Проблема выбора стратегии обучения обусловлена тем, что обучающиеся в реальном учебном процессе имеют различные уровни исходных базовых знаний, интеллектуального развития, творческих способностей, а распределение этих уровней, в общем случае, носит случайный характер.
Очевидно, что студенты учреждений профессионального образования, имеющие достаточно высокий уровень, например, IQ быстрее обнаруживают логические связи между различными фрагментами учебной дисциплины, с большей скоростью и прочностью овладевают необходимыми знаниями и навыками, тверже запоминают учебный материал, свободнее ориентируются в нестандартных ситуациях, чего не скажешь о студентах с невысоким уровнем интеллектуального развития. [Щербаков Э.Л. Современные методы, 1997. гл. 6]. Как же в таких условиях спроектировать эффективную технологию обучения для такой разнородной группы обучающихся, на какую категорию обучающихся должны быть направлены основные усилия преподавателя? Какова должна быть стратегия обучения в условиях разнородного по уровню контингента обучающихся в конкретном учреждении профессионального образования?
В условиях совместного нераздельного обучения по одной программе, которое имеет место в учреждениях профессионального образования России, преподаватель основное свое внимание, время, энергию уделяет либо отстающим студентам, либо способным, а остальным – что останется. В частности, в условиях жесткой централизованной экономики, когда количество студентов, штат преподавателей и количество подготовленных (полностью оплаченных!) специалистов были взаимосвязаны, основная забота преподавателей – отстающие студенты. В условиях переходной рыночной экономики ситуация в обучении благоприятным образом поворачивается в пользу способных студентов. Но в целом, при ныне практикуемой, традиционной технологии обучения эффективность, результативность обучения оставляет желать лучшего.
Изложенные выше принципы дидактического проектирования базовых компонент и компонент эффективности технологии профессионального обучения позволили предложить новую стратегию совместного нераздельного обучения по одной программе, основывающейся на интерактивном самообучении под косвенным управлением адаптированной обучающе-развивающей информационной среды самообучения.
Суть стратегии заключается в том, что содержание информационной среды интерактивного самообучения составляет программа, разработанная на основе государственного образовательного стандарта по специальности и, в частности, по преподаваемой дисциплине. Содержание информационной среды разбивается на отдельные модули в соответствии с модульно-рейтинговым принципом изучения дисциплины с указанием даты, объема, содержания, формы контрольных мероприятий на весь период изучения дисциплины.
Студент приступает к изучению дисциплины в режиме интерактивного самообучения с помощью, под управлением адаптированной обучающе-развивающей информационной среды самообучения по собственной, им самим выбранной траектории обучения и прохождения контрольных мероприятий, опережая (или отставая) от запланированного графика выполнения учебного плана. Роль преподавателя – создание информационной среды интерактивного самообучения, консультационная помощь, контроль, менеджмент.
Студенты с высоким уровнем интеллектуального развития и исходных базовых знаний могут досрочно завершить изучение дисциплины, получив в качестве заслуженной награды самое дефицитное сегодня – время, которое можно потратить на углубленное изучение этой дисциплины (или любой другой), научно-исследовательскую работу, работу по специальности в фирме и т.д.
Студенты со средним (нормальным) уровнем интеллектуального развития и исходных базовых знаний завершат выполнение учебного плана в соответствии с графиком учебного процесса, а слабые студенты должны будут либо работать в таком режиме, чтобы выполнить учебный план, либо расстаться с учебным заведением.
Главное в этой стратегии, что выбор траектории обучения, способа достижения результата исходя из имеющихся исходных данных (уровень базовых знаний, интеллекта) делает сам субъект учения.
Очевидно, что студенты учреждений профессионального образования, имеющие достаточно высокий уровень, например, IQ быстрее обнаруживают логические связи между различными фрагментами учебной дисциплины, с большей скоростью и прочностью овладевают необходимыми знаниями и навыками, тверже запоминают учебный материал, свободнее ориентируются в нестандартных ситуациях, чего не скажешь о студентах с невысоким уровнем интеллектуального развития. [Щербаков Э.Л. Современные методы, 1997. гл. 6]. Как же в таких условиях спроектировать эффективную технологию обучения для такой разнородной группы обучающихся, на какую категорию обучающихся должны быть направлены основные усилия преподавателя? Какова должна быть стратегия обучения в условиях разнородного по уровню контингента обучающихся в конкретном учреждении профессионального образования?
В условиях совместного нераздельного обучения по одной программе, которое имеет место в учреждениях профессионального образования России, преподаватель основное свое внимание, время, энергию уделяет либо отстающим студентам, либо способным, а остальным – что останется. В частности, в условиях жесткой централизованной экономики, когда количество студентов, штат преподавателей и количество подготовленных (полностью оплаченных!) специалистов были взаимосвязаны, основная забота преподавателей – отстающие студенты. В условиях переходной рыночной экономики ситуация в обучении благоприятным образом поворачивается в пользу способных студентов. Но в целом, при ныне практикуемой, традиционной технологии обучения эффективность, результативность обучения оставляет желать лучшего.
Изложенные выше принципы дидактического проектирования базовых компонент и компонент эффективности технологии профессионального обучения позволили предложить новую стратегию совместного нераздельного обучения по одной программе, основывающейся на интерактивном самообучении под косвенным управлением адаптированной обучающе-развивающей информационной среды самообучения.
Суть стратегии заключается в том, что содержание информационной среды интерактивного самообучения составляет программа, разработанная на основе государственного образовательного стандарта по специальности и, в частности, по преподаваемой дисциплине. Содержание информационной среды разбивается на отдельные модули в соответствии с модульно-рейтинговым принципом изучения дисциплины с указанием даты, объема, содержания, формы контрольных мероприятий на весь период изучения дисциплины.
Студент приступает к изучению дисциплины в режиме интерактивного самообучения с помощью, под управлением адаптированной обучающе-развивающей информационной среды самообучения по собственной, им самим выбранной траектории обучения и прохождения контрольных мероприятий, опережая (или отставая) от запланированного графика выполнения учебного плана. Роль преподавателя – создание информационной среды интерактивного самообучения, консультационная помощь, контроль, менеджмент.
Студенты с высоким уровнем интеллектуального развития и исходных базовых знаний могут досрочно завершить изучение дисциплины, получив в качестве заслуженной награды самое дефицитное сегодня – время, которое можно потратить на углубленное изучение этой дисциплины (или любой другой), научно-исследовательскую работу, работу по специальности в фирме и т.д.
Студенты со средним (нормальным) уровнем интеллектуального развития и исходных базовых знаний завершат выполнение учебного плана в соответствии с графиком учебного процесса, а слабые студенты должны будут либо работать в таком режиме, чтобы выполнить учебный план, либо расстаться с учебным заведением.
Главное в этой стратегии, что выбор траектории обучения, способа достижения результата исходя из имеющихся исходных данных (уровень базовых знаний, интеллекта) делает сам субъект учения.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи