Анализ состояния социально-педагогической системы муниципального образования Лодейнопольский район, проведенный в
2005 г., показал, что существовавшая система не позволяла рационально использовать имеющиеся социальные ресурсы. Функционировавшая социально-педагогическая система не соответствовала социально-экономическому состоянию региона, тенденциям его развития, не удовлетворяла возросшим потребностям общества в области образования, воспитания, здоровьесбережения, что в условиях модернизации образования потребовало коренных изменений в региональной социально-педагогической системе в целом.
Решение задач развития региональной социальнопедагогической системы выявило необходимость разработки механизма взаимодействия всех участников социально-педагогической системы в условиях модернизации образования на всех этапах реализации и во всех направлениях деятельности.
Результатом нашей научно-исследовательской работы стало построение новой модели социально-педагогической системы региона.
Социальный заказ: научное обоснование, нормативное обеспечение, непрерывное адаптивное управление, технологическое обеспечение и практическая реализация процесса формирования целостного способа организации педагогического процесса, отвечающего современным социальным и экономическим требованиям региона
Концептуальная цель: научное обоснование и создание региональной модели развития социальнопедагогической системы в условиях модернизации образования.
Перспективная: изменение социально-культурной ситуации в России.
Принципы: целостности, вариативности, сочетания концентрического и линейного построения учебных курсов, движения от ребенка к миру и от мира к ребенку, приоритетности потребностей и возможностей ребенка, диалогизации и проблематизации, индивидуального подхода к учебному процессу, учета особенностей проявления сенситивных периодов развития психических функций по отношению к возрасту ребенка, этапности, комплексности мероприятий.
Социально-формирующая функция; интегративная функция.
Принципы работы модуля
1. Формирование социальной среды с взаимозависимыми и взаимосвязанными условиями определяемыми окружением.
2. Объединение функций и направлений развития системы общими целями.
Оптимизация социальнопсихологической адаптации
Медико-психологическое сопровождение процессов развития детей
Комплекс педагогических условий: использование в процессе профессиональной подготовки педагогов инновационного потенциала региона, фасилитативное управление образовательной деятельностью школьников, здоровье сберегающие технологии, развитие социально-культурного пространства региона.
Компоненты: вариативное дошкольное образование, индивидуальное профильное обучение, оценка эффективности образовательных инноваций
Модель педагогической системы, являясь образом социальнопедагогического пространства, воспроизводит компоненты структуры и их взаимосвязи, проистекающие из принципов организации и задач, отражающих многоаспектные функции системы [1].
Все компоненты модели взаимосвязаны и взаимообусловлены. Структура модели определяет логику рассмотрения общего содержания. Общие положения и понятийно-категориальный аппарат модели
– выбор ее теоретико-методологических оснований. Построение модели осуществляется исходя из закономерностей и принципов, составляющих ядро, а также теоретико-методологических оснований, предоставляющих практический аппарат для исследования объекта и сущности выбранных категорий [1].
Базовые компоненты модели представлены следующими модулями: координационно-управленческий, социально-формирующий, образовательно-педагогический.
Каждый компонент модели развития имеет свое функциональное назначение: общие положения моделирования обосновывают актуальность, правовую основу, степень научной разработанности, границы применимости; теоретико-методологические основания составляют теоретическую базу, позволяющую использовать необходимый аппарат исследования; ядро модели содержит закономерности и принципы адаптивной системы образования; содержательносмысловое наполнение модели раскрывает практические основы ее применения; педагогические условия раскрывают совокупность мер, необходимых для эффективной реализации разработанной модели
[2].
Основными функциями базовых компонентов модели являются:
а) для координационно-управленческого модуля: организационно-управляющая, координирующая взаимодействие компонентов; контролирующая;
б) для социально-формирующего модуля: социальноформирующая, интегративная;
в) для образовательно-педагогического модуля: образовательная, воспитательная фукция.
В координационно-управленческом модуле под организационно-управляющей функцией понимается процесс формирования и управления, организации целостности системы.
Координирование взаимодействующих компонентов – одна из ключевых функций, позволяющая системе эффективно и гармонично взаимодействовать в процессе функционирования.
Контролирующая функция служит целям контроля и надзора за выполнением формирующих и организационно-управленческих действий.
В социально-формирующем модуле системы функция с одноименным названием направлена на формирование социальной среды с взаимозависимыми и взаимосвязанными условиями, определяемыми окружением. Интегративная функция данного модуля призвана обеспечить объединение функций и направлений развития системы общими целями.
Образовательная и воспитательная функции соответствующего модуля являются базовыми для формирования социальнопедагогической системы и направлены на развитие социума в целом и каждого конкретного индивида в частности.
Выбор исходных позиций разработки модели регионального образования в наибольшей степени определялся следующими факторами: сущностью педагогики как науки и специфическими особенностями социально-педагогической деятельности; совокупностью философских, психологических, педагогических, аксиологических и других положений, относящихся к содержанию, продуктивным формам, стратегиям и методам профессиональной деятельности педагогов.
Предложенная модель направлена на научное обоснование, нормативное обеспечение, непрерывное адаптивное управление, технологическое обеспечение и практическую реализацию процесса формирования целостного способа организации педагогического процесса, отвечающего современным образовательным принципам структурирования содержания образования при построении модели социально-педагогической системы [2]:
• принцип целостности – учебный план включает в себя все
базовые стороны общего образования, на которых могут строиться
образовательные программы;
• принцип вариативности – региональный базисный учебный
план образовательных учреждений включает в себя совокупность
образовательных областей, соответствующих тем областям знаний,
которые необходимы ребенку для успешной адаптации в современной социальной среде;
• принцип сочетания концентрического и линейного построения учебных курсов;
• принцип движения от ребенка к миру и от мира к ребенку –
образование должно опираться на личный опыт учащегося, идти от
понятного, близкого к более далекому, неизвестному, а затем, на новом уровне, вновь охватывать то, что ребенку хорошо известно;
• принцип приоритетности потребностей и возможностей ребенка;
• принцип комплексности, который рассматривается как условие взаимодействия всех участников процесса, взаимосвязи процессов социальной адаптации и творческой активности, психического и физического развития, последовательности этапов работы и многообразием форм, методов и содержания на каждом из
них;
• принципы диалогизации и проблематизации вытекают из
понимания необходимости объединения всех участников процесса
во всех сферах деятельности и на всех этапах работы, понимания насущных проблем, с которыми сталкивается в учебной деятельности, как ребенок, так и его семья, учет этих проблем в реализации всех программ и проектов;
• принцип индивидуального подхода к учебному процессу
отождествляет физиологические, психологические возможности и
особенности ребенка, условия его социальной жизни, возможности его социального окружения, уровень развития и культуры с содержанием деятельности, предлагаемой ребенку как субъекту учебной практики;
• принцип учета особенностей проявления сенситивных периодов развития психических функций по отношению к возрасту ребенка;
• принцип этапности, суть которого заключается в выделении
нескольких этапов работы – каждый этап органично связан с предыдущим.
• принцип комплексности мероприятий – учет всех основных
направлений и форм взаимосвязи ребенка с его природным, социальным и культурным окружением, единство социальной адаптации,
художественно-творческой и духовной реабилитации, физического
развития. Социально-культурные мероприятия, реализуемые школой во взаимодействии с культурно-досуговыми учреждениями, призваны утвердить ребенка в развитии как полноправного субъекта всей системы отношений: социальных, политических, экономических, социально-психологических. Мероприятия должны обеспечить право ребенка на полноценное во всех смыслах существование в социуме, на независимость, самореализацию, свободу выбора профессии, форм досуга; создать условия для того, чтобы это право было реализовано (формируя умения и навыки, необходимые в повседневной жизни – для активного участия в социальной практике, полноценной жизнедеятельности в обществе) [1].
Структурированная модель региональной социальнопедагогической системы интегрируется посредством центра управления взаимодействием, окруженного социально обусловленными видами деятельности, направленными на развитие и реализацию обозначенных в концепции функций разрабатываемой системы.
Центр управления взаимодействием является координирующим модулем, в который поступают сведения от всех остальных компонентов системы, проводится анализ поступившей информации и на его основании принимаются решения. Принятые решения в виде команд на выполнение посылаются в структурные элементы системы, требующие оперативного изменения. Также центр управления взаимодействием, выполняя контролирующую функцию, осуществляет контроль за выполнением своих распоряжений и отслеживает изменение внешних условий, влияющих на функционирование системы.
Деятельностные модули разделены на семь видов в соответствии с реализуемой концепцией:
• образовательно-воспитательная деятельность;
• деятельность по реализации работы с молодежью и
школьниками;
• общественная деятельность;
• деятельность по социальной защите населения;
• деятельность по предупреждению правонарушений среди
несовершеннолетних;
• физкультурно-оздоровительная деятельность;
• социально-культурная деятельность.
Обозначенные компоненты модели социально-педагогической системы региона обременены схожими и различающимися функциями, направленными на реализацию единой цели – формирование целостного способа организации, отвечающего современным социальным и экономическим требованиям региона.
Каждый из компонентов включает в себя целую группу структурных элементов, решающих практические задачи. Для образовательно-воспитательной деятельности такими элементами являются: дошкольное образование, основное образование, профессиональная ориентация, среднее профессиональное образование, высшее образование, дополнительное образование, повышение квалификации и переподготовка.
Деятельностью по реализации работы с молодежью и школьниками являются развитие и поддержание социальной активности изучаемого контингента, патриотическая работа, работа по формированию лояльности к власти.
Общественная деятельность включает: организацию методической работы, развитие внешних связей региона (общественных, культурных, спортивных, политических, профессиональных и других), организацию общественного труда.
Деятельность по социальной защите призвана обеспечить следующие элементы системы: помощь семьям на уровне школы, психологическая помощь семьям, организация материальной помощи, разработка нормативно-правовой базы, контроль за исполнением.
В структуре деятельности по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних мы определили три элемента – профилактика, предупреждение и наказание.
Физкультурно-оздоровительная деятельность включает: профилактическую работу по предупреждению заболеваемости, оздоровительно-реабилитационную работу, деятельность по развитию физической культуры и спорта, диагностическая работа (выявление, анализ и систематизация данных).
Социально-культурная деятельность реализуется через следующие элементы: искусство, библиотеки, природа (краеведение), социально значимую деятельность домов культуры.
Представленные подсистемы объединены общей целью – построения регионального социально-педагогического пространства.
Дифференцированы подсистемы в соответствии с их функциями и задачами.
Предлагаемая нами модель представляет собой модель целостной социально-педагогической системы, в которой в единстве и взаимосвязи спроектированы цели, содержание, формы и методы управления и организации процесса социализации, учебновоспитательного процесса, процесса взаимодействия структурных компонентов [1], а также существует реальная возможность достижения прогнозируемых результатов.
Внедрение предложенной модели потребовало изменения стереотипов в профессиональной деятельности педагогов, разработки инновационного методического сопровождения образовательного процесса, установления партнерских взаимоотношений с родителями, различными учреждениями культуры и здравоохранения.
Список литературы
1. Крылова Н.Б. Культурные модели образования позиции постмодернистской педагогики / Н.Б. Крылова // Новые ценности образования: культур. модели школ. журн. – 1997. – №7. – С. 21–23.
2. Лурье Л.И. Педагогическая деятельность в пространстве эстетического опыта / Л.И. Лурье. – Пермь.: ПГПУ, 2009. – 224 с.
3. Прикот О.Г. Методологические основания педагогической системологии: автореф. дис. … д-ра пед. наук / О.Г. Прикот. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.
4. Тарасов С.В. Концепции, модели, проекты социокультурной среды территории: Дайджест материалов современных отечественных и зарубежных исследований, опубликованных в российской печати, для руководителей образовательных учреждений и специалистов социальной сферы территорий / под ред. С.А. Лисицина, С.В. Тарасова. – СПб.: ЛОИРО, 2005.
2005 г., показал, что существовавшая система не позволяла рационально использовать имеющиеся социальные ресурсы. Функционировавшая социально-педагогическая система не соответствовала социально-экономическому состоянию региона, тенденциям его развития, не удовлетворяла возросшим потребностям общества в области образования, воспитания, здоровьесбережения, что в условиях модернизации образования потребовало коренных изменений в региональной социально-педагогической системе в целом.
Решение задач развития региональной социальнопедагогической системы выявило необходимость разработки механизма взаимодействия всех участников социально-педагогической системы в условиях модернизации образования на всех этапах реализации и во всех направлениях деятельности.
Результатом нашей научно-исследовательской работы стало построение новой модели социально-педагогической системы региона.
Социальный заказ: научное обоснование, нормативное обеспечение, непрерывное адаптивное управление, технологическое обеспечение и практическая реализация процесса формирования целостного способа организации педагогического процесса, отвечающего современным социальным и экономическим требованиям региона
Концептуальная цель: научное обоснование и создание региональной модели развития социальнопедагогической системы в условиях модернизации образования.
Перспективная: изменение социально-культурной ситуации в России.
Принципы: целостности, вариативности, сочетания концентрического и линейного построения учебных курсов, движения от ребенка к миру и от мира к ребенку, приоритетности потребностей и возможностей ребенка, диалогизации и проблематизации, индивидуального подхода к учебному процессу, учета особенностей проявления сенситивных периодов развития психических функций по отношению к возрасту ребенка, этапности, комплексности мероприятий.
Социально-формирующая функция; интегративная функция.
Принципы работы модуля
1. Формирование социальной среды с взаимозависимыми и взаимосвязанными условиями определяемыми окружением.
2. Объединение функций и направлений развития системы общими целями.
Оптимизация социальнопсихологической адаптации
Медико-психологическое сопровождение процессов развития детей
Комплекс педагогических условий: использование в процессе профессиональной подготовки педагогов инновационного потенциала региона, фасилитативное управление образовательной деятельностью школьников, здоровье сберегающие технологии, развитие социально-культурного пространства региона.
Компоненты: вариативное дошкольное образование, индивидуальное профильное обучение, оценка эффективности образовательных инноваций
Модель педагогической системы, являясь образом социальнопедагогического пространства, воспроизводит компоненты структуры и их взаимосвязи, проистекающие из принципов организации и задач, отражающих многоаспектные функции системы [1].
Все компоненты модели взаимосвязаны и взаимообусловлены. Структура модели определяет логику рассмотрения общего содержания. Общие положения и понятийно-категориальный аппарат модели
– выбор ее теоретико-методологических оснований. Построение модели осуществляется исходя из закономерностей и принципов, составляющих ядро, а также теоретико-методологических оснований, предоставляющих практический аппарат для исследования объекта и сущности выбранных категорий [1].
Базовые компоненты модели представлены следующими модулями: координационно-управленческий, социально-формирующий, образовательно-педагогический.
Каждый компонент модели развития имеет свое функциональное назначение: общие положения моделирования обосновывают актуальность, правовую основу, степень научной разработанности, границы применимости; теоретико-методологические основания составляют теоретическую базу, позволяющую использовать необходимый аппарат исследования; ядро модели содержит закономерности и принципы адаптивной системы образования; содержательносмысловое наполнение модели раскрывает практические основы ее применения; педагогические условия раскрывают совокупность мер, необходимых для эффективной реализации разработанной модели
[2].
Основными функциями базовых компонентов модели являются:
а) для координационно-управленческого модуля: организационно-управляющая, координирующая взаимодействие компонентов; контролирующая;
б) для социально-формирующего модуля: социальноформирующая, интегративная;
в) для образовательно-педагогического модуля: образовательная, воспитательная фукция.
В координационно-управленческом модуле под организационно-управляющей функцией понимается процесс формирования и управления, организации целостности системы.
Координирование взаимодействующих компонентов – одна из ключевых функций, позволяющая системе эффективно и гармонично взаимодействовать в процессе функционирования.
Контролирующая функция служит целям контроля и надзора за выполнением формирующих и организационно-управленческих действий.
В социально-формирующем модуле системы функция с одноименным названием направлена на формирование социальной среды с взаимозависимыми и взаимосвязанными условиями, определяемыми окружением. Интегративная функция данного модуля призвана обеспечить объединение функций и направлений развития системы общими целями.
Образовательная и воспитательная функции соответствующего модуля являются базовыми для формирования социальнопедагогической системы и направлены на развитие социума в целом и каждого конкретного индивида в частности.
Выбор исходных позиций разработки модели регионального образования в наибольшей степени определялся следующими факторами: сущностью педагогики как науки и специфическими особенностями социально-педагогической деятельности; совокупностью философских, психологических, педагогических, аксиологических и других положений, относящихся к содержанию, продуктивным формам, стратегиям и методам профессиональной деятельности педагогов.
Предложенная модель направлена на научное обоснование, нормативное обеспечение, непрерывное адаптивное управление, технологическое обеспечение и практическую реализацию процесса формирования целостного способа организации педагогического процесса, отвечающего современным образовательным принципам структурирования содержания образования при построении модели социально-педагогической системы [2]:
• принцип целостности – учебный план включает в себя все
базовые стороны общего образования, на которых могут строиться
образовательные программы;
• принцип вариативности – региональный базисный учебный
план образовательных учреждений включает в себя совокупность
образовательных областей, соответствующих тем областям знаний,
которые необходимы ребенку для успешной адаптации в современной социальной среде;
• принцип сочетания концентрического и линейного построения учебных курсов;
• принцип движения от ребенка к миру и от мира к ребенку –
образование должно опираться на личный опыт учащегося, идти от
понятного, близкого к более далекому, неизвестному, а затем, на новом уровне, вновь охватывать то, что ребенку хорошо известно;
• принцип приоритетности потребностей и возможностей ребенка;
• принцип комплексности, который рассматривается как условие взаимодействия всех участников процесса, взаимосвязи процессов социальной адаптации и творческой активности, психического и физического развития, последовательности этапов работы и многообразием форм, методов и содержания на каждом из
них;
• принципы диалогизации и проблематизации вытекают из
понимания необходимости объединения всех участников процесса
во всех сферах деятельности и на всех этапах работы, понимания насущных проблем, с которыми сталкивается в учебной деятельности, как ребенок, так и его семья, учет этих проблем в реализации всех программ и проектов;
• принцип индивидуального подхода к учебному процессу
отождествляет физиологические, психологические возможности и
особенности ребенка, условия его социальной жизни, возможности его социального окружения, уровень развития и культуры с содержанием деятельности, предлагаемой ребенку как субъекту учебной практики;
• принцип учета особенностей проявления сенситивных периодов развития психических функций по отношению к возрасту ребенка;
• принцип этапности, суть которого заключается в выделении
нескольких этапов работы – каждый этап органично связан с предыдущим.
• принцип комплексности мероприятий – учет всех основных
направлений и форм взаимосвязи ребенка с его природным, социальным и культурным окружением, единство социальной адаптации,
художественно-творческой и духовной реабилитации, физического
развития. Социально-культурные мероприятия, реализуемые школой во взаимодействии с культурно-досуговыми учреждениями, призваны утвердить ребенка в развитии как полноправного субъекта всей системы отношений: социальных, политических, экономических, социально-психологических. Мероприятия должны обеспечить право ребенка на полноценное во всех смыслах существование в социуме, на независимость, самореализацию, свободу выбора профессии, форм досуга; создать условия для того, чтобы это право было реализовано (формируя умения и навыки, необходимые в повседневной жизни – для активного участия в социальной практике, полноценной жизнедеятельности в обществе) [1].
Структурированная модель региональной социальнопедагогической системы интегрируется посредством центра управления взаимодействием, окруженного социально обусловленными видами деятельности, направленными на развитие и реализацию обозначенных в концепции функций разрабатываемой системы.
Центр управления взаимодействием является координирующим модулем, в который поступают сведения от всех остальных компонентов системы, проводится анализ поступившей информации и на его основании принимаются решения. Принятые решения в виде команд на выполнение посылаются в структурные элементы системы, требующие оперативного изменения. Также центр управления взаимодействием, выполняя контролирующую функцию, осуществляет контроль за выполнением своих распоряжений и отслеживает изменение внешних условий, влияющих на функционирование системы.
Деятельностные модули разделены на семь видов в соответствии с реализуемой концепцией:
• образовательно-воспитательная деятельность;
• деятельность по реализации работы с молодежью и
школьниками;
• общественная деятельность;
• деятельность по социальной защите населения;
• деятельность по предупреждению правонарушений среди
несовершеннолетних;
• физкультурно-оздоровительная деятельность;
• социально-культурная деятельность.
Обозначенные компоненты модели социально-педагогической системы региона обременены схожими и различающимися функциями, направленными на реализацию единой цели – формирование целостного способа организации, отвечающего современным социальным и экономическим требованиям региона.
Каждый из компонентов включает в себя целую группу структурных элементов, решающих практические задачи. Для образовательно-воспитательной деятельности такими элементами являются: дошкольное образование, основное образование, профессиональная ориентация, среднее профессиональное образование, высшее образование, дополнительное образование, повышение квалификации и переподготовка.
Деятельностью по реализации работы с молодежью и школьниками являются развитие и поддержание социальной активности изучаемого контингента, патриотическая работа, работа по формированию лояльности к власти.
Общественная деятельность включает: организацию методической работы, развитие внешних связей региона (общественных, культурных, спортивных, политических, профессиональных и других), организацию общественного труда.
Деятельность по социальной защите призвана обеспечить следующие элементы системы: помощь семьям на уровне школы, психологическая помощь семьям, организация материальной помощи, разработка нормативно-правовой базы, контроль за исполнением.
В структуре деятельности по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних мы определили три элемента – профилактика, предупреждение и наказание.
Физкультурно-оздоровительная деятельность включает: профилактическую работу по предупреждению заболеваемости, оздоровительно-реабилитационную работу, деятельность по развитию физической культуры и спорта, диагностическая работа (выявление, анализ и систематизация данных).
Социально-культурная деятельность реализуется через следующие элементы: искусство, библиотеки, природа (краеведение), социально значимую деятельность домов культуры.
Представленные подсистемы объединены общей целью – построения регионального социально-педагогического пространства.
Дифференцированы подсистемы в соответствии с их функциями и задачами.
Предлагаемая нами модель представляет собой модель целостной социально-педагогической системы, в которой в единстве и взаимосвязи спроектированы цели, содержание, формы и методы управления и организации процесса социализации, учебновоспитательного процесса, процесса взаимодействия структурных компонентов [1], а также существует реальная возможность достижения прогнозируемых результатов.
Внедрение предложенной модели потребовало изменения стереотипов в профессиональной деятельности педагогов, разработки инновационного методического сопровождения образовательного процесса, установления партнерских взаимоотношений с родителями, различными учреждениями культуры и здравоохранения.
Список литературы
1. Крылова Н.Б. Культурные модели образования позиции постмодернистской педагогики / Н.Б. Крылова // Новые ценности образования: культур. модели школ. журн. – 1997. – №7. – С. 21–23.
2. Лурье Л.И. Педагогическая деятельность в пространстве эстетического опыта / Л.И. Лурье. – Пермь.: ПГПУ, 2009. – 224 с.
3. Прикот О.Г. Методологические основания педагогической системологии: автореф. дис. … д-ра пед. наук / О.Г. Прикот. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.
4. Тарасов С.В. Концепции, модели, проекты социокультурной среды территории: Дайджест материалов современных отечественных и зарубежных исследований, опубликованных в российской печати, для руководителей образовательных учреждений и специалистов социальной сферы территорий / под ред. С.А. Лисицина, С.В. Тарасова. – СПб.: ЛОИРО, 2005.
Источник: М. П. Утоплова
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи