Методическая система обучения информатике и учебный предмет

Наука » Педагогика
Понятие «методическая система обучения» педагогическая литература определяет как целостную модель педагогической деятельности, которая затем конкретизируется в процессе этой деятельности. Причем, если речь идет об обучении, то это программа обучения конкретным предметам и те материалы, в которых эти программы находят свое воплощение: учебники, сборники задач, книги для чтения, наглядные пособия, технические средства обучения и т. п. Специалисты в области методики обучения конкретизировали это понятие. Например, А. М. Пышкало в своем представлении о методической системе обучения исходит из того, что она являет собой структуру, компонентами которой являются цели обучения, содержание обучения, методы обучения, формы и средства обучения. Н. Л. Стефанова в понятие «методическая система обучения» вкладывает следующее содержание: это модель, отражающая различные компоненты процесса обучения, включающая цели, содержание, методы и формы, средства и планируемые результаты обучения. Методическая система обучения (по А. П. Тряпицыной) – это совокупность условий реализации методической идеи. При этом, под условиями реализации понимаются определенные элементы педагогического процесса (цели, содержание, методы, формы и средства обучения).
Отсутствие на сегодняшний день общепризнанного краткого определения науки информатики связано с бурным процессом ее развития, в результате которого определение, кажущееся аккуратным сегодня, становится неудовлетворительным уже в ближайшем будущем. В связи с этим образовательная область информатики находится на этапе отбора содержания. Классическое определение понятия методической системы обучения не отражает в полной мере состояние процесса становления образовательной области информатики. Предлагаемая структура методической системы обучения (рис.1) отличается от существующих наличием определенных элементов, имеющих технологическую направленность. Системообразующим фактором выступают цели обучения.

Методическая система обучения информатике и учебный предмет


Рис.1. Методическая система обучения информатике



Остановимся на понятии технология. В глоссарии терминов ЮНЕСКО под «педагогической технологией» понимается методология конструирования и оценивания образовательных процессов путем учета человеческих, временных и других ресурсов для достижения эффективного образования.
Технология обучения сводится к модернизации дидактической системы на основе изучения образующих её элементов и её опытной проверке. При этом строгое определение целей обучения (почему и для чего?) должно содействовать отбору и построению содержания (что?), организации учебного процесса (как?), методов и средств обучения (с помощью чего?), а также учитывать необходимый уровень квалификации преподавателей (кто?) и методы оценки достигаемых результатов обучения (так ли?).

Разработка педагогических технологий в настоящее время является наиболее существенным фактором развития и модернизации образования.
Итак, методическая система обучения отражает модель педагогической деятельности. Но каким образом и на каком этапе существования этой модели педагог строит учебный предмет?
Прежде чем дать ответ на поставленный вопрос, определим понятие «учебный предмет». Далее термины «учебный предмет» и
«учебная дисциплина» будем считать синонимами.
По определению В. И. Гинецинского [2] учебная дисциплина (учебный предмет) – это педагогически адаптированная, телеономно ориентированная и предметно специфицированная система знания.
Под педагогической адаптацией в данном случае понимается такая модификация или такой отбор из многообразия имеющихся знаний, которые соответствуют уровню познавательных возможностей учащихся.
Телеономная организация подразумевает, что система знаний,
образующих учебную дисциплину, направлена на достижение определенных целей, в качестве которых, в частности, могут фигурировать отдельные подструктуры субъектно-личностной организации человека.
Предметная спецификация познавательной деятельности возможна в том случае, если область изучаемых объектов ограничивается так, что можно дифференцировать объекты, входящие в эту область, и объекты, не входящие в неё, если определяются понятийно–терминологический аппарат, проблематика, методы, обусловливающие четкий познавательный ракурс деятельности.
При рассмотрении структуры учебного плана можно говорить об элементах этой структуры как об учебных дисциплинах. Отсюда
другой вариант предварительного определения интересующего нас понятия: учебная дисциплина – это элемент структуры учебного плана. Педагогический смысл такого определения в том, что одна и та же по содержанию учебная дисциплина, выступая в качестве элементов разных учебных планов, будет изменять свои функции, т. е. будет меняться сама.
Приведем пример интерпретации введенного определения.
В. С. Леднев отметил, что:
1) объектом изучения школьной или вузовской дисциплины (учебным объектом) является предмет соответствующей научной области;
2) предмет изучения школьной или вузовской дисциплины не имеет аналога в науке. Он характеризуется двумя моментами:
• учебным объектом;
• особенностями изучения этой области действительности, предопределяемыми целями обучения (в частности, к специфике изучения объекта относится неполное отражение в учебном курсе научных знаний и включение в его содержание системы умений и навыков, не свойственных, вообще говоря, содержанию науки).
Таким образом, можно сформулировать следующее определение.
Информатика как учебный предмет (понимаемый в узком смысле) – это педагогически адаптированная, телеономно ориентированная и предметно специфицированная система знания:
• учебным объектом которой является предмет информатики как научной дисциплины;
• предметом – результат дидактической переработки научных знаний, относящихся к учебному объекту, в соответствии с целями обучения.
Дидактическая переработка – это выбор, расположение и концентрация учебного материала, дидактическое упрощение, дидактическая систематика, формы представления содержания обучения и т. д.
Обзор публикаций по этому вопросу показал, что одни авторы предлагают считать предметом информатики виртуальные машины
и их конкретные реализации, другие выделяют в качестве важнейших понятий информатики следующие: «исполнитель», «система команд», «элементарное действие», «вспомогательные алгоритмы», третьи видят в качестве основы учебной дисциплины информатики целенаправленное изучение знаковых систем.
Рассмотрим понятие «учебная дисциплина» с другой точки зрения.
Этимология определяет, что термин «дисциплина» происходит от латинского глагола discere (изучать) и производного от него существительного discipulus («тот, кто изучает»). Итак, первоначально понятие дисциплины было связано с самим принципом учения.
По мнению Дж. Гоццера учебная дисциплина – это необходимая естественная среда, лежащая в основе развития мыслительных способностей ученика в ходе его общего развития.
Учебная дисциплина как система знаний выступает в качестве предмета учебно-познавательной деятельности. Соответственно с изменением параметров этой системы будет меняться характер и учебно-познавательной деятельности и обусловленных ею других видов деятельности. Поэтому можно сказать, что учебная дисциплина (по В. И. Гинецинскому) – это система видов учебно-познавательной деятельности. Если одна и та же система знаний будет изучаться в различных условиях деятельности, мы вправе говорить о разных учебных дисциплинах, хотя их названия будут совпадать.
Учебный предмет является ведущим средством реализации содержания образования со всеми его основными элементами.

В связи с этим определим учебный предмет как некоторую систему, цель которой – развитие мыслительных способностей ученика, а структура – изоморфна (или гомоморфна) структуре методической системы обучения. Это можно представить схемой, изображенной на рис.2.

Предлагаемая модель учебного предмета дает возможность педагогу учесть возрастной ценз учащихся (элемент «Учащиеся») и подойти к построению учебной дисциплины творчески, проецируя построенную модель на реальную ситуацию.
Следует отметить, что методическая система обучения должна
пройти определенные этапы своего существования прежде чем появится возможность обоснованного построения варианта учебного предмета.
Выделим следующие этапы методического эксперимента (этапы «жизни» методической системы обучения конкретному учебному предмету, рис.3):
1) проектирование и конструирование методической системы
обучения;
2) реализация методической системы обучения, т. е. создание конкретного учебного предмета и его внедрение в педагогическую практику (школы, вуза и т. п.);
3) анализ реализации методической системы обучения учебному предмету, т. е. классический педагогический эксперимент;
4) анализ методической системы обучения, породившей данный учебный предмет;
5) развитие методической системы обучения учебному предмету;
6) переход к первому, второму или третьему этапу методического эксперимента.


Проектирование методической системы

Конструирование методической системы

Реализация (внедрение) методической системы обучения (создание учебного предмета)

Анализ реализации методической системы обучения (педагогический эксперимент)

Анализ методической системы обучения, породивший учебный предмет

Развитие методической системы обучения


Под проектированием здесь будем понимать деятельность, связанную с отбором содержания элементов предполагаемой модели методической системы обучения. На этапе конструирования устанавливаются взаимосвязи между элементами системы. Реализация предполагает внедрение методической системы обучения в учебный процесс, другими словами — создание учебного предмета.
Таким образом, учебный предмет является формой реализации методической теории, представленной в виде методической системы обучения. Из одной методической системы обучения можно построить множество вариантов учебного предмета.
Разумеется, в данном случае мы можем говорить о выборе варианта учебного предмета, оптимального в некотором смысле.

Список литературы
1. Анри Ф. Заочное обучение и коммуникация с помощью ЭВМ // Перспективы. Вопр. Образования. – 1989. – № 1. – С. 82–87.
2. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. – СПб.: Изд–во СПбГУ, 2002. – 154 с.
3. Хуторской А. В. Современная дидактика: учеб. для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – 544 с.

Источник: Т. А. Бороненко
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.