Психологическое консультирование по принятию решения. Методики обучения принятию решения

Наука » Психология » Инженерная психология
Правила психологического консультирования руководителей:
1) относится к руководителю как к клиенту: возможно, у него личностные проблемы, а не организационные;
2) добиться конкретной постановки проблемы (например, не повышение эффективности вообще, а эффективность в конкретной ситуации);
3) разъяснить возможности психолога: это не скорая помощь, а долгая, постепенная работа;
4) обсуждение условий работы;
5) добиться совместного проведения работы:
- содействия:
- представления решения как “внутреннего организационного”;
- продолжения работы после ухода психолога;
6) соблюдение этических нормативов при выдаче рекомендаций;
7) этапы: предварительная диагностика – планирование – диагностика – выработка вариантов решения – апробация – результат.
Характеристика ситуации принятия решения: динамичность, сложность, уровень неопределенности. Для модели идеального решения выстраиваются локальные оптимумы для всех затрагиваемых ресурсов и общий прогноз результата заданных оптимумов.
Предмет труда – система свойств и взаимоотношений вещей, явлений, процессов, которыми человек, работающий на определенном трудовом посту, должен мысленно или практически оперировать. По предмету труда профессии деляться на биономические, артономические и пр.

Ошибки в операторском труде. Типы ошибок. Факторы связанные с ошибками. Анализ ошибок (концепции и методики). Профилактика. Пути и средства оптимизации деятельности

Наука » Психология » Инженерная психология
Психология безопасности – отрасль психологической науки, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятельности и пути использования психологии для повышения безопасности деятельности.
Факторы:
1) Биологический (мужчины чаще ошибаются, но лучше устраняют последствия; высока до 25 лет, потом снижается)
2) особенности психического состояния и психических функций человека (повышенная экстравертивность, полезависимые более аварийны (Виткин))
3) опыт человека, его навыки, знания
4) направленность человека – его установки, интересы, мотивы (плохая дисциплина, низкая мотивация)
Блинт – Мурани: кривая травматизма – первый пик от недостатка знаний, второй – недостатка осмотрительности.
Разделяют качества, предрасполагающие к ошибочным действиям, и качества, мешающие противодействию аварийным ситуациям.
Ошибки неизбежны. И важны не сами внешние факторы, могущие повлечь за собой ошибки, а их осознание оператором. Ошибка предполагает выбор и ответственность, поскольку сознательное планирование профессионал осуществляет только в ситуации неоднозначности.
Проблема ошибки связана с качеством свободы. Одним из выходов является административный подход – усиление регламентации, минимизация функций оператора, постоянное обучение.
Причины, вызывающие отклонения, возникают помимо свободы воли человека; 8 типов отклонений:
1) ошибкогенные факторы/нейтрализация;
2) функционирование психики по стохастическим законам/снижение доли неопределенности;
3) предельные условия работы/обеспечение нормальных условий;

Формирование профессионала в группе. Программы формирования стиля принятия решения командира

Наука » Психология » Инженерная психология
Навыки выполнения профессиональной деятельности и групповые нормы; отношение к ошибке новичка в группе. Оценка и мнение окружающих важны для профессионального становления. Стремление сохранить авторитет и качество выполнения задачи фиксируются в структурах профессионального опыта.
Требования к командиру:
- владение профессиональными навыками рядового оператора;
- требовательность к себе;
- умение сдерживать свои порывы;
- лидерские качества.
Анатомия акта власти: воля командира должна в итоге оказаться сильнее сопротивления подчиненного; динамика: завоевание, захват, удержание, сохранение власти, потеря власти.

Операторские действия. Имитационное моделирование информационно-процессуальные модели операторского действия

Наука » Психология » Инженерная психология
Действие необходимо, когда возникает препятствие.
1) теория поля Левина;
2) теория языка Бюлера
Три аспекта деятельности: когнитивный, эмоциональный, исполнительный.
Милеряк: 4 режима работы в труде оператора:
- учебно-тренировочный;
- минимальный;
- оптимальный;
- экстремальный.
Моделирование деятельности операторских команд (метод Монте-Карло): зависимость между ошибками и напряжением – увеличение скорости выполнения задачи после ошибочных исполнений.
Программы тренировки экипажей:
1) система GRID Блейка и Моутона; характеристики:
- критика;
- сбор информации;
- отстаивание своей позиции;

Пространственные и временные структуры профессионального опыта операторов

Наука » Психология » Инженерная психология
Структура опыта субъекта является трехслойной:
1) перцептивный мир – слой. Где следы деятельности существуют в виде перцептивных образов, отражая свойства на перцептивном языке;
2) образ мира;
У каждой профессии свой перцептивный мир, система ритмов событий. Новичок с этим не знаком. В ходе обучения это сохраняется как пространственно-временная структура профессионального опыта. В опыте существует два типа структур: глобальные и локальные (реальных предметных движений).
Переживание дления процесса + переживание движения = чувство полета.
Своевременность действия (собственное время процесса).
Адаптация временная.
Начало и конец процесса. Деятельность в принципе состоит из повторяющихся циклов. Но постановка задачи и заключение – неповторяющиеся периоды в процессе деятельности.
В процессе есть “главная точка”, кульминация процесса. Характеристики скорости процесса и его ритмичности также важны.
Время – непрерывная категория субъекта и воспринимающего. Августин: И прошлое и будущее воспринимается через настоящее.

Совместная деятельность команды операторов. Взаимоотношения в команде операторов. Моделирование деятельности операторских команд.

Наука » Психология » Инженерная психология
Имитационные модели. Теоретические подходы и методики изучения. Проблема подбора команды
Стрелков: оператор – всегда групповой субъект.
Признаки совместной деятельности:
1) общая цель;
2) разделенность труда между участниками;
3) взаимное восприятие друг друга (пространственное и временное соприсутствие участников, синхронизация действий);
4) наличие руководящего органа
5) возникновение у участников межличностных отношений;
Приход новичка удваивает напряжение в команде. Присутствие других членов группы (то есть сама групповая ситуация) может усиливать конфликт или сплоченность.
Мейстер: важнейшая сторона совместной операторской деятельности – речевой обмен.
Основные компоненты общения: коммуникация, интеракция и социальная перцепция.
Уровни совместной деятельности:
1) общение в диаде;
2) кооперация, обмен различными видами деятельности;
3) коллектив, общение как комплекс знаков

Психология труда в России 19 века

Наука » Психология » Инженерная психология
Носкова, Климов "История психологии труда в России" Гл.1-3
Показатели существования отдельной научной дисциплины:
1) наличие текстов, теоретического анализа, опирающегося на эмпирический материал;
2) наличие специалистов в данной области, профессионалов;
3) организационное обеспечение и оформление деятельности специалистов;
4) информационное обеспечение деятельности профессионалов;
5) материальное обеспечение.
6) методический принцип: наличие методики проведения экспериментов, наблюдений и пр.
Методы:
анализ методом логической рекострукции психологического знания, основыанной на анализе продуктов жизнедеятельности.
распознающий алгоритм (Климов, Носкова)
анализ пословиц и поговорок
изучение мифов: мифы – материализованная жизнь народов (пример из работы Рыбакова Б.А. "Язычество у древних славян": введение процесса вдувания воздуха в кузнечные печи > изменение религиозных представлений > изменение обряда захоронения)
При Петре I в 1716 г. был составлен первый воинский Устав для сухопутных офицеров, описывающий более 40 тыс. должностей офицеров сописанием их обязанностей, необходимых профессиональных качеств, регулирующий служебные взаимоотношения.
Книга Суворова "Наука побеждать" содержала управленческие идеи.

Проектирование рабочих мест оператора. Уровни анализа и этапы проектирования. Специфика психологической и эргономической работы

Наука » Психология » Инженерная психология
Проектирование – процесс составления описания, необходимый для создания в заданных условиях еще не существующего объекта, опирающийся на его первичное описание и/или алгоритм его действия/или алгоритм процесса устранения некорректности первичного описания.

Принцип “сенсорных коррекций” (по Н.А.Бернштейну)

Наука » Психология » Инженерная психология
До Н. А. Берн­штей­на в фи­зио­ло­гии бы­то­ва­ло мне­ние, что дви­га­тель­ный акт ор­га­ни­зу­ет­ся сле­дую­щим об­ра­зом: на эта­пе обу­че­ния дви­же­нию в дви­га­тель­ных цен­трах фор­ми­ру­ет­ся и фик­си­ру­ет­ся его про­грам­ма; за­тем в ре­зуль­та­те дей­ст­вия ка­ко­го-то сти­му­ла она воз­бу­ж­да­ет­ся, в мыш­цы идут мо­тор­ные ко­манд­ные им­пуль­сы, и дви­же­ние реа­ли­зу­ет­ся. Та­ким об­ра­зом, ме­ха­низм дви­же­ния опи­сы­вал­ся схе­мой реф­лек­тор­ной ду­ги: сти­мул — про­цесс его цен­траль­ной пе­ре­ра­бот­ки (воз­бу­ж­де­ние про­грамм) — дви­га­тель­ная ре­ак­ция.
Пер­вый вы­вод Берн­штейна - только очень про­стое дви­же­ние, на­при­мер ко­лен­ный реф­лекс или от­дер­ги­ва­ние ру­ки от ог­ня, мо­жет про­изой­ти в ре­зуль­та­те пря­мо­го про­ве­де­ния мо­тор­ных ко­манд от цен­тра к пе­ри­фе­рии. Но слож­ные дви­га­тель­ные ак­ты, ко­то­рые при­зва­ны ре­шить ка­кую-то за­да­чу, дос­тичь ка­ко­го-то ре­зуль­та­та, так стро­ить­ся не мо­гут. Глав­ная при­чи­на со­сто­ит в том, что ре­зуль­тат лю­бо­го слож­но­го дви­же­ния за­ви­сит не толь­ко от соб­ст­вен­но управ­ляю­щих сиг­на­лов, но и от це­ло­го ря­да до­пол­ни­тель­ных фак­то­ров. Окон­ча­тель­ная цель дви­же­ния мо­жет быть дос­тиг­ну­та, толь­ко ес­ли в не­го бу­дут по­сто­ян­но вно­сить­ся по­прав­ки, или кор­рек­ции. А для это­го в ЦНС долж­ны по­сту­пать аф­фе­рент­ные сиг­на­лы, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о ре­аль­ном хо­де дви­же­ния, а за­тем пе­ре­ра­ба­ты­вать­ся в сиг­на­лы кор­рек­ции.
Но­вый прин­цип управ­ле­ния дви­же­ния­ми - прин­ци­п сен­сор­ных кор­рек­ций, вно­си­мых в мо­тор­ные им­пуль­сы на ос­но­ве сен­сор­ной ин­фор­ма­ции о хо­де дви­же­ния.
Фак­то­ра­ми, ко­то­рые, по­ми­мо мо­тор­ных ко­манд, влия­ют на ход дви­же­ния.
1. Ре­ак­тив­ные си­лы. Ес­ли вы силь­но взмах­не­те ру­кой, то в дру­гих час­тях те­ла ра­зо­вьют­ся ре­ак­тив­ные си­лы, ко­то­рые из­ме­нят их по­ло­же­ние и то­нус.
2. Иинер­ци­он­ные си­лы. Ес­ли вы рез­ко под­ни­ме­те ру­ку, то она взле­та­ет не толь­ко за счет тех мо­тор­ных им­пуль­сов, ко­то­рые по­сла­ны в мыш­цы, но с ка­ко­го-то мо­мен­та дви­жет­ся по инер­ции.

Принцип уровневого построения движений (по Н.А.Бернштейну)

