Партисипативное управление инновационным развитием общеобразовательного учреждения

Наука » Педагогика
В условиях перехода на новые государственные образовательные стандарты особое значение для эффективного развития образовательных учреждений приобретают инновационные педагогические идеи и способы их реализации [1; 2].
Необходимым условием осуществления педагогических идей является активное использование творческого, интеллектуального и духовного потенциала педагогического коллектива образовательного учреждения. Наличие в образовательных учреждениях высококвалифицированных руководителей, педагогов, определяет инновационные возможности педагогического коллектива, достаточные не только для восприятия и освоения нового опыта, но и для получения нового педагогического продукта разного уровня творчества и новизны. Поэтому одна из задач образовательного учреждения – вовлечение педагогов в процесс сотворчества по повышению качества образовательного процесса, определению перспектив развития образовательного учреждения и активной деятельности по их реализации. Решение такой задачи обеспечивает субъектность позиции учителей в совершенствовании педагогической системы, является важным условием успешности деятельности образовательного учреждения, эффективности инновационных процессов.
Анализ опыта работы школ Санкт-Петербурга, Гатчинского и Приозерского районов Ленинградской области показывает, что наиболее
эффективное влияние на развитие инновационных процессов в учреждениях образования оказывает уровень коллегиальности управления этими процессами, а именно: стратегический (педагогический совет), тактический (совет руководства, научно-методический совет, методические объединения), оперативный (творческие группы, лаборатории). Эти три уровня в их оптимально гибком сочетании позволяют эффективно организовать партисипативное управление, построенное на принципе активного участия членов коллектива в процессе выработки и принятия решений, при котором руководитель является координатором группового процесса, обеспечивает всестороннее обсуждение наиболее важных вопросов. При таком подходе руководитель не пытается навязать группе свое мнение, а готов принять и осуществить решение, которое пользуется поддержкой всей группы. Это означает, что на своем уровне работник включен в процесс определения целей, принятия тактических решений и их реализации.
Технология включения работника в процесс управления состоит преимущественно из таких этапов принятия решений, как выработка альтернативных вариантов решений, их оценка и выбор наиболее предпочтительного из них для реализации.
Реализация технологии включения работника в процесс управления может потребовать создания специальных структур — временных или постоянных.
Рассмотрим модель такого управления на примере разработки и внедрения проектов развития образовательных учреждений, под которыми, в данном случае, мы имеем в виду не только Программу развития образовательного учреждения, но и другие проекты, программы, обеспечивающие получение новых результатов по направлениям деятельности учреждения образования. Поскольку разработка и реализация программы представляет собой процесс «рождения» и внедрения инновации, то логика его описания, как и его организации, соответствует этапам освоения нововведения, представленным в современной педагогической литературе [3]. Рассмотрим их.
Этап разработки проекта. Уже на данном этапе создаются условия для появления группы лиц, из числа которых сформируется «актив» новаторов, способных как участвовать в его разработке и внедрении, так и взять на себя управление реализацией проекта. В силу важности этапа разработки, более подробно опишем основные фазы этого этапа.

Появление стимула разработки проекта. Проектирование начинается с появления стимула (или нескольких стимулов), побуждающих группу педагогов включиться в разработку проекта. Внешний стимул («надо») возникает как требование «извне»: рекомендации от органов управления системой образования, объявление конкурсов инновационных проектов и программ и т. п. Особое значение приобретают мнения и творческий опыт коллег из других образовательных учреждений, пожелания учащихся, их родителей.
К внутренним стимулам («хочу») следует отнести неудовлетворенность педагогов организацией учебно-воспитательной работы, необходимость поиска решения «наболевших» проблем, стремление обобщить (и тем самым качественно переосмыслить) интересный опыт работы, а также возникновение оригинальной идеи. В связи с создавшимися условиями наряду с кругом лиц, призванных заниматься разработкой проекта по своим функциональным обязанностям, появляются педагоги, желающие активно включиться в этот процесс. Из их числа и возникает «золотой фонд» энтузиастов, принимающих на себя
бремя ответственности за его разработку и внедрение.
Локализация проблем. Выдвижение цели. Мы исходим из того, что даже типичные проблемы обучения и воспитания школьников в каждом образовательном учреждении имеют свою специфику [4], поэтому локализация проблемы означает не только ее выявление, но и определение ее характерных особенностей для данной педагогической системы. На основании результатов анализа состояния деятельности образовательного учреждения (в целом или по конкретному направлению) группой новаторов выделяются актуальные проблемы, требующие решения. Большое значение имеет качество проведенной диагностики, объективный ретроспективный анализ деятельности, научно обоснованная интерпретация результатов. От этого зависит точность
определения специфики проблем и их причин, а следовательно, и конкретность необходимых преобразований. Для разносторонности и объективности диагностики важно вовлечение в этот процесс всего педагогического коллектива: через педагогические советы, работу научно-методического совета, предметных секций, участие в сборе диагностического материала и т. п.
Широкое открытое обсуждение проблем в коллективе позволяет не только провести проблемно ориентированный анализ состояния педагогической системы, влияния ее элементов, выявить приоритетные задачи, но и определить творческую группу по разработке проекта.
При определении цели преобразований необходимо исходить из потребностей общества, отраженных в государственных законах, нормативных документах в сфере образования; международной и отечественной педагогической теории и практики; собственных взглядов разработчиков проекта и всего коллектива на педагогические реалии, инновационные возможности образовательной среды, а также мнения учащихся и их родителей. Именно сопоставление сегодняшнего состояния объекта диагностики и желаемого проектного результата позволяет сформулировать проектную задачу, решение которой предполагает применение эвристического подхода, теории решения изобретательских задач.
Поиск привлекательной, общественнои личностно значимой идеи. Мощным стимулом достижения цели должна стать идея, вдохновляющая коллектив взрослых и детей на ее воплощение. Поиск привлекательной, общественнои личностно значимой идеи является ключевым моментом разработки проекта и чаще всего осуществляется небольшой группой единомышленников. Идея возникает часто как инсайт. Условиями для ее появления могут быть использование интерактивных технологий: «мозговой штурм», «синектика» и др. Однако догадка может появиться и вне непосредственного общения членов проектной группы, так как эффект погружения в творческий поиск продолжает сохраняться в сознании каждого участника еще некоторое время. С рождением идеи тесно связано и появление названия проекта. Оно должно отражать суть идеи и в то же время, быть ярким, образным, привлекательным. Это своеобразный «бренд» проекта, поэтому к творческому поиску названия необходимо подключать всех членов коллектива.
Концептуальное обоснование идеи. Уточнение цели, отбор содержания. Определение механизмов реализации проекта. Эти фазы работы над проектом осуществляет, как правило, сама творческая группа без привлечения педагогического коллектива. При этом определяется замысел, выстраивается теоретически обоснованный путь
его осуществления, формулируются основные принципы, содержание, этапы его реализации с предполагаемой характеристикой результатов, что обеспечивает эффективность их диагностирования. Кроме того, для воспитательных программ и проектов очень значима возможность трансформации, преобразования выделенных этапов в этапы личностного роста учащихся, так как это их стимулирует на личностные изменения. Вот почему тем более необходимо найти привлекательные для воспитанников формулировки этапов.
Что касается организационно-управленческих вопросов (связь с внешней средой, материально-техническая база, источники финансирования, требования к кадровому обеспечению и др.), то они обсуждаются и решаются творческой группой на советах руководства, научно-методических советах, с привлечением родительского комитета,
попечительского совета и т. п.

Таким образом, работа над проектом, вплоть до его структурного оформления, происходит при сочетании самостоятельной работы творческой группы новаторов и работы с участием как отдельных специалистов, так и всего педагогического коллектива. Это требует взаимопонимания и умелого управления проектной деятельностью со стороны научного руководителя, администрации, лидера творческой группы новаторов.
Этап запуска проекта. Как известно, наибольший результат деятельности достигается в условиях сотрудничества всех членов коллектива (для воспитательных программ и проектов — сотворчества взрослых и детей). Идея проекта должна заинтересовать и организаторов, и участников. Поэтому тщательно продумывается и осуществляется знакомство педагогического коллектива с проектом, а также, при педагогической целесообразности, презентация идеи проекта для воспитанников, их родителей. В процессе коллективного обсуждения идея может уточняться, но главное — она должна стать личностно значимой для членов педагогического и детского коллективов и, по возможности, родителей учащихся, быть для всех не только понятой, но и принятой к воплощению.
Этап реализации проекта. При реализации масштабного нововведения необходимо увеличение управленческого ресурса, поэтому на данном этапе коллегиальность управления играет особую роль, чему может способствовать апробация результатов инновационной деятельности на научно-практических конференциях, районных и городских семинарах по обобщению и распространению опыта.
Особую значимость на данном этапе приобретает педагогический совет как орган коллегиального управления развитием образовательного учреждения. Это обусловлено следующим: во-первых, вовлечение профессионалов в заинтересованный коллективный творческий
поиск позволяет найти оптимальное решение проблемы. Во-вторых, сформулированные в процессе такого поиска решения воспринимаются педагогами как собственные и нивелируют сопротивление их выполнению. В-третьих, качественно организованное обсуждение проблем не только пробуждает к ним профессиональный интерес, но и переводит решение этих проблем в статус личностно значимых. При этом следует помнить, что эффективность педагогического совета во многом определяется уровнем его диалогизации.
Многолетний опыт научного руководства авторов статьи позволяет выделить условия вовлечения педагогического коллектива в активное обсуждение и решение проблем, в том числе связанных с инновационным развитием образовательного учреждения.
1. Актуальность обсуждаемой проблемы для педагогов конкретного образовательного учреждения. Выполнению этого условия

способствует точное определение наиболее актуальных проблем развития конкретного образовательного учреждения. При их постановке совет руководства исходит из современных тенденций развития образования, передовой научной и общественной мысли, нормативных документов, отражающих требования общества к сфере образования. Конкретизация проблемы происходит на основе изучения администрацией ее состояния в образовательном учреждении. Важным шагом в процессе проектирования педагогического совета является поиск пути перевода предлагаемой для обсуждения проблемы в статус значимой для каждого педагога. Пробуждению интереса коллег к проблеме способствуют: представление результатов анализа мониторинга по обсуждаемой проблеме, результатов анкетирования, тестирования, специально организованное посещение открытых уроков членами педагогического коллектива, использование личностно и общественно значимых фактов, образные аналогии, новизна информации и т. п.
2. Понимание психолого-педагогической сущности обсуждаемой проблемы. Для поиска и принятия обоснованных решений необходимо
понимание сущности проблемы. Поэтому одно или несколько сообщений на педагогическом совете должны раскрывать теоретические основы обсуждаемого педагогического явления, сущность модернизации. С этой целью возможно приглашение для участия в работе педагогического совета ученых, педагогов-практиков, работающих в области исследования данной проблемы, или поручение подготовить сообщения наиболее компетентным в данной сфере членам педагогического коллектива. При этом особое значение имеет качественный отбор информации, содержащей квинтэссенцию концептуальных подходов в исследовании проблемы.
3. Использование интерактивных технологий при организации коллективного обсуждения проблем. Для максимального включения
участников педагогического совета в активное обсуждение проблемы наиболее эффективно применение интерактивных технологий, в том числе дискуссий, интерактивных игр с последующим анализом их результатов, «двухэтапное обсуждения проблемы», «мозговой штурм»,
«синектика», «шесть шляп» [5].
4. Продуманная реализация обучающей функции педагогического совета. Организуемый в процессе обсуждения проблемы поиск путей ее решения предполагает знакомство с вариантами ее решения в педагогической теории и практике, в том числе и с опытом коллег конкретного образовательного учреждения. Выявление наиболее эффективных способов решения проблемы позволяет не только коллегиально сформулировать задачи педагогического коллектива, но и расширить методический арсенал педагогов. В связи с этим при организации
педагогического совета важной «деталью» является подбор и формирование индивидуальных папок участников педагогического совета, которые содержат материалы, кратко, схематично отражающие актуальность, теоретическое обоснование и методическую вариативность решения проблемы. Возможны также демонстрация видеофильмов, использование элементов мастер-классов, имитационных и деловых игр и др.
5. Психологическая комфортность и благоприятный микроклимат педагогического совета. Созданию благоприятной атмосферы для свободного высказывания суждений, заинтересованного делового разговора способствует демократичная позиция ведущего, взаимоуважение участников, соблюдение ими норм педагогической этики. Не менее важно продумать способы позитивного включения в обсуждение групп педагогов с учетом различий их позиции относительно педагогической инноватики, уровня социально-психологической включенности в жизнь образовательного учреждения («единомышленники», «непримиримые противники», «консерваторы», «формалисты» и др.) [4].
6. Использование мультимедийных систем и других технических средств. Это позволяет не только эффективно работать с информацией на педсовете, но и демонстрировать возможности мультимедийных систем для их применения педагогами в образовательном процессе.
Принятие и соблюдение перечисленных условий позволяет педсовету стать ведущим фактором инновационного развития образовательного учреждения.
Вместе с тем поиск нового предполагает подвижнический труд, большое напряжение творческих сил. Помимо профессионального интереса, моральных и материальных стимулов на развитие педагогического творчества должна работать и специальная служба поддержки педагогического коллектива. Поэтому чрезвычайна важна идея [3] о
необходимости создания в образовательных учреждениях «инновационной среды» как атмосферы морально-психолого-педагогической поддержки инноваций и педагогов, ведущих творческий поиск.
Таким образом, коллегиальность руководства инновационными процессами способствует созданию условий для объективного определения состояния педагогической системы, возникновения оригинальных идей развития системы, вовлечения большинства членов коллектива в их реализацию, повышения профессионализма, творческого самораскрытия, профессиональной самореализации педагогов, что в конечном итоге ведет к повышению эффективности образования, созданию атмосферы комфортности, творческого вдохновения для участников педагогического процесса.

Список литературы
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». – Пр-271, 4 февр. 2010.
2. Стратегии развития системы образования в Санкт-Петербурге: «Петербургская школа 2020». – СПб., 2010.
3. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М., 2008.
4. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой и др. – М., 1999.
5. Эдвард де Боно. Рождение новой идеи. – М.: Прогресс, 1976.

Источник: М.И. Морозова, Г.А. Гонтарева
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.