Из истории становления развивающего обучения

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащегося и их реализацию. Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистерверга, К.Д. Ушинского и других зарубежных и отечественных педагогов. Подлинно научно-психологическое обоснование этой теории впервые дано в трудах Л.С. Выготского – выдающегося советского психолога – гуманиста. В начале 30-х годов он обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка как на свою непосредственную основную цель. По его убеждению, «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день, а на завтрашний день детского развития… Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития».

Л.С. Выготский:

– школьный возраст характеризуется тем, что у ученика возникает и развивается осознанность и произвольность собственных психических процессов;

– ввел понятие зоны ближайшего развития. Наличие этой зоны предполагает формирование у ребенка еще отсутствующих у него психических особенностей. Процессы обучения и воспитания в детском возрасте находятся в непосредственной зависимости не столько от уже созревших особенностей ребенка, сколько от тех, которые находятся в его зоне ближайшего развития.

С.Л. Рубинштейн:

– для ребенка нет ничего естественней, чем развиваться, формироваться и становиться тем, кто он есть в процессе обучения и воспитания;

– ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, воспитывается и обучается. Это значит, что обучение и воспитание включаются в сам процесс личностного развития, а не надстраиваются над ним.

– воспитание и обучение достигают желаемых целей при умелом направлении собственной деятельности ребенка. Поэтому педагогический процесс как деятельность учителя-воспитателя формирует развитие личности ребенка в меру того, как педагог руководит его деятельностью, а не подменяет его.

– всякая попытка педагога внести познавательные и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитания его личностных качеств.

Свое дальнейшее развитие теория развивающего обучения получила в экспериментальных работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Н.А. Менжинской и других. В развиваемых положениях указанных авторов обучение, воспитание и развитие предстают в системе как дидактический взаимоствязанный процесс. Обучение – ведущая движущая сила психического развития ребенка, становления у него новых качеств ума, внимания, памяти и других сторон психики. Усвоение знаний и опыта деятельности не противопоставляется развитию, а является его стороной. Продвижение в развитии становится условием глубокого и прочного усвоения знаний. Учебная деятельность школьника проходит в сотрудничестве со взрослыми, в совместном поиске, когда ребенок не получает готовых знаний, а напрягает свой ум и волю. Даже при минимальном участии в такой совместной деятельности он чувствует себя соавтором в решении возникающих проблем. Работа с опорой на ЗОНУ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ребенка помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям, способствует воспитанию у него веры в собственные силы.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.