Развитие системы общественного дошкольного воспитания в России имеет несколько этапов: этап становления (конец XIX - начало XX вв.), этап развития (40-е - 80-е гг. XX в.), этап перехода в новое качество (90-е гг XX в. - начало XXI в.). Последний этап можно условно разделить на два периода: период распада советской системы общественного дошкольного воспитания (1991-2001 гг.) и период становления качественно новой системы дошкольного образования (2001 г. и далее). Каждый из них имеет свои отличительные особенности.
Предпосылки распада советской системы общественного дошкольного воспитания обусловлены социально-экономическими причинами - переходом страны в начале 90-х гг. прошлого века к рыночным отношениям, что привело к сокращению расходов на социальные нужды в целом и на образование в частности. Произошли изменения и в системе общественного дошкольного воспитания. В 1991 году в России было 87, 6 тыс. дошкольных образовательных учреждений, а в 2001 году их количество сократилось на 37, 6. тыс. Наполовину сократилась численность детей, посещающих дошкольные учреждения (с 8433 тыс. человек до 4266 тыс. человек соответственно). Особенно эти тенденции были характерны для сельской местности. Значительно снизился охват детей дошкольными учреждениями. Согласно статистическим данным, в 1991 г. детские сады посещали 64% от общей численности детей соответствующего возраста, а в 1998 г. - только 54%.
Предпосылки распада советской системы общественного дошкольного воспитания обусловлены социально-экономическими причинами - переходом страны в начале 90-х гг. прошлого века к рыночным отношениям, что привело к сокращению расходов на социальные нужды в целом и на образование в частности. Произошли изменения и в системе общественного дошкольного воспитания. В 1991 году в России было 87, 6 тыс. дошкольных образовательных учреждений, а в 2001 году их количество сократилось на 37, 6. тыс. Наполовину сократилась численность детей, посещающих дошкольные учреждения (с 8433 тыс. человек до 4266 тыс. человек соответственно). Особенно эти тенденции были характерны для сельской местности. Значительно снизился охват детей дошкольными учреждениями. Согласно статистическим данным, в 1991 г. детские сады посещали 64% от общей численности детей соответствующего возраста, а в 1998 г. - только 54%.
Специфика детства до сих пор не изучена должным образом, не создано науки о детстве как самостоятельной отрасли знаний, отсутствует целостный, комплексный подход к детству как социально-педагогическому явлению.
Специалисты разных наук имеют каждый свое представление о возрастной периодизации детей и детства в целом, вкладывают различный смысл в содержание таких понятий, как «дети», «детство», «детскость», «феномен детства», «положение детей» и их место в структуре общества, однако изучение социальных связей и отношений взрослых и детей находится на периферии интересов многих из этих наук. Например, физиологи и психологи считают концом детства и началом молодости тот период, когда в организме подростка завершаются психофизиологические изменения, связанные с половой зрелостью (от 12 до 16 лет). Социологи к категории «молодежь» относят всех, кому уже исполнилось 14 лет. Медицинская статистика учитывает состояние здоровья детей лишь до 14 лет.
Современные специалисты склонны рассматривать ребенка как социально-биологический феномен, а детство как возрастной этап развития индивида. Педагоги трактуют детство как период, в течение которого взрослое поколение активно воздействует на младшее, формируя его способности, навыки и умения.
Специалисты разных наук имеют каждый свое представление о возрастной периодизации детей и детства в целом, вкладывают различный смысл в содержание таких понятий, как «дети», «детство», «детскость», «феномен детства», «положение детей» и их место в структуре общества, однако изучение социальных связей и отношений взрослых и детей находится на периферии интересов многих из этих наук. Например, физиологи и психологи считают концом детства и началом молодости тот период, когда в организме подростка завершаются психофизиологические изменения, связанные с половой зрелостью (от 12 до 16 лет). Социологи к категории «молодежь» относят всех, кому уже исполнилось 14 лет. Медицинская статистика учитывает состояние здоровья детей лишь до 14 лет.
Современные специалисты склонны рассматривать ребенка как социально-биологический феномен, а детство как возрастной этап развития индивида. Педагоги трактуют детство как период, в течение которого взрослое поколение активно воздействует на младшее, формируя его способности, навыки и умения.
Дошкольная педагогика - многозначный термин. Под ним понимается:
- особая специфическая область общественной жизни, которая во многом отражает идеологию развития общества, при этом специфика дошкольной педагогики определяется в первую очередь своеобразием возраста детей (дошкольным) и отношением общества к детям данного возраста;
- наука о воспитании, обучении и образовании детей от рождения до поступления в школу;
- отрасль возрастной педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарные формы обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу.
Родоначальником дошкольной педагогики как важной отрасли педагогической науки является Я. А. Коменский. В его книге «Материнская школа» впервые была представлена система дошкольного воспитания. Многие положения теории Коменского актуальны и для современной педагогики.
Как и любая другая наука, дошкольная педагогика имеет свой предмет изучения и категориальный аппарат. Предмет - это то, на что направлена мысль, что составляет ее содержание. Предметом дошкольной педагогики как науки является изучение закономерностей воспитания и обучения детей как явления общественной жизни от рождения до поступления в школу.
- особая специфическая область общественной жизни, которая во многом отражает идеологию развития общества, при этом специфика дошкольной педагогики определяется в первую очередь своеобразием возраста детей (дошкольным) и отношением общества к детям данного возраста;
- наука о воспитании, обучении и образовании детей от рождения до поступления в школу;
- отрасль возрастной педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарные формы обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу.
Родоначальником дошкольной педагогики как важной отрасли педагогической науки является Я. А. Коменский. В его книге «Материнская школа» впервые была представлена система дошкольного воспитания. Многие положения теории Коменского актуальны и для современной педагогики.
Как и любая другая наука, дошкольная педагогика имеет свой предмет изучения и категориальный аппарат. Предмет - это то, на что направлена мысль, что составляет ее содержание. Предметом дошкольной педагогики как науки является изучение закономерностей воспитания и обучения детей как явления общественной жизни от рождения до поступления в школу.
Педагогическая практика является важным этапом профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных учреждений и способствует формированию их профессиональных умений и навыков, составляющих основу педагогического мастерства. Целью педагогической практики является соединение теоретической подготовки студентов с практическими умениями и навыками.
Педагогическая практика студентов, обучающихся по специальности 0313 - Дошкольное образование, выполняет ряд функций: адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую. Учебным планом предусмотрено четыре вида педагогических практик для студентов колледжа (училища) данной специальности: введение в специальность, наблюдение и пробная практика, летняя практика, преддипломная практика. Каждый вид практики имеет свои цели и задачи.
Введение в специальность предусматривает формирование у студентов целостного представления о воспитательно-образовательном комплексе современного дошкольного учреждения и воспитателе как главном субъекте воспитательного процесса в детском саду; формирование представлений об особенностях педагогического взаимодействия между воспитателем и детьми; овладение функциями деятельности воспитателя в группах раннего, младшего дошкольного возраста. Практика проводится на 2 курсе во втором семестре продолжительностью 2 недели.
Наблюдение и пробная практика направлены на формирование у студентов знаний об особенностях педагогического процесса в группах дошкольного возраста и овладение функциями деятельности воспитателя. Участвуют в данном виде практики студенты 3 и 4 курса (5. 6. 7 семестры), продолжительность-7 недель.
Педагогическая практика студентов, обучающихся по специальности 0313 - Дошкольное образование, выполняет ряд функций: адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую. Учебным планом предусмотрено четыре вида педагогических практик для студентов колледжа (училища) данной специальности: введение в специальность, наблюдение и пробная практика, летняя практика, преддипломная практика. Каждый вид практики имеет свои цели и задачи.
Введение в специальность предусматривает формирование у студентов целостного представления о воспитательно-образовательном комплексе современного дошкольного учреждения и воспитателе как главном субъекте воспитательного процесса в детском саду; формирование представлений об особенностях педагогического взаимодействия между воспитателем и детьми; овладение функциями деятельности воспитателя в группах раннего, младшего дошкольного возраста. Практика проводится на 2 курсе во втором семестре продолжительностью 2 недели.
Наблюдение и пробная практика направлены на формирование у студентов знаний об особенностях педагогического процесса в группах дошкольного возраста и овладение функциями деятельности воспитателя. Участвуют в данном виде практики студенты 3 и 4 курса (5. 6. 7 семестры), продолжительность-7 недель.
Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущиеся силы развития, возрастные и индивидуальные особенности воспитанников; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигается единство и согласованность всех социальных институтов.
Профессиональное образование сегодня развивается на совершенно новых методологических основаниях, которые в педагогической науке определены как гуманистическая парадигма. Поэтому в образовательном пространстве колледжа важно создать для каждого студента такие условия, чтобы он стал полноценным субъектом своей жизни, своей деятельности, чтобы у него сформировались потребность, готовность и способность к продуктивному диалогу с природой и обществом.
Современное воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. В гуманистической традиции (Е. В. Бондаревская и др.) развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности. Именно достижение этой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания. Самость и социумность есть сферы личностного проявления, глубоко взаимосвязанные полюсы направленности личности на себя (жизнь в себе) и на общество (жизнь в обществе) и соответственно две стороны самосознания.
Профессиональное образование сегодня развивается на совершенно новых методологических основаниях, которые в педагогической науке определены как гуманистическая парадигма. Поэтому в образовательном пространстве колледжа важно создать для каждого студента такие условия, чтобы он стал полноценным субъектом своей жизни, своей деятельности, чтобы у него сформировались потребность, готовность и способность к продуктивному диалогу с природой и обществом.
Современное воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. В гуманистической традиции (Е. В. Бондаревская и др.) развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности. Именно достижение этой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания. Самость и социумность есть сферы личностного проявления, глубоко взаимосвязанные полюсы направленности личности на себя (жизнь в себе) и на общество (жизнь в обществе) и соответственно две стороны самосознания.
Контроль за знаниями и умениями студентов - один из важнейших компонентов учебного процесса колледжа. Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается студентами материал, как они применяют полученные знания для практических задач. Благодаря контролю между преподавателем и студентами устанавливается обратная связь, которая позволяет выявить динамику усвоения учебного материала, действенный уровень владения системой знаний, умений, навыков и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию педагогического процесса.
В области контроля можно выделить три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.
Диагностическая функция контроля - выявление уровня знаний, умений, навыков, оценка реального поведения студентов. Это оценка условий протекания педагогического процесса, его успешности или нет.
Обучающая функция проявляется в активизации работы по усвоению учебного материала.
Воспитательная функция заключается в том, что наличие системы контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность студентов, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, устранить эти пробелы, что в итоге формирует творческое отношение к предмету и стремление развивать свои способности.
В области контроля можно выделить три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.
Диагностическая функция контроля - выявление уровня знаний, умений, навыков, оценка реального поведения студентов. Это оценка условий протекания педагогического процесса, его успешности или нет.
Обучающая функция проявляется в активизации работы по усвоению учебного материала.
Воспитательная функция заключается в том, что наличие системы контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность студентов, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, устранить эти пробелы, что в итоге формирует творческое отношение к предмету и стремление развивать свои способности.
Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну их форм учебною процесса и является существенной его частью.
Самостоятельная работа - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Ядром самостоятельной работы, исходным моментом ее конструирования является познавательная или проблемная задача. Именно наличие задачи обусловливает весь процесс самостоятельной работы: предусматривает самостоятельную деятельность студентов по решению поставленных задач, осязательную подготовку к самостоятельному выполнению, решению учебных и профессиональных задач.
Основными признаками самостоятельной работы студентов являются:
· наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение решение;
· проявление умственного напряжения мысли обучаемых для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия;
· проявление сознательности, самостоятельности и активности студентов в процессе решения поставленных задач, осознание необходимости и возможности выполнить задание;
· владение навыками самостоятельной работы;
Самостоятельная работа - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Ядром самостоятельной работы, исходным моментом ее конструирования является познавательная или проблемная задача. Именно наличие задачи обусловливает весь процесс самостоятельной работы: предусматривает самостоятельную деятельность студентов по решению поставленных задач, осязательную подготовку к самостоятельному выполнению, решению учебных и профессиональных задач.
Основными признаками самостоятельной работы студентов являются:
· наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение решение;
· проявление умственного напряжения мысли обучаемых для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия;
· проявление сознательности, самостоятельности и активности студентов в процессе решения поставленных задач, осознание необходимости и возможности выполнить задание;
· владение навыками самостоятельной работы;
Одним из базовых понятий дидактики является обучение. Обучение - это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.
Обучение как процесс характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, имеющей своей целью развитие учащихся, формирование у них знаний, умений, навыков. Преподаватель осуществляет деятельность, обозначаемую термином «преподавание», обучаемый включен в деятельность учения, в которой удовлетворяются его познавательные потребности. Процесс учения в значительной мере порождается мотивацией.
Внешне процесс обучения предстает как совместная деятельность педагога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, организует, стимулирует деятельность обучающихся, корректирует и оценивает ее, а обучаемый овладевает содержанием, видами деятельности, отраженными в программах обучения. Очевиден двусторонний характер обучения, всегда содержащего взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы - преподавание и учение. Но поскольку все виды деятельности всегда предметны, т. е. направлены на усвоение определенного содержания, то есть и третий элемент учебного процесса - содержание изучаемого. Это внешняя сторона обучения, внутреннюю же сущность составляет процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе овладения ими систематизированными научными знаниями и способами деятельности.
Обучение как процесс характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, имеющей своей целью развитие учащихся, формирование у них знаний, умений, навыков. Преподаватель осуществляет деятельность, обозначаемую термином «преподавание», обучаемый включен в деятельность учения, в которой удовлетворяются его познавательные потребности. Процесс учения в значительной мере порождается мотивацией.
Внешне процесс обучения предстает как совместная деятельность педагога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, организует, стимулирует деятельность обучающихся, корректирует и оценивает ее, а обучаемый овладевает содержанием, видами деятельности, отраженными в программах обучения. Очевиден двусторонний характер обучения, всегда содержащего взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы - преподавание и учение. Но поскольку все виды деятельности всегда предметны, т. е. направлены на усвоение определенного содержания, то есть и третий элемент учебного процесса - содержание изучаемого. Это внешняя сторона обучения, внутреннюю же сущность составляет процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе овладения ими систематизированными научными знаниями и способами деятельности.
Проблема технологизации педагогического процесса приобретает актуальность в связи с необходимостью повышения его эффективности.
Педагогическая технология предполагает «строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических процессов» [В. П. Беспалько]. Признаками, определяющими специфику педагогической технологии, служат гарантированность успеха, т. е. достижение цели, научное проектирование, точность воспроизведения проектируемого педагогического процесса.
Технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный процесс взаимодействия преподавателя и студентов, гарантирующий достижение поставленной цели. Технология понимается как алгоритм в обучении, как определенная программа процесса обучения, применение которой ведет к достижению цели - формированию определенных качеств личности, познавательных умений, способов мышления, определенных отношений и т. д.
Следует отметить, что педагогическая технология - это не дидактика и не частная методика, как дидактико-методическая система, она конкретна и приложима к любому предмету. Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям, по целям и задачам, по структурам.
Существенными признаками педагогических технологий являются:
Педагогическая технология предполагает «строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических процессов» [В. П. Беспалько]. Признаками, определяющими специфику педагогической технологии, служат гарантированность успеха, т. е. достижение цели, научное проектирование, точность воспроизведения проектируемого педагогического процесса.
Технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный процесс взаимодействия преподавателя и студентов, гарантирующий достижение поставленной цели. Технология понимается как алгоритм в обучении, как определенная программа процесса обучения, применение которой ведет к достижению цели - формированию определенных качеств личности, познавательных умений, способов мышления, определенных отношений и т. д.
Следует отметить, что педагогическая технология - это не дидактика и не частная методика, как дидактико-методическая система, она конкретна и приложима к любому предмету. Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям, по целям и задачам, по структурам.
Существенными признаками педагогических технологий являются:
Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемой в целостном педагогическом процессе, является преподавание и воспитательная работа. Преподавание в современной педагогической науке понимается как процесс управления познавательной деятельностью студентов. Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.
Теория целостного педагогического процесса рассматривает процесс обучения, который протекает в рамках преподавания и воспитания, как процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание» [Дистервег]. Поэтому, наряду с преподавательскими, важными умениями педагога являются умения воспитательной работы.
В педагогической литературе представлены различные точки зрения на объем и структуру педагогической деятельности. Так, Е. Кузьмина выделяет ее следующие компоненты: конструктивный; организаторский; коммуникативный.
Теория целостного педагогического процесса рассматривает процесс обучения, который протекает в рамках преподавания и воспитания, как процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание» [Дистервег]. Поэтому, наряду с преподавательскими, важными умениями педагога являются умения воспитательной работы.
В педагогической литературе представлены различные точки зрения на объем и структуру педагогической деятельности. Так, Е. Кузьмина выделяет ее следующие компоненты: конструктивный; организаторский; коммуникативный.
Среднее профессиональное образование {СПО) - образование на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, осуществляемое в средних специальных учебных заведениях или иных образовательных учреждениях СПО, имеющих соответствующую лицензию, по основным профессиональным образовательным программам.
Среднее специальное учебное заведение (ССУЗ) - образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы СПО. Главными задачами ССУЗа являются:
- удовлетворение потребностей личности в получении СПО и квалификации в избранной области профессиональной деятельности, в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии;
- удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах со СПО;
- переподготовка и повышение квалификации специалистов среднего звена и рабочих кадров;
- распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня, в том числе путем оказания платных образовательных услуг.
Среднее специальное учебное заведение (ССУЗ) - образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы СПО. Главными задачами ССУЗа являются:
- удовлетворение потребностей личности в получении СПО и квалификации в избранной области профессиональной деятельности, в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии;
- удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах со СПО;
- переподготовка и повышение квалификации специалистов среднего звена и рабочих кадров;
- распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня, в том числе путем оказания платных образовательных услуг.
Современная система профессионального образования включает в себя три ступени: начальное профессиональное образование (училища, лицеи), среднее профессиональное образование (техникумы, училища, колледжи), высшее профессиональное образование (институты, университеты, академии).
Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования.
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного среднего (полно го) общего или начального профессионального образования.
Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребности личности в углублении и расширении образования на баз среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.
Профессиональное образование в настоящее время развивается на новых методологических основаниях, которые в науке определены как новая гуманистическая парадигма. Согласно одному из современных определений, образование есть специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития личности. Поэтому в больше степени в пространстве образования необходимо для каждого человека создать такие условия, чтобы он стал целостным, полноценным субъекте своей жизни, своей деятельности, прежде всего, профессиональной, чтоб у него сформировались потребность, готовность и способность к продуктивному диалогу с природой и социумом, культурному созиданию.
Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования.
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного среднего (полно го) общего или начального профессионального образования.
Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребности личности в углублении и расширении образования на баз среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.
Профессиональное образование в настоящее время развивается на новых методологических основаниях, которые в науке определены как новая гуманистическая парадигма. Согласно одному из современных определений, образование есть специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития личности. Поэтому в больше степени в пространстве образования необходимо для каждого человека создать такие условия, чтобы он стал целостным, полноценным субъекте своей жизни, своей деятельности, прежде всего, профессиональной, чтоб у него сформировались потребность, готовность и способность к продуктивному диалогу с природой и социумом, культурному созиданию.