Сравнительный анализ результатов вариативного использования инновационных технологий обучения

Наука » Педагогика
В статье рассматриваются принципы создания и модели дидактической системы процесса обучения на основе разработанных комплексов технологий обучения и методы выявления их влияния на развитие мотивации обучения школьников. В рамках исследования был проведен ретроспективный анализ, который позволил переосмыслить, обобщить и конкретизировать определенные положения и результаты исследования, а также наметить пути опытно-экспериментальной работы на более высоком, системном уровне применения инновационных технологий обучения.
В исследовании выделены три уровня применения технологий:
фрагментарный, комплексный и системный. Системный уровень рассматривается как более высокий, по сравнению с комплексным, уровень организации дидактической системы, с более сложной структурой и стратегией управления учебной деятельностью учащихся:
в качестве укрупненной дидактической единицы выступает не отдельный урок как при фрагментарном использовании ИТО, и не учебная тема как при комплексном использовании ИТО, а учебный предмет в целом, весь период его изучения в течение учебного года, включая уроки, домашние задания, внеклассную работу, зачеты, итоговую аттестацию;
- выстраивается стратегия управления учебной деятельностью учащихся на основе технологического подхода к изучению учебного
предмета, который предусматривает изменение типового тематического планирования и использования ИТО и по отдельности и в комплексах; последовательным и параллельным способом в логике решения дидактических задач, обеспечивающей результативность процесса обучения;
при системном применении ИТО более значимую роль начинает играть проектные и акмеологические технологии, которые требуют более длительного времени для своей результативности и отработки проектно-исследовательских умений самоорганизации и саморегуляции в учебе;
дидактическая система приобретает черты технологии мотивационного обучения, поскольку управление учебной деятельностью учащихся осуществляется путем регуляции стимулов мотивации учения, присущим отдельным ИТО и их комплексам, путем комбинации и варьирования стимулов, что усиливает возможности индивидуального подхода к учащимся с разными уровнями учебной мотивации.
Поисковый этап опытно-экспериментальной работы с системным применением ИТО проводился в 2011/2012 учебном году в 8б классе (25 чел.) в процессе обучения курсу физики. Получены следующие результаты:
физика как учебный предмет заняла I место по уровню учебной мотивации познавательной направленности (по методике Т. Д. Дубовицкой) среди других учебных предметов (рис. 1);

Сравнительный анализ результатов вариативного использования инновационных технологий обучения


Рис. 1. Сравнение уровней учебной мотивации по предметам в 8-х классах


уровни мотивации учения распределись следующим образом:
I место – высокий уровень с устойчивой и ярко выраженной мотивацией – 12 человек (48%);
II место – средний уровень – 8 человек (32%);
III место – низкий уровень – 5 человек (20%);
в структуре мотивации учения преобладают следующие мотивы: I место – позиции школьника (6,89 %), II место – саморазвития (6,67 %),
III место – внешние (5,56 %), IV место – познавательные мотивы и мотивы достижения успеха (5,28 %).
итоговая аттестация за учебный год по физике составила: «5» – 3 чел (12%); «4» – 10 человек (40%); «3» – 12 человек (48%); средний коэффициент обученности в классе составил 0,81.
Системное применение ИТО как средства развития мотивации учения школьников позволило применить монографический метод исследования и проследить развитие учебной мотивации у отдельных учеников, к которым применялся индивидуальный подход. Приведем пример.
Ученик 10 класса Сергей С. – высокий уровень мотивации учения; наличие познавательного интереса к изучению предмета физика; средний уровень обученности. Во время проведения эксперимента уровень мотивации учения Сергея С. изменился от низкого к высокому. Сергей С.
проявлял активный интерес к предмету и активно участвовал во внеклассных мероприятиях: предметные олимпиады 2010–2012 учебного года, участие в игре «Умники и умницы» среди 9-х классов (физика+математика+физкультура). Мотивация учения Сергея С. была устойчивой, что проявлялось в активной позиции участника на внеклассных мероприятиях по физике, а также работе на уроках физики. Развитие
мотивации учения Сергея С. сочеталось с ростом его обученности по данному предмету. В 2011/12 учебном году Сергей показал хороший результат на школьном этапе предметной олимпиады по физике и занял IV место среди учащихся 10 классов (всего участвовало 10 человек). В начале эксперимента итоговая оценка была «3», а в 2011/12 учебном году стала «4», т. е. Сергей успешно реализовывал свой потенциал. В начальном этапе эксперимента учитель проводил индивидуальную работу с этим учащимся, подбирая материал для Сергея. Такая работа стала возможной при применении ИТО. Результаты Сергея С. свидетельствуют о влиянии комплексов ИТО на мотивацию учения.
Системное применение технологий опирается на результаты исследования, полученные при комплексном применении ИТО в отдельных учебных темах. В основу выбора технологий был положен принцип взаимодополняемости и компенсации недостатков. С помощью инновационных технологий обучения важно было обеспечить возможность каждому ученику иметь успех в своем развитии, иметь высокую мотивацию учения. Технологии были скомбинированы в несколько комплексов так, чтобы эти комплексы способствовали успешному обучению каждого ученика. Были созданы основные комплексы технологий:
1) Комплекс №1: ИКТ, игровая технология, акмеологическая технология «параллельного педагогического действия».
2) Комплекс №2: ИКТ, игровая технология, акмеологическая технология поуровневого усвоения знаний.
3) Комплекс №3: модульные технологии, акмеологическая технология саморазвития, ИКТ.
В каждом комплексе применялись различные технологии ИКТ: презентации MS Power Point, программа создания моделей Blender, программные продукты 1С Физика, «Физика 7–11». Эти технологии дают возможность решить проблему наглядности физических процессов, кроме того, обладают интерактивностью, что является плюсом данной технологии. С помощью ИКТ учитель может успешно решить задачу изучения нового материала на уроке в интерактивном режиме. Игровая технология является одной из эффективных технологий в организации учебной деятельности. Существуют различные игровые технологии, которые могут способствовать различным задачам урока: закрепление знаний, решение задач, также они могут влиять на такие стимулы как
самооценка, нестандартное представление информации на уроке. Игровые технологии позволяют разнообразить учебную деятельность на уроке, влияют на наблюдательность и развитие творческого воображения. Игровые технологии можно применять в 7–11 классах с учетом возрастных особенностей: в 7–8-х классах игры, связанные с рассмотрением физических явлений, 9–10-х игры связанные с объяснением физических
явлений, в 11-х – к мировоззренческому их толкованию. Таким образом, ИКТ дают возможность немедленного отклика и представление материала наглядно, игровые технологии помогают представить материал необычно, развивать самоконтроль, акмеологические технологии дают возможность саморазвития, применения гуманистического подхода, развития творчества учащихся.
Для внедрения комплексов технологий была создана дидактическая
модель изучения учебной темы, построенная на основе спроектированных моделей комплексов технологий. При проектиравании дидактической модели изучения учебного предмета учитывались следующие позиции:
1. Цель дидактической системы связана с результатом (результативным блоком), в котором должно отражаться изменение уровня
мотивации учения школьников и обученность школьников как взаимосвязанные величины.
2. Цель дидактической системы связана с дидактическим блоком, учителем, психолого-педагогическими условиями. Дидактический

блок состоит из следующих модулей: содержание, под которым понимается учебный материал по темам (теории, законы, явления, физические процессы и т.д.) и дидактические средства, под которыми понимается материально-техническая база (оснащение мультимедийной техникой, наличие лабораторного и демонстрационного оборудования, карт и т. д.) и комплексы технологий. Также был выделен модуль «Психолого-педагогические условия», под этим понимается психологический климат в классе, общий уровень мотивации в классе, психолого-педагогическое сопровождение, обученность. Еще одним важным компонентом является учитель, его профессионализм, проектнотехнологическая и аналитико-диагностическая компетентность. Проектирование комплексов технологий, которые должны повлиять на мотивацию учения школьников, а следовательно, и на обученность как одну из составляющих качества образования, предполагает наличие не только благоприятных психологопедагогических условий, но и дидактических условий.
Необходимость выделения дидактических условий применения ИТО была мотивирована анализом результатов поисковоформирующего эксперимента по комплексному применению ИТО.
Дидактические условия представляют собой способы организации процесса обучения, связанные с вариативным применением ИТО. К таким условиям в исследовании отнесены:
проектирование дидактических систем в рамках учебной темы или учебного предмета;
проектирование комплексов ИТО;
способ применения комплексов последовательный или параллельный;
способ применения технологий в дидактической системе, фрагментарный, комплексный или системный;
сочетание стимулов мотивации при комбинировании технологий обучения;
взаимодействие технологий с другими факторами мотивации учения в структуре процесса обучения (содержание, личность учителя, психолого-педагогические условия);
- системная диагностика как управленческий фактор регуляции учебной деятельности учащихся и обучающей деятельности учителя.
Таким образом, дидактическая система изучения учебного предмета с применением ИТО должна отражать структуру процесса обучения,
адекватную структуре учебной деятельности учащихся: дидактические задачи – отбор содержания – выбор технологий обучения – определение дидактических условий их реализации – оценка результатов.

Анализируя результаты, следует отметить, что при постепенном внедрении комплексов технологий нулевой уровень мотивации исчезает при внедрении третьего комплекса технологий. Также с внедрением комплексов количество человек с низким уровнем мотивации уменьшается, а количество человек со средним и высоким уровнем увеличивается, достигая своего максимума при внедрении второго комплекса технологий.
На констатирующем этапе эксперимента преобладали средний уровень мотивации в 7,8,9-х классах предмет «Физика» и низкий уровень мотивации учащихся 8,9-х классах предмет «Иностранный язык». При внедрении первого комплекса технологий следует отметить уменьшение всех уровней мотивации. Такое изменение произошло из-за большого оттока учащихся из школы (12 человек) вследствие закрытия старого здания школы и объединения двух 8-х классов в один. При внедрении второго комплекса технологий наблюдается увеличение среднего уровня мотивации учащихся при снижении высокого и низкого уровней мотивации. При внедрении третьего комплекса технологий наблюдается изменение, при котором происходит практически полная перестройка уровней мотивации: количество человек с низким уровнем мотивации резко уменьшается, а количество учащихся со средним и высоким уровнем мотивации составляет большую часть учащихся 10 класса. Такое изменение уровня мотивации может быть связано с тем, что учащихся, которые пришли в школу получать полное среднее образование, изначально имели достаточно высокий уровень мотивации, который был поддержан внедряемыми комплексами технологий.
Результаты внедрения комплексов технологий говорят о следующем, уже при внедрении первого комплекса технологий в 9-х классах
уровень мотивации изменяется. Исчезают учащиеся с нулевым уровнем
мотивации, уменьшается количество учащихся с низким уровнем мотивации и растет количество учащихся со средним и высоким уровнем мотивации. В 10-м классе при внедрении второго комплекса технологий происходят количественные изменения состава класса и вместе с тем качественные изменения, которые выражаются в снижении количества
учащихся с низким уровнем мотивации. В 11-м классе происходит изменение уровня мотивации учения в связи с определение учащимися предметов для сдачи ЕГЭ, причем высокий уровень мотивации учения имеют те учащиеся, которые предмет «Физика» выбрали как экзамен по выбору для Государственной итоговой аттестации (4 человека, предмет
«Физика»).



Анализ динамики уровней мотивации учения учащихся экспериментального класса ЭК2, в котором опытно-экспериментальная работа проводилась в течение 3-х лет, с 8 по 10 класс по физике и в течение 2-х лет в 8–9 классах – по немецкому языку (в 10 классе немецкого языка в расписании не было), показал положительную тенденцию повышения количества учеников с высоким и средним уровнем мотивации и значительное снижение числа учеников с низким уровнем; нулевой уровень отсутствует в 10 классе.
По сравнению с констатирующим экспериментом прирост на высоком уровне мотивации по физике составил 11,5 %, на среднем – 3 %, снижение на низком уровне составило 12,3 %. По иностранному языку прирост на высоком уровне мотивации составил 0,3 %, на среднем –
9,1 %, снижение на низком уровне составило 9,4 %.
В процессе опытно-экспериментальной работы встали три исследовательские задачи: 1) определить, какой комплекс ИТО наиболее продуктивен; 2) определить, какой способ реализации комплексов ИТО
более продуктивен, последовательный (А) или параллельный (В); 3) какова степень влияния на мотивацию учения основных компонентов процесса обучения.
С целью решения первой и второй задачи был проведен сравнительный анализ результатов поэтапной диагностики мотивации и обученности учащихся и составлена обобщающая таблица.
Обобщая результаты, представленные в таблице 2, можно сделать
следующие выводы:
1. Повторное применение комплекса ИТО с параллельным способом взаимодействия технологий (вариант В) дает устойчивый прирост и

мотивации и обученности учащихся в каждом экспериментальном классе и в каждом комплексе.

2. Комплекс ИТО №3 оказался наиболее продуктивным (по средним показателям) в данной логике организации процесса обучения.
3. Наиболее высокие результаты достигнуты в 8–9–10-х классах.
Можно заключить, что комплексное и вариативное применение инновационных технологий обучения является действительно продуктивным средством развития мотивации учения школьников с
доминированием познавательной направленности, которую выявляет использованная методика диагностики.
С целью выяснения факторов влияния процесса обучения на уровень мотивации среди учащихся 9–11 классов было проведено исследование, при помощи которого мы попытались выяснить, что в большей степени влияет на мотивацию учащихся: содержание предмета, личность педагога, технологии обучения. Предварительно с учащимися
была проведена беседа, уточняющая данные понятия.
На основании результатов анкетирования можно сделать вывод, что
16 человек из 40 опрошенных в 9 классе посчитали самым важным фактором, влияющим на мотивацию, технологии обучения (40%). В 10-м классе особо важными были признаны технологии и содержание предмета (37 %). В 11-м классе учащиеся уделяют особое внимание содержанию предмета, называя его как самым важным фактором, влияющим на мотивацию учения (40 %), а технологии обучения помещают на третье место. Такие результаты объясняют и результаты исследования мотивации, согласно которым в 11 классе наблюдается некоторое снижение её уровня. По нашему мнению, одним из основных факторов,

влияющих на такое положение, является выбор предметов для экзаменов ЕГЭ и ГИА и интенсивная подготовка к сдаче выбранных экзаменов.
В обучении физике избранные технологии и созданные комплексы ИТО оказались более результативными, чем в обучении немецкому языку. Причины состоят в том, что потребность в изучении немецкого языка в целом у учащихся более низкая, чем изучение английского языка и физики (выбор немецкого языка для ЕГЭ составил 1 человек), а также в
том, что для гуманитарного предмета должен быть, вероятно, предложен другой набор, технологий по сравнению с естественнонаучным предметом. Этот вопрос требует дальнейшего исследования.
Анализ результатов эксперимента позволяет отметить, что при организации изучения материала с помощью комплексов технологий в рамках спроектированных дидактических систем происходит развитие
уровней и структуры мотивации учения учащихся.
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что между уровнем мотивации и уровнем обученности учащихся в реальной практике обучения не существует прямой связи, поэтому был выбран коэффициент корреляции Спирмена для выявления плотности связи двух показателей, использованных при диагностике результатов опытно-экспериментальной работы. Были составлены ранжированные
ряды показателей и вычислены коэффициенты их корреляции по классам

Критическое значение для ?= 5% уровня достоверности составляет
0,72. В наших расчетах коэффициент Спирмена составил от 0,95 до
0,98, что соответствует уровню значимости и находится в зоне значимости для средних значений. Из этого следует, что выбранные нами характеристики процесса взаимосвязаны, и мы еще раз подтвердили, что мотивация учения влияет на обученность учащихся и наоборот, а значит, определяет и качество образования.
Также отмечено, что уровень мотивации учения зависит от множества факторов, что доказывает, что мотивация учения это категория, которая зависит от большого количества факторов, одним из которых является технология обучения. Анализируя результаты внедрения комплексов образовательных технологий, можно отметить, что наибольшее положительное влияние на мотивацию учения школьников оказал комплекс, который основан на акмеологической технологии поуровневого усвоения знаний, ИКТ (моделировании эксперимента), игровой технологии. После внедрения данного комплекса во всех классах наблюдалось увеличение количества учащихся со средним и высоким уровнем мотивации, что еще раз доказывает, что технологии обучения, собранные в комплексы, при определенных дидактических условиях положительно влияют на мотивацию учения.


Список литературы
1. Божович Л. И. Избранные психологические труды. – М., 1995. – 212 с.
2. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность: учеб. пособие – М.: Смысл: Academia, 2005. – 346 c.
3. Максимова В. Н. Акмеология: новое качество образования: книга для педагога. – СПб., 2002. – 99 с.
4. Максимова В. Н. Введение в акмеологию школьного образования. – СПб.: ЛОИРО, 2002.
5.Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М., 1990. – 192 с.
6.Современный образовательный менеджмент: учеб. пособие / В.Н. Максимова, Н.М. Полетаева, И.А. Сиялова, О.П. Бурдакова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. – 204 с.
7. Дубовицкая Т. Д. К вопросу об учебной мотивации // Вопр. психологии. –
2006. – №1. – С. 73–78.

Источник: Н.К. Кергина
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.