Индивидуализация и дифференциация обучения.

Наука » Педагогика » Дидактика
Индивидуализация определяется как «...организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению»

1) дифференциация обучения, т. е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным учебным планам и (или) программам. Так создаются относительно гомогенные группы (классы, школы);

2) внутриклассная (внутригрупповая) индивидуализация учебной работы;

3) прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе: или убыстрение (акселерация), или замедленно (ретардация).

Пути формирования и развития умений и навыков мыслительной деятельности.

Наука » Педагогика » Дидактика
Умения — это сочетание знаний и навыков, обеспечивающее успешное выполнение деятельности. Одна из важнейших задач школьного обучения — научить учащихся приемам мыслительной деятельности: самостоятельно производить мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, классификацию, систематизацию — и с их помощью получать продукты мыслительной деятельности — понятия, суждения, умозаключения. Овладение приемами мыслительной деятельности обеспечивает автоматизм (частичный) выполнения конкретных действий в учебной деятельности.

На первых порах, при формировании умений, ученик шаг за шагом обосновывает свои действия, осознает все приемы, операции и теоретические положения, на которых они строятся, что проявляется в развернутости рассуждений. Этот этап необходим, и учитель, как правило, специально побуждает его развертывать рассуждения и операции, требует, чтобы он рассуждал, отвечал, почему так делает. Совершенствование умений приводит к тому, что на высшем уровне выпадают отдельные звенья рассуждений, умения приобретают свернутость, не все операции осознаются.

Педагогические инновации: понятие, структура, типы, разработка

Наука » Педагогика » Дидактика
Педагогические инновации – это идеи, процессы, средства и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы.

Педагогический процесс протекает в педагогической системе. Педагогическая система – это объединение компонентов (частей), которое остается устойчивым при изменениях. Если изменения (нововведения) превышают допустимый предел, система разрушается, на ее месте возникает новая система с другими свойствами.

Более высокая продуктивность учебно-воспитательного процесса всегда следствие совершенствования педагогической системы.

Главных путей совершенствования педагогической системы два: интенсивный, экстенсивный.

Интенсивный путь предусматривает развитие педагогической системы за счет внутренних резервов.

Экстенсивный путь развития педагогической системы основывается на привлечении дополнительных мощностей (инвестиций) – новых средств, оборудования, технологий, капиталовложений и т. п.

Формы организации познавательной деятель­ности

Наука » Педагогика » Дидактика
Формы организации познавательной деятель­ности:

1. Индивидуально-обособленная форма. Она имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников. Познавательная задача в этом случае не выступает перед классом как общая и решается ин­дивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно, без непосредственного его общения с другими учащимися

2. Фронтальная форма познавательной деятельности. Она пред­полагает одновременное выполнение общих заданий всеми учени­ками класса для достижения ими общей познавательной задачи.

3. Групповая форма организации познавательной деятельности. Организация таких учебных занятий, при которых единая по­знавательная задача ставится перед определенной группой школь­ников. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы она колеблется от 2 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить ак­тивную работу всех членов группы.

4. Коллективная форма познавательной деятельности учащихся. Это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов.

5. Работа в парах.

Классификация методов обучения (Лернер И.Я., Скаткин М.Н.).

Наука » Педагогика » Дидактика
При гностическом подходе основанием является характер познавательной деятельности учащихся, согласно которому методы обучения подразделяются на информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин). Она разработана ими в соответствии с концепцией содержания образования. Авторы считают, что каждому элементу содержания образования соответствуют свои методы обучения. Они определяют их как систему последовательных действий учителя, организующих и обусловливающих познавательную и практическую деятельность учащихся по усвоению всех элементов содержания образования для достижения целей обучения. В системе общедидактических методов обучения И.Я.Лернер и М. Н. Скаткин выделили две группы: репродуктивные (информационо-рецептивные и собственно репродуктивные) и продуктивные (проблемное изложение, эвристические, исследовательские). Специфика этих методов обучения, связанная с деятельностью учителя (преподавание) и деятельностью учащихся (учение), представлена в таблице.
Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер). Характер познавательной деятельности отражает уровень самостоятельной деятельности учащихся. Этой классификации присущи следующие методы:
• Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный (рецепция - восприятие), метод. Суть этого метода состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сюда относятся такие приемы, как рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация.
• Репродуктивный метод. Заключается в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму. Используется для приобретения учащимися умений и навыков.

Классификация методов обучения (Голант И.Я., Верзилин Н.М.).

Наука » Педагогика » Дидактика
Первое наиболее полное описание системы методов, сложившихся в 60-е годы, дал Е.Я. Голант, который предложил классификацию по уровню активности учащихся. Он разделил все методы обучения на пассивные и активные в зависимости от степени включенности учащегося в учебную деятельность. К пассивным он отнес те методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация), а к активным - методы, организующие самостоятельную работу учащихся (работа с книгой, лабораторный метод) (Голант Е. Я. Методы обучения в советской школе. - М., 1957).

Урок – как основная форма организации обучения.

Наука » Педагогика » Дидактика
Ключевым элементом классно-урочной системы обучения является урок. (Классно-урочная система обучения – высшая форма группового обучения.) Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. Урок рассматривается как основная форма организации педагогического процесса, т. к. здесь возможна не только организация учебно-познавательной деятельности, но и интеллектуальное развитие личности ребенка, управление развитием способностей, формирование мировоззрения учащихся, потребности к знаниям, а также его воспитание. Цель урока – усвоение нового материала как части более обширного содержания, осознанное восприятие информации, запоминание ее и закрепление, использование в практической деятельности. На уроке создаются благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы детей. Урок всегда многопланов, т. к. в нем взаимодействуют все компоненты процесса обучения – педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, техническое оснащение и др. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса. На основании этого можно выделить особенности урока, отличающие его от других форм обучения: дидактические цели (соответствуют функциям обучения); определенный объем учебного материала; постоянный состав учащихся, одинаковый по возрасту; руководство со стороны учителя деятельностью учащихся; последовательность различных видов деятельности учителя и учащихся в зависимости от структуры урока; ограниченность во времени; четкое время проведения по расписанию; обязательность посещения урока; реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов; опора на достигнутый уровень знаний.

Сущность процесса обучения

Наука » Педагогика » Дидактика
Обучение — процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Отсюда и важнейшая социальная функция обучения — формирование личности, соответствующей социальным требованиям.
Обучение есть специально организованный процесс активного взаимодействия между учеником и педагогом, в результате которого у учащегося формируются определенные знания, умения и навыки на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у людей способности к деятельности. Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.
В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:
– двусторонний характер;
– совместная деятельность учителей и учащихся;
– руководство со стороны учителя;
– специальная планомерная организация и управление;
– целостность и единство;
– соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
– управление развитием и воспитанием учащихся.
В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:
– стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;
– организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;

Педагогическое общение на уроке

Наука » Педагогика » Дидактика
Решение проблем, связанных с перестройкой содержания образования, не исчерпывает всех задач повышения качества обучения. Все более неотложной становится задача радикального изменения процесса общения учителя и учащихся на уроке. Б.М. Неменский отмечает: “Несоответствие нынешнего содержания образования социальному заказу общества вопиюще. Из задач реального развития общества, поставленных перед школой, она осознает и пытается решить две простейшие: передачу опыта знаний и опыта навыков. Две же другие, важнейшие для экономики, нравственности, культуры общества: передачу творческого опыта и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, - школа и не осознает, и не решает (я прибавил бы к этому еще “опыт общения”). Школа не понимает, что без решения этих задач не может дать подлинного эффекта и решение двух первых” (13, с.47).

Что должно быть характерным для современного общения учителя и младших школьников? Что необходимо учитывать при организации такого общения на уроке?

Один из лидеров гуманистической психологии, выдающийся американский ученый К.Роджерс выдвинул ряд установок и принципов работы учителя-фасилитатора, которые могут считаться основными условиями успешной организации общения на уроке. Фасилитатор - это человек, создающий благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения детей.

Первая установка предполагает открытость учителя своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям, а также способность открыто выражать их в межличностном общении с учащимися. Вторая установка является выражением внутренней уверенности учителя в возможностях и способностях каждого учащегося. Третья - “эмпатическое понимание” - это видение учителем поведения учащегося, его разнообразных реакций, действий и поступков с точки зрения самого учащегося, его глазами. Таким образом, если учитель понимает и принимает внутренний мир своих учащихся в безоценочной манере, если он ведет себя естественно и в соответствии со своими внутренними переживаниями, если, наконец, он доброжелательно относится к учащимся, то тем самым он создает в общении все необходимые условия для фасилитации их осмысленного учения и личностного развития в целом.

Сущность процесса обучения

Наука » Педагогика » Дидактика
Начнем рассмотрение понятий с процесса обучения. В дидактике процесс обучения определяется как взаимодействие учителя и учащихся с целью образования, воспитания и развития последних. Иэ этого определения следует, что обучение - двусторонний процесс, охватывающий одновременно деятельность учителя (преподавание) и деятельность учащихся (учение). За счет чего преподавание и учение взаимосвязаны? Чтобы ответить на данный вопрос, надо рассмотреть деятельности учителя и учащихся. Что делает учитель? Организует передачу социального опыта (знаний, умений, взглядов и пр.): либо сам рассказывает, либо предлагает посмотреть учебный фильм, выполнить задание и т.д. А в процессе этой передачи учитель руководит тем, как дети воспринимают и усваивают опыт (то есть учением). Что же получается? - Средством их взаимодействия являются знания, умения, взгляды и пр., то есть все то, что составляет содержание образования.

В связи со сказанным представляют интерес два подхода к пониманию сущности процесса обучения.

Согласно наиболее распространенной концепции, обучение - это познание или вид познавательной деятельности. Ряд видных отечественных педагогов (М.Н. Алексеев, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Л.В.Занков и др.) рассматривают процесс обучения как разновидность познания. “Обучение есть в сущности своей процесс познания, - утверждает М.Н. Алексеев. - Обучение есть, бесспорно, познание, и, как любое познание, оно отображает действительность... Обучаясь, ученики познают объективный мир, общество, духовную жизнь людей, отображением которых являются изучаемые ими науки” (1, с.40-41).

Словарь терминов и персоналий

Наука » Педагогика » Дидактика
АДАПТИВНАЯ МОДЕЛЬ ШКОЛЫ — новая модель разноуров­невой и многопрофильной общеобразовательной массовой шко­лы с набором всевозможных классов и образовательных услуг, открытой для детей самых разных возможностей и способностей, вне зависимости от их индивидуальных психологических особен­ностей, здоровья, склонностей, материальной обеспеченности семьи.

АДАПТИВНОСТЬ-НЕАДАПТИВНОСТЬ - тенденции соот­ветствия—несоответствия между целями и достигаемыми резуль­татами деятельности. А. выражается в согласовании, а Н. — в рас­согласовании целей и результатов. Под воздействием воспитания и обучения, условий и образа жизни уровень А. повышается или понижается

АДАПТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ - способ­ность образовательной среды устанавливать соответствие между предлагаемыми образовательными услугами и образовательными запросами семьи, общественности и отдельных граждан, созда­вать и поддерживать условия для продуктивной работы педаго­гических кадров, управленческого и обслуживающего персонала. А. о. с. для каждого ребенка и взрослого проявляется в открытом и дружественном характере информационной и соц. среды во всех образовательных учреждениях; в разнообразии образовательных программ и согласованных с ними педагогических технологий, учитывающих индивидуальные особенности и интересы обучаю­щегося; в полноценности духовно-нравственного, интеллектуаль­ного, физического развития, гражданского и профессионального становления. Функции А. о. с: мотивационно-стимулирующая, сво­бодного самоопределения, пропедевтико-реабилитационная, коррекционно-компенсаторная.

Характеристика классических принципов обучения.

Наука » Педагогика » Дидактика
Принцип наглядности обучения

Безусловно, буквальный смысл названия принципа не отражает его содержания. Восприятие может осуществляться с помощью разных органов чувств: не только зрения, но и осязания, слуха, обоняния и т.д. В соответствии с данным принципом обучение должно опираться на использование разнообразных видов наглядности:

· Натуральной (эталонные изделия, образцы, детали и т.д.)

· Предметно-изобразительной – плоскостной (рисунки, фотографии) и объемной (макеты, муляжи).

· Условно-изобразительной, символической (схемы, диаграммы, графики, таблицы, модели, опорные сигналы, компьютерная графика).

· Словесной (образное описание).

· Динамической: аудиальной (звукозаписи); визуальной (динамические плакаты, электрофицированные схемы); аудиовизуальной (видеозаписи, кинофильмы).