В настоящее время около 4,2 % от общего количества детей, проживающих в Ростовской области, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в особых условиях получения образования. Целенаправленная работа по созданию таких условий в региональной системе специального образования Ростовской области (далее РССО) позволила выделить и обосновать наиболее общие характеристики региональной системы специального образования, обеспечивающие доступность
образования для проживающих в регионе лиц с ограниченными возможностями здоровья [1; 2; 3; 4; 5].
Содержательные характеристики РССО Ростовской области Последнее десятилетие в РССО Ростовской области (далее РССО Ро) как и во всём региональном образовании в целом, активизировались процессы восстановления культурно-исторических традиций донского края, культуры донского казачества. Эти процессы нашли отражение в содержании специального образования, прежде всего в его региональном компоненте. Практически во всех специальных (коррекционных) образовательных учреждениях в учебные планы включаются такие предметы, как история Донского края, литература Дона, экосистемы Дона. Организуется деятельность кружков, студий по изучению традиционного для Дона народного творчества. В процессе трудового профильного обучения во многих специальных школах дети осваивают навыки по одному из видов народных промыслов: художественной росписи, изготовлению народной игрушки, ручной вышивки, вязания, макраме, лозоплетения и др.
В смотрах, конкурсах, художественных выступлениях детских коллективов как специальных школ, так и ДОУ компенсирующего и комбинированного видов, обязательно представляются достижения детей в освоении народного творчества.
Профориентационная работа и профессиональная подготовка в специальных школах области ориентированы также на требования социального запроса, обусловленные особенностями регионального рынка труда, наличием специальных групп в учреждениях начального и среднего специального образования, особенностями местного хозяйственно-бытового уклада (сельская местность, небольшой районный центр, мегаполис).
Разнопрофильная профессионально-трудовая подготовка учащихся (в каждой школе она ведётся по 3–4 профилям и более), включение специальных школ области в программу профильного обучения учащихся, развитие дополнительного образования обеспечивают вариативность специальных образовательных услуг. Опыт специальных школ Ростовской области в этом направлении был представлен на всероссийском семинаре «Новые подходы к профессиональному обучению детей в специальном коррекционном учреждении», проходившем в Ростове в 2004 году.
Развитие разноуровневого специального образования в Ростовской области выражается, в частности, в организации обучения детей с глубокими и множественными нарушениями. В 2002 г. был утвержден «Порядок приема детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в специальные (коррекционные) образовательные
учреждения VIII вида». В настоящее время данная категория детей обучается как в специально организованных классах для детей с
умеренной умственной отсталостью, так и в общих классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по индивидуальным программам. С 2006 г. организован класс, работающий по программе «Особый ребёнок» в условиях общеобразовательной школы (МОУ СОШ №1 г. Аксая).
По результатам деятельности ПМПК возрастает число детей с комплексными нарушениями в развитии. Специальное обучение детей со сложной структурой дефекта постепенно превращается в социально значимый механизм адаптации их к условиям жизни в регионе. Вместе с тем на сегодня не достаточно определены организационные формы и содержание коррекционной работы с такими детьми. Поэтому построение модели индивидуального образовательного маршрута для детей со сложной структурой дефекта является очередной задачей педагогических коллективов специальных образовательных учреждений.
Все дошкольные и школьные специальные образовательные учреждения Ростовской области прошли аттестацию и аккредитацию (многие уже повторно), что свидетельствует о нормативности специального образования в регионе.
Структурные характеристики РССО Ростовской области
Центральным структурным компонентом РССО является сеть специальных образовательных учреждений. В региональной сети представлены все восемь видов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, а также компенсирующие ДОУ и группы для всех категорий детей с отклонениями в развитии. Это позволяет говорить о самодостаточности РССО Ростовской области.
Дошкольное образование
В дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов получают специальное образование
9 479 дошкольников. Среди них самую большую группу составляют дети с нарушением речи – 6 208 детей. Следующей по численности является категория детей, имеющих нарушения опорнодвигательного аппарата – 1697 человек. В группах, реализующих программы для дошкольников с нарушениями зрения, воспитываются 1 007 детей. Проходят обучение по программам для детей с нарушениями интеллекта 359 дошкольников и для детей с нарушениями слуха – 208 детей.
Сеть учреждений специального дошкольного образования
представлена ДОУ компенсирующего вида – всего 57 дошкольных образовательных учреждений; – ДОУ комбинированного вида, в состав которых входят специальные группы, реализующие программы специального дошкольного образования для различных категорий дошкольников с нарушениями развития – всего 339 групп; группы
кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии – всего 20; три специальных (коррекционных) детских дома.
Начиная с 2002 г., в регионе в ДОУ компенсирующего и комбинированного видов активно развивается методическое направление деятельности. Развитие этого направления было связано с увеличением числа детей, имеющих различные нарушения развития, а также с развитием интегрированного обучения детей, нуждающихся в специальном образовании. Поэтому сами условия способствовали тому, чтобы ДОУ, имеющие необходимый опыт обучения той или иной категории детей, соответствующее программно-методическое обеспечение, квалифицированных специалистов-дефектологов, становились своеобразными методическими центрами района. Такие учреждения объединяли вокруг себя ряд учреждений, осуществляющих функции специального образования в отношении части своих воспитанников, но не имеющих необходимого кадрового, материально-технического, программно-методического обеспечения. Организационные формы реализации методических функций в регионе с каждым годом становятся разнообразнее: помимо традиционных МО (профильных и интегрированных для специалистов разного профиля), получили развитие консультативно-методические пункты, стажёрские площадки, мастер-классы, методические семинары. Таким образом, начала формироваться полицентрическая структура региональной системы специального образования в её дошкольном звене. Помимо методических функций, направленных на «подтягивание» отстающих образовательных учреждений до уровня, соответствующего современным требованиям к качеству специального дошкольного образования, активное развитие получила инновационная деятельность в регионе, что привело к усилению специализации отдельных учреждений. В одних ДОУ это проявилось в организации ранней помощи детям с отклонениями в развитии (ДОУ № 293 г. Ростова-на-Дону, № 66 г. Таганрога), в других – в появлении групп для детей со сложной структурой дефекта (ДОУ № 92, г. Ростов-на-Дону, специальный детский дом № 4), в третьих – в создании единого коррекционно-развивающего пространства для детей с разным характером нарушений в условиях ДОУ с разнопрофильными компенсирующими группами (ДОУ
№ 316, г. Ростов-на-Дону), в четвёртых – в опыте интегрированного
обучения в логопедических группах детей с РДА (ДОУ № 175, г. Ростов-на-Дону), в пятых – в индивидуализации коррекционноразвивающей и лечебно-оздоровительной помощи детям на основе четырёхуровневого ПМП-сопровождения, включающего реализацию вариативных (шесть вариантов) оздоровительных программ (ДОУ
№ 57, г. Ростов-на-Дону) и т. д.
Общее образование
В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
Ростовской области обучается 4 898 учащихся. Из них около
1 500 детей – дети-инвалиды. По программам учреждений I–VIII видов в специальных классах при массовых школах области обучается 3 387 человек. Проходят обучение по программе учреждения VIII вида в специальном (коррекционном) детском доме-школе
77 человек. В условиях надомного обучения – при специальных (коррекционных) и общеобразовательных школах, а также в специальных школах надомного обучения – получают образование
2 500 учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Наконец, 2 438 человек обучаются интегрированно по индивидуальным программам специальных коррекционных учреждений I–VIII видов в общеобразовательных классах массовых школ.
Практически в каждой специальной (коррекционной) школе I–VIII видов созданы классы для детей с множественными нарушениями. В трех специальных (коррекционных) школах VIII вида организованы классы для детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости. В остальных школах VIII вида дети названной категории обучаются в условиях интернальной интеграции.
Специальных (коррекционных) образовательных учреждений в области 30, специальных классов в массовых школах 215. Из них: I и II вида – 5 классов; VII вида – 194 класса; VIII вида – 16 классов.
В области открыты три школы надомного обучения (г. Таганрог – реализована модель общегородской школы надомного обучения; г. Сальск – реализована модель школы надомного обучения при образовательном учреждении начальная школа-детский сад; г. Шахты – реализована модель школы надомного обучения при специальной школе VIII вида).
Помимо названных организационных форм специального (коррекционного) образования в Ростовской области, следует назвать учреждения, не входящие напрямую в сеть учреждений специального коррекционного образования, но реализующие коррекционные функции в отношении своих учащихся. Это одна специальная общеобразовательная школа закрытого типа – в ней воспитывается
101 человек, и пять санаторных школ-интернатов.
Как видно из приведённых данных, количество детей, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, почти в два раза меньше, чем количество детей с ограниченными возможностями здоровья, получающими образование в условиях специальных классов при массовых школах, а также в условиях надомного или интегрированного обучения. Поэтому на ступени общего образования такая ситуация привела к развитию на базе отдельных образовательных учреждений методических центров по обучению детей определённой категории. Школы – методические центры – организовывают работу областных профильных методических объединений, выполняют функции первичной экспертизы научно-исследовательской деятельности педагогов и коллективов образовательных учреждений, участвуют в курсовой переподготовке и повышении квалификации педагогов, работают с соответствующей категорией детей, а также обобщают инновационный опыт и занимаются его распространением и публикацией. В соответствии с приказом министра МО и ПО Ро за каждой специальной (коррекционной) школой закреплён ряд территорий по организации методической помощи общеобразовательным учреждениям, в которых интегрированно обучаются учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, и на ступени общего образования идёт становление полицентрической организации РССО Ростовской области. Это явилось одной из причин резкого увеличения в последние годы количества детей, обучающихся интегрированно в общеобразовательных классах по специальным (коррекционным) программам.
К сожалению, качество специального образования в условиях интегрированного обучения пока что не может конкурировать с качеством, обеспечиваемым в специальных образовательных учреждениях. Объясняется это недостаточной методической подготовкой учителей массовых школ в области специальной педагогики. Изменившееся отношение к интегрированному обучению в большинстве случаев не подкреплено соответствующими знаниями и профессиональными умениями педагогов.
Кроме того, недостаточно отработаны многие организационные вопросы интегрированного обучения, связанные, например, с организацией профессионально-трудового обучения учащихся с нарушением интеллекта в условиях массовой школы (особенно в сельской местности). Это требует дальнейшего совершенствования кадрового обеспечения системы специального образования (в частности, подготовки педагогов интегрированного обучения), совершенствования взаимосвязей между учреждениями специального и общего образования, стимулирования инновационных процессов, исследовательской деятельности образовательных учреждений по поиску и отработке наиболее эффективных организационных решений в отношении интегрированного обучения детей.
Профессиональное образование
Сеть учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку и профессиональное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в РССО Ро, представлена следующими организационными формами.
Классы профильного обучения в учреждениях I–VI видов существуют в семи специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Деятельность этих классов организована: 1) на основе лицензии на осуществление начального профессионального обучения; 2) на основе договора с ПТУ; 3) в соответствии с учебными планами 10–11 классов. В этих учреждениях реализуются программы строительного, обувного профилей обучения, фотодела, автодела, ряда сельскохозяйственных специальностей, вязальнотрикотажного дела, художественной обработки изделий, кулинарии, цветоводства, обслуживающего труда.
Классы начальной профессиональной подготовки созданы и работают во всех образовательных учреждениях VIII вида. Программы профессиональной подготовки в этих классах включают программы строительного, обувного и швейного профилей, ряда сельскохозяйственных специальностей, цветоводства, обслуживающего труда. В этих учреждениях созданы соответствующие материально-технические условия для реализации программ начального профессионального обучения соответствующего профиля.
Учреждения начального профессионального образования – это
профессионально-технические училища (ПТУ), которые на основе договоров осуществляют профессиональное обучение выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений в условиях специальных групп либо интегрированно. Таких ПТУ в области пять: № 41 г. Батайска, № 48 г. Донецка, № 11 г. Ростова-на-Дону,
№ 30 г. Таганрога, № 58 г. Новошахтинска. В некоторых специальных (коррекционных) образовательных учреждениях созданы филиалы ПТУ, осуществляющие профессиональное обучение выпускников, которые проживают весь этот период в школеинтернате. Начальное профессиональное образование дети с ограниченными возможностями здоровья получают также в условиях учебных групп в территориальных центрах занятости населения.
Учреждения среднего профессионального образования. В области имеется полностью специализированное учреждение среднего профессионального образования, обучающее инвалидов – Новочеркасский специализированный техникум-интернат для детейинвалидов, реализующий программы, связанные с моделированием и технологией изготовления швейных изделий, информационными технологиями; учреждение, обучающее инвалидов в условиях специальной группы – Донской педагогический колледж, в котором с
2001/02 учебного года по программе среднего профессионального образования, специальность 050718 Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях проходят
обучение выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II видов; а также техникумы и колледжи, в которых выпускники специальных коррекционных учреждений обучаются в «общем потоке».
Учреждения высшего профессионального образования осуществляют профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в «общем потоке», а также в условиях специальных групп интегрированного обучения. Такая группа создана в Институте педагогики и психологии ПИ ЮФУ для студентов с нарушением слуха, выпускников специальной группы Донского педагогического колледжа. Студенты с нарушением слуха обучаются по программе высшего профессионального образования по специальности 540601 Управление дошкольным образованием. Практические занятия проводятся отдельно в специальной группе, в которой они учатся, а лекционные занятия – в «общем потоке» с помощью сурдопереводчика.
Сеть сопутствующих учреждений и служб
Этот компонент системы специального образования Ростовской области представлен сетью государственных учреждений и служб разной ведомственной принадлежности, осуществляющих консультативно-диагностическую и коррекционно-развивающую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. Помимо государственных учреждений и служб, сеть сопутствующих учреждений и служб включает негосударственные структуры.
В системе образования этот компонент представлен психологомедико-педагогическими комиссиями (ПМПК), психологопедагогическими и медико-социальными центрами, психологомедико-педагогическими консилиумами образовательных учреждений, логопедическими пунктами при общеобразовательных учреждениях и при дошкольных образовательных учреждениях, психологической службой образовательных учреждений, консультативно-диагностическими пунктами при ДОУ компенсирующего и комбинированного видов и при специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, службами (Центрами) ранней диагностики и ранней психолого-педагогической помощи детям.
В последнее время в регионе значительно расширилась сеть психолого-медико-педагогических комиссий. За период с 2000 по
2009 г. отмечается рост их количества (в 2000 г. – 24, 2009 г. – 33). Вместе с ростом сети происходит изменение статуса комиссий. Из временных, кустовых они преобразуются в штатные, постоянно действующие, что обеспечивает высокий уровень не только диагностической работы, но и позволяет определять и в дальнейшем отслеживать образовательный маршрут ребенка.
Широкое распространение в области получили образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры). В
области их 16. Деятельность указанных образовательных учреждений направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, на осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской помощи детям, предотвращение школьной и социальной дезадаптации у обучающихся воспитанников. Организующим и методическим звеном в системе центров является областной центр диагностики и консультирования.
В системе здравоохранения консультативно-диагностическая и коррекционно-развивающая помощь оказывается на 65 логопедических пунктах детских поликлиник в 13 городах и пяти сельских районах области; в сурдологопедических кабинетах при центральной городской больнице г. Ростова-на-Дону и при областной клинической больнице; в реабилитационном центре для детей с патологией ЦНС, умственной отсталостью, нарушением слуха и речи и отделении дневного пребывания для детей с органическим поражением ЦНС и нарушением слуха на базе Областной детской больницы; логопедической службой в условиях Областной клинической больницы и Онкологического института отделений клинических больниц; в городском диагностическом центре и в двух негосударственных лечебно-диагностических центрах (г. Ростов-на-Дону); в шести домах ребёнка, где содержатся дети с патологией развития от рождения до двух лет; в условиях стационара Областной детской психиатрической больницы, а также помощь в экспертизе характера и степени нарушений здоровья и развития для установления инвалидности и дальнейшей разработки индивидуальной программы реабилитации, включающей рекомендации по профессиональной подготовке и образованию, которая проводится Государственной службой медикосоциальной экспертизы.
В системе социальной защиты населения помощь детям с ограниченными возможностями здоровья оказывается в условиях специальных психоневрологических интернатов.
В системе МВД в условиях центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП) необходимую помощь оказывают педагоги, психологи и логопеды. Методическую помощь специалистам ЦВИНПа оказывают специалисты областного Центра диагностики и консультирования.
Негосударственный сектор сети сопутствующих учреждений и служб включает: один реабилитационный центр «Свеча» (частный), оказывающий психолого-педагогическую помощь детям с глубокими и множественными нарушениями, с нарушением общения (РДА); два частных лечебно-диагностических центра в Ростове-наДону, Ростовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов – общественные организации ВОС и ВОГ; общественное объединение родителей, имеющих детей инвалидов. Общественные организации тесно сотрудничают со специальными образовательными учреждениями при решении проблем, связанных с организацией специальных спортивных и культурномассовых мероприятий: специальной олимпиады для детей с нарушениями в развитии, игры «Веселые старты», первенств области по различным видам спорта, областных фестивалей художественного творчества детей-инвалидов и других мероприятий.
Учреждения, входящие в сеть основных и сопутствующих учреждений Ростовской РССО для расширения возможностей в реализации функций специального образования, объединяются, образуя комплексы. В системе специального образования Ростовской области сложились следующие образовательные комплексы:
• городское сетевое объединение общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов с научно-образовательным центром ЮФУ
«Диагностика. Развитие. Коррекция» (ДОУ № 181, 175, 66, МОУ СОШ № 67);
• объединение дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов с сопутствующими учреждениями и службами: ДОУ и службы ранней психологопедагогической помощи (ДОУ № 293, г. Ростов-на-Дону, № 66, г. Таганрог); ДОУ и ПМПК (например, ДОУ № 181 и № 189, г. Ростов-наДону);
• объединение дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов со специальными общеобразовательными учреждениями: образовательные комплексы начальная школа-детский сад компенсирующего вида (например, ОУ № 2, г. Ростов-на-Дону, г. Сальск); объединения специальной школы с дошкольными учреждениями компенсирующего и комбинированного видов в рамках школьного округа (например, Приморский коррекционно-развивающий школьный округ Азовского района), дошкольные группы в структуре специальных (коррекционных) образовательных учреждений (например, в специальной школе-интернате II вида № 48, г. Ростов-на-Дону);
• объединение специальных (коррекционных) школ с сопутствующими учреждениями (учреждениями дополнительного образования, ППМС центрами, ПМПК, ДЮСШ), которые существуют практически в каждой специальной школе Ростовской области;
• объединение специальных (коррекционных) школ с учреждениями профессионального образования (например, объединение ДПК и ПИ ЮФУ с областным Центром обучения неслышащих или специальной коррекционной школы-интерната VIII вида г. Новошехтинска и ПТУ № 45);
• объединение школ надомного обучения с общеобразовательными и специальными школами (модель школы надомного обучения, г. Таганрог и общеобразовательной школы № 18, г. Ростов-наДону);
• объединение специальных школ с общеобразовательными учреждениями, осуществляющими интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (например, специальная коррекционная школа VII вида г. Азова и Кагальницкой СОШ Азовского р-на, в структуре которой функционируют классы выравнивания).
Последняя модель объединения начала развиваться в региональной системе специального образования в последнее время. Это связано с тем, что все большее количество родителей, имеющих детей с нарушениями в психическом и физическом развитии, в соответствии с предоставленным им Федеральным законом «Об образовании» правом самостоятельно определять форму обучения ребёнка и образовательное учреждение изъявляют желание быть рядом с ребенком, помогать ему в учебе, социализации и становлении личности. Поэтому наряду с традиционным обучением в специальных школах-интернатах открываются в массовых школах специальные (коррекционные) классы (группы) для детей с нарушениями в развитии. Общеобразовательные школы, получая лицензию
на данный вид деятельности, создают условия для коррекции и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Значительная роль в качественном развитии этой сети принадлежит специальным (коррекционным) образовательным учреждениям. На основе договора с общеобразовательными учреждениями они оказывают методическую помощь по вопросу содержания и организации специальных образовательных услуг детям с нарушениями в развитии, помощь в программно-методическом обеспечении. Большое внимание уделяют этому вопросу практически все коллективы специальных школ. В настоящее время разработана схема взаимодействия структур специального и массового образования.
Таким образом, в региональной системе специального образования Ростовской области существуют объединения учреждений, входящих в основной, сопутствующий и управленческий уровни её организации.
Взаимодействие РССО Ростовской области с негосударственными и общественными организациями, а также с учреждениями системы общего образования области свидетельствует об открытости региональной системы специального образования.
Список литературы
1. Баранова М.Л. Региональная система специального образования: проектирования и организация: моногр. – Ростов н/Д: РГУ, 2006. – 228 с.
2. Кобрина Л.М. Интегрированное обучение в общеобразовательной школе: моногр. / Л.М. Кобрина, И.М. Медведева. – СПб.: Наука-Питер, 2007. – 256 с.
3. Кобрина Л.М., Денисова О.А. и др. Система регионального специального образования: моногр. / Л.М. Кобрина, – Вологда, 2008. – 224 с.
4. Малофеев Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями в России // Материалы междунар. науч.-практич. конф. «Актуальные проблемы интегрированного обучения». – М.: Права человека, 2001. – С. 30–47.
5. Шипицына Л.М. Современные тенденции развития специального образования в России // Материалы междунар. науч.-практич. конф. «Актуальные проблемы интегрированного обучения». – М.: Права человека, 2001. – С. 56–61.
образования для проживающих в регионе лиц с ограниченными возможностями здоровья [1; 2; 3; 4; 5].
Содержательные характеристики РССО Ростовской области Последнее десятилетие в РССО Ростовской области (далее РССО Ро) как и во всём региональном образовании в целом, активизировались процессы восстановления культурно-исторических традиций донского края, культуры донского казачества. Эти процессы нашли отражение в содержании специального образования, прежде всего в его региональном компоненте. Практически во всех специальных (коррекционных) образовательных учреждениях в учебные планы включаются такие предметы, как история Донского края, литература Дона, экосистемы Дона. Организуется деятельность кружков, студий по изучению традиционного для Дона народного творчества. В процессе трудового профильного обучения во многих специальных школах дети осваивают навыки по одному из видов народных промыслов: художественной росписи, изготовлению народной игрушки, ручной вышивки, вязания, макраме, лозоплетения и др.
В смотрах, конкурсах, художественных выступлениях детских коллективов как специальных школ, так и ДОУ компенсирующего и комбинированного видов, обязательно представляются достижения детей в освоении народного творчества.
Профориентационная работа и профессиональная подготовка в специальных школах области ориентированы также на требования социального запроса, обусловленные особенностями регионального рынка труда, наличием специальных групп в учреждениях начального и среднего специального образования, особенностями местного хозяйственно-бытового уклада (сельская местность, небольшой районный центр, мегаполис).
Разнопрофильная профессионально-трудовая подготовка учащихся (в каждой школе она ведётся по 3–4 профилям и более), включение специальных школ области в программу профильного обучения учащихся, развитие дополнительного образования обеспечивают вариативность специальных образовательных услуг. Опыт специальных школ Ростовской области в этом направлении был представлен на всероссийском семинаре «Новые подходы к профессиональному обучению детей в специальном коррекционном учреждении», проходившем в Ростове в 2004 году.
Развитие разноуровневого специального образования в Ростовской области выражается, в частности, в организации обучения детей с глубокими и множественными нарушениями. В 2002 г. был утвержден «Порядок приема детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в специальные (коррекционные) образовательные
учреждения VIII вида». В настоящее время данная категория детей обучается как в специально организованных классах для детей с
умеренной умственной отсталостью, так и в общих классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по индивидуальным программам. С 2006 г. организован класс, работающий по программе «Особый ребёнок» в условиях общеобразовательной школы (МОУ СОШ №1 г. Аксая).
По результатам деятельности ПМПК возрастает число детей с комплексными нарушениями в развитии. Специальное обучение детей со сложной структурой дефекта постепенно превращается в социально значимый механизм адаптации их к условиям жизни в регионе. Вместе с тем на сегодня не достаточно определены организационные формы и содержание коррекционной работы с такими детьми. Поэтому построение модели индивидуального образовательного маршрута для детей со сложной структурой дефекта является очередной задачей педагогических коллективов специальных образовательных учреждений.
Все дошкольные и школьные специальные образовательные учреждения Ростовской области прошли аттестацию и аккредитацию (многие уже повторно), что свидетельствует о нормативности специального образования в регионе.
Структурные характеристики РССО Ростовской области
Центральным структурным компонентом РССО является сеть специальных образовательных учреждений. В региональной сети представлены все восемь видов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, а также компенсирующие ДОУ и группы для всех категорий детей с отклонениями в развитии. Это позволяет говорить о самодостаточности РССО Ростовской области.
Дошкольное образование
В дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов получают специальное образование
9 479 дошкольников. Среди них самую большую группу составляют дети с нарушением речи – 6 208 детей. Следующей по численности является категория детей, имеющих нарушения опорнодвигательного аппарата – 1697 человек. В группах, реализующих программы для дошкольников с нарушениями зрения, воспитываются 1 007 детей. Проходят обучение по программам для детей с нарушениями интеллекта 359 дошкольников и для детей с нарушениями слуха – 208 детей.
Сеть учреждений специального дошкольного образования
представлена ДОУ компенсирующего вида – всего 57 дошкольных образовательных учреждений; – ДОУ комбинированного вида, в состав которых входят специальные группы, реализующие программы специального дошкольного образования для различных категорий дошкольников с нарушениями развития – всего 339 групп; группы
кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии – всего 20; три специальных (коррекционных) детских дома.
Начиная с 2002 г., в регионе в ДОУ компенсирующего и комбинированного видов активно развивается методическое направление деятельности. Развитие этого направления было связано с увеличением числа детей, имеющих различные нарушения развития, а также с развитием интегрированного обучения детей, нуждающихся в специальном образовании. Поэтому сами условия способствовали тому, чтобы ДОУ, имеющие необходимый опыт обучения той или иной категории детей, соответствующее программно-методическое обеспечение, квалифицированных специалистов-дефектологов, становились своеобразными методическими центрами района. Такие учреждения объединяли вокруг себя ряд учреждений, осуществляющих функции специального образования в отношении части своих воспитанников, но не имеющих необходимого кадрового, материально-технического, программно-методического обеспечения. Организационные формы реализации методических функций в регионе с каждым годом становятся разнообразнее: помимо традиционных МО (профильных и интегрированных для специалистов разного профиля), получили развитие консультативно-методические пункты, стажёрские площадки, мастер-классы, методические семинары. Таким образом, начала формироваться полицентрическая структура региональной системы специального образования в её дошкольном звене. Помимо методических функций, направленных на «подтягивание» отстающих образовательных учреждений до уровня, соответствующего современным требованиям к качеству специального дошкольного образования, активное развитие получила инновационная деятельность в регионе, что привело к усилению специализации отдельных учреждений. В одних ДОУ это проявилось в организации ранней помощи детям с отклонениями в развитии (ДОУ № 293 г. Ростова-на-Дону, № 66 г. Таганрога), в других – в появлении групп для детей со сложной структурой дефекта (ДОУ № 92, г. Ростов-на-Дону, специальный детский дом № 4), в третьих – в создании единого коррекционно-развивающего пространства для детей с разным характером нарушений в условиях ДОУ с разнопрофильными компенсирующими группами (ДОУ
№ 316, г. Ростов-на-Дону), в четвёртых – в опыте интегрированного
обучения в логопедических группах детей с РДА (ДОУ № 175, г. Ростов-на-Дону), в пятых – в индивидуализации коррекционноразвивающей и лечебно-оздоровительной помощи детям на основе четырёхуровневого ПМП-сопровождения, включающего реализацию вариативных (шесть вариантов) оздоровительных программ (ДОУ
№ 57, г. Ростов-на-Дону) и т. д.
Общее образование
В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
Ростовской области обучается 4 898 учащихся. Из них около
1 500 детей – дети-инвалиды. По программам учреждений I–VIII видов в специальных классах при массовых школах области обучается 3 387 человек. Проходят обучение по программе учреждения VIII вида в специальном (коррекционном) детском доме-школе
77 человек. В условиях надомного обучения – при специальных (коррекционных) и общеобразовательных школах, а также в специальных школах надомного обучения – получают образование
2 500 учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Наконец, 2 438 человек обучаются интегрированно по индивидуальным программам специальных коррекционных учреждений I–VIII видов в общеобразовательных классах массовых школ.
Практически в каждой специальной (коррекционной) школе I–VIII видов созданы классы для детей с множественными нарушениями. В трех специальных (коррекционных) школах VIII вида организованы классы для детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости. В остальных школах VIII вида дети названной категории обучаются в условиях интернальной интеграции.
Специальных (коррекционных) образовательных учреждений в области 30, специальных классов в массовых школах 215. Из них: I и II вида – 5 классов; VII вида – 194 класса; VIII вида – 16 классов.
В области открыты три школы надомного обучения (г. Таганрог – реализована модель общегородской школы надомного обучения; г. Сальск – реализована модель школы надомного обучения при образовательном учреждении начальная школа-детский сад; г. Шахты – реализована модель школы надомного обучения при специальной школе VIII вида).
Помимо названных организационных форм специального (коррекционного) образования в Ростовской области, следует назвать учреждения, не входящие напрямую в сеть учреждений специального коррекционного образования, но реализующие коррекционные функции в отношении своих учащихся. Это одна специальная общеобразовательная школа закрытого типа – в ней воспитывается
101 человек, и пять санаторных школ-интернатов.
Как видно из приведённых данных, количество детей, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, почти в два раза меньше, чем количество детей с ограниченными возможностями здоровья, получающими образование в условиях специальных классов при массовых школах, а также в условиях надомного или интегрированного обучения. Поэтому на ступени общего образования такая ситуация привела к развитию на базе отдельных образовательных учреждений методических центров по обучению детей определённой категории. Школы – методические центры – организовывают работу областных профильных методических объединений, выполняют функции первичной экспертизы научно-исследовательской деятельности педагогов и коллективов образовательных учреждений, участвуют в курсовой переподготовке и повышении квалификации педагогов, работают с соответствующей категорией детей, а также обобщают инновационный опыт и занимаются его распространением и публикацией. В соответствии с приказом министра МО и ПО Ро за каждой специальной (коррекционной) школой закреплён ряд территорий по организации методической помощи общеобразовательным учреждениям, в которых интегрированно обучаются учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, и на ступени общего образования идёт становление полицентрической организации РССО Ростовской области. Это явилось одной из причин резкого увеличения в последние годы количества детей, обучающихся интегрированно в общеобразовательных классах по специальным (коррекционным) программам.
К сожалению, качество специального образования в условиях интегрированного обучения пока что не может конкурировать с качеством, обеспечиваемым в специальных образовательных учреждениях. Объясняется это недостаточной методической подготовкой учителей массовых школ в области специальной педагогики. Изменившееся отношение к интегрированному обучению в большинстве случаев не подкреплено соответствующими знаниями и профессиональными умениями педагогов.
Кроме того, недостаточно отработаны многие организационные вопросы интегрированного обучения, связанные, например, с организацией профессионально-трудового обучения учащихся с нарушением интеллекта в условиях массовой школы (особенно в сельской местности). Это требует дальнейшего совершенствования кадрового обеспечения системы специального образования (в частности, подготовки педагогов интегрированного обучения), совершенствования взаимосвязей между учреждениями специального и общего образования, стимулирования инновационных процессов, исследовательской деятельности образовательных учреждений по поиску и отработке наиболее эффективных организационных решений в отношении интегрированного обучения детей.
Профессиональное образование
Сеть учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку и профессиональное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в РССО Ро, представлена следующими организационными формами.
Классы профильного обучения в учреждениях I–VI видов существуют в семи специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Деятельность этих классов организована: 1) на основе лицензии на осуществление начального профессионального обучения; 2) на основе договора с ПТУ; 3) в соответствии с учебными планами 10–11 классов. В этих учреждениях реализуются программы строительного, обувного профилей обучения, фотодела, автодела, ряда сельскохозяйственных специальностей, вязальнотрикотажного дела, художественной обработки изделий, кулинарии, цветоводства, обслуживающего труда.
Классы начальной профессиональной подготовки созданы и работают во всех образовательных учреждениях VIII вида. Программы профессиональной подготовки в этих классах включают программы строительного, обувного и швейного профилей, ряда сельскохозяйственных специальностей, цветоводства, обслуживающего труда. В этих учреждениях созданы соответствующие материально-технические условия для реализации программ начального профессионального обучения соответствующего профиля.
Учреждения начального профессионального образования – это
профессионально-технические училища (ПТУ), которые на основе договоров осуществляют профессиональное обучение выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений в условиях специальных групп либо интегрированно. Таких ПТУ в области пять: № 41 г. Батайска, № 48 г. Донецка, № 11 г. Ростова-на-Дону,
№ 30 г. Таганрога, № 58 г. Новошахтинска. В некоторых специальных (коррекционных) образовательных учреждениях созданы филиалы ПТУ, осуществляющие профессиональное обучение выпускников, которые проживают весь этот период в школеинтернате. Начальное профессиональное образование дети с ограниченными возможностями здоровья получают также в условиях учебных групп в территориальных центрах занятости населения.
Учреждения среднего профессионального образования. В области имеется полностью специализированное учреждение среднего профессионального образования, обучающее инвалидов – Новочеркасский специализированный техникум-интернат для детейинвалидов, реализующий программы, связанные с моделированием и технологией изготовления швейных изделий, информационными технологиями; учреждение, обучающее инвалидов в условиях специальной группы – Донской педагогический колледж, в котором с
2001/02 учебного года по программе среднего профессионального образования, специальность 050718 Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях проходят
обучение выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II видов; а также техникумы и колледжи, в которых выпускники специальных коррекционных учреждений обучаются в «общем потоке».
Учреждения высшего профессионального образования осуществляют профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в «общем потоке», а также в условиях специальных групп интегрированного обучения. Такая группа создана в Институте педагогики и психологии ПИ ЮФУ для студентов с нарушением слуха, выпускников специальной группы Донского педагогического колледжа. Студенты с нарушением слуха обучаются по программе высшего профессионального образования по специальности 540601 Управление дошкольным образованием. Практические занятия проводятся отдельно в специальной группе, в которой они учатся, а лекционные занятия – в «общем потоке» с помощью сурдопереводчика.
Сеть сопутствующих учреждений и служб
Этот компонент системы специального образования Ростовской области представлен сетью государственных учреждений и служб разной ведомственной принадлежности, осуществляющих консультативно-диагностическую и коррекционно-развивающую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. Помимо государственных учреждений и служб, сеть сопутствующих учреждений и служб включает негосударственные структуры.
В системе образования этот компонент представлен психологомедико-педагогическими комиссиями (ПМПК), психологопедагогическими и медико-социальными центрами, психологомедико-педагогическими консилиумами образовательных учреждений, логопедическими пунктами при общеобразовательных учреждениях и при дошкольных образовательных учреждениях, психологической службой образовательных учреждений, консультативно-диагностическими пунктами при ДОУ компенсирующего и комбинированного видов и при специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, службами (Центрами) ранней диагностики и ранней психолого-педагогической помощи детям.
В последнее время в регионе значительно расширилась сеть психолого-медико-педагогических комиссий. За период с 2000 по
2009 г. отмечается рост их количества (в 2000 г. – 24, 2009 г. – 33). Вместе с ростом сети происходит изменение статуса комиссий. Из временных, кустовых они преобразуются в штатные, постоянно действующие, что обеспечивает высокий уровень не только диагностической работы, но и позволяет определять и в дальнейшем отслеживать образовательный маршрут ребенка.
Широкое распространение в области получили образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры). В
области их 16. Деятельность указанных образовательных учреждений направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, на осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской помощи детям, предотвращение школьной и социальной дезадаптации у обучающихся воспитанников. Организующим и методическим звеном в системе центров является областной центр диагностики и консультирования.
В системе здравоохранения консультативно-диагностическая и коррекционно-развивающая помощь оказывается на 65 логопедических пунктах детских поликлиник в 13 городах и пяти сельских районах области; в сурдологопедических кабинетах при центральной городской больнице г. Ростова-на-Дону и при областной клинической больнице; в реабилитационном центре для детей с патологией ЦНС, умственной отсталостью, нарушением слуха и речи и отделении дневного пребывания для детей с органическим поражением ЦНС и нарушением слуха на базе Областной детской больницы; логопедической службой в условиях Областной клинической больницы и Онкологического института отделений клинических больниц; в городском диагностическом центре и в двух негосударственных лечебно-диагностических центрах (г. Ростов-на-Дону); в шести домах ребёнка, где содержатся дети с патологией развития от рождения до двух лет; в условиях стационара Областной детской психиатрической больницы, а также помощь в экспертизе характера и степени нарушений здоровья и развития для установления инвалидности и дальнейшей разработки индивидуальной программы реабилитации, включающей рекомендации по профессиональной подготовке и образованию, которая проводится Государственной службой медикосоциальной экспертизы.
В системе социальной защиты населения помощь детям с ограниченными возможностями здоровья оказывается в условиях специальных психоневрологических интернатов.
В системе МВД в условиях центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП) необходимую помощь оказывают педагоги, психологи и логопеды. Методическую помощь специалистам ЦВИНПа оказывают специалисты областного Центра диагностики и консультирования.
Негосударственный сектор сети сопутствующих учреждений и служб включает: один реабилитационный центр «Свеча» (частный), оказывающий психолого-педагогическую помощь детям с глубокими и множественными нарушениями, с нарушением общения (РДА); два частных лечебно-диагностических центра в Ростове-наДону, Ростовское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов – общественные организации ВОС и ВОГ; общественное объединение родителей, имеющих детей инвалидов. Общественные организации тесно сотрудничают со специальными образовательными учреждениями при решении проблем, связанных с организацией специальных спортивных и культурномассовых мероприятий: специальной олимпиады для детей с нарушениями в развитии, игры «Веселые старты», первенств области по различным видам спорта, областных фестивалей художественного творчества детей-инвалидов и других мероприятий.
Учреждения, входящие в сеть основных и сопутствующих учреждений Ростовской РССО для расширения возможностей в реализации функций специального образования, объединяются, образуя комплексы. В системе специального образования Ростовской области сложились следующие образовательные комплексы:
• городское сетевое объединение общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов с научно-образовательным центром ЮФУ
«Диагностика. Развитие. Коррекция» (ДОУ № 181, 175, 66, МОУ СОШ № 67);
• объединение дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов с сопутствующими учреждениями и службами: ДОУ и службы ранней психологопедагогической помощи (ДОУ № 293, г. Ростов-на-Дону, № 66, г. Таганрог); ДОУ и ПМПК (например, ДОУ № 181 и № 189, г. Ростов-наДону);
• объединение дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов со специальными общеобразовательными учреждениями: образовательные комплексы начальная школа-детский сад компенсирующего вида (например, ОУ № 2, г. Ростов-на-Дону, г. Сальск); объединения специальной школы с дошкольными учреждениями компенсирующего и комбинированного видов в рамках школьного округа (например, Приморский коррекционно-развивающий школьный округ Азовского района), дошкольные группы в структуре специальных (коррекционных) образовательных учреждений (например, в специальной школе-интернате II вида № 48, г. Ростов-на-Дону);
• объединение специальных (коррекционных) школ с сопутствующими учреждениями (учреждениями дополнительного образования, ППМС центрами, ПМПК, ДЮСШ), которые существуют практически в каждой специальной школе Ростовской области;
• объединение специальных (коррекционных) школ с учреждениями профессионального образования (например, объединение ДПК и ПИ ЮФУ с областным Центром обучения неслышащих или специальной коррекционной школы-интерната VIII вида г. Новошехтинска и ПТУ № 45);
• объединение школ надомного обучения с общеобразовательными и специальными школами (модель школы надомного обучения, г. Таганрог и общеобразовательной школы № 18, г. Ростов-наДону);
• объединение специальных школ с общеобразовательными учреждениями, осуществляющими интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (например, специальная коррекционная школа VII вида г. Азова и Кагальницкой СОШ Азовского р-на, в структуре которой функционируют классы выравнивания).
Последняя модель объединения начала развиваться в региональной системе специального образования в последнее время. Это связано с тем, что все большее количество родителей, имеющих детей с нарушениями в психическом и физическом развитии, в соответствии с предоставленным им Федеральным законом «Об образовании» правом самостоятельно определять форму обучения ребёнка и образовательное учреждение изъявляют желание быть рядом с ребенком, помогать ему в учебе, социализации и становлении личности. Поэтому наряду с традиционным обучением в специальных школах-интернатах открываются в массовых школах специальные (коррекционные) классы (группы) для детей с нарушениями в развитии. Общеобразовательные школы, получая лицензию
на данный вид деятельности, создают условия для коррекции и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Значительная роль в качественном развитии этой сети принадлежит специальным (коррекционным) образовательным учреждениям. На основе договора с общеобразовательными учреждениями они оказывают методическую помощь по вопросу содержания и организации специальных образовательных услуг детям с нарушениями в развитии, помощь в программно-методическом обеспечении. Большое внимание уделяют этому вопросу практически все коллективы специальных школ. В настоящее время разработана схема взаимодействия структур специального и массового образования.
Таким образом, в региональной системе специального образования Ростовской области существуют объединения учреждений, входящих в основной, сопутствующий и управленческий уровни её организации.
Взаимодействие РССО Ростовской области с негосударственными и общественными организациями, а также с учреждениями системы общего образования области свидетельствует об открытости региональной системы специального образования.
Список литературы
1. Баранова М.Л. Региональная система специального образования: проектирования и организация: моногр. – Ростов н/Д: РГУ, 2006. – 228 с.
2. Кобрина Л.М. Интегрированное обучение в общеобразовательной школе: моногр. / Л.М. Кобрина, И.М. Медведева. – СПб.: Наука-Питер, 2007. – 256 с.
3. Кобрина Л.М., Денисова О.А. и др. Система регионального специального образования: моногр. / Л.М. Кобрина, – Вологда, 2008. – 224 с.
4. Малофеев Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями в России // Материалы междунар. науч.-практич. конф. «Актуальные проблемы интегрированного обучения». – М.: Права человека, 2001. – С. 30–47.
5. Шипицына Л.М. Современные тенденции развития специального образования в России // Материалы междунар. науч.-практич. конф. «Актуальные проблемы интегрированного обучения». – М.: Права человека, 2001. – С. 56–61.
Источник: М. Л. Баранова
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи