ИСТОРИЯ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Наука » Педагогика » Социальная педагогика
Семья – неотъемлемая ячейка общества, ни одна нация, ни одно цивилизованное общество не обходилось без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Рассмотрим взаимоотношения между такими понятиями как «семья» и «брак». Иногда они взаимозаменяемые, но существуют и различия. Во-первых, брак и семья возникли в разные исторические периоды.

Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Семья развивается вместе с развитием общества, под влиянием социально-экономических условий, т.о. семья является продуктом исторического развития и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.

В истории человечества сменилось немало форм общественного регулирования отношений между полами. Одни из этих форм были характерны для отдельных племен, другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали определенному уровню социально-экономическому развитию общества. Для первобытного человеческого стада была присуща форма половых отношений, которую можно назвать неупорядоченной, так как еще не существовало ограничений, установленных впоследствии обычаем. Такие отношения со временем стали вносить дезорганизацию в жизнь первобытных людей (острые конфликты и драки во время подготовки к охоте). Это стало тормозить развитие производственных отношений и угрожать самому существованию первобытного стада. Обуздание полового инстинкта началось с установления первобытной общиной половых табу-запретов, которые помогали держать инстинкт в определенных рамках.

Важным шагом в регулировании половых отношений между мужчиной и женщиной было исключение половой связи между родителями и детьми. Эту санкцию можно считать исторической границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь людей определялась лишь их природой, и браком, как социально-регулируемым отношением между полами. (Табу были везде. Племена ведда в Цейлон – нельзя женится на старшей сестре, на младшей, на дочери – можно).

На ранней стадии первобытнообщинного строя, с появлением рода, возникает групповой брак. Эта форма группового брака была экзогамией – абсолютное запрещение всех половых связей внутри рода, требование вступать в половые отношения только с членами других родов. Среди исследователей существуют различные точки зрения на происхождение экзогамии: 1. она возникла в силу того, что от браков между кровными родственниками рождались неполноценные дети 2. жизнь требовала расширить социальные контакты, иметь связи с другими человеческими объединениями 3. таким образом можно было достичь установления внутри рода социального мира, так как половые отношения часто провоцировали эти конфликты. Наиболее вероятной причиной возникновения экзогамии представляется сочетание всех этих обстоятельств. Но такие браки еще не приводили к созданию семьи. Дети принадлежали всему роду и воспитывались родовой коммуной. К тому же первобытные люди полагали, что муж не связан биологически с детьми своей жены. По их убеждению беременность происходит лишь по одной причине: дух – родственник женщины вселяет в ее тело духа – ребенка.( жители Тробриандских островов- вместо того, чтобы обвинить жену в измене, считавшейся среди жителей этих островов серьезным преступлением, мужья искренне радовались, что боги-духи посетили дом в период их отсутствия).

К групповому браку относят полигамию (многобрачие), которая включает полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество), когда женщина имеет нескольких мужей, обычно братьев. Джорж Мэрдок –1949г провел исследовал и выяснил, что в 145 обществах существует полигиния; в 40 – моногамия (брак между 1 мужчиной и 1 женщиной); в 2 – полиандрия.

Почему в одних обществах существует одна форма брака, а в других – другая? Многие ученые подчеркивают роль экономических факторов. Например, распространение полигинии среди оленеводов – чукчей в Сибири объясняется необходимостью пасти каждое стадо отдельно и для каждого стада нужен один пастух, а ему нужно несколько помощниц – женщин. В Тибете земля, принадлежащая семье, передается по наследству всем сыновьям вместе, она не делится на отдельные участки, которые слишком малы, чтобы прокормить семью каждого брата, поэтому братья вместе используют эту землю и имеют общую жену. Но и другие факторы играют заметную роль – например, социальные (Войны в Средней Азии, жители племен тодасов в Индии).

Развитие первобытного общества привело к тому, что групповые браки стали вытесняться парными браками. Моногамия привела к концу матриархата. Мужчина захотел передавать по наследству своим детям свою собственность. На этой ступени мужчина живет с одной женой, однако нарушение верности остается правом мужчины, в то же время от женщин требуется строжайшая верность, и за прелюбодеяние их подвергают жестокой каре. Брачные узы, однако, легко могли быть расторгнуты любой из сторон, а дети, как и прежде, принадлежат только матери. Хозяйственной ячейкой еще долго оставался род.

Парный брак возник из потребности сделать отношения между половыми партнерами более стабильными. В дальнейшем мужчина постепенно становится кормильцем детей, т.н. отцом и возникает экономическая ячейка, т.о. меняется характер брака: его целью, наряду с регулированием половых отношений, становится также создание семьи, содержание и воспитание детей.

Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Семью он считал исходной общественной ячейкой: государство возникает в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проекте «Идеального государства» в целях достижения сплоченности общества, он предлагал введение общности жен, детей и имущества.

В древней Руси слово «брак» неразрывно связано с церковью, христианством. Церковь определяет брак как таинство, посредством которого два существа сливаются в «единую плоть», в союз, наподобие союза Христа с Церковью. Государство почти не вмешивалось во внутренний распорядок жизни семьи. Но предоставляя семье полную самостоятельность, государство все же оберегает ее прочность. Посягательства на разрыв супружеских связей всячески преследовались и, особенно в древности, жестоко карались. Чтобы сильнее закрепить эту связь, государство и церковь всячески мешали ее разрыву, а католичество до сих пор не допускает никакого развода: «Что бог соединил, того человек да не разлучит». В тех же целях жена была отдана в опеку мужу, дети – в распоряжение родителей. Например, согласно Уложению 1649 года в России убийство сына или дочери каралось лишь 1 годом тюремного заключения. В то же время дети не имели права жаловаться на родителей ни при каких обстоятельствах, общественное мнение не признавало ответственности родителей перед детьми, но жестоко карало детей, которые не почитали родителей (родительское проклятие).

12 век. «Поучение Владимира Мономаха» «Жен своих любите, но власти им над собой не давайте».

16 век. «Домострой». «Да убоится жена мужа своего». Жену можно было побить ремнем, но потом обязательно пожалеть. Но тут же говорится и об обязанностях мужчины – содержать семья, кормить жену и детей, защищать их.

Патриархальная семья на Руси обычно состояла из нескольких поколений. Во главе стоял старший мужчина, после смерти отца – старший сын. Все слушались беспрекословно. Жениться – только по воле родителей. В семье уважался в основном мужчина – женщине – роль подчиненной.

Особенности взаимоотношений и воспитания детей нашли свое отражение в пословицах и поговорках:

«С детьми горе, а без них – вдвое»

«У кого детки, у того и бедки»

«Детушек воспитать – не курочек перещипать»

«Детки подросли – батьку растрясли»

«Корми сына до поры; придет время – сын тебя прокормит»

«Любимого сына жезлом. Дал бог сыночка, дал и дубочка».

«Не наказанный сын – бесчестие отцу»

«От плохой жены состаришься, от хорошей – помолодеешь».

«Бил жену денечек, сам плакал годочек».

«Без алки нет ученья»

«Много учен, да недосечен»

«Не побивши не выучишь»

«Сытое брюхо к ученью глухо»

«Наука не пиво – в рот не вольешь»

«Русский человек любит авось, небось, да как-нибудь».

«Что русскому здорово, то немцу смерть».

«Отцов много, а мать одна».

« У кого детей много, тот не забыт от бога».

«У кого детей нет тот во грехе живет».

«Живы родители – почитай, померли – поминай».

Семья после революции.

Семейно-брачные контракты.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.