Обновление системы образования России привело к разработке основ педагогической инноватики. Понятие «инновация»1 рассматривается учеными в узком и широком значении слова. Узкое толкование термина
«инновация» обозначает новшество, реформирование, нововведение, то есть внесение в систему образования кардинальных изменений – новых обучающих систем, раскрытие новых педагогических законов, явлений, закономерностей [1; 3]. В широком значении термин «инновация» предполагает всякое изменение, в том числе в образовании, к примеру, введение нового содержания обучения, применение новых методов и форм. Инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы [4].
Инновационные процессы – ведущая и необходимая тенденция развития специального образования на современном этапе развития общества. Новые потребности общества, новые задачи коррекционных учреждений обусловливают необходимость исследования путей и средств совершенствования образовательных и воспитательных систем в учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Образовательная система определяется учеными как совокупность факторов, специально созданных для реализации социальных функций образования. В нее включаются такие компоненты, как контингент учат.
1 Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. от лат. innovato – обновление, улучшение, сеть образовательных учреждений, государственный стандарт, образовательные программы, кадровое и методическое обеспечение образовательного процесса, сотрудничество школы с другими социальными системами (культурой, здравоохранением, социальным обеспечением), управление образовательными учреждениями. Каждый из выделенных компонентов образовательной системы присутствует в системе специального образования.
В течение многих десятков лет в России существовали единые для всех регионов типы образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. На современном этапе одним из направлений развития образовательной системы для детей с ограниченными возможностями здоровья является ее диверсификация – создание разных типов учреждений по профилю, формам организации и содержанию образования, по темпам обучения.
Российская система специального образования – открытая социально-педагогическая система, призванная социализировать детей с ограниченными возможностями здоровья, она позволяет создавать особую среду в специальном образовательном учреждении, содействуя интеграции детей в свободном социуме.
Сегодня в России, как и во всем мире, наблюдается рост числа детей с проблемами в развитии, превращение их во все более значительную в количественном отношении социальную группу. За последние годы
отмечается тенденция к увеличению как абсолютного, так и относительного показателя инвалидности. Наблюдается также негативная тенденция в структуре контингента детей данной категории.
Это свидетельствует о масштабности проблемы и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мероприятий по созданию системы, обеспечивающей социальную интеграцию детей с проблемами в развитии. При этом процесс интеграции необходимо понимать не только как совместный процесс обучения в школе, институте, колледже, а непрерывный единый процесс жизнедеятельности в единой социальной среде.
После ратификации многочисленных международных конвенций и деклараций в области прав человека (в том числе прав ребенка, прав инвалидов), отмечает Н.Н. Малофеев, российское государство закономерно берет курс на реформирование системы специального образования [14].
Система специального образования нового типа предлагает ряд принципиальных положений:
выявление нарушений в развитии ребенка и оказание комплексной
медико-психолого-педагогической помощи ребенку и его семье должно быть ранним;
разрыв между началом целенаправленного обучения и моментом определения первичного нарушения в развитии ребенка должен быть
максимально сокращен;
ребенок не объект воздействия взрослого, а равноправный субъект совместной деятельности, сотрудничества и сотворчества;
должен быть создан специализированный стандарт образования,
сочетающий общеобразовательные стандарты и стандарты формирования жизненной компетенции детей с отклонениями в развитии на каждом возрастном этапе;
необходима разработка и внедрение комплекса специальных задач обучения;
должны быть построены необходимые «обходные пути» обучения;
в работе необходимо использовать специфические методы, приемы в разработке средств обучения;
необходима особая организация образовательной среды;
обязательное включение родителей в процесс обучения ребенка и их целенаправленная подготовка силами специалистов;
важна свобода выбора форм организации образования.
Важно понимать принципиальную позицию большинства ученых, утверждающих необходимость включения всех реально работающих элементов систем специального образования в структуру системы непрерывного образования, согласно положениям которой каждый член общества в равной степени может и является равноправным потребителем образовательных услуг и равноправным участником образовательного процесса во всех его проявлениях.
Дистанционное обучение является сегодня достаточно свободной формой образования, в том смысле, что является доступным в плане реализации некоторых его идей в городах, районах и структурах, обладающих достаточной материально-технической базой, а, кроме того, свободным от программ, планов, стандартов и специальных условий ввиду неразработанности всего этого.
Дистанционное обучение сегодня – это социально-ориентированная технология обучения, обеспечивающая конституционное право и социальные гарантии всех граждан в области образования, реально позволяющая получать образование представителям самой уязвимой категории населения – детям-инвалидам.
Дистанционное обучение – особая форма специального образования
детей-инвалидов, предполагающая существенные изменения подходов,
организации и структуры системы общего и специального образования в
Ленинградской области. Изменение состоит в создании электронной удаленной адаптированной системы социализации, образования, воспитания и развития всех детей Ленинградской области, независимо от их психофизического состояния и уровня развития.
Данная форма образования позволяет ученикам обучаться в школе по месту жительства, одновременно взаимодействуя с удаленной учебноразвивающей средой и информационными образовательными ресурсами. Кроме педагога (тьютора) надомного обучения с учеником работает удаленный консультант-дефектолог, коррекционный педагог, специальный психолог. Консультант-дефектолог осуществляет информационную адаптацию, виртуально-реальную социализацию, коррекционноразвивающее обучение, психолого-педагогическое сопровождение, направленное, в том числе, и на восполнение пробелов в знаниях по программе обучения.
Дистанционное обучение организуется в условиях создания ресурсного центра, структуры, обеспечивающей содержательную сторону удаленного учебного процесса, методическое сопровождение деятельности
каждого учителя, психолого-педагогическое сопровождение и сохранение здоровья учащихся, коррекционно-развивающую работу, досуговую деятельность. Кроме того, ресурсный центр отвечает за наполнение учебновоспитательного процесса, осуществляет его контроль, следит за технической стороной вопроса.
Первоначально основная дистанционно-образовательная работа сочетается с параллельной подготовкой специалистов на местах, с курсами повышения квалификации, с переподготовкой, с консультациями и обучающими семинарами для педