Социальный заказ в условиях перехода к рыночной экономике

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В рамках непрерывного образования принципиально важным считается, что все (или почти все) социальные и возрастные группы населения формируют свой заказ к системе образования. Однако, как показывают исследования, переход к рыночной экономике неизбежно сопровождается ростом неравенства в доступности образования. Это означает, что некоторые формы и виды образования становятся более востребуемыми, тогда как другие – могут исчезать.

Очевидно, что основной “вызов” нынешнего положения, это преодоление безработицы и ее негативных последствий при помощи образования.

Безработица представляет собой социально-экономическое явление, при котором определенная часть трудоспособного населения не находит себе применения в сфере оплачиваемого труда, становясь избыточной рабочей силой. Обычно, безработица подразделяется на два вида:

а) общая безработица, порождаемая экономическими кризисами и спадом производства;

б) структурная безработица, порождаемая технологическим прогрессом, вытесняющим из сферы труда рабочую силу более низкой квалификации.

Для технологически развитых стран более характерен второй вид безработицы, носящий перманентный характер. На него в основном сориентирована система профессионального образования, выступающая своеобразным амортизатором, смягчающим негативные последствия от потери рабочего места. Высвобожденный работник получает возможность без больших экономических и морально-психологических потерь повысить квалификацию или приобрести новую, более соответствующую текущей рыночной конъюнктуре профессию.

По данным Госкомстата, уровень безработицы в стране стабилизировался в последние два года, однако наблюдается любопытная внутренняя динамика в группе самих безработных. Так, если рассмотреть состав безработных по уровню образования, то оказывается, что в группе с неполным высшим профессиональным образованием безработных почти в четыре раза меньше, чем в группе лиц с высшим профессиональным образованием[6]. На наш взгляд, это означает, что недоучившись в свое время по самым различным причинам (семья, необходимость заработка и т.д.) эти люди как бы “завершили” (неважно, в какой форме) образование уже с учетом новых требований на рынке труда и успешно трудоустроились.

В то же время, дипломированные специалисты часто не могут демонстрировать нужной профессиональной мобильности. С одной стороны, это упрек к действующей системе высшего образования, с другой – необходимость создания специальных образовательных программ. Профессиональная мобильность как личностное качество выражается в способности легко и быстро осваивать новые реалии, находить адекватные способы разрешения неожиданных проблем и нестандартных задач. Этому требованию отвечают работники, хорошо освоившие фундаментальные теоретические основы профессиональной деятельности. Отсюда следует необходимость пересмотра соотношения общетеоретических, специальных и прикладных дисциплин в профессиональном образовании.

В качестве специального заказа непрерывному образованию следует также считать разработку программ, которые способствовали бы нейтрализации негативных сторон перехода к рыночной экономике. Дело заключается в том, что рыночная экономика потенциально конфликтна и потому криминогенна. Это наглядно подтверждает мировой опыт и история ее становления в нашей стране. Система образования, разумеется, не может оградить общество от преступности и иных форм аморализма. Однако она может внести свой вклад в развитие личностных качеств, которые компенсировали бы эгоизм, неразборчивость в средствах достижения частных интересов, жесткость по отношению к экономическому сопернику, недоверие к партнеру, утилитарно-прагматическое отношение к жизни и другие атрибуты конкурентной борьбы.

Еще одна особенность, которая углубляет социальное неравенство - это платность образования. В принципе можно назвать три источника финансирования образовательных программ. Это государственный (местный или федеральный) бюджет, средства предприятий или общественных фондов и, наконец, личные средства граждан. Практика последних лет показывает, что перенос принципов рыночной экономики на деятельность самих образовательных учреждений случается все чаще. Между тем, следует отличать коммерческие образовательные программы (как правило, в рамках профессионального образования) и общеобразовательные (просветительские). Последние вообще должны быть освобождены от уплаты налогов.

Налогообложение образовательных учреждений в переходный период требует особого внимания со стороны законодателей и общественности. Жесткое налогообложение не позволяет развивать различные формы просветительской деятельности, а существующие заведения работают преимущественно с платежеспособной частью населения. Такое положение вступает в противоречие с принципом доступности образования и ущемляет право на образование всех и в любом возрасте. Кроме этого, коммерциализация данной сферы далеко не всегда ведет к повышению качества образования. Поэтому, среди неотложных задач – отработка механизмов ваучеризации различных форм образования, с учетом принципа социальной справедливости и равных стартовых возможностей. Особое значение, также, будет иметь система инвестирования и налогообложения учреждений образования, которая сегодня отнюдь не благоприятствует развитию этой деятельности. Наконец, следует продумать комплекс мер, возрождающих давнишнюю российскую традицию благотворительности в адрес учащихся и учебных заведений – университетов, библиотек, музеев и т.д.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.