В истории развития зарубежной и отечественной школы к настоящему времени известны различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации. К их числу, например, можно отнести:
• индивидуально-групповое обучение (школьная система Средневековья);
• взаимное обучение (английская белл-ланкастерская школьная система);
• дифференцированное обучение по способностям обучаемых (мангеймская школьная система);
• бригадное обучение (советская школьная система 20-х годов XX века);
• американский «план Трампа», по которому 40% времени учащиеся занимаются в больших группах (100-150 человек), 20% в малых (10-15 человека) и 40% времени отводится на самостоятельную работу и др.
В то же время следует учитывать, что с точки зрения современной отечественной дидактики, в формах обучения находят отражение группировка обучаемых, место, время и режим занятия, соотношение между коллективной и индивидуальной познавательной деятельностью и некоторые другие особенности учебного процесса. Иными словами, это внешнее выражение согласованной деятельности педагогов и обучаемых, осуществляемой в определяемом порядке и режиме. Вследствие этого, под формами обучения понимается организационная сторона учебного процесса, определяющая содержание учебных занятий, их структуру, продолжительность и место, а также состав и группировку обучаемых.
С учетом предложенного определения формы обучения объединяются в несколько самостоятельных групп (систем) по определенным признакам:
♦ по количеству учащихся – коллективные (поточные), групповые (классные), индивидуальные;
♦ по месту учебы – школьные (уроки) и внешкольные (выполнение домашних заданий);
♦ по продолжительности – академический час (40-45 мин.), сдвоенное (парное) занятие (80-90 мин.), занятие без звонков (произвольной длительности);
♦ по специфике взаимодействия педагога и обучаемых – классноурочная, лекционно-семинарская и др.
Важно отметить, что в представленной системе наиболее значимой для профессиональной деятельности педагогов признается классноурочная и лекционно-семинарская группировка форм обучения. При этом первая преимущественно рассматривается как урок, а во вторую включаются лекции, семинары, практикумы, факультативные занятия, консультации и некоторые другие. Вследствие этого, целесообразно остановиться именно на их общей характеристике.
• индивидуально-групповое обучение (школьная система Средневековья);
• взаимное обучение (английская белл-ланкастерская школьная система);
• дифференцированное обучение по способностям обучаемых (мангеймская школьная система);
• бригадное обучение (советская школьная система 20-х годов XX века);
• американский «план Трампа», по которому 40% времени учащиеся занимаются в больших группах (100-150 человек), 20% в малых (10-15 человека) и 40% времени отводится на самостоятельную работу и др.
В то же время следует учитывать, что с точки зрения современной отечественной дидактики, в формах обучения находят отражение группировка обучаемых, место, время и режим занятия, соотношение между коллективной и индивидуальной познавательной деятельностью и некоторые другие особенности учебного процесса. Иными словами, это внешнее выражение согласованной деятельности педагогов и обучаемых, осуществляемой в определяемом порядке и режиме. Вследствие этого, под формами обучения понимается организационная сторона учебного процесса, определяющая содержание учебных занятий, их структуру, продолжительность и место, а также состав и группировку обучаемых.
С учетом предложенного определения формы обучения объединяются в несколько самостоятельных групп (систем) по определенным признакам:
♦ по количеству учащихся – коллективные (поточные), групповые (классные), индивидуальные;
♦ по месту учебы – школьные (уроки) и внешкольные (выполнение домашних заданий);
♦ по продолжительности – академический час (40-45 мин.), сдвоенное (парное) занятие (80-90 мин.), занятие без звонков (произвольной длительности);
♦ по специфике взаимодействия педагога и обучаемых – классноурочная, лекционно-семинарская и др.
Важно отметить, что в представленной системе наиболее значимой для профессиональной деятельности педагогов признается классноурочная и лекционно-семинарская группировка форм обучения. При этом первая преимущественно рассматривается как урок, а во вторую включаются лекции, семинары, практикумы, факультативные занятия, консультации и некоторые другие. Вследствие этого, целесообразно остановиться именно на их общей характеристике.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи