Непрерывное образование ввело в педагогическую систему взрослых людей. Оказалось, что включить их в систематический процесс обучения чрезвычайно трудно. Преподаватели столкнулись с явной оппозицией традиционному обучению и оказались не готовы к принятию взрослых слушателей, претензии которых, безусловно, имеют серьезные основания. Разногласия в позициях оказались столь существенными, что они потребовали специальных исследований. В конечном итоге появился новый подход к обучению – андрогогический. Андрагогика (греч. andros – мужчина, ago – веду, воспитываю) отрасль педагогической науки, предметом которой являются закономерности образования взрослых, их общего и профессионального развития..
Согласно андрагогике, взрослый человек – это лицо, обладающее физиологической, психологической, социальной, нравственной зрелостью, экономической независимостью, жизненным опытом и уровнем самосознания, достаточным для ответственного самоуправляемого поведения. Следует добавить, что основной характеристикой, определяющей все остальные, является свойственное взрослому человеку сочетание учебы с работой; от характера последней зависит степень выраженности всех остальных характеристик. У него есть опыт профессиональной деятельности и потребность в профессиональном росте, развитии собственной компетентности, т. е. мотивированность на обучение.
Есть другая точка зрения на понимание того, что такое взрослый.
В контексте общей цивилизации, «взрослый» определяется не по возрасту и не по уровню образования, а начинается с того момента, когда осознает смысл собственной жизни, свое место в социуме, свой человеческий и гражданский долг, т.е. с момента «самоидентификации личности» и принятия ответственности за реализацию собственной жизни. В истории развития цивилизации взрослыми становились люди в 7, 14, 18 лет и старше. В современном мире определить социальный и психологический возраст человека, опираясь на его физиологический возраст, нельзя. Поэтому, работая со студентами, преподаватель порой «теряется» и не понимает, с кем он имеет дело: с детьми, подростками или взрослыми. А это имеет принципиальное значение, ибо техники обучения во всех трех случаях разные.
Согласно андрагогике, взрослый человек – это лицо, обладающее физиологической, психологической, социальной, нравственной зрелостью, экономической независимостью, жизненным опытом и уровнем самосознания, достаточным для ответственного самоуправляемого поведения. Следует добавить, что основной характеристикой, определяющей все остальные, является свойственное взрослому человеку сочетание учебы с работой; от характера последней зависит степень выраженности всех остальных характеристик. У него есть опыт профессиональной деятельности и потребность в профессиональном росте, развитии собственной компетентности, т. е. мотивированность на обучение.
Есть другая точка зрения на понимание того, что такое взрослый.
В контексте общей цивилизации, «взрослый» определяется не по возрасту и не по уровню образования, а начинается с того момента, когда осознает смысл собственной жизни, свое место в социуме, свой человеческий и гражданский долг, т.е. с момента «самоидентификации личности» и принятия ответственности за реализацию собственной жизни. В истории развития цивилизации взрослыми становились люди в 7, 14, 18 лет и старше. В современном мире определить социальный и психологический возраст человека, опираясь на его физиологический возраст, нельзя. Поэтому, работая со студентами, преподаватель порой «теряется» и не понимает, с кем он имеет дело: с детьми, подростками или взрослыми. А это имеет принципиальное значение, ибо техники обучения во всех трех случаях разные.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи