Стратегия акмеологического исследования выстраивается в зависимости от специальной области, в которой выделяется предмет данного исследования. В нашем случае – это организационно-педагогически ориентированное исследование в системе высшего профессионального образования. Наиболее перспективные вопросы высшей школы – закономерности способов связи личности и профессии соответствующего профиля, условия и факторы личностно-профессионального развития, разрешение противоречий между: растущими требованиями жизни в реальных практиках нового типа профессионализма и сложившимися моделями высшего профессионального образования; односторонней ориентацией высшего профессионального образования на повышение «научности» и все большим пониманием того, что подготовку профессионала невозможно обеспечить путем информационного насыщения; нормированностью образовательных условий и стремлением к самодетерминации, самореализации.
Учитывая тот факт, что акмеологические закономерности носят не только комплексный, но интегральный характер («интеграция естественнонаучного, гуманитарного, технологического в самостоятельное акмеологическое знание подчеркивает его теоретико-прикладное значение – направленность на конкретного человека» – А.С. Гусева), стратегия акмеологического исследования обладает определенностью и предполагает конкретную последовательность существенных этапов и способов исследования, привязанных к его предмету, целям и задачам, а также имеет характеристики, выражающиеся в категориях моделей, факторов, критериев и закономерностей.
Акмеологический, т.е. направленный на оптимизацию, эффективность, характер исследования проявляется в использовании уровневой стратегии, а также стратегии выделения акмеолого-психологических, акмеолого-профессиональных факторов и прослеживании их прямого или многократно опосредованного воздействия. Стратегия моделирования используется и самим исследователем в качестве метода проектирования и интеграции наличных, желательных идеальных состояний, уровней, свойств и средств их достижения и в качестве средства описания акмеологических особенностей самого субъекта деятельности.
Акмеологические стратегии направлены на выявление закономерностей особого рода: закономерности любой области действительности и науки о ней выявляют сущностные, устойчивые объективные связи этой действительности, безотносительные к способу познания и познающему человеку.
Закономерности, которые исследует акмеология, относятся к субъект-субъектной действительности. Акмеология раскрывает закономерности, которые содействуют совершенствованию субъекта, достижению им вершин жизни и мастерства в профессии в ходе профессионального образования.
Очевидно, что акмеология осуществляет комплексные исследования, а суть стратегии состоит каждый раз в выборе конкретных составляющих, систем, входящих в комплекс и организация связей между ними.
Эмпирические исследования в акмеологии отвечают комплексному, интегральному характеру этой науки и потому направлены:
1) на выявление связей и отношений разных систем, качеств;
2) на поиск оптимальных связей систем (конгруэнтности);
3) на поиск возможных, но отсутствующих в настоящем связей, которые могут быть установлены специальными практическими, технологическими средствами;
4) на выявление в данный момент не реализованных, имплицитных свойств (на сферу возможного, но еще не действительного), а также на компенсаторные механизмы;
5) на выявление связей, имеющих ценностный для человека и его деятельности характер, причем не только положительных, но и отрицательных.
Сложившаяся дифференциация эмпирических методов и процедур в акмеологии предлагает классификацию:
Ø Первого уровня, поскольку он сводится к перечню разнообразных, не имеющих единого основания методов. Этот перечень является неполным, а потому – открытым.
1. Эмпирические процедуры, подразделяющиеся на: констатирующие; измерительные; изменяющие; совершенствующие; прогнозирующие, проектирующие.
2. Эмпирические схемы исследования, устанавливающие последовательность эмпирических процедур и рассматриваемых систем, между которыми выявляются связи – социально-психологические, личностные, профессиональные и т.д.
3. Лонгитюдиналъные исследования изменений, происходящих в результате тех или иных нацеленных акмеологических или педагогических воздействий.
4. Математические модели и математические методы установления связей, прямых и косвенных зависимостей, иерархий, уровней.
5. Социальные и профессиональные методы (анкетирование, опрос и т.д.), направленные на выявление акмеологически важных параметров и критериев.
6. Метод типологизации и классификаций.
Ø На втором уровне можно выделить методы, адаптированные к акмеологическим задачам, из психологии, социологии, педагогики и других наук, а также методы исследования, разработанные непосредственно в рамках акмеологии:
1. диагностические и коррекционные (тесты личности, интеллекта, специальных способностей, уровня притязаний и достижения); биографические (личностные опросники, анкеты; проективные; рефлексивные; семантические; перцептивные; моторные и др.), которые обеспечивают мониторинг готовности личности, коллективов к профессиональной деятельности и профобучению, программно-целевое моделирование и прогнозирование профессиональной деятельности, определение компетентности кадров; отслеживание процессов профадаптации, профессионального роста, аттестации кадров и создание банка данных их профпригодности;
2. экспертные оценки профессионального продвижения личности и проектирования карьеры, овладение алгоритмами продуктивного решения профессиональных задач и достижения профмастерства;
3. развивающие методы стимуляции самопознания, самокоррекции кадров в процессе профессионального самопознания, тенденции рефлексивной саморегуляции и самоорганизации профессионального и творческого «Я» специалиста;
4. психолого-акмеологические технологии профессионального консультирования кадров и подготовки их к профессиональной деятельности на основе выявления системы факторов (психологических, психофизических, медицинских, психогенетических и др.), определяющих эффективность профподготовки; формирование культуры социального и профессионального мышления, развития профессионального творчества, опыта работы, обеспечения психологической поддержки талантливых специалистов; выработка эффективных алгоритмов деловой и личностной коммуникации, самоорганизации, профессиональной и информационно-интеллектуальной деятельности, стилей лидерства, технологии лидерства и формирования управленческих команд, подбора и расстановки кадров: обучение технологиям рекламы, «паблик рилейшнз» и «тайм-менеджмента», прикладным способам воздействия (социально-психологическим, рефлексивным, когнитивным, организаторским, проектным и др.) на индивидуальное и общественное сознание; выработка новых стратегий смены профессий и непрерывного профессионального образования, обеспечение внедрения научных (в том числе – психолого-акмеологических) знаний в практику;
5. собственные оригинальные методы акмеологии: акмеометрии, обеспечивающие компьютеризированную рейтинговую оценку психофизиологических, психических, личностных и профессиональных качеств персонала и кадров управления; акмеограммы, анализирующие различные виды профессиональной деятельности, ее цели мотивы, средства, структуру, функции, алгоритмы действий и операций; акмеигротехники, обеспечивающие интенсификацию профессионального самостановления и саморазвития в деловых и оргдеятельностных играх; акметехнологии активизации резервных возможностей личности в профессиональной деятельности и в системах управления; акмеигрорефлексии, обеспечивающие раскрытие творческого потенциала личности, интенсификацию самосознания, критического и эвристического мышления, самосовершенствования в рефлексивно-инновационном акметренинге; гибкие автоматизированные экспертные и обучающие акмесистемы.
Ø Третий уровень классификации эмпирических методов и процедур является конкретизацией по функции методов в самой акмеологии.
1. Констатирующие (и иногда проектирующим) методы, к которым относятся различные способы диагностики выявляющих спектр психологических позиций: личностные особенности; психические состояния; способности, интеллект; психофизиологические состояния; жизненный путь, биография. Эта батарея методов может использоваться, в частности, в массовых процедурах входного контроля абитуриентов, поступающих в высшую школу. Кроме того, диагностика выявляет: профессиональные новообразования и степень соответствия профессии, успешность в профессии (например, диагностика профессионально-важных качеств); успешность обучения, тренинга, профессиональных проб; компетенции и т.д.
2. Развивающие методы и процедуры: методы самосовершенствования и саморазвития (методы духовного самосовершенствования, работа с ценностями, методы личностного и профессионального совершенствования, личностного роста, рефлексивные методы как методы развития профессионального мышления и личностно-профессионального совершенствования, методы аутотренинга – саморегуляции); игротехники и различного рода групповые тренинги как акмеолого-психологические технологии и личностного, и психологического, и профессионального совершенствования); адаптированная к акмеологическим целям психотерапия (разные виды) и др.
3. Субъектно-деятельностное направление методов и процедур, включающее сбор характеристик и требований профессиональной деятельности, ее средств, объектов, условий, ситуаций, видов, составление профессиограмм и т.д. (В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова, Е.А. Климов и др.).
Этот уровень обеспечивается методами: информационными; моделирующими; контролирующими; аттестационными; обучающими; алгоритмизирующими (А.А. Деркач) и др.
Широко известные методы в акмеологических исследованиях приобретают новое качество в связи со специальной, отвечающей целям исследования стратегией: выявление психосемантических пространств (В.Ф. Петренко, Н.А. Ерина), используемых для выявления определенных социальных представлений; математическая формализация – привлечение принципов работы с теоретико-множественными структурами, построение целой совокупности моделей, очерчивающих область той информации, которая необходима для определения содержания подготовки кадров, разработки методик обучения и показателей эффективности деятельности; модифицированные методы экспертной оценки (Е.А. Скриптунова), базирующейся на основании семантического дифференциала.
Практическое акмеологическое знание (а значит и эмпирическое исследование) характеризуется следующими особенностями:
· «отсутствием серийности» как в научном эксперименте (А.С. Гусева, А.А. Деркач), т.е. «оказываются существенными и случайности, и неожиданности, и неудачные решения», а не только среднестатистические данные;
· опорой на принцип индивидуализации и типологизации, ориентирующий на дифференциацию, а не универсализацию.
· ориентация на полярности, на исключения из правил, на регрессивные случаи, которые в своей совокупности позволяют выявить реальные механизмы и закономерности развития личности, индивида, субъекта и индивидуальности;
· комплементарностью (взаимодополнительностью), при которой применяющийся для диагностики метод, одновременно служит средством развития мышления, расширения сознания, самооценки и активизации самосознания личности (К.А. Абульханова-Славская, Е.Б. Старовойтенко);
· подбором методов для алгоритмизации деятельности, рассматриваемый А.А. Деркачом и его учениками не как нормативный, а имеющий конструктивный характер, критерием нахождения алгоритма при этом является оптимальность способа действия.
Таким образом, в настоящее время акмеология владеет знаниями на уровне теории, и на уровне накопленного ею солидного массива опытно-экспериментальных фактов, и на уровне проверенных на эффективность технологий и техник, раскрывающих вширь и вглубь феноменологию, закономерности и механизмы, которые объективируются, когда отдельный человек или объединение людей достигают оптимума в своем развитии (или акме). Это освещается не абстрактно, а предельно доказательно на уровне общего, особенного и единичного в разных сферах жизнедеятельности и отдельных людей и их общностей, при многонаправленном прослеживании взаимосвязей общего, особенного и единичного с помощью стратегий и методов исследования.
Отправные методологические предпосылки, стратегии, тактики, конкретные методические ходы и инструментарии, позволившие акмеологии раскрыть ранее неизвестные науке особенности развития человека, перетекание этого развития в саморазвитие, в настоящее время выступают действенным ориентиром для создания и коррекции интегративной образовательно-воспитательной системы высшей школы, которая выводила бы на уровень оптимума студентов и как индивидов, и как личностей, и как субъектов познания, труда и общения.
Содержание эмпирических исследований акмеологии позволяет использовать большой массив опытно-экспериментального материала и результаты многонаправленного анализа состояния образования. Данные исследований дают ориентиры того, какой должна быть образовательная система высшей школы, чтобы выводить развитие личности на уровень возможного для него оптимума, и каким должно быть содержательное наполнение этого оптимума на ступенях личностно-профессионального развития, каким образом должны сопрягаться дидактическая и воспитательная системы, чтобы молодые люди, подвергающиеся их постоянному и многостороннему воздействию, достигали такой взрослости, которая означала бы подъем их на уровень духовно-нравственной и субъектно-деятельностной зрелости.
Учитывая тот факт, что акмеологические закономерности носят не только комплексный, но интегральный характер («интеграция естественнонаучного, гуманитарного, технологического в самостоятельное акмеологическое знание подчеркивает его теоретико-прикладное значение – направленность на конкретного человека» – А.С. Гусева), стратегия акмеологического исследования обладает определенностью и предполагает конкретную последовательность существенных этапов и способов исследования, привязанных к его предмету, целям и задачам, а также имеет характеристики, выражающиеся в категориях моделей, факторов, критериев и закономерностей.
Акмеологический, т.е. направленный на оптимизацию, эффективность, характер исследования проявляется в использовании уровневой стратегии, а также стратегии выделения акмеолого-психологических, акмеолого-профессиональных факторов и прослеживании их прямого или многократно опосредованного воздействия. Стратегия моделирования используется и самим исследователем в качестве метода проектирования и интеграции наличных, желательных идеальных состояний, уровней, свойств и средств их достижения и в качестве средства описания акмеологических особенностей самого субъекта деятельности.
Акмеологические стратегии направлены на выявление закономерностей особого рода: закономерности любой области действительности и науки о ней выявляют сущностные, устойчивые объективные связи этой действительности, безотносительные к способу познания и познающему человеку.
Закономерности, которые исследует акмеология, относятся к субъект-субъектной действительности. Акмеология раскрывает закономерности, которые содействуют совершенствованию субъекта, достижению им вершин жизни и мастерства в профессии в ходе профессионального образования.
Очевидно, что акмеология осуществляет комплексные исследования, а суть стратегии состоит каждый раз в выборе конкретных составляющих, систем, входящих в комплекс и организация связей между ними.
Эмпирические исследования в акмеологии отвечают комплексному, интегральному характеру этой науки и потому направлены:
1) на выявление связей и отношений разных систем, качеств;
2) на поиск оптимальных связей систем (конгруэнтности);
3) на поиск возможных, но отсутствующих в настоящем связей, которые могут быть установлены специальными практическими, технологическими средствами;
4) на выявление в данный момент не реализованных, имплицитных свойств (на сферу возможного, но еще не действительного), а также на компенсаторные механизмы;
5) на выявление связей, имеющих ценностный для человека и его деятельности характер, причем не только положительных, но и отрицательных.
Сложившаяся дифференциация эмпирических методов и процедур в акмеологии предлагает классификацию:
Ø Первого уровня, поскольку он сводится к перечню разнообразных, не имеющих единого основания методов. Этот перечень является неполным, а потому – открытым.
1. Эмпирические процедуры, подразделяющиеся на: констатирующие; измерительные; изменяющие; совершенствующие; прогнозирующие, проектирующие.
2. Эмпирические схемы исследования, устанавливающие последовательность эмпирических процедур и рассматриваемых систем, между которыми выявляются связи – социально-психологические, личностные, профессиональные и т.д.
3. Лонгитюдиналъные исследования изменений, происходящих в результате тех или иных нацеленных акмеологических или педагогических воздействий.
4. Математические модели и математические методы установления связей, прямых и косвенных зависимостей, иерархий, уровней.
5. Социальные и профессиональные методы (анкетирование, опрос и т.д.), направленные на выявление акмеологически важных параметров и критериев.
6. Метод типологизации и классификаций.
Ø На втором уровне можно выделить методы, адаптированные к акмеологическим задачам, из психологии, социологии, педагогики и других наук, а также методы исследования, разработанные непосредственно в рамках акмеологии:
1. диагностические и коррекционные (тесты личности, интеллекта, специальных способностей, уровня притязаний и достижения); биографические (личностные опросники, анкеты; проективные; рефлексивные; семантические; перцептивные; моторные и др.), которые обеспечивают мониторинг готовности личности, коллективов к профессиональной деятельности и профобучению, программно-целевое моделирование и прогнозирование профессиональной деятельности, определение компетентности кадров; отслеживание процессов профадаптации, профессионального роста, аттестации кадров и создание банка данных их профпригодности;
2. экспертные оценки профессионального продвижения личности и проектирования карьеры, овладение алгоритмами продуктивного решения профессиональных задач и достижения профмастерства;
3. развивающие методы стимуляции самопознания, самокоррекции кадров в процессе профессионального самопознания, тенденции рефлексивной саморегуляции и самоорганизации профессионального и творческого «Я» специалиста;
4. психолого-акмеологические технологии профессионального консультирования кадров и подготовки их к профессиональной деятельности на основе выявления системы факторов (психологических, психофизических, медицинских, психогенетических и др.), определяющих эффективность профподготовки; формирование культуры социального и профессионального мышления, развития профессионального творчества, опыта работы, обеспечения психологической поддержки талантливых специалистов; выработка эффективных алгоритмов деловой и личностной коммуникации, самоорганизации, профессиональной и информационно-интеллектуальной деятельности, стилей лидерства, технологии лидерства и формирования управленческих команд, подбора и расстановки кадров: обучение технологиям рекламы, «паблик рилейшнз» и «тайм-менеджмента», прикладным способам воздействия (социально-психологическим, рефлексивным, когнитивным, организаторским, проектным и др.) на индивидуальное и общественное сознание; выработка новых стратегий смены профессий и непрерывного профессионального образования, обеспечение внедрения научных (в том числе – психолого-акмеологических) знаний в практику;
5. собственные оригинальные методы акмеологии: акмеометрии, обеспечивающие компьютеризированную рейтинговую оценку психофизиологических, психических, личностных и профессиональных качеств персонала и кадров управления; акмеограммы, анализирующие различные виды профессиональной деятельности, ее цели мотивы, средства, структуру, функции, алгоритмы действий и операций; акмеигротехники, обеспечивающие интенсификацию профессионального самостановления и саморазвития в деловых и оргдеятельностных играх; акметехнологии активизации резервных возможностей личности в профессиональной деятельности и в системах управления; акмеигрорефлексии, обеспечивающие раскрытие творческого потенциала личности, интенсификацию самосознания, критического и эвристического мышления, самосовершенствования в рефлексивно-инновационном акметренинге; гибкие автоматизированные экспертные и обучающие акмесистемы.
Ø Третий уровень классификации эмпирических методов и процедур является конкретизацией по функции методов в самой акмеологии.
1. Констатирующие (и иногда проектирующим) методы, к которым относятся различные способы диагностики выявляющих спектр психологических позиций: личностные особенности; психические состояния; способности, интеллект; психофизиологические состояния; жизненный путь, биография. Эта батарея методов может использоваться, в частности, в массовых процедурах входного контроля абитуриентов, поступающих в высшую школу. Кроме того, диагностика выявляет: профессиональные новообразования и степень соответствия профессии, успешность в профессии (например, диагностика профессионально-важных качеств); успешность обучения, тренинга, профессиональных проб; компетенции и т.д.
2. Развивающие методы и процедуры: методы самосовершенствования и саморазвития (методы духовного самосовершенствования, работа с ценностями, методы личностного и профессионального совершенствования, личностного роста, рефлексивные методы как методы развития профессионального мышления и личностно-профессионального совершенствования, методы аутотренинга – саморегуляции); игротехники и различного рода групповые тренинги как акмеолого-психологические технологии и личностного, и психологического, и профессионального совершенствования); адаптированная к акмеологическим целям психотерапия (разные виды) и др.
3. Субъектно-деятельностное направление методов и процедур, включающее сбор характеристик и требований профессиональной деятельности, ее средств, объектов, условий, ситуаций, видов, составление профессиограмм и т.д. (В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова, Е.А. Климов и др.).
Этот уровень обеспечивается методами: информационными; моделирующими; контролирующими; аттестационными; обучающими; алгоритмизирующими (А.А. Деркач) и др.
Широко известные методы в акмеологических исследованиях приобретают новое качество в связи со специальной, отвечающей целям исследования стратегией: выявление психосемантических пространств (В.Ф. Петренко, Н.А. Ерина), используемых для выявления определенных социальных представлений; математическая формализация – привлечение принципов работы с теоретико-множественными структурами, построение целой совокупности моделей, очерчивающих область той информации, которая необходима для определения содержания подготовки кадров, разработки методик обучения и показателей эффективности деятельности; модифицированные методы экспертной оценки (Е.А. Скриптунова), базирующейся на основании семантического дифференциала.
Практическое акмеологическое знание (а значит и эмпирическое исследование) характеризуется следующими особенностями:
· «отсутствием серийности» как в научном эксперименте (А.С. Гусева, А.А. Деркач), т.е. «оказываются существенными и случайности, и неожиданности, и неудачные решения», а не только среднестатистические данные;
· опорой на принцип индивидуализации и типологизации, ориентирующий на дифференциацию, а не универсализацию.
· ориентация на полярности, на исключения из правил, на регрессивные случаи, которые в своей совокупности позволяют выявить реальные механизмы и закономерности развития личности, индивида, субъекта и индивидуальности;
· комплементарностью (взаимодополнительностью), при которой применяющийся для диагностики метод, одновременно служит средством развития мышления, расширения сознания, самооценки и активизации самосознания личности (К.А. Абульханова-Славская, Е.Б. Старовойтенко);
· подбором методов для алгоритмизации деятельности, рассматриваемый А.А. Деркачом и его учениками не как нормативный, а имеющий конструктивный характер, критерием нахождения алгоритма при этом является оптимальность способа действия.
Таким образом, в настоящее время акмеология владеет знаниями на уровне теории, и на уровне накопленного ею солидного массива опытно-экспериментальных фактов, и на уровне проверенных на эффективность технологий и техник, раскрывающих вширь и вглубь феноменологию, закономерности и механизмы, которые объективируются, когда отдельный человек или объединение людей достигают оптимума в своем развитии (или акме). Это освещается не абстрактно, а предельно доказательно на уровне общего, особенного и единичного в разных сферах жизнедеятельности и отдельных людей и их общностей, при многонаправленном прослеживании взаимосвязей общего, особенного и единичного с помощью стратегий и методов исследования.
Отправные методологические предпосылки, стратегии, тактики, конкретные методические ходы и инструментарии, позволившие акмеологии раскрыть ранее неизвестные науке особенности развития человека, перетекание этого развития в саморазвитие, в настоящее время выступают действенным ориентиром для создания и коррекции интегративной образовательно-воспитательной системы высшей школы, которая выводила бы на уровень оптимума студентов и как индивидов, и как личностей, и как субъектов познания, труда и общения.
Содержание эмпирических исследований акмеологии позволяет использовать большой массив опытно-экспериментального материала и результаты многонаправленного анализа состояния образования. Данные исследований дают ориентиры того, какой должна быть образовательная система высшей школы, чтобы выводить развитие личности на уровень возможного для него оптимума, и каким должно быть содержательное наполнение этого оптимума на ступенях личностно-профессионального развития, каким образом должны сопрягаться дидактическая и воспитательная системы, чтобы молодые люди, подвергающиеся их постоянному и многостороннему воздействию, достигали такой взрослости, которая означала бы подъем их на уровень духовно-нравственной и субъектно-деятельностной зрелости.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи