Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ – материалист, систематизатор бэконовского материализма. В своих воззрениях он опирался и на европейскую философскую мысль, прежде всего на рационализм Р. Декарта.. Другая отличительная сторона философии Гоббса – ее социальная заостренность – также определялась особенностью эпохи.
Гоббс отвергал существование каких бы то ни было нематериальных субстанций. Мир, по его учению, представляет собой совокупность тел, («телес») ибо ничего бестелесного не существует. Бестелесная субстанция – такое же противоречие, как бестелесное тело. Нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит. Материя является субъектом всех изменений в объективной реальности, она не создается и не исчезает.
Выступая против идеалистической концепции, утверждающей, что понятия имеют объективное существование и представляют вещи, Гоббс утверждал, что единственно реальными являются материальные тела, которые существуют вне человека. Представление и понятие – это их отражение в человеческом сознании.
Основные свойства материальных тел, говорит Гоббс, сводятся к протяжению. Протяжение и величина являются постоянными и неотъемлемыми свойствами тел.
Гоббс не дошел до мысли, что пространство и время – это всеобщие формы существования объективной реальности. Поэтому пространство он определяет как «воображаемый образ существования вне нас вещей», а «время, - по Гоббсу, - существует не в вещах в себе, вне нас, а только в мышлении нашего разума».
Движение тоже не всеобщая форма существования материи. Это не существенное свойство последней, хотя и присуще ей наряду с покоем. Все многообразие форм движения происходит по механическим законам. Движение от тела к телу может передаваться только посредством толчка. К движению и усилиям Гоббс сводит и духовную жизнь животных и человека, которая складывается из ощущений. Ощущения, чувства человека не оказывают
влияния на движение и усилия, которые происходят в мозгу и сердце. Ощущения – это лишь субъективное выражение этих объективных процессов.
В теории познания Гоббс в основном сенсуалист. Познание,
по Гоббсу, осуществляется посредством «идей», источником которых могут быть только чувственные восприятия внешнего мира. Одновременно Гоббс критикует концепцию «врожденных» идей Декарта.
В социально-политической области Гоббс, был сторонником сильного централизованного государства. Основываясь на теории «Общественного договора», он утверждал, что люди сами договорились учредить государство в целях сохранения мира в обществе. Лучшей формой государства Гоббс считал абсолютную монархию.
Гоббс отвергал существование каких бы то ни было нематериальных субстанций. Мир, по его учению, представляет собой совокупность тел, («телес») ибо ничего бестелесного не существует. Бестелесная субстанция – такое же противоречие, как бестелесное тело. Нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит. Материя является субъектом всех изменений в объективной реальности, она не создается и не исчезает.
Выступая против идеалистической концепции, утверждающей, что понятия имеют объективное существование и представляют вещи, Гоббс утверждал, что единственно реальными являются материальные тела, которые существуют вне человека. Представление и понятие – это их отражение в человеческом сознании.
Основные свойства материальных тел, говорит Гоббс, сводятся к протяжению. Протяжение и величина являются постоянными и неотъемлемыми свойствами тел.
Гоббс не дошел до мысли, что пространство и время – это всеобщие формы существования объективной реальности. Поэтому пространство он определяет как «воображаемый образ существования вне нас вещей», а «время, - по Гоббсу, - существует не в вещах в себе, вне нас, а только в мышлении нашего разума».
Движение тоже не всеобщая форма существования материи. Это не существенное свойство последней, хотя и присуще ей наряду с покоем. Все многообразие форм движения происходит по механическим законам. Движение от тела к телу может передаваться только посредством толчка. К движению и усилиям Гоббс сводит и духовную жизнь животных и человека, которая складывается из ощущений. Ощущения, чувства человека не оказывают
влияния на движение и усилия, которые происходят в мозгу и сердце. Ощущения – это лишь субъективное выражение этих объективных процессов.
В теории познания Гоббс в основном сенсуалист. Познание,
по Гоббсу, осуществляется посредством «идей», источником которых могут быть только чувственные восприятия внешнего мира. Одновременно Гоббс критикует концепцию «врожденных» идей Декарта.
В социально-политической области Гоббс, был сторонником сильного централизованного государства. Основываясь на теории «Общественного договора», он утверждал, что люди сами договорились учредить государство в целях сохранения мира в обществе. Лучшей формой государства Гоббс считал абсолютную монархию.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи