Методологическое значение парадигмы геопространства и его визуализации при подготовке компетентных специалистов в области наук о Земле

Наука » Педагогика
Пространство–время, как известно, – всеобщая форма бытия, форма существования материи. Пространственная протяженность присуща всем материальным объектам. Пространство обладает тремя или несколькими измерениями. Координаты объекта характеризуют его положение по отношению к соседним сосуществующим объектам.

На картах можно отразить все многообразие природных и социальных явлений, имеющих пространственное распространение. В связи с этим необходимо обсудить понятие о географическом пространстве, которое опирается на представления геометрии, физики, а также философии.
Но изначально, практически, понятие пространства опирается на человеческий опыт. В наиболее элементарной форме – это опыт зрения и осязания. Считалось, что география начинается с ощущения расстояния, со сравнения мест, разделенных этим расстоянием. Простое описание места древние греки называли топографией.
Сравнение двух точек местности может быть произведено двумя путями: как в виде "образа", и это так называемый художественнострановедческий подход, который близок скорее к искусству, чем к науке, так и в виде логической схемы – карты, например.
В стиле первого – художественно-страноведческого подхода – работали и творили Гомер, Страбон, второго – Эратосфен, Птолемей.

Существует переход от первичного чувственного восприятия пространства к развитию интуитивных пространственных понятий и в конечном счете к полной их формализации на некотором языке. Решая свои задачи, картография использует свой графический язык. Н.Н. Баранский называл карту «языком» географии, подчеркивая этим ее информационную емкость и оригинальность.
Как известно, геометрию называют языком пространственных форм, и присутствие частички «гео» – древнее свидетельство того, что изучались формы и поверхности Земли.
Различные представления о пространстве можно отобразить с помощью различных (но отвечающих своему назначению) формализованных систем геометрии.
Первая попытка Евклида подвести основу под эмпирические наблюдения и частные теории, которые накопились в Древнем Вавилоне, Египте, Греции, завершилась созданием модели аксиоматического подхода – геометрической системы, имеющей чрезвычайно ши-

рокое применение. «Начала», написанные Евклидом около 300 г. до н. э., направляли и активизировали геометрическую мысль более
2 тыс. лет.

Геометрию Евклида изучают в средней школе. Эта геометрия с достаточной точностью отражает свойства реального физического пространства. Однако в космических масштабах евклидова геометрия может рассматриваться лишь как первое приближение к описанию реального устройства географического пространства.
Евклидово трехмерное пространство представляет приближенный абстрактный образ реального пространства, и многие их нас его понимают практически.
Само понятие пространства в математике сложилось в результате постепенного, все более широкого обобщения и видоизменения понятий геометрии, которые появлялись в связи с развитием математики, физики, механики.
В конце XV столетия большое значение стала занимать разработка проективной геометрии; и лишь в конце XIX в. она стала пониматься как неевклидова.
Период между появлением «Начал» и разработкой неевклидовых геометрий не был пустым. Успехом геометрии было изложение ее задач в алгебраическом виде. В Древнем Египте и Вавилоне для решения пространственных задач видимо пользовались системой координат, но только в XVII в. Декарт убедительно показал, что каждый геометрический результат может быть приведен к алгебраическому (так любая точка плоскости может быть представлена двумя координатами, указывающими на расстояние от этой точки до двух осей).
На концепции Декарта опираются и разработанные позднее аналитическая и дифференциальная геометрия.

В большей части геометрических систем исходная поверхность плоская, а изменяются соотношения между объектами, помещенными на этой поверхности. Отсюда открывается подход к построению систем посредством геодезических линий. В системе Евклида прямая определяется как кратчайший путь между двумя точками (все подобные пути называются геодезическими линиями). В начале XIX в. математик Гаусс изучал свойства таких кратчайших путей на искривленных поверхностях (в курсе картографии изучается проекция ГауссаКрюгера, применяемая для топографических карт).
Риман обобщил идеи Гаусса о геодезических линиях и убедительно показал, что различные системы геометрии есть частные случаи того, что впоследствии было названо геометрией Римановых пространств. Особенность подхода Римана состоит в том, что нужный тип геометрии пространства обусловлен правилами, принятыми (или неявно используемыми) для проведения пространственных измерений. Теория, намеченная Риманом, оказалась столь общей, что может быть распространена более, чем на три измерения. Исходя из нее, можно рассматривать и n-мерное пространство.
Русский математик Н.И. Лобачевский – основоположник неевклидовой геометрии – понимал пространство как протяженность, присущую всем материальным объектам.
По Лобачевскому, прийти к понятию пространства можно, рассматривая мир как бесконечную последовательность граничащих друг с другом материальных тел и отвлекаясь от всех других их свойств. В этом случае свойства пространства суть геометрические свойства материальных тел.
Далее, с развитием науки было осознано, что вопрос о математическом пространстве отличается от вопроса о физическом пространстве. Геометрия Римана не имела очевидного приложения к физике, однако великий Эйнштейн доказал, что структура Вселенной близка к евклидовой.
Топология опирается на формулирование некоторых существенных свойств. Например, существенное отличие сферы от плоскости состоит в том, что сфера замкнута и конечна, тогда как плоскость незамкнута и бесконечна. Отсюда представления о характере изображения сферы на плоскости – традиционная методическая задача о картографических проекциях: изображение параллелей и меридианов на плоскости. Возможны различные пути ее решения. Птолемей и Меркатор искали конкретное решение, выводя его из геометрии.
Современный взгляд на картографические проекции опирается на понятия проективной и аналитической геометрии.
Фундаментальным оказался вклад Гаусса. Он не стал просто решать задачу об отображении сферы на плоскости, а рассмотрел более общий вопрос о таком отображении любой произвольной поверхности на другую произвольную поверхность, при котором сохраняются отношения подобия. В развитие этих работ он создал дифференциальную геометрию, которая лежит в основе современных работ по картографическим проекциям.
Обратимся собственно к географическому пространству. Географический аспект этого вопроса заключается в том, что историю географии частично можно рассматривать как историю развития пространственных представлений, поскольку методологически пространство является основным организующим понятием в географии. В эмпирических работах географы часто прибегают к формализованным пространственным языкам при рассмотрении конкретных географических задач.
В географии, картографии, так же как и во многих других науках, господство геометрии Евклида было безусловным многие столетия и считалось, что этот язык единственно возможный для обсуждения пространственных проблем. Развитие новых идей и представлений о сложном социальном пространстве потребовали поиска другой системы для описания пространственных структур. Такие языки в ряде случаев нашлись, и возникла необходимость уметь переходить от одного пространственного языка к другому. Поэтому обсуждение развития природы пространственных представлений необходимо прежде, чем изучение собственно графикации геопространства, его визуализации, изображения на плоскости.
Простой пример использования формализованного языка в географии – применение системы координат. Так, пункты на поверхности Земли называют собственными именами, но можно заменить их названия соответствующими географическими координатами и иметь возможность установить общие соотношения между ними на этом пространственном языке широт и долгот.
В общем виде положение объекта или явления в пространстве и во времени можно описать исходя из системы четырех координат (х, у, z, i).
Несомненно то, что понятие «геопространство» является многозначным и его можно рассматривать по-разному, многомерно.

В пределах земной оболочки основная форма пространства – географическое пространство (ГП), геопространство.

Землеведческое представление о геопространстве разработано М.М. Ермолаевым в 1967–1969 гг. Он выделил географическое пространство, воздействующее на географическую оболочку извне и изнутри. Пределом ГП извне считалась граница геофизического поля Земли (до 60 тыс. км от земной поверхности). Внутри Земли ГП простирается до основания земной коры (менее 100 км – до границы Мохоровичича или «Мохо»).

Данное представление лишь интерпретирует общенаучное философское понятие пространства и времени, выполняя преимущественно функции методологические, применительно к специфике изучаемого географией материального мира, будь то географическая оболочка, географическая среда, ландшафт, геосистема и т. п.
Для географа геопространство всегда есть среда, форма, неразрывно связанная с содержанием. Можно сказать, что географическое пространство в самом общем понимании – это система существования материальных систем в пределах географической оболочки.
Под географическим пространством понимается совокупность всевозможных геосистем и системных компонентов, расположенных на одной и той же территории.
Все, что в природе имеется, принадлежит к какой-либо территориальной (географической) системе. Формы рельефа – к геоморфологической, озера, моря – к гидрологической, население – к демографической и т. д. Следовательно, ГП – отношение между геосистемными компонентами в пределах конкретной территории, (а также над или под дневной поверхностью). Различие между территорией и геопространством в том, что территория как таковая (поверхность Земли, точнее суши, является суммой отдельных территорий) служит общим фоном (ареной) расположения различных природных и общественных геосистем. Территории присуща площадь, конфигурация – место расположения.
Принято считать, что ГП – это сложный, постоянно развивающийся природно-социальный комплекс, «взаимосвязь основных общественных процессов и естественных обстоятельств, на которых строится планетная цивилизация» [5].
В географии широко используется идея множества пространств для описания самых различных явлений: социальных, политических,

природных. Итак, можно сказать, что ГП – это порядок взаимного размещения объективно существующих геосистем.
В 1963 г. академик В.Б. Сочава ввел термин «геосистема», кото-

рый быстро нашел своих сторонников. В отличие от структуры геокомплекса системообразующим фактором в геосистеме в первую очередь определялись связи между компонентами, а не их генезис.
Термин «геосистема» введен еще и потому, чтобы подчеркнуть системный характер сложных географических объектов. Его основу составляет наличие у них таких свойств, как целостность, взаимосвязь между элементами, соподчинение или иерархичность внутреннего строения, а главное – наличие эмерджентных свойств. (эмерджентность – свойство системы как целого. Это свойство отсутствует у каждого компонента в отдельности; так, тысяча ведер – еще не пруд).
Целостность и единство – типичные свойства геосистем любого вида.
По сути своей термины «геокомплекс» и «геосистема» очень близки. Одно слово переводится с греческого: система – целое, составленное из частей; другое с латыни: комплекс – совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое.


Все геосистемы принадлежат Земле, географической оболочке. Эта часть планеты является сложной открытой динамической системой. Она давно прошла абиотическую стадию развития, и ее судьба сегодня зависит от деятельности человечества.

История человека, природы и общества предстают как единое целое, и пространства Земли являются, с одной стороны, частью истории человечества, общества и природы, а с другой стороны, условием, без понимания и учета которого эту историю понять невозмож-
но.

Методологически пространство является основным организующим понятием в изучении геосоциума, ландшафтной среды, окружающей среды и подобных явлений, обозначаемых разными синонимами. Оно заключает в себе бесчисленное количество геосистем, каждая из которых имеет множество характеристик (иногда они совпадают для некоторых из геосистем).
Почетный профессор Парижского университета Фернан Жоли (2005) также считает, что «ГП – это пространство, которое составляет вся земная поверхность, включая океаны и безлюдные местности. Кроме того, оно обладает некоторой плотностью, поскольку одновременно охватывает твердую среду, жидкую, газообразную и включает живую природу. Но оно также заключает в себе множество других объектов или невидимых отношений физического, биологического или человеческого порядка».
Мы уточним, что геопространство включает в свой состав и антропосферу или социосферу, т. е. и духовное пространство. Можно предположить, что духовному пространству также свойственна некая
«плотность», своя энергетика.

Итак, географическое пространство – это сложная система неустойчивого равновесия, которая в данном месте и в данное время регулирует многочисленные, взаимозависимые и взаимодействующие факторы, а сами они оказывают влияние на будущее. «Таким образом, ГП имеет не только некий объем, но и некую продолжительность в форме наследства и возможностей» [4].

Методологически важно, что картография (и ее развитие в конце прошлого столетия и начале нынешнего по направлению, называемому «геоиконика») изучает пространственную определенность объектов, отображает графическими выражениями конкретное пространство исследуемой действительности и его изменения [2]. Причем изучает его по своим «правилам» и законам, свойственным картографической модели. При этом, конечно, используются современные средства: аэрофотосъемка и космическая съемка поверхности Земли, электронные вычисления и компьютерная картография.
Картография изучает пространственную определенность географических объектов, поэтому представление о пространстве необходимо и для определения предмета науки картографии. Напомним, что картография – это наука об отражении и исследовании пространственных взаимосвязей географических систем посредством их картографического моделирования. Отображая конкретное пространство исследуемой действительности и его изменения во времени, она выявляет и «картографически высказывает» пространственные структуры и закономерности, но не объясняет их, ибо это дело соответствующих специальных наук [1].
Понятие о географическом пространстве, его структуре необходимо для понимания сущности картографического моделирования – адекватного и полного отображения явлений и объектов природного и социально-экономического характера графическими способами.
Конструктивный характер представлений о геопространстве заключается в возможности перехода от методологических понятий к построению геоизображений для некоей территории. Существующее множество географических карт отражает множество геосистем, разнообразие видов и размерностей геопространства.

Мы уже упоминали, что карта – специфический «язык» географии, язык геопространственных форм.
Картографический метод обучения характерен тем, что позволяет визуализировать любое моделируемое пространство в целях его изучения и соответственно развивает пространственное мышление, вызывает к действию оба полушария головного мозга. Символический образный язык карты способствует формированию абстрактного представления о прообразе, реально существующем.
И.М. Титова в последние годы жизни разрабатывала с коллегами по НИИ общего образования РГПУ им. А.И.Герцена единую организационно-деятельностную стратегию развития личности учащегося в существующих условиях классно-урочной системы предметного обучения.
В поисках конкретной реализации культуротворческой модели образовательного процесса возникла необходимость в обосновании метаметодического инструментария, или, проще говоря, в разработке метаметодики обучения или «межпредметной интеграции общих оснований (на уровне целей), особенных подходов для комплекса родственных дисциплин (на уровне функций) и единичных (на уровне конкретных программ)» [8,с.176].
В формулировке И.М. Титовой «под метаметодикой понимается не новая дисциплина, в чем-то подменяющая дидактику, а диалог предметных методик, направленный на выявление и продуктивное использование оснований для интеграции – сначала на функционально-целевом и организационно-деятельностном уровнях, а затем и на содержательном» [8, с.182].
И наконец, при создании единой стратегии развития учащегося и построении программы ее реализации были намечены шесть межпредметных метаметодических программ развития, в числе которых

была программа развития интеллектуально-графической деятельности учащихся. Научным руководителем этой программы была профессор И.М. Титова.
Она хорошо была знакома с нашими картографическими разработками, направленными на формирование профессиональной картографической компетентности учителя, знала предлагаемую работу, так как мы обсуждали основные идеи графикации и визуализации понятий, в целом положительно относилась к полифункциональному
«сквозному» картографическому методу познания и обучения, применимому в высшей школе при подготовке бакалавров и магистров.
Идеи И.М. Титовой о метаметодике коррелируют со «сковозными» методами академика К.К. Маркова в географии и плодотворны в своей сути для применения их в высшей школе. Картографический метод обучения – один из таких, применимый во всей системе наук о Земле, в изучении сложного географического пространства и его составляющих.
Системный конструктивный характер представлений о геопространстве заключается в возможности перехода от методологических понятий к построению моделей различных геоизображений.
Первой моделью природного комплекса обычно является представление о нем, получаемое при непосредственном наблюдении. Системой-аналогом при этом выступает группа нейронов мозга, объединенных набором связей. В дальнейшем представление может быть выражено в форме описания, рисунка, схемы, фото, карты.
Термин «картографическое моделирование» вошел в картографическую науку естественным образом и сегодня считается в ней фундаментальным. Одним из первых ввел термин К.А. Салищев (1967), подчеркнув гносеологическое значение метода. По его мнению, картографическому моделированию доступны не только внеш-

ние формы, но также сущность, внутреннее содержание явлений. И эти модели служат не только для реализации накопленных знаний (для передачи информации), но также как средство приобретения новых знаний.
В процессе картографического моделирования различие между территорией и геопространством заключается в том, что территория как таковая (поверхность Земли, в частности суши, являющаяся суммой отдельных территорий) служит как бы общим фоном для проектирования на нее различных природных и общественных геосистем. Территории присуща площадь, конфигурация – место расположения, одним словом, картометрические параметры.
В качестве средства познания картографический метод можно считать общенаучным, или «сквозным», по выражению К.К. Маркова. Он с успехом применяется во всех частных географических науках, а также с его помощью можно отражать любые другие явления, имеющие пространственное распространение.
В области методического перевооружения географии и картографии для современного периода характерно развитие дистанционных методов и компьютерных технологий. Необходимо отметить внедрение таковых и в практику подготовки специалистов.
В современной картографии утвердилось научное направление, называемое геоиконикой [2]. Геоиконика как наука о геоизображениях возникла в пограничной области картографии, дистанционного зондирования и машинной графики. Под геоизображением понимается любая (полученная любыми средствами) пространственно-временная масштабная генерализованная модель земных объектов или процессов, представленная в образно-графическом виде.
Новое направление стремительно развивается, так как ему соответствует бурный прогресс геоинформационного картографирования

в производственной практике. Геоиконика, развиваясь как новое научное направление картографии, рассматривает теорию геоизображений, их модельных свойств, машинные методы анализа и обработки данных.
Единая теория геоизображений позволяет сопоставить различные модели геопространства и упорядочить многообразие графических образов планеты. Кроме этого, она призвана сыграть значительную роль в развитии геоинформатики вообще и геоинформационных систем (ГИС), в частности. Именно геоизображения – основная форма предоставления информации пользователям ГИС, а автоматическое изготовление карты – одна из функций ГИС.
Зачем учителю географии, геоэкологу, туристу картографическая грамотность?
Актуальность проблемы картографической подготовки компетентного специалиста в области наук о Земле обусловлена необходимостью перманентного реформирования всей системы высшего и среднего образования, связанной как с разносторонними преобразованиями нашего общества, так и с возрастающей ролью географической науки, потребностью личности в овладении картографической культурой, в потребности ее, личности, самореализации.
Надо отчетливо понимать, что наши технологии существуют уже

40–50 лет в соответствии с подтверждающейся эмпирически теорией Кондратьевских циклов развития, в соответствии с которыми современности соответствует уже шестой уклад. Для него характерны нанобиотехнология и генная инженерия, которую пытаются развивать в Сколково, Санкт-Петербурге, Новосибирске.
Важно отметить, что для создания каких-либо инноваций должна быть создана высокотехнологичная среда. Исторически сложилось так, что картографическая составляющая представляет собой фун-

даментальную область знания компетентного специалиста. Подчеркнем, что для сегодняшнего дня важно, что именно картографический метод, картографическая грамотность отвечает вызову межпредметных метаметодических программ развития интеллектуальнографической деятельности. Тем более, что именно картография по сути своей играет важную методологическую роль в науках о Земле и обществе, так как исследует посредством карт закономерности и особенности пространственного размещения явлений природы и общества, их связи, динамику, тенденции развития.
Специалист, учитель, владеющий системой картографических знаний, владеет методологией исследования географического пространства, особым языком графикации, позволяющим строить образно-знаковые модели и вести проблемное обучение с использованием современных педагогических технологий. Кроме того, он владеет не только объемом знаний, но практическим умением работать с географической информацией и как исследователь, и как педагог.
В конечном итоге формируется компетентность специалиста как качество его личности, которая позволяет ему понимать окружающий мир не только умозрительно, но и визуально, понимать его комплексность, взаимозависимость, структурно-функциональную сущность.
Важность картографической подготовки специалиста возрастает в связи с пониманием роли географической карты как своеобразного документа общения, отражающего уровень развития общества, его культуры и восприятия мира. Карта, в отличие от других средств коммуникации, предлагает информацию не последовательно, а в виде пространственных комбинаций, воспринимаемых сразу особым обра-
зом.

Если считать, что в структурном отношении понятие о географической культуре включает в себя представление о географической картине мира, географическое мышление, методы географии и язык географии, то содержание картографической подготовки обеспечивает все обозначенные четыре позиции. Оно содержит две группы знаний и умений: а) формируемые непосредственно при изучении картографии; б) формируемые при изучении системы географических дисциплин, в смежных дисциплинах и практиках, например в туризме, геоэкологии, истории и т. п.
В системе картографической подготовки не в полной мере отражается практически «хорошо забытое старое», наработанное в методике обучения географии, а именно: использование в учебном процессе графем, выражающих информацию графически в виде знаков, символов, картографических рисунков, кроки, логических схем, блоковых моделей. (И.С. Заславский, А.А. Половинкин, П.Я. Павлинов, В.А. Саглин и др.).
В связи с развитием и реформированием высшего и среднего образования метод визуализации геопространства любой размерности и любого качественного состояния нами рассматривается в качестве
«сквозного» метода познания в процессе подготовки специалиста, учителя географии, бакалавра по туризму и т.п.
Сквозная, всепроникающая сущность метода связана с необходимостью формирования пространственных образов мира, природы, населения, хозяйства, их взаиморасположения, взаимодействия. Именно с его помощью развивается язык графики, визуализации понятий. Он позволяет говорить о сравнительно новом в науке и практике направлении моделирования, а именно: образно-знаковом, блоковом и т. п., характерном для картографии как науки с древнейших времен.
В процесс образования неуклонно внедряется компьютерная техника, позволяющая погружаться в любое виртуальное простран-

ство, узнавать различного качества информацию, в перспективе изменить технологию обучения, имея в виду сетевое взаимодействие, дистанционное обучение, построение ГИС и других моделей геосистем. Картографический метод «готов» к экранному, пространственному представлению информации и к работе с ней.
Целесообразность и практическая польза полученных знаний – существенный мотив их приобретения. В практике жизнедеятельности человека возрастает роль как умения пользоваться пространственно организованной и распределенной информацией (читать различные геоизображения, проектировать, организовывать жизнедеятельность, принимать управленческие решения), так и выполнять элементарные топографические работы для собственных бытовых нужд.
Поэтому важно развитие экспериментальной педагогической работы по эффективному использованию картографического метода в практической жизни, работе, в путешествиях, экспедициях, а во время учебы – на полевых практиках как по топографии, так и отраслевых. Особого внимания требуют работы по экологическому и геоэкологическому картированию и картосоставлению.
Малоразработанным направлением в этом отношении является соответствующее дополнительное образование, хотя именно в туристских походах, экспедициях, геоэкологических лагерях в наибольшей степени выражается потребность в картографических умениях и воспитании через предмет положительных черт характера.
Можно условно полагать, что современный период визуализации информации как метода обучения начался со времени появления в преподавании географии графического конспектирования, программированного обучения, персональных компьютеров – всего того, что способствует формированию и развитию картографической грамотности школьников.

Традиционно наука должна опережать образование, и картографический метод исследования географического пространства проявляется в образовании как картографический метод обучения.
Рассматривая освоение знаний как педагогическую проекцию науки в содержание учебной дисциплины, в данном случае – метода исследования в метод обучения, мы полагаем, что навыки географической культуры предполагают освоение картографической грамотности, которая в свою очередь лежит в лоне графикации, существующей наряду с нумерацией и литерацией.
Целостная система графикации географического пространства реализуется соответствующими приемами картографического метода обучения. Триада картографического познания: «прообраз – графический образ – понятие» соответствует этапам формирования умственных действий: от действий с реальными объектами через действия с замещающими их образно-знаковыми моделями к действиям с понятиями.
Картографический метод обучения, таким образом, представляет собой по существу систему приемов визуализации пространственных ситуаций, явлений, их структуры и связей, установления и изучения пространственных закономерностей.
По характеру графического образа и способам исполнения эти приемы различаются и представляют собой три подсистемы единого целого, обозначенные нами как «географикация», «геокартография» и «геоинформатика».
Прокомментируем здесь вводимое нами понятие географикации. Географикация представляет собой систему графических приемов, позволяющих знаками показать географические объекты, их структуру и пространственные связи в виде картографических рисунков, абрисов, кроки, схем, блоковых моделей, разрезов, объемов, графиков и диаграмм. Каждый такой сюжет, выполненный графически, именуется нами как географема.
Приемы географикации в высокой мере способствуют развитию образно-логического мышления, свободе творчества, аккуратности, законченности действия, умению структурировать информацию, вычленить главное и выразить свое отношение к изображаемому событию, показав его соответствующим образом. Кроме того, приемы просты в исполнении, не требуют навыков черчения, специального оборудования. Освоив географикацию на пропедевтическом уровне, обучаемый далее привыкает к ее «языку» и возвращается к приемам на более высоком уровне.
Картографический метод нами рассматривается в качестве метаметодического «сквозного», организующего метода познания в процессе подготовки специалиста в облати наук о Земле, применимого как при изучении разных предметов, так и в бытовом опыте. Его методологическая сущность определена тем, что важным компонентом личностного роста обучающегося является развитие его способности формирования пространственных образов мира, природы, населения, хозяйства, их взаиморасположения и взаимодействия, графического изображения потоков и круговоротов.
Именно с помощью этого метода в значительной степени формируется компетентный специалист, вооруженный ко всему прочему пространственным языком графики, графической грамотностью, позволяющей моделировать географическое пространство, события, явления, выявлять закономерности их пространственного распространения.

Список литературы
1. Асланикашвили А.Ф. Метакартография. – Тбилиси: Мециереба, 1974.
2. Берлянт А.М. Геоиконика. – М. 1996.
3. Боумен У. Графическое представление информации. – М., 1971.
4. Жоли Ф. Картография. – М.: Астрель, 2005.
5. Комиссарова Т.С. Теоретические основы картографического метода профессиональной подготовки учителя. – СПб. ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009.
6. Мересте У.И., Ныммик С.Я. Современная география: вопросы теории. – М.: Мысль, 1984.
7. Сухоруков В.Д. Географическое пространство и человеческое // География в школе. – 1995. – № 6.
8. Титова И.М. Разработка организационно-деятельностной составляющей метаметодической модели школы // Гуманизация образовательной среды изменяющейся школы (средствами интеграции предметных методик обучения). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
9. Харвей Д. Научное объяснение в географии. – М., 1974. УДК 37.015.3

Источник: Т. С. Комиссарова
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.