Утомление – вызванное интенсивной или длительной работой временное уменьшение работоспособности, выражается в снижении количественных и качественных показателей и в ухудшении координации рабочих функций.
Хроническое утомление – один из видов пограничных состояний человека, снижающих эффективность деятельности и создающий угрозу для здоровья человека, формирующийся вследствие длительного накопления остаточных эффектов острого утомления, не компенсируемого своевременным отдыхом.
Проявления:
1) физиологические проявления – сокращение внутренних ресурсов и переход на менее выгодную работу: увеличение сокращений сердца, десинхронизация ?- ритма ЭЭГ, появление медленных ритмов, снижается критическая частота слияния мельканий. Увеличивается частота и длительность послеобразов, снижается скорость реагирования.
2) Психологические проявления: Внимание – снижение уровня, страдают особенно функции переключения и распределения.
Мышление – эффективность мыслительной деятельности снижается за счет эксплуатации стереотипа.
Память – затруднено извлечение информации из ДП, ухудшение операции удержания в КП.
Сюда же относится субъективная оценка состояния: объективирующие переживания и оценочные симптомц в отношении них. К неспецифическим симптомам относятся желание сменить деятельность и эмоциональное раздражение, к специфическим – типичные симптомы для каждого вида деятельности (например, “резь в глазах”)
Хроническое утомление – один из видов пограничных состояний человека, снижающих эффективность деятельности и создающий угрозу для здоровья человека, формирующийся вследствие длительного накопления остаточных эффектов острого утомления, не компенсируемого своевременным отдыхом.
Проявления:
1) физиологические проявления – сокращение внутренних ресурсов и переход на менее выгодную работу: увеличение сокращений сердца, десинхронизация ?- ритма ЭЭГ, появление медленных ритмов, снижается критическая частота слияния мельканий. Увеличивается частота и длительность послеобразов, снижается скорость реагирования.
2) Психологические проявления: Внимание – снижение уровня, страдают особенно функции переключения и распределения.
Мышление – эффективность мыслительной деятельности снижается за счет эксплуатации стереотипа.
Память – затруднено извлечение информации из ДП, ухудшение операции удержания в КП.
Сюда же относится субъективная оценка состояния: объективирующие переживания и оценочные симптомц в отношении них. К неспецифическим симптомам относятся желание сменить деятельность и эмоциональное раздражение, к специфическим – типичные симптомы для каждого вида деятельности (например, “резь в глазах”)
Перцептивный мир оператора основан на образе мира. Он состоит из трех блоков (по Артемьевой):
1) ядерный – модель отношений к объектам мира;
2) картина мира;
3) пространство-время актуальное. Мир сам уже влияет на восприятие;
Искажения из-за эмоций происходят: аффекты (ситуативный компонент) и чувства (формируются опытом, внеситуативный компонент).
Смысловая организация профессионального опыта: методика карандаш – бумага дает разные картины плета у капитана и штурмана.
Следствия из теории смыслового структурирования перцептивного мира: перцептивный мир формируется в опыте – у новичка и у профессионала они различны по степени симультанности, скорости перехода от широкого поля восприятия к узкому и т.д.
Множественность перцептивных миров в одной точке: внекабинный, внутрикабинный, работа в группе (умение посмотреть на мир глазами другого).
К четырем измерениям пространства-времени добавляются еще два: значение и смысл. Перцептивный мир и субъективные карты опыта субъекта несут на себе отпечатки смыслов и значений.
Теория информационной модели (Зинченко, Павлов):
- совокупность информации о предмете управления, системе управления, самом объекте и среде;
- информация представлена на приборах – СОИ;
- информация специальным образом упорядочена, чтобы обеспечить быстрое и устойчивое восприятие, работу с полученными данными;
Информационная модель – совокупность данных, специальным образом организованных, в которых представлены сведения о системе управления, процессе, окружающей среде, самом операторе.Она представлена оператору через СОИ.
1) ядерный – модель отношений к объектам мира;
2) картина мира;
3) пространство-время актуальное. Мир сам уже влияет на восприятие;
Искажения из-за эмоций происходят: аффекты (ситуативный компонент) и чувства (формируются опытом, внеситуативный компонент).
