Правила психологического консультирования руководителей:
1) относится к руководителю как к клиенту: возможно, у него личностные проблемы, а не организационные;
2) добиться конкретной постановки проблемы (например, не повышение эффективности вообще, а эффективность в конкретной ситуации);
3) разъяснить возможности психолога: это не скорая помощь, а долгая, постепенная работа;
4) обсуждение условий работы;
5) добиться совместного проведения работы:
- содействия:
- представления решения как “внутреннего организационного”;
- продолжения работы после ухода психолога;
6) соблюдение этических нормативов при выдаче рекомендаций;
7) этапы: предварительная диагностика – планирование – диагностика – выработка вариантов решения – апробация – результат.
Характеристика ситуации принятия решения: динамичность, сложность, уровень неопределенности. Для модели идеального решения выстраиваются локальные оптимумы для всех затрагиваемых ресурсов и общий прогноз результата заданных оптимумов.
Предмет труда – система свойств и взаимоотношений вещей, явлений, процессов, которыми человек, работающий на определенном трудовом посту, должен мысленно или практически оперировать. По предмету труда профессии деляться на биономические, артономические и пр.
1) относится к руководителю как к клиенту: возможно, у него личностные проблемы, а не организационные;
2) добиться конкретной постановки проблемы (например, не повышение эффективности вообще, а эффективность в конкретной ситуации);
3) разъяснить возможности психолога: это не скорая помощь, а долгая, постепенная работа;
4) обсуждение условий работы;
5) добиться совместного проведения работы:
- содействия:
- представления решения как “внутреннего организационного”;
- продолжения работы после ухода психолога;
6) соблюдение этических нормативов при выдаче рекомендаций;
7) этапы: предварительная диагностика – планирование – диагностика – выработка вариантов решения – апробация – результат.
Характеристика ситуации принятия решения: динамичность, сложность, уровень неопределенности. Для модели идеального решения выстраиваются локальные оптимумы для всех затрагиваемых ресурсов и общий прогноз результата заданных оптимумов.
Предмет труда – система свойств и взаимоотношений вещей, явлений, процессов, которыми человек, работающий на определенном трудовом посту, должен мысленно или практически оперировать. По предмету труда профессии деляться на биономические, артономические и пр.
Психология безопасности – отрасль психологической науки, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятельности и пути использования психологии для повышения безопасности деятельности.
Факторы:
1) Биологический (мужчины чаще ошибаются, но лучше устраняют последствия; высока до 25 лет, потом снижается)
2) особенности психического состояния и психических функций человека (повышенная экстравертивность, полезависимые более аварийны (Виткин))
3) опыт человека, его навыки, знания
4) направленность человека – его установки, интересы, мотивы (плохая дисциплина, низкая мотивация)
Блинт – Мурани: кривая травматизма – первый пик от недостатка знаний, второй – недостатка осмотрительности.
Разделяют качества, предрасполагающие к ошибочным действиям, и качества, мешающие противодействию аварийным ситуациям.
Ошибки неизбежны. И важны не сами внешние факторы, могущие повлечь за собой ошибки, а их осознание оператором. Ошибка предполагает выбор и ответственность, поскольку сознательное планирование профессионал осуществляет только в ситуации неоднозначности.
Проблема ошибки связана с качеством свободы. Одним из выходов является административный подход – усиление регламентации, минимизация функций оператора, постоянное обучение.
Причины, вызывающие отклонения, возникают помимо свободы воли человека; 8 типов отклонений:
1) ошибкогенные факторы/нейтрализация;
2) функционирование психики по стохастическим законам/снижение доли неопределенности;
3) предельные условия работы/обеспечение нормальных условий;
Факторы:
1) Биологический (мужчины чаще ошибаются, но лучше устраняют последствия; высока до 25 лет, потом снижается)
2) особенности психического состояния и психических функций человека (повышенная экстравертивность, полезависимые более аварийны (Виткин))
3) опыт человека, его навыки, знания
4) направленность человека – его установки, интересы, мотивы (плохая дисциплина, низкая мотивация)
Блинт – Мурани: кривая травматизма – первый пик от недостатка знаний, второй – недостатка осмотрительности.
Разделяют качества, предрасполагающие к ошибочным действиям, и качества, мешающие противодействию аварийным ситуациям.
Ошибки неизбежны. И важны не сами внешние факторы, могущие повлечь за собой ошибки, а их осознание оператором. Ошибка предполагает выбор и ответственность, поскольку сознательное планирование профессионал осуществляет только в ситуации неоднозначности.
Проблема ошибки связана с качеством свободы. Одним из выходов является административный подход – усиление регламентации, минимизация функций оператора, постоянное обучение.
Причины, вызывающие отклонения, возникают помимо свободы воли человека; 8 типов отклонений:
1) ошибкогенные факторы/нейтрализация;
2) функционирование психики по стохастическим законам/снижение доли неопределенности;
3) предельные условия работы/обеспечение нормальных условий;
Навыки выполнения профессиональной деятельности и групповые нормы; отношение к ошибке новичка в группе. Оценка и мнение окружающих важны для профессионального становления. Стремление сохранить авторитет и качество выполнения задачи фиксируются в структурах профессионального опыта.
Требования к командиру:
- владение профессиональными навыками рядового оператора;
- требовательность к себе;
- умение сдерживать свои порывы;
- лидерские качества.
Анатомия акта власти: воля командира должна в итоге оказаться сильнее сопротивления подчиненного; динамика: завоевание, захват, удержание, сохранение власти, потеря власти.
Требования к командиру:
- владение профессиональными навыками рядового оператора;
- требовательность к себе;
- умение сдерживать свои порывы;
- лидерские качества.
Анатомия акта власти: воля командира должна в итоге оказаться сильнее сопротивления подчиненного; динамика: завоевание, захват, удержание, сохранение власти, потеря власти.
Действие необходимо, когда возникает препятствие.
1) теория поля Левина;
2) теория языка Бюлера
Три аспекта деятельности: когнитивный, эмоциональный, исполнительный.
Милеряк: 4 режима работы в труде оператора:
- учебно-тренировочный;
- минимальный;
- оптимальный;
- экстремальный.
Моделирование деятельности операторских команд (метод Монте-Карло): зависимость между ошибками и напряжением – увеличение скорости выполнения задачи после ошибочных исполнений.
Программы тренировки экипажей:
1) система GRID Блейка и Моутона; характеристики:
- критика;
- сбор информации;
- отстаивание своей позиции;
1) теория поля Левина;
2) теория языка Бюлера
Три аспекта деятельности: когнитивный, эмоциональный, исполнительный.
Милеряк: 4 режима работы в труде оператора:
- учебно-тренировочный;
- минимальный;
- оптимальный;
- экстремальный.
Моделирование деятельности операторских команд (метод Монте-Карло): зависимость между ошибками и напряжением – увеличение скорости выполнения задачи после ошибочных исполнений.
Программы тренировки экипажей:
1) система GRID Блейка и Моутона; характеристики:
- критика;
- сбор информации;
- отстаивание своей позиции;
Структура опыта субъекта является трехслойной:
1) перцептивный мир – слой. Где следы деятельности существуют в виде перцептивных образов, отражая свойства на перцептивном языке;
2) образ мира;
У каждой профессии свой перцептивный мир, система ритмов событий. Новичок с этим не знаком. В ходе обучения это сохраняется как пространственно-временная структура профессионального опыта. В опыте существует два типа структур: глобальные и локальные (реальных предметных движений).
Переживание дления процесса + переживание движения = чувство полета.
Своевременность действия (собственное время процесса).
Адаптация временная.
Начало и конец процесса. Деятельность в принципе состоит из повторяющихся циклов. Но постановка задачи и заключение – неповторяющиеся периоды в процессе деятельности.
В процессе есть “главная точка”, кульминация процесса. Характеристики скорости процесса и его ритмичности также важны.
Время – непрерывная категория субъекта и воспринимающего. Августин: И прошлое и будущее воспринимается через настоящее.
1) перцептивный мир – слой. Где следы деятельности существуют в виде перцептивных образов, отражая свойства на перцептивном языке;
2) образ мира;
У каждой профессии свой перцептивный мир, система ритмов событий. Новичок с этим не знаком. В ходе обучения это сохраняется как пространственно-временная структура профессионального опыта. В опыте существует два типа структур: глобальные и локальные (реальных предметных движений).
Переживание дления процесса + переживание движения = чувство полета.
Своевременность действия (собственное время процесса).
Адаптация временная.
Начало и конец процесса. Деятельность в принципе состоит из повторяющихся циклов. Но постановка задачи и заключение – неповторяющиеся периоды в процессе деятельности.
В процессе есть “главная точка”, кульминация процесса. Характеристики скорости процесса и его ритмичности также важны.
Время – непрерывная категория субъекта и воспринимающего. Августин: И прошлое и будущее воспринимается через настоящее.
Имитационные модели. Теоретические подходы и методики изучения. Проблема подбора команды
Стрелков: оператор – всегда групповой субъект.
Признаки совместной деятельности:
1) общая цель;
2) разделенность труда между участниками;
3) взаимное восприятие друг друга (пространственное и временное соприсутствие участников, синхронизация действий);
4) наличие руководящего органа
5) возникновение у участников межличностных отношений;
Приход новичка удваивает напряжение в команде. Присутствие других членов группы (то есть сама групповая ситуация) может усиливать конфликт или сплоченность.
Мейстер: важнейшая сторона совместной операторской деятельности – речевой обмен.
Основные компоненты общения: коммуникация, интеракция и социальная перцепция.
Уровни совместной деятельности:
1) общение в диаде;
2) кооперация, обмен различными видами деятельности;
3) коллектив, общение как комплекс знаков
Стрелков: оператор – всегда групповой субъект.
Признаки совместной деятельности:
1) общая цель;
2) разделенность труда между участниками;
3) взаимное восприятие друг друга (пространственное и временное соприсутствие участников, синхронизация действий);
4) наличие руководящего органа
5) возникновение у участников межличностных отношений;
Приход новичка удваивает напряжение в команде. Присутствие других членов группы (то есть сама групповая ситуация) может усиливать конфликт или сплоченность.
Мейстер: важнейшая сторона совместной операторской деятельности – речевой обмен.
Основные компоненты общения: коммуникация, интеракция и социальная перцепция.
Уровни совместной деятельности:
1) общение в диаде;
2) кооперация, обмен различными видами деятельности;
3) коллектив, общение как комплекс знаков
Носкова, Климов "История психологии труда в России" Гл.1-3
Показатели существования отдельной научной дисциплины:
1) наличие текстов, теоретического анализа, опирающегося на эмпирический материал;
2) наличие специалистов в данной области, профессионалов;
3) организационное обеспечение и оформление деятельности специалистов;
4) информационное обеспечение деятельности профессионалов;
5) материальное обеспечение.
6) методический принцип: наличие методики проведения экспериментов, наблюдений и пр.
Методы:
анализ методом логической рекострукции психологического знания, основыанной на анализе продуктов жизнедеятельности.
распознающий алгоритм (Климов, Носкова)
анализ пословиц и поговорок
изучение мифов: мифы – материализованная жизнь народов (пример из работы Рыбакова Б.А. "Язычество у древних славян": введение процесса вдувания воздуха в кузнечные печи > изменение религиозных представлений > изменение обряда захоронения)
При Петре I в 1716 г. был составлен первый воинский Устав для сухопутных офицеров, описывающий более 40 тыс. должностей офицеров сописанием их обязанностей, необходимых профессиональных качеств, регулирующий служебные взаимоотношения.
Книга Суворова "Наука побеждать" содержала управленческие идеи.
Показатели существования отдельной научной дисциплины:
1) наличие текстов, теоретического анализа, опирающегося на эмпирический материал;
2) наличие специалистов в данной области, профессионалов;
3) организационное обеспечение и оформление деятельности специалистов;
4) информационное обеспечение деятельности профессионалов;
5) материальное обеспечение.
6) методический принцип: наличие методики проведения экспериментов, наблюдений и пр.
Методы:
анализ методом логической рекострукции психологического знания, основыанной на анализе продуктов жизнедеятельности.
распознающий алгоритм (Климов, Носкова)
анализ пословиц и поговорок
изучение мифов: мифы – материализованная жизнь народов (пример из работы Рыбакова Б.А. "Язычество у древних славян": введение процесса вдувания воздуха в кузнечные печи > изменение религиозных представлений > изменение обряда захоронения)
При Петре I в 1716 г. был составлен первый воинский Устав для сухопутных офицеров, описывающий более 40 тыс. должностей офицеров сописанием их обязанностей, необходимых профессиональных качеств, регулирующий служебные взаимоотношения.
Книга Суворова "Наука побеждать" содержала управленческие идеи.
Проектирование – процесс составления описания, необходимый для создания в заданных условиях еще не существующего объекта, опирающийся на его первичное описание и/или алгоритм его действия/или алгоритм процесса устранения некорректности первичного описания.
До Н. А. Бернштейна в физиологии бытовало мнение, что двигательный акт организуется следующим образом: на этапе обучения движению в двигательных центрах формируется и фиксируется его программа; затем в результате действия какого-то стимула она возбуждается, в мышцы идут моторные командные импульсы, и движение реализуется. Таким образом, механизм движения описывался схемой рефлекторной дуги: стимул — процесс его центральной переработки (возбуждение программ) — двигательная реакция.
Первый вывод Бернштейна - только очень простое движение, например коленный рефлекс или отдергивание руки от огня, может произойти в результате прямого проведения моторных команд от центра к периферии. Но сложные двигательные акты, которые призваны решить какую-то задачу, достичь какого-то результата, так строиться не могут. Главная причина состоит в том, что результат любого сложного движения зависит не только от собственно управляющих сигналов, но и от целого ряда дополнительных факторов. Окончательная цель движения может быть достигнута, только если в него будут постоянно вноситься поправки, или коррекции. А для этого в ЦНС должны поступать афферентные сигналы, содержащие информацию о реальном ходе движения, а затем перерабатываться в сигналы коррекции.
Новый принцип управления движениями - принцип сенсорных коррекций, вносимых в моторные импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения.
Факторами, которые, помимо моторных команд, влияют на ход движения.
1. Реактивные силы. Если вы сильно взмахнете рукой, то в других частях тела разовьются реактивные силы, которые изменят их положение и тонус.
2. Иинерционные силы. Если вы резко поднимете руку, то она взлетает не только за счет тех моторных импульсов, которые посланы в мышцы, но с какого-то момента движется по инерции.
Первый вывод Бернштейна - только очень простое движение, например коленный рефлекс или отдергивание руки от огня, может произойти в результате прямого проведения моторных команд от центра к периферии. Но сложные двигательные акты, которые призваны решить какую-то задачу, достичь какого-то результата, так строиться не могут. Главная причина состоит в том, что результат любого сложного движения зависит не только от собственно управляющих сигналов, но и от целого ряда дополнительных факторов. Окончательная цель движения может быть достигнута, только если в него будут постоянно вноситься поправки, или коррекции. А для этого в ЦНС должны поступать афферентные сигналы, содержащие информацию о реальном ходе движения, а затем перерабатываться в сигналы коррекции.
Новый принцип управления движениями - принцип сенсорных коррекций, вносимых в моторные импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения.
Факторами, которые, помимо моторных команд, влияют на ход движения.
1. Реактивные силы. Если вы сильно взмахнете рукой, то в других частях тела разовьются реактивные силы, которые изменят их положение и тонус.
2. Иинерционные силы. Если вы резко поднимете руку, то она взлетает не только за счет тех моторных импульсов, которые посланы в мышцы, но с какого-то момента движется по инерции.
Теория уровней построения движений.
Н. А. Бернштейн обнаружил следующее. В зависимости от того, какую информацию несут сигналы обратной связи, афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях. Под уровнями следует понимать буквально морфологические “слои” в ЦНС. Так были выделены уровни спинного и продолговатого мозга, уровень подкорковых центров, уровни коры. Характеристике уровней, выделенных Н. А. Бернштейном.
Уровень А — самый низкий и филогенетически самый древний. У человека он не имеет самостоятельного значения, зато заведует очень важным аспектом любого движения — тонусом мышц. Он участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями.
Уровень В.Уровнь синергий. На этом уровне перерабатываются в основном сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела.
Уровень С.Уровнь пространственного поля. На него поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т. е. вся информация о внешнем пространстве. Поэтому на нем строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов — к их форме, положению, длине, весу и пр.
Уровень D.Уровень предметных действий. Это корковый уровень, который заведует организацией действий с предметами. Он практически монопольно принадлежит человеку. К нему относятся все орудийные действия, манипуляции с предметами и др.
Уровень Е. Это уровень интеллектуальных двигательных актов, в первую очередь речевых движений, движений письма, а также движения символической, или кодированной, речи — жестов глухонемые азбуки Морзе и др. Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.
Н. А. Бернштейн обнаружил следующее. В зависимости от того, какую информацию несут сигналы обратной связи, афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях. Под уровнями следует понимать буквально морфологические “слои” в ЦНС. Так были выделены уровни спинного и продолговатого мозга, уровень подкорковых центров, уровни коры. Характеристике уровней, выделенных Н. А. Бернштейном.
Уровень А — самый низкий и филогенетически самый древний. У человека он не имеет самостоятельного значения, зато заведует очень важным аспектом любого движения — тонусом мышц. Он участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями.
Уровень В.Уровнь синергий. На этом уровне перерабатываются в основном сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела.
Уровень С.Уровнь пространственного поля. На него поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т. е. вся информация о внешнем пространстве. Поэтому на нем строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов — к их форме, положению, длине, весу и пр.
Уровень D.Уровень предметных действий. Это корковый уровень, который заведует организацией действий с предметами. Он практически монопольно принадлежит человеку. К нему относятся все орудийные действия, манипуляции с предметами и др.
Уровень Е. Это уровень интеллектуальных двигательных актов, в первую очередь речевых движений, движений письма, а также движения символической, или кодированной, речи — жестов глухонемые азбуки Морзе и др. Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.
К кадровым процессам относятся:
- рекрутирование, или привлечение и найм персонала;
- организационное обеспечение функционирования персонала;
- формирование резерва корпуса руководителей;
- внутриорганизационное движение кадров;
- завершение карьеры;
Обеспечение нормального течения кадровых процессов включает в себя ряд этапов:
1) вовлечение в деятельность системы и включение;
2) оценка уровня квалификации профессионала и эффективное использование его возможностей;
3) квалификационное, количественное и профессиональное обеспечение функционирования организации трудовыми ресурсами;
4) адекватное кадровое обеспечение инновационных процессов;
5) обеспечение эффективного использования трудового потенциала каждого работника на протяжении его пребывания в рамках конкретной организации;
6) обеспечение оптимальных условий выхода человека из организации;
- рекрутирование, или привлечение и найм персонала;
- организационное обеспечение функционирования персонала;
- формирование резерва корпуса руководителей;
- внутриорганизационное движение кадров;
- завершение карьеры;
Обеспечение нормального течения кадровых процессов включает в себя ряд этапов:
1) вовлечение в деятельность системы и включение;
2) оценка уровня квалификации профессионала и эффективное использование его возможностей;
3) квалификационное, количественное и профессиональное обеспечение функционирования организации трудовыми ресурсами;
4) адекватное кадровое обеспечение инновационных процессов;
5) обеспечение эффективного использования трудового потенциала каждого работника на протяжении его пребывания в рамках конкретной организации;
6) обеспечение оптимальных условий выхода человека из организации;
Общая характеристика операторского труда:
1) объект воспринимается опосредовано;
2) разные режимы деятельности оператора: наблюдение; наблюдение-коррекция технологического процесса; действия в аварийных ситуациях или при запуске/остановке системы; самостоятельное построение режима деятельности.
Особенности операторского труда:
1) сложность и скорость процессов;
2) объем информации;
3) высокая ответственность за ошибки;
4) переходы от ожидания к деятельности;
5) неопределенность переходов;
6) условия работы плохие;
7) можно активно относится к деятельности и пассивно.
1) объект воспринимается опосредовано;
2) разные режимы деятельности оператора: наблюдение; наблюдение-коррекция технологического процесса; действия в аварийных ситуациях или при запуске/остановке системы; самостоятельное построение режима деятельности.
Особенности операторского труда:
1) сложность и скорость процессов;
2) объем информации;
3) высокая ответственность за ошибки;
4) переходы от ожидания к деятельности;
5) неопределенность переходов;
6) условия работы плохие;
7) можно активно относится к деятельности и пассивно.