Направлениями коррекционно-педагогической работы по развитию зрительного восприятия выступают:
развитие поисково-ориентировочной функции зрительной деятельности, развитие информационно-познавательной функции зрительной деятельности, развитие регулирующей и контролирующей функции зрительной деятельности.
Каждое направление коррекционной работы реализуется определенным содержанием (разделы работы), средствами и методами тифлопедагогического воздействия.
1. Коррекция и развитие ориентировочно-поисковой функции зрительной деятельности детей с разной степенью и характером зрительного нарушения включает: развитие пространственного восприятия, формирование навыков пространственной ориентации. Содержание коррекционно-развивающей работы по этим разделам способствует развитию пространственного зрения, разновидностями которого выступают форменное и стереоскопическое глубинное зрение, а также развитию периферического зрения. Цель: зрительная система детей с нарушением зрения должна постепенно приобрести способность к различению положения и формы предметов, к обозрению пространства, прослеживанию движущихся объектов, способность замечать, выделять стимул (объект) в малом и большом пространствах, ребенок должен накопить опыт зрительной работы вблизи и вдали; развить поле зрения, глазодвигательные функции.
Основные коррекционно-педагогические приемы направления:
- специальная организация и обустройство предметно-пространственной среды, ближней и дальней зон видения, позволяющих ребенку с нарушенным зрением успешно решать зрительные задачи на поиск, пространственную локализацию объекта;
- приемы привлечения и удерживания внимания детей к поисково-ориентировочной деятельности;
- приемы развития полимодальной сенсорно-перцептивной основы отражения и анализа пространства и пространственных отношений;
- приемы, формирующие алгоритмизацию действий поиска, которая упорядочивает поиск на фоне несовершенного или нарушенного функционирования зрительной системы; приемы, способствующие осмысленному поиску, например, предварительное формирование представлений об объектах будущего зрительного поиска и др.
2. Развитие информационно-познавательной функции зрительной деятельности. Включает: формирование сенсорных эталонов, предметных представлений; развитие восприятия сюжетных изображений. Содержание коррекционной работы по обозначенным разделам способствует обогащению зрительного чувственного опыта детей, обучению их способам обследования предметов и явлений окружающего мира, способам получения и переработки информации, в свою очередь обес-печивающих построение адекватного целостного зрительного образа. В рамках вто-о рого направления тифлопедагог систематически и последовательно знакомит детей с нарушением зрения с внешним видом, обликом предметов, отличительными признаками и свойствами предметного мира, учит видеть отношения целого и части, т. е. знакомит со зрительно-пространственными признаками, расширяет знания о родо-видовых отношениях между объектами окружающей действительности. Цель: зрительная система ребенка с нарушением зрения должна постепенно приобретать способность к интерпретации получаемой информации в условиях поиска инвариантных образов с задачей упорядочивания отношений. Целенаправленное формирование сенсорных эталонов особенно способствует развитию сенсорного компо. нента зрения, развитию цветоощущения, центрального зрения, в целом повышается различительная способность глаз, приобретается способность правильно узнавать цветность предметов в разнообразных условиях восприятия, т. е. развивается константность цветовосприятия, и т. д. Развивается и совершенствуется способность длительно сохранять четкость видения объектов (целого и деталей) в меняющихся условиях восприятия, совершенствуется пространственно-контрастная чувствительность, острота зрения: значительно повышается способность разглядеть структуру объекта, опознавать зрительный образ через оценку формы, размеров, ориентации; развивается цветовосприятие, так как анализ цвета осуществляется вместе с восприятием формы.
Тифлопедагогические приемы:
- подбор объектов восприятия (предметов, предметных и сюжетных картинок) по оптико-физическим характеристикам, соответствующим функциональным возможностям, в том числе и потенциальным, зрения детей, а по содержанию - отражающих возрастные и индивидуальные особенности психического развития и его потенциал;
- приемы наглядного, словесного, практического методов формирования чувственных образов;
- приемы развития внимания и памяти; приемы побуждения познавательных потребностей, поддержания познавательных интересов;
- приемы формирования алгоритма обследования предметов, рациональных способов овладения и выполнения сенсорно-перцептивных действий;
- приемы, обеспечивающие детям вариативное восприятие знакомого образа и др.
3. Развитие и совершенствование регулирующей и контролирующей функции зрительной деятельности, в условиях которой прежде всего формируются механизмы зрительно-моторной координации в системе «глаз - рука». Коррекционно-педагогическая работа обеспечивает не только развитие сенсорного и моторного компонентов зрения, но и способствует усилению сенсомоторных связей. В процессе выполнения практических действий (орудийных, графических и др.) совершенствуются аккомодационные механизмы, конвергенция глаз, развиваются поле взора и глазомер, т. е. глаз приобретает способность без непосредственных измерений определять и сравнивать пространственные величины.
Тифлопедагогические приемы развития сенсорно-моторных связей, обеспечи-^вающих зрительно-двигательную координацию, относятся:
подбор или создание рабочего поля (клетка, линейка), Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими остаточное эреготическая деятельность должна способствовать включению остаточного зрения в отражательную и ориентировочную деятельность, активизации и развитию сохранных зрительных функций, развитию межанализаторных связей, обеспечивающих чувственное познание с подключением остаточного зрения, развитию поисково-ориентировочной функции зрительной деятельности и др. В основе коррекционно-педагогических методов и приемов развития остаточного зрения у детей лежит отражение в их содержании востребованности в целенаправленном воздействии на компенсаторные механизмы, обеспечивающие незрячему ребенку адекватное и целостное отражение окружающего.
Целью коррекционно-педагогической работы по развитию зрительного восприятия слабовидящих детей выступает не только исправление недостатков в развитии этого психического процесса в условиях суженной сенсорной сферы, но и предупреждение возможных вторичных отклонений в области представлений на последующих этапах развития, а также формирование компенсаторных способов сенсорно-перцептивной деятельности. Это достигается за счет системного и постоянного обучения слабовидящих детей (с учетом степени слабовидения) способам зрительного обследования с подключением или на основе компенсаторных механизмов, что обеспечивает построение полноценных зрительных образов за счет создания условий востребованности зрительных умений, зрительного опыта, представлений слабовидящего ребенка в его жизнедеятельности. Посредством тифлопедагогических мероприятий у слабовидящих детей постепенно повышается качество зрительного восприятия, развиваются и совершенствуются его свойства, ориентировочно-поисковая, информационно-познавательная, регулирующая и контролирующая функции зрительной деятельности.
Целью коррекционно-педагогической работы по развитию зрительного восприятия детей с функциональными расстройствами зрения является максимально возможная активизация их зрения и обеспечение становления психического процесса зрительного отражения окружающего в соответствии с возрастными особенностями протекания психической деятельности.
Г. В. Никулина в качестве основных методов развития зрительного восприятия рассматривает психофизиологический и психолого-педагогический методы, которые направлены на активизацию сенсорно-перцептивных и мыслительных процессов.
Психофизиологический метод состоит в использовании специально организованной зрительной стимуляции, которая повышает функциональную активность анализатора и улучшает состояние основных функций зрения.
Психофизиологические методики направлены на коррекцию нарушений восприятия основных свойств предметов и изображений (контраст, форма, размер, цвет) в разных условиях адаптации и пространственной локализации. Эти методики реализуются с помощью специального психофизиологического стимулятора, позволяющего варьировать характеристики изображения (форму, цвет, размер, яркость, контраст), менять условия стимуляции (адаптацию, фиксацию, частоту).
Психолого-педагогический метод направлен на развитие анализа и синтеза сенсорной информации, ее интерпретации и категоризации; развитие мышления, речи, памяти, внимания. По способу предъявления материала психолого-педагогические методики можно разделить на предметную, пигментную, телевизионную, проекционную. В рамках каждой методики выполняются задания, включающие два способа действия с материалом: наглядно-действенный и зрительно-вербальный.
Предметная методика развивает зрительные представления учащихся о предметах внешнего мира и способах действий с ними. Дети выполняют задания на анализ-синтез частей и опознание предметов, на обобщение их по значимым признакам. Предметная методика реализуется в игре с натуральными объектами, объемными моделями игрушками, элементами мозаики, конструктора. В игровой деятельности объем предстает не изолированно, а в системе межпредметных отношений. Очень важна организация педагогом дидактических и сюжетно-ролевых игр, так как дети со слабым зрением не могут самостоятельно освоить большинство игр, в которых ведущую роль играет зрительное восприятие. Один из вариантов предметной методики - моделирование из элементов объемной мозаики и конструктора. Задания выполняются по образцу при непосредственном его восприятии, по памяти, словесному описанию и по собственному представлению объекта. Все это обеспечивает развитие моторных способностей: движений рук, мелкой моторики пальцев, зрительно-моторной координации целенаправленных действий с предметами; развитие пространственных представлений и конструктивных навыков на основе сочетания зрительного и осязательного восприятия в процессе решения задач на конструирование; развитие памяти, мышления, речи, воображения и творческой активности детей.
С целью развития простых и сложных форм зрительного восприятия используются пигментные изображения черно-белые и цветные; контурные, силуэтные и заполненные; предметные и сюжетные. В процессе выполнения задания учащиеся анализируют рисунок, опознают, описывают, сравнивают изображения, выделяют в исходные и различные признаки, обобщают.
Учащиеся обводят контур трафарета и копию при помощи педагога, находят неточности, пропуски деталей. В других заданиях детям предлагается дорисовать незаконченные контурные изображения, построить рисунок по сетке, воспроизвести по образцу цветовую гамму картинки.
Применение компьютерной техники и дисплеев позволяет создать комфортные условия для восприятия. Специальная программа, введенная в компьютер, может изменять форму, размер, цвет, яркость, контраст изображений, режим предъявления (статический или динамический), освещенность перцептивного поля. Все эти параметры подбираются индивидуально. Использование дисплея позволяет обучать детей опознанию печатных знаков (букв, цифр), чтению, счету, развивать зрительное восприятие печатной информации в сочетании с развитием памяти и мыслительных операций.
Для профилактики зрительного утомления и предупреждения прогрессирова-ния глазных заболеваний очень важно чередовать периоды восприятия на близком и дальнем расстоянии от глаз. Такую возможность обеспечивает проекционная методика (кино и диапроекция), которая к тому же позволяет вести фронтальную работу с группой детей. Особое значение имеет кинопроекционная методика. Динамика объектов и действий в кино требует от зрителя особого внимания, умения держать в памяти детали сюжета, анализировать быстро сменяющуюся зрительную информацию, на основе которой строится понимание сюжета.
Экскурсии как методика работы по развитию зрительного восприятия должны быть направлены на актуализацию знаний, умений и навыков, полученных в ходе кабинетных занятиях. Экскурсии по направленности деятельности учащихся подразделяются на ориентирование (определение расстояний до объектов, пространственных соотношений, ориентация на местности); обзорно-целевые, обобщающие знания по пройденной теме; предметно-целевые, направленные на выполнение конкретного задания (например, сбор растений, листьев, грибов и т. п.); комплексные
развитие поисково-ориентировочной функции зрительной деятельности, развитие информационно-познавательной функции зрительной деятельности, развитие регулирующей и контролирующей функции зрительной деятельности.
Каждое направление коррекционной работы реализуется определенным содержанием (разделы работы), средствами и методами тифлопедагогического воздействия.
1. Коррекция и развитие ориентировочно-поисковой функции зрительной деятельности детей с разной степенью и характером зрительного нарушения включает: развитие пространственного восприятия, формирование навыков пространственной ориентации. Содержание коррекционно-развивающей работы по этим разделам способствует развитию пространственного зрения, разновидностями которого выступают форменное и стереоскопическое глубинное зрение, а также развитию периферического зрения. Цель: зрительная система детей с нарушением зрения должна постепенно приобрести способность к различению положения и формы предметов, к обозрению пространства, прослеживанию движущихся объектов, способность замечать, выделять стимул (объект) в малом и большом пространствах, ребенок должен накопить опыт зрительной работы вблизи и вдали; развить поле зрения, глазодвигательные функции.
Основные коррекционно-педагогические приемы направления:
- специальная организация и обустройство предметно-пространственной среды, ближней и дальней зон видения, позволяющих ребенку с нарушенным зрением успешно решать зрительные задачи на поиск, пространственную локализацию объекта;
- приемы привлечения и удерживания внимания детей к поисково-ориентировочной деятельности;
- приемы развития полимодальной сенсорно-перцептивной основы отражения и анализа пространства и пространственных отношений;
- приемы, формирующие алгоритмизацию действий поиска, которая упорядочивает поиск на фоне несовершенного или нарушенного функционирования зрительной системы; приемы, способствующие осмысленному поиску, например, предварительное формирование представлений об объектах будущего зрительного поиска и др.
2. Развитие информационно-познавательной функции зрительной деятельности. Включает: формирование сенсорных эталонов, предметных представлений; развитие восприятия сюжетных изображений. Содержание коррекционной работы по обозначенным разделам способствует обогащению зрительного чувственного опыта детей, обучению их способам обследования предметов и явлений окружающего мира, способам получения и переработки информации, в свою очередь обес-печивающих построение адекватного целостного зрительного образа. В рамках вто-о рого направления тифлопедагог систематически и последовательно знакомит детей с нарушением зрения с внешним видом, обликом предметов, отличительными признаками и свойствами предметного мира, учит видеть отношения целого и части, т. е. знакомит со зрительно-пространственными признаками, расширяет знания о родо-видовых отношениях между объектами окружающей действительности. Цель: зрительная система ребенка с нарушением зрения должна постепенно приобретать способность к интерпретации получаемой информации в условиях поиска инвариантных образов с задачей упорядочивания отношений. Целенаправленное формирование сенсорных эталонов особенно способствует развитию сенсорного компо. нента зрения, развитию цветоощущения, центрального зрения, в целом повышается различительная способность глаз, приобретается способность правильно узнавать цветность предметов в разнообразных условиях восприятия, т. е. развивается константность цветовосприятия, и т. д. Развивается и совершенствуется способность длительно сохранять четкость видения объектов (целого и деталей) в меняющихся условиях восприятия, совершенствуется пространственно-контрастная чувствительность, острота зрения: значительно повышается способность разглядеть структуру объекта, опознавать зрительный образ через оценку формы, размеров, ориентации; развивается цветовосприятие, так как анализ цвета осуществляется вместе с восприятием формы.
Тифлопедагогические приемы:
- подбор объектов восприятия (предметов, предметных и сюжетных картинок) по оптико-физическим характеристикам, соответствующим функциональным возможностям, в том числе и потенциальным, зрения детей, а по содержанию - отражающих возрастные и индивидуальные особенности психического развития и его потенциал;
- приемы наглядного, словесного, практического методов формирования чувственных образов;
- приемы развития внимания и памяти; приемы побуждения познавательных потребностей, поддержания познавательных интересов;
- приемы формирования алгоритма обследования предметов, рациональных способов овладения и выполнения сенсорно-перцептивных действий;
- приемы, обеспечивающие детям вариативное восприятие знакомого образа и др.
3. Развитие и совершенствование регулирующей и контролирующей функции зрительной деятельности, в условиях которой прежде всего формируются механизмы зрительно-моторной координации в системе «глаз - рука». Коррекционно-педагогическая работа обеспечивает не только развитие сенсорного и моторного компонентов зрения, но и способствует усилению сенсомоторных связей. В процессе выполнения практических действий (орудийных, графических и др.) совершенствуются аккомодационные механизмы, конвергенция глаз, развиваются поле взора и глазомер, т. е. глаз приобретает способность без непосредственных измерений определять и сравнивать пространственные величины.
Тифлопедагогические приемы развития сенсорно-моторных связей, обеспечи-^вающих зрительно-двигательную координацию, относятся:
подбор или создание рабочего поля (клетка, линейка), Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими остаточное эреготическая деятельность должна способствовать включению остаточного зрения в отражательную и ориентировочную деятельность, активизации и развитию сохранных зрительных функций, развитию межанализаторных связей, обеспечивающих чувственное познание с подключением остаточного зрения, развитию поисково-ориентировочной функции зрительной деятельности и др. В основе коррекционно-педагогических методов и приемов развития остаточного зрения у детей лежит отражение в их содержании востребованности в целенаправленном воздействии на компенсаторные механизмы, обеспечивающие незрячему ребенку адекватное и целостное отражение окружающего.
Целью коррекционно-педагогической работы по развитию зрительного восприятия слабовидящих детей выступает не только исправление недостатков в развитии этого психического процесса в условиях суженной сенсорной сферы, но и предупреждение возможных вторичных отклонений в области представлений на последующих этапах развития, а также формирование компенсаторных способов сенсорно-перцептивной деятельности. Это достигается за счет системного и постоянного обучения слабовидящих детей (с учетом степени слабовидения) способам зрительного обследования с подключением или на основе компенсаторных механизмов, что обеспечивает построение полноценных зрительных образов за счет создания условий востребованности зрительных умений, зрительного опыта, представлений слабовидящего ребенка в его жизнедеятельности. Посредством тифлопедагогических мероприятий у слабовидящих детей постепенно повышается качество зрительного восприятия, развиваются и совершенствуются его свойства, ориентировочно-поисковая, информационно-познавательная, регулирующая и контролирующая функции зрительной деятельности.
Целью коррекционно-педагогической работы по развитию зрительного восприятия детей с функциональными расстройствами зрения является максимально возможная активизация их зрения и обеспечение становления психического процесса зрительного отражения окружающего в соответствии с возрастными особенностями протекания психической деятельности.
Г. В. Никулина в качестве основных методов развития зрительного восприятия рассматривает психофизиологический и психолого-педагогический методы, которые направлены на активизацию сенсорно-перцептивных и мыслительных процессов.
Психофизиологический метод состоит в использовании специально организованной зрительной стимуляции, которая повышает функциональную активность анализатора и улучшает состояние основных функций зрения.
Психофизиологические методики направлены на коррекцию нарушений восприятия основных свойств предметов и изображений (контраст, форма, размер, цвет) в разных условиях адаптации и пространственной локализации. Эти методики реализуются с помощью специального психофизиологического стимулятора, позволяющего варьировать характеристики изображения (форму, цвет, размер, яркость, контраст), менять условия стимуляции (адаптацию, фиксацию, частоту).
Психолого-педагогический метод направлен на развитие анализа и синтеза сенсорной информации, ее интерпретации и категоризации; развитие мышления, речи, памяти, внимания. По способу предъявления материала психолого-педагогические методики можно разделить на предметную, пигментную, телевизионную, проекционную. В рамках каждой методики выполняются задания, включающие два способа действия с материалом: наглядно-действенный и зрительно-вербальный.
Предметная методика развивает зрительные представления учащихся о предметах внешнего мира и способах действий с ними. Дети выполняют задания на анализ-синтез частей и опознание предметов, на обобщение их по значимым признакам. Предметная методика реализуется в игре с натуральными объектами, объемными моделями игрушками, элементами мозаики, конструктора. В игровой деятельности объем предстает не изолированно, а в системе межпредметных отношений. Очень важна организация педагогом дидактических и сюжетно-ролевых игр, так как дети со слабым зрением не могут самостоятельно освоить большинство игр, в которых ведущую роль играет зрительное восприятие. Один из вариантов предметной методики - моделирование из элементов объемной мозаики и конструктора. Задания выполняются по образцу при непосредственном его восприятии, по памяти, словесному описанию и по собственному представлению объекта. Все это обеспечивает развитие моторных способностей: движений рук, мелкой моторики пальцев, зрительно-моторной координации целенаправленных действий с предметами; развитие пространственных представлений и конструктивных навыков на основе сочетания зрительного и осязательного восприятия в процессе решения задач на конструирование; развитие памяти, мышления, речи, воображения и творческой активности детей.
С целью развития простых и сложных форм зрительного восприятия используются пигментные изображения черно-белые и цветные; контурные, силуэтные и заполненные; предметные и сюжетные. В процессе выполнения задания учащиеся анализируют рисунок, опознают, описывают, сравнивают изображения, выделяют в исходные и различные признаки, обобщают.
Учащиеся обводят контур трафарета и копию при помощи педагога, находят неточности, пропуски деталей. В других заданиях детям предлагается дорисовать незаконченные контурные изображения, построить рисунок по сетке, воспроизвести по образцу цветовую гамму картинки.
Применение компьютерной техники и дисплеев позволяет создать комфортные условия для восприятия. Специальная программа, введенная в компьютер, может изменять форму, размер, цвет, яркость, контраст изображений, режим предъявления (статический или динамический), освещенность перцептивного поля. Все эти параметры подбираются индивидуально. Использование дисплея позволяет обучать детей опознанию печатных знаков (букв, цифр), чтению, счету, развивать зрительное восприятие печатной информации в сочетании с развитием памяти и мыслительных операций.
Для профилактики зрительного утомления и предупреждения прогрессирова-ния глазных заболеваний очень важно чередовать периоды восприятия на близком и дальнем расстоянии от глаз. Такую возможность обеспечивает проекционная методика (кино и диапроекция), которая к тому же позволяет вести фронтальную работу с группой детей. Особое значение имеет кинопроекционная методика. Динамика объектов и действий в кино требует от зрителя особого внимания, умения держать в памяти детали сюжета, анализировать быстро сменяющуюся зрительную информацию, на основе которой строится понимание сюжета.
Экскурсии как методика работы по развитию зрительного восприятия должны быть направлены на актуализацию знаний, умений и навыков, полученных в ходе кабинетных занятиях. Экскурсии по направленности деятельности учащихся подразделяются на ориентирование (определение расстояний до объектов, пространственных соотношений, ориентация на местности); обзорно-целевые, обобщающие знания по пройденной теме; предметно-целевые, направленные на выполнение конкретного задания (например, сбор растений, листьев, грибов и т. п.); комплексные
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи