Контекстуальное внушение
Контекстуальное внушение демонстрируется в каждой главе данного раздела. В начале раздела есть следующие рекомендации:
1) .. (а также точка и запятая)– небольшая смысловая пауза,
2) быть решительным – выделение другим шрифтом подразумевает интонационное усиление, энергетически более мощную подачу слова (слов).
Это и есть правила контекстуального внушения. Суть контекстуального внушения заключается в интонационном «подчёркивании» ключевых слов и умелом использовании пауз, благодаря которым бессознательное клиента активизируется ассоциациями и вовлекает сознание во внутренние интересы и переживания. Контекстуальное внушение гипнотизёрами используется постоянно, как нечто само собой разумеющееся. Оно вообще заметно усиливает эффективность любого другого внушения, с которым переплетается. Тем ни менее, контекстуальное внушение может существовать и в чистом виде. Так бывает, когда разговор между клиентом и гипнотизёром может идти на какую-то отвлечённую тему или не имеющую непосредственного отношения к сеансу. Тогда гипнотизёр просто делает особые акценты и небольшие паузы к определённым словам.
Контекстуальное внушение демонстрируется в каждой главе данного раздела. В начале раздела есть следующие рекомендации:
1) .. (а также точка и запятая)– небольшая смысловая пауза,
2) быть решительным – выделение другим шрифтом подразумевает интонационное усиление, энергетически более мощную подачу слова (слов).
Это и есть правила контекстуального внушения. Суть контекстуального внушения заключается в интонационном «подчёркивании» ключевых слов и умелом использовании пауз, благодаря которым бессознательное клиента активизируется ассоциациями и вовлекает сознание во внутренние интересы и переживания. Контекстуальное внушение гипнотизёрами используется постоянно, как нечто само собой разумеющееся. Оно вообще заметно усиливает эффективность любого другого внушения, с которым переплетается. Тем ни менее, контекстуальное внушение может существовать и в чистом виде. Так бывает, когда разговор между клиентом и гипнотизёром может идти на какую-то отвлечённую тему или не имеющую непосредственного отношения к сеансу. Тогда гипнотизёр просто делает особые акценты и небольшие паузы к определённым словам.
Внушение отрицанием
Внушение отрицанием использует речевые формы, не только формально указывающие на отрицание некой идеи, но и подталкивающие к этой же идее, которая на самом деле и внушается. Банальная разновидность внушения отрицанием хорошо известна в народе, как «взять на слабо». В гипнотической практике предпочтения отдаются более сложным и утончённым формам данного внушения. С одной стороны, внушение отрицанием может подтолкнуть бессознательное клиента найти свой ответ. С другой стороны, внушение отрицанием может «толкнуть» сопротивление в другую сторону. Так М.Эриксон описывал историю из своего детства, в которой он заводил корову в сарай, потянув её за хвост в обратном направлении (корова отличалась упрямым нравом). С третьей стороны, внушение отрицанием как бы снимает некую обязанность или необходимость из-за чего внушаемую идею делает привлекательной. С четвёртой стороны, внушение отрицанием в любом случае акцентирует внимание на какой-то идее, заставляя ассоциативный аппарат «крутиться» вокруг неё. С пятой стороны, частенько бессознательное не обращает внимание на отрицающие предлоги и приставки, в особенности, если клиент уже погружён в гипнотический транс. Возможно, все эти стороны могут проявлять себя, не считая неназванных аспектов.
В практике внушение отрицанием удобно, когда клиент не берёт идею запросто на веру или находится в некоторой оппозиции к гипнотизёру. Также в этом внушении заложен элемент провокации. Бывает что клиент «знает, что ему делать и, о чём думать», а гипнотизёр перечисляет те же моменты, но в стиле внушения отрицанием. Получается забавно. Клиент невольно чувствует, как спадает очарование от его же внутренних тактических уловок. Таким образом, внушение отрицанием можно ещё использовать в ситуациях, когда желательно изменить настрой клиента.
Внушение отрицанием использует речевые формы, не только формально указывающие на отрицание некой идеи, но и подталкивающие к этой же идее, которая на самом деле и внушается. Банальная разновидность внушения отрицанием хорошо известна в народе, как «взять на слабо». В гипнотической практике предпочтения отдаются более сложным и утончённым формам данного внушения. С одной стороны, внушение отрицанием может подтолкнуть бессознательное клиента найти свой ответ. С другой стороны, внушение отрицанием может «толкнуть» сопротивление в другую сторону. Так М.Эриксон описывал историю из своего детства, в которой он заводил корову в сарай, потянув её за хвост в обратном направлении (корова отличалась упрямым нравом). С третьей стороны, внушение отрицанием как бы снимает некую обязанность или необходимость из-за чего внушаемую идею делает привлекательной. С четвёртой стороны, внушение отрицанием в любом случае акцентирует внимание на какой-то идее, заставляя ассоциативный аппарат «крутиться» вокруг неё. С пятой стороны, частенько бессознательное не обращает внимание на отрицающие предлоги и приставки, в особенности, если клиент уже погружён в гипнотический транс. Возможно, все эти стороны могут проявлять себя, не считая неназванных аспектов.
В практике внушение отрицанием удобно, когда клиент не берёт идею запросто на веру или находится в некоторой оппозиции к гипнотизёру. Также в этом внушении заложен элемент провокации. Бывает что клиент «знает, что ему делать и, о чём думать», а гипнотизёр перечисляет те же моменты, но в стиле внушения отрицанием. Получается забавно. Клиент невольно чувствует, как спадает очарование от его же внутренних тактических уловок. Таким образом, внушение отрицанием можно ещё использовать в ситуациях, когда желательно изменить настрой клиента.
Внушение вопросом
Это хорошее и удобное внушение. Оно очень часто используется в быту самыми разными людьми, даже и не подозревающими о существовании пресловутых внушений. «Техническая» суть внушения вопросом проста. Вопрос на какое-то время задействует психические процессы субъекта, пока тот ищет ответ на вопрос или моделирует идею, почему он не хочет отвечать на этот вопрос. Сам факт «переваривания» идеи активизирует ассоциативный ряд. Активность ассоциативного отклика может быстро пройти, но может дать цепную реакцию. В свою очередь, цепная реакция зависит от удачного попадания в пространство внутренних интересов клиента.
Внушение вопросом также отчётливо диагностирует состояние и настрой человека. Клиент, так или иначе, реагирует на вопрос, благодаря чему гипнотизёр корректирует тактику взаимодействия. Рядом вопросов удобно направлять чувственные и мыслительные процессы в определённое русло. Само мышление построено по принципу: вопрос – ответ. В известном смысле хорошо умеет думать тот, кто умеет самому себе задавать толковые, хорошо структурированные вопросы. В состоянии гипнотического транса любой человек, как правило, склонен к значительному уменьшению внутренних вопросов или сужению их направленности. Мышление замедляется, становится инертным (менее пластичным), идеи более глубоко и ёмко обрабатываются в бессознательном, как бы застревая. Эту особенность важно умело использовать гипнотизёру и направлять внимание клиента в русло конкретных задач.
Это хорошее и удобное внушение. Оно очень часто используется в быту самыми разными людьми, даже и не подозревающими о существовании пресловутых внушений. «Техническая» суть внушения вопросом проста. Вопрос на какое-то время задействует психические процессы субъекта, пока тот ищет ответ на вопрос или моделирует идею, почему он не хочет отвечать на этот вопрос. Сам факт «переваривания» идеи активизирует ассоциативный ряд. Активность ассоциативного отклика может быстро пройти, но может дать цепную реакцию. В свою очередь, цепная реакция зависит от удачного попадания в пространство внутренних интересов клиента.
Внушение вопросом также отчётливо диагностирует состояние и настрой человека. Клиент, так или иначе, реагирует на вопрос, благодаря чему гипнотизёр корректирует тактику взаимодействия. Рядом вопросов удобно направлять чувственные и мыслительные процессы в определённое русло. Само мышление построено по принципу: вопрос – ответ. В известном смысле хорошо умеет думать тот, кто умеет самому себе задавать толковые, хорошо структурированные вопросы. В состоянии гипнотического транса любой человек, как правило, склонен к значительному уменьшению внутренних вопросов или сужению их направленности. Мышление замедляется, становится инертным (менее пластичным), идеи более глубоко и ёмко обрабатываются в бессознательном, как бы застревая. Эту особенность важно умело использовать гипнотизёру и направлять внимание клиента в русло конкретных задач.
Внушение двойной связкой
Внушение двойной связкой предлагает два и более двух вариантов, решение которых, по сути, одинаково. Другими словами, двойная связка это иллюзия выбора. Во всех вариантах выбора есть одна и та же составляющая – внушаемая идея. Для внушения двойной связкой даже не важно, будет ли выбран какой-либо конкретный предложенный вариант. Главное в принятии осевой идеи. «Технически» сознание направляется на восприятие частных случаев идеи, то есть на менее существенные факторы, чем главная идея.
В практике внушение двойной связкой весьма эффективный приём. Но и здесь есть свои нюансы. Любой предложенный вариант вторичен по отношению к главной идее. И в то же время, набор слишком примитивных вариантов может не защитить главную идею. Тут требуется максимальная загрузка ассоциативного аппарата. Если идеи просты, то подать их желательно контрастно, чтобы внутренне внимание клиента было поглощено. Если идеи более сложны, то подать их желательно ёмко и образно, чтобы бессознательному было где развернуться. Внушение двойной связкой принципиально следует отличать от внушения, охватывающего разные возможности класса. В первом случае все варианты объединяет внушаемая идея, во втором случае осевая идея не предусматривается.
Внушение двойной связкой предлагает два и более двух вариантов, решение которых, по сути, одинаково. Другими словами, двойная связка это иллюзия выбора. Во всех вариантах выбора есть одна и та же составляющая – внушаемая идея. Для внушения двойной связкой даже не важно, будет ли выбран какой-либо конкретный предложенный вариант. Главное в принятии осевой идеи. «Технически» сознание направляется на восприятие частных случаев идеи, то есть на менее существенные факторы, чем главная идея.
В практике внушение двойной связкой весьма эффективный приём. Но и здесь есть свои нюансы. Любой предложенный вариант вторичен по отношению к главной идее. И в то же время, набор слишком примитивных вариантов может не защитить главную идею. Тут требуется максимальная загрузка ассоциативного аппарата. Если идеи просты, то подать их желательно контрастно, чтобы внутренне внимание клиента было поглощено. Если идеи более сложны, то подать их желательно ёмко и образно, чтобы бессознательному было где развернуться. Внушение двойной связкой принципиально следует отличать от внушения, охватывающего разные возможности класса. В первом случае все варианты объединяет внушаемая идея, во втором случае осевая идея не предусматривается.
Внушение последовательностью принятия
Последовательность принятия состоит из истинных высказываний, с которыми клиент (субъект) автоматически соглашается, как само собой разумеющимися фактами, а также внушаемой идеи, которая прикреплена к истинным высказываниям. При этом критерием истинности высказываний является мнение клиента, а не гипнотизёра. Другими словами, гипнотизёру следует хорошо понимать, что для клиента является истинными высказываниями, то есть с чем он не может не согласиться, иначе правило внушения может быть нарушено. Обычно внушаемая идея помещается в середине или конце предложения. «Технически» на волне явных «да» клиент невольно склонен внушаемой идее придать тот же положительный статус.
Внушение последовательностью принятия строится простыми позитивными формулировками идей, так как подсознание ухватывает внушаемую идею буквально. Это важный нюанс. Смысл последовательности слов, несущих внушаемую идею, должен быть понятен даже 6-ти летнему ребёнку. Сложный смысл или сложно закрученная фраза бессознательным клиента на автомате воспринимаются как какая-то ерунда. Частичным исключением могут быть фразы, которыми конкретный человек очень часто пользуется, такие фразы в прямом смысле могут сработать на уровне рефлекса.
Последовательность принятия состоит из истинных высказываний, с которыми клиент (субъект) автоматически соглашается, как само собой разумеющимися фактами, а также внушаемой идеи, которая прикреплена к истинным высказываниям. При этом критерием истинности высказываний является мнение клиента, а не гипнотизёра. Другими словами, гипнотизёру следует хорошо понимать, что для клиента является истинными высказываниями, то есть с чем он не может не согласиться, иначе правило внушения может быть нарушено. Обычно внушаемая идея помещается в середине или конце предложения. «Технически» на волне явных «да» клиент невольно склонен внушаемой идее придать тот же положительный статус.
Внушение последовательностью принятия строится простыми позитивными формулировками идей, так как подсознание ухватывает внушаемую идею буквально. Это важный нюанс. Смысл последовательности слов, несущих внушаемую идею, должен быть понятен даже 6-ти летнему ребёнку. Сложный смысл или сложно закрученная фраза бессознательным клиента на автомате воспринимаются как какая-то ерунда. Частичным исключением могут быть фразы, которыми конкретный человек очень часто пользуется, такие фразы в прямом смысле могут сработать на уровне рефлекса.
Косвенные внушения.
Косвенное внушение обходит сознательные процессы. Косвенное внушение решает определенную задачу, чтобы клиент (субъект) не распознал настоящую цель суггестивного влияния. Таким образом, преодолевается сопротивление фильтров сознания. Косвенные внушения чаще используются в фазах, когда состояние гипнотического транса не очень глубокое. Также косвенные внушения используются для того, чтобы работать с теми проблемами клиента, которых он избегает.
Косвенное внушение обходит сознательные процессы. Косвенное внушение решает определенную задачу, чтобы клиент (субъект) не распознал настоящую цель суггестивного влияния. Таким образом, преодолевается сопротивление фильтров сознания. Косвенные внушения чаще используются в фазах, когда состояние гипнотического транса не очень глубокое. Также косвенные внушения используются для того, чтобы работать с теми проблемами клиента, которых он избегает.
Постгипнотическое внушение
В своё время Бернгейм (представитель Нансийской школы гипноза) внушал некоторым своим пациентам, чтобы те в полдень в ясную солнечную погоду вышли на центральную площадь Станислава и несколько раз открыли зонтик над головой. По современным меркам это явно излишний профессиональный пафос. Человеку вообще очень трудно внушить что-то, что противоречит его интересам и жизненным установкам. К тому же важно учитывать практическую ценность внушаемых идей. В наше время представление о целях и задачах постгипнотического внушения изменилось. С помощью постгипнотического внушения удобно «прикреплять» психические процессы к каким-либо повседневным, житейским явлениям и феноменам. То есть, когда что-то очень простое и бытовое происходит, то одновременно запускается или усиливается механизм гипнотический стратегии.
Постгипнотическое внушение ассоциативно связывает результат работы гипнотизёра с какими-нибудь банальностями. Банальностям отводится роль запускающих механизмов, так как ассоциативно одно связанно с другим. Можно сказать так, что в постгипнотическом периоде (после сеанса), когда гипнотизёра нет рядом, кто-то или что-то должно его заменить, чтобы поддерживать процессы, активизированные на сеансе. Таким образом, банальности играют роль помощников гипнотизёра, они как бы напоминают клиенту о том, что ему надо делать, что думать и что чувствовать. Постгипнотическое внушение (внушения) произносится, как правило, когда человек уже погружён в гипнотический транс. Клиент в состоянии гипнотического транса как само собой разумеющееся принимает, что одно связано с другим. Ставится своего рода условный рефлекс, который через некоторое время угаснет, но свою роль сыграет.
В своё время Бернгейм (представитель Нансийской школы гипноза) внушал некоторым своим пациентам, чтобы те в полдень в ясную солнечную погоду вышли на центральную площадь Станислава и несколько раз открыли зонтик над головой. По современным меркам это явно излишний профессиональный пафос. Человеку вообще очень трудно внушить что-то, что противоречит его интересам и жизненным установкам. К тому же важно учитывать практическую ценность внушаемых идей. В наше время представление о целях и задачах постгипнотического внушения изменилось. С помощью постгипнотического внушения удобно «прикреплять» психические процессы к каким-либо повседневным, житейским явлениям и феноменам. То есть, когда что-то очень простое и бытовое происходит, то одновременно запускается или усиливается механизм гипнотический стратегии.
Постгипнотическое внушение ассоциативно связывает результат работы гипнотизёра с какими-нибудь банальностями. Банальностям отводится роль запускающих механизмов, так как ассоциативно одно связанно с другим. Можно сказать так, что в постгипнотическом периоде (после сеанса), когда гипнотизёра нет рядом, кто-то или что-то должно его заменить, чтобы поддерживать процессы, активизированные на сеансе. Таким образом, банальности играют роль помощников гипнотизёра, они как бы напоминают клиенту о том, что ему надо делать, что думать и что чувствовать. Постгипнотическое внушение (внушения) произносится, как правило, когда человек уже погружён в гипнотический транс. Клиент в состоянии гипнотического транса как само собой разумеющееся принимает, что одно связано с другим. Ставится своего рода условный рефлекс, который через некоторое время угаснет, но свою роль сыграет.
Внушение, охватывающее разные возможности класса
В отличие от внушения с открытым выбором внушение, охватывающее разные возможности класса, предлагает бессознательному человека осуществить реальной выбор из конкретных вариантов или использовать все предложенные. Это внушение обладает некоторой специфичностью, благодаря которой очень эффективно применяется. Перечисление вариантов позволяет как бы полностью «загрузить» ассоциативный процесс выбора в бессознательном клиента и частично «перегрузить» сознательные процессы. В итоге клиенту гораздо проще на чём-то остановиться или принять всё сразу. Непроизвольно выбранные варианты подтверждают и усиливают гипнотическую реакцию. Безусловно, часто бывает так, что гипнотизёр не понимает в точности, что происходит с клиентом, о чём тот думает, что предпочитает, на чём заострил внимание, что ожидает и т.п. Поэтому внушение, охватывающее разные возможности класса, используется гипнотизёром как инструмент конкретизации в ситуации, где конкретизации нет. Клиент сам для себя конкретизирует то, что ему нужно. При этом гипнотизёру далеко не всегда важно знать, какой выбор сделал субъект.
Практикующие специалисты с удовольствием используют внушение, охватывающее разные возможности класса. Более того, по характеру использования данного внушения намётанным взглядом видно, насколько гипнотизёр чувствует субъекта, насколько находится на стороне его интересов, насколько уважительно и бережно к нему относится. Вся суть в стиле перечисления вариантов. Здесь есть и рациональный охват возможностей, и цветовая гамма палитры образов, и даже своего рода поэтичность.
В отличие от внушения с открытым выбором внушение, охватывающее разные возможности класса, предлагает бессознательному человека осуществить реальной выбор из конкретных вариантов или использовать все предложенные. Это внушение обладает некоторой специфичностью, благодаря которой очень эффективно применяется. Перечисление вариантов позволяет как бы полностью «загрузить» ассоциативный процесс выбора в бессознательном клиента и частично «перегрузить» сознательные процессы. В итоге клиенту гораздо проще на чём-то остановиться или принять всё сразу. Непроизвольно выбранные варианты подтверждают и усиливают гипнотическую реакцию. Безусловно, часто бывает так, что гипнотизёр не понимает в точности, что происходит с клиентом, о чём тот думает, что предпочитает, на чём заострил внимание, что ожидает и т.п. Поэтому внушение, охватывающее разные возможности класса, используется гипнотизёром как инструмент конкретизации в ситуации, где конкретизации нет. Клиент сам для себя конкретизирует то, что ему нужно. При этом гипнотизёру далеко не всегда важно знать, какой выбор сделал субъект.
Практикующие специалисты с удовольствием используют внушение, охватывающее разные возможности класса. Более того, по характеру использования данного внушения намётанным взглядом видно, насколько гипнотизёр чувствует субъекта, насколько находится на стороне его интересов, насколько уважительно и бережно к нему относится. Вся суть в стиле перечисления вариантов. Здесь есть и рациональный охват возможностей, и цветовая гамма палитры образов, и даже своего рода поэтичность.
Внушение открытым выбором.
Внушение открытым выбором предлагает клиенту самому найти для себя способ принятия внушаемой идеи. Данное внушение внешне похоже на мобилизующее внушение, но обладает несколько иным механизмом воздействия. Акцент делается именно на выборе. Внушаемая идея подаётся открыто, однако её содержание может критиковаться только после критики выбора как такового. Мобилизующее внушение активизирует некий процесс вообще, а внушение открытым выбором больше акцентировано на внешнее или внутреннее активное действие. Различие тонкое, но существенное. Всё дело в том, чья инициатива. При использовании мобилизующего внушения инициативу держит в своих руках гипнотизёр, предлагая клиенту роль реагирования, пусть даже и с большой степенью импровизации. В свою очередь, внушение открытым выбором принципиально передаёт часть инициативы клиенту, провоцируя его на активность и самостоятельность. Другими словами, мобилизующее внушение действует по принципу – с вами будет что-то происходить, что ведомо вашему бессознательному, а внушение открытым выбором действует по принципу – делайте что-то, что вам виднее, известнее, понятнее или удобнее.
Внушение открытым выбором предположительно удобнее использовать, когда клиент ситуационно склонен к самостоятельной оценке происходящего и самостоятельному принятию решений.
Внушение открытым выбором предлагает клиенту самому найти для себя способ принятия внушаемой идеи. Данное внушение внешне похоже на мобилизующее внушение, но обладает несколько иным механизмом воздействия. Акцент делается именно на выборе. Внушаемая идея подаётся открыто, однако её содержание может критиковаться только после критики выбора как такового. Мобилизующее внушение активизирует некий процесс вообще, а внушение открытым выбором больше акцентировано на внешнее или внутреннее активное действие. Различие тонкое, но существенное. Всё дело в том, чья инициатива. При использовании мобилизующего внушения инициативу держит в своих руках гипнотизёр, предлагая клиенту роль реагирования, пусть даже и с большой степенью импровизации. В свою очередь, внушение открытым выбором принципиально передаёт часть инициативы клиенту, провоцируя его на активность и самостоятельность. Другими словами, мобилизующее внушение действует по принципу – с вами будет что-то происходить, что ведомо вашему бессознательному, а внушение открытым выбором действует по принципу – делайте что-то, что вам виднее, известнее, понятнее или удобнее.
Внушение открытым выбором предположительно удобнее использовать, когда клиент ситуационно склонен к самостоятельной оценке происходящего и самостоятельному принятию решений.
Закамуфлированное внушение.
В закамуфлированном внушении главная идея подаётся на фоне другой идеи так, что обе идеи воспринимаются как одно целое. Это внушение частично балансирует на грани между открытыми и косвенными внушениями, но в нём внушаемая идея подаётся неразрывно с камуфлирующей идеей и специально не прячется, а потому автор закамуфлированное внушение относит к прямым внушениям. Данное внушение хоть и прямое, но коварное. Ведь камуфлирующая идея настолько очевидна, что спорить с ней невозможно, а непосредственно внушаемая идея «проглатывается» как нечто само собой разумеющееся. Следует уточнить, что камуфлирующая идея специально делается очевидной и бесспорной.
Как правило, закамуфлированные внушения используются для создания у субъекта нужного отношения к объекту, процессу, явлению или феномену. С помощью закамуфлированного внушения очень удобно к чему-то одному присоединить что-то другое. Иногда это внушение можно использовать в форме шутки. Главная внушаемая идея под прикрытием идеи-камуфляжа запускает ассоциативные процессы на стыке сознания и подсознания.
В закамуфлированном внушении главная идея подаётся на фоне другой идеи так, что обе идеи воспринимаются как одно целое. Это внушение частично балансирует на грани между открытыми и косвенными внушениями, но в нём внушаемая идея подаётся неразрывно с камуфлирующей идеей и специально не прячется, а потому автор закамуфлированное внушение относит к прямым внушениям. Данное внушение хоть и прямое, но коварное. Ведь камуфлирующая идея настолько очевидна, что спорить с ней невозможно, а непосредственно внушаемая идея «проглатывается» как нечто само собой разумеющееся. Следует уточнить, что камуфлирующая идея специально делается очевидной и бесспорной.
Как правило, закамуфлированные внушения используются для создания у субъекта нужного отношения к объекту, процессу, явлению или феномену. С помощью закамуфлированного внушения очень удобно к чему-то одному присоединить что-то другое. Иногда это внушение можно использовать в форме шутки. Главная внушаемая идея под прикрытием идеи-камуфляжа запускает ассоциативные процессы на стыке сознания и подсознания.
Мобилизующее внушение
Пожалуй, это одно из самых деликатных и уважительных внушений по отношению к бессознательному клиента. Однако не следует недооценивать его силу, как раз наоборот. Это мощное внушение, активно действующее на психические процессы. Мобилизующее внушение активизирует конкретный процесс, направляет его в определённое русло, но предоставляет возможность проявляться процессу самыми разными способами. Можно сказать и так, что в практике гипнотизёр использует мобилизующие внушения, когда нет необходимости добиться определённой формы проявления процесса.
Во-первых, мобилизующее внушение очень удобно, когда надо запустить и активизировать ряд психических процессов, но заранее неизвестно, как они будут себя проявлять в конкретном случае и в ситуации конкретного клиента. К тому же один и тот же человек в разных ситуациях по-разному себя проявляет. Во-вторых, мобилизующее внушение позволяет открыто внушать идею сквозь возможное сопротивление клиента. «Технически» вот в чём дело, мобилизующее внушение невольно предлагает человеку свободную ассоциативную импровизацию, свободные мысли, чувства и действия, но на заданную тему. Нет чётких рамок – нет и повода к сопротивлению. Клиент может быть настороженным по отношению к гипнотизёру, но идею ему «винить» не за что, так как он сам для себя решает, как её воспринимать и, что с ней дальше делать. Тем ни менее, если идея прозвучала, то внесла свои коррективы во внутренние процессы. А в зависимости от того как конкретный клиент проявит себя в конкретной ситуации гипнотизёр принимает дальнейшие тактические решения.
Пожалуй, это одно из самых деликатных и уважительных внушений по отношению к бессознательному клиента. Однако не следует недооценивать его силу, как раз наоборот. Это мощное внушение, активно действующее на психические процессы. Мобилизующее внушение активизирует конкретный процесс, направляет его в определённое русло, но предоставляет возможность проявляться процессу самыми разными способами. Можно сказать и так, что в практике гипнотизёр использует мобилизующие внушения, когда нет необходимости добиться определённой формы проявления процесса.
Во-первых, мобилизующее внушение очень удобно, когда надо запустить и активизировать ряд психических процессов, но заранее неизвестно, как они будут себя проявлять в конкретном случае и в ситуации конкретного клиента. К тому же один и тот же человек в разных ситуациях по-разному себя проявляет. Во-вторых, мобилизующее внушение позволяет открыто внушать идею сквозь возможное сопротивление клиента. «Технически» вот в чём дело, мобилизующее внушение невольно предлагает человеку свободную ассоциативную импровизацию, свободные мысли, чувства и действия, но на заданную тему. Нет чётких рамок – нет и повода к сопротивлению. Клиент может быть настороженным по отношению к гипнотизёру, но идею ему «винить» не за что, так как он сам для себя решает, как её воспринимать и, что с ней дальше делать. Тем ни менее, если идея прозвучала, то внесла свои коррективы во внутренние процессы. А в зависимости от того как конкретный клиент проявит себя в конкретной ситуации гипнотизёр принимает дальнейшие тактические решения.
Внушение от третьего источника
Внушаемая идея преподносится просто, как само собой разумеющаяся. Однако гипнотизёр переносит ответственность за смысл и значимость идеи на третье лицо или другой источник. Идея преподносится неким примером с чем-то или с кем-то, размышлением, предположением, слухом, возможной догадкой, чьим-то мнением и т.д. и т.п. Клиенту с одной стороны предоставляется право самостоятельно оценить для себя важность идеи, но с другой стороны идея прозвучала и может оказать эффект цепной реакции, то есть запустить непроизвольный ассоциативный процесс в бессознательном.
Внушение от третьего источника удобно, когда клиент «верит только себе» и вольно или невольно, осознанно или неосознанно, противостоит (возможно, просто банально не доверяет) личности гипнотизёра. Секрет эффективности внушения заключается в том, что гипнотизёр играет роль внутреннего голоса клиента или роль одного из «героев» внутреннего диалога. Возникает эффект, как будто клиент говорит сам с собой, а не с гипнотизёром.
Внушаемая идея преподносится просто, как само собой разумеющаяся. Однако гипнотизёр переносит ответственность за смысл и значимость идеи на третье лицо или другой источник. Идея преподносится неким примером с чем-то или с кем-то, размышлением, предположением, слухом, возможной догадкой, чьим-то мнением и т.д. и т.п. Клиенту с одной стороны предоставляется право самостоятельно оценить для себя важность идеи, но с другой стороны идея прозвучала и может оказать эффект цепной реакции, то есть запустить непроизвольный ассоциативный процесс в бессознательном.
Внушение от третьего источника удобно, когда клиент «верит только себе» и вольно или невольно, осознанно или неосознанно, противостоит (возможно, просто банально не доверяет) личности гипнотизёра. Секрет эффективности внушения заключается в том, что гипнотизёр играет роль внутреннего голоса клиента или роль одного из «героев» внутреннего диалога. Возникает эффект, как будто клиент говорит сам с собой, а не с гипнотизёром.