Смысловая организация профессионального опыта: методика карандаш – бумага дает разные картины плета у капитана и штурмана.
Следствия из теории смыслового структурирования перцептивного мира: перцептивный мир формируется в опыте – у новичка и у профессионала они различны по степени симультанности, скорости перехода от широкого поля восприятия к узкому и т.д.
Множественность перцептивных миров в одной точке: внекабинный, внутрикабинный, работа в группе (умение посмотреть на мир глазами другого).
К четырем измерениям пространства-времени добавляются еще два: значение и смысл. Перцептивный мир и субъективные карты опыта субъекта несут на себе отпечатки смыслов и значений.
Теория информационной модели (Зинченко, Павлов):
- совокупность информации о предмете управления, системе управления, самом объекте и среде;
- информация представлена на приборах – СОИ;
- информация специальным образом упорядочена, чтобы обеспечить быстрое и устойчивое восприятие, работу с полученными данными;
Информационная модель – совокупность данных, специальным образом организованных, в которых представлены сведения о системе управления, процессе, окружающей среде, самом операторе.Она представлена оператору через СОИ.
Оптимизация неблагоприятных ФС:
1.Оптимизация объективных характеристик трудовой деятельности:
1) предмет труда;
2) орудия и средства труда;
3) условия труда;
4) процесс труда;
2. За счет внешних средств:
1) функциональная музыка;
2) оптимизация режима питания;
3) гипнотерапия;
4) библиотерапия;
5) фармакотерапия;
6) рефлексологические;
3. За счет внутренних средств:
1) специальные виды тренингов;
2) аутогенная тренировка;
3) нервно-мышечная релаксация;
4) сенсорная
1.Оптимизация объективных характеристик трудовой деятельности:
1) предмет труда;
2) орудия и средства труда;
3) условия труда;
4) процесс труда;
2. За счет внешних средств:
1) функциональная музыка;
2) оптимизация режима питания;
3) гипнотерапия;
4) библиотерапия;
5) фармакотерапия;
6) рефлексологические;
3. За счет внутренних средств:
1) специальные виды тренингов;
2) аутогенная тренировка;
3) нервно-мышечная релаксация;
4) сенсорная
ФС – интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвено обусловливают выполнение деятельности. К таковым относятся: утомление, монотония, напряженность, различные виды психологического стресса и состояния, вызываемые воздействием экстремальных факторов физической природы. Анализ ФС проходит на уровнях физиологических изменений, изменений протекания основных психических процессов, субъективных переживаний, на поведенческом уровне.
ФС делятся на экстенсивные (утомление, монотония, стресс, психическая напряженность, психическое пресыщение) и интенсивные (острое утомление, хроническое утомление).
Трудоспособность – способность к психофизиологическому действию, отличная от дееспособности, то есть способность формирования целесообразной деятельности, создающая качественную сторону трудовой деятельности.
Работоспособность – потенциальная способность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.
Эффективность – на каком уровне человек выполняет некоторый уровень продуктивности.
Продуктивность – выполнение некоторого количества продукта за единицу времени.
ФС делятся на экстенсивные (утомление, монотония, стресс, психическая напряженность, психическое пресыщение) и интенсивные (острое утомление, хроническое утомление).
Трудоспособность – способность к психофизиологическому действию, отличная от дееспособности, то есть способность формирования целесообразной деятельности, создающая качественную сторону трудовой деятельности.
Работоспособность – потенциальная способность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.
Эффективность – на каком уровне человек выполняет некоторый уровень продуктивности.
Продуктивность – выполнение некоторого количества продукта за единицу времени.
С 30-х годов инженерную психологию “закрыли”. Лишь в 1957 году в связи с появлением новых технологий и восстановлением хозяйства встал вопрос о включении прикладной психологии в рамки науки. За рубежом уже были промышленная и индустриальная психология. В нашей стране появились психология труда и эргономика, а также инженерная психология, возникшая в связи с появлением полуавтоматизированных технических систем. Под руководством Зинченко (Москва) и Ломова (Питер) оформилась в 1959 году инженерная психология.
Развитие человека как субъекта труда (по Тютюннику):
1) интересы 11-12 лет;
2) способности 13-14 лет;
3) стадия исследований (проба ролей) 15-24 года;
4) консолидация (стремление найти жизненную позицию) 25-44 года;
5) стадия сохранения (развития в рамках профессионального поля) 45-64 года;
6) стадия спада с 65 лет.
На формирование субъекта труда влияют:
1)
2) ППСТ;
3) определение позиций взрослых, которые способствовали бы развитию ППСТ у детей (4-6 лет);
1) организация практического взаимодействия взрослых и детей в целях развития ППСТ.
На первом этапе производится оценка труда детей, наблюдения по 15-20 мин., дневник.
ППСТ:
а) представление о результате действия;
б) понимание полезности результата;
1) интересы 11-12 лет;
2) способности 13-14 лет;
3) стадия исследований (проба ролей) 15-24 года;
4) консолидация (стремление найти жизненную позицию) 25-44 года;
5) стадия сохранения (развития в рамках профессионального поля) 45-64 года;
6) стадия спада с 65 лет.
На формирование субъекта труда влияют:
1)
2) ППСТ;
3) определение позиций взрослых, которые способствовали бы развитию ППСТ у детей (4-6 лет);
1) организация практического взаимодействия взрослых и детей в целях развития ППСТ.
На первом этапе производится оценка труда детей, наблюдения по 15-20 мин., дневник.
ППСТ:
а) представление о результате действия;
б) понимание полезности результата;
Психические регуляторы:
1) образ объекта (предмета труда, внешних средств, условий и проявлений трудовой деятельности):
- чувственный образ;
- репрезентативный конкретный образ (представления, память, воображение);
- репрезентативный отвлеченный образ (понятия, схемы, системы понятий, усвоенные алгоритмы действий);
2) образ субъекта:
- актуальный "Я-образ" (знание о своем функциональном состоянии в данный момент, своем месте в системе, межличностных отношениях, своих возможностях и ограничениях);
- обобщенный "Я-образ" ("Я-концепция" – Я в прошлом, настоящем, будущем; Я среди других, Я как член профессиональной общности, Я как организм, как индивидуальность, как член общенства);
3) образ субъектно-объектных и объектно-субъектных отношений:
- потребности, потребностные состояния;
- эмоции, чувства, эмоциональные отношения;
- характер, как свойственная человеку система устойчивого отношения;
- направленность личности, мировоззрение.
1) образ объекта (предмета труда, внешних средств, условий и проявлений трудовой деятельности):
- чувственный образ;
- репрезентативный конкретный образ (представления, память, воображение);
- репрезентативный отвлеченный образ (понятия, схемы, системы понятий, усвоенные алгоритмы действий);
2) образ субъекта:
- актуальный "Я-образ" (знание о своем функциональном состоянии в данный момент, своем месте в системе, межличностных отношениях, своих возможностях и ограничениях);
- обобщенный "Я-образ" ("Я-концепция" – Я в прошлом, настоящем, будущем; Я среди других, Я как член профессиональной общности, Я как организм, как индивидуальность, как член общенства);
3) образ субъектно-объектных и объектно-субъектных отношений:
- потребности, потребностные состояния;
- эмоции, чувства, эмоциональные отношения;
- характер, как свойственная человеку система устойчивого отношения;
- направленность личности, мировоззрение.
1. Сознательное предвосхищение социально ценного объекта труда – характеризует сознание человеком социальной ценностирезультата труда. Уровень данного осознания определяется на основании:
- степени представленности у субъекта знаний о требованиях к результату труда;
- отношения к делу;
- эмоциональных проявлений субъекта в деятельности и их адекватности его представлениям и знаниям;
2. Сознание обязательности достижения социально фиксированной цели:
- оценка характера сознания необходимости и ответственности выполнения работы в строго заданных рамках;
- оценка адекватности эмоционального состояния субъекта уровню его сознания;
3. Сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности:
- степень теоретической подготовленности к выполнению професиональной деятельности;
- степень сформированности профессиональных умений и навыков;
- адекватность эмоциональных проявлений соответственно уровню проф.готовности субъектов труда.
4. Осознание межличностных отношений.
- осуществляется на основании глубины знания и понимания субъектом труда вклада других людей в создание материальных ценностей общества.
Отличается как от игры (нет предвосхищения и осознанного владения), так и от учебы (то же + нет осознания межличностных отношений) и от просто общения (нет предвосхищения, нет орудий).
- степени представленности у субъекта знаний о требованиях к результату труда;
- отношения к делу;
- эмоциональных проявлений субъекта в деятельности и их адекватности его представлениям и знаниям;
2. Сознание обязательности достижения социально фиксированной цели:
- оценка характера сознания необходимости и ответственности выполнения работы в строго заданных рамках;
- оценка адекватности эмоционального состояния субъекта уровню его сознания;
3. Сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности:
- степень теоретической подготовленности к выполнению професиональной деятельности;
- степень сформированности профессиональных умений и навыков;
- адекватность эмоциональных проявлений соответственно уровню проф.готовности субъектов труда.
4. Осознание межличностных отношений.
- осуществляется на основании глубины знания и понимания субъектом труда вклада других людей в создание материальных ценностей общества.
Отличается как от игры (нет предвосхищения и осознанного владения), так и от учебы (то же + нет осознания межличностных отношений) и от просто общения (нет предвосхищения, нет орудий).
Трудовой пост – ограниченная вследствие разделения труда и тем или иным способом зафиксированная в обществе область приложения сил человеком, рассчитаная на создание некоторого ценного для общества; одна из форм существования профессии. Основные составляющие трудового поста:
заданные цели, представление о результатах труда;
заданный предмет труда;
система средств труда;
система профессиональных служебных обязанностей;
система прав;
производственная среда, предметные и социальные условия труда.
заданные цели, представление о результатах труда;
заданный предмет труда;
система средств труда;
система профессиональных служебных обязанностей;
система прав;
производственная среда, предметные и социальные условия труда.
Критерии профессиональной успешности:
1) показатели. Достижения результата труда: производительность, ошибки, брак, аварии и пр.;
2) обучаемость профессиональным знаниям и умениям: скорость и достигнутый уровень мастерства;
3) косвенная оценка труда данного работника, вклад в организацию
Данные:
Прямые показатели эффективности
Тесты проф.пригодности
Административные акты
Несчастные случаи и происшествия по вине работника
Экспертные оценки эффективности деятельности
Самооценка эффективности деятельности.
1) показатели. Достижения результата труда: производительность, ошибки, брак, аварии и пр.;
2) обучаемость профессиональным знаниям и умениям: скорость и достигнутый уровень мастерства;
3) косвенная оценка труда данного работника, вклад в организацию
Данные:
Прямые показатели эффективности
Тесты проф.пригодности
Административные акты
Несчастные случаи и происшествия по вине работника
Экспертные оценки эффективности деятельности
Самооценка эффективности деятельности.
Эргатическая функция – трудовая функция, переданная средству труда; снимает ограничения, обусловленные средой и природной организацией человека, повышает уровень его возможностей в достижении общественно ценных результатов. ЭФ выделяется по продукту: у почтальона ЭС - это связь, ЭФ – обслуживание, у менеджера по персоналу ЭФ – упорядочивание социальных процессов. Выделяют традиционно следующие ЭФ: 1) функция духовного производства; 2) функция упорядочивания социальных процессов; 3) функция обслуживания и самообслуживания; 4) функция материального производства.
Эргатическая система – система, создаваемая для достижения полезного для общества результата, включая субъект, объект, продукт, средства и условия труда. Существует в форме различных организаций.
Эргатическая система – система, создаваемая для достижения полезного для общества результата, включая субъект, объект, продукт, средства и условия труда. Существует в форме различных организаций.
Алгоритм выработки управленческих решений:
1. постановка проблемы в проблемной ситуации (ситуации противоречия между действительным, потребным, возможным и должным). Возможные сбои: несвоевременность постановки проблемы.
2. Селекция проблем =определение субъекта, который должен выработать определенное решение. То есть происходит делегирование полномочий.
3. Создание информационной модели проблемной ситуации.
1. постановка проблемы в проблемной ситуации (ситуации противоречия между действительным, потребным, возможным и должным). Возможные сбои: несвоевременность постановки проблемы.
2. Селекция проблем =определение субъекта, который должен выработать определенное решение. То есть происходит делегирование полномочий.
3. Создание информационной модели проблемной ситуации.