В высшей профессиональной школе всегда высоко ценилась и ценится компетентность преподавателя предметного характера. Преподаватель должен быть не просто носителем знаний, но и способным порождать эти знания, занимаясь научно-исследовательской работой и вовлекая в нее студентов. Однако сегодня только предметной компетентности становится недостаточно.. Зона ближайшего развития преподавателя ВШ сегодня – это развитие его педагогической и психологической компетентности. Только при этом условии можно ожидать, что студент как основной субъект образовательной деятельности в ВШ займет полагающееся ему центральное место в учебном процессе.
Итак, преподавателю ВШ, должен стать носителем «двойной компетентности»: как Преподаватель (преподнести, передать, преподать) – носитель и транслятор знаний в определенной научной области, а также опыта применения этих знаний в соответствующей отрасли производства; как Педагог, создающий условия для самостоятельной деятельности студентов по освоению знаний и их применению для решения профессиональных проблем
Оценка компетентности преподавателя ВШ проводится одновременно в плоскостях:
- предметной компетентности (знания преподаваемой учебной дисциплины);
- педагогической компетентности (знания образовательных моделей, владение различными педагогическими технологиями, умение использовать адекватные содержанию и целям образования методы и средства обучения);
- психологической компетентности (владение технологиями межличностного взаимодействия).
Итак, преподавателю ВШ, должен стать носителем «двойной компетентности»: как Преподаватель (преподнести, передать, преподать) – носитель и транслятор знаний в определенной научной области, а также опыта применения этих знаний в соответствующей отрасли производства; как Педагог, создающий условия для самостоятельной деятельности студентов по освоению знаний и их применению для решения профессиональных проблем
Оценка компетентности преподавателя ВШ проводится одновременно в плоскостях:
- предметной компетентности (знания преподаваемой учебной дисциплины);
- педагогической компетентности (знания образовательных моделей, владение различными педагогическими технологиями, умение использовать адекватные содержанию и целям образования методы и средства обучения);
- психологической компетентности (владение технологиями межличностного взаимодействия).
Наиболее сложной оказалась работа над личностными компетенциями. Первоначально, список основных личностных компетенций был составлен и согласован быстро. Ведь о необходимости развивать эти психологические качества говорят уже многие десятилетия: толерантность, ассертивность, ответственность, рефлексивность...
Самый популярный термин – толерантность. В 1995 г. на Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности. В ней говорится: «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности..., это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира...».
Быть толерантным – значит:
· уметь взаимодействовать в условиях противоречия;
· принимать иные, отличающиеся от твоих собственных, интересов и целей;
· уметь выслушивать, пытаясь вынести из полученной информации зерна разума;
· уметь уживаться с различными точками зрения, как бы выслушанное ни противоречило собственным воззрениям;
· стремление к согласию и бесконфликтности.
Однако психологи убеждены, толерантность – качество редкое и трудно реализуемое, поскольку фундаментом человеческого сообщества является родовое сознание. Люди объединяемся с теми, кто разделяет их убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и они, кто принадлежит к той же этнической группе. В то же время люди склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» – тем, кто от них отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.
Самый популярный термин – толерантность. В 1995 г. на Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности. В ней говорится: «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности..., это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира...».
Быть толерантным – значит:
· уметь взаимодействовать в условиях противоречия;
· принимать иные, отличающиеся от твоих собственных, интересов и целей;
· уметь выслушивать, пытаясь вынести из полученной информации зерна разума;
· уметь уживаться с различными точками зрения, как бы выслушанное ни противоречило собственным воззрениям;
· стремление к согласию и бесконфликтности.
Однако психологи убеждены, толерантность – качество редкое и трудно реализуемое, поскольку фундаментом человеческого сообщества является родовое сознание. Люди объединяемся с теми, кто разделяет их убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и они, кто принадлежит к той же этнической группе. В то же время люди склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» – тем, кто от них отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.
Вопрос, как перевести общие компетенции на язык образовательных систем, очень серьезный Модель развития компетентности конкретного специалиста должна быть представлена четырьмя уровнями, принятыми в педагогической практике:
· «знать» - онтологический уровень знакомства и понимания основных теорий, концепций, идей;
· «уметь» - поведенчески-деятельностный уровень применения теорий для решения типовых (стандартных) задач);
· «владеть» - уровень способностей, позволяющий осваивать и применять способы деятельности, мыслительные стратегии для решения нестандартных задач;
· «быть» - личностный уровень развития способностей (креативных, мыслительных, коммуникативных, рефлексивных), позволяющих решать стратегические проблемы, а главное, налаживать отношение к миру, делу и себе самому.
Для онтологического уровня (знать) остаются прежние требования: понимать, иметь (научное) представление, и добавляются новые: использовать, учитывать, обосновывать. Подчеркивается прагматический подход к теоретическим концепциям, моделям, теориям, которые должны осваиваться студентами как инструменты для познания мира, что, в свою очередь, даст возможность перейти на деятельностный уровень умений.
Формирование программ онтологического уровня несет в себе трудности двух планов.
Во-первых, за прошедшие тысячелетия человечество накопило огромный багаж знаний – что отобрать для освоения новому поколению.
Во-вторых, как реализовать прагматический подход к знаниям, имеющий самоценность (кстати, какие знания вы отнесли к разряду «самоценностных»).
В компетентностном подходе появляются требования к способностям, которыми студенты должны овладеть в процессе обучения. Этого уровня в прежних образовательных стандартах не было.
· «знать» - онтологический уровень знакомства и понимания основных теорий, концепций, идей;
· «уметь» - поведенчески-деятельностный уровень применения теорий для решения типовых (стандартных) задач);
· «владеть» - уровень способностей, позволяющий осваивать и применять способы деятельности, мыслительные стратегии для решения нестандартных задач;
· «быть» - личностный уровень развития способностей (креативных, мыслительных, коммуникативных, рефлексивных), позволяющих решать стратегические проблемы, а главное, налаживать отношение к миру, делу и себе самому.
Для онтологического уровня (знать) остаются прежние требования: понимать, иметь (научное) представление, и добавляются новые: использовать, учитывать, обосновывать. Подчеркивается прагматический подход к теоретическим концепциям, моделям, теориям, которые должны осваиваться студентами как инструменты для познания мира, что, в свою очередь, даст возможность перейти на деятельностный уровень умений.
Формирование программ онтологического уровня несет в себе трудности двух планов.
Во-первых, за прошедшие тысячелетия человечество накопило огромный багаж знаний – что отобрать для освоения новому поколению.
Во-вторых, как реализовать прагматический подход к знаниям, имеющий самоценность (кстати, какие знания вы отнесли к разряду «самоценностных»).
В компетентностном подходе появляются требования к способностям, которыми студенты должны овладеть в процессе обучения. Этого уровня в прежних образовательных стандартах не было.
Итак, предметом договоренностей должны были стать результаты образования, описанные в виде компетенций и, что особенно важно, указанием того, насколько хорошо должна быть выполнена работа (стандарт качества). Отсюда вытекали и требования к языку описания компетенций.
В научной, популярной литературе многие годы идет обсуждение того, что такое компетенция. Не вдаваясь в анализ этих обсуждений, за основу примем следующее определение.
Первоначально был составлен список из 85 компетенций, выделенных работодателями и вузовскими специалистами как значимые. По рабочей классификации они были разделены на три категории: инструментальные, межличностные и системные. По результатам работы комиссии их осталось 30 общих компетенций из трех категорий: инструментальные, межличностные и системные.
Перечислим их.
Инструментальные, включают когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения; умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; лингвистические умения, коммуникативные компетенции.
Конкретизированный набор включает:
· Способности к анализу и синтезу.
· Способность к организации и планированию.
В научной, популярной литературе многие годы идет обсуждение того, что такое компетенция. Не вдаваясь в анализ этих обсуждений, за основу примем следующее определение.
Первоначально был составлен список из 85 компетенций, выделенных работодателями и вузовскими специалистами как значимые. По рабочей классификации они были разделены на три категории: инструментальные, межличностные и системные. По результатам работы комиссии их осталось 30 общих компетенций из трех категорий: инструментальные, межличностные и системные.
Перечислим их.
Инструментальные, включают когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения; умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; лингвистические умения, коммуникативные компетенции.
Конкретизированный набор включает:
· Способности к анализу и синтезу.
· Способность к организации и планированию.
Термин «компетенция» известен с давних пор. Согласно словарю Merriam Webster, он возникает в конце XVI века. Однако только в 60-х годах ХХ века термины «компетенции/компетентности» привлекли внимание представителей зарубежной науки.
Компетентностный подход начал реализовываться в конце ХХ века в США в области профессионального образования, целью которого было овладение навыками, необходимыми для эффективного выполнения рабочих функций на рабочем месте. К середине ХХ века во многих странах стали говорить о том, что образование катастрофически отстает от темпов развития науки и производства, а главное, не обеспечивает должного качества. Изучая и опираясь на опыт успешных учителей, американские исследователи разработали концептуальную основу для такого обучения, результат которого «означает абсолютную возможность выполнить конкретную работу в соответствии с предписанными стандартами». Компетентность вобрала в себя умения и навыки, знания и способности, необходимые для выполнения конкретных ролей и задач. Несмотря на некоторые разногласия в подходах, американские исследователи определяют три основных компонента в компетентностном образовании: знания, умения и ценности.
В традиционном обучении наиболее важным считается понимание теоретических основ и наличие большого объема знаний.
В новом подходе акцент делается на компетентность, которая,
во-первых, объединяет составляющие образования: теоретические знания и практические умения;
во-вторых, формирует содержание образования «от результата»,
в-третьих, вбирает в себя ряд однородных или близкородственных знаний и умений, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой, социальной и т.д.).
Компетентностный подход начал реализовываться в конце ХХ века в США в области профессионального образования, целью которого было овладение навыками, необходимыми для эффективного выполнения рабочих функций на рабочем месте. К середине ХХ века во многих странах стали говорить о том, что образование катастрофически отстает от темпов развития науки и производства, а главное, не обеспечивает должного качества. Изучая и опираясь на опыт успешных учителей, американские исследователи разработали концептуальную основу для такого обучения, результат которого «означает абсолютную возможность выполнить конкретную работу в соответствии с предписанными стандартами». Компетентность вобрала в себя умения и навыки, знания и способности, необходимые для выполнения конкретных ролей и задач. Несмотря на некоторые разногласия в подходах, американские исследователи определяют три основных компонента в компетентностном образовании: знания, умения и ценности.
В традиционном обучении наиболее важным считается понимание теоретических основ и наличие большого объема знаний.
В новом подходе акцент делается на компетентность, которая,
во-первых, объединяет составляющие образования: теоретические знания и практические умения;
во-вторых, формирует содержание образования «от результата»,
в-третьих, вбирает в себя ряд однородных или близкородственных знаний и умений, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой, социальной и т.д.).