Наука » Психология » Инженерная психология
Тео­рия уров­ней по­строе­ния дви­же­ний.
Н. А. Берн­штейн об­на­ру­жил сле­дую­щее. В за­ви­си­мо­сти от то­го, ка­кую ин­фор­ма­цию не­сут сиг­на­лы об­рат­ной свя­зи, аф­фе­рент­ные сиг­на­лы при­хо­дят в раз­ные чув­ст­ви­тель­ные цен­тры го­лов­но­го моз­га и со­от­вет­ст­вен­но пе­ре­клю­ча­ют­ся на мо­тор­ные пу­ти на раз­ных уров­нях. Под уров­ня­ми сле­ду­ет по­ни­мать бу­к­валь­но мор­фо­ло­ги­че­ские “слои” в ЦНС. Так бы­ли вы­де­ле­ны уров­ни спин­но­го и про­дол­го­ва­то­го моз­га, уро­вень под­кор­ко­вых цен­тров, уров­ни ко­ры. Ха­рак­те­ри­сти­ке уров­ней, вы­де­лен­ных Н. А. Берн­штей­ном.
Уро­вень А — са­мый низ­кий и фи­ло­ге­не­ти­че­ски са­мый древ­ний. У че­ло­ве­ка он не име­ет са­мо­стоя­тель­но­го зна­че­ния, за­то за­ве­ду­ет очень важ­ным ас­пек­том лю­бо­го дви­же­ния — то­ну­сом мышц. Он уча­ст­ву­ет в ор­га­ни­за­ции лю­бо­го дви­же­ния со­вме­ст­но с дру­ги­ми уров­ня­ми.
Уро­вень В.Уров­нь си­нер­гий. На этом уров­не пе­ре­ра­ба­ты­ва­ют­ся в ос­нов­ном сиг­на­лы от мы­шеч­но-сус­тав­ных ре­цеп­то­ров, ко­то­рые со­об­ща­ют о вза­им­ном по­ло­же­нии и дви­же­нии час­тей те­ла.
Уро­вень С.Уров­нь про­стран­ст­вен­но­го по­ля. На не­го по­сту­па­ют сиг­на­лы от зре­ния, слу­ха, ося­за­ния, т. е. вся ин­фор­ма­ция о внеш­нем про­стран­ст­ве. По­это­му на нем стро­ят­ся дви­же­ния, при­спо­соб­лен­ные к про­стран­ст­вен­ным свой­ст­вам объ­ек­тов — к их фор­ме, по­ло­же­нию, дли­не, ве­су и пр.
Уро­вень D.Уровень пред­мет­ных дей­ст­вий. Это кор­ко­вый уро­вень, ко­то­рый за­ве­ду­ет ор­га­ни­за­ци­ей дей­ст­вий с пред­ме­та­ми. Он прак­ти­че­ски мо­но­поль­но при­над­ле­жит че­ло­ве­ку. К не­му от­но­сят­ся все ору­дий­ные дей­ст­вия, ма­ни­пу­ля­ции с пред­ме­та­ми и др.
Уро­вень Е. Это уро­вень ин­тел­лек­ту­аль­ных дви­га­тель­ных ак­тов, в пер­вую оче­редь ре­че­вых дви­же­ний, дви­же­ний пись­ма, а так­же дви­же­ния сим­во­ли­че­ской, или ко­ди­ро­ван­ной, ре­чи — жес­тов глу­хо­не­мые аз­бу­ки Мор­зе и др. Дви­же­ния это­го уров­ня оп­ре­де­ля­ют­ся не пред­мет­ным, а от­вле­чен­ным, вер­баль­ным смыс­лом.

Психологические основы подбора и расстановки кадров. Этапы и методы работы по оценке уровня сформированности профессионала

Наука » Психология » Инженерная психология
К кадровым процессам относятся:
- рекрутирование, или привлечение и найм персонала;
- организационное обеспечение функционирования персонала;
- формирование резерва корпуса руководителей;
- внутриорганизационное движение кадров;
- завершение карьеры;
Обеспечение нормального течения кадровых процессов включает в себя ряд этапов:
1) вовлечение в деятельность системы и включение;
2) оценка уровня квалификации профессионала и эффективное использование его возможностей;
3) квалификационное, количественное и профессиональное обеспечение функционирования организации трудовыми ресурсами;
4) адекватное кадровое обеспечение инновационных процессов;
5) обеспечение эффективного использования трудового потенциала каждого работника на протяжении его пребывания в рамках конкретной организации;
6) обеспечение оптимальных условий выхода человека из организации;

Показатели и характеристики операторской деятельности и систем управления

Наука » Психология » Инженерная психология
Общая характеристика операторского труда:
1) объект воспринимается опосредовано;
2) разные режимы деятельности оператора: наблюдение; наблюдение-коррекция технологического процесса; действия в аварийных ситуациях или при запуске/остановке системы; самостоятельное построение режима деятельности.
Особенности операторского труда:
1) сложность и скорость процессов;
2) объем информации;
3) высокая ответственность за ошибки;
4) переходы от ожидания к деятельности;
5) неопределенность переходов;
6) условия работы плохие;
7) можно активно относится к деятельности и пассивно.