Глобальный кризис, охвативший мировое сообщество в конце 2008 г., носит системный характер, он касается всех сфер жизни общества, экономики и политики, идеологии и образования. Финансово-экономический кризис стал следствием идеологического кризиса в области устройства мира как однополярного с цепочкой зависимостей всех стран от американской экономики, которая заняла центральное место в мировой финансовой пирамиде. В большинстве стран мира стала преобладать виртуальная финансовая экономика, когда деньги делают деньги, а основной закон развития экономики Т–Д–Т (товар – деньги – товар) нарушен в обществе потребителей, а не производителей, что породило экономическую зависимость жизненного уровня большинства стран от монополий по производству основных товаров. Смыслом жизни человека стало накопление денег, а идеологией жизни общества – гламурные ценности жизни ради удовольствий, которую активно проповедуют средства массовой информации, реклама, глянцевые журналы.
Установка на удовольствия как главную ценность жизни привела к снижению трудовой активности населения, особенно молодежи, к снижению мотивации труда и его производительности.
Государственная стратегия развития инновационного общества в России, направленная на обеспечение национальной безопасности, прогрессивное и устойчивое развитие страны и повышение качества жизни человека предполагает формирование не только новой модели политического и экономического устройства мира и нашего государства, но и разработку новой идеологии жизни общества и человека, его воспитания, поиск нового смысла жизни, новой системы ценностей и новых концепций образования. Инновационное общество в России должно быть основано на продуктивных моделях деятельности и поведения человека, способного творчески мыслить и создавать мировые образцы, эталоны научных, производственных и социальных технологий, подлежащих трансляции в инновационную культуру других стран.
В Послании Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному собранию подчеркнуто, что интеллектуальная энергия, творческая сила конкретного человека – это главное богатство нации и основной ресурс прогрессивного развития общества. Необходимо организовать поиск талантов, «охоту за головами», а стратегия развития российского образования должна быть направлена на развитие творческих способностей личности, на поиск и поддержку талантливых детей в нашей новой школе.
Установка на лидирующие позиции творческой личности и талантливого человека в обеспечении инновационного развития общества может быть реализована в системе образования, если стратегия развития российского образования будет носить акмеологический характер и будет строиться на карьерной концепции образования. Социально-педагогическая и научно-практическая проблема образования для карьеры в инновационном обществе представляется наиболее актуальной и адекватной задачам новой идеологии воспитания в условиях мирового кризиса.
Акмеологическая стратегия развития российского образования может быть представлена как система перспективных управленческих и педагогических акмеологических задач, определяющих долгосрочный прогноз развития и критерии качества образования,
отражающие эталоны развития личности, востребованной в инновационном обществе. Акмеологическая стратегия – это средство стратегического ценностно-мотивационного управления инновационным развитием системы образования на основе актуализации внутренних ресурсов самореализации личности педагога и ученика, мотивации достижений, саморазвития и творчества, стремления к успеху и высокому качеству результатов деятельности.
В учебном пособии А. А. Деркача и В. Г. Зазыкина «Акмеология» выделены группы акмеологических задач, включающие проблемы, имеющие педагогический аспект [3: 220]:
• выявление условий и факторов, способствующих или препятствующих движению к акме и достижению вершин в развитии;
• разработка акмеологических технологий прогрессивного развития личности и её профессионализма;
• разработка акмеологических моделей (прежде всего профессионализма и профессионала), обоснование акмеологических эталонов развития.
К акмеологическим, вершинным эталонам целостного развития человека в процессе образования можно отнести: успешную и здоровую личность, социально зрелую личность, творческую индивидуальность, профессиональную зрелость, духовную и жизненную зрелость человека. Данные феномены изучены в целом ряде педагогических исследований, выполненных в нашей научной школе на основе акмеологического подхода: Н. М. Полетаева, 2002; М. А. Вострова, 2003; О. П. Бурдакова, 2004; Н. Д. Санитарова, 2004; И. Н. Корнилова, 2005; Р. В. Баженова, 2005; С. С. Скоробогатова, 2006; В. А. Кобак, 2006; Я. А. Безродная, 2006; Е. В. Петрова, 2007; А. В. Балахонов, 2007; Н. В. Ефремова, 2008; Л. И. Колунтаева, 2008; и др.
Акмеологический подход в педагогике рассматривается как теоретико-методологическая основа решения комплексных социально-педагогических проблем путем использования психологических закономерностей целостного развития человека и внутренних, субъективных факторов достижения вершин в его личностном и профессиональном развитии [5].
Акмеологический подход в педагогике опирается на фундаментальные идеи психологии развития:
• целостности развития человека как индивида, личности, индивидуальности и субъекта жизнедеятельности (Б. Г. Ананьев);
• интеграции гетерогенных процессов развития, онтогенеза и социогенеза, в формировании новых структурно-функциональных образований психики, определяющих высшие формы поведения и деятельности человека, в том числе в экстремальных ситуациях (Б. Г. Ананьев);
• ведущей роли мотивации достижений в успешности человека (Дж. Аткинсон, Х. Хекхаузен) или «достижительной мотивации» (А. А. Бодалев), «вершинной психологии» (Л. С. Выготский), ориентированной не только на «зону ближайшего развития», но и на зону перспективного (вершинного) развития;
• приоритета акмеологических способностей человека (способностей к саморазвитию и к творчеству), которые обеспечивают высшие формы продуктивности созидательной, творческой деятельности (Н. В. Кузьмина); и др.
Акмеологическая стратегия развития образования предполагает создание новой системы ценностей, отражающих высшие формы и уровни (акме-формы) целостного развития человека в образовательной деятельности, а именно:
• саморазвитие как высший уровень процессов развития человека под влиянием внутренней мотивации (Б. Г. Ананьев);
• творчество как высший уровень активности и самостоятельности человека (Ю. А. Самарин);
• профессионализм как высшая ступень профессионального развития личности и деятельности специалиста (А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина);
• индивидуальность как высшая форма целостного, психофизиологического и социокультурного развития человека, его уникальной духовной самоорганизации, высшая характеристика духовного мира (К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, С. Л. Рубинштейн);
• духовность как высшее проявление человеческой сущности, как онтологическая и ценностная основа человека (Н. А. Бердяев, О. Г. Дробницкий, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, М. С. Каган, М. К. Мамардашвили);
• одаренность как высший уровень развития задатков и способностей человека, их уникальное сочетание и системное качество (Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, В. Д. Шадриков);
• зрелость как высший уровень готовности человека к новому этапу жизнедеятельности или виду деятельности, как показатель созревания и взросления (Б. Г. Ананьев, Д. И. Фельдштейн);
• здоровье, которое рассматривается в современной науке как высшая форма развития и интеграции всех жизненных сил человека, всех ресурсов его жизнеобеспечения и работоспособности (В. П. Казначеев, Н. М. Полетаева, В. Н. Ростовцев).
Данная система ценностей ориентирована на формирование саморазвивающейся и самоорганизующейся творческой личности, способной к успешной жизнедеятельности и самореализации в инновационном обществе. Названные ценности характеризуют жизненные ресурсы личности, её творческий потенциал, «самость» человека (А. А. Реан, Я. А. Коломинский), его развитие как субъекта жизнедеятельности, который строит свой жизненный путь, «привлекая и эксплуатируя ресурсы сознательной саморегуляции» (Е. В. Селезнева). Представленные ценности могут быть названы акмеологическими, поскольку они позволяют человеку строить свою жизненную стратегию с позиций нового смыслового подхода, связанного с самоосуществлением, с самореализацией своего человеческого предназначения, и дают ориентиры для анализа взаимосвязи между смыслом жизни и акме человека (А. А. Бодалев).
Акмеологические ценности противостоят сложившимся у большинства молодежи материальным и гламурным ценностям, присущим обществу потребителей. Стратегия развития инновационного общества включает преобразование системы образования, которая
«формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации» (Д. А. Медведев). Инновационное развитие самой системы образования требует разработки новых концепций образования, определяющих формирование новой системы ценностей общества и смысла жизни человека. Одной из таких продуктивных концепций может стать карьерная концепция образования, которая:
• строится на основе акмеологических ценностей;
• включает реализацию акмеологической стратегии развития образования;
• в качестве смысла жизни определяет достижение человеком жизненной карьеры;
• рассматривает образование как жизненную ценность, необходимую для карьеры;
• в качестве цели образования выдвигает накопление человеческого капитала, жизненных ресурсов личности, развитие её творческого потенциала, который обеспечит самореализацию человека в инновационном обществе;
• сущность образовательного процесса представляет как формирование жизненной стратегии личности, рассчитанной на успешную жизнедеятельность и дальнюю перспективу устойчивого положения человека в нестабильном обществе;
• особенность современного воспитательного процесса трактует как систему обучения учащихся решению жизненных проблем и подготовки к жизненной карьере;
• само понятие карьеры не ограничивает профессиональным ростом, а связывает с такими признаками, как жизненный успех и благополучие, творческая самореализация, достижения человека, его качество жизни.
В Большой советской энциклопедии дано следующее определение: «Карьера (итал. carriera – бег, жизненный путь, поприще от лат. carrus – телега, повозка), быстрое и успешное продвижение в области общественной, научной, служебной или другой деятельности, достижение известности, славы или материальной выгоды.
Слово «карьера» употребляется также для определения рода занятий, профессии» [2: 492]. Как видим, речь идет о широком понимании термина «карьера», о жизненной карьере в целом, составной частью которой является профессиональная карьера. Ключевые признаки понятия «карьера» – продвижение и достижение.
С точки зрения акмеологии можно сказать, что карьера – это прогрессивное развитие человека в определенных видах деятельности и достижение вершин в своем развитии, и в качестве деятельности.
Карьерная концепция образования реализуется в ряде школ, которые работают по проекту инновационного развития «Образование для карьеры». В одной из таких школ (лицей №126 «Акме» Калининского района Санкт-Петербурга), которая стала Районным ресурсным центром по данной проблеме и работает под нашим научным руководством, был проведен диагностический опрос учащихся 9–11 классов (168 чел., октябрь 2008 г.) по вопросам:
1. Что такое карьера?
2. Назовите пять качеств, присущих современному успешному человеку.
Ответы учащихся на первый вопрос были сгруппированы в четыре блока, которые распределились следующим образом (% от числа ответов):
1. Профессиональный рост (48,3 %):
• приобретение статуса, продвижение по служебной лестнице
(31,3 %);
• успешная деятельность (17 %).
2. Удовлетворение потребностей (27,9 %):
• материальное удовлетворение (деньги) (10,6 %);
• власть над людьми (4 %);
• достижение целей (13,3 %).
3. Личностный рост (18,9 %):
• самореализация (10,6 %);
• эмоциональное удовлетворение (5,3 %);
• развитие личности (3 %).
4. Семейный статус (4,3 %).
Необходимо отметить, что такие показатели жизненной карьеры, как деньги и семья получили наибольший процент ответов (20 и 6 %) у учащихся выпускных одиннадцатых классов.
Анализ ответов на второй вопрос позволил составить ранжированный ряд и выделить пять качеств, получивших наибольший процент выборов:
1. Общительность, коммуникабельность – 10,2 %.
2. Целеустремленность – 9,3 %.
3. Интеллектуальная развитость – 8,5 %.
4. Настойчивость, упорство – 8,2 %.
5. Образованность – 4,9 %.
Аналогичный опрос группы руководящих кадров (20 чел.) показал,
что они связывают понятие карьеры в основном с профессиональным ростом (80 %) и лишь немногие – с личностным ростом (20 %). Названные качества, присущие успешному человеку, составили следующий ряд (% от числа ответов):
1. мобильность, готовность к инновационной деятельности, рискованность – 18,3 %;
2. компетентность, образованность, широкий кругозор, техническая грамотность – 16,3 %;
3. целеустремленность, упорство – 14,2 %;
4. коммуникативность – 12,2 %;
5. прагматизм, деловитость – 8,1 %.
Мобильность и прагматизм в ответах учащихся отсутствуют. Здоровье как ресурс человека в его карьере не отмечено ни учащимися, ни руководящими кадрами.
Обобщение всех ответов руководящих кадров позволило выделить три группы ресурсов человека в его карьерном росте, показателей потенциала развития:
I. Личностно-деятельностный – 65,3 % (прагматизм, деловитость,
мобильность, коммуникативность, целеустремленность, организованность, лидерство, рискованность, ответственность, толерантность).
II. Образовательно-интеллектуальный – 22,4 % (компетентность, широкий кругозор, образованность, техническая грамотность, креативность, интеллект).
III. Энергетический – 12,2 % (оптимизм, психологическая устойчивость, выносливость, активность, энергичность, уверенность).
Сравнительный анализ ответов учащихся и руководящих кадров позволяет сделать общие выводы:
• в понимании карьеры приоритет отдается профессиональному росту;
• среди качеств, необходимых для успеха в жизни, преобладают личностно-деятельностные (так называемая «сила» личности);
• наблюдается отсутствие указаний на здоровье как ресурс жизненного успеха;
• образованию отводится вторичная роль в карьере человека.
Следовательно, в системе школьного образования необходимо сформировать установку школьника на образование как жизненную ценность для карьеры и одновременно повысить качество образования в подготовке растущего человека к жизненной карьере путем реализации карьерной концепции образования и акмеологической стратегии развития каждого образовательного учреждения и всей системы непрерывного образования.
Список литературы
1. Бодалев А. А. О смысле жизни человека, его акме и взаимосвязи между ними // Мир психологии. – 2001. – № 2. – С. 54–58.
2. Большая советская энциклопедия. – Т. 12.
3. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2003.
4. Егорычева И. Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) // Мир психологии. – 2005. – № 3. – С. 11–32.
5. Максимова В. Н. Акмеологический подход в педагогике. – СПб.: ЛГУ имени А. С. Пушкина, 2007. – 196 с.
6. Селезнева Е. В. Саморазвитие личности как акмеологическая категория // Акмеология. – 2002. – № 1. – С. 18–25.
Установка на удовольствия как главную ценность жизни привела к снижению трудовой активности населения, особенно молодежи, к снижению мотивации труда и его производительности.
Государственная стратегия развития инновационного общества в России, направленная на обеспечение национальной безопасности, прогрессивное и устойчивое развитие страны и повышение качества жизни человека предполагает формирование не только новой модели политического и экономического устройства мира и нашего государства, но и разработку новой идеологии жизни общества и человека, его воспитания, поиск нового смысла жизни, новой системы ценностей и новых концепций образования. Инновационное общество в России должно быть основано на продуктивных моделях деятельности и поведения человека, способного творчески мыслить и создавать мировые образцы, эталоны научных, производственных и социальных технологий, подлежащих трансляции в инновационную культуру других стран.
В Послании Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному собранию подчеркнуто, что интеллектуальная энергия, творческая сила конкретного человека – это главное богатство нации и основной ресурс прогрессивного развития общества. Необходимо организовать поиск талантов, «охоту за головами», а стратегия развития российского образования должна быть направлена на развитие творческих способностей личности, на поиск и поддержку талантливых детей в нашей новой школе.
Установка на лидирующие позиции творческой личности и талантливого человека в обеспечении инновационного развития общества может быть реализована в системе образования, если стратегия развития российского образования будет носить акмеологический характер и будет строиться на карьерной концепции образования. Социально-педагогическая и научно-практическая проблема образования для карьеры в инновационном обществе представляется наиболее актуальной и адекватной задачам новой идеологии воспитания в условиях мирового кризиса.
Акмеологическая стратегия развития российского образования может быть представлена как система перспективных управленческих и педагогических акмеологических задач, определяющих долгосрочный прогноз развития и критерии качества образования,
отражающие эталоны развития личности, востребованной в инновационном обществе. Акмеологическая стратегия – это средство стратегического ценностно-мотивационного управления инновационным развитием системы образования на основе актуализации внутренних ресурсов самореализации личности педагога и ученика, мотивации достижений, саморазвития и творчества, стремления к успеху и высокому качеству результатов деятельности.
В учебном пособии А. А. Деркача и В. Г. Зазыкина «Акмеология» выделены группы акмеологических задач, включающие проблемы, имеющие педагогический аспект [3: 220]:
• выявление условий и факторов, способствующих или препятствующих движению к акме и достижению вершин в развитии;
• разработка акмеологических технологий прогрессивного развития личности и её профессионализма;
• разработка акмеологических моделей (прежде всего профессионализма и профессионала), обоснование акмеологических эталонов развития.
К акмеологическим, вершинным эталонам целостного развития человека в процессе образования можно отнести: успешную и здоровую личность, социально зрелую личность, творческую индивидуальность, профессиональную зрелость, духовную и жизненную зрелость человека. Данные феномены изучены в целом ряде педагогических исследований, выполненных в нашей научной школе на основе акмеологического подхода: Н. М. Полетаева, 2002; М. А. Вострова, 2003; О. П. Бурдакова, 2004; Н. Д. Санитарова, 2004; И. Н. Корнилова, 2005; Р. В. Баженова, 2005; С. С. Скоробогатова, 2006; В. А. Кобак, 2006; Я. А. Безродная, 2006; Е. В. Петрова, 2007; А. В. Балахонов, 2007; Н. В. Ефремова, 2008; Л. И. Колунтаева, 2008; и др.
Акмеологический подход в педагогике рассматривается как теоретико-методологическая основа решения комплексных социально-педагогических проблем путем использования психологических закономерностей целостного развития человека и внутренних, субъективных факторов достижения вершин в его личностном и профессиональном развитии [5].
Акмеологический подход в педагогике опирается на фундаментальные идеи психологии развития:
• целостности развития человека как индивида, личности, индивидуальности и субъекта жизнедеятельности (Б. Г. Ананьев);
• интеграции гетерогенных процессов развития, онтогенеза и социогенеза, в формировании новых структурно-функциональных образований психики, определяющих высшие формы поведения и деятельности человека, в том числе в экстремальных ситуациях (Б. Г. Ананьев);
• ведущей роли мотивации достижений в успешности человека (Дж. Аткинсон, Х. Хекхаузен) или «достижительной мотивации» (А. А. Бодалев), «вершинной психологии» (Л. С. Выготский), ориентированной не только на «зону ближайшего развития», но и на зону перспективного (вершинного) развития;
• приоритета акмеологических способностей человека (способностей к саморазвитию и к творчеству), которые обеспечивают высшие формы продуктивности созидательной, творческой деятельности (Н. В. Кузьмина); и др.
Акмеологическая стратегия развития образования предполагает создание новой системы ценностей, отражающих высшие формы и уровни (акме-формы) целостного развития человека в образовательной деятельности, а именно:
• саморазвитие как высший уровень процессов развития человека под влиянием внутренней мотивации (Б. Г. Ананьев);
• творчество как высший уровень активности и самостоятельности человека (Ю. А. Самарин);
• профессионализм как высшая ступень профессионального развития личности и деятельности специалиста (А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина);
• индивидуальность как высшая форма целостного, психофизиологического и социокультурного развития человека, его уникальной духовной самоорганизации, высшая характеристика духовного мира (К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, С. Л. Рубинштейн);
• духовность как высшее проявление человеческой сущности, как онтологическая и ценностная основа человека (Н. А. Бердяев, О. Г. Дробницкий, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, М. С. Каган, М. К. Мамардашвили);
• одаренность как высший уровень развития задатков и способностей человека, их уникальное сочетание и системное качество (Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, В. Д. Шадриков);
• зрелость как высший уровень готовности человека к новому этапу жизнедеятельности или виду деятельности, как показатель созревания и взросления (Б. Г. Ананьев, Д. И. Фельдштейн);
• здоровье, которое рассматривается в современной науке как высшая форма развития и интеграции всех жизненных сил человека, всех ресурсов его жизнеобеспечения и работоспособности (В. П. Казначеев, Н. М. Полетаева, В. Н. Ростовцев).
Данная система ценностей ориентирована на формирование саморазвивающейся и самоорганизующейся творческой личности, способной к успешной жизнедеятельности и самореализации в инновационном обществе. Названные ценности характеризуют жизненные ресурсы личности, её творческий потенциал, «самость» человека (А. А. Реан, Я. А. Коломинский), его развитие как субъекта жизнедеятельности, который строит свой жизненный путь, «привлекая и эксплуатируя ресурсы сознательной саморегуляции» (Е. В. Селезнева). Представленные ценности могут быть названы акмеологическими, поскольку они позволяют человеку строить свою жизненную стратегию с позиций нового смыслового подхода, связанного с самоосуществлением, с самореализацией своего человеческого предназначения, и дают ориентиры для анализа взаимосвязи между смыслом жизни и акме человека (А. А. Бодалев).
Акмеологические ценности противостоят сложившимся у большинства молодежи материальным и гламурным ценностям, присущим обществу потребителей. Стратегия развития инновационного общества включает преобразование системы образования, которая
«формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации» (Д. А. Медведев). Инновационное развитие самой системы образования требует разработки новых концепций образования, определяющих формирование новой системы ценностей общества и смысла жизни человека. Одной из таких продуктивных концепций может стать карьерная концепция образования, которая:
• строится на основе акмеологических ценностей;
• включает реализацию акмеологической стратегии развития образования;
• в качестве смысла жизни определяет достижение человеком жизненной карьеры;
• рассматривает образование как жизненную ценность, необходимую для карьеры;
• в качестве цели образования выдвигает накопление человеческого капитала, жизненных ресурсов личности, развитие её творческого потенциала, который обеспечит самореализацию человека в инновационном обществе;
• сущность образовательного процесса представляет как формирование жизненной стратегии личности, рассчитанной на успешную жизнедеятельность и дальнюю перспективу устойчивого положения человека в нестабильном обществе;
• особенность современного воспитательного процесса трактует как систему обучения учащихся решению жизненных проблем и подготовки к жизненной карьере;
• само понятие карьеры не ограничивает профессиональным ростом, а связывает с такими признаками, как жизненный успех и благополучие, творческая самореализация, достижения человека, его качество жизни.
В Большой советской энциклопедии дано следующее определение: «Карьера (итал. carriera – бег, жизненный путь, поприще от лат. carrus – телега, повозка), быстрое и успешное продвижение в области общественной, научной, служебной или другой деятельности, достижение известности, славы или материальной выгоды.
Слово «карьера» употребляется также для определения рода занятий, профессии» [2: 492]. Как видим, речь идет о широком понимании термина «карьера», о жизненной карьере в целом, составной частью которой является профессиональная карьера. Ключевые признаки понятия «карьера» – продвижение и достижение.
С точки зрения акмеологии можно сказать, что карьера – это прогрессивное развитие человека в определенных видах деятельности и достижение вершин в своем развитии, и в качестве деятельности.
Карьерная концепция образования реализуется в ряде школ, которые работают по проекту инновационного развития «Образование для карьеры». В одной из таких школ (лицей №126 «Акме» Калининского района Санкт-Петербурга), которая стала Районным ресурсным центром по данной проблеме и работает под нашим научным руководством, был проведен диагностический опрос учащихся 9–11 классов (168 чел., октябрь 2008 г.) по вопросам:
1. Что такое карьера?
2. Назовите пять качеств, присущих современному успешному человеку.
Ответы учащихся на первый вопрос были сгруппированы в четыре блока, которые распределились следующим образом (% от числа ответов):
1. Профессиональный рост (48,3 %):
• приобретение статуса, продвижение по служебной лестнице
(31,3 %);
• успешная деятельность (17 %).
2. Удовлетворение потребностей (27,9 %):
• материальное удовлетворение (деньги) (10,6 %);
• власть над людьми (4 %);
• достижение целей (13,3 %).
3. Личностный рост (18,9 %):
• самореализация (10,6 %);
• эмоциональное удовлетворение (5,3 %);
• развитие личности (3 %).
4. Семейный статус (4,3 %).
Необходимо отметить, что такие показатели жизненной карьеры, как деньги и семья получили наибольший процент ответов (20 и 6 %) у учащихся выпускных одиннадцатых классов.
Анализ ответов на второй вопрос позволил составить ранжированный ряд и выделить пять качеств, получивших наибольший процент выборов:
1. Общительность, коммуникабельность – 10,2 %.
2. Целеустремленность – 9,3 %.
3. Интеллектуальная развитость – 8,5 %.
4. Настойчивость, упорство – 8,2 %.
5. Образованность – 4,9 %.
Аналогичный опрос группы руководящих кадров (20 чел.) показал,
что они связывают понятие карьеры в основном с профессиональным ростом (80 %) и лишь немногие – с личностным ростом (20 %). Названные качества, присущие успешному человеку, составили следующий ряд (% от числа ответов):
1. мобильность, готовность к инновационной деятельности, рискованность – 18,3 %;
2. компетентность, образованность, широкий кругозор, техническая грамотность – 16,3 %;
3. целеустремленность, упорство – 14,2 %;
4. коммуникативность – 12,2 %;
5. прагматизм, деловитость – 8,1 %.
Мобильность и прагматизм в ответах учащихся отсутствуют. Здоровье как ресурс человека в его карьере не отмечено ни учащимися, ни руководящими кадрами.
Обобщение всех ответов руководящих кадров позволило выделить три группы ресурсов человека в его карьерном росте, показателей потенциала развития:
I. Личностно-деятельностный – 65,3 % (прагматизм, деловитость,
мобильность, коммуникативность, целеустремленность, организованность, лидерство, рискованность, ответственность, толерантность).
II. Образовательно-интеллектуальный – 22,4 % (компетентность, широкий кругозор, образованность, техническая грамотность, креативность, интеллект).
III. Энергетический – 12,2 % (оптимизм, психологическая устойчивость, выносливость, активность, энергичность, уверенность).
Сравнительный анализ ответов учащихся и руководящих кадров позволяет сделать общие выводы:
• в понимании карьеры приоритет отдается профессиональному росту;
• среди качеств, необходимых для успеха в жизни, преобладают личностно-деятельностные (так называемая «сила» личности);
• наблюдается отсутствие указаний на здоровье как ресурс жизненного успеха;
• образованию отводится вторичная роль в карьере человека.
Следовательно, в системе школьного образования необходимо сформировать установку школьника на образование как жизненную ценность для карьеры и одновременно повысить качество образования в подготовке растущего человека к жизненной карьере путем реализации карьерной концепции образования и акмеологической стратегии развития каждого образовательного учреждения и всей системы непрерывного образования.
Список литературы
1. Бодалев А. А. О смысле жизни человека, его акме и взаимосвязи между ними // Мир психологии. – 2001. – № 2. – С. 54–58.
2. Большая советская энциклопедия. – Т. 12.
3. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2003.
4. Егорычева И. Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) // Мир психологии. – 2005. – № 3. – С. 11–32.
5. Максимова В. Н. Акмеологический подход в педагогике. – СПб.: ЛГУ имени А. С. Пушкина, 2007. – 196 с.
6. Селезнева Е. В. Саморазвитие личности как акмеологическая категория // Акмеология. – 2002. – № 1. – С. 18–25.
Источник: В. Н. Максимова
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи