Помощь лицам с выраженной интеллектуальной недостаточностью за рубежом

Наука » Педагогика » Специальная (коррекционная) педагогика
В каждой стране воспитание и обучение глубоко умственно от­сталых осуществляется по-разному: исходя из экономических ус­ловий, исторических традиций, культурного развития, социаль­ной политики.

Выявление потенциальных возможностей лиц с тяжелыми ин­теллектуальными нарушениями привело к тому, что в развитых странах мира им предоставлено право на образование, которое защищено рядом международных правовых документов.

В странах Западной Европы и США детей с выраженными ин­теллектуальными нарушениями подразделяют на обучаемых - спо­собных к обучению в массовой общеобразовательной школе с адаптированной индивидуальной образовательной программой, и тренируемых - таких, которые способны лишь к некоторому про­движению в специально организованном обучающем процессе.

Начиная с 70-х гг. во многих западноевропейских странах и США подразделение детей на обучаемых-необучаемых в отли­чие от нашей страны было упразднено.

Ребенку с выраженным интеллектуальным нарушением, по мне­нию зарубежных специалистов, необходимо с первых дней пребы­вания в школе в интегрированном классе независимо от дефекта, его глубины и структуры адекватно вести себя среди других детей и обладать простейшими учебными навыками (уметь слушать речь взрослого, выполнять простейшие инструкции, обладать необхо­димыми навыками самообслуживания). Через специально органи­зованные центры обучения родителей, дошкольные группы в дет­ских садах ведется подготовка детей с глубокой умственной от­сталостью к включению в школьное обучение.

Сложившаяся на Западе система обучения и воспитания детей с глубокими интеллектуальными нарушениями предоставляет ро­дителям или попечителям детей широкий выбор вариантов обу­чения ребенка как в государственной системе образования, так и в негосударственных образовательных учреждениях. Однако систе­мы и стандартизации в этой области образования нет.

Наиболее важным из последних достижений в области образо­вания детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями является разработка программ раннего вмешательства в развитие. Имеются данные о большой пользе таких программ для детей с резким сни­жением интеллектуальной деятельности. Отмечается, что IQ воз­растает, улучшаются потенциальные возможности развития. Име­ются положительные результаты обучения чтению глубоко умст­венно отсталых детей в рамках программы раннего вмешательства.

Установлено, что глубоко умственно отсталые с IQ ниже 32 могут научиться читать и понимать прочитанное. Обучение чтению стало для этих детей составной частью общего речевого развития. Обуче­ние чтению целыми словами (глобальное чтение) приводит к отно­сительному развитию когнитивных навыков, является важным спо­собом «вхождения» в речевую деятельность. Однако ограниченные возможности моторики не позволили перейти этим детям к письму. Отмечено было также и то, что освоенные навыки быстро распада­лись. Программы раннего вмешательства в развитие детей по обу­чению чтению, письму, рисованию в основе своей являются тренинговыми, представляют собой отработку множества независимых, но хорошо освоенных отдельных элементов.

Интересен опыт вальдорфских детских садов, где у детей незави­симо от степени выраженности нарушения интеллекта пытаются раз­вивать эмоционально-положительное отношение к окружающим.

В ряде европейских стран дети с физическими и интеллекту­альными нарушениями обязательно обучаются в лечебно-педа­гогических учреждениях. Тех из них, кого не удается обучать, раз­вивают в условиях практической деятельности.

При обучении в дошкольном учреждении детей определяют в различные группы не по возрастной характеристике, а по уровню общего и интеллектуального развития. В этих группах имеется свой вариант обучающей программы, которая определяет мини­мально необходимые, доступные знания и навыки. Особое внима­ние уделяется формированию социально-бытовых навыков.

Люди с выраженными интеллектуальными нарушениями име­ют право на дальнейшее начальное и профессиональное обучение. Содержание начального обучения представляет собой элементар­ные знания и умения по чтению, письму, счету.

Разнообразен круг профессий, которые могут освоить лица с выраженными интеллектуальными нарушениями: автослесарное дело, машино- и металлотехника, вязание, плетение, уборка по­мещений, садоводство, складское хозяйство, уход за больными и др. Как правило, эти люди обучаются в специальных группах при профессиональных училищах.

За рубежом (типичный пример - Финляндия) существует сис­тема «защищенного» труда, при которой умственно отсталые, ра­ботая в различных учреждениях, получают либо заработную пла­ту, либо небольшие карманные деньги. В каждом округе есть свои мастерские и трудовые центры для умственно отсталых. В США, Бельгии, других странах существуют заводы и фабрики с высоким уровнем автоматизации производственных операций и контроля производства, на которых трудятся инвалиды, в том числе и умст­венно отсталые лица.

Специалисты центров социального попечения и защиты осу­ществляют патронаж лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями в целях обеспечения им условий и возможностей самостоятельной жизни.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.