Данный раздел книги собирался по крупицам во время тренингов личностного роста, которые я проводил в течение последних десяти лет.
В силу того, что я использовал измененные состояния сознания, участники тренингов получали опыт той интенсивности, который необходимо было встраивать в жизнь и структуру своего Эго. Поэтому всегда дополнительно применялись методы и средства, которые помогали проявиться интегративным тенденциям личности, способствовали присоединению полученных знаний и переживаний к мировоззренческой картине человека.
Начнем с самого простого. Во время групповой работы с клиентами после общих упражнений, как правило, проводится проговор.
ПРОГОВОР
Проговор имеет разные формы в зависимости от контекста упражнений.
Когда в нем участвует вся группа, участники садятся в крут таким образом, чтобы каждому было удобно и каждый мог видеть и слышать говорящего. Во время группового обмена опытом начинается интеграция опыта дыхательной сессии в обычную жизнь. И внутреннее переживание, которое подчас кажется неосязаемым, невыразимым, начинает как-то оформляться. Если вы проводите дыхательный процесс, то оно возникает в форме нарисованной мандалы, затем собирается в форму, символ или концепцию и начинает артикулироваться в словах.
В силу того, что я использовал измененные состояния сознания, участники тренингов получали опыт той интенсивности, который необходимо было встраивать в жизнь и структуру своего Эго. Поэтому всегда дополнительно применялись методы и средства, которые помогали проявиться интегративным тенденциям личности, способствовали присоединению полученных знаний и переживаний к мировоззренческой картине человека.
Начнем с самого простого. Во время групповой работы с клиентами после общих упражнений, как правило, проводится проговор.
ПРОГОВОР
Проговор имеет разные формы в зависимости от контекста упражнений.
Когда в нем участвует вся группа, участники садятся в крут таким образом, чтобы каждому было удобно и каждый мог видеть и слышать говорящего. Во время группового обмена опытом начинается интеграция опыта дыхательной сессии в обычную жизнь. И внутреннее переживание, которое подчас кажется неосязаемым, невыразимым, начинает как-то оформляться. Если вы проводите дыхательный процесс, то оно возникает в форме нарисованной мандалы, затем собирается в форму, символ или концепцию и начинает артикулироваться в словах.
«Арка Лоуэна»
Встаньте, расставьте ноги на расстояние примерно 45 см, носки слегка поверните вовнутрь, колени согните, насколько это возможно, не отрывая пятки от пола, кулаки поставьте на поясницу и прогнитесь назад. Дышите животом, удерживайте позу в течение примерно минуты.
Отметьте области напряжения в своем теле. Напряжение может быть в пояснице или в передней части бедер. Психотерапевт помогает определить, какие сложности возникают при выполнении прогиба (возможно, это связанно с чрезмерной ригидностью или излишней рыхлостью). Если вы удерживаете правильный прогиб, продолжаете дышать и стоите расслабленно, ваши ноги должны начать дрожать.
Прогиб таза
Лягте на спину на мат или мягкий коврик. Согните колени и расставьте ноги примерно на 30 см. Прогните спину, захватив руками лодыжки и потянувшись вперед. Ваша голова должна откинуться назад так, чтобы только макушка, плечи и ступни касались пола. Теперь положите кулаки под пятки, выдвиньте колени вперед, глубоко дышите. Вы почувствуете растяжение в мышцах бедер. Постарайтесь держать ягодицы расслабленными. Удерживая таз расслабленным, вы можете почувствовать, что он дрожит. Для усиления ощущения попытайтесь несколько раз покачать таз вверх-вниз.
Встаньте, расставьте ноги на расстояние примерно 45 см, носки слегка поверните вовнутрь, колени согните, насколько это возможно, не отрывая пятки от пола, кулаки поставьте на поясницу и прогнитесь назад. Дышите животом, удерживайте позу в течение примерно минуты.
Отметьте области напряжения в своем теле. Напряжение может быть в пояснице или в передней части бедер. Психотерапевт помогает определить, какие сложности возникают при выполнении прогиба (возможно, это связанно с чрезмерной ригидностью или излишней рыхлостью). Если вы удерживаете правильный прогиб, продолжаете дышать и стоите расслабленно, ваши ноги должны начать дрожать.
Прогиб таза
Лягте на спину на мат или мягкий коврик. Согните колени и расставьте ноги примерно на 30 см. Прогните спину, захватив руками лодыжки и потянувшись вперед. Ваша голова должна откинуться назад так, чтобы только макушка, плечи и ступни касались пола. Теперь положите кулаки под пятки, выдвиньте колени вперед, глубоко дышите. Вы почувствуете растяжение в мышцах бедер. Постарайтесь держать ягодицы расслабленными. Удерживая таз расслабленным, вы можете почувствовать, что он дрожит. Для усиления ощущения попытайтесь несколько раз покачать таз вверх-вниз.
Дышащий лежит на животе.
Попросите сидящего удерживать человека поперек пояса, прижатым к полу, для того чтобы дышащий не становился на колени, в то время как вы работаете с головой, шеей и плечами.
Это позволяет создавать максимум стабильного сопротивления. Ощущайте напряжение или вибрацию, предложите человеку экспериментировать с напряжениями в этих областях и создавать там некоторое сопротивление.
Общее телесное напряжение. Предложите человеку согнуть руки ладонями вверх, сжать кулаки, напрячь руки и все тело. Два человека с двух сторон поднимают напряженное тело за руки так, чтобы дышащий балансировал на пятках. Пусть человек удерживает эту позу как можно дольше и затем выразит как-то эту энергию (Тейлор К., 1992).
Попросите сидящего удерживать человека поперек пояса, прижатым к полу, для того чтобы дышащий не становился на колени, в то время как вы работаете с головой, шеей и плечами.
Это позволяет создавать максимум стабильного сопротивления. Ощущайте напряжение или вибрацию, предложите человеку экспериментировать с напряжениями в этих областях и создавать там некоторое сопротивление.
Общее телесное напряжение. Предложите человеку согнуть руки ладонями вверх, сжать кулаки, напрячь руки и все тело. Два человека с двух сторон поднимают напряженное тело за руки так, чтобы дышащий балансировал на пятках. Пусть человек удерживает эту позу как можно дольше и затем выразит как-то эту энергию (Тейлор К., 1992).
Дышащий лежит на спине.
Голова. Когда человек напряженно или как-то иначе двигает головой, поощряйте это движение.
Лицо. Работайте плоскими ладонями, избегая попадания пальцев в глаза. Не давите на нижнюю челюсть и не тяните ее вниз. Предложите дышащему сделать лицо подобным маске и усилить имеющееся выражение.
Горло. Не позволяйте прямого воздействия на горло. Работайте с мышцами, расположенными с боков и ниже, или по сторонам ключиц. При спазмах горла (особенно если присутствуют движения рук) используйте свернутое полотенце. Предложите кому-либо держать полотенце за оба конца. Дышащий пусть скручивает полотенце, держа его близко к горлу. Поощряйте звуковое выражение и любое другое движение, которое появляется естественно. Таким способом человек становится как сдавливающей силой, так и удушаемой жертвой, и приходит в соприкосновение с обеими частями себя.
Голова. Когда человек напряженно или как-то иначе двигает головой, поощряйте это движение.
Лицо. Работайте плоскими ладонями, избегая попадания пальцев в глаза. Не давите на нижнюю челюсть и не тяните ее вниз. Предложите дышащему сделать лицо подобным маске и усилить имеющееся выражение.
Горло. Не позволяйте прямого воздействия на горло. Работайте с мышцами, расположенными с боков и ниже, или по сторонам ключиц. При спазмах горла (особенно если присутствуют движения рук) используйте свернутое полотенце. Предложите кому-либо держать полотенце за оба конца. Дышащий пусть скручивает полотенце, держа его близко к горлу. Поощряйте звуковое выражение и любое другое движение, которое появляется естественно. Таким способом человек становится как сдавливающей силой, так и удушаемой жертвой, и приходит в соприкосновение с обеими частями себя.
В России эта техника телесного контакта называется «Театр прикосновений». По характеру она очень напоминает «Тайч-Инь» или искусство мягких (женских) прикосновений.
Упражнение проводится в парах или в тройках.
Успешность дальнейшей работы в парах зависит от соблюдения следующих принципов:
1. Не суетитесь. Любое прикосновение, любое взаимодействие с телом должно быть расслабленным, спокойным, внутренне умиротворенным.
2. Любое прикосновение, движение, взаимодействие с телом должно быть минимальным по силе и амплитуде.
3. Важна внутренняя готовность к работе с телом. Для взаимодействия с телом другого человека нужен определенный духовный настрой. Лучше не делать того, к чему вы не готовы. Если вы делаете что-то, то будьте в том, что вы делаете, на 100%. Живите в том, что вы делаете. Лишь в этом случае упражнение будет максимально эффективным.
Упражнение проводится в парах или в тройках.
Успешность дальнейшей работы в парах зависит от соблюдения следующих принципов:
1. Не суетитесь. Любое прикосновение, любое взаимодействие с телом должно быть расслабленным, спокойным, внутренне умиротворенным.
2. Любое прикосновение, движение, взаимодействие с телом должно быть минимальным по силе и амплитуде.
3. Важна внутренняя готовность к работе с телом. Для взаимодействия с телом другого человека нужен определенный духовный настрой. Лучше не делать того, к чему вы не готовы. Если вы делаете что-то, то будьте в том, что вы делаете, на 100%. Живите в том, что вы делаете. Лишь в этом случае упражнение будет максимально эффективным.
Телесно-ориентированное направление в прикладной психологии и психотерапии является той областью знаний о человеке, в которой впервые началось практическое изучение и использование признаков и свойств телесности. Телесно-ориентированная психотерапия родилась в лоне психоаналитической школы Зигмунда Фрейда. Именно он первым сформулировал положение: «Я есть прежде всего выражение телесного Я», но, вероятно, в силу личностных особенностей избегал изучения влияний телесных процессов на психику.
Первые шаги в понимании явления телесности был сделаны учеником Фрейда, Шандором Ференци, разработавшим «активную технику» в психотерапевтических целях. Новый метод, наряду с процедурой анализа, предусматривал активное участие пациентов в процессе излечения. Пациенты Ференци пели, играли на фортепиано, записывали поэтические идеи, а также выполняли релаксационные упражнения с целью актуализации содержания бессознательного. Ференци первым указал на параллелизм и подобие процессов мышления и иннервации мускулатуры, а также исследовал характер через классификацию паттернов поведения.
Развитие, расширение и обогащение этих идей, появление первой стройной психологической теории, раскрывающей взаимосвязь тела и психики, и нового метода исследования личности связано с именем Вильгельма Райха, ученика Ференци и Фрейда.
Первые шаги в понимании явления телесности был сделаны учеником Фрейда, Шандором Ференци, разработавшим «активную технику» в психотерапевтических целях. Новый метод, наряду с процедурой анализа, предусматривал активное участие пациентов в процессе излечения. Пациенты Ференци пели, играли на фортепиано, записывали поэтические идеи, а также выполняли релаксационные упражнения с целью актуализации содержания бессознательного. Ференци первым указал на параллелизм и подобие процессов мышления и иннервации мускулатуры, а также исследовал характер через классификацию паттернов поведения.
Развитие, расширение и обогащение этих идей, появление первой стройной психологической теории, раскрывающей взаимосвязь тела и психики, и нового метода исследования личности связано с именем Вильгельма Райха, ученика Ференци и Фрейда.
Этот танец я освоил 1992 году на суфийском тренинге. Аль-Газали говорил, что тело нужно рассматривать как везущего, душу — как едущего на нем: «Душа должна заботиться о теле, как пилигрим на пути в Мекку заботится о своем верблюде; однако если пилигрим проводит все свое время в кормлении и украшении верблюда, караван оставит его позади и он погибнет в пустыне». Хорошее здоровье и центрированность на потребностях тела поощряются до той степени, пока они не мешают внутренней работе.
Этот тренинг, основанный на суфийских техниках, показал мне «срединный путь» в работе с телом. И сам танец, который нам продемонстрировала Ма Дэва Прэм, я рассматриваю в двух аспектах:
1) увеличение внутренней свободы, жизненности и раскованности тела;
2) научение на уровне тела рефлексировать и эмпатировать другому человеку.
С тех пор я практикую этот танец, и его внутренняя идея легла в основу многих процессов с использованием связного дыхания: «Трава — вода», «Танец мастеров» и т. д., — а также коммуникативных тренингов.
Этот тренинг, основанный на суфийских техниках, показал мне «срединный путь» в работе с телом. И сам танец, который нам продемонстрировала Ма Дэва Прэм, я рассматриваю в двух аспектах:
1) увеличение внутренней свободы, жизненности и раскованности тела;
2) научение на уровне тела рефлексировать и эмпатировать другому человеку.
С тех пор я практикую этот танец, и его внутренняя идея легла в основу многих процессов с использованием связного дыхания: «Трава — вода», «Танец мастеров» и т. д., — а также коммуникативных тренингов.
Идея этой танцевально-двигательной импровизации принадлежит Александру Гиршону, который вложил огромное количество энергии и времени в практическое применение данного направления. Психотехника была придумана еще в середине 1990-х годов и апробирована на многих группах по танцевально-двигательной терапии. Надеюсь, что освоение этого упражнения принесет вам не только наслаждение, но и много личностных открытий.
Современные исследования сознания, особенно глубинных уровней сознания, принесли немало открытий в область практической психологии, психотерапии и практики личностного развития. Строго говоря, это не столько новое, сколько хорошо переосмысленное старое. Переосмысление касается и языка, на котором обсуждается опыт, и модели, и контекста применения психотехник, и методологии работы с клиентами и группами.
Внутри новой, холистической парадигмы обретение целостности означает также «собирание», воссоединение не только личной истории, но и эволюции — эволюции живого, эволюции Вселенной, эволюции сознания. История человечества сохранила много метафор развития и единства, метафор взаимосвязи человека с окружающим его миром. Одной из наиболее известных и продуктивных метафор является система четырех стихий. Наверное, модель четырех стихий является одной из первых «точек равновесия» между двумя противоположными тенденциями развития сознания — тенденцией к фрагментации и тенденцией к интеграции. Внутри этой модели восприятия мир уже «обретает лик», точнее, четыре лица, не являясь более недифференцированным «нечто», единым, всеохватывающим потоком жизни. И вместе с тем, мир остается «живым» и одухотворенным, сохраняется нуминозное присутствие Духа в многообразных проявлениях жизни.
Современные исследования сознания, особенно глубинных уровней сознания, принесли немало открытий в область практической психологии, психотерапии и практики личностного развития. Строго говоря, это не столько новое, сколько хорошо переосмысленное старое. Переосмысление касается и языка, на котором обсуждается опыт, и модели, и контекста применения психотехник, и методологии работы с клиентами и группами.
Внутри новой, холистической парадигмы обретение целостности означает также «собирание», воссоединение не только личной истории, но и эволюции — эволюции живого, эволюции Вселенной, эволюции сознания. История человечества сохранила много метафор развития и единства, метафор взаимосвязи человека с окружающим его миром. Одной из наиболее известных и продуктивных метафор является система четырех стихий. Наверное, модель четырех стихий является одной из первых «точек равновесия» между двумя противоположными тенденциями развития сознания — тенденцией к фрагментации и тенденцией к интеграции. Внутри этой модели восприятия мир уже «обретает лик», точнее, четыре лица, не являясь более недифференцированным «нечто», единым, всеохватывающим потоком жизни. И вместе с тем, мир остается «живым» и одухотворенным, сохраняется нуминозное присутствие Духа в многообразных проявлениях жизни.
Эту танцевальную технику мы (Владимир Козлов и Александр Гир-шон) практикуем уже десять лет, она показала великолепные результаты, и поэтому мы хотим рассказать о ней.
Как известно, в пространстве телесно-двигательной активности человека (кинесфере), выделяются следующие зоны.
1. Три горизонтальных яруса:
• нижний - от бедер вниз до земли и все доступное в движении пространство вокруг ног; приседания, наклоны, переползания и т. д.;
• средний — корпус, руки и их движения ниже уровня плеч;
• верхний — голова, шея и руки в их движении выше уровня плеч; прыжки, «полеты» и т. д. (А. Гиршон, 1995).
Как известно, в пространстве телесно-двигательной активности человека (кинесфере), выделяются следующие зоны.
1. Три горизонтальных яруса:
• нижний - от бедер вниз до земли и все доступное в движении пространство вокруг ног; приседания, наклоны, переползания и т. д.;
• средний — корпус, руки и их движения ниже уровня плеч;
• верхний — голова, шея и руки в их движении выше уровня плеч; прыжки, «полеты» и т. д. (А. Гиршон, 1995).
Один из лидеров движения суфиев Руми говорил, что тело — также великий и необходимый принцип, без него задача не может быть выполнена и цель не достигается.
В трансовых танцах человек достигает экстатического состояния, позволяющего пережить и понять определенный опыт, полный радости и эйфории. При этом тело является неким мостом к опыту, каналом, через который проходит экстатический опыт.
Мы уже указывали, что танец является одним из древнейших способов вхождения в измененные состояния, вплетенные в основные переходные ритуалы, ритуалы встреч и сезонные праздники.
На уровне самого большого обобщения, опираясь на свой опыт проведения трансовых танцев, мы можем выделить два основных способа вхождения в транс через танец:
В трансовых танцах человек достигает экстатического состояния, позволяющего пережить и понять определенный опыт, полный радости и эйфории. При этом тело является неким мостом к опыту, каналом, через который проходит экстатический опыт.
Мы уже указывали, что танец является одним из древнейших способов вхождения в измененные состояния, вплетенные в основные переходные ритуалы, ритуалы встреч и сезонные праздники.
На уровне самого большого обобщения, опираясь на свой опыт проведения трансовых танцев, мы можем выделить два основных способа вхождения в транс через танец:
Процесс «Тропа танца» (Dancing Path), известный также как «Танец пяти движений», в России культивируется многими лидерами с начала 1990-х годов (Владимир Майков, Александр Гиршон, Владимир Козлов) в структуре профессиональных и контекстуальных тренингов, проводимых в групповой форме. Авторство его принадлежит «городскому шаману» Габриэле Рот. Она выделила пять первичных ритмов движения, которые, по ее мнению, присутствуют во всех культурах и являются репрезентациями онтологических качеств:
1. Flownig — плавные, мягкие, округлые и текучие движения; движения «женской» энергии.
2. Staccato - резкие, сильные и четкие движения, «мужские» движения.
3. Chaos — хаотические движения.
4. Lirical - тонкие, изящные движения, «полет бабочки» или «падающего листа».
5. Stillness — движение в неподвижности, наблюдение за первичными импульсами движения, «пульсирующая статуя».
1. Flownig — плавные, мягкие, округлые и текучие движения; движения «женской» энергии.
2. Staccato - резкие, сильные и четкие движения, «мужские» движения.
3. Chaos — хаотические движения.
4. Lirical - тонкие, изящные движения, «полет бабочки» или «падающего листа».
5. Stillness — движение в неподвижности, наблюдение за первичными импульсами движения, «пульсирующая статуя».
Целительский потенциал танца, его гармонизирующее воздействие на индивидуальное и групповое сознание известны с доисторических времен. Практически во всех мировых культурах танец наряду с особыми техниками дыхания, пением и применением психоделиков был вплетен в ритуалы и повседневную жизнь. Как часть ритуалов танец являлся одним из мостов между «хаосом и космосом», воплощением единства и многообразия отношений между человеком, сообществом и окружающей средой, что нашло наиболее законченное выражение в индийской мифологии мира как Божественный танец Шивы.
Как направление современной психотерапии танцевально-двигательная терапия (в дальнейшем ТДТ) оформилась в 1940-е годы и явилась отголоском революционных изменений в танцевальном искусстве XX века. В настоящее время в западноевропейской и американской психотерапии и психиатрии разработано множество моделей, подходов и техник, образующих «тело» ТДТ.
Как указывает один из лидеров ТДТ Александр Гиршон, в России ТДТ пока мало известна и редко применяется. Так, согласно данным И. Бирюковой (Москва) в 1994 г. В России в русле ТДТработало около 20 психологов и психотерапевтов. Тем не менее достаточно ясно, что у ТДТ существует свое предметное поле, своя клиентура и терапевтический потенциал. Ситуация за последние десять лет изменилась. Существует множество лидеров в этом направлении, реализованы исследовательские программы по трансформационному и психотерапевтическому потенциалу ТДТ.
Как направление современной психотерапии танцевально-двигательная терапия (в дальнейшем ТДТ) оформилась в 1940-е годы и явилась отголоском революционных изменений в танцевальном искусстве XX века. В настоящее время в западноевропейской и американской психотерапии и психиатрии разработано множество моделей, подходов и техник, образующих «тело» ТДТ.
Как указывает один из лидеров ТДТ Александр Гиршон, в России ТДТ пока мало известна и редко применяется. Так, согласно данным И. Бирюковой (Москва) в 1994 г. В России в русле ТДТработало около 20 психологов и психотерапевтов. Тем не менее достаточно ясно, что у ТДТ существует свое предметное поле, своя клиентура и терапевтический потенциал. Ситуация за последние десять лет изменилась. Существует множество лидеров в этом направлении, реализованы исследовательские программы по трансформационному и психотерапевтическому потенциалу ТДТ.