ДЕПРЕССИЯ
Депрессия — очень сложная многосторонняя проблема, которую время от времени, в различной степени сложности, испытывают практически все. Если человек погружен в депрессию, гипнотические методы могут быть успешными при разрешении дилемм человеческих отношений, когнитивных нарушений, ошибочной оценки и других форм поведения, вызывающих депрессию.
Гипноз можно применять поверхностно, чтобы сгладить страх, прервать негативные размышления, увеличить реактивность к раздражителям, ввести позитивные надежды. Более глубокий подход облегчает выход из жестких образцов мышления или интерпретации событий, поддерживая также реструктуризацию значений, связанных с опытом, источник которых — система ошибочных убеждений, и облегчая построение позитивных основ, для реакций на то, что может произойти в жизни
Депрессия — очень сложная многосторонняя проблема, которую время от времени, в различной степени сложности, испытывают практически все. Если человек погружен в депрессию, гипнотические методы могут быть успешными при разрешении дилемм человеческих отношений, когнитивных нарушений, ошибочной оценки и других форм поведения, вызывающих депрессию.
Гипноз можно применять поверхностно, чтобы сгладить страх, прервать негативные размышления, увеличить реактивность к раздражителям, ввести позитивные надежды. Более глубокий подход облегчает выход из жестких образцов мышления или интерпретации событий, поддерживая также реструктуризацию значений, связанных с опытом, источник которых — система ошибочных убеждений, и облегчая построение позитивных основ, для реакций на то, что может произойти в жизни
НАРУШЕНИЯ В НАСТРОЕНИИ И ЭМОЦИЯХ
(СТРАХ, СТРЕСС, ФОБИЯ, ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ)
Гипноз, как инструмент, осуществляющий контроль может помочь формировать способность релаксации и самоконтроля. Я считаю, что обучение клиентов самогипнозу (самостоятельной гипнотической индукции) и его применению в любой момент, будет необходимой стороной применения гипноза в клиническом контексте. Сознание того, что вы способны глубоко расслабиться, провести реорганизацию своих мыслей, чувств и поведения, может сильно помочь в борьбе со стрессом и беспокойством. В конце концов, стресс часто возникает из интерпретации событий, а не от самих событий. Гипноз облегчает в таких случаях изменение перспективы, вследствие чего изменяет реакцию (Bandler, 1985; Brown, Fromm, 1987; Crawford, Barabasz, 1993; Habeck, Sheikh, 1984; Spiegel, 1993a, Yapko, 1989).
(СТРАХ, СТРЕСС, ФОБИЯ, ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ)
Гипноз, как инструмент, осуществляющий контроль может помочь формировать способность релаксации и самоконтроля. Я считаю, что обучение клиентов самогипнозу (самостоятельной гипнотической индукции) и его применению в любой момент, будет необходимой стороной применения гипноза в клиническом контексте. Сознание того, что вы способны глубоко расслабиться, провести реорганизацию своих мыслей, чувств и поведения, может сильно помочь в борьбе со стрессом и беспокойством. В конце концов, стресс часто возникает из интерпретации событий, а не от самих событий. Гипноз облегчает в таких случаях изменение перспективы, вследствие чего изменяет реакцию (Bandler, 1985; Brown, Fromm, 1987; Crawford, Barabasz, 1993; Habeck, Sheikh, 1984; Spiegel, 1993a, Yapko, 1989).
ГИПНОЗ В ЛЕЧЕНИИ ЧАСТО ВОЗНИКАЮЩИХ РАССТРОЙСТВ
В клинической практике встречается большое разнообразие проблем, как относительно редких, так и довольно обычных. В этой главе находятся короткие описания наиболее часто встречающихся клинических случаев, а также некоторые болезни, ассоциируемые обычно с гипнотическим способом лечения. Дискутируется вопрос, как можно применять гипноз, непосредственно и косвенно, в борьбе с этими болезнями.
В клинической практике встречается большое разнообразие проблем, как относительно редких, так и довольно обычных. В этой главе находятся короткие описания наиболее часто встречающихся клинических случаев, а также некоторые болезни, ассоциируемые обычно с гипнотическим способом лечения. Дискутируется вопрос, как можно применять гипноз, непосредственно и косвенно, в борьбе с этими болезнями.
ИТОГ
Когда терапевт применяет гипноз в терапии, его роль состоит в активном облегчении клиенту опыта, потенциально представляющего для него терапевтическую ценность. Литература о гипнозе и психотерапии описывает тысячи разнородных терапевтических стратегий. Методы, описанные в данной главе используются наиболее часто.
Когда терапевт применяет гипноз в терапии, его роль состоит в активном облегчении клиенту опыта, потенциально представляющего для него терапевтическую ценность. Литература о гипнозе и психотерапии описывает тысячи разнородных терапевтических стратегий. Методы, описанные в данной главе используются наиболее часто.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТАФОРЫ
Терапевтические метафоры это рассказы, являющиеся аналогиями на проблемы клиента. Правильно представленные, они способны глубоко абсорбировать его внимание. Зачастую слушатель придает историям значения, которые терапевт и не пытался передать, что приводит к тому, что эти истории влияют сильнее чем это планировалось!
Умение рассказывать гипнотическим образом (то есть значимо, используя реакцию слушателя, применяя введенные в текст внушения контекстные приказы и т.д.) является неоценимым. Необходимость индуцировать состояние формального гипноза уменьшается, по мере того, как во время начала и далее в течении развития истории, возникают следующие друг за другом гипнотические реакции. Естественную способность клиента входить в гипноз и выходить из него, в то время как он слушает терапевта, можно укрепить, как раз посредством применения терапевтических метафор. Использование такой техники может привести к тому, что изменения произойдут относительно легко (Barker, 1985; Brown, 1993; Gordon, 1980; Haley, 1973; Hammond, 1990; Lankton, Lankton, 1983, 1986, 1989; Mills, Crowly, 1986; Rosen, 1982; Spiegelman, 1990; Zeig, 1980c).
Вот пример терапевтической метафоры. Она может подойти человеку, который с трудом переносит изменения в жизни и кому умение подстраиваться крайне необходимо (например при перемене места работы).
"...Вы вероятно, хоть раз в жизни были в зоопарке... прекрасное место, где можно поучиться правильно прожить свою жизнь... в зоопарке столько разнообразных форм жизни... богатство жизни... все эти необыкновенные создания... все с различными чертами, для чего-то нужными... начинаешь понимать, что некоторые животные выжили только благодаря тому, что эволюционировали до огромных размеров... а другим неплохо живется с маленьким ростом... у кого-то все получается потому, что они питаются лишь ночью, в то время как другие днем... некоторые спокойны и пугливы, другие агрессивны и нападают на тех кто больше их самих... иные изменяют цвет, чтобы слиться с окружением... а иные прячутся в норах... есть такие что летают... как хорошо взлететь над всем этим... урок, какой дает нам природа, весьма поучителен... можно подстроиться к климату... приспособиться к региону... к конкретному месту... и выработать способность развиваться... этот урок может показаться жестоким... приспособиться или погибнуть... но ценность удачной адаптации неоспорима..."
Терапевтические метафоры это рассказы, являющиеся аналогиями на проблемы клиента. Правильно представленные, они способны глубоко абсорбировать его внимание. Зачастую слушатель придает историям значения, которые терапевт и не пытался передать, что приводит к тому, что эти истории влияют сильнее чем это планировалось!
Умение рассказывать гипнотическим образом (то есть значимо, используя реакцию слушателя, применяя введенные в текст внушения контекстные приказы и т.д.) является неоценимым. Необходимость индуцировать состояние формального гипноза уменьшается, по мере того, как во время начала и далее в течении развития истории, возникают следующие друг за другом гипнотические реакции. Естественную способность клиента входить в гипноз и выходить из него, в то время как он слушает терапевта, можно укрепить, как раз посредством применения терапевтических метафор. Использование такой техники может привести к тому, что изменения произойдут относительно легко (Barker, 1985; Brown, 1993; Gordon, 1980; Haley, 1973; Hammond, 1990; Lankton, Lankton, 1983, 1986, 1989; Mills, Crowly, 1986; Rosen, 1982; Spiegelman, 1990; Zeig, 1980c).
Вот пример терапевтической метафоры. Она может подойти человеку, который с трудом переносит изменения в жизни и кому умение подстраиваться крайне необходимо (например при перемене места работы).
"...Вы вероятно, хоть раз в жизни были в зоопарке... прекрасное место, где можно поучиться правильно прожить свою жизнь... в зоопарке столько разнообразных форм жизни... богатство жизни... все эти необыкновенные создания... все с различными чертами, для чего-то нужными... начинаешь понимать, что некоторые животные выжили только благодаря тому, что эволюционировали до огромных размеров... а другим неплохо живется с маленьким ростом... у кого-то все получается потому, что они питаются лишь ночью, в то время как другие днем... некоторые спокойны и пугливы, другие агрессивны и нападают на тех кто больше их самих... иные изменяют цвет, чтобы слиться с окружением... а иные прячутся в норах... есть такие что летают... как хорошо взлететь над всем этим... урок, какой дает нам природа, весьма поучителен... можно подстроиться к климату... приспособиться к региону... к конкретному месту... и выработать способность развиваться... этот урок может показаться жестоким... приспособиться или погибнуть... но ценность удачной адаптации неоспорима..."
ПРЕДПИСАНИЕ СИМПТОМОВ
Предписание симптомов, как терапевтический метод состоит в непосредственном или косвенном поддержании опасений клиента. Клиенту предлагается делать то, что он делает, но определенным, описанным терапевтом способом, благодаря детальному измененению (например времени или расположения). Клиент может начать по иному воспринимать данный симптом. Предписанный симптом перестает быть чем-то странным, тем что "случается само собой", теперь возникая по требованию терапевта. Спонтанное проявление принимает характер обдуманного действия. Модель проблемы переламывается и впоследствии она теряет привычное значение, что также, нивелирует прежние ассоциации. Область применения парадигмы предписания симптомов довольно обширна. Предлагая человеку, который реагирует сопротивлением, делать именно это, мы определяем сопротивление как сотрудничество. Настраивая клиента позитивно на проявление симптома (если он не сопротивляется этому и не протестует, что еще более полезно), мы определяем его возможным к акцептации и желаемым элементом лечебного процесса. Поддерживая такое поведение клиента, можно обозначить неконтролированым проявлениям четкие границы, которые облегчат успешную борьбу с этими симптомами. Остающийся вне контроля больного симптом, теперь переходит под ваш контроль — а вы можете свободно изменить его с пользой для клиента (Haley, 1973; Seltzer, 1986; Weeks, 1991; Zeig, 1980a, 1980b).
Предписание симптомов, как терапевтический метод состоит в непосредственном или косвенном поддержании опасений клиента. Клиенту предлагается делать то, что он делает, но определенным, описанным терапевтом способом, благодаря детальному измененению (например времени или расположения). Клиент может начать по иному воспринимать данный симптом. Предписанный симптом перестает быть чем-то странным, тем что "случается само собой", теперь возникая по требованию терапевта. Спонтанное проявление принимает характер обдуманного действия. Модель проблемы переламывается и впоследствии она теряет привычное значение, что также, нивелирует прежние ассоциации. Область применения парадигмы предписания симптомов довольно обширна. Предлагая человеку, который реагирует сопротивлением, делать именно это, мы определяем сопротивление как сотрудничество. Настраивая клиента позитивно на проявление симптома (если он не сопротивляется этому и не протестует, что еще более полезно), мы определяем его возможным к акцептации и желаемым элементом лечебного процесса. Поддерживая такое поведение клиента, можно обозначить неконтролированым проявлениям четкие границы, которые облегчат успешную борьбу с этими симптомами. Остающийся вне контроля больного симптом, теперь переходит под ваш контроль — а вы можете свободно изменить его с пользой для клиента (Haley, 1973; Seltzer, 1986; Weeks, 1991; Zeig, 1980a, 1980b).
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ
Этот метод состоит в остановке системы убеждений клиента, на время, достаточно долгое, чтобы он мог рассмотреть свою проблему с другой перспективы. Превращение "наполовину пустого стакана" в стакан "наполовину полный" может стать примером трансформации негативного взгляда в позитивный. Реструктуризация может также действовать и в обратном направлении. Если терапевт прокомментирует действие, в которое клиентка была вовлечена с добрыми намерениями, словами: "Как вы могли сделать такое?", он может резко превратить ее удовлетворение в страдание.
Целью большинства интервенций, будет однако превращение страданий в удовлетворение. Основные принципы реструктуризации, как стратегии интервенции, исходят из убеждения о том, что каждый опыт (мысль, чувство, поведение) имеют некую позитивную ценность. Объясняя, как и почему опыт, который клиент принимает за негативный, в соответствующем контексте, можетпредставлять для него некую ценность, терапевт в состоянии изменить отношение клиента к данному опыту, разгружая тем самым его негативные чувства (Bandler, Grinder, 1979, 1982; Gilligan, 1987; Watzlawick, Weakland, Fisch, 1974).
Воспользуемся примером человека, который верит, что жизнь черно-белая и все может быть лишь черным или белым. Такой человек рассуждает в категориях "должен" и "это единствен-ный верный способ". В рамках реструктуризации, можно дать ему внушения типа:
"Наверное каждый видел тесты с пятнами чернил, какими пользуются некоторые психологи... клиент видит кляксу... загадочный раздражитель... и придает ему значение... изнутри...это проекция... на самом деле ведь... клякса ничего не значит... только то, о чем вы думаете... а что самый многозначный раздражитель для человека?... Жизнь! Жизнь это пятно чернил... проживая каждый день своей жизни... одни видят ее как приключение... шанс... другие как полосу препятствий, с которой необходимо бороться до самой смерти..."
Проводя реструктуризацию "черно-белой жизни" в "жизнь как чернильное пятно", заново определяются значения основного десигната. Поскольку реструктуризация означает придание новых определений.
Этот метод состоит в остановке системы убеждений клиента, на время, достаточно долгое, чтобы он мог рассмотреть свою проблему с другой перспективы. Превращение "наполовину пустого стакана" в стакан "наполовину полный" может стать примером трансформации негативного взгляда в позитивный. Реструктуризация может также действовать и в обратном направлении. Если терапевт прокомментирует действие, в которое клиентка была вовлечена с добрыми намерениями, словами: "Как вы могли сделать такое?", он может резко превратить ее удовлетворение в страдание.
Целью большинства интервенций, будет однако превращение страданий в удовлетворение. Основные принципы реструктуризации, как стратегии интервенции, исходят из убеждения о том, что каждый опыт (мысль, чувство, поведение) имеют некую позитивную ценность. Объясняя, как и почему опыт, который клиент принимает за негативный, в соответствующем контексте, можетпредставлять для него некую ценность, терапевт в состоянии изменить отношение клиента к данному опыту, разгружая тем самым его негативные чувства (Bandler, Grinder, 1979, 1982; Gilligan, 1987; Watzlawick, Weakland, Fisch, 1974).
Воспользуемся примером человека, который верит, что жизнь черно-белая и все может быть лишь черным или белым. Такой человек рассуждает в категориях "должен" и "это единствен-ный верный способ". В рамках реструктуризации, можно дать ему внушения типа:
"Наверное каждый видел тесты с пятнами чернил, какими пользуются некоторые психологи... клиент видит кляксу... загадочный раздражитель... и придает ему значение... изнутри...это проекция... на самом деле ведь... клякса ничего не значит... только то, о чем вы думаете... а что самый многозначный раздражитель для человека?... Жизнь! Жизнь это пятно чернил... проживая каждый день своей жизни... одни видят ее как приключение... шанс... другие как полосу препятствий, с которой необходимо бороться до самой смерти..."
Проводя реструктуризацию "черно-белой жизни" в "жизнь как чернильное пятно", заново определяются значения основного десигната. Поскольку реструктуризация означает придание новых определений.
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ
Во многих методах терапии применяются "домашние задания", поручение клиенту заданий, какие он должен выполнять между терапевтическими сессиями. Они должны укрепить мысли чувства и образцы поведения, признанные терапевтом полезными для лечения. Техника использует уровень непосредственного опыта, часто намного более существенного чем уровень к какому обращается вербальная терапия. Это гипнотический опыт, поскольку его можно считать в процессе лечения, метафорой, связанной с ощущениями. Другими словами, соответственно представленные домашние задания, будут относиться к неосознанной динамике, представляемой проблемы. Вовлеченность в действия, какие во время конфронтации со сдерживающими мыслями, чувствами и поведением, изменят воззрение клиента на себя, может принести желаемые плоды перемен (Haley, 19973; Lankton, 1988; Madanes, 1981, 1984; Yapko, 1988).
Один из типов домашнего задания состоит в поручении клиенту провести эксперимент, основанный на том, чтобы испытать его вредные убеждения, в которые он верит, хотя в реальности они не соответствуют правде. Например, один из моих подопечных, терапевт, за восемь лет ведения практики ни разу не взял отпуск. Он боялся, что за время его отсутствия с клиентами может произойти нечто ужасное. Я подчеркнул значение свободного времени для каждого человека, убеждая его, что люди, которых он лечит должны приобрести самостоятельность, в степени, позволяющей им преодолевать кратковременные отсутствия терапевта. Он согласился со мной и решил взять короткий отпуск. С многонедельным упреждением он проинформировал клиентов о своих планах, а также дал им имена и телефоны двух терапевтов, которые должны были его заменять. Я попросил его постараться предвидеть всяческие возможные проблемы. Наконец он уехал, убежденный, что приготовил все наилучшим образом. Во время его отсутствия ничего плохого не случилось и мой подопечный признал, что все-таки может иногда уехать и сказал: "Я способен подготовить это все лишь до определенной степени, остальное — дело моих клиентов".
Во многих методах терапии применяются "домашние задания", поручение клиенту заданий, какие он должен выполнять между терапевтическими сессиями. Они должны укрепить мысли чувства и образцы поведения, признанные терапевтом полезными для лечения. Техника использует уровень непосредственного опыта, часто намного более существенного чем уровень к какому обращается вербальная терапия. Это гипнотический опыт, поскольку его можно считать в процессе лечения, метафорой, связанной с ощущениями. Другими словами, соответственно представленные домашние задания, будут относиться к неосознанной динамике, представляемой проблемы. Вовлеченность в действия, какие во время конфронтации со сдерживающими мыслями, чувствами и поведением, изменят воззрение клиента на себя, может принести желаемые плоды перемен (Haley, 19973; Lankton, 1988; Madanes, 1981, 1984; Yapko, 1988).
Один из типов домашнего задания состоит в поручении клиенту провести эксперимент, основанный на том, чтобы испытать его вредные убеждения, в которые он верит, хотя в реальности они не соответствуют правде. Например, один из моих подопечных, терапевт, за восемь лет ведения практики ни разу не взял отпуск. Он боялся, что за время его отсутствия с клиентами может произойти нечто ужасное. Я подчеркнул значение свободного времени для каждого человека, убеждая его, что люди, которых он лечит должны приобрести самостоятельность, в степени, позволяющей им преодолевать кратковременные отсутствия терапевта. Он согласился со мной и решил взять короткий отпуск. С многонедельным упреждением он проинформировал клиентов о своих планах, а также дал им имена и телефоны двух терапевтов, которые должны были его заменять. Я попросил его постараться предвидеть всяческие возможные проблемы. Наконец он уехал, убежденный, что приготовил все наилучшим образом. Во время его отсутствия ничего плохого не случилось и мой подопечный признал, что все-таки может иногда уехать и сказал: "Я способен подготовить это все лишь до определенной степени, остальное — дело моих клиентов".
ПЕРЕЖИВАНИЕ ЗАНОВО КРИТИЧЕСКОГО (ТРАВМАТИЧНОГО) СОБЫТИЯ
Нельзя избежать болезненного опыта, также как нельзя уйти от косы смерти. Машины разбиваются, люди умирают, войны не кончаются... Несмотря на мрачную реальность, обычно важнейшее влияние на нашу жизнь производят, так называемые, травмы по-вседневности. Вредный ребенок, который насмехался над вашими веснушками, брюки, лопнувшие в самом неподходящем моменте, и это глупое неуместное замечание, какое не должно было быть произнесенным, все это примеры такого типа травм невероятно важного значения. Когда спустя годы, они будут подвергнуты разумной оценке, то покажутся глупыми (и иррациональными), однако все еще несут в себе большой эмоциональный заряд. Людям, испытавшим травму (даже если терапевт оценивает ее слабой, мерой травматизма являются чувства клиента), травматические события могут стать поворотным пунктом в жизни. Если такие события привели к изменениям в худшую сторону, а так случается не все-гда, то подходящим методом лечения может стать заново переживание критического события. Такой метод включает оживление опыта, каталепсию, диссоциацию, прогрессию возраста и галлюцинацию. Этот процесс, большой эмоциональной силы, целью которого будет освобождение подавленных чувств, вязаных с травматическим событием (катарсис), а после упорядочивание их иным образом (реинтерпретация). Если клиент сохранил сознательные воспоминания о критическом событии, то действия будут относительно простыми. Если же инцидент был забыт или частично подавлен, весь процесс необходимо провести с чувством, поскольку бессознательное такого человека будет стараться удержать соответствующую информацию вне сознания. В таком случае допустимо применение стратегии переживания критического события, необходимо однако сохранить осторожность и позволяя клиенту делать это в выбранном им темпе и лишь в крайнем случае склонить его к непосредственному столкновению с тем, чего он избегает. Необычайно полезным в оценке, готовности бессознательного клиента справиться с травматическим опытом и\или его последствиями (а также хочет ли оно и в состоянии ли это сделать), может оказаться эксперимент с помощью идеомоторных воображений (ideomotor questioning) (Cheek, 1994; Erickson, Kubie, 1941; Feldman, 1985; Spiegel, 1993; Spiegel, Spiegel, 1987; Yapko, 1992).
Нельзя избежать болезненного опыта, также как нельзя уйти от косы смерти. Машины разбиваются, люди умирают, войны не кончаются... Несмотря на мрачную реальность, обычно важнейшее влияние на нашу жизнь производят, так называемые, травмы по-вседневности. Вредный ребенок, который насмехался над вашими веснушками, брюки, лопнувшие в самом неподходящем моменте, и это глупое неуместное замечание, какое не должно было быть произнесенным, все это примеры такого типа травм невероятно важного значения. Когда спустя годы, они будут подвергнуты разумной оценке, то покажутся глупыми (и иррациональными), однако все еще несут в себе большой эмоциональный заряд. Людям, испытавшим травму (даже если терапевт оценивает ее слабой, мерой травматизма являются чувства клиента), травматические события могут стать поворотным пунктом в жизни. Если такие события привели к изменениям в худшую сторону, а так случается не все-гда, то подходящим методом лечения может стать заново переживание критического события. Такой метод включает оживление опыта, каталепсию, диссоциацию, прогрессию возраста и галлюцинацию. Этот процесс, большой эмоциональной силы, целью которого будет освобождение подавленных чувств, вязаных с травматическим событием (катарсис), а после упорядочивание их иным образом (реинтерпретация). Если клиент сохранил сознательные воспоминания о критическом событии, то действия будут относительно простыми. Если же инцидент был забыт или частично подавлен, весь процесс необходимо провести с чувством, поскольку бессознательное такого человека будет стараться удержать соответствующую информацию вне сознания. В таком случае допустимо применение стратегии переживания критического события, необходимо однако сохранить осторожность и позволяя клиенту делать это в выбранном им темпе и лишь в крайнем случае склонить его к непосредственному столкновению с тем, чего он избегает. Необычайно полезным в оценке, готовности бессознательного клиента справиться с травматическим опытом и\или его последствиями (а также хочет ли оно и в состоянии ли это сделать), может оказаться эксперимент с помощью идеомоторных воображений (ideomotor questioning) (Cheek, 1994; Erickson, Kubie, 1941; Feldman, 1985; Spiegel, 1993; Spiegel, Spiegel, 1987; Yapko, 1992).
ИЗМЕНЕНИЕ ИСТОРИИ ЖИЗНИ
Применяя изменение жизненной истории, как способ терапевтической интервенции, можно воспользоваться регрессией и прогрессией возраста, каталепсией, диссоциацией, галлюцинацией и нарушением ощущения времени. Эту стратегию хорошо использовать, в случае когда проблема клиента связана с принятым им когда-то ошибочным решением. Каждое решение тянет за собой определенный опыт, который может иметь последствия на всю дальнейшую жизнь. Рассмотрим пример клиента, который ребенком был сексуально использован и производя генерализацию, определил мир как место, где такое случается повсеместно, а людям нельзя верить, и потому позитивные контакты с окружающими невозможны. Терапевт способен помочь такому человеку вернуться к ранним воспоминаниям, облегчая (фиктивно) ощущение чувства любви, опеки и безопасности. Когда загипнотизированный клиент уже испытает такие чувства, его ведут в настоящее, где он получает впечатление о том, что позитивные ощущения все еще присутствуют в его жизненном опыте. В результате отношения клиента к себе и другим могут измениться. Некоторые клиенты интегрируют внушенный им опыт и воспринимают его так, как если бы он принадлежал реальной истории их жизни (они могут даже клясться в его правдивости). Другие просто благодарны, за то что испытали подобные чувства и пережили связанные с ними перемены, осознавая однако роль гипноза во всем этом.
Применяя изменение жизненной истории, как способ терапевтической интервенции, можно воспользоваться регрессией и прогрессией возраста, каталепсией, диссоциацией, галлюцинацией и нарушением ощущения времени. Эту стратегию хорошо использовать, в случае когда проблема клиента связана с принятым им когда-то ошибочным решением. Каждое решение тянет за собой определенный опыт, который может иметь последствия на всю дальнейшую жизнь. Рассмотрим пример клиента, который ребенком был сексуально использован и производя генерализацию, определил мир как место, где такое случается повсеместно, а людям нельзя верить, и потому позитивные контакты с окружающими невозможны. Терапевт способен помочь такому человеку вернуться к ранним воспоминаниям, облегчая (фиктивно) ощущение чувства любви, опеки и безопасности. Когда загипнотизированный клиент уже испытает такие чувства, его ведут в настоящее, где он получает впечатление о том, что позитивные ощущения все еще присутствуют в его жизненном опыте. В результате отношения клиента к себе и другим могут измениться. Некоторые клиенты интегрируют внушенный им опыт и воспринимают его так, как если бы он принадлежал реальной истории их жизни (они могут даже клясться в его правдивости). Другие просто благодарны, за то что испытали подобные чувства и пережили связанные с ними перемены, осознавая однако роль гипноза во всем этом.
ПАТТЕРНЫ ИНТЕРВЕНЦИИ
Способы применения гипноза так разнообразны и творчески как сами терапевты, их применяющие. Нет универсального рецепта разрешения ни одной человеческой проблемы. Простые и непосредственные внушения, объясняющие некий вопрос, признаются допустимой формой лечения, поскольку могут воздействовать на определенный, относительно небольшой, процент населения. Описанные здесь многочисленные паттерны, были представлены исходя из необходимости большинства людей в более многостороннем подходе. Обычно это означает подстройку общих паттернов интервенции к конкретным нуждам данного клиента. Такой процесс напоминает обучение грамматике и словам языка, при одновременном сохранении индивидуального стиля изложения. Таким образом, существует целая гамма паттернов, от относительно простых до очень сложных. Ниже описаны некоторые из простейших и наиболее употребительные гипнотические паттерны интервенции.
Способы применения гипноза так разнообразны и творчески как сами терапевты, их применяющие. Нет универсального рецепта разрешения ни одной человеческой проблемы. Простые и непосредственные внушения, объясняющие некий вопрос, признаются допустимой формой лечения, поскольку могут воздействовать на определенный, относительно небольшой, процент населения. Описанные здесь многочисленные паттерны, были представлены исходя из необходимости большинства людей в более многостороннем подходе. Обычно это означает подстройку общих паттернов интервенции к конкретным нуждам данного клиента. Такой процесс напоминает обучение грамматике и словам языка, при одновременном сохранении индивидуального стиля изложения. Таким образом, существует целая гамма паттернов, от относительно простых до очень сложных. Ниже описаны некоторые из простейших и наиболее употребительные гипнотические паттерны интервенции.
СТРУКТУРА СИМПТОМОВ И ГИПНОТИЧЕСКИЕ
ЯВЛЕНИЯ
Я сравнил классические гипнотические явления с кубиками, из которых строятся ощущения. В различных комбинациях, с различной степенью сложности, они складываются в данный гипнотический опыт, плохой или хороший. В контексте проведения терапии способность распознавать характерные для гипноза явления, связанные с симптомами, наблюдаемыми у клиента, позволяет быстро и всесторонне понять его проблему. Знание психической дороги, которую необходимо пройти, для того чтобы проявились определенные симптомы, дает возможность выбрать момент, в котором для блага клиента необходимо прервать весь процесс.
Особенно стоит подчеркнуть диссоциативную природу этих признаков. Клиенты подвергнутые терапии обычно говорят, что симптом "возник сам собой", указывая на то что он не является их добровольной реакцией. Если мы определим терапию, как применение паттернов разрушения и построения, что может касаться всех методов лечения, станет очевидным, что роль терапевта состоит в определении нового контекста для дисфункциональных или самограничивающих способов поведения, мыслей и чувств клиента. Соответствующие точки концентрации лучше всего создавать, используя подходящий опыт, такой как гипнотические процессы и эмпирические техники, например разделение заданий и "приписывание" определенного поведения.
Применение гипнотических явлений как точек концентрации, может стать полезным для понимания строения симптома. Когда такие явления ясно видны в структуре проблемы, ее решение может принять форму конструирования новых ассоциаций, с помощью комплиментарных гипнотических явлений. Полезным упражнением может стать определение типов явлений, характерных для гипноза, возникающих в случаях нарушений, которые вам приходится лечить чаще всего (Araoz, 1985; Gilligan, 1987, 1988; Zeig, 1988).
ЯВЛЕНИЯ
Я сравнил классические гипнотические явления с кубиками, из которых строятся ощущения. В различных комбинациях, с различной степенью сложности, они складываются в данный гипнотический опыт, плохой или хороший. В контексте проведения терапии способность распознавать характерные для гипноза явления, связанные с симптомами, наблюдаемыми у клиента, позволяет быстро и всесторонне понять его проблему. Знание психической дороги, которую необходимо пройти, для того чтобы проявились определенные симптомы, дает возможность выбрать момент, в котором для блага клиента необходимо прервать весь процесс.
Особенно стоит подчеркнуть диссоциативную природу этих признаков. Клиенты подвергнутые терапии обычно говорят, что симптом "возник сам собой", указывая на то что он не является их добровольной реакцией. Если мы определим терапию, как применение паттернов разрушения и построения, что может касаться всех методов лечения, станет очевидным, что роль терапевта состоит в определении нового контекста для дисфункциональных или самограничивающих способов поведения, мыслей и чувств клиента. Соответствующие точки концентрации лучше всего создавать, используя подходящий опыт, такой как гипнотические процессы и эмпирические техники, например разделение заданий и "приписывание" определенного поведения.
Применение гипнотических явлений как точек концентрации, может стать полезным для понимания строения симптома. Когда такие явления ясно видны в структуре проблемы, ее решение может принять форму конструирования новых ассоциаций, с помощью комплиментарных гипнотических явлений. Полезным упражнением может стать определение типов явлений, характерных для гипноза, возникающих в случаях нарушений, которые вам приходится лечить чаще всего (Araoz, 1985; Gilligan, 1987, 1988; Zeig, 1988).