Особенности обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской общеобразовательной школы

Наука » Педагогика
За период существования человеческой цивилизации отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья кардинально менялось: от полного равнодушия, боязни, ненависти, игнорирование проблем их обучения и воспитания до заботы о них, терпения. И сложившиеся в настоящий момент социальные отношения далеки от гармонических. Это проявляется, прежде всего, в делении детей на «нормальное большинство» и «отсталое меньшинство», изоляции их друг от друга и лишении возможности полноценного обучения, воспитания и общения [9, с. 5].
Совершенствование системы образования в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» предусматривает внедрение в практику работы общеобразовательных учреждений комплексных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных условий для развития, воспитания, получения полноценного образования [1, с. 7]. В сфере образования эти задачи реализуются, но посредством отдаления друг от друга массовой и специальной системы образования, что особенно явно прослеживается в сельской общеобразовательной школе.
Сельская школа – это школа чаще всего малочисленная, в которой обучаются все дети данного района, независимо от их физических и психических возможностей. Ввиду этого и усвоение современных программ обучения, их содержания, темп обучения, традиционные приемы и методы не соответствуют заявленному контингенту обучающихся, что значительно снижает у них уровень социальной и психической адаптации. В связи с этим возникает необходимость в организации дифференцированной коррекционноразвивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья [5, с. 5].
В ситуации увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья и необходимости их обучения в едином потоке с нормально развивающимися сверстниками в сельской общеобразовательной школе возникает потребность в создании системы дифференцированной коррекционно-развивающей работы, включающей:
• введение в содержание обучения разделов, предусматривающих восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложных разделов программы;
• использование методов и приемов обучения с ориентацией на
«зону ближайшего развития» ребенка, т. е. создание оптимальных
условий для реализации его потенциальных возможностей;
• коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребенка,
преодоление индивидуальных недостатков развития [2, с. 8–26].
Среди задач коррекционно-развивающего учебновоспитательного направления особо выделяются и имеют методическую обеспеченность следующие:
•развитие познавательной активности детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением
«эффекта новизны» при решении учебных задач);

• развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа,
сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
• нормализация учебной деятельности, формирование умения
ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
• развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей
действительности;
• логопедическая коррекция нарушений речи;
• психокоррекция поведения ребенка;
• социальная профилактика, формирование навыков общения,
правильного поведения.
Особое внимание следует уделить организации системы дифференцированного коррекционно-развивающего обучения в сельской общеобразовательной школе (на примере начальных классов).
Начальная школа – это оптимальный по времени отрезок школьного пути ребенка, когда интенсивно формируются общие способности к учению, восполняются недостатки дошкольного развития ребенка, корректируются негативные тенденции в его развитии, сохраняется возможность повысить успешность обучения [2, с. 58]. Именно в этот период обучение детей с ограниченными возможностями здоровья должно осуществляться по принципу построения коррекционно-развивающего обучения. В процессе обучения происходит развитие у учащихся «интересов», формирование навыков, умений, способностей к всевозможным областям знаний и видам деятельности. Уже в первых–четвертых классах возможен выбор нескольких видов занятий для интегрированного обучения детей (по рекомендации учителя, психолога, родителей), поэтому именно здесь можно выбрать для детей с проблемами в развитии форму интеграции, а также посещение совместных с нормально развивающимися сверстниками занятий по различным предметам, например, изобразительному искусству, музыке, физической культуре, трудовому обучению и т. д. [5, с. 123].
Коррекционную же направленность обучения обеспечивает набор базовых учебных предметов, составляющих инвариантную часть учебного плана. К их числу, кроме математики и русского языка, относятся такие предметы, как ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика, трудовое обучение, изобразительное искусство.
Введение этих специально разработанных учебных курсов позволяет обеспечить максимальное погружение ребенка в активную речевую среду, повысить его двигательную деятельность, корригировать его эмоциональный тонус, дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности, в том числе ориентировочный этап и этап самоконтроля и самооценки, улучшить мотивацию учебно-познавательной деятельности.
Система дифференцированной коррекционно-развивающей работы, осуществляемая учителем на всех уроках на уровне требований к знаниям и умениям образовательного стандарта начальной школы, позволяет обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с методическими принципами, направленными на обеспечение системного усвоения знаний учащихся, которые включают:
• усиление практической направленности изучаемого материала;


• выделение сущностных признаков изучаемых явлений;
• опору на жизненный опыт ребенка;
• опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;
• соблюдение в определении объема изучаемого материала
принципа необходимости и достаточности [8, с. 249–252].
• введение в содержание учебных программ коррекционных
разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений детей, формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных задач.
Существенной чертой системы дифференцированной коррекционно-развивающей работы является индивидуально-групповая работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития учащихся. Такие занятия могут иметь общеразвивающие цели, к примеру, повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания, коррекции зрительномоторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики, но могут быть и предметной направленности: подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и т. д. Значительное место занимают также логопедические занятия для детей, имеющих речевые нарушения [4, с. 110–112].
Осуществление системы дифференцированного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной сельской школе происходит через:
• дифференцирование общеобразовательных программ и специальных (коррекционных) образовательных программ школ I–IV
вида;
• составление индивидуальных учебно-коррекционных маршрутов и программ для комплексного сопровождения обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья;
• систему «гибких» классов (коррекционно-педагогической поддержки);
• воздействие в системе коррекционных кабинетов на основе
составленных комплексных учебно-коррекционных маршрутов и
программ;
• воздействие в условиях системы дополнительного образования (музыкальная, хоровая, танцевальная, фольклорная студии,
спортивные секции, кружки прикладного творчества).
Для реализации вышеперечисленных требований необходимо создание ряда условий для работы специалистов в сельской школе:
• рабочих кабинетов, рассчитанных на 5–10 человек;
• специального оборудования рабочих кабинетов;
• учебно-дидактического и методического обеспечения коррекционных кабинетов.
В основе обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья лежат типовые государственные программы для общеобразовательных учреждений (1–4 кл.), для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I–IV вида. Наряду с данными программами обучения в школе используются авторские программы: Занкова Л.В., Истоминой В.В. и других. На основе используемых программ подбираются учебные материалы для обеспечения учебного процесса, т. е. учебники и учебные пособия для детей с ограниченными возможностями здоровья подбираются с учетом требований традиционной программы обучения учащихся начальных классов [9, с. 3].

На основе обозначенных программ, учебников и учебных пособий составляется дифференцированное календарно-тематическое планирование по учебным дисциплинам. В составлении календарно-тематического планирования принимают участие учителя начальных классов, учителя-дефектологи с целью грамотного распределения количества часов по учебным дисциплинам, содержания тем образовательной программы для изучения как в общеобразовательном классе, так и в «гибких». Программы образовательных учреждений изучаются учителями совместно со специалистами внутришкольного консилиума и комбинируются таким образом, чтобы на одном уроке дети разных уровней развития изучали один и тот же материал, но информация, получаемая обучающимся по теме, была бы адекватна его образовательному маршруту. Контрольные и творческие работы разрабатываются в соответствии с уровнем развития учащихся и оцениваются согласно требованиям учебной программы.
Сложные и трудные для усвоения темы обучающимся с ограниченными возможностями здоровья рекомендуют изучать с дефектологом в условиях «гибких» классов: для учеников с нарушениями речи, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Дефектолог на одном уроке из нескольких параллелей классов объединяет в группу учащихся, нуждающихся в специальной педагогической помощи. Например, в 1 классе первым уроком по расписанию стоит «Обучение грамоте». Из всех классов первой параллели обучающиеся по программе для специальной (коррекционной) школы V вида (для детей с нарушениями речи) объединяются в так называемый «гибкий» класс, с которым работает учитель-логопед, используя специальные приемы и методы обучения и воспитания. По такому принципу организуется работа учителей-дефектологов со школьниками с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата. В это время с остальными учащимися занимается учитель образовательного класса.
В конце каждого урока учащиеся получают домашнее задание. Если ребенок обучался в «гибком» классе, то задание задает учитель-дефектолог, если в общеобразовательном – учитель класса.
В зависимости от сложности изучаемой темы объяснение домашнего задания носит индивидуальный или фронтальный характер. Для общего задания в общеобразовательном классе дается

единый инструктаж. Форма проверки домашней работы зависит от степени сложности отобранных заданий.
Контрольные работы по русскому языку, математике, а также различные творческие работы (сочинения, изложения) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья выносятся на уроки в «гибкие» классы или на индивидуальные коррекционные часы учителя общеобразовательного класса. Ученики с нарушениями речи в условиях «гибкого» класса изучают следующие учебные дисциплины: математика, русский язык, чтение, ознакомление с окружающим миром; учащиеся с нарушениями слуха – русский язык, чтение, ознакомление с окружающим миром; с нарушениями зрения
– русский язык, чтение, ознакомление с окружающим миром; с нарушениями опорно-двигательного аппарата – ритмика. Количество часов по учебным дисциплинам, изучаемым в этих классах, может уменьшаться с каждым годом обучения (в зависимости от степени эффективности учебного процесса).
Учебные занятия в общеобразовательном, в «гибком» классе и индивидуальные коррекционные занятия отражаются в общешкольном расписании, в личных коррекционно-образовательных режимах обучающихся, составленных специалистами консилиума с учетом всех особенностей детей. Организация деятельности «гибких» классов определена Положением об их деятельности.
Дефектолог и психолог работают в тесном контакте как с педагогами школы, так и с родителями обучающихся, постоянно отслеживают развитие ребенка, результативность обучения. Роль специалистов в осуществлении комплексного диагностикоконсультативного и учебно-коррекционного сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья через систему коррекционных кабинетов в условиях общеобразовательной сельской школы велика [8, с. 123]. Практика убеждает, что только при правильном и своевременном выявлении нарушений развития учащихся, а также при индивидуально-дифференцированном подходе к ним в процессе обучения в общеобразовательном классе возможно успешное овладение учебной программой, адаптация в социуме. Каждый специалист, осуществляющий коррекционнопедагогическую деятельность, проводит диагностические и коррекционные мероприятия с учениками, родителями, просвещает и консультирует учителей и родителей по существу возникшей проблемы в обучении ребенка [5, с. 113].
Организация учебно-воспитательного процесса по технологии интегрированного обучения требует системной работы с кадрами. Для учителя очень важно знать, «чему учить» и «как учить результативно» [8, с. 113]. В противном случае недостижение поставленной цели будет самым негативным фактором в педагогической деятельности учителя.
Создание ситуации успеха для саморазвития каждого учащегося зависит от желания и умения учителей и специалистов коррекционного образования проектировать развитие и обучение ребенка.
Вместе со специалистами образовательного учреждения коррекционо-развивающую работу следует проводить и семье, в которой ребенок воспитывается, подвергается влиянию. В отношениях
«ребенок – семья» весома роль педагога, который формирует социальные отношения и совместно с родителями оказывает помощь ребенку в его обучении, следит за тем, чтобы не произошло отчуждения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья от школы, учителей, направляет все свои усилия на укрепление связи с семьей. Успех ребенка в учении, пусть даже самый незначительный – это шанс и возможность получить похвалу родителей и удовлетворить собственные потребности в признании личностных качеств, в возможности самореализоваться.
В коррекционной работе на первый план выдвигается коррекция социального опыта и межличностных отношений в классе. Совместное обучение в полной мере не решает всех вопросов взаимодействия обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. У каждого ребенка с особенностями в развитии должен накапливаться свой собственный опыт социальных отношений. Важно воспитать в нем человека, умеющего быть и оставаться индивидуальным, чувствовать личную ответственность за свою деятельность, поведение, иметь собственную точку зрения. Подготовка к независимому, самостоятельному образу жизни возможна в общеобразовательном сельском учреждении за счет привлечения учащихся с ограниченными возможностями здоровья к совместной внеклассной, внеурочной деятельности с обычными детьми, в которой они могли бы проявить свои личностные качества, творческие способности, не относящиеся к образовательному процессу и не

связанные с интеллектуальной деятельностью. Для решения этих вопросов в школе должна быть создана система дополнительного образования: музыкальная студия, в рамках которой для детей с особенностями в развитии организуются занятия хором, фольклором, народными и бальными танцами; спортивные секции (баскетбол, волейбол, спортивная борьба, легкая атлетика, художественная гимнастика, футбол, хоккей); кружки по интересам (театральный, декоративно-прикладного творчества). Привлечение детей к занятиям в музыкальной студии, спортивных секциях и кружках способствует развитию и формированию коммуникативных навыков, влияет на формирование мотивации развивающейся личности к познанию и творчеству, на приобретение социального опыта и оказывает психолого-педагогическую помощь и поддержку в индивидуальном развитии школьников с ограниченными возможностями здоровья, помогает преподавателям объединений дополнительного образования создавать и развивать пространство детского благополучия [4, с. 49].
Для успешного протекания процессов адаптации и социализации выбор направления дополнительного образования осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ученика, с учетом пожеланий ребенка и его родителей. Учащиеся добровольно могут выбрать кружок или секцию, которые наиболее полно будут отвечать их интересам, внутренним потребностям, но при выборе направления дополнительного образования учитываются рекомендации врача-психиатра и врача-педиатра. Деятельность системы дополнительного образования в школе отражена в «Положении о системе дополнительного образования» [3, с. 162].
О востребованности внедрения такой системы дифференцированной коррекционно-развивающей работы детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельского общеобразовательного учреждения говорит желание многих родителей определить своих детей в школу по месту жительства, где они будут обучаться в специально созданных «гибких» классах, не выделяясь в отдельные специальные классы. Таким образом, общеобразовательная школа сможет реализовать социальный заказ общества на осуществление совместного обучения всех детей.

Список литературы
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: Омега-Л, 2008.
2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С.Г. Шевченко. М.: АРКТИ, 2001.
3. Интеграция общего и дополнительного образования: практическое пособие / под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьева. – М.: АРКТИ, 2006.
4. Кобрина Л.М., Никитина М.И. Интеграция в специальном и общем образовании как условие развития региональной социальнопедагогической системы // Изв. Южного федерального ун-та. – 2009.– № 8. – С. 222–233.
5. Кобрина Л.М., Медведева И.М. Интегрированное обучение в общеобразовательной школе: моногр. – СПб.: Наука-Питер, 2007.
6. Малофеев Н.Н. Социокультурные основы интеграции детей с особыми нуждами: опасность копирования западных моделей // Материалы междунар. семинара «Интегрированное обучение: проблемы и перспективы». – СПб.: Образование, 1996.
7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.А. Смирнова. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: Академия, 1999.
8. Программно-методические материалы. Коррекционноразвивающее обучение. Начальная школа: Математика. Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение / сост. С.Г. Шевченко. – 3-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2001.
9. Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе здоровых детей. – М.: ВЛАДОС, 2006.

Источник: Т. В. Белогрудова, М. В. Матвеева
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.