СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Развитие системы общественного дошкольного воспитания в России имеет несколько этапов: этап становления (конец XIX - начало XX вв.), этап развития (40-е - 80-е гг. XX в.), этап перехода в новое качество (90-е гг XX в. - начало XXI в.). Последний этап можно условно разделить на два периода: период распада советской системы общественного дошкольного воспитания (1991-2001 гг.) и период становления качественно новой системы дошкольного образования (2001 г. и далее). Каждый из них имеет свои отличительные особенности.

Предпосылки распада советской системы общественного дошкольного воспитания обусловлены социально-экономическими причинами - переходом страны в начале 90-х гг. прошлого века к рыночным отношениям, что привело к сокращению расходов на социальные нужды в целом и на образование в частности. Произошли изменения и в системе общественного дошкольного воспитания. В 1991 году в России было 87, 6 тыс. дошкольных образовательных учреждений, а в 2001 году их количество сократилось на 37, 6. тыс. Наполовину сократилась численность детей, посещающих дошкольные учреждения (с 8433 тыс. человек до 4266 тыс. человек соответственно). Особенно эти тенденции были характерны для сельской местности. Значительно снизился охват детей дошкольными учреждениями. Согласно статистическим данным, в 1991 г. детские сады посещали 64% от общей численности детей соответствующего возраста, а в 1998 г. - только 54%.

ДЕТСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Специфика детства до сих пор не изучена должным образом, не соз­дано науки о детстве как самостоятельной отрасли знаний, отсутствует целостный, комплексный подход к детству как социально-педагогичес­кому явлению.

Специалисты разных наук имеют каждый свое представление о возрас­тной периодизации детей и детства в целом, вкладывают различный смысл в содержание таких понятий, как «дети», «детство», «детскость», «феномен детства», «положение детей» и их место в структуре общества, однако изу­чение социальных связей и отношений взрослых и детей находится на пе­риферии интересов многих из этих наук. Например, физиологи и психоло­ги считают концом детства и началом молодости тот период, когда в орга­низме подростка завершаются психофизиологические изменения, связан­ные с половой зрелостью (от 12 до 16 лет). Социологи к категории «моло­дежь» относят всех, кому уже исполнилось 14 лет. Медицинская статисти­ка учитывает состояние здоровья детей лишь до 14 лет.

Современные специалисты склонны рассматривать ребенка как соци­ально-биологический феномен, а детство как возрастной этап развития индивида. Педагоги трактуют детство как период, в течение которого взрослое поколение активно воздействует на младшее, формируя его способности, навыки и умения.

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Дошкольная педагогика - многозначный термин. Под ним понимается:

- особая специфическая область общественной жизни, которая во многом отражает идеологию развития общества, при этом специфика дошколь­ной педагогики определяется в первую очередь своеобразием возраста детей (дошкольным) и отношением общества к детям данного возраста;

- наука о воспитании, обучении и образовании детей от рождения до поступления в школу;

- отрасль возрастной педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарные формы обучения детей в возрасте, пред­шествующем поступлению в школу.

Родоначальником дошкольной педагогики как важной отрасли педагоги­ческой науки является Я. А. Коменский. В его книге «Материнская школа» впервые была представлена система дошкольного воспитания. Многие по­ложения теории Коменского актуальны и для современной педагогики.

Как и любая другая наука, дошкольная педагогика имеет свой пред­мет изучения и категориальный аппарат. Предмет - это то, на что на­правлена мысль, что составляет ее содержание. Предметом дошкольной педагогики как науки является изучение закономерностей воспитания и обучения детей как явления общественной жизни от рождения до посту­пления в школу.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Педагогическая практика является важным этапом профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных учреждений и способст­вует формированию их профессиональных умений и навыков, составляющих основу педагогического мастерства. Целью педагогической практики является соединение теоретической подготовки студентов с практическими умениями и навыками.

Педагогическая практика студентов, обучающихся по специальности 0313 - Дошкольное образование, выполняет ряд функций: адаптацион­ную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую. Учебным планом предусмотрено четыре вида педагогических практик для студентов колледжа (училища) данной специальности: введение в специальность, наблюдение и пробная практика, летняя практика, пред­дипломная практика. Каждый вид практики имеет свои цели и задачи.

Введение в специальность предусматривает формирование у студен­тов целостного представления о воспитательно-образовательном ком­плексе современного дошкольного учреждения и воспитателе как глав­ном субъекте воспитательного процесса в детском саду; формирование представлений об особенностях педагогического взаимодействия между воспитателем и детьми; овладение функциями деятельности воспитателя в группах раннего, младшего дошкольного возраста. Практика проводит­ся на 2 курсе во втором семестре продолжительностью 2 недели.

Наблюдение и пробная практика направлены на формирование у сту­дентов знаний об особенностях педагогического процесса в группах до­школьного возраста и овладение функциями деятельности воспитателя. Участвуют в данном виде практики студенты 3 и 4 курса (5. 6. 7 семест­ры), продолжительность-7 недель.

СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ (УЧИЛИЩЕ)

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Целенаправленное управление процессом развития личности обеспе­чивает научно-организованное воспитание или специально организован­ная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются дви­жущиеся силы развития, возрастные и индивидуальные особенности вос­питанников; используются положительные влияния общественной и при­родной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздейст­вия внешней среды; достигается единство и согласованность всех соци­альных институтов.

Профессиональное образование сегодня развивается на совершенно новых методологических основаниях, которые в педагогической науке определены как гуманистическая парадигма. Поэтому в образовательном пространстве колледжа важно создать для каждого студента такие усло­вия, чтобы он стал полноценным субъектом своей жизни, своей деятель­ности, чтобы у него сформировались потребность, готовность и способ­ность к продуктивному диалогу с природой и обществом.

Современное воспитание имеет своей целью гармоничное развитие лич­ности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. В гуманистической традиции (Е. В. Бондаревская и др.) развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных из­менений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уро­вень гармонии ее самости и социумности. Именно достижение этой гармо­нии является стратегическим направлением гуманистического воспитания. Самость и социумность есть сферы личностного проявления, глубоко взаи­мосвязанные полюсы направленности личности на себя (жизнь в себе) и на общество (жизнь в обществе) и соответственно две стороны самосознания.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ (УЧИЛИЩЕ)

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Контроль за знаниями и умениями студентов - один из важнейших компонентов учебного процесса колледжа. Обучение не может быть пол­ноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваи­вается студентами материал, как они применяют полученные знания для практических задач. Благодаря контролю между преподавателем и сту­дентами устанавливается обратная связь, которая позволяет выявить ди­намику усвоения учебного материала, действенный уровень владения системой знаний, умений, навыков и на основе их анализа вносить соот­ветствующие коррективы в организацию педагогического процесса.

В области контроля можно выделить три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.

Диагностическая функция контроля - выявление уровня знаний, умений, навыков, оценка реального поведения студентов. Это оценка условий проте­кания педагогического процесса, его успешности или нет.

Обучающая функция проявляется в активизации работы по усвоению учебного материала.

Воспитательная функция заключается в том, что наличие системы контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность студен­тов, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, устра­нить эти пробелы, что в итоге формирует творческое отношение к пред­мету и стремление развивать свои способности.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну их форм учебною процесса и является существенной его частью.

Самостоятельная работа - это планируемая работа студентов, вы­полняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Ядром самостоятельной работы, исходным моментом ее конструирования является познавательная или проблемная задача. Именно наличие задачи обусловливает весь процесс самостоятельной работы: предусматривает самостоятельную деятель­ность студентов по решению поставленных задач, осязательную подго­товку к самостоятельному выполнению, решению учебных и профессиональных задач.

Основными признаками самостоятельной работы студентов являются:

· наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение решение;

· проявление умственного напряжения мысли обучаемых для правиль­ного и наилучшего выполнения того или иного действия;

· проявление сознательности, самостоятельности и активности студен­тов в процессе решения поставленных задач, осознание необходимо­сти и возможности выполнить задание;

· владение навыками самостоятельной работы;

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ (УЧИЛИЩЕ)

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Одним из базовых понятий дидактики является обучение. Обучение - это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе кото­рого осуществляются образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.

Обучение как процесс характеризуется совместной деятельностью пре­подавателя и обучаемых, имеющей своей целью развитие учащихся, форми­рование у них знаний, умений, навыков. Преподаватель осуществляет дея­тельность, обозначаемую термином «преподавание», обучаемый включен в деятельность учения, в которой удовлетворяются его познавательные по­требности. Процесс учения в значительной мере порождается мотивацией.

Внешне процесс обучения предстает как совместная деятельность педа­гога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, органи­зует, стимулирует деятельность обучающихся, корректирует и оценивает ее, а обучаемый овладевает содержанием, видами деятельности, отраженными в программах обучения. Очевиден двусторонний характер обучения, всегда содержащего взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы - препода­вание и учение. Но поскольку все виды деятельности всегда предметны, т. е. направлены на усвоение определенного содержания, то есть и третий эле­мент учебного процесса - содержание изучаемого. Это внешняя сторона обучения, внутреннюю же сущность составляет процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе овладения ими систематизированными научными знаниями и способами деятельности.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Проблема технологизации педагогического процесса приобретает ак­туальность в связи с необходимостью повышения его эффективности.

Педагогическая технология предполагает «строго научное проек­тирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагоги­ческих процессов» [В. П. Беспалько]. Признаками, определяющими специфику педагогической технологии, служат гарантированность успеха, т. е. достижение цели, научное проектирование, точность вос­произведения проектируемого педагогического процесса.

Технологию можно представить как более или менее жестко запро­граммированный процесс взаимодействия преподавателя и студентов, гарантирующий достижение поставленной цели. Технология понимается как алгоритм в обучении, как определенная программа процесса обуче­ния, применение которой ведет к достижению цели - формированию оп­ределенных качеств личности, познавательных умений, способов мыш­ления, определенных отношений и т. д.

Следует отметить, что педагогическая технология - это не дидактика и не частная методика, как дидактико-методическая система, она конкретна и приложима к любому предмету. Педагогические технологии могут раз­личаться по разным основаниям, по целям и задачам, по структурам.

Существенными признаками педагогических технологий являются:

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА (УЧИЛИЩА) КАК СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Традиционно основными видами педагогической деятельности, осу­ществляемой в целостном педагогическом процессе, является преподава­ние и воспитательная работа. Преподавание в современной педагогиче­ской науке понимается как процесс управления познавательной деятель­ностью студентов. Воспитательная работа - это педагогическая дея­тельность, направленная на организацию воспитательной среды и управ­ление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью ре­шения задач гармоничного развития личности.

Теория целостного педагогического процесса рассматривает процесс обучения, который протекает в рамках преподавания и воспитания, как процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обу­чающее воспитание» [Дистервег]. Поэтому, наряду с преподавательскими, важными умениями педагога являются умения воспитательной работы.

В педагогической литературе представлены различные точки зрения на объем и структуру педагогической деятельности. Так, Е. Кузьмина выделяет ее следующие компоненты: конструктивный; организаторский; коммуникативный.

ТИПЫ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ КОЛЛЕДЖА (УЧИЛИЩА)

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Среднее профессиональное образование {СПО) - образование на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профес­сионального образования, осуществляемое в средних специальных учеб­ных заведениях или иных образовательных учреждениях СПО, имеющих соответствующую лицензию, по основным профессиональным образова­тельным программам.

Среднее специальное учебное заведение (ССУЗ) - образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные програм­мы СПО. Главными задачами ССУЗа являются:

- удовлетворение потребностей личности в получении СПО и квали­фикации в избранной области профессиональной деятельности, в интел­лектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии;

- удовлетворение потребностей общества в квалифицированных спе­циалистах со СПО;

- переподготовка и повышение квалификации специалистов среднего звена и рабочих кадров;

- распространение знаний среди населения, повышение его общеобра­зовательного и культурного уровня, в том числе путем оказания платных образовательных услуг.

ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Современная система профессионального образования включает в себя три ступени: начальное профессиональное образование (училища, лицеи), среднее профессиональное образование (техникумы, училища, колледжи), высшее профессиональное образование (институты, университеты, академии).

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного среднего (полно го) общего или начального профессионального образования.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребности личности в углублении и расширении образования на баз среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.

Профессиональное образование в настоящее время развивается на новых методологических основаниях, которые в науке определены как новая гуманистическая парадигма. Согласно одному из современных определений, образование есть специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития личности. Поэтому в больше степени в пространстве образования необходимо для каждого человека создать такие условия, чтобы он стал целостным, полноценным субъекте своей жизни, своей деятельности, прежде всего, профессиональной, чтоб у него сформировались потребность, готовность и способность к продуктивному диалогу с природой и социумом, культурному созиданию.