Смена образовательных приоритетов общественного развития актуализирует проблему повышения качества подготовки специалистов различных сфер деятельности в условиях сохранения национально-этнической и культурной преемственности, формирования профессиональной компетентности личности в развивающем пространстве образовательного воздействия и взаимодействия. Ведущая роль в достижении оптимистических перспектив реформирования образования принадлежит опережающему и системному развитию его начального и среднего звена, в том числе в плоскости установления взаимовыгодных преемственных связей между всеми субъектами образовательной иерархии.
Вместе с тем, как показывает анализ педагогической теории и практики, между различными типами образовательных учреждений далеко не всегда устанавливается функциональный спектр необходимых образовательных взаимозависимостей. Особенно остро недостаток обозначенных интегративных отношений ощущается между вузами и различными звеньями общего образования, в частности начальной школой. Это выражается в несоответствии уровня подготовки выпускников запросам и ожиданиям работодателей, слабой ориентированностью содержания образования в вузах на практику. Актуальна эта проблема и для нашего вуза, осуществляющего подготовку будущих педагогических кадров. Поэтому ее исследование было запланировано в ходе выполнения инновационной образовательной программы РГПУ им. А.И. Герцена «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» в рамках мероприятия 1.8.5. «Разработка механизма реализации системы непрерывного образования в модели "школа-ССУЗ-ВУЗ-учреждения дополнительного образования" с учетом принципов гуманитарных технологий».
Проанализируем формы взаимодействия кафедры НЕМО с начальной школой, которые обеспечивают решение ряда важных задач, нацеленных на реализацию концепции непрерывного образования, а также проблемы такого взаимодействия.
Связи кафедры НЕМО с начальным звеном общего образования
реализуются в следующих направлениях:
• просветительское (непосредственные выступления, публикации в
СМИ и т. п.);
• профилактическое (профилактика профессиональных деформаций,
конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности учителей);
• организационное (совершенствование научно-методического управления начальным образованием в городе и области);
• диагностическое (проведение специальных исследований);
• коррекционно-развивающее (реализуется на семинарах с педагогами);
• экспертное;
• консультативное;
• проектное (включение преподавателей кафедры в совместную исследовательскую деятельность, участие в различных проектах, реализуемых в образовательной среде).
В соответствии с приведенной классификацией направлений взаимодействия кафедры НЕМО с начальным звеном общего образования перечислим формы такого взаимодействия.
1. Организация осуществления специалистами кафедры методической помощи учителям базовых школ (анкетирование учителей для выявления их потребности в методической помощи по различным предметам, проведение методических семинаров на базе Института детства) в рамках проведения педагогических практик: методической, стажерской, профильной.
2. Проведение совместных конференций по обсуждению актуальных
проблем начальной школы и подготовки учителей для начальной школы.
3. Проведение семинаров для учителей начальных классов по теоретической апробации учебно-методических материалов для начальной школы.
4. Осуществление наставничества учителем студента-практиканта в рамках методической, стажерской, профильной практик.
5. Функционирование областной экспериментальной площадки по теме «Подготовка педагогов начальных классов к освоению технологии личностно-деятельностного обучения младших школьников русскому языку и математике с компьютерной поддержкой под руководством преподавателей Института детства РГПУ им. А.И.Герцена.
6. Организация и проведения семинаров для учителей по вопросам
использования цифровых образовательных ресурсов.
7. Участие преподавателей кафедры в организации и проведении регулярных курсов повышения квалификации учителей начальных классов.
8. Руководство и реализация опытно-экспериментальных научных работ в системе многоуровневого непрерывного педагогического образования совместно с учителями начальных школ по проблемам методики преподавания математики, информатики, естествознания, а также проведение индивидуальных консультаций учителей начальных классов по вопросам, касающимся профессиональной деятельности.
9. Создание и поддержание функционирования методического сайта совместно с Академией постдипломного педагогического образования (АППО), подраздел «Начальная школа» (содержание: рекомендации по разработке уроков информатики в начальной школе, методические рекомендации по проведению уроков информатики в начальной школе, обратная связь с учителями на форуме сайта).
10. Подготовка совместных публикаций преподавателей кафедры и
учителей по актуальным вопросам начальной школы.
11. Регулярное проведение анализа и оценки программных продуктов для начальной школы преподавателями совместно с секцией мультимедийных учебных изданий регионального экспертного совета Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга.
12. Чтение лекций для учителей начальных классов.
13. Организация и проведение круглых столов на базе Института
детства с участием преподавателей, магистров и учителей начальных классов г. Санкт-Петербурга.
14. Научное руководство совместными исследованиями преподавателей и учителей начальных классов.
15. Совместное создание демонстрационных материалов для проведения встреч учителей начальных классов со студентами Института детства.
16. Организация, проведение и обсуждение открытых уроков с участием учителей начальных классов и студентов Института детства.
17. Участие учителей начальных классов, завучей и методистов в
определении тематики исследовательских работ студентов и аспирантов.
Безусловно, совместная работа преподавателей кафедры с учителями, методистами и руководителями начального звена общеобразовательных школ укрепляет связи между этими субъектами образовательной иерархии, способствующие практикоориентированности образовательных программ, реализуемых на кафедре, оказывает существенную помощь учителям и методистам повышает профессиональный уровень преподавателей кафедры. Однако существует ряд препятствий на пути развития такого взаимодействия. Причины их носят глобальный характер и оказывают негативное влияние на функционирование всей системы непрерывного образования.
В результате проведенного исследования, упомянутого в начале
статьи, были выявлены наиболее принципиальные проблемы в развитии связей между ступенями образования.
1. Ощущается явный недостаток информации о потребностях каждой стороны: кто ? в чем нуждается ? и что может дать? Необходимо создание общего «банка данных» в этой области для определения
наиболее значимых областей сотрудничества между различными звеньями образования.
2. Чуть менее половины директоров образовательных учреждений
полагают, что знания и умения вузовских специалистов пригодятся школьной администрации. Следовательно, школа не ощущает внутренней потребности в научном руководстве процессом образования извне. Правда, в некоторых школах введена особая штатная единица: заместитель директора школы по научно-методической части (в обиходе – «зам. по науке»). Однако на практике мало кто конкретно представляет себе функциональные обязанности «зама по науке» как систему работы. Руководство школы ориентировано на конкретный практический результат, поэтому обращается «к науке» в экстремальных ситуациях: разработать концепцию развития школы, подготовить некоторые документы к очередному этапу лицензирования, аттестации и т. д. Когда же такая ситуация разрешается, у руководства постепенно угасает потребность в поддержке «извне». Школа начинает отказываться от сотрудничества «с наукой», полагая, что свой, школьный, человек справится с текущими обязанностями ничуть не хуже «пришлого».
3. В целом отмечается тенденция к снижению числа работающих в школе вузовских преподавателей. Это связано с материальным положением: вузовский работник, даже при наличии ученой степени, получает за урок меньше, чем категорированный учитель. К тому же, актуальные требования государственной или лицензированной программы, жесткая сетка часов по вариантному и инвариантному компонентам учебного плана часто просто не позволяют найти часы для экспериментальных программ, если они не вписываются в концепцию развития школы. Поэтому администрации школы или приходится идти на определенные финансовые нарушения, или отказываться от услуг представителей вуза. Распределение работников вуза «внутри» школы очень неравномерно. Подавляющее большинство работает со старшеклассниками. Меньше всего они связаны с начальной школой. С одной стороны, это объясняется тем, что технология обучения в младших классах должна быть разнообразной, а вузовские работники ориентированы на лекционную и семинарскую методики. С другой стороны, такой показатель свидетельствует о том, что отсутствует осознанная потребность у начального школьного звена в учебно-методическом руководстве со стороны вуза. Педагогическое противоречие содержится в том, что старшеклассники – это бывшие младшие школьники, поэтому, если изначально упустить формирование навыков обучения и самообучения, то даже усиленная работа в старшем звене не сможет в полной мере компенсировать проблем, причины которых коренятся на начальном этапе образования.
4. Отсутствие финансовых механизмов, регулирующих взаимодействие различных звеньев в структуре непрерывного образования. Решение этой проблемы кроется в разработке новых государственных экономических механизмов для многоканального финансирования системы образования, поощрение тенденций в обществе по участию в финансировании образования. Нужна отработка такого механизма взаимодействия, который предполагал бы не только взаимное участие в процессе получения образования, но и взаимную заинтересованность в конечном результате.
Обозначенные проблемы тормозят процесс взаимовлияния и взаимодействия начальной школы и вузовского звена образования, но никто не сомневается в том, что их разрешение является актуальной задачей, стоящей перед системой образования.
Вместе с тем, как показывает анализ педагогической теории и практики, между различными типами образовательных учреждений далеко не всегда устанавливается функциональный спектр необходимых образовательных взаимозависимостей. Особенно остро недостаток обозначенных интегративных отношений ощущается между вузами и различными звеньями общего образования, в частности начальной школой. Это выражается в несоответствии уровня подготовки выпускников запросам и ожиданиям работодателей, слабой ориентированностью содержания образования в вузах на практику. Актуальна эта проблема и для нашего вуза, осуществляющего подготовку будущих педагогических кадров. Поэтому ее исследование было запланировано в ходе выполнения инновационной образовательной программы РГПУ им. А.И. Герцена «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» в рамках мероприятия 1.8.5. «Разработка механизма реализации системы непрерывного образования в модели "школа-ССУЗ-ВУЗ-учреждения дополнительного образования" с учетом принципов гуманитарных технологий».
Проанализируем формы взаимодействия кафедры НЕМО с начальной школой, которые обеспечивают решение ряда важных задач, нацеленных на реализацию концепции непрерывного образования, а также проблемы такого взаимодействия.
Связи кафедры НЕМО с начальным звеном общего образования
реализуются в следующих направлениях:
• просветительское (непосредственные выступления, публикации в
СМИ и т. п.);
• профилактическое (профилактика профессиональных деформаций,
конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности учителей);
• организационное (совершенствование научно-методического управления начальным образованием в городе и области);
• диагностическое (проведение специальных исследований);
• коррекционно-развивающее (реализуется на семинарах с педагогами);
• экспертное;
• консультативное;
• проектное (включение преподавателей кафедры в совместную исследовательскую деятельность, участие в различных проектах, реализуемых в образовательной среде).
В соответствии с приведенной классификацией направлений взаимодействия кафедры НЕМО с начальным звеном общего образования перечислим формы такого взаимодействия.
1. Организация осуществления специалистами кафедры методической помощи учителям базовых школ (анкетирование учителей для выявления их потребности в методической помощи по различным предметам, проведение методических семинаров на базе Института детства) в рамках проведения педагогических практик: методической, стажерской, профильной.
2. Проведение совместных конференций по обсуждению актуальных
проблем начальной школы и подготовки учителей для начальной школы.
3. Проведение семинаров для учителей начальных классов по теоретической апробации учебно-методических материалов для начальной школы.
4. Осуществление наставничества учителем студента-практиканта в рамках методической, стажерской, профильной практик.
5. Функционирование областной экспериментальной площадки по теме «Подготовка педагогов начальных классов к освоению технологии личностно-деятельностного обучения младших школьников русскому языку и математике с компьютерной поддержкой под руководством преподавателей Института детства РГПУ им. А.И.Герцена.
6. Организация и проведения семинаров для учителей по вопросам
использования цифровых образовательных ресурсов.
7. Участие преподавателей кафедры в организации и проведении регулярных курсов повышения квалификации учителей начальных классов.
8. Руководство и реализация опытно-экспериментальных научных работ в системе многоуровневого непрерывного педагогического образования совместно с учителями начальных школ по проблемам методики преподавания математики, информатики, естествознания, а также проведение индивидуальных консультаций учителей начальных классов по вопросам, касающимся профессиональной деятельности.
9. Создание и поддержание функционирования методического сайта совместно с Академией постдипломного педагогического образования (АППО), подраздел «Начальная школа» (содержание: рекомендации по разработке уроков информатики в начальной школе, методические рекомендации по проведению уроков информатики в начальной школе, обратная связь с учителями на форуме сайта).
10. Подготовка совместных публикаций преподавателей кафедры и
учителей по актуальным вопросам начальной школы.
11. Регулярное проведение анализа и оценки программных продуктов для начальной школы преподавателями совместно с секцией мультимедийных учебных изданий регионального экспертного совета Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга.
12. Чтение лекций для учителей начальных классов.
13. Организация и проведение круглых столов на базе Института
детства с участием преподавателей, магистров и учителей начальных классов г. Санкт-Петербурга.
14. Научное руководство совместными исследованиями преподавателей и учителей начальных классов.
15. Совместное создание демонстрационных материалов для проведения встреч учителей начальных классов со студентами Института детства.
16. Организация, проведение и обсуждение открытых уроков с участием учителей начальных классов и студентов Института детства.
17. Участие учителей начальных классов, завучей и методистов в
определении тематики исследовательских работ студентов и аспирантов.
Безусловно, совместная работа преподавателей кафедры с учителями, методистами и руководителями начального звена общеобразовательных школ укрепляет связи между этими субъектами образовательной иерархии, способствующие практикоориентированности образовательных программ, реализуемых на кафедре, оказывает существенную помощь учителям и методистам повышает профессиональный уровень преподавателей кафедры. Однако существует ряд препятствий на пути развития такого взаимодействия. Причины их носят глобальный характер и оказывают негативное влияние на функционирование всей системы непрерывного образования.
В результате проведенного исследования, упомянутого в начале
статьи, были выявлены наиболее принципиальные проблемы в развитии связей между ступенями образования.
1. Ощущается явный недостаток информации о потребностях каждой стороны: кто ? в чем нуждается ? и что может дать? Необходимо создание общего «банка данных» в этой области для определения
наиболее значимых областей сотрудничества между различными звеньями образования.
2. Чуть менее половины директоров образовательных учреждений
полагают, что знания и умения вузовских специалистов пригодятся школьной администрации. Следовательно, школа не ощущает внутренней потребности в научном руководстве процессом образования извне. Правда, в некоторых школах введена особая штатная единица: заместитель директора школы по научно-методической части (в обиходе – «зам. по науке»). Однако на практике мало кто конкретно представляет себе функциональные обязанности «зама по науке» как систему работы. Руководство школы ориентировано на конкретный практический результат, поэтому обращается «к науке» в экстремальных ситуациях: разработать концепцию развития школы, подготовить некоторые документы к очередному этапу лицензирования, аттестации и т. д. Когда же такая ситуация разрешается, у руководства постепенно угасает потребность в поддержке «извне». Школа начинает отказываться от сотрудничества «с наукой», полагая, что свой, школьный, человек справится с текущими обязанностями ничуть не хуже «пришлого».
3. В целом отмечается тенденция к снижению числа работающих в школе вузовских преподавателей. Это связано с материальным положением: вузовский работник, даже при наличии ученой степени, получает за урок меньше, чем категорированный учитель. К тому же, актуальные требования государственной или лицензированной программы, жесткая сетка часов по вариантному и инвариантному компонентам учебного плана часто просто не позволяют найти часы для экспериментальных программ, если они не вписываются в концепцию развития школы. Поэтому администрации школы или приходится идти на определенные финансовые нарушения, или отказываться от услуг представителей вуза. Распределение работников вуза «внутри» школы очень неравномерно. Подавляющее большинство работает со старшеклассниками. Меньше всего они связаны с начальной школой. С одной стороны, это объясняется тем, что технология обучения в младших классах должна быть разнообразной, а вузовские работники ориентированы на лекционную и семинарскую методики. С другой стороны, такой показатель свидетельствует о том, что отсутствует осознанная потребность у начального школьного звена в учебно-методическом руководстве со стороны вуза. Педагогическое противоречие содержится в том, что старшеклассники – это бывшие младшие школьники, поэтому, если изначально упустить формирование навыков обучения и самообучения, то даже усиленная работа в старшем звене не сможет в полной мере компенсировать проблем, причины которых коренятся на начальном этапе образования.
4. Отсутствие финансовых механизмов, регулирующих взаимодействие различных звеньев в структуре непрерывного образования. Решение этой проблемы кроется в разработке новых государственных экономических механизмов для многоканального финансирования системы образования, поощрение тенденций в обществе по участию в финансировании образования. Нужна отработка такого механизма взаимодействия, который предполагал бы не только взаимное участие в процессе получения образования, но и взаимную заинтересованность в конечном результате.
Обозначенные проблемы тормозят процесс взаимовлияния и взаимодействия начальной школы и вузовского звена образования, но никто не сомневается в том, что их разрешение является актуальной задачей, стоящей перед системой образования.
Источник: О. А. Граничина
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи