Наука » Педагогика » Дидактика
Звуковые средства обучения наряду с диафильмами считаются наиболее часто используемыми техническими средствами обучения и воспитания в школьной массовой практике. По ряду школьных дисциплин в соответствии с учебными программами комплекты звуковых пособий, объединенные в фонохрестоматии.
Магнитная запись открывает гораздо более широкие педагогические возможности, нежели грамзапись. Возможность записи речи обучающегося, анализа ошибок, сравнения ее с образцовой речью, а также многократного воспроизведения, повторения с точностью, недоступной человеку, позволяет совершенствовать методику преподавания языков. Применение звукозаписи для развития устной речи учащихся помогает учителю зафиксировать ее, выявить неуловимые для учеников при произношении ошибки, проанализировать и устранить их.
Точная запись устной речи при обучении дает возможность учителю сделать ее у учащихся более правильной и выразительной, отработать интонации, темп, добиться умения применять паузы и другие приемы, исправить содержательные ошибки. Звукозапись используют и при изучении грамматики, в особенности тех разделов синтаксиса, где важна интонация, так как от нее зависит правильная расстановка знаков препинания.
Магнитофон можно применять для магнитофонного опроса, когда по очереди 3-4 ученика во время уплотненного опроса тихонько наговаривают небольшие по продолжительности (2-3 мин) ответы на магнитофон, которые учитель прослушает после урока и поставит отметки. После прослушивания учитель может отработать ответ вместе с учеником, уточнить и исправить все допущенные ошибки и неточности. Такой опрос хорошо использовать для робких и слабоуспевающих учеников, которые боятся говорить перед классом.
Магнитофильмы к урокам могут быть созданы самим преподавателем на основании записей с радиои телеприемников, живой речи, звуков природы или искусственных, магнитных записей, грамзаписей, записей на дисках и др. Магнитную запись можно постоянно дополнять, корректировать и, когда она износится, переписать на новую ленту.
Все звуковые записи, используемые в школе, можно разделить на две группы: учебные и художественные. Учебные записи имеют рабочие паузы для выполнения заданий, комментарии по отдельным частям записанного материала, специально вставленные сравнения и сопоставления. Художественные записи целостно воспроизводят художественный текст без каких-либо дидактических вставок.
В школьной практике используют следующие виды аудиозаписей.
Документальные звукозаписи, которые включают записи голосов писателей, исторические фонодокументы, выступления политических деятелей, ученых, рассказы очевидцев или участников событий. Фонохрестоматия «Великая Отечественная война» воскрешает страницы трагической и героической истории нашей страны.
Тематические звуковые пособия - специальные фонозаписи по темам школьных программ. Например «Голоса истории живые», «Куликовская битва» и др.
Записи музыкальных произведений прежде всего используются на уроках музыки, помогая почувствовать глубину и силу музыкального искусства, научить дошкольника и школьника слушать музыку, пробудить в нем любовь и живой интерес к ней, понять ее содержание и характер.
Записи натуральных, естественных звучаний, когда реальный звук помогает лучше понять и почувствовать сущность изучаемого явления. Например, на уроке или занятии важно прослушать крики и голоса различных животных и птиц, шум моря, звуки грозы, промышленные звуки и т. п.
Звукозаписи для организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке - записанные на магнитную ленту диктанты и разнообразные задания для самостоятельной работы учащихся.
Звукозаписи для лингафонных устройств. Применение специальных программ (звукозаписей) для лингафонных устройств и кабинетов дает возможность учащимся упражняться в восприятии речи без зрительной опоры.
На уроках истории применяют как документальные записи, так и художественные отрывки, воспроизводящие на документальной основе исторические события. Они помогают учащимся глубже проникнуть в историческую действительность, конкретизируют ее и способствуют созданию ярких образов. В них звучат голоса очевидцев событий или записи с места события, которые не только имеют большое познавательное значение, но и вызывают у учащихся глубокий эмоциональный отклик.
Познавательные аудиозаписи не только повышают интерес к урокам и закрепляют положительную школьную мотивацию, но и пробуждают интерес к тому, чтобы узнать что-то дополнительное самостоятельно.
Магнитная запись открывает гораздо более широкие педагогические возможности, нежели грамзапись. Возможность записи речи обучающегося, анализа ошибок, сравнения ее с образцовой речью, а также многократного воспроизведения, повторения с точностью, недоступной человеку, позволяет совершенствовать методику преподавания языков. Применение звукозаписи для развития устной речи учащихся помогает учителю зафиксировать ее, выявить неуловимые для учеников при произношении ошибки, проанализировать и устранить их.
Точная запись устной речи при обучении дает возможность учителю сделать ее у учащихся более правильной и выразительной, отработать интонации, темп, добиться умения применять паузы и другие приемы, исправить содержательные ошибки. Звукозапись используют и при изучении грамматики, в особенности тех разделов синтаксиса, где важна интонация, так как от нее зависит правильная расстановка знаков препинания.
Магнитофон можно применять для магнитофонного опроса, когда по очереди 3-4 ученика во время уплотненного опроса тихонько наговаривают небольшие по продолжительности (2-3 мин) ответы на магнитофон, которые учитель прослушает после урока и поставит отметки. После прослушивания учитель может отработать ответ вместе с учеником, уточнить и исправить все допущенные ошибки и неточности. Такой опрос хорошо использовать для робких и слабоуспевающих учеников, которые боятся говорить перед классом.
Магнитофильмы к урокам могут быть созданы самим преподавателем на основании записей с радиои телеприемников, живой речи, звуков природы или искусственных, магнитных записей, грамзаписей, записей на дисках и др. Магнитную запись можно постоянно дополнять, корректировать и, когда она износится, переписать на новую ленту.
Все звуковые записи, используемые в школе, можно разделить на две группы: учебные и художественные. Учебные записи имеют рабочие паузы для выполнения заданий, комментарии по отдельным частям записанного материала, специально вставленные сравнения и сопоставления. Художественные записи целостно воспроизводят художественный текст без каких-либо дидактических вставок.
В школьной практике используют следующие виды аудиозаписей.
Документальные звукозаписи, которые включают записи голосов писателей, исторические фонодокументы, выступления политических деятелей, ученых, рассказы очевидцев или участников событий. Фонохрестоматия «Великая Отечественная война» воскрешает страницы трагической и героической истории нашей страны.
Тематические звуковые пособия - специальные фонозаписи по темам школьных программ. Например «Голоса истории живые», «Куликовская битва» и др.
Записи музыкальных произведений прежде всего используются на уроках музыки, помогая почувствовать глубину и силу музыкального искусства, научить дошкольника и школьника слушать музыку, пробудить в нем любовь и живой интерес к ней, понять ее содержание и характер.
Записи натуральных, естественных звучаний, когда реальный звук помогает лучше понять и почувствовать сущность изучаемого явления. Например, на уроке или занятии важно прослушать крики и голоса различных животных и птиц, шум моря, звуки грозы, промышленные звуки и т. п.
Звукозаписи для организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке - записанные на магнитную ленту диктанты и разнообразные задания для самостоятельной работы учащихся.
Звукозаписи для лингафонных устройств. Применение специальных программ (звукозаписей) для лингафонных устройств и кабинетов дает возможность учащимся упражняться в восприятии речи без зрительной опоры.
На уроках истории применяют как документальные записи, так и художественные отрывки, воспроизводящие на документальной основе исторические события. Они помогают учащимся глубже проникнуть в историческую действительность, конкретизируют ее и способствуют созданию ярких образов. В них звучат голоса очевидцев событий или записи с места события, которые не только имеют большое познавательное значение, но и вызывают у учащихся глубокий эмоциональный отклик.
Познавательные аудиозаписи не только повышают интерес к урокам и закрепляют положительную школьную мотивацию, но и пробуждают интерес к тому, чтобы узнать что-то дополнительное самостоятельно.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи