Развитие системы управления педагогическим образованием начала XXI в. определяется государственными документами, такими например как Концепция модернизации образования, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
В этих документах «развитие учительского потенциала» тесно связывается с развитием новых форм и технологий работы ВУЗа с будущими педагогами, основанных на новых формах государственного финансирования, ориентированного на каждого педагога.
Предпочтение отдается развитию служб консультативнометодического сопровождения, сертификации, квалификации педагогов, использованию современных коммуникационных и информационных технологий обновления, пополнения, переосмысления профессиональных знаний педагогов, изменения модели аттестации педагогов, подтверждается право выбора педагогом курса и образовательного учреждения, так как деньги он будет иметь на эти цели от государства.
Традиционная модель управления ВУЗом все еще включает такие структуры как факультеты, кафедры, научно-исследовательские
структуры, учебные отделы и др. Далеко не во всех ВУЗах имеются службы маркетинга, научно-методического обеспечения, мониторинга качества образования и др.).
Для каждого Института педагогического образования становятся на современном этапе жизненно важными проблемы реализации инновационных подходов к развитию собственной деятельности, совершенствованию модели своего образовательного учреждения.
Модернизация, перестройка модели управления ВУЗом становится актуальной в связи с новыми реалиями по уменьшению финансирования, переориентации средств на потребителя, а не исполнителя.
Региональная система образования, где работает конкретный педагогический институт, включает три взаимодействующие и взаимосвязанные между собой подсистемы:
система разработки заказа на подготовку и повышение квалификации педагога («заказчик»);
собственно система подготовки и повышения квалификации педагогов («производитель»);
система использования педагогических кадров в образовательном комплексе / школы, училища/ и лично сам педагог («потребители»).
Рассматривая взаимодействие заказчика, производителя и потребителя как необходимую системную зависимость, Институты педагогического образования, в первую очередь, должны ориентироваться на заявки потребителя, а это – сами педагоги, руководители учреждений образования, органы управления образованием. Они же являются и
заказчиками для системы подготовки и повышения квалификации. Задача заключается в том, чтобы четко определить, кто и как, в какой форме должен формировать этот заказ. Как показывает опыт, Институты пока слабо владеют методикой формирования такого заказа, так как пока слаба роль их диагностических служб в определении проблем и затруднений потребителя в реализации своей профессиональной деятельности. В то же время слаба мотивация профессионального роста и самих педагогов, руководителей, управленцев всех уровней. Причина здесь кроется в отсутствии региональных Программ развития кадрового потенциала системы образования, для педагогов не ясны требования и программы их должностного роста, карьерного продвижения. Заработная плата педагогов слабо привязана к их квалификационным разрядам, аттестация носит сугубо ведомственный характер.
Конечно, эти проблемы не под силу решать только Институту, но от их решения зависит в ряде случаев и будущее самих Институтов.
Требуется серьезная модернизация и самих Институтов т.е. производителя услуг.
Прежде всего, – это разработка модели нормирования труда самих сотрудников ВУЗа, изменение их функций, ориентация на результат деятельности. Возможность разработки такой модели зависит от понимания сотрудниками института миссии, цели, задач, функций своего учреждения в новой социально-экономической ситуации, обозначенной реальным разделением бюджетных средств на индивидуальные бюджетные сертификаты и финансирование государственного заказа.
В новых условиях развития миссия Института педагогического образования состоит в том, чтобы в соответствии с вызовами и потребностями развивающегося информационного общества XXI века обеспечить инновационное развитие личности каждого будущего педагога, переориентацию его профессионального мышления на развитие личности ученика, дать системные новые знания и дополнить имеющиеся с целью переосмысления установок и технологий по обучению и воспитанию детей, достижению высоких результатов в развитии, обученности и воспитанности каждой личности, субъекта образовательного процесса.
В связи с миссией изменится и главная цель: через совершенствование профессионального мастерства педагога обеспечить высокое качество образования субъектов образовательного процесса и развитие региональной системы образования.
Новая миссия и цель ВУЗа определяет задачи его внутреннего развития:
построить новую системно-функциональную модель управления
педагогическим образованием внутри ВУЗа, соответствующую заявленной миссии;
определить конкретные цели Института и региональной системы образования, провести их системное ранжирование;
разработать ведущие функции Института, исходя из миссии и цели, провести их ранжирование, определить системообразующий фактор их взаимодействия;
пересмотреть структуру Института на основе ведущих функций, миссии и цели, определить новые формы, методы, направления их деятельности и уровни системного взаимодействия как в региональной системе образования, так и в самом институте;
- обеспечить развитие собственных кадров внутри института, сориентировать на выполнение новой миссии и достижение целей на
основе новых служебных регламентов и стратегии достижения запланированных результатов в деятельности каждого сотрудника ВУЗа,
изменить профессиональный функционал сотрудников ВУЗа в связи с необходимостью решать новые задачи в новой структуре ВУЗа, провести курсовую подготовку сотрудников с получением сертификата на право выполнения определенных обязанностей в обновленном ВУЗе.
В новой модели управления педагогическим образованием в педагогическом ВУЗе ведущими могут стать следующие функции:
аналитико-диагностическая – изучение потребностей региона в педагогах (результат: аналитико-диагностические методики изучения профессионального уровня педагогов, описание государственного заказа (от муниципального уровня и учреждения образования до каждого педагога и руководителя)
нормативно-программное обеспечение многоуровневого педагогического образования в ВУЗе в соответствии с поступившим заказом (результат: разработанные по всем предметам и направлениям учебно-методические комплексы, программы, учебные планы, модули, в т. ч. и для дистанционного обучения, и др.);
учебно-организационное обеспечение самостоятельного обучения студентов (индивидуальный поименный учет всех студентов, подлежащих обучению). Организация курсов, семинаров, практикумов как в Институте, так и учебных учреждениях во время практики и стажировок, организация и проведение дистанционного обучения (результат: анализ количества студентов и качества их обучения);
научно-методическое обеспечение мониторинга качества образования студентов (результат: разработанные КИМы (контрольноизмерительные материалы), постоянный анализ качества обученности и воспитанности студентов, рекомендации по его совершенствованию
и др.);
научно-информационное обеспечение субъектов системы педагогического образования – студентов и преподавателей (результат: учет педагогов и студентов пользователей сети Интернет, локальной сети образования региона, научно-методические обзоры новейших книг, аудио-видео-материалов для педагогов и студентов, конференций и др.);
научно-методическое обеспечение инноваций в системе образования (результат: научно-методические рекомендации по использованию научных и технических средств для обмена передовым опытом, повышения качества обучения студентов);
маркетинг образовательных услуг для педагогических работников всех ведомств региона (результат: реклама и распространение
учебных планов, программ, модулей, учебно-методических комплексов
среди потенциальных потребителей, количество привлеченных слушателей, бизнес-план ВУЗа и экономический расчет, получение доходов от реализации образовательных услуг);
научное обеспечение деятельности ВУЗа (результат: систематические аналитические материалы о взаимодействии и результативности деятельности ВУЗа по системной реализации своих функций, показатели качества подготовки педагогов через результаты мониторинга качества обучения /
научное и организационное обеспечение подготовки руководителей и работников системы управления образованием (результат: подготовка учебно-методических материалов для руководителей, организация их обучения, анализ результатов, научно-методическое сопровождение их деятельност);
Реализация названных функций приведет к реальному изменению структур внутри ВУЗа, которые должны выполнять свою часть обязанностей по реализации каждой функции, а руководители структур обязаны взаимодействовать для качественного выполнения всех функций
в целом.
Так, например, выполнять аналитико-диагностическую функцию может аналитико-диагностическая служба подготовки педагогов. Она обязана не только иметь и разрабатывать самостоятельно диагностические методики развития мастерства будущего педагога, выявлять пробелы в их знаниях, но и отслеживать уровень сформированности заказа для ВУЗа по своевременной ликвидации пробелов и проблем в деятельности студентов.
Функция нормативно-программного обеспечения обучения педагогов сегодня не имеет своей структуры и своих специалистов в ВУЗе. Эти обязанности выполняют преподаватели, ориентируясь на новые программы и учебные планы. В новой модели ВУЗа задача кардинально меняется. Теперь следует постоянно работать над планами и программами по запросам студентов (по сведениям от службы маркетинга) и пробелами в знаниях студентов (по сведениям от аналитикодиагностической службы).
Эту работу должна выполнять нормативно-программная служба, в состав которой могут входить профессионалы-специалисты по всем предметам учебного плана обучения студентов. При этом будет постоянно накапливаться банк актуальных программ, учебных планов, модулей, УМК, которые будут естественным образом заменять ставшие не актуальными, не востребованные или уже отработавшие свой срок.
Нормативно-программная служба обязана опираться в разработках на государственные документы по вопросам своей компетенции и в соответствии с ними давать нормативные предписания по реализации
и ожидаемым результатам от своей продукции, передавать ее в учебно-организационный отдел.
Функция учебно-организационного обеспечения подготовки студентов может иметь несколько структур, таких, например, как сектор
учёта, где будет сконцентрирована база данных о каждом студенте.
Необходим также учебно-организационный отдел. В обязанности менеджеров этого отдела входит: постоянно формировать группы студентов в соответствии с выбранными планами, программами, видами и формами обучения студентов, формировать индивидуальные планы обучения. Обеспечивать курсовую (лекционную, семинарскую, практическую, индивидуальную) работу слушателей квалифицированным профессорско-преподавательским составом как на базе Института, так и во время практики.
Иметь широкую базу данных обо всех базовых учебных заведениях, где и по каким проблемам может проходить стажировка и практика студентов. Иметь базу данных о профессорско-преподавательских кадрах по всем проблемам, заявленным в учебных программах.
Показателем работы отдела является количество организованных и проведенных курсов, семинаров, занятий, количество обученных студентов, ликвидировавших пробелы и проблемы в собственных знаниях (судить по показателям мониторинга качества знаний студентов от службы мониторинга).
Менеджеры учебно-организационного отдела обязаны передавать результаты о проведенных курсах и результатах обучения студентов в аналитико-диагностическую службу.
Функцию научно-методического обеспечения мониторинга образования в регионе по всем типам и видам образовательных учреждений осуществляет служба мониторинга. Она является структурным подразделением ВУЗа и содержит базы данных о потребности в педагогах
для всех образовательных учреждений региона. Изменение в качестве полученных знаний и их оценке отслеживается службой мониторинга в системе, на основе логического завершения изучения определенных тем по предметам, а также по результатам накопительных кредитов.
Группа специалиастов-аналитиков службы мониторинга разрабатывает контрольно-измерительные материалы, отслеживает правильность их применения, анализирует собранный материал, готовит аналитические справки и передает их руководству ВУЗа. Анализ должен показывать качество подготовки студентов.
Функция научно-информационного обеспечения системы обучения студентов организуется такими структурами как научноинформационный Центр ВУЗа (библиотека, видео, фонотека передового педагогического опыта, издательство научной, научнометодической литературы). Главным в работе этих структур является
учет студентов, информирование о новейших научных разработках по интересующим их проблемам, выполнение заявок студентов на подготовку научно-практических материалов и др.
Функцию научно-технического обеспечения инноваций в системе
образования для подготовки студентов может выполнять инновационно-технический отдел, который организует обучение студентов работе на компьютере, в сети, пропагандирует инновации, банк которых накапливается в отделе, готовит и рассылает по заявкам аудио, видеопродукцию, раскрывающую инновации в образовании, обучении, воспитании.
Важнейшей для системного взаимодействия всех функций является функция маркетинга образовательных услуг, которую может выполнять служба маркетинга.
Как и везде, служба маркетинга исследует рынок образовательных услуг, организует рекламу и рассылку клиентам проспектов и аннотаций программ, модулей, УМК для потребителей, особенно тем, кого рекомендует аналитико-диагностическая служба.
По результатам анализа программ, модулей, УМК, проведенного нормативно-программной службой, проводит оценку рейтинга предлагавшихся программ, учитывает их стоимость, планирует доходы на перспективу, готовит аналитические организационно-экономические отчеты для администрации ВУЗа.
Научное обеспечение всей деятельности Института может выполнять Научный центр. В его состав должны входить все, работающие в ВУЗе доктора и кандидаты педагогических и других наук. Задача ученых состоит в отслеживании деятельности всех служб и отделов с целью научного обеспечения их разработок для студентов всех курсов, постоянный научный анализ результатов, достигнутых в деятельности каждого структурного подразделения, оценка эффективности работы
ВУЗа по обучению студентов, планирование и прогнозирование работы ВУЗа на перспективу.
Предложенный перечень функций новой модели управления педагогическим образованием в ВУЗе и соответствующих структурных подразделений предполагает изменение традиционных должностей в Институте и средств реализации всех направлений деятельности.
Естественно, на первый план выступает компьютерное сетевое обеспечение всех рабочих мест в Институте. Информационными технологиями должны овладеть все сотрудники: операторы, методисты, менеджеры, организаторы, программисты, аналитики, доктора и кандидаты наук, разработчики программ, методических комплексов, маркетологи, дистрибьтеры, тьюторы, секретари, аудиторы, диагносты и т.п.
Основными техническими средствами реализации всех функций должны стать компьютеры, информационные сети (локальные внутри ВУЗа и региональные – между ВУЗом, учреждениями образования и органами управления).
Переход на новую модель Института должен носить системный характер, осуществляться постепенно, но достаточно быстро. Ему должен предшествовать этап реальной подготовки, который включает разработку концепции развития ВУЗа в новых условиях, положений о всех предполагаемых структурах, должностных обязанностях всех сотрудников, об экономических расчетах развития института на ближайшую перспективу, формировании бизнес-плана на предстоящий период развития.
Администрации ВУЗа предстоит провести целенаправленную работу с работающими кадрами для переориентации на новые функции в новых должностях.
Следует отметить, что педагогическое сообщество постепенно осознает современные тенденции общественного развития и в результате личностного принятия изменений и новых ценностных установок начинает всемерно влиять на изменение процессов, происходящих в системе образования. Однако эти изменения должны наступить быстрее и носить системный характер, если повышение квалификации педагогов станет более целенаправленно организованным, если управление им в регионах и их Институтах повышения квалификации будет обеспечено современными способами и средствами, профессорскопреподавательским составом, владеющим новейшими технологиями их реализации.
В новой модели ИПК ведущими могут стать следующие функции:
аналитико-диагностическая – изучение потребностей педагогов в повышении квалификации и совершенствовании профессионального
мастерства
нормативно-программное обеспечение повышения квалификации в соответствии с поступившим заказом
учебно-организационное обеспечение повышения квалификации
научно-методическое обеспечение мониторинга качества образования в регионе
научно-информационное обеспечение субъектов системы повышения квалификации региона
научно-методическое обеспечение инноваций в системе образования маркетинг образовательных услуг для педагогических работников всех ведомств региона
научное обеспечение деятельности Института повышения квалификации
научное и организационное обеспечение повышения квалификации руководителей и работников системы управления образованием
Реализация названных функций приведет к реальному изменению структур внутри ИПК. Как нам представляется, эти структуры должны
выполнять свою часть обязанностей по реализации каждой функции, а руководители структур обязаны взаимодействовать для качественного выполнения всех функции в целом.
Естественно, на первый план выступает компьютерное сетевое обеспечение всех рабочих мест в Институте. Информационными технологиями должны овладеть все сотрудники: операторы, методисты, менеджеры, организаторы, программисты, аналитики, доктора и кандидаты наук, разработчики программ, методических комплексов, маркетологи, дистрибьтеры, тьюторы, секретари, аудиторы, диагносты и т.п.
Основными техническими средствами реализации всех функций должны стать компьютеры, информационные сети (локальные внутри ИПК и региональные – между всеми учреждениями образования и органами управления).
Переход на новую модель Института повышения квалификации должен носить системный характер, осуществляться постепенно, но достаточно быстро. Ему должен предшествовать этап реальной подготовки, который включает разработку концепции ИПК в новых условиях, положений о всех предлагаемых структурах, должностных обязанностей всех сотрудников, экономических расчетов развития института на ближайшие пять лет, формирования бизнес-плана на предстоящий год.
Администрации ИПК предстоит провести целенаправленную работу с работающими кадрами для переориентации на новые функции в новых должностях.
Следует отметить, что педагогическое сообщество постепенно осознает современные тенденции общественного развития и в результате личностного принятия изменений и новых ценностных установок начинает всемерно влиять на изменение процессов, происходящих в системе образования. Однако эти изменения должны наступить быстрее и носить системный характер, если повышение квалификации педагогов станет более целенаправленно организованным, если управление им в регионах и их Институтах повышения квалификации будет обеспеченно современными способами и средствами, профессорскопреподавательским составом, владеющим новейшими технологиями их реализации.
Вне всякого сомнения, должны будут изменяться отношения взаимодействия служб регионального ИПК, муниципальных методических
служб и ЦИТ как между собой, так и с каждым педагогом в отдельности.
Многие практики и исследователи сегодня ведут речь о создании методических служб на базе инновационных (базовых) образовательных учреждений, о развитии сетевой организации повышения квалификации педагогов, через которые можно более качественно и быстро распространять опыт передовых педагогических практик и технологий.
Возможно, эти направления деятельности в определенных условиях и будут развиваться. Скорее всего сетевое взаимодействие педагогов не в виртуальном, а в реальном общении сможет развиваться в малых городах, где имеется несколько учебных заведений, или в крупных мегаполисах, где решены проблемы транспортной доступности. В сельских же районах станут актуальными виртуальные сети, дистанционное общение, обучение, повышение квалификации. Вот к этому сейчас система повышения квалификации в регионах пока не готова.
Будучи социально-образовательной, педагогической, система сетевого взаимодействия педагогов с целью оказания взаимной методической помощи связана не только с системой образования. Она помогает ей повышать профессиональный уровень работающих педагогов всех специальностей и категорий и адаптировать их к современным общественным образовательным запросам. Эта же система взаимодействует и с обществом, его запросами, интересами, и должна отвечать его требованиям, которые она преобразует в свои педагогические цели, организуя процесс отбора, профессионального образования, аттестации и развития личности педагога.
Опираясь на классическую и педагогическую теории управления, обеспечивающие изучение и прогнозирование образовательной практики, служащие средством обновления системы и процесса управления, мы можем конструировать новые, необходимые в изменившейся
ситуации модели, объекты и системы, способные более эффективно решать образовательные задачи самих педагогов и достигать новых, общественно значимых целей в управлении системой образования в целом.
Применение различных подходов (системный, функциональный, синергетический, личностно ориентированный, деятельностный, ситуационный, рефлексивный) к исследованию и конструированию системы сетевого взаимодействия педагогов с целью оказания взаимной методической помощи дает возможность определить ее специфику, задачи и способы их решения. Важно, как она должна быть спроектирована с учетом взаимодействия внутри её самой и с образовательной и социальной средой. Для этого необходимо выявить, установить закономерные причинно обусловленные связи и направления взаимо
действия между факторами и условиями функционирования и развития всех её подсистем.
С этих теоретических позиций разработаны модели управления, в составе которых рассматриваются цели, задачи, принципы, факторы,
условия, организационные структуры и процессы взаимодействия, технологии и методы управления системой сетевого взаимодействия педагогов с целью оказания взаимной методической помощи.
В связи с этим в новых условиях общественного развития XXI века меняется миссия системы педагогического образования.
Ее реализация с учетом нового ценностно-целевого назначения образования и воспитания включает, с одной стороны, порождение нового научного знания, идеалов, духовных ценностей и нравственных норм, а с другой носит опережающий характер формирования нового кадрового потенциала – педагогов, как уже работающих в системе образования, так и вновь подготовленных.
Эта миссия образования традиционно в обществе выполняется учреждениями среднего и высшего педагогического образования
(ССУЗы, ВУЗы) и учреждениями дополнительного (постдипломного) педагогического образования (Институты повышения квалификации, методические службы и учреждения, институты развития образования и др.).
Именно в этих образовательных учреждениях в кратчайший срок должно быть сформировано у учителей, педагогов всех уровней образования новое понимание ценностного системно организованного мира на основе гуманистических взглядов. Особую роль в этом должна сыграть система сетевого взаимодействия педагогов с целью оказания взаимной методической помощи.
Основными в подготовке таких педагогов в системе сетевого взаимодействия педагогов с целью оказания взаимной методической помощи являются следующие принципы:
принцип организации равноправного ценностно-смыслового диалога в постоянном режиме обмена знаниями в процессе обучения педагога, направленного на достижение эффективного результата в освоении нового профессионального педагогического мышления и педагогического мастерства, соответствующего вызовам общественного развития XXI века;
принцип непрерывного профессионального педагогического образования с момента его получения до завершения профессиональной карьеры;
принцип интеграции методологического, научного, практического, художественного и духовного знания;
принцип единства концептуального и социального интеллектуального знания;
принцип системности познания и бытия, иерархичности построения содержания образования на основе трансдисциплинарного синтеза познавательных областей;
принцип единства освоенного содержания образования и поведения личности (осознание неоднородности восприятия мира, осознание состояния планеты, глобальных масштабов и результатов деятельности человека, глобальное мышление и практическая деятельность по сохранению равновесия в системах «человек-природа», «человек-общество», «человек-человек»);
- принципы природосообразности, культуросообразности, социосообразности, гуманизма, толерантности в подготовке и повышении квалификации педагогов;
принципы фундаментальности, доступности и преемственности в образовании педагогов на основе личностно-ориентированного подхода, модульного построения образовательного процесса и накопления каждым из субъектов зачетных единиц или баллов в процессе освоения новых знаний и умений.
Названные принципы являются непременным условием формирования каркаса тех моделей, которые уже возникают и требуют своего научного обоснования и развития. Это модели системы сетевого взаимодействия педагогов с целью оказания взаимной методической помощи. Именно через них должна осуществляться реализация новой миссии системы образования, в том числе и педагогического. На основе предложенных принципов и моделей в приемлемые сроки возможно будет решить задачи по формированию глобального мышления педагогов и овладению новыми технологиями педагогической деятельности, осознанию необходимости и умению осуществлять рациональный личностный выбор как в профессии, так и в реальной жизни, усвоению гуманистического подхода к личности как высшей ценности и
эффективному субъекту организации жизни общества.
К основным моделям сетевого взаимодействия педагогов с целью оказания взаимной методической помощи мы предлагаем отнести следующие:
1. Первая Модель: Центральная маркетингово-мониторинговая. Инициатива и главная роль в повышении квалификации педагогов принадлежит региональному ИПК .
Система достраивается службами:
Информационно-диагностический Центр, обеспечивающий инициативные запросы педагогов и квалифицированные ответы ведущих учёных, методистов ИПК, а также получение информации об имеющихся в библиотечном фонде разработках научно-методического содержания на заданный вопрос.
Центр мониторинга результатов профессиональной деятельности педагога до и после получения консультации, корректировка применения полученных рекомендаций.
Нормативно-программная служба, в состав которой могут входить
профессионалы-специалисты по всем предметам учебного плана начальной, средней и профессиональной школы, а также по всем вопросам воспитательной работы разных возрастных групп учащихся.
При этом должен постоянно накапливаться банк актуальных программ, учебных планов, модулей, УМК, которые будут естественным образом заменять ставшие не актуальными, не востребованные или уже отработавшие свой срок.
Сектор учета педагогов региона, где будет сконцентрирована база данных о каждом педагоге, уровне его квалификации, указано время и результат прохождения курсовой подготовки (по данным аналитикодиагностической службы – имеющиеся профессиональные проблемы и затруднения), результативность его труда по качеству обучения учащихся (в динамике), аттестация, сертификация (по данным службы
мониторинга качества знаний учащихся).
Учебно-организационный отдел. Постоянно формирует группы слушателей в соответствии с выбранными планами, программами, видами и формами повышения квалификации, формирует индивидуальные планы повышения квалификации. Обеспечивает курсовую (лекционную, семинарскую, практическую, индивидуальную) работу слушателей квалифицированным профессорско-преподавательским составом как на базе Института, так и на местах.
Имеет широкую базу данных обо всех базовых учебных заведениях, где и по каким проблемам может проходить стажировка педагогов. Имеет базу данных о профессорско-преподавательских кадрах по всем проблемам, заявленным в учебных программах и в запросах педагогов.
2. Вторая Модель: Территориально-стажировочная. Инициатива повышения квалификации, получения необходимой научнометодической помощи, консультаций и пр. принадлежит в равной степени самим педагогам, сотрудникам методических служб и стажировочных или иных экспериментальных площадок.
Система достраивается службами:
Информационно-аналитическая служба. Содержит банк данных обо всех образовательных учреждениях, их научно-методических достижениях, инновациях, стажировочных площадках, результатах проведённых экспериментов, педагогах, их квалификации и результатах работы, проблемах, затруднениях и профессиональных достижениях, в т. ч. инновациях. Принимает заявки от педагогов и предоставляет
возможности квалифицированных консультаций в режиме вопросответ в любое время.
Инновационно-технический отдел. /ЦИТ/. Организует обучение педагогов работе на компьютере, в сети, пропагандирует инновации,
банк которых накапливается в отделе, готовит и рассылает по заявкам аудио, видеопродукцию, раскрывающую инновации в образовании, обучении, воспитании.
3. Третья модель: Инициативно-синергийная.
Система строится исключительно на инициативе пользователейпедагогов, предполагает свободное общение. Имеет одну структуру: учет регистрации. Имеет доступ к базам данных об инновациях, передовом опыте, лучших базах опыта, лучших учителях в Моделях №1 и
№2.
Примечание: на базе ИПК должен быть создан Координационный центр, обеспечивающий целенаправленность, доступность и постоянное обновление информации во всех трёх моделях системы сетевого взаимодействия педагогов с целью оказания взаимной методической помощи за счёт систематизации целей компонентов и целей всей системы.
При этом цель системы сетевого взаимодействия педагогов с целью оказания взаимной методической помощи в Ленинградской области не может по определению противоречить ключевой цели системы образования развитие личности как главной ценности в образовании.
Список литературы
1. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. – М.: ИПЛ, 1997.– 328 с.
2. Болотов В.А., Сериков В.В. Размышления о педагогическом образовании // Педагогика. – 2007. – №9. – С. 3–11.
3. Жилина А.И. Теория и практика управления профессиональной подготовкой и карьерой руководителей системы образования. – СПб.: ИОВ РАО, 2001. – 360 с.
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Проект. – М.: МО РФ, 2009. – 17 с.
В этих документах «развитие учительского потенциала» тесно связывается с развитием новых форм и технологий работы ВУЗа с будущими педагогами, основанных на новых формах государственного финансирования, ориентированного на каждого педагога.
Предпочтение отдается развитию служб консультативнометодического сопровождения, сертификации, квалификации педагогов, использованию современных коммуникационных и информационных технологий обновления, пополнения, переосмысления профессиональных знаний педагогов, изменения модели аттестации педагогов, подтверждается право выбора педагогом курса и образовательного учреждения, так как деньги он будет иметь на эти цели от государства.
Традиционная модель управления ВУЗом все еще включает такие структуры как факультеты, кафедры, научно-исследовательские
структуры, учебные отделы и др. Далеко не во всех ВУЗах имеются службы маркетинга, научно-методического обеспечения, мониторинга качества образования и др.).
Для каждого Института педагогического образования становятся на современном этапе жизненно важными проблемы реализации инновационных подходов к развитию собственной деятельности, совершенствованию модели своего образовательного учреждения.
Модернизация, перестройка модели управления ВУЗом становится актуальной в связи с новыми реалиями по уменьшению финансирования, переориентации средств на потребителя, а не исполнителя.
Региональная система образования, где работает конкретный педагогический институт, включает три взаимодействующие и взаимосвязанные между собой подсистемы:
система разработки заказа на подготовку и повышение квалификации педагога («заказчик»);
собственно система подготовки и повышения квалификации педагогов («производитель»);
система использования педагогических кадров в образовательном комплексе / школы, училища/ и лично сам педагог («потребители»).
Рассматривая взаимодействие заказчика, производителя и потребителя как необходимую системную зависимость, Институты педагогического образования, в первую очередь, должны ориентироваться на заявки потребителя, а это – сами педагоги, руководители учреждений образования, органы управления образованием. Они же являются и
заказчиками для системы подготовки и повышения квалификации. Задача заключается в том, чтобы четко определить, кто и как, в какой форме должен формировать этот заказ. Как показывает опыт, Институты пока слабо владеют методикой формирования такого заказа, так как пока слаба роль их диагностических служб в определении проблем и затруднений потребителя в реализации своей профессиональной деятельности. В то же время слаба мотивация профессионального роста и самих педагогов, руководителей, управленцев всех уровней. Причина здесь кроется в отсутствии региональных Программ развития кадрового потенциала системы образования, для педагогов не ясны требования и программы их должностного роста, карьерного продвижения. Заработная плата педагогов слабо привязана к их квалификационным разрядам, аттестация носит сугубо ведомственный характер.
Конечно, эти проблемы не под силу решать только Институту, но от их решения зависит в ряде случаев и будущее самих Институтов.
Требуется серьезная модернизация и самих Институтов т.е. производителя услуг.
Прежде всего, – это разработка модели нормирования труда самих сотрудников ВУЗа, изменение их функций, ориентация на результат деятельности. Возможность разработки такой модели зависит от понимания сотрудниками института миссии, цели, задач, функций своего учреждения в новой социально-экономической ситуации, обозначенной реальным разделением бюджетных средств на индивидуальные бюджетные сертификаты и финансирование государственного заказа.
В новых условиях развития миссия Института педагогического образования состоит в том, чтобы в соответствии с вызовами и потребностями развивающегося информационного общества XXI века обеспечить инновационное развитие личности каждого будущего педагога, переориентацию его профессионального мышления на развитие личности ученика, дать системные новые знания и дополнить имеющиеся с целью переосмысления установок и технологий по обучению и воспитанию детей, достижению высоких результатов в развитии, обученности и воспитанности каждой личности, субъекта образовательного процесса.
В связи с миссией изменится и главная цель: через совершенствование профессионального мастерства педагога обеспечить высокое качество образования субъектов образовательного процесса и развитие региональной системы образования.
Новая миссия и цель ВУЗа определяет задачи его внутреннего развития:
построить новую системно-функциональную модель управления
педагогическим образованием внутри ВУЗа, соответствующую заявленной миссии;
определить конкретные цели Института и региональной системы образования, провести их системное ранжирование;
разработать ведущие функции Института, исходя из миссии и цели, провести их ранжирование, определить системообразующий фактор их взаимодействия;
пересмотреть структуру Института на основе ведущих функций, миссии и цели, определить новые формы, методы, направления их деятельности и уровни системного взаимодействия как в региональной системе образования, так и в самом институте;
- обеспечить развитие собственных кадров внутри института, сориентировать на выполнение новой миссии и достижение целей на
основе новых служебных регламентов и стратегии достижения запланированных результатов в деятельности каждого сотрудника ВУЗа,
изменить профессиональный функционал сотрудников ВУЗа в связи с необходимостью решать новые задачи в новой структуре ВУЗа, провести курсовую подготовку сотрудников с получением сертификата на право выполнения определенных обязанностей в обновленном ВУЗе.
В новой модели управления педагогическим образованием в педагогическом ВУЗе ведущими могут стать следующие функции:
аналитико-диагностическая – изучение потребностей региона в педагогах (результат: аналитико-диагностические методики изучения профессионального уровня педагогов, описание государственного заказа (от муниципального уровня и учреждения образования до каждого педагога и руководителя)
нормативно-программное обеспечение многоуровневого педагогического образования в ВУЗе в соответствии с поступившим заказом (результат: разработанные по всем предметам и направлениям учебно-методические комплексы, программы, учебные планы, модули, в т. ч. и для дистанционного обучения, и др.);
учебно-организационное обеспечение самостоятельного обучения студентов (индивидуальный поименный учет всех студентов, подлежащих обучению). Организация курсов, семинаров, практикумов как в Институте, так и учебных учреждениях во время практики и стажировок, организация и проведение дистанционного обучения (результат: анализ количества студентов и качества их обучения);
научно-методическое обеспечение мониторинга качества образования студентов (результат: разработанные КИМы (контрольноизмерительные материалы), постоянный анализ качества обученности и воспитанности студентов, рекомендации по его совершенствованию
и др.);
научно-информационное обеспечение субъектов системы педагогического образования – студентов и преподавателей (результат: учет педагогов и студентов пользователей сети Интернет, локальной сети образования региона, научно-методические обзоры новейших книг, аудио-видео-материалов для педагогов и студентов, конференций и др.);
научно-методическое обеспечение инноваций в системе образования (результат: научно-методические рекомендации по использованию научных и технических средств для обмена передовым опытом, повышения качества обучения студентов);
маркетинг образовательных услуг для педагогических работников всех ведомств региона (результат: реклама и распространение
учебных планов, программ, модулей, учебно-методических комплексов
среди потенциальных потребителей, количество привлеченных слушателей, бизнес-план ВУЗа и экономический расчет, получение доходов от реализации образовательных услуг);
научное обеспечение деятельности ВУЗа (результат: систематические аналитические материалы о взаимодействии и результативности деятельности ВУЗа по системной реализации своих функций, показатели качества подготовки педагогов через результаты мониторинга качества обучения /
научное и организационное обеспечение подготовки руководителей и работников системы управления образованием (результат: подготовка учебно-методических материалов для руководителей, организация их обучения, анализ результатов, научно-методическое сопровождение их деятельност);
Реализация названных функций приведет к реальному изменению структур внутри ВУЗа, которые должны выполнять свою часть обязанностей по реализации каждой функции, а руководители структур обязаны взаимодействовать для качественного выполнения всех функций
в целом.
Так, например, выполнять аналитико-диагностическую функцию может аналитико-диагностическая служба подготовки педагогов. Она обязана не только иметь и разрабатывать самостоятельно диагностические методики развития мастерства будущего педагога, выявлять пробелы в их знаниях, но и отслеживать уровень сформированности заказа для ВУЗа по своевременной ликвидации пробелов и проблем в деятельности студентов.
Функция нормативно-программного обеспечения обучения педагогов сегодня не имеет своей структуры и своих специалистов в ВУЗе. Эти обязанности выполняют преподаватели, ориентируясь на новые программы и учебные планы. В новой модели ВУЗа задача кардинально меняется. Теперь следует постоянно работать над планами и программами по запросам студентов (по сведениям от службы маркетинга) и пробелами в знаниях студентов (по сведениям от аналитикодиагностической службы).
Эту работу должна выполнять нормативно-программная служба, в состав которой могут входить профессионалы-специалисты по всем предметам учебного плана обучения студентов. При этом будет постоянно накапливаться банк актуальных программ, учебных планов, модулей, УМК, которые будут естественным образом заменять ставшие не актуальными, не востребованные или уже отработавшие свой срок.
Нормативно-программная служба обязана опираться в разработках на государственные документы по вопросам своей компетенции и в соответствии с ними давать нормативные предписания по реализации
и ожидаемым результатам от своей продукции, передавать ее в учебно-организационный отдел.
Функция учебно-организационного обеспечения подготовки студентов может иметь несколько структур, таких, например, как сектор
учёта, где будет сконцентрирована база данных о каждом студенте.
Необходим также учебно-организационный отдел. В обязанности менеджеров этого отдела входит: постоянно формировать группы студентов в соответствии с выбранными планами, программами, видами и формами обучения студентов, формировать индивидуальные планы обучения. Обеспечивать курсовую (лекционную, семинарскую, практическую, индивидуальную) работу слушателей квалифицированным профессорско-преподавательским составом как на базе Института, так и во время практики.
Иметь широкую базу данных обо всех базовых учебных заведениях, где и по каким проблемам может проходить стажировка и практика студентов. Иметь базу данных о профессорско-преподавательских кадрах по всем проблемам, заявленным в учебных программах.
Показателем работы отдела является количество организованных и проведенных курсов, семинаров, занятий, количество обученных студентов, ликвидировавших пробелы и проблемы в собственных знаниях (судить по показателям мониторинга качества знаний студентов от службы мониторинга).
Менеджеры учебно-организационного отдела обязаны передавать результаты о проведенных курсах и результатах обучения студентов в аналитико-диагностическую службу.
Функцию научно-методического обеспечения мониторинга образования в регионе по всем типам и видам образовательных учреждений осуществляет служба мониторинга. Она является структурным подразделением ВУЗа и содержит базы данных о потребности в педагогах
для всех образовательных учреждений региона. Изменение в качестве полученных знаний и их оценке отслеживается службой мониторинга в системе, на основе логического завершения изучения определенных тем по предметам, а также по результатам накопительных кредитов.
Группа специалиастов-аналитиков службы мониторинга разрабатывает контрольно-измерительные материалы, отслеживает правильность их применения, анализирует собранный материал, готовит аналитические справки и передает их руководству ВУЗа. Анализ должен показывать качество подготовки студентов.
Функция научно-информационного обеспечения системы обучения студентов организуется такими структурами как научноинформационный Центр ВУЗа (библиотека, видео, фонотека передового педагогического опыта, издательство научной, научнометодической литературы). Главным в работе этих структур является
учет студентов, информирование о новейших научных разработках по интересующим их проблемам, выполнение заявок студентов на подготовку научно-практических материалов и др.
Функцию научно-технического обеспечения инноваций в системе
образования для подготовки студентов может выполнять инновационно-технический отдел, который организует обучение студентов работе на компьютере, в сети, пропагандирует инновации, банк которых накапливается в отделе, готовит и рассылает по заявкам аудио, видеопродукцию, раскрывающую инновации в образовании, обучении, воспитании.
Важнейшей для системного взаимодействия всех функций является функция маркетинга образовательных услуг, которую может выполнять служба маркетинга.
Как и везде, служба маркетинга исследует рынок образовательных услуг, организует рекламу и рассылку клиентам проспектов и аннотаций программ, модулей, УМК для потребителей, особенно тем, кого рекомендует аналитико-диагностическая служба.
По результатам анализа программ, модулей, УМК, проведенного нормативно-программной службой, проводит оценку рейтинга предлагавшихся программ, учитывает их стоимость, планирует доходы на перспективу, готовит аналитические организационно-экономические отчеты для администрации ВУЗа.
Научное обеспечение всей деятельности Института может выполнять Научный центр. В его состав должны входить все, работающие в ВУЗе доктора и кандидаты педагогических и других наук. Задача ученых состоит в отслеживании деятельности всех служб и отделов с целью научного обеспечения их разработок для студентов всех курсов, постоянный научный анализ результатов, достигнутых в деятельности каждого структурного подразделения, оценка эффективности работы
ВУЗа по обучению студентов, планирование и прогнозирование работы ВУЗа на перспективу.
Предложенный перечень функций новой модели управления педагогическим образованием в ВУЗе и соответствующих структурных подразделений предполагает изменение традиционных должностей в Институте и средств реализации всех направлений деятельности.
Естественно, на первый план выступает компьютерное сетевое обеспечение всех рабочих мест в Институте. Информационными технологиями должны овладеть все сотрудники: операторы, методисты, менеджеры, организаторы, программисты, аналитики, доктора и кандидаты наук, разработчики программ, методических комплексов, маркетологи, дистрибьтеры, тьюторы, секретари, аудиторы, диагносты и т.п.
Основными техническими средствами реализации всех функций должны стать компьютеры, информационные сети (локальные внутри ВУЗа и региональные – между ВУЗом, учреждениями образования и органами управления).
Переход на новую модель Института должен носить системный характер, осуществляться постепенно, но достаточно быстро. Ему должен предшествовать этап реальной подготовки, который включает разработку концепции развития ВУЗа в новых условиях, положений о всех предполагаемых структурах, должностных обязанностях всех сотрудников, об экономических расчетах развития института на ближайшую перспективу, формировании бизнес-плана на предстоящий период развития.
Администрации ВУЗа предстоит провести целенаправленную работу с работающими кадрами для переориентации на новые функции в новых должностях.
Следует отметить, что педагогическое сообщество постепенно осознает современные тенденции общественного развития и в результате личностного принятия изменений и новых ценностных установок начинает всемерно влиять на изменение процессов, происходящих в системе образования. Однако эти изменения должны наступить быстрее и носить системный характер, если повышение квалификации педагогов станет более целенаправленно организованным, если управление им в регионах и их Институтах повышения квалификации будет обеспечено современными способами и средствами, профессорскопреподавательским составом, владеющим новейшими технологиями их реализации.
В новой модели ИПК ведущими могут стать следующие функции:
аналитико-диагностическая – изучение потребностей педагогов в повышении квалификации и совершенствовании профессионального
мастерства
нормативно-программное обеспечение повышения квалификации в соответствии с поступившим заказом
учебно-организационное обеспечение повышения квалификации
научно-методическое обеспечение мониторинга качества образования в регионе
научно-информационное обеспечение субъектов системы повышения квалификации региона
научно-методическое обеспечение инноваций в системе образования маркетинг образовательных услуг для педагогических работников всех ведомств региона
научное обеспечение деятельности Института повышения квалификации
научное и организационное обеспечение повышения квалификации руководителей и работников системы управления образованием
Реализация названных функций приведет к реальному изменению структур внутри ИПК. Как нам представляется, эти структуры должны
выполнять свою часть обязанностей по реализации каждой функции, а руководители структур обязаны взаимодействовать для качественного выполнения всех функции в целом.
Естественно, на первый план выступает компьютерное сетевое обеспечение всех рабочих мест в Институте. Информационными технологиями должны овладеть все сотрудники: операторы, методисты, менеджеры, организаторы, программисты, аналитики, доктора и кандидаты наук, разработчики программ, методических комплексов, маркетологи, дистрибьтеры, тьюторы, секретари, аудиторы, диагносты и т.п.
Основными техническими средствами реализации всех функций должны стать компьютеры, информационные сети (локальные внутри ИПК и региональные – между всеми учреждениями образования и органами управления).
Переход на новую модель Института повышения квалификации должен носить системный характер, осуществляться постепенно, но достаточно быстро. Ему должен предшествовать этап реальной подготовки, который включает разработку концепции ИПК в новых условиях, положений о всех предлагаемых структурах, должностных обязанностей всех сотрудников, экономических расчетов развития института на ближайшие пять лет, формирования бизнес-плана на предстоящий год.
Администрации ИПК предстоит провести целенаправленную работу с работающими кадрами для переориентации на новые функции в новых должностях.
Следует отметить, что педагогическое сообщество постепенно осознает современные тенденции общественного развития и в результате личностного принятия изменений и новых ценностных установок начинает всемерно влиять на изменение процессов, происходящих в системе образования. Однако эти изменения должны наступить быстрее и носить системный характер, если повышение квалификации педагогов станет более целенаправленно организованным, если управление им в регионах и их Институтах повышения квалификации будет обеспеченно современными способами и средствами, профессорскопреподавательским составом, владеющим новейшими технологиями их реализации.
Вне всякого сомнения, должны будут изменяться отношения взаимодействия служб регионального ИПК, муниципальных методических
служб и ЦИТ как между собой, так и с каждым педагогом в отдельности.
Многие практики и исследователи сегодня ведут речь о создании методических служб на базе инновационных (базовых) образовательных учреждений, о развитии сетевой организации повышения квалификации педагогов, через которые можно более качественно и быстро распространять опыт передовых педагогических практик и технологий.
Возможно, эти направления деятельности в определенных условиях и будут развиваться. Скорее всего сетевое взаимодействие педагогов не в виртуальном, а в реальном общении сможет развиваться в малых городах, где имеется несколько учебных заведений, или в крупных мегаполисах, где решены проблемы транспортной доступности. В сельских же районах станут актуальными виртуальные сети, дистанционное общение, обучение, повышение квалификации. Вот к этому сейчас система повышения квалификации в регионах пока не готова.
Будучи социально-образовательной, педагогической, система сетевого взаимодействия педагогов с целью оказания взаимной методической помощи связана не только с системой образования. Она помогает ей повышать профессиональный уровень работающих педагогов всех специальностей и категорий и адаптировать их к современным общественным образовательным запросам. Эта же система взаимодействует и с обществом, его запросами, интересами, и должна отвечать его требованиям, которые она преобразует в свои педагогические цели, организуя процесс отбора, профессионального образования, аттестации и развития личности педагога.
Опираясь на классическую и педагогическую теории управления, обеспечивающие изучение и прогнозирование образовательной практики, служащие средством обновления системы и процесса управления, мы можем конструировать новые, необходимые в изменившейся
ситуации модели, объекты и системы, способные более эффективно решать образовательные задачи самих педагогов и достигать новых, общественно значимых целей в управлении системой образования в целом.
Применение различных подходов (системный, функциональный, синергетический, личностно ориентированный, деятельностный, ситуационный, рефлексивный) к исследованию и конструированию системы сетевого взаимодействия педагогов с целью оказания взаимной методической помощи дает возможность определить ее специфику, задачи и способы их решения. Важно, как она должна быть спроектирована с учетом взаимодействия внутри её самой и с образовательной и социальной средой. Для этого необходимо выявить, установить закономерные причинно обусловленные связи и направления взаимо
действия между факторами и условиями функционирования и развития всех её подсистем.
С этих теоретических позиций разработаны модели управления, в составе которых рассматриваются цели, задачи, принципы, факторы,
условия, организационные структуры и процессы взаимодействия, технологии и методы управления системой сетевого взаимодействия педагогов с целью оказания взаимной методической помощи.
В связи с этим в новых условиях общественного развития XXI века меняется миссия системы педагогического образования.
Ее реализация с учетом нового ценностно-целевого назначения образования и воспитания включает, с одной стороны, порождение нового научного знания, идеалов, духовных ценностей и нравственных норм, а с другой носит опережающий характер формирования нового кадрового потенциала – педагогов, как уже работающих в системе образования, так и вновь подготовленных.
Эта миссия образования традиционно в обществе выполняется учреждениями среднего и высшего педагогического образования
(ССУЗы, ВУЗы) и учреждениями дополнительного (постдипломного) педагогического образования (Институты повышения квалификации, методические службы и учреждения, институты развития образования и др.).
Именно в этих образовательных учреждениях в кратчайший срок должно быть сформировано у учителей, педагогов всех уровней образования новое понимание ценностного системно организованного мира на основе гуманистических взглядов. Особую роль в этом должна сыграть система сетевого взаимодействия педагогов с целью оказания взаимной методической помощи.
Основными в подготовке таких педагогов в системе сетевого взаимодействия педагогов с целью оказания взаимной методической помощи являются следующие принципы:
принцип организации равноправного ценностно-смыслового диалога в постоянном режиме обмена знаниями в процессе обучения педагога, направленного на достижение эффективного результата в освоении нового профессионального педагогического мышления и педагогического мастерства, соответствующего вызовам общественного развития XXI века;
принцип непрерывного профессионального педагогического образования с момента его получения до завершения профессиональной карьеры;
принцип интеграции методологического, научного, практического, художественного и духовного знания;
принцип единства концептуального и социального интеллектуального знания;
принцип системности познания и бытия, иерархичности построения содержания образования на основе трансдисциплинарного синтеза познавательных областей;
принцип единства освоенного содержания образования и поведения личности (осознание неоднородности восприятия мира, осознание состояния планеты, глобальных масштабов и результатов деятельности человека, глобальное мышление и практическая деятельность по сохранению равновесия в системах «человек-природа», «человек-общество», «человек-человек»);
- принципы природосообразности, культуросообразности, социосообразности, гуманизма, толерантности в подготовке и повышении квалификации педагогов;
принципы фундаментальности, доступности и преемственности в образовании педагогов на основе личностно-ориентированного подхода, модульного построения образовательного процесса и накопления каждым из субъектов зачетных единиц или баллов в процессе освоения новых знаний и умений.
Названные принципы являются непременным условием формирования каркаса тех моделей, которые уже возникают и требуют своего научного обоснования и развития. Это модели системы сетевого взаимодействия педагогов с целью оказания взаимной методической помощи. Именно через них должна осуществляться реализация новой миссии системы образования, в том числе и педагогического. На основе предложенных принципов и моделей в приемлемые сроки возможно будет решить задачи по формированию глобального мышления педагогов и овладению новыми технологиями педагогической деятельности, осознанию необходимости и умению осуществлять рациональный личностный выбор как в профессии, так и в реальной жизни, усвоению гуманистического подхода к личности как высшей ценности и
эффективному субъекту организации жизни общества.
К основным моделям сетевого взаимодействия педагогов с целью оказания взаимной методической помощи мы предлагаем отнести следующие:
1. Первая Модель: Центральная маркетингово-мониторинговая. Инициатива и главная роль в повышении квалификации педагогов принадлежит региональному ИПК .
Система достраивается службами:
Информационно-диагностический Центр, обеспечивающий инициативные запросы педагогов и квалифицированные ответы ведущих учёных, методистов ИПК, а также получение информации об имеющихся в библиотечном фонде разработках научно-методического содержания на заданный вопрос.
Центр мониторинга результатов профессиональной деятельности педагога до и после получения консультации, корректировка применения полученных рекомендаций.
Нормативно-программная служба, в состав которой могут входить
профессионалы-специалисты по всем предметам учебного плана начальной, средней и профессиональной школы, а также по всем вопросам воспитательной работы разных возрастных групп учащихся.
При этом должен постоянно накапливаться банк актуальных программ, учебных планов, модулей, УМК, которые будут естественным образом заменять ставшие не актуальными, не востребованные или уже отработавшие свой срок.
Сектор учета педагогов региона, где будет сконцентрирована база данных о каждом педагоге, уровне его квалификации, указано время и результат прохождения курсовой подготовки (по данным аналитикодиагностической службы – имеющиеся профессиональные проблемы и затруднения), результативность его труда по качеству обучения учащихся (в динамике), аттестация, сертификация (по данным службы
мониторинга качества знаний учащихся).
Учебно-организационный отдел. Постоянно формирует группы слушателей в соответствии с выбранными планами, программами, видами и формами повышения квалификации, формирует индивидуальные планы повышения квалификации. Обеспечивает курсовую (лекционную, семинарскую, практическую, индивидуальную) работу слушателей квалифицированным профессорско-преподавательским составом как на базе Института, так и на местах.
Имеет широкую базу данных обо всех базовых учебных заведениях, где и по каким проблемам может проходить стажировка педагогов. Имеет базу данных о профессорско-преподавательских кадрах по всем проблемам, заявленным в учебных программах и в запросах педагогов.
2. Вторая Модель: Территориально-стажировочная. Инициатива повышения квалификации, получения необходимой научнометодической помощи, консультаций и пр. принадлежит в равной степени самим педагогам, сотрудникам методических служб и стажировочных или иных экспериментальных площадок.
Система достраивается службами:
Информационно-аналитическая служба. Содержит банк данных обо всех образовательных учреждениях, их научно-методических достижениях, инновациях, стажировочных площадках, результатах проведённых экспериментов, педагогах, их квалификации и результатах работы, проблемах, затруднениях и профессиональных достижениях, в т. ч. инновациях. Принимает заявки от педагогов и предоставляет
возможности квалифицированных консультаций в режиме вопросответ в любое время.
Инновационно-технический отдел. /ЦИТ/. Организует обучение педагогов работе на компьютере, в сети, пропагандирует инновации,
банк которых накапливается в отделе, готовит и рассылает по заявкам аудио, видеопродукцию, раскрывающую инновации в образовании, обучении, воспитании.
3. Третья модель: Инициативно-синергийная.
Система строится исключительно на инициативе пользователейпедагогов, предполагает свободное общение. Имеет одну структуру: учет регистрации. Имеет доступ к базам данных об инновациях, передовом опыте, лучших базах опыта, лучших учителях в Моделях №1 и
№2.
Примечание: на базе ИПК должен быть создан Координационный центр, обеспечивающий целенаправленность, доступность и постоянное обновление информации во всех трёх моделях системы сетевого взаимодействия педагогов с целью оказания взаимной методической помощи за счёт систематизации целей компонентов и целей всей системы.
При этом цель системы сетевого взаимодействия педагогов с целью оказания взаимной методической помощи в Ленинградской области не может по определению противоречить ключевой цели системы образования развитие личности как главной ценности в образовании.
Список литературы
1. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. – М.: ИПЛ, 1997.– 328 с.
2. Болотов В.А., Сериков В.В. Размышления о педагогическом образовании // Педагогика. – 2007. – №9. – С. 3–11.
3. Жилина А.И. Теория и практика управления профессиональной подготовкой и карьерой руководителей системы образования. – СПб.: ИОВ РАО, 2001. – 360 с.
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Проект. – М.: МО РФ, 2009. – 17 с.
Источник: А.И. Жилина
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи