Наиболее сложной оказалась работа над личностными компетенциями. Первоначально, список основных личностных компетенций был составлен и согласован быстро. Ведь о необходимости развивать эти психологические качества говорят уже многие десятилетия: толерантность, ассертивность, ответственность, рефлексивность...
Самый популярный термин – толерантность. В 1995 г. на Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности. В ней говорится: «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности..., это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира...».
Быть толерантным – значит:
· уметь взаимодействовать в условиях противоречия;
· принимать иные, отличающиеся от твоих собственных, интересов и целей;
· уметь выслушивать, пытаясь вынести из полученной информации зерна разума;
· уметь уживаться с различными точками зрения, как бы выслушанное ни противоречило собственным воззрениям;
· стремление к согласию и бесконфликтности.
Однако психологи убеждены, толерантность – качество редкое и трудно реализуемое, поскольку фундаментом человеческого сообщества является родовое сознание. Люди объединяемся с теми, кто разделяет их убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и они, кто принадлежит к той же этнической группе. В то же время люди склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» – тем, кто от них отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.
Это не означает, что толерантность нельзя воспитать. Можно. Ее основа - естественная толерантность, которая характерна для любого ребенка.
Самая большая проблема – формирование моральной толерантности, которая приходится на подростковый возраст. В этот период ребенок знакомится с правилами поведения в широком сообществе, сталкивается с «неодинаковостью» и «двойным стандартом», присущими любому сложно структурированному обществу. На этом этапе от подростка требуется соответствие внешнего поведения установленным правилам, проявления терпимости как поведенческой характеристики. Этот этап проходит тяжело, болезненно и редко завершается успешно. Но без успешного прохождения второго этапа, невозможно перейти к формированию толерантность в ее высшем проявлении, как нравственном качестве, отражающем активную социальную позицию и психологическую готовность к позитивному взаимодействию.
Самый популярный термин – толерантность. В 1995 г. на Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности. В ней говорится: «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности..., это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира...».
Быть толерантным – значит:
· уметь взаимодействовать в условиях противоречия;
· принимать иные, отличающиеся от твоих собственных, интересов и целей;
· уметь выслушивать, пытаясь вынести из полученной информации зерна разума;
· уметь уживаться с различными точками зрения, как бы выслушанное ни противоречило собственным воззрениям;
· стремление к согласию и бесконфликтности.
Однако психологи убеждены, толерантность – качество редкое и трудно реализуемое, поскольку фундаментом человеческого сообщества является родовое сознание. Люди объединяемся с теми, кто разделяет их убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и они, кто принадлежит к той же этнической группе. В то же время люди склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» – тем, кто от них отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.
Это не означает, что толерантность нельзя воспитать. Можно. Ее основа - естественная толерантность, которая характерна для любого ребенка.
Самая большая проблема – формирование моральной толерантности, которая приходится на подростковый возраст. В этот период ребенок знакомится с правилами поведения в широком сообществе, сталкивается с «неодинаковостью» и «двойным стандартом», присущими любому сложно структурированному обществу. На этом этапе от подростка требуется соответствие внешнего поведения установленным правилам, проявления терпимости как поведенческой характеристики. Этот этап проходит тяжело, болезненно и редко завершается успешно. Но без успешного прохождения второго этапа, невозможно перейти к формированию толерантность в ее высшем проявлении, как нравственном качестве, отражающем активную социальную позицию и психологическую готовность к позитивному взаимодействию.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи