Вопросы подготовки специалистов органов внутренних дел рассматриваются в психолого-педагогической литературе с различных позиций: профессиональной подготовки в средних и высших учебных заведениях, курсах повышения квалификации и переквалификации [6, 12–
13, 15]. В этой связи концепция непрерывного профессионального образования является приоритетной, поскольку учитывает особенности возрастного развития человека, в том числе и в плане профессионального становления [17]. При этом выделяется такой важный критерий перехода к каждой последующей стадии профессионального развития, как «изменение ценностного отношения к самому себе», что обусловлено не только профессиональным ростом, но и личностным развитием в самой
профессии, ее значимости для общества [10–11]. По утверждению Л.К. Марковой [11], высшим этапом в развитии профессионализма следует считать возможности личности к «самосозиданию», когда развитое
представление о себе совпадает с достаточным уровнем критичности и самосознания, повышающим профессиональную ответственность субъекта деятельности перед обществом. Становление профессионального самоопределения и профессионального самосознания закладывается в период профессионального выбора и обретения знаний, навыков и умений будущей профессиональной деятельности и характеризуется в дальнейшем этапами взросления самой личности [8, 14].
В рамках акмеологического подхода к развитию и профессиональному становлению личности следует отметить проблему неравномерности социально-психологического созревания будущего субъекта деятельности. А. А. Бодалев [1] указывает на некоторое несоответствие индивидуального (природного) и личностного (социального) в человеке, когда, например, физически человек созрел для труда, а психологические установки личности остаются инфантильными, и наоборот. Личностное развитие человека всегда выступает мерилом его социальной зрелости. Все это не может не отразиться на проблеме профессионального образования, подготовки будущих специалистов.
Анализ ситуации, сложившейся в системе подготовки квалифицированных кадров, по мнению Л. А. Верещагиной и соавт. [5], свидетельствует, что она испытывает в настоящее время серьезный кризис, выход из которого следует искать в процессе создания целостной психологопедагогической теории профессионального становления личности, призванной объединить исследования в области профориентации и профессионального отбора, профессионального обучения и воспитания, повышения квалификации и профессиональной аттестации в единую систему на основе учета всего комплекса факторов, действующих на человека в ходе профессионального становления.
Такая теория должна включать:
• во-первых, психолого-педагогическую концепцию становления личности и деятельности на различных этапах профессионализации. В
рамках этой концепции решается задача выявления психологических закономерностей формирования, развития личности и деятельности специалиста как в целом, так и на различных этапах обучения и профессионализации. Решение этой задачи позволит создать единый концептуальный аппарат для объяснения и описания процесса профессионализации, обеспечить объяснительную преемственность
между ее отдельными этапами;
• во-вторых, концепцию управления процессом профессионализации, в рамках которой разрабатываются эффективные методы профессионального воздействия и взаимодействия с субъектом профессионализации на различных стадиях освоения профессии. Решение этой задачи позволит обеспечить единство и преемственность в методах и способах формирования личности как профессионала.
Профессиональная подготовка будущих специалистов – сотрудников органов внутренних дел, в отличие от подготовки специалистов в других сферах профессиональной деятельности основывается на четко регламентируемых уставных требованиях в поведении и деятельности
сотрудников полиции, что само по себе характеризует нормативноправовые аспекты их поведения как профессионально важные качества, воспитание которых закладывается задолго до поступления в соответствующее высшее учебное заведение, а также такое воспитание продолжается в период учебы и дальнейшей профессионалиции личности сотрудника полиции.
Нормативно-правовые аспекты поведения человека в обществе были предметом и объектом специальных исследований в философии [7,
19], социологии [12], педагогике [13, 15], психологии [2, 9, 18], юриспруденции [16–17]. Целенаправленная и эффективная деятельность любого сообщества невозможна без соблюдения каждым из его членов требований дисциплины – определенного и точного порядка поведения, установленного как для членов общества в целом, так и для какой-либо определенным образом организованной социальной группы, коллектива и являющегося для них обязательным. Особые требования к соблюдению дисциплины предъявляются к коллективам и организациям, сотрудники которых выполняют обязанности, связанные с высокой общественной значимостью, где отклонения от этих требований могут привести к тяжелым последствиям: срыву заданий, гибели людей, нарушениям их прав и свобод. К организациям подобного рода в первую очередь относятся силовые структуры общества: вооруженные силы, органы внутренних дел, другие государственные органы, а также организации, сотрудники которых выполняют свои обязанности с оружием. К сожалению, и в этих коллективах нередки случаи отступления от требований дисциплины, когда сотрудники совершают различные дисциплинарные проступки [3–4].
Одним из эффективных способов поддержания служебной дисциплины в органах внутренних дел является дисциплинарная практика, представляющая собой совокупность деятельности должностных лиц органов внутренних дел, наделенных дисциплинарной властью, выраженной, как правило, в форме издания приказов по применению дисциплинарных взысканий и поощрений, направленной на поддержание в подразделении определенного уровня служебной дисциплины и обобщенной статистической информации о применении различных видов дисциплинарных взысканий и поощрений [3]. Дисциплинарная практика в органах внутренних дел формирует определенную систему мотивационной направленности сотрудников на исполнение и соблюдение всех правовых предписаний, адресованных им. Исполнение правовых предписаний сотрудниками органов внутренних дел во многом предопределяется их подготовленностью к несению службы, особенностями обучения и воспитания на этапах профессионализации личности в период учебы в образовательных учреждениях МВД и непосредственной профессиональной деятельности.
Система обучения и воспитания будущих полицейских выстроена с учетом уставных требований, предъявляемых к лицам, которые посвятили себя служению в вооруженных силах, в частности в рядах отечественной полиции. Профессиональное обучение курсантов Университета МВД России реализуется в соответствии с государственным стандартом по подготовке будущих специалистов [13]. Уже на начальных этапах обучения курсанты принимают присягу и становятся полноправными сотрудниками органов внутренних дел. Однако, «факт принятия присяги»3
– это всего лишь начало реализации интереса к выбору профессии, тогда как субъекту учения еще предстоит длительный путь профессионального становления на различных этапах освоения знаний, навыков и умений в избранном виде профессиональной деятельности.
Одним из важных компонентов будущего профессионализма сотрудника органов внутренних дел выступает уровень сформированности и рефлексивный опыт в отражении понятия «дисциплинарная ответственность» [4], выступающая интегративным свойством личности [2]. Термин «дисциплина» (лат. disciplina – выдержанность, строгость, в свою очередь от лат. discipulus – студент) содержит в себе субъектную
направленность поведения человека в конкретных условиях, например, ученика в школе (школьная дисциплина), рабочего на производстве (трудовая дисциплина), военнослужащего при исполнении служебных
обязанностей (воинская дисциплина) и т. д. Соблюдение правил поведения, распорядка жизнедеятельности личностью принятым в обществе нормам или требованиям поддерживается (корригируется) с помощью
наказаний или поощрений в соответствии с нарушением поведения или его соблюдением. Важным личностным компонентом, позволяющим избегать нарушений правопорядка является самодисциплина, с которой связывают контроль собственного поведения, воспитание в себе силы
воли [2].
Однако симбиоз понятий «дисциплина» и «ответственность» с позиций норм и правил поведения человека чаще всего рассматриваются в практической деятельности учреждений, регулирующих систему отношений субъектов образовательной или производственной сферы. С учетом сказанного, понятие «дисциплинарная ответственность» содержит в себе и юридический, и психологический контекст, применимый к вопросам регуляции нормального и делинквентного поведения человека в инкриминируемых ситуациях деликта. В этой связи очень важно, чтобы сотрудник полиции на рефлексивном уровне мог отличать явления, характеризующие когнитивное поведение индивида, т. е. его мотивационные установки, и воспитанные качества «ответственности», которые не столько регламентируются уставными требованиями или статьями административной, уголовной и др. ответственности, сколько нравственно
3 См. текст Присяги: ст. 28 Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
этическими, ценностными и социально-зрелыми установками личности,
формирующимися задолго до выбора личностью будущей профессии.
Поэтому получение профессионального образования в условиях высшего учебного заведения МВД РФ ставит перед субъектом учения ряд задач, относящихся к вопросам развития и становления личности, самовоспитания и совершенствования качеств, составляющих основу социальной зрелости, гражданственности и патриотизма человека, чья дальнейшая жизнь, служение Отечеству и профессиональная деятельность становятся образцом и мерилом нравственности, когда понятие и явления дисциплинарной ответственности теряют свой смысл с точки зрения юридической практики. «Идеальный аспект» воспитанности человека, избравшего профессию полицейского, далек от нормативных
требований, но в то же время присутствие устава? является направляющим и регулирующим вектором в мотивированности поступков сотрудников органов внутренних дел. Именно усвоение «Дисциплинарного устава органов внутренних дел» является началом и постоянным критерием оценки соответствия поступков и поведения в целом сотрудника полиции уровню дисциплинарной ответственности.
Объектом теории и методики профессионального образования в условиях учебных заведений, подведомственных МВД России, становится формирующаяся личность сотрудника органов полиции, так как процесс
становления уровня профессионализма затрагивает не только обретение знаний в различных областях юриспруденции, психологии и других социальных наук, но и усвоение навыков и методов работы, т. е. практического опыта, являющегося венцом сложного пути результата профессионального обучения и воспитания в вузе. Обучение и воспитание курсантов и слушателей в Университете МВД является основной задачей педагогического коллектива, которая прописывается в учебных планах предметно-профессиональной подготовки и реализуется в повседневной жизни образовательного учреждения. При этом основным ориентиром, служащим также критерием будущей профессиональной пригодности сотрудника органов полиции, выступает способность обучающегося соотносить свои поступки и поведение в целом с дисциплинарной ответственностью, то есть с недопустимостью совершения таких поступков, которые бы становились предметом их изучения с точки зрения делинквентного поведения.
Иными словами, имеет ли право сотрудник органов полиции на совершение поступков, порочащих профессиональный статус лиц правоохранительной деятельности? Если да, то о какой дисциплинарной ответственности может идти речь? По всей видимости, использование по
? См.: Дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации:
утвержден Указом Президента РФ от 14 октября 2012 года № 1377.
нятия «дисциплинарная ответственность» в рамках деятельности данного ведомства обусловлено тем, чтобы регулировать с помощью методов поощрения и наказания особенности поведения обучающихся профессии полицейского и лиц, занятых правоохранительной деятельностью. В то же время, следует согласиться с тем, что поведение человека определяется целым рядом факторов его внутренней и внешней среды, порой не зависящих от него, что может повлиять на совершение проступков. А поэтому обучение и воспитание курсантов Университета МВД, обретение опыта профессиональной деятельности сотрудником полиции представляет собой предмет педагогики высшей школы – изучение условий, выявление социальных факторов, психологических характеристик, детерминирующих развитие и становление личности, ее потребностно-мотивационную, эмоционально-волевую, когнитивную и нравственную сферы, что в целом позволяет судить о развитости вершинных образований личности. К таким образованиям можно отнести, например, критичность, альтруизм, эмпатию и др., воспитание и формирование которых в условиях образовательной среды Университета МВД должно осуществляться с учетом разрабатываемого в юридической науке и практике понятия «дисциплинарная ответственность».
Список литературы
1. Бодалёв, А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения. – М.: Наука, 1998. ? 168 с.
2. Быков, С. В. Проблемы психологии ответственности личности / под общ. ред.
Г.В. Акопова. – Тольятти: Изд-во Волж. ун-та им. В. Н. Татищева, 2004. –213
с.
3. Бялт, В. С. Административно-правовое регулирование дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел: моногр. – Псков: ПГПУ.
2009. – 208 с.
4. Бялт В.С. Институт дисциплинарной ответственности сотрудников полиции:
моногр. Междунар. изд-во LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 238 с.
5. Верищагина, Л. А., Карелина, И. М. Психология потребностей и мотивация персонала. – Харьков: Гуманитар. Центр, 2005. – 154 с.
6. Дудкина, Е. И. Личностно ориентированная подготовка курсантов и слушателей в образовательных учреждениях МВД России: учеб. пособие. – Воронеж: ВИ МВД РФ, 2002. – 77 с.
7. Карпухин, С. В. Социальная ответственность личности как философская проблема. – СПб.: Ступени, 1999. – 168 с.
8. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 509 с.
9. Куренков, И. А. Психология ответственности: учеб.-метод. пособие. – Балашов: Изд-во БГПИ, 2002. ? 58 с.
10. Ливехуд, Б. Кризисы жизни – шансы жизни. – Калуга: Духовное познание,
1994. – 217 с.
11. Маркова, А. К. Психология профессионализма. – М.: Междунар. гуманитар.
фонд «Знание», 1996. – 308 с.
12. Назарова, Ю. С. Социологический анализ мотивационной сферы сознания курсантов вузов МВД Российской Федерации: учеб. пособие / под ред. А. Г. Кузнецова. ? Саратов: Изд-во юрид. ин-т МВД России, 2001. ? 59 с.
13. Обучение курсантов и слушателей ВА МВД России в условиях образовательных стандартов третьего поколения: компетентностный подход в профессиональной подготовке сотрудников полиции: сб. науч. ст. / М-во внутр. дел Рос. Федерации, Волгогр. акад.; [редкол.: Ю. С. Чичерин (отв. ред.) и др.]. – Волгоград: ВА МВД России, 2011. ? 302 с.
14. Пряжников, Н. С., Пряжникова, Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие. – М.: Академия, 2004. – 480 с.
15. Рассказов, Ф. Д. Морально-психологическое обеспечение образовательного процесса курсантов военного вуза. – Курган: Изд-во Курганск. гос. ун-та,
1999. – 365 с.
16. Служебная дисциплина, законность и противодействие коррупции в органах внутренних дел: учебное пособие. – СПб.: Изд-во С-Петерб ун-та МВД России, 2010. – 64 с.
17. Стрижов, Е. Ю. Психологические условия совершенствования деятельности офицеров-воспитателей по формированию дисциплинированности у слушателей вузов МВД России: учеб.метод. пособие. – М.: Моск. юрид. ин-т.,
1998. – 38 c.
18. Сухинин, А. В. Делинквентное поведение (правонарушения) и юридическая ответственность сотрудников милиции: учеб. пособие. – М.: Акад. упр. МВД РФ, 2000. – 71 с.
19. Томашов, В. В. Ответственность как экзистенциальная проблема: Историкофилософские очерки. – М.: Моск. гос. пед. ун-т, 1998. – 120 с.
13, 15]. В этой связи концепция непрерывного профессионального образования является приоритетной, поскольку учитывает особенности возрастного развития человека, в том числе и в плане профессионального становления [17]. При этом выделяется такой важный критерий перехода к каждой последующей стадии профессионального развития, как «изменение ценностного отношения к самому себе», что обусловлено не только профессиональным ростом, но и личностным развитием в самой
профессии, ее значимости для общества [10–11]. По утверждению Л.К. Марковой [11], высшим этапом в развитии профессионализма следует считать возможности личности к «самосозиданию», когда развитое
представление о себе совпадает с достаточным уровнем критичности и самосознания, повышающим профессиональную ответственность субъекта деятельности перед обществом. Становление профессионального самоопределения и профессионального самосознания закладывается в период профессионального выбора и обретения знаний, навыков и умений будущей профессиональной деятельности и характеризуется в дальнейшем этапами взросления самой личности [8, 14].
В рамках акмеологического подхода к развитию и профессиональному становлению личности следует отметить проблему неравномерности социально-психологического созревания будущего субъекта деятельности. А. А. Бодалев [1] указывает на некоторое несоответствие индивидуального (природного) и личностного (социального) в человеке, когда, например, физически человек созрел для труда, а психологические установки личности остаются инфантильными, и наоборот. Личностное развитие человека всегда выступает мерилом его социальной зрелости. Все это не может не отразиться на проблеме профессионального образования, подготовки будущих специалистов.
Анализ ситуации, сложившейся в системе подготовки квалифицированных кадров, по мнению Л. А. Верещагиной и соавт. [5], свидетельствует, что она испытывает в настоящее время серьезный кризис, выход из которого следует искать в процессе создания целостной психологопедагогической теории профессионального становления личности, призванной объединить исследования в области профориентации и профессионального отбора, профессионального обучения и воспитания, повышения квалификации и профессиональной аттестации в единую систему на основе учета всего комплекса факторов, действующих на человека в ходе профессионального становления.
Такая теория должна включать:
• во-первых, психолого-педагогическую концепцию становления личности и деятельности на различных этапах профессионализации. В
рамках этой концепции решается задача выявления психологических закономерностей формирования, развития личности и деятельности специалиста как в целом, так и на различных этапах обучения и профессионализации. Решение этой задачи позволит создать единый концептуальный аппарат для объяснения и описания процесса профессионализации, обеспечить объяснительную преемственность
между ее отдельными этапами;
• во-вторых, концепцию управления процессом профессионализации, в рамках которой разрабатываются эффективные методы профессионального воздействия и взаимодействия с субъектом профессионализации на различных стадиях освоения профессии. Решение этой задачи позволит обеспечить единство и преемственность в методах и способах формирования личности как профессионала.
Профессиональная подготовка будущих специалистов – сотрудников органов внутренних дел, в отличие от подготовки специалистов в других сферах профессиональной деятельности основывается на четко регламентируемых уставных требованиях в поведении и деятельности
сотрудников полиции, что само по себе характеризует нормативноправовые аспекты их поведения как профессионально важные качества, воспитание которых закладывается задолго до поступления в соответствующее высшее учебное заведение, а также такое воспитание продолжается в период учебы и дальнейшей профессионалиции личности сотрудника полиции.
Нормативно-правовые аспекты поведения человека в обществе были предметом и объектом специальных исследований в философии [7,
19], социологии [12], педагогике [13, 15], психологии [2, 9, 18], юриспруденции [16–17]. Целенаправленная и эффективная деятельность любого сообщества невозможна без соблюдения каждым из его членов требований дисциплины – определенного и точного порядка поведения, установленного как для членов общества в целом, так и для какой-либо определенным образом организованной социальной группы, коллектива и являющегося для них обязательным. Особые требования к соблюдению дисциплины предъявляются к коллективам и организациям, сотрудники которых выполняют обязанности, связанные с высокой общественной значимостью, где отклонения от этих требований могут привести к тяжелым последствиям: срыву заданий, гибели людей, нарушениям их прав и свобод. К организациям подобного рода в первую очередь относятся силовые структуры общества: вооруженные силы, органы внутренних дел, другие государственные органы, а также организации, сотрудники которых выполняют свои обязанности с оружием. К сожалению, и в этих коллективах нередки случаи отступления от требований дисциплины, когда сотрудники совершают различные дисциплинарные проступки [3–4].
Одним из эффективных способов поддержания служебной дисциплины в органах внутренних дел является дисциплинарная практика, представляющая собой совокупность деятельности должностных лиц органов внутренних дел, наделенных дисциплинарной властью, выраженной, как правило, в форме издания приказов по применению дисциплинарных взысканий и поощрений, направленной на поддержание в подразделении определенного уровня служебной дисциплины и обобщенной статистической информации о применении различных видов дисциплинарных взысканий и поощрений [3]. Дисциплинарная практика в органах внутренних дел формирует определенную систему мотивационной направленности сотрудников на исполнение и соблюдение всех правовых предписаний, адресованных им. Исполнение правовых предписаний сотрудниками органов внутренних дел во многом предопределяется их подготовленностью к несению службы, особенностями обучения и воспитания на этапах профессионализации личности в период учебы в образовательных учреждениях МВД и непосредственной профессиональной деятельности.
Система обучения и воспитания будущих полицейских выстроена с учетом уставных требований, предъявляемых к лицам, которые посвятили себя служению в вооруженных силах, в частности в рядах отечественной полиции. Профессиональное обучение курсантов Университета МВД России реализуется в соответствии с государственным стандартом по подготовке будущих специалистов [13]. Уже на начальных этапах обучения курсанты принимают присягу и становятся полноправными сотрудниками органов внутренних дел. Однако, «факт принятия присяги»3
– это всего лишь начало реализации интереса к выбору профессии, тогда как субъекту учения еще предстоит длительный путь профессионального становления на различных этапах освоения знаний, навыков и умений в избранном виде профессиональной деятельности.
Одним из важных компонентов будущего профессионализма сотрудника органов внутренних дел выступает уровень сформированности и рефлексивный опыт в отражении понятия «дисциплинарная ответственность» [4], выступающая интегративным свойством личности [2]. Термин «дисциплина» (лат. disciplina – выдержанность, строгость, в свою очередь от лат. discipulus – студент) содержит в себе субъектную
направленность поведения человека в конкретных условиях, например, ученика в школе (школьная дисциплина), рабочего на производстве (трудовая дисциплина), военнослужащего при исполнении служебных
обязанностей (воинская дисциплина) и т. д. Соблюдение правил поведения, распорядка жизнедеятельности личностью принятым в обществе нормам или требованиям поддерживается (корригируется) с помощью
наказаний или поощрений в соответствии с нарушением поведения или его соблюдением. Важным личностным компонентом, позволяющим избегать нарушений правопорядка является самодисциплина, с которой связывают контроль собственного поведения, воспитание в себе силы
воли [2].
Однако симбиоз понятий «дисциплина» и «ответственность» с позиций норм и правил поведения человека чаще всего рассматриваются в практической деятельности учреждений, регулирующих систему отношений субъектов образовательной или производственной сферы. С учетом сказанного, понятие «дисциплинарная ответственность» содержит в себе и юридический, и психологический контекст, применимый к вопросам регуляции нормального и делинквентного поведения человека в инкриминируемых ситуациях деликта. В этой связи очень важно, чтобы сотрудник полиции на рефлексивном уровне мог отличать явления, характеризующие когнитивное поведение индивида, т. е. его мотивационные установки, и воспитанные качества «ответственности», которые не столько регламентируются уставными требованиями или статьями административной, уголовной и др. ответственности, сколько нравственно
3 См. текст Присяги: ст. 28 Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
этическими, ценностными и социально-зрелыми установками личности,
формирующимися задолго до выбора личностью будущей профессии.
Поэтому получение профессионального образования в условиях высшего учебного заведения МВД РФ ставит перед субъектом учения ряд задач, относящихся к вопросам развития и становления личности, самовоспитания и совершенствования качеств, составляющих основу социальной зрелости, гражданственности и патриотизма человека, чья дальнейшая жизнь, служение Отечеству и профессиональная деятельность становятся образцом и мерилом нравственности, когда понятие и явления дисциплинарной ответственности теряют свой смысл с точки зрения юридической практики. «Идеальный аспект» воспитанности человека, избравшего профессию полицейского, далек от нормативных
требований, но в то же время присутствие устава? является направляющим и регулирующим вектором в мотивированности поступков сотрудников органов внутренних дел. Именно усвоение «Дисциплинарного устава органов внутренних дел» является началом и постоянным критерием оценки соответствия поступков и поведения в целом сотрудника полиции уровню дисциплинарной ответственности.
Объектом теории и методики профессионального образования в условиях учебных заведений, подведомственных МВД России, становится формирующаяся личность сотрудника органов полиции, так как процесс
становления уровня профессионализма затрагивает не только обретение знаний в различных областях юриспруденции, психологии и других социальных наук, но и усвоение навыков и методов работы, т. е. практического опыта, являющегося венцом сложного пути результата профессионального обучения и воспитания в вузе. Обучение и воспитание курсантов и слушателей в Университете МВД является основной задачей педагогического коллектива, которая прописывается в учебных планах предметно-профессиональной подготовки и реализуется в повседневной жизни образовательного учреждения. При этом основным ориентиром, служащим также критерием будущей профессиональной пригодности сотрудника органов полиции, выступает способность обучающегося соотносить свои поступки и поведение в целом с дисциплинарной ответственностью, то есть с недопустимостью совершения таких поступков, которые бы становились предметом их изучения с точки зрения делинквентного поведения.
Иными словами, имеет ли право сотрудник органов полиции на совершение поступков, порочащих профессиональный статус лиц правоохранительной деятельности? Если да, то о какой дисциплинарной ответственности может идти речь? По всей видимости, использование по
? См.: Дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации:
утвержден Указом Президента РФ от 14 октября 2012 года № 1377.
нятия «дисциплинарная ответственность» в рамках деятельности данного ведомства обусловлено тем, чтобы регулировать с помощью методов поощрения и наказания особенности поведения обучающихся профессии полицейского и лиц, занятых правоохранительной деятельностью. В то же время, следует согласиться с тем, что поведение человека определяется целым рядом факторов его внутренней и внешней среды, порой не зависящих от него, что может повлиять на совершение проступков. А поэтому обучение и воспитание курсантов Университета МВД, обретение опыта профессиональной деятельности сотрудником полиции представляет собой предмет педагогики высшей школы – изучение условий, выявление социальных факторов, психологических характеристик, детерминирующих развитие и становление личности, ее потребностно-мотивационную, эмоционально-волевую, когнитивную и нравственную сферы, что в целом позволяет судить о развитости вершинных образований личности. К таким образованиям можно отнести, например, критичность, альтруизм, эмпатию и др., воспитание и формирование которых в условиях образовательной среды Университета МВД должно осуществляться с учетом разрабатываемого в юридической науке и практике понятия «дисциплинарная ответственность».
Список литературы
1. Бодалёв, А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения. – М.: Наука, 1998. ? 168 с.
2. Быков, С. В. Проблемы психологии ответственности личности / под общ. ред.
Г.В. Акопова. – Тольятти: Изд-во Волж. ун-та им. В. Н. Татищева, 2004. –213
с.
3. Бялт, В. С. Административно-правовое регулирование дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел: моногр. – Псков: ПГПУ.
2009. – 208 с.
4. Бялт В.С. Институт дисциплинарной ответственности сотрудников полиции:
моногр. Междунар. изд-во LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 238 с.
5. Верищагина, Л. А., Карелина, И. М. Психология потребностей и мотивация персонала. – Харьков: Гуманитар. Центр, 2005. – 154 с.
6. Дудкина, Е. И. Личностно ориентированная подготовка курсантов и слушателей в образовательных учреждениях МВД России: учеб. пособие. – Воронеж: ВИ МВД РФ, 2002. – 77 с.
7. Карпухин, С. В. Социальная ответственность личности как философская проблема. – СПб.: Ступени, 1999. – 168 с.
8. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 509 с.
9. Куренков, И. А. Психология ответственности: учеб.-метод. пособие. – Балашов: Изд-во БГПИ, 2002. ? 58 с.
10. Ливехуд, Б. Кризисы жизни – шансы жизни. – Калуга: Духовное познание,
1994. – 217 с.
11. Маркова, А. К. Психология профессионализма. – М.: Междунар. гуманитар.
фонд «Знание», 1996. – 308 с.
12. Назарова, Ю. С. Социологический анализ мотивационной сферы сознания курсантов вузов МВД Российской Федерации: учеб. пособие / под ред. А. Г. Кузнецова. ? Саратов: Изд-во юрид. ин-т МВД России, 2001. ? 59 с.
13. Обучение курсантов и слушателей ВА МВД России в условиях образовательных стандартов третьего поколения: компетентностный подход в профессиональной подготовке сотрудников полиции: сб. науч. ст. / М-во внутр. дел Рос. Федерации, Волгогр. акад.; [редкол.: Ю. С. Чичерин (отв. ред.) и др.]. – Волгоград: ВА МВД России, 2011. ? 302 с.
14. Пряжников, Н. С., Пряжникова, Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие. – М.: Академия, 2004. – 480 с.
15. Рассказов, Ф. Д. Морально-психологическое обеспечение образовательного процесса курсантов военного вуза. – Курган: Изд-во Курганск. гос. ун-та,
1999. – 365 с.
16. Служебная дисциплина, законность и противодействие коррупции в органах внутренних дел: учебное пособие. – СПб.: Изд-во С-Петерб ун-та МВД России, 2010. – 64 с.
17. Стрижов, Е. Ю. Психологические условия совершенствования деятельности офицеров-воспитателей по формированию дисциплинированности у слушателей вузов МВД России: учеб.метод. пособие. – М.: Моск. юрид. ин-т.,
1998. – 38 c.
18. Сухинин, А. В. Делинквентное поведение (правонарушения) и юридическая ответственность сотрудников милиции: учеб. пособие. – М.: Акад. упр. МВД РФ, 2000. – 71 с.
19. Томашов, В. В. Ответственность как экзистенциальная проблема: Историкофилософские очерки. – М.: Моск. гос. пед. ун-т, 1998. – 120 с.
Источник: В. С. Бялт
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи