Сотрудничество образовательных учреждений и семьи

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Согласованность и взаимодополнение семьи и образовательного учреждения во многом определяют качество социализированности и степень психического здоровья ребенка, его возможности в творческом самовыражении и построении конгруэнтных отношений с окружающим миром. Реализация кооперации семьи и образовательного учреждения осуществляется родителями и педагогами. Именно от их взаимопонимания и способности к сотрудничеству зависит качество и конструктивность формируемого у ребенка образа окружающего мира, поиск своего места в нем.

Основными принципами, определяющими успешность взаимодействия педагогов и родителей, являются следующие:

1. Принцип осознанности системного взаимодействия. Участники такого взаимодействия (педагоги и родители) должны осознавать необходимость совместных действий для личностного развития ребенка и раскрытия его творческого потенциала; идентифицировать себя как представителей системы взаимосвязанных институтов социализации ребенка; уметь находить конкретный контекст для взаимодействия.

2. Принцип согласованности усилий. Совместные усилия педагогов и родителей должны быть согласованы как на уровне содержания транслируемых посланий и предъявляемых ребенку правил и образцов, так и на уровне экспертизы и оценки поведения ребенка в заданном нормативном пространстве. Координаторами взаимодействия могут выступать психолог и методист (или социальный педагог), чьи действия определяются планом работы с родителями.

3. Принцип вариативности. Предъявляемые ребенку образцы социального поведения должны подбираться с учетом его индивидуальных особенностей и содержать вариативный спектр с возможностью выбора ребенком подходящего для него способа поведения.

4. Принцип дополнения. Педагоги и родители должны не дублировать единые функции, а дополнять усилия друг друга. Специфичность вклада каждой из сторон определяется особенностями социальных ролей педагога и родителя, разницей в педагогическом и родительском самосознании. Родители в большей степени способны повлиять на афективные компоненты социальной идентичности ребенка, его субъективное принятие правил (перевод во внутренний план), а педагоги объективируют социальные нормы и способствуют их переводу на поведенческий (внешний) уровень.

5. Принцип операциональной компетенции. Педагоги должны владеть системой методических приемов взаимодействия с родителями (диагностических, организационных, коммуникативных), уметь отбирать и реализовывать адекватные формы индивидуальной и групповой работы, гибко и оперативно реагировать на запросы родителей.

6. Принцип паритетности. Родители и педагоги являются партнерами в осуществлении поддержки процесса социализации ребенка. Организаторами взаимодействия являются педагоги. Для полноценного участия родителей в таком взаимодействии педагогический коллектив должен не только своевременно информировать родителей о качестве этого процесса, но и работать в режиме on-line, регулярно получать обратную связь от родителей и оперативно корректировать свои педагогические воздействия на ребенка.

И хотя направление «Работа с родителями» считается достаточно традиционным для отечественной системы образования, по мнению многих педагогов, оно является сложным в практической реализации, особенно в современных условиях. Среди основных трудностей работы с родителями воспитатели и учителя выделяют большой разброс в экономическом, образовательном и культурном статусах родителей детей одной группы или класса, что влечет за собой разный уровень ожиданий и требований к образовательному учреждению, а также различную степень готовности и возможности к сотрудничеству.

Современное положение в триаде «ребенок - родитель - педагог» в большинстве ситуаций описывается моделью № 1 (рис. 6.1). Отношения педагогов и родителей в этой модели сведены к минимуму, зачастую послания педагогов сводятся к информационным сообщениям (что предстоит в учреждении) и императивным распоряжениям («принести…, сдать…»), а ответные реакции родителей - к бытовым сообщениям и общим вопросам о ребенке.

Безусловно, такая модель отношений не ресурсна с точки зрения успешной социализации ребенка, она представляет собой вариант «разорванной системы». Главной стратегической линией работы в такой ситуации должно стать движение к восстановлению прерванной связи между элементами системы (модель № 2).

Сотрудничество образовательных учреждений и семьи

Рис. 6.1


Тактическими мероприятиями по оптимизации взаимодействия педагогов и родителей могут быть: выделение работы с родителями в качестве одного из приоритетных направлений работы педагогического коллектива; изучение запросов родителей и их степени готовности к сотрудничеству; постоянная консультативная поддержка, методическая помощь педагогам в организации намеченных мероприятий; психолого-педагогическое просвещение родителей и др.

В основе большинства родительских позиций лежит любовь к ребенку. Однако, руководствуясь природной интуицией и жизненным опытом, родители зачастую ощущают недостаточность психолого-педагогических знаний, панорамы генезиса возрастного развития, отсутствие арсенала педагогических умений, способных помочь ребенку в его взрослении. Поэтому традиционное для отечественной системы образования педагогическое просвещение является актуальным направлением работы и в современных условиях. При сохранении задач и содержания такой работы сегодня идет активный поиск новых форм сотрудничества педагогов и родителей (проектная деятельность, интернет-конференции, электронная рассылка и др.).

Цит. по: Психология и педагогика: учебник для вузов. /
Т. Д. Марцинковская, Л. П. Григорович. - М.: Проспект, 2009. - С. 414 - 423

Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.