - поведенчески-деятельностный уровень применения теорий для решения типовых (стандартных) задач);
· «владеть» - уровень способностей, позволяющий осваивать и применять способы деятельности, мыслительные стратегии для решения нестандартных задач;
· «быть» - личностный уровень развития способностей (креативных, мыслительных, коммуникативных, рефлексивных), позволяющих решать стратегические проблемы, а главное, налаживать отношение к миру, делу и себе самому.

Для онтологического уровня (знать) остаются прежние требования: понимать, иметь (научное) представление, и добавляются новые: использовать, учитывать, обосновывать. Подчеркивается прагматический подход к теоретическим концепциям, моделям, теориям, которые должны осваиваться студентами как инструменты для познания мира, что, в свою очередь, даст возможность перейти на деятельностный уровень умений.
Формирование программ онтологического уровня несет в себе трудности двух планов.
Во-первых, за прошедшие тысячелетия человечество накопило огромный багаж знаний – что отобрать для освоения новому поколению.
Во-вторых, как реализовать прагматический подход к знаниям, имеющий самоценность (кстати, какие знания вы отнесли к разряду «самоценностных»).
В компетентностном подходе появляются требования к способностям, которыми студенты должны овладеть в процессе обучения. Этого уровня в прежних образовательных стандартах не было.

Общие и специальные компетенции

Наука » Психология » Компетентностный подход в системе ВПО
Итак, предметом договоренностей должны были стать результаты образования, описанные в виде компетенций и, что особенно важно, указанием того, насколько хорошо должна быть выполнена работа (стандарт качества). Отсюда вытекали и требования к языку описания компетенций.
В научной, популярной литературе многие годы идет обсуждение того, что такое компетенция. Не вдаваясь в анализ этих обсуждений, за основу примем следующее определение.
Общие и специальные компетенции

Первоначально был составлен список из 85 компетенций, выделенных работодателями и вузовскими специалистами как значимые. По рабочей классификации они были разделены на три категории: инструментальные, межличностные и системные. По результатам работы комиссии их осталось 30 общих компетенций из трех категорий: инструментальные, межличностные и системные.
Перечислим их.
Инструментальные, включают когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения; умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; лингвистические умения, коммуникативные компетенции.
Конкретизированный набор включает:
· Способности к анализу и синтезу.
· Способность к организации и планированию.

Компетентностный подход – история вопроса

Наука » Психология » Компетентностный подход в системе ВПО
Термин «компетенция» известен с давних пор. Согласно словарю Merriam Webster, он возникает в конце XVI века. Однако только в 60-х годах ХХ века термины «компетенции/компетентности» привлекли внимание представителей зарубежной науки.
Компетентностный подход начал реализовываться в конце ХХ века в США в области профессионального образования, целью которого было овладение навыками, необходимыми для эффективного выполнения рабочих функций на рабочем месте. К середине ХХ века во многих странах стали говорить о том, что образование катастрофически отстает от темпов развития науки и производства, а главное, не обеспечивает должного качества. Изучая и опираясь на опыт успешных учителей, американские исследователи разработали концептуальную основу для такого обучения, результат которого «означает абсолютную возможность выполнить конкретную работу в соответствии с предписанными стандартами». Компетентность вобрала в себя умения и навыки, знания и способности, необходимые для выполнения конкретных ролей и задач. Несмотря на некоторые разногласия в подходах, американские исследователи определяют три основных компонента в компетентностном образовании: знания, умения и ценности.
В традиционном обучении наиболее важным считается понимание теоретических основ и наличие большого объема знаний.
В новом подходе акцент делается на компетентность, которая,
во-первых, объединяет составляющие образования: теоретические знания и практические умения;
во-вторых, формирует содержание образования «от результата»,
в-третьих, вбирает в себя ряд однородных или близкородственных знаний и умений, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой, социальной и т.д.).