МЕТОДЫ ИНТЕГРАЦИИ ОПЫТА

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Данный раздел книги собирался по крупицам во время тренингов личностного роста, которые я проводил в течение последних десяти лет.

В силу того, что я использовал измененные состояния сознания, участники тренингов получали опыт той интенсивности, который не­обходимо было встраивать в жизнь и структуру своего Эго. Поэтому всегда дополнительно применялись методы и средства, которые помо­гали проявиться интегративным тенденциям личности, способство­вали присоединению полученных знаний и переживаний к мировоз­зренческой картине человека.

Начнем с самого простого. Во время групповой работы с клиента­ми после общих упражнений, как правило, проводится проговор.

ПРОГОВОР

Проговор имеет разные формы в зависимости от контекста упраж­нений.

Когда в нем участвует вся группа, участники садятся в крут та­ким образом, чтобы каждому было удобно и каждый мог видеть и слы­шать говорящего. Во время группового обмена опытом начинается интеграция опыта дыхательной сессии в обычную жизнь. И внутрен­нее переживание, которое подчас кажется неосязаемым, невырази­мым, начинает как-то оформляться. Если вы проводите дыхательный процесс, то оно возникает в форме нарисованной мандалы, затем собирается в форму, символ или концепцию и начинает артикули­роваться в словах.

Таким образом, этот подарок и мудрость холотропической реаль­ности могут вспоминаться хилотропическим сознанием и влиять на него. И наоборот, хилотропическое сознание начинает ценить холот-ропическое сознание и доверять опыту необычных состояний. Бо­гатство обмена между внутренней и внешней реальностями каждо­го индивида оказывается еще более очевидным в группе. Из отчетов других людей человек может понять какие-то аспекты себя самого и свои переживания. Организовывается процесс, благодаря которому происходит этот ценный обмен, и появляется ясность, сакральное внимание.

Сакральное внимание описывает мощную силу групповой концен­трации на одном человеке, как будто этот человек рождает внутрен­нюю истину или опыт во внешний мир.

Ту же самую концентрацию использует ситтер или ведущий, со­здавая любовь и безоценочное присутствие. Это состояние ожидания без ожиданий. Другими словами, ожидание того, что процесс будет продолжаться от момента к моменту. Это равновесие между понима­нием того, что происходит, с полным осознаванием и отсутствием при­вязанности к какому-либо конкретному содержанию или форме, в которой это приходит.

Сакральное внимание всегда гибко и спонтанно реагирует в каж­дый данный момент: смехом, слезами и моментами тишины. Помогая установить сакральное внимание в группе, включайте ролевое моде­лирование — готовность быть в процессе и реагировать по мере раз­ворачивания процесса от момента к моменту. Во время обмена опы­том люди чередуются, рассказывая то, что хотят рассказать о своем переживании.

Не нужно рассказывать то, что человек считает слишком личным. Не обязательно рассказывать вообще все. Однако если есть сомнение, рассказывать ли что-то, лучше рискнуть и попытаться артикулировать этот опыт. Готовность доверить другим глубоко личный и важный опыт иногда дает чувство полной завершенности. Когда один чело­век закончил, другой, чувствующий желание говорить, может начать. Те, кто слушает, полностью концентрируют свое внимание на том, что говорится. Самая ценная вещь, которую можно предложить го­ворящему, — это полное внимание группы. Иногда кажется, что необ­ходимо что-то спросить для полной ясности. Как правило, лучше про­сто слушать. Вы вольны рассказывать о своем опыте только то, что счи­таете нужным. Делая это, не занимайтесь анализом, а пребывайте в энергиях самого процесса. Воздерживайтесь от анализа и оценок чье­го-либо переживания. Иногда кажется вполне уместным предложить какую-то помощь или мысль, но на самом деле почти всегда бывает некстати отвлекать внимание от того, кто делится своим опытом, пред­лагая вместо этого свой собственный опыт или анализируя пережива­ние, о котором говорится. Анализ и интерпретация предполагают, что имеется уже полная информация для интерпретации. Когда возника­ет интерпретация, появляется тенденция к прекращению или замора­живанию дальнейшего движения.

Эта карта (символ или переживание) не является территорией. Каждое переживание ограничено. Рациональное понимание не яв­ляется конечным или абсолютным. Даже в науке теории постоянно изменяются. Если как-то вмешиваться в отчет участника, лучше это делать в духе усиления. Усиление выносит на поверхность то, что уже известно относительно того или иного символа и помогает продви­жению.

Перед обсуждением скажите группе, сколько у вас всего времени, для того чтобы поделиться опытом, и попросите помощи у группы, что­бы времени хватило всем.

Следите за тем, чтобы каждый человек закончил говорить, перед тем как начнет следующий. Если у человека было некоторое чувство незавершенности, спросите у него как он чувствует себя сейчас, как чувствует себя его тело.

Подтвердите, что вы готовы работать с ним и дальше после обсуж­дения, если это будет необходимо. Поблагодарите каждого после того, как он закончил рассказывать о своем опыте. Удерживайте сакраль­ное внимание группы, не давая при этом людям почувствовать, что они нарушили правила.

В конце проговора иногда уместно сказать несколько слов о том, | как вынести это переживание в обычную жизнь. Объясните, что не-1 обходимо выбирать, когда и с кем можно делиться своими пережива-| ниями.

Делитесь своим переживанием тогда, когда вам это необходимо сде| лать, от всего сердца и тогда вам удастся создать и интимность, и бол шее взаимопонимание, а не просто рассказать историю.

Посоветуйте участникам тренинга, чтобы они потратили неко^ торое время для созерцания собственного опыта до того, как он no«j блекнет.

В конце проговора полезно провести какой-то маленький ритуа для завершения. Это может быть просто молчание с закрытыми глаза4 ми, когда участники, взявшись за руки, сидят в кругу и созерцают ти-J шину, или медитация на свечку, или что-то другое.

Предложите им хорошо восстановить свое тело, как после любог интенсивного опыта: принять горячие ванны, выспаться, хорошо пи-' таться. Рекомендуйте пить много воды для того, чтобы вывести токси­ны, которые могли выделиться. у

САМООТЧЕТЫ

Как показывает опыт проведения тренингов, чрезвычайно важно развить у участников навык саморефлексии, тонкого самонаблюде-^ ния и самоанализа.

Поэтому на тренингах мы заводим так называемые дневники ca-J моотчетов. В них после каждого дыхательного процесса участники тре-* нинга записывают свой опыт по всем модальностям: ощущения, эмо­ции, чувства, образы, мысли и идеи. В дневнике тренинга записывает­ся не только опыт процессов дыхания, но и переживания во время медитаций, настроек или спонтанных психодуховных состояний, опы­тов путешествий, наблюдений. Мы рекомендуем участникам тренин­гов держать рядом блокнот для записей, чтобы после процесса, прежде чем они начнут заниматься чем-нибудь еще, сделали краткие заметки по поводу своих переживаний в процессе. Позже, после проговора, в течение дня они записывают содержание процесса полностью.

Это содержание является объектом анализа для участников тренин­га. Они должны попробовать понять, какова символическая структура процесса, что означают различные аспекты его содержания. Обратить внимание на те фрагменты, которые кажутся частью каких-то пере­живаний, происходивших в жизни. Есть ли в процессе какие-нибудь эмоции, мысли, телесные ощущения, которые бы отражали желания, отношения с другими людьми в настоящий момент, или они касаются прошлого, какие ассоциации они вызывают и на какие желания, стра­хи, влечения указывают.

Если участник тренинга имеет достаточно большой опыт прохож­дения процессов, то он должен попробовать обнаружить сквозные темы, возвращающиеся темы или паттерны в своих процессах.

Таким образом формируется навык самоосознания по всем мо­дальностям опыта и понимания своих переживаний, психических состояний.

РИСОВАНИЕ МАНДАЛЫ

Эта техника интеграции широко используется на многих тренин­гах по интенсивным психотехнологиям.

Для рисования мандал выделяется специальная комната, удобная для проведения. На столах лежат белые листочки формата А4 с нари­сованными кругами в центре (я всегда вычерчиваю круг карандашом средней мягкости при помощи компакт-диска).

Заготовьте достаточное количество таких листов. Учтите, что не­которые участники рисуют несколько мандал для завершения внут­реннего процесса.

Заранее заготовьте карандаши, кисти, акварель и фломастеры — пусть будет выбор средств выражения.

Инструкция достаточно проста: «Попытайтесь рисовать мандалу, даже если вы считаете, что не умеете рисовать. Дело здесь не в каче­стве самого рисунка, а в возможности использовать рисование как средство интеграции и самопостижения. Вы можете нарисовать ка­кие-то образы, символы, которые видели во время процесса. Можете просто отпустить руку, чтобы она рисовала сама, проявила свою спон­танную активность. Начните рисовать и рисуйте, пока не почувствуе­те внутреннюю завершенность и удовлетворенность».

После рисования мандал предложите группе образовать круг и все нарисованные мандалы положить в центр. Предложите участнику, рассказывающему о своем опыте, поднимать вверх мандалу или пус­кать ее по кругу. Предложите всем участникам сохранить свои манда­лы, подписать их и поставить дату. Объясните, что в будущем они, мо­жет быть, увидят в мандале что-то, чего не видят сейчас, или на после­дующих сессиях будет продолжаться тема, запечатленная в их манда-лах, и, может быть, они получат инсайт о смысле этих символов в буду­щих сновидениях или каким-то иным способом.

На тренингах мы в каждый вечер вывешиваем мандалы для всеоб­щего обозрения. Таким образом, день за днем формируется общая мандала группового тренинга, которая отражает все многообразие переживаний и динамику тренингового пространства.

ЗАВЕРШАЮЩИЕ РИТУАЛЫ ДНЯ

Каждый день тренинга начинается с утренней медитации. В начале дня применяют утренние настройки, ритуалы утреннего приветствия.

Структура тренинга предполагает и ритуальное завершение дня. Для этого за десять лет работы мы сформировали огромное психотех­ническое поле. Структура зависит от многих переменных — контек­ста тренинга, количества участников, условий в зале, формы (поле­вой, стационарный, выездной). Приведем только несколько упражне­ний, апробированных на многих групповых тренингах.

1. Садитесь в удобную позу для медитаций. Расслабьтесь, войдите во внутреннюю тишину.

Вспомните, как вы проснулись утром. Первую мысль, которая при­шла вам в голову. Первое движение, которое вы сделали. Первое чув­ство, которое пришло в поле вашего осознания.

Вспомните, что вы делали до завтрака. Как вы завтракали. Что BBt ели. Вспомните, как был сервирован стол. Какие запахи, вкусы, ощу­щения.

Вспомните, как вы вошли в этот зал, сели. Вспомните утреннюю настройку... (перечисляются все занятия, которые были проведены за тренинговый день), вспомните всех тех людей, с которыми вы обща­лись за это время, почувствуйте их присутствие в этом зале.

Затем вдохните этот день полностью, со всем его опытом, пережи­ваниями, знаниями, и выдохните с глубокой благодарностью за все, что было.

Тренинговый день закончен.

2. Сядьте в удобную позу для медитаций. Расслабьтесь, войдите во внутреннюю тишину. Вспомните всех людей, с которыми вы взаимодействовали сегодня. Что происходило, о чем вы говорили, что чув­ствовали, о чем думали.

Сейчас, когда в этом зале зазвучит музыка, мягко, медленно открой­те глаза, найдите этих людей в зале и, подойдя к каждому, выразите вашу благодарность этим людям. Скажите следующие слова: «Я тебе благодарен за то, что...» Найдите слова, чувства. И может быть, вы най­дете человека, которому благодарны не за общение, а за присутствие, за молчание рядом, за смех или нечаянную радость взгляда.

Проведите ритуал прощания как благодарения.

3. Сядьте в удобную позу для медитаций. Расслабьтесь, войдите во внутреннюю тишину. И когда вы войдете в нее, то почувствуйте в себе просветленного старца, который сидит на берегу Реки Жиз­ни и смотрит на нее бездонными глазами, в которых отражается мудрость вечности. Именно из этого состояния посмотрите на весь прожитый день.

Вот утро. В потоке Реки Жизни были вот такие мысли, чувства, си­туации, люди, отношения...

Вот день. И были такие события, переживания, эмоции...

Вот вечер...

Вот я здесь и теперь. И в Реке Жизни перед моим умственным взо­ром проплывают мысли, чувства, желания, забытые мечтания, ощу­щения тела...

Постарайтесь войти и сохранить это состояние сакральной тиши­ны внутри.

Жизнь происходит, но вы являетесь просто ее свидетелем. Мягко, медленно, откройте глаза и попробуйте из этого состояния прожить некоторое время в «здесь и теперь».

4. Сядьте в удобную позу для медитаций. Расслабьтесь, выровняй­те и успокойте дыхание. День прошел, и все, что в нем могло произой­ти, уже произошло, но осталась память. Вспомните тех людей, которые вызвали у вас какие-то сильные переживания. Подойдите к каждому из них, обнимитесь и сделайте вместе, вдвоем, как один человек, не­сколько глубоких медленных связных дыханий. И пусть дружеские объятия, молчание и дыхание будут вашим ритуалом прощания с ними в этот день.

5. Сядьте, пожалуйста, в круг и примите удобную позу для медита­ций. Возьмитесь за руки. Войдите во внутреннюю и внешнюю тиши­ну. Направьте ваше внимание на4 свечку, которая стоит в центре кру­га. Попробуйте увидеть в пламени этой свечки все те события, кото­рые происходили сегодня, и затем сделайте глубокий медленный вдох, глубокий медленный выдох и почувствуйте, что тренинговый день за­вершен...

ЗАВЕРШАЮЩИЕ РИТУАЛЫ ТРЕНИНГА

Когда завершены все круги интеграции опыта тренинга, соверши­те ритуал закрытия семинара. Необходимость этого ритуала продик­тована тем, что тренинговая группа представляет собой живую соци­альную общность, которая имеет все циклы своей эволюции, и завер­шение, закрытие — это логический этап ее развития.

Формы завершения тренинга многообразны. Это может быть груп­повая медитация, особый ритуал прощания. Предложите группе со­единить руки вместе и минуту сохранять молчание, или совершить групповые объятия, или произносите ОМ, или какие-то другие спон­танные ритуалы, которые бы подчеркнули значимость коллективного процесса. В течение многих лет я произносил заключительную речь для завершения тренинга.

Разумеется, каждый раз при завершении тренинга создается не­что новое, но есть основные стратегии проведения этих ритуалов, ко­торые мы и хотим привести ниже.

Я тебе дарю это в знак...

Этот ритуал родился на Байкале, на одном из самых мощных тре­нингов, которые мы проводили с командой тренеров Международной ассоциации Свободного Дыхания в 1995 году.

До начала ритуала приготовьте «дары». Это, как правило, сладости, конфеты, маленькие кусочки шоколада, орешки или финики, кусочки печенья...

«Дары» кладутся в красивую вазу, которая стоит на ритуально оформленном столе в центре зала.

Ведущий предлагает каждому взять горсть «даров» и подойти к дру­гому со словами: «Я приношу тебе этот дар в знак своей признатель­ности за...»

Каждый заканчивает предложение в зависимости от сложившихся во время тренинга отношений: «За понимание, любовь, признание^ помощь и т. д.» Во время проговаривания дар предлагается скушать.

Каждый совершает этот ритуал с каждым, и это является символом завершения отношений в тренинге.

Вдохни и выдохни день...

Эта настройка была придумана в 1998 году на тренинге «Инсайт» в городе Ярославле.

«Вспомните, как в первый день вы вошли в этот зал, сели. Вспом­ните ритуал знакомства, занятия, которые были после знакомства... Затем вдохните этот день полностью, со всем его опытом, пережива­ниями, знаниями, и выдохните с глубокой благодарностью за все, что было.

Затем вспомните, как начинался второй день. Вспомните... (пере­числяются все занятия, которые были проведены затренинговый день). Затем вдохните этот день и выдохните...»

Этот текст ведущий читает в вышеуказанном содержании и пере­числяет все дни, которые продолжался тренинг.

«Сейчас вспомните, как начинался сегодняшний день тренинга. Вспомните все занятия, которые были, как вы недавно собирались на этот последний ритуал прощания, заходили в этот зал, как вы сели на то место, на котором сидите сейчас...

Вспомните весь тренинг от начала до конца, вспомните всех тех людей, с которыми вы общались за это время, почувствуйте их при­сутствие в этом зале и затем вдохните этот тренинг со всеми знания­ми, опытом, переживаниями, общением и выдохните с глубокой бла­годарностью за все, что было...

Тренинг закончен. Впереди жизнь, которой и был посвящен этот тренинг.

Я тебе благодарен...

Этот завершающий ритуал совершается после того, когда все кру­ги интеграции уже завершены. Участникам предлагается попрощать­ся друг с другом со следующими фразами: «Я тебе благодарен за то, что...»

Во время ритуала можно включить медитативную, торжественную музыку.

А теперь я хочу сказать...

Этот завершающий ритуал аналогичен предыдущему.

Участникам предлагается попрощаться друг с другом со следующи­ми фразами: «А теперь я хочу тебе сказать...»

Во время ритуала мы рекомендуем включить медитативную фоно­вую музыку.

Спираль

Группа становится в круг, все берут друг друга за руки.

Ведущий идет в центр круга по его внутренней стороне, ведя за собой всю группу, пока не образуется плотная свернутая спираль, в центре которой находится ведущий.

Ведущий предлагает сделать вместе несколько глубоких дыханий, которые объединяют «Тело группы» в единое целое.

После этого участники группы отпускают руки и расходятся.

Ведущий может сопровождать этот ритуал какой-то настрой­кой в зависимости от контекста тренинга и групповых ожиданий, целей.

НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ К ИНТЕГРАЦИИ

В последующие дни найдите время для рисования, созерцания, ве­дения дневника и для работы со сновидениями.

Сон — это продолжение интеграции проявленных переживаний. Будьте внимательны к его посланиям.

Полезно вести дневник или записную книжку, в которой вы будете фиксировать свои цели, равно как и свои догадки и наблюдения, ошиб­ки и успехи.

Фиксация целей проясняет и укрепляет решимость.

Исследования показывают, что люди, которые записывают свои цели, имеют гораздо больше шансов добиться успеха, чем те, кто этого не делает.

Ведение дневника не нужно превращать в серьезную работу — все­го несколько минут записей в день могут быть весьма ценными.

Записи способствуют кристаллизации идей, большей осознаннос­ти и рефлексивности, ясности в структурировании своей продуктив­ной и целенаправленной активности.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.