Наука » Педагогика » Дидактика
Сенсорное воспитание является центральной проблемой на протяжения целых эпох развития дошкольной педагогики. Внимание на эту проблему впервые направил Я.А.Коменский в I7 веке. Считал необходимым организовать восприятие явлений окружающего мира детьми с помощью всех органов чувств. Свои взгляды на эту проблему он отразил в своем труде "Мир чувственных вещей в картинках".
И.Г.Песталоцци в своей книге "Азбука зрительного восприятия" пробует опираться на чувственный опыт ребенка, учитывает роль этого опыта я овладении счетом.
Первую резвернутую систему сенсорного воспитания дошкольников предложил Ф. Фребель (1-ая половина 19 в.). Он создал пособие "Дары Фребеля", которое имело 6 даров (шары, кубы, цилиндры, плитки и др.) Использование этого пособия способствовало развитию у детей строительных навыков, формировало представления о форме, величине, пространственных отношениях, количестве.
По системе М. Монтессори ощущения и восприятия развивали у детей с помощью специального материала на занятиях-уроках. Для развития чувства осязания, веса, размера, зрения, слуха, ритма и т.д. по ее методике были изготовлены предметы из различного материала. Ребенок должен был определить свойство материала и его конфигурацию, назвать, из какого материала сделан предмет и что это за предмет.
И.Г.Песталоцци в своей книге "Азбука зрительного восприятия" пробует опираться на чувственный опыт ребенка, учитывает роль этого опыта я овладении счетом.
Первую резвернутую систему сенсорного воспитания дошкольников предложил Ф. Фребель (1-ая половина 19 в.). Он создал пособие "Дары Фребеля", которое имело 6 даров (шары, кубы, цилиндры, плитки и др.) Использование этого пособия способствовало развитию у детей строительных навыков, формировало представления о форме, величине, пространственных отношениях, количестве.
По системе М. Монтессори ощущения и восприятия развивали у детей с помощью специального материала на занятиях-уроках. Для развития чувства осязания, веса, размера, зрения, слуха, ритма и т.д. по ее методике были изготовлены предметы из различного материала. Ребенок должен был определить свойство материала и его конфигурацию, назвать, из какого материала сделан предмет и что это за предмет.
Наука » Педагогика » Дидактика
В дошкольном возрасте используются разные средства умственного воспитания: игра, труд, конструктивная и изобразительная деятельность, обучение.
Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В играх дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания, усвоенные ранее. Общение детей в игре способствует их взаимному обогащению знаниями, поскольку дети обмениваются мнениями, обращаются за советом к взрослым, к иным источникам получения дополнительной информации. Осуществляется переход знаний на новый уровень - словесно-логический.
Возникающая перед детьми необходимость согласовывать свои замыслы, договариваться о том, во что и как они будут играть, способствует развитию у детей планирующей функции мышления.
Умственное воспитание в трудовой деятельности направлено на обогащение сенсорного опыта детей: ознакомление с материалами, их признаками, свойствами, с их изменениями под влиянием преобразующей деятельности. У детей формируется система знаний о материалах, об орудиях труда и инструментах, о способах выполнения трудовых операций и др.
Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В играх дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания, усвоенные ранее. Общение детей в игре способствует их взаимному обогащению знаниями, поскольку дети обмениваются мнениями, обращаются за советом к взрослым, к иным источникам получения дополнительной информации. Осуществляется переход знаний на новый уровень - словесно-логический.
Возникающая перед детьми необходимость согласовывать свои замыслы, договариваться о том, во что и как они будут играть, способствует развитию у детей планирующей функции мышления.
Умственное воспитание в трудовой деятельности направлено на обогащение сенсорного опыта детей: ознакомление с материалами, их признаками, свойствами, с их изменениями под влиянием преобразующей деятельности. У детей формируется система знаний о материалах, об орудиях труда и инструментах, о способах выполнения трудовых операций и др.
Наука » Педагогика » Дидактика
Важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:
1 сенсорное воспитание (развитие);
2 развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);
3 становление речи.
4 воспитание любознательности, познавательных интересов.
5 формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.
Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый источник знаний о мире - ощущения. Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которым ребенок непосредственно соприкасается, действует.
1 сенсорное воспитание (развитие);
2 развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);
3 становление речи.
4 воспитание любознательности, познавательных интересов.
5 формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.
Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый источник знаний о мире - ощущения. Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которым ребенок непосредственно соприкасается, действует.
Наука » Педагогика » Дидактика
Умственное восп-ие – это целенаправленное воздействие на умств-ое развитие реб-ка с целью сообщения знаний необходимых для разностороннего развития личности, адаптации к окр-ей жизни, форм-ие на этой основе познавательных процессов и умения применять полученную информацию в практической деят-ти.
Умств-ое восп-ие направлено на умств-ое развитие.
Умств-ое развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительных процессах, в связи с возрастом, а также под влиянием среды и специально-организованного восп-ия и обуч-ия.
По м нению Выготского, Эльконина, Запорожца, Божович, Венгера и др: дошк-ый период это - период самых высоких темпов умственного развития по сравнению с др. возрастными периодами; это период когда закладываются основы фундаментальных понятий и предствалений.
По мнению Гольперина и Талызиной дети ст-го дошк-го возраста могут уже усваивать полноценные понятия, путём методики поэтапного обучения. Согласно расследованиям Подьякова дети дошк-го возраста могут усваивать систему элементарных знаний. Эта идея нашла отражение в исследованиях Николаевой, Игнаткиной и др.
Умств-ое восп-ие направлено на умств-ое развитие.
Умств-ое развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительных процессах, в связи с возрастом, а также под влиянием среды и специально-организованного восп-ия и обуч-ия.
По м нению Выготского, Эльконина, Запорожца, Божович, Венгера и др: дошк-ый период это - период самых высоких темпов умственного развития по сравнению с др. возрастными периодами; это период когда закладываются основы фундаментальных понятий и предствалений.
По мнению Гольперина и Талызиной дети ст-го дошк-го возраста могут уже усваивать полноценные понятия, путём методики поэтапного обучения. Согласно расследованиям Подьякова дети дошк-го возраста могут усваивать систему элементарных знаний. Эта идея нашла отражение в исследованиях Николаевой, Игнаткиной и др.
Наука » Педагогика » Дидактика
В РБ разработана модель оздоровительно-развивающего физического воспитания, направленная на улучшение здоровья, физического и двигательного развития детей, формирование у них навыков здорового образа жизни. Данная модель включает: концепцию, программу, технологию физкультурно-оздоровительной работы в ду, а также программно-методическое обеспечение по подготовке и повышению квалификации кадров.
Авторы разработки: Шишкина В.А., Дедулевич М.Н.
В.Н.Шебеко – проблемы формирования личности средствами физ.культуры, восп-ия моторно одарённых детей.
Н.Н.Ермак – вопросы теории и методики физ. восп-я.
Ю.Боковец – воспитание правильной осанки
Авторы разработки: Шишкина В.А., Дедулевич М.Н.
В.Н.Шебеко – проблемы формирования личности средствами физ.культуры, восп-ия моторно одарённых детей.
Н.Н.Ермак – вопросы теории и методики физ. восп-я.
Ю.Боковец – воспитание правильной осанки
Наука » Педагогика » Дидактика
Условия и средства физ. воспитания в ДУ и семье.
Задачи:
1.Группа - оздоровительные задачи: охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений.
2.Группа - воспитательные задачи: формирование нравственно-физических навыков, формирование потребности в физическом совершенстве, воспитание культурно-гигиенических качеств.
3.Группа - образовательные задачи: формирование представлений о своем организме, о здоровье; формирование навыков выполнения основных движений; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.
Все группы задач решаются в каждой возрастной группе, но их конкретное содержание меняется в зависимости от психофизиологических возможностей детей.
Задачи:
1.Группа - оздоровительные задачи: охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений.
2.Группа - воспитательные задачи: формирование нравственно-физических навыков, формирование потребности в физическом совершенстве, воспитание культурно-гигиенических качеств.
3.Группа - образовательные задачи: формирование представлений о своем организме, о здоровье; формирование навыков выполнения основных движений; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.
Все группы задач решаются в каждой возрастной группе, но их конкретное содержание меняется в зависимости от психофизиологических возможностей детей.
Наука » Педагогика » Дидактика
Современные образовательные программы делятся:
1.Комплексные – раскрываются все стороны воспитания и развития ребенка:
- «Пралеска» - «Радуга» - «Развитие» - «Детство» - «Истоки» и др.
2.Порциальные (специализированные) – представлено одним или двумя направлениями в развитии личности ребенка:
- По экологическому воспитанию: «Юный Эколог» (Николаева); «Наш дом - природа»;
- По физическому: «Физкульт - Ура!»;
- по художественно – эстетическому воспитанию: «Художественное воспитание в д/с» (Брацкая, Кабринкова);
- по музыкальному воспитанию: «Гармония» (Тарасова, Нестеренко).
1.Комплексные – раскрываются все стороны воспитания и развития ребенка:
- «Пралеска» - «Радуга» - «Развитие» - «Детство» - «Истоки» и др.
2.Порциальные (специализированные) – представлено одним или двумя направлениями в развитии личности ребенка:
- По экологическому воспитанию: «Юный Эколог» (Николаева); «Наш дом - природа»;
- По физическому: «Физкульт - Ура!»;
- по художественно – эстетическому воспитанию: «Художественное воспитание в д/с» (Брацкая, Кабринкова);
- по музыкальному воспитанию: «Гармония» (Тарасова, Нестеренко).
Наука » Педагогика » Дидактика
Программа "Пралеска"- первая национальная программа дошкольного образования, программа нового поколения.
Цель образования в ДУ – гармоничное разностороннее развитие детей.
Основные задачи воспитания и обучения:
1.Охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни;
2.Формирование гуманных взаимоотношений с близкими, обеспечение эмоционального благополучия, психологического здоровья каждого воспитанника;
3.Обеспечение полноценного, своевременного и разностороннего психического развития ребенка;
4.Воспитание личности ребенка, развитие его творческого потенциала, способностей, выявление признаков одаренности;
5. Приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям культуры.
Цель образования в ДУ – гармоничное разностороннее развитие детей.
Основные задачи воспитания и обучения:
1.Охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни;
2.Формирование гуманных взаимоотношений с близкими, обеспечение эмоционального благополучия, психологического здоровья каждого воспитанника;
3.Обеспечение полноценного, своевременного и разностороннего психического развития ребенка;
4.Воспитание личности ребенка, развитие его творческого потенциала, способностей, выявление признаков одаренности;
5. Приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям культуры.
Наука » Педагогика » Дидактика
«Программа воспитания и обучения в детском саду» - документ, утвержденный Министерством образования, в котором сформулированы задачи воспитания и обучения детей дошк. возраста, раскрывается содержание воспитательной и образовательной работы с детьми, отмечаются особенности организации жизни и деятельности детей.
В 1919г вышел первый программный документ «Инструкция по ведению очага в д/с». В ней были определены общие принципы воспитания детей: возраст детей – от рождения до 7 лет; в основе д/с и очага выступала самост. деятельность детей, их творчество и игра. На 1 руководительницу число детей не должно превышать 25, а желательно 15. При поступлении в ДУ дети должны пройти мед. осмотр. Выбор занятий детьми свободный и участие в них добровольное. В число занятий входили занятия по рисованию, лепке, игры, пение, ритм. движения, беседы, рассказывание, уход за животными и растениями. Инструкция предусматривала максимальное пребывание детей на свежем воздухе.
Первый проект программы издан в 1932г, он состоял из 2-х частей: 1- определение содержания по видам деятельности и сторонам воспитания; 2 – организующие моменты. В данной программе недостаточное внимание уделялось развитию речи и игре.
В 1934г выходит программа и внутренний распорядок д/с. Был введен раздел развитие детской речи, занятия с картинками, игра.
В 1919г вышел первый программный документ «Инструкция по ведению очага в д/с». В ней были определены общие принципы воспитания детей: возраст детей – от рождения до 7 лет; в основе д/с и очага выступала самост. деятельность детей, их творчество и игра. На 1 руководительницу число детей не должно превышать 25, а желательно 15. При поступлении в ДУ дети должны пройти мед. осмотр. Выбор занятий детьми свободный и участие в них добровольное. В число занятий входили занятия по рисованию, лепке, игры, пение, ритм. движения, беседы, рассказывание, уход за животными и растениями. Инструкция предусматривала максимальное пребывание детей на свежем воздухе.
Первый проект программы издан в 1932г, он состоял из 2-х частей: 1- определение содержания по видам деятельности и сторонам воспитания; 2 – организующие моменты. В данной программе недостаточное внимание уделялось развитию речи и игре.
В 1934г выходит программа и внутренний распорядок д/с. Был введен раздел развитие детской речи, занятия с картинками, игра.
Наука » Педагогика » Дидактика
Профессиональная деятельность педагога ДУ многогранна по содержанию и условно в ней можно выделить ряд функций:
1. Создание пед. условий для успешного воспитания и развития ребенка.
2. Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
3. Систематическая воспитательно – образовательная работа с детьми.
4. Участие в пед. просвещении родителей.
5. Функция осуществления преемственности в работе с семьей, т.е педагог должен регулировать и согласовывать воспитательное воздействие семьи и ДУ на ребенка.
6. Функция самообразования.
7. Участие в опытной и исследовательской деятельности.
1. Создание пед. условий для успешного воспитания и развития ребенка.
2. Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
3. Систематическая воспитательно – образовательная работа с детьми.
4. Участие в пед. просвещении родителей.
5. Функция осуществления преемственности в работе с семьей, т.е педагог должен регулировать и согласовывать воспитательное воздействие семьи и ДУ на ребенка.
6. Функция самообразования.
7. Участие в опытной и исследовательской деятельности.
Наука » Педагогика » Дидактика
Дошкольное образование – уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.
Ранний возраст – начальный этап физического, психического и социального развития личности ребенка от двух месяцев до трех лет.
Дошкольный возраст – этап физического, психического и социального развития личности ребенка от трех лет до приема его в учреждение образования для получения общего среднего или специального образования.
Система дошкольного образования включает в себя:
- участников образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования;
- образовательную программу дошкольного образования;
Ранний возраст – начальный этап физического, психического и социального развития личности ребенка от двух месяцев до трех лет.
Дошкольный возраст – этап физического, психического и социального развития личности ребенка от трех лет до приема его в учреждение образования для получения общего среднего или специального образования.
Система дошкольного образования включает в себя:
- участников образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования;
- образовательную программу дошкольного образования;
Наука » Педагогика » Дидактика
1840г в истории педагогики ознаменован тем, что Ф.Фребель немецкий педагог дал своему дошкольному заведению название детский сад. Назначение этого учреждения: обучить матерей с помощью практического руководства и показа приёмов правильному воспитанию детей. Идеи Ф.Фребеля и разработанные им рекомендации по содержанию воспитательной работы с детьми получили большое распространение в дошкольных учреждениях многих стран мира. В 60-егг.19в. стали открываться первые платные частные детские сады, выходить спец-ый журнал «Детский сад», начинают разрабатываться теории и подходы к восп-ию детей дошк-го возраста. Е.И. Тихеевой создаётся оригинальная теория дошк-го воспитания. Осн-ые идеи этой теории: преемственность восп-ия в д/с, семье, школе; особое место отводится методике разв. речи детей. Разрабатываются первые проекты программ в ДОУ.
Одной из центральных проблем является соотношения обучения, воспитания и развития ребёнка-дошкольника. К концу 1930-х гг. сложились 3 основные теории, посвящённые этому вопросу.
1-я теория рассматривает разв-ие реб-ка как независимый от обуч-ия и восп-ия процесс. Главным является спонтанное развитие реб-ка, независимое от взрослого и его роли (З.Фрейд, Ж.Пиаже).
2-я теория строится на взаимосвязи развития и обучения. Развитие определяется отдельными внутренними факторами и вместе с тем обучением и воспитанием.
Одной из центральных проблем является соотношения обучения, воспитания и развития ребёнка-дошкольника. К концу 1930-х гг. сложились 3 основные теории, посвящённые этому вопросу.
1-я теория рассматривает разв-ие реб-ка как независимый от обуч-ия и восп-ия процесс. Главным является спонтанное развитие реб-ка, независимое от взрослого и его роли (З.Фрейд, Ж.Пиаже).
2-я теория строится на взаимосвязи развития и обучения. Развитие определяется отдельными внутренними факторами и вместе с тем обучением и воспитанием.