Данный раздел книги собирался по крупицам во время тренингов личностного роста, которые я проводил в течение последних десяти лет.
В силу того, что я использовал измененные состояния сознания, участники тренингов получали опыт той интенсивности, который необходимо было встраивать в жизнь и структуру своего Эго. Поэтому всегда дополнительно применялись методы и средства, которые помогали проявиться интегративным тенденциям личности, способствовали присоединению полученных знаний и переживаний к мировоззренческой картине человека.
Начнем с самого простого. Во время групповой работы с клиентами после общих упражнений, как правило, проводится проговор.
ПРОГОВОР
Проговор имеет разные формы в зависимости от контекста упражнений.
Когда в нем участвует вся группа, участники садятся в крут таким образом, чтобы каждому было удобно и каждый мог видеть и слышать говорящего. Во время группового обмена опытом начинается интеграция опыта дыхательной сессии в обычную жизнь. И внутреннее переживание, которое подчас кажется неосязаемым, невыразимым, начинает как-то оформляться. Если вы проводите дыхательный процесс, то оно возникает в форме нарисованной мандалы, затем собирается в форму, символ или концепцию и начинает артикулироваться в словах.
Таким образом, этот подарок и мудрость холотропической реальности могут вспоминаться хилотропическим сознанием и влиять на него. И наоборот, хилотропическое сознание начинает ценить холот-ропическое сознание и доверять опыту необычных состояний. Богатство обмена между внутренней и внешней реальностями каждого индивида оказывается еще более очевидным в группе. Из отчетов других людей человек может понять какие-то аспекты себя самого и свои переживания. Организовывается процесс, благодаря которому происходит этот ценный обмен, и появляется ясность, сакральное внимание.
Сакральное внимание описывает мощную силу групповой концентрации на одном человеке, как будто этот человек рождает внутреннюю истину или опыт во внешний мир.
Ту же самую концентрацию использует ситтер или ведущий, создавая любовь и безоценочное присутствие. Это состояние ожидания без ожиданий. Другими словами, ожидание того, что процесс будет продолжаться от момента к моменту. Это равновесие между пониманием того, что происходит, с полным осознаванием и отсутствием привязанности к какому-либо конкретному содержанию или форме, в которой это приходит.
Сакральное внимание всегда гибко и спонтанно реагирует в каждый данный момент: смехом, слезами и моментами тишины. Помогая установить сакральное внимание в группе, включайте ролевое моделирование — готовность быть в процессе и реагировать по мере разворачивания процесса от момента к моменту. Во время обмена опытом люди чередуются, рассказывая то, что хотят рассказать о своем переживании.
Не нужно рассказывать то, что человек считает слишком личным. Не обязательно рассказывать вообще все. Однако если есть сомнение, рассказывать ли что-то, лучше рискнуть и попытаться артикулировать этот опыт. Готовность доверить другим глубоко личный и важный опыт иногда дает чувство полной завершенности. Когда один человек закончил, другой, чувствующий желание говорить, может начать. Те, кто слушает, полностью концентрируют свое внимание на том, что говорится. Самая ценная вещь, которую можно предложить говорящему, — это полное внимание группы. Иногда кажется, что необходимо что-то спросить для полной ясности. Как правило, лучше просто слушать. Вы вольны рассказывать о своем опыте только то, что считаете нужным. Делая это, не занимайтесь анализом, а пребывайте в энергиях самого процесса. Воздерживайтесь от анализа и оценок чьего-либо переживания. Иногда кажется вполне уместным предложить какую-то помощь или мысль, но на самом деле почти всегда бывает некстати отвлекать внимание от того, кто делится своим опытом, предлагая вместо этого свой собственный опыт или анализируя переживание, о котором говорится. Анализ и интерпретация предполагают, что имеется уже полная информация для интерпретации. Когда возникает интерпретация, появляется тенденция к прекращению или замораживанию дальнейшего движения.
Эта карта (символ или переживание) не является территорией. Каждое переживание ограничено. Рациональное понимание не является конечным или абсолютным. Даже в науке теории постоянно изменяются. Если как-то вмешиваться в отчет участника, лучше это делать в духе усиления. Усиление выносит на поверхность то, что уже известно относительно того или иного символа и помогает продвижению.
Перед обсуждением скажите группе, сколько у вас всего времени, для того чтобы поделиться опытом, и попросите помощи у группы, чтобы времени хватило всем.
Следите за тем, чтобы каждый человек закончил говорить, перед тем как начнет следующий. Если у человека было некоторое чувство незавершенности, спросите у него как он чувствует себя сейчас, как чувствует себя его тело.
Подтвердите, что вы готовы работать с ним и дальше после обсуждения, если это будет необходимо. Поблагодарите каждого после того, как он закончил рассказывать о своем опыте. Удерживайте сакральное внимание группы, не давая при этом людям почувствовать, что они нарушили правила.
В конце проговора иногда уместно сказать несколько слов о том, | как вынести это переживание в обычную жизнь. Объясните, что не-1 обходимо выбирать, когда и с кем можно делиться своими пережива-| ниями.
Делитесь своим переживанием тогда, когда вам это необходимо сде| лать, от всего сердца и тогда вам удастся создать и интимность, и бол шее взаимопонимание, а не просто рассказать историю.
Посоветуйте участникам тренинга, чтобы они потратили неко^ торое время для созерцания собственного опыта до того, как он no«j блекнет.
В конце проговора полезно провести какой-то маленький ритуа для завершения. Это может быть просто молчание с закрытыми глаза4 ми, когда участники, взявшись за руки, сидят в кругу и созерцают ти-J шину, или медитация на свечку, или что-то другое.
Предложите им хорошо восстановить свое тело, как после любог интенсивного опыта: принять горячие ванны, выспаться, хорошо пи-' таться. Рекомендуйте пить много воды для того, чтобы вывести токсины, которые могли выделиться. у
САМООТЧЕТЫ
Как показывает опыт проведения тренингов, чрезвычайно важно развить у участников навык саморефлексии, тонкого самонаблюде-^ ния и самоанализа.
Поэтому на тренингах мы заводим так называемые дневники ca-J моотчетов. В них после каждого дыхательного процесса участники тре-* нинга записывают свой опыт по всем модальностям: ощущения, эмоции, чувства, образы, мысли и идеи. В дневнике тренинга записывается не только опыт процессов дыхания, но и переживания во время медитаций, настроек или спонтанных психодуховных состояний, опытов путешествий, наблюдений. Мы рекомендуем участникам тренингов держать рядом блокнот для записей, чтобы после процесса, прежде чем они начнут заниматься чем-нибудь еще, сделали краткие заметки по поводу своих переживаний в процессе. Позже, после проговора, в течение дня они записывают содержание процесса полностью.
Это содержание является объектом анализа для участников тренинга. Они должны попробовать понять, какова символическая структура процесса, что означают различные аспекты его содержания. Обратить внимание на те фрагменты, которые кажутся частью каких-то переживаний, происходивших в жизни. Есть ли в процессе какие-нибудь эмоции, мысли, телесные ощущения, которые бы отражали желания, отношения с другими людьми в настоящий момент, или они касаются прошлого, какие ассоциации они вызывают и на какие желания, страхи, влечения указывают.
Если участник тренинга имеет достаточно большой опыт прохождения процессов, то он должен попробовать обнаружить сквозные темы, возвращающиеся темы или паттерны в своих процессах.
Таким образом формируется навык самоосознания по всем модальностям опыта и понимания своих переживаний, психических состояний.
РИСОВАНИЕ МАНДАЛЫ
Эта техника интеграции широко используется на многих тренингах по интенсивным психотехнологиям.
Для рисования мандал выделяется специальная комната, удобная для проведения. На столах лежат белые листочки формата А4 с нарисованными кругами в центре (я всегда вычерчиваю круг карандашом средней мягкости при помощи компакт-диска).
Заготовьте достаточное количество таких листов. Учтите, что некоторые участники рисуют несколько мандал для завершения внутреннего процесса.
Заранее заготовьте карандаши, кисти, акварель и фломастеры — пусть будет выбор средств выражения.
Инструкция достаточно проста: «Попытайтесь рисовать мандалу, даже если вы считаете, что не умеете рисовать. Дело здесь не в качестве самого рисунка, а в возможности использовать рисование как средство интеграции и самопостижения. Вы можете нарисовать какие-то образы, символы, которые видели во время процесса. Можете просто отпустить руку, чтобы она рисовала сама, проявила свою спонтанную активность. Начните рисовать и рисуйте, пока не почувствуете внутреннюю завершенность и удовлетворенность».
После рисования мандал предложите группе образовать круг и все нарисованные мандалы положить в центр. Предложите участнику, рассказывающему о своем опыте, поднимать вверх мандалу или пускать ее по кругу. Предложите всем участникам сохранить свои мандалы, подписать их и поставить дату. Объясните, что в будущем они, может быть, увидят в мандале что-то, чего не видят сейчас, или на последующих сессиях будет продолжаться тема, запечатленная в их манда-лах, и, может быть, они получат инсайт о смысле этих символов в будущих сновидениях или каким-то иным способом.
На тренингах мы в каждый вечер вывешиваем мандалы для всеобщего обозрения. Таким образом, день за днем формируется общая мандала группового тренинга, которая отражает все многообразие переживаний и динамику тренингового пространства.
ЗАВЕРШАЮЩИЕ РИТУАЛЫ ДНЯ
Каждый день тренинга начинается с утренней медитации. В начале дня применяют утренние настройки, ритуалы утреннего приветствия.
Структура тренинга предполагает и ритуальное завершение дня. Для этого за десять лет работы мы сформировали огромное психотехническое поле. Структура зависит от многих переменных — контекста тренинга, количества участников, условий в зале, формы (полевой, стационарный, выездной). Приведем только несколько упражнений, апробированных на многих групповых тренингах.
1. Садитесь в удобную позу для медитаций. Расслабьтесь, войдите во внутреннюю тишину.
Вспомните, как вы проснулись утром. Первую мысль, которая пришла вам в голову. Первое движение, которое вы сделали. Первое чувство, которое пришло в поле вашего осознания.
Вспомните, что вы делали до завтрака. Как вы завтракали. Что BBt ели. Вспомните, как был сервирован стол. Какие запахи, вкусы, ощущения.
Вспомните, как вы вошли в этот зал, сели. Вспомните утреннюю настройку... (перечисляются все занятия, которые были проведены за тренинговый день), вспомните всех тех людей, с которыми вы общались за это время, почувствуйте их присутствие в этом зале.
Затем вдохните этот день полностью, со всем его опытом, переживаниями, знаниями, и выдохните с глубокой благодарностью за все, что было.
Тренинговый день закончен.
2. Сядьте в удобную позу для медитаций. Расслабьтесь, войдите во внутреннюю тишину. Вспомните всех людей, с которыми вы взаимодействовали сегодня. Что происходило, о чем вы говорили, что чувствовали, о чем думали.
Сейчас, когда в этом зале зазвучит музыка, мягко, медленно откройте глаза, найдите этих людей в зале и, подойдя к каждому, выразите вашу благодарность этим людям. Скажите следующие слова: «Я тебе благодарен за то, что...» Найдите слова, чувства. И может быть, вы найдете человека, которому благодарны не за общение, а за присутствие, за молчание рядом, за смех или нечаянную радость взгляда.
Проведите ритуал прощания как благодарения.
3. Сядьте в удобную позу для медитаций. Расслабьтесь, войдите во внутреннюю тишину. И когда вы войдете в нее, то почувствуйте в себе просветленного старца, который сидит на берегу Реки Жизни и смотрит на нее бездонными глазами, в которых отражается мудрость вечности. Именно из этого состояния посмотрите на весь прожитый день.
Вот утро. В потоке Реки Жизни были вот такие мысли, чувства, ситуации, люди, отношения...
Вот день. И были такие события, переживания, эмоции...
Вот вечер...
Вот я здесь и теперь. И в Реке Жизни перед моим умственным взором проплывают мысли, чувства, желания, забытые мечтания, ощущения тела...
Постарайтесь войти и сохранить это состояние сакральной тишины внутри.
Жизнь происходит, но вы являетесь просто ее свидетелем. Мягко, медленно, откройте глаза и попробуйте из этого состояния прожить некоторое время в «здесь и теперь».
4. Сядьте в удобную позу для медитаций. Расслабьтесь, выровняйте и успокойте дыхание. День прошел, и все, что в нем могло произойти, уже произошло, но осталась память. Вспомните тех людей, которые вызвали у вас какие-то сильные переживания. Подойдите к каждому из них, обнимитесь и сделайте вместе, вдвоем, как один человек, несколько глубоких медленных связных дыханий. И пусть дружеские объятия, молчание и дыхание будут вашим ритуалом прощания с ними в этот день.
5. Сядьте, пожалуйста, в круг и примите удобную позу для медитаций. Возьмитесь за руки. Войдите во внутреннюю и внешнюю тишину. Направьте ваше внимание на4 свечку, которая стоит в центре круга. Попробуйте увидеть в пламени этой свечки все те события, которые происходили сегодня, и затем сделайте глубокий медленный вдох, глубокий медленный выдох и почувствуйте, что тренинговый день завершен...
ЗАВЕРШАЮЩИЕ РИТУАЛЫ ТРЕНИНГА
Когда завершены все круги интеграции опыта тренинга, совершите ритуал закрытия семинара. Необходимость этого ритуала продиктована тем, что тренинговая группа представляет собой живую социальную общность, которая имеет все циклы своей эволюции, и завершение, закрытие — это логический этап ее развития.
Формы завершения тренинга многообразны. Это может быть групповая медитация, особый ритуал прощания. Предложите группе соединить руки вместе и минуту сохранять молчание, или совершить групповые объятия, или произносите ОМ, или какие-то другие спонтанные ритуалы, которые бы подчеркнули значимость коллективного процесса. В течение многих лет я произносил заключительную речь для завершения тренинга.
Разумеется, каждый раз при завершении тренинга создается нечто новое, но есть основные стратегии проведения этих ритуалов, которые мы и хотим привести ниже.
Я тебе дарю это в знак...
Этот ритуал родился на Байкале, на одном из самых мощных тренингов, которые мы проводили с командой тренеров Международной ассоциации Свободного Дыхания в 1995 году.
До начала ритуала приготовьте «дары». Это, как правило, сладости, конфеты, маленькие кусочки шоколада, орешки или финики, кусочки печенья...
«Дары» кладутся в красивую вазу, которая стоит на ритуально оформленном столе в центре зала.
Ведущий предлагает каждому взять горсть «даров» и подойти к другому со словами: «Я приношу тебе этот дар в знак своей признательности за...»
Каждый заканчивает предложение в зависимости от сложившихся во время тренинга отношений: «За понимание, любовь, признание^ помощь и т. д.» Во время проговаривания дар предлагается скушать.
Каждый совершает этот ритуал с каждым, и это является символом завершения отношений в тренинге.
Вдохни и выдохни день...
Эта настройка была придумана в 1998 году на тренинге «Инсайт» в городе Ярославле.
«Вспомните, как в первый день вы вошли в этот зал, сели. Вспомните ритуал знакомства, занятия, которые были после знакомства... Затем вдохните этот день полностью, со всем его опытом, переживаниями, знаниями, и выдохните с глубокой благодарностью за все, что было.
Затем вспомните, как начинался второй день. Вспомните... (перечисляются все занятия, которые были проведены затренинговый день). Затем вдохните этот день и выдохните...»
Этот текст ведущий читает в вышеуказанном содержании и перечисляет все дни, которые продолжался тренинг.
«Сейчас вспомните, как начинался сегодняшний день тренинга. Вспомните все занятия, которые были, как вы недавно собирались на этот последний ритуал прощания, заходили в этот зал, как вы сели на то место, на котором сидите сейчас...
Вспомните весь тренинг от начала до конца, вспомните всех тех людей, с которыми вы общались за это время, почувствуйте их присутствие в этом зале и затем вдохните этот тренинг со всеми знаниями, опытом, переживаниями, общением и выдохните с глубокой благодарностью за все, что было...
Тренинг закончен. Впереди жизнь, которой и был посвящен этот тренинг.
Я тебе благодарен...
Этот завершающий ритуал совершается после того, когда все круги интеграции уже завершены. Участникам предлагается попрощаться друг с другом со следующими фразами: «Я тебе благодарен за то, что...»
Во время ритуала можно включить медитативную, торжественную музыку.
А теперь я хочу сказать...
Этот завершающий ритуал аналогичен предыдущему.
Участникам предлагается попрощаться друг с другом со следующими фразами: «А теперь я хочу тебе сказать...»
Во время ритуала мы рекомендуем включить медитативную фоновую музыку.
Спираль
Группа становится в круг, все берут друг друга за руки.
Ведущий идет в центр круга по его внутренней стороне, ведя за собой всю группу, пока не образуется плотная свернутая спираль, в центре которой находится ведущий.
Ведущий предлагает сделать вместе несколько глубоких дыханий, которые объединяют «Тело группы» в единое целое.
После этого участники группы отпускают руки и расходятся.
Ведущий может сопровождать этот ритуал какой-то настройкой в зависимости от контекста тренинга и групповых ожиданий, целей.
НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ К ИНТЕГРАЦИИ
В последующие дни найдите время для рисования, созерцания, ведения дневника и для работы со сновидениями.
Сон — это продолжение интеграции проявленных переживаний. Будьте внимательны к его посланиям.
Полезно вести дневник или записную книжку, в которой вы будете фиксировать свои цели, равно как и свои догадки и наблюдения, ошибки и успехи.
Фиксация целей проясняет и укрепляет решимость.
Исследования показывают, что люди, которые записывают свои цели, имеют гораздо больше шансов добиться успеха, чем те, кто этого не делает.
Ведение дневника не нужно превращать в серьезную работу — всего несколько минут записей в день могут быть весьма ценными.
Записи способствуют кристаллизации идей, большей осознанности и рефлексивности, ясности в структурировании своей продуктивной и целенаправленной активности.
В силу того, что я использовал измененные состояния сознания, участники тренингов получали опыт той интенсивности, который необходимо было встраивать в жизнь и структуру своего Эго. Поэтому всегда дополнительно применялись методы и средства, которые помогали проявиться интегративным тенденциям личности, способствовали присоединению полученных знаний и переживаний к мировоззренческой картине человека.
Начнем с самого простого. Во время групповой работы с клиентами после общих упражнений, как правило, проводится проговор.
ПРОГОВОР
Проговор имеет разные формы в зависимости от контекста упражнений.
Когда в нем участвует вся группа, участники садятся в крут таким образом, чтобы каждому было удобно и каждый мог видеть и слышать говорящего. Во время группового обмена опытом начинается интеграция опыта дыхательной сессии в обычную жизнь. И внутреннее переживание, которое подчас кажется неосязаемым, невыразимым, начинает как-то оформляться. Если вы проводите дыхательный процесс, то оно возникает в форме нарисованной мандалы, затем собирается в форму, символ или концепцию и начинает артикулироваться в словах.
Таким образом, этот подарок и мудрость холотропической реальности могут вспоминаться хилотропическим сознанием и влиять на него. И наоборот, хилотропическое сознание начинает ценить холот-ропическое сознание и доверять опыту необычных состояний. Богатство обмена между внутренней и внешней реальностями каждого индивида оказывается еще более очевидным в группе. Из отчетов других людей человек может понять какие-то аспекты себя самого и свои переживания. Организовывается процесс, благодаря которому происходит этот ценный обмен, и появляется ясность, сакральное внимание.
Сакральное внимание описывает мощную силу групповой концентрации на одном человеке, как будто этот человек рождает внутреннюю истину или опыт во внешний мир.
Ту же самую концентрацию использует ситтер или ведущий, создавая любовь и безоценочное присутствие. Это состояние ожидания без ожиданий. Другими словами, ожидание того, что процесс будет продолжаться от момента к моменту. Это равновесие между пониманием того, что происходит, с полным осознаванием и отсутствием привязанности к какому-либо конкретному содержанию или форме, в которой это приходит.
Сакральное внимание всегда гибко и спонтанно реагирует в каждый данный момент: смехом, слезами и моментами тишины. Помогая установить сакральное внимание в группе, включайте ролевое моделирование — готовность быть в процессе и реагировать по мере разворачивания процесса от момента к моменту. Во время обмена опытом люди чередуются, рассказывая то, что хотят рассказать о своем переживании.
Не нужно рассказывать то, что человек считает слишком личным. Не обязательно рассказывать вообще все. Однако если есть сомнение, рассказывать ли что-то, лучше рискнуть и попытаться артикулировать этот опыт. Готовность доверить другим глубоко личный и важный опыт иногда дает чувство полной завершенности. Когда один человек закончил, другой, чувствующий желание говорить, может начать. Те, кто слушает, полностью концентрируют свое внимание на том, что говорится. Самая ценная вещь, которую можно предложить говорящему, — это полное внимание группы. Иногда кажется, что необходимо что-то спросить для полной ясности. Как правило, лучше просто слушать. Вы вольны рассказывать о своем опыте только то, что считаете нужным. Делая это, не занимайтесь анализом, а пребывайте в энергиях самого процесса. Воздерживайтесь от анализа и оценок чьего-либо переживания. Иногда кажется вполне уместным предложить какую-то помощь или мысль, но на самом деле почти всегда бывает некстати отвлекать внимание от того, кто делится своим опытом, предлагая вместо этого свой собственный опыт или анализируя переживание, о котором говорится. Анализ и интерпретация предполагают, что имеется уже полная информация для интерпретации. Когда возникает интерпретация, появляется тенденция к прекращению или замораживанию дальнейшего движения.
Эта карта (символ или переживание) не является территорией. Каждое переживание ограничено. Рациональное понимание не является конечным или абсолютным. Даже в науке теории постоянно изменяются. Если как-то вмешиваться в отчет участника, лучше это делать в духе усиления. Усиление выносит на поверхность то, что уже известно относительно того или иного символа и помогает продвижению.
Перед обсуждением скажите группе, сколько у вас всего времени, для того чтобы поделиться опытом, и попросите помощи у группы, чтобы времени хватило всем.
Следите за тем, чтобы каждый человек закончил говорить, перед тем как начнет следующий. Если у человека было некоторое чувство незавершенности, спросите у него как он чувствует себя сейчас, как чувствует себя его тело.
Подтвердите, что вы готовы работать с ним и дальше после обсуждения, если это будет необходимо. Поблагодарите каждого после того, как он закончил рассказывать о своем опыте. Удерживайте сакральное внимание группы, не давая при этом людям почувствовать, что они нарушили правила.
В конце проговора иногда уместно сказать несколько слов о том, | как вынести это переживание в обычную жизнь. Объясните, что не-1 обходимо выбирать, когда и с кем можно делиться своими пережива-| ниями.
Делитесь своим переживанием тогда, когда вам это необходимо сде| лать, от всего сердца и тогда вам удастся создать и интимность, и бол шее взаимопонимание, а не просто рассказать историю.
Посоветуйте участникам тренинга, чтобы они потратили неко^ торое время для созерцания собственного опыта до того, как он no«j блекнет.
В конце проговора полезно провести какой-то маленький ритуа для завершения. Это может быть просто молчание с закрытыми глаза4 ми, когда участники, взявшись за руки, сидят в кругу и созерцают ти-J шину, или медитация на свечку, или что-то другое.
Предложите им хорошо восстановить свое тело, как после любог интенсивного опыта: принять горячие ванны, выспаться, хорошо пи-' таться. Рекомендуйте пить много воды для того, чтобы вывести токсины, которые могли выделиться. у
САМООТЧЕТЫ
Как показывает опыт проведения тренингов, чрезвычайно важно развить у участников навык саморефлексии, тонкого самонаблюде-^ ния и самоанализа.
Поэтому на тренингах мы заводим так называемые дневники ca-J моотчетов. В них после каждого дыхательного процесса участники тре-* нинга записывают свой опыт по всем модальностям: ощущения, эмоции, чувства, образы, мысли и идеи. В дневнике тренинга записывается не только опыт процессов дыхания, но и переживания во время медитаций, настроек или спонтанных психодуховных состояний, опытов путешествий, наблюдений. Мы рекомендуем участникам тренингов держать рядом блокнот для записей, чтобы после процесса, прежде чем они начнут заниматься чем-нибудь еще, сделали краткие заметки по поводу своих переживаний в процессе. Позже, после проговора, в течение дня они записывают содержание процесса полностью.
Это содержание является объектом анализа для участников тренинга. Они должны попробовать понять, какова символическая структура процесса, что означают различные аспекты его содержания. Обратить внимание на те фрагменты, которые кажутся частью каких-то переживаний, происходивших в жизни. Есть ли в процессе какие-нибудь эмоции, мысли, телесные ощущения, которые бы отражали желания, отношения с другими людьми в настоящий момент, или они касаются прошлого, какие ассоциации они вызывают и на какие желания, страхи, влечения указывают.
Если участник тренинга имеет достаточно большой опыт прохождения процессов, то он должен попробовать обнаружить сквозные темы, возвращающиеся темы или паттерны в своих процессах.
Таким образом формируется навык самоосознания по всем модальностям опыта и понимания своих переживаний, психических состояний.
РИСОВАНИЕ МАНДАЛЫ
Эта техника интеграции широко используется на многих тренингах по интенсивным психотехнологиям.
Для рисования мандал выделяется специальная комната, удобная для проведения. На столах лежат белые листочки формата А4 с нарисованными кругами в центре (я всегда вычерчиваю круг карандашом средней мягкости при помощи компакт-диска).
Заготовьте достаточное количество таких листов. Учтите, что некоторые участники рисуют несколько мандал для завершения внутреннего процесса.
Заранее заготовьте карандаши, кисти, акварель и фломастеры — пусть будет выбор средств выражения.
Инструкция достаточно проста: «Попытайтесь рисовать мандалу, даже если вы считаете, что не умеете рисовать. Дело здесь не в качестве самого рисунка, а в возможности использовать рисование как средство интеграции и самопостижения. Вы можете нарисовать какие-то образы, символы, которые видели во время процесса. Можете просто отпустить руку, чтобы она рисовала сама, проявила свою спонтанную активность. Начните рисовать и рисуйте, пока не почувствуете внутреннюю завершенность и удовлетворенность».
После рисования мандал предложите группе образовать круг и все нарисованные мандалы положить в центр. Предложите участнику, рассказывающему о своем опыте, поднимать вверх мандалу или пускать ее по кругу. Предложите всем участникам сохранить свои мандалы, подписать их и поставить дату. Объясните, что в будущем они, может быть, увидят в мандале что-то, чего не видят сейчас, или на последующих сессиях будет продолжаться тема, запечатленная в их манда-лах, и, может быть, они получат инсайт о смысле этих символов в будущих сновидениях или каким-то иным способом.
На тренингах мы в каждый вечер вывешиваем мандалы для всеобщего обозрения. Таким образом, день за днем формируется общая мандала группового тренинга, которая отражает все многообразие переживаний и динамику тренингового пространства.
ЗАВЕРШАЮЩИЕ РИТУАЛЫ ДНЯ
Каждый день тренинга начинается с утренней медитации. В начале дня применяют утренние настройки, ритуалы утреннего приветствия.
Структура тренинга предполагает и ритуальное завершение дня. Для этого за десять лет работы мы сформировали огромное психотехническое поле. Структура зависит от многих переменных — контекста тренинга, количества участников, условий в зале, формы (полевой, стационарный, выездной). Приведем только несколько упражнений, апробированных на многих групповых тренингах.
1. Садитесь в удобную позу для медитаций. Расслабьтесь, войдите во внутреннюю тишину.
Вспомните, как вы проснулись утром. Первую мысль, которая пришла вам в голову. Первое движение, которое вы сделали. Первое чувство, которое пришло в поле вашего осознания.
Вспомните, что вы делали до завтрака. Как вы завтракали. Что BBt ели. Вспомните, как был сервирован стол. Какие запахи, вкусы, ощущения.
Вспомните, как вы вошли в этот зал, сели. Вспомните утреннюю настройку... (перечисляются все занятия, которые были проведены за тренинговый день), вспомните всех тех людей, с которыми вы общались за это время, почувствуйте их присутствие в этом зале.
Затем вдохните этот день полностью, со всем его опытом, переживаниями, знаниями, и выдохните с глубокой благодарностью за все, что было.
Тренинговый день закончен.
2. Сядьте в удобную позу для медитаций. Расслабьтесь, войдите во внутреннюю тишину. Вспомните всех людей, с которыми вы взаимодействовали сегодня. Что происходило, о чем вы говорили, что чувствовали, о чем думали.
Сейчас, когда в этом зале зазвучит музыка, мягко, медленно откройте глаза, найдите этих людей в зале и, подойдя к каждому, выразите вашу благодарность этим людям. Скажите следующие слова: «Я тебе благодарен за то, что...» Найдите слова, чувства. И может быть, вы найдете человека, которому благодарны не за общение, а за присутствие, за молчание рядом, за смех или нечаянную радость взгляда.
Проведите ритуал прощания как благодарения.
3. Сядьте в удобную позу для медитаций. Расслабьтесь, войдите во внутреннюю тишину. И когда вы войдете в нее, то почувствуйте в себе просветленного старца, который сидит на берегу Реки Жизни и смотрит на нее бездонными глазами, в которых отражается мудрость вечности. Именно из этого состояния посмотрите на весь прожитый день.
Вот утро. В потоке Реки Жизни были вот такие мысли, чувства, ситуации, люди, отношения...
Вот день. И были такие события, переживания, эмоции...
Вот вечер...
Вот я здесь и теперь. И в Реке Жизни перед моим умственным взором проплывают мысли, чувства, желания, забытые мечтания, ощущения тела...
Постарайтесь войти и сохранить это состояние сакральной тишины внутри.
Жизнь происходит, но вы являетесь просто ее свидетелем. Мягко, медленно, откройте глаза и попробуйте из этого состояния прожить некоторое время в «здесь и теперь».
4. Сядьте в удобную позу для медитаций. Расслабьтесь, выровняйте и успокойте дыхание. День прошел, и все, что в нем могло произойти, уже произошло, но осталась память. Вспомните тех людей, которые вызвали у вас какие-то сильные переживания. Подойдите к каждому из них, обнимитесь и сделайте вместе, вдвоем, как один человек, несколько глубоких медленных связных дыханий. И пусть дружеские объятия, молчание и дыхание будут вашим ритуалом прощания с ними в этот день.
5. Сядьте, пожалуйста, в круг и примите удобную позу для медитаций. Возьмитесь за руки. Войдите во внутреннюю и внешнюю тишину. Направьте ваше внимание на4 свечку, которая стоит в центре круга. Попробуйте увидеть в пламени этой свечки все те события, которые происходили сегодня, и затем сделайте глубокий медленный вдох, глубокий медленный выдох и почувствуйте, что тренинговый день завершен...
ЗАВЕРШАЮЩИЕ РИТУАЛЫ ТРЕНИНГА
Когда завершены все круги интеграции опыта тренинга, совершите ритуал закрытия семинара. Необходимость этого ритуала продиктована тем, что тренинговая группа представляет собой живую социальную общность, которая имеет все циклы своей эволюции, и завершение, закрытие — это логический этап ее развития.
Формы завершения тренинга многообразны. Это может быть групповая медитация, особый ритуал прощания. Предложите группе соединить руки вместе и минуту сохранять молчание, или совершить групповые объятия, или произносите ОМ, или какие-то другие спонтанные ритуалы, которые бы подчеркнули значимость коллективного процесса. В течение многих лет я произносил заключительную речь для завершения тренинга.
Разумеется, каждый раз при завершении тренинга создается нечто новое, но есть основные стратегии проведения этих ритуалов, которые мы и хотим привести ниже.
Я тебе дарю это в знак...
Этот ритуал родился на Байкале, на одном из самых мощных тренингов, которые мы проводили с командой тренеров Международной ассоциации Свободного Дыхания в 1995 году.
До начала ритуала приготовьте «дары». Это, как правило, сладости, конфеты, маленькие кусочки шоколада, орешки или финики, кусочки печенья...
«Дары» кладутся в красивую вазу, которая стоит на ритуально оформленном столе в центре зала.
Ведущий предлагает каждому взять горсть «даров» и подойти к другому со словами: «Я приношу тебе этот дар в знак своей признательности за...»
Каждый заканчивает предложение в зависимости от сложившихся во время тренинга отношений: «За понимание, любовь, признание^ помощь и т. д.» Во время проговаривания дар предлагается скушать.
Каждый совершает этот ритуал с каждым, и это является символом завершения отношений в тренинге.
Вдохни и выдохни день...
Эта настройка была придумана в 1998 году на тренинге «Инсайт» в городе Ярославле.
«Вспомните, как в первый день вы вошли в этот зал, сели. Вспомните ритуал знакомства, занятия, которые были после знакомства... Затем вдохните этот день полностью, со всем его опытом, переживаниями, знаниями, и выдохните с глубокой благодарностью за все, что было.
Затем вспомните, как начинался второй день. Вспомните... (перечисляются все занятия, которые были проведены затренинговый день). Затем вдохните этот день и выдохните...»
Этот текст ведущий читает в вышеуказанном содержании и перечисляет все дни, которые продолжался тренинг.
«Сейчас вспомните, как начинался сегодняшний день тренинга. Вспомните все занятия, которые были, как вы недавно собирались на этот последний ритуал прощания, заходили в этот зал, как вы сели на то место, на котором сидите сейчас...
Вспомните весь тренинг от начала до конца, вспомните всех тех людей, с которыми вы общались за это время, почувствуйте их присутствие в этом зале и затем вдохните этот тренинг со всеми знаниями, опытом, переживаниями, общением и выдохните с глубокой благодарностью за все, что было...
Тренинг закончен. Впереди жизнь, которой и был посвящен этот тренинг.
Я тебе благодарен...
Этот завершающий ритуал совершается после того, когда все круги интеграции уже завершены. Участникам предлагается попрощаться друг с другом со следующими фразами: «Я тебе благодарен за то, что...»
Во время ритуала можно включить медитативную, торжественную музыку.
А теперь я хочу сказать...
Этот завершающий ритуал аналогичен предыдущему.
Участникам предлагается попрощаться друг с другом со следующими фразами: «А теперь я хочу тебе сказать...»
Во время ритуала мы рекомендуем включить медитативную фоновую музыку.
Спираль
Группа становится в круг, все берут друг друга за руки.
Ведущий идет в центр круга по его внутренней стороне, ведя за собой всю группу, пока не образуется плотная свернутая спираль, в центре которой находится ведущий.
Ведущий предлагает сделать вместе несколько глубоких дыханий, которые объединяют «Тело группы» в единое целое.
После этого участники группы отпускают руки и расходятся.
Ведущий может сопровождать этот ритуал какой-то настройкой в зависимости от контекста тренинга и групповых ожиданий, целей.
НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ К ИНТЕГРАЦИИ
В последующие дни найдите время для рисования, созерцания, ведения дневника и для работы со сновидениями.
Сон — это продолжение интеграции проявленных переживаний. Будьте внимательны к его посланиям.
Полезно вести дневник или записную книжку, в которой вы будете фиксировать свои цели, равно как и свои догадки и наблюдения, ошибки и успехи.
Фиксация целей проясняет и укрепляет решимость.
Исследования показывают, что люди, которые записывают свои цели, имеют гораздо больше шансов добиться успеха, чем те, кто этого не делает.
Ведение дневника не нужно превращать в серьезную работу — всего несколько минут записей в день могут быть весьма ценными.
Записи способствуют кристаллизации идей, большей осознанности и рефлексивности, ясности в структурировании своей продуктивной и целенаправленной активности.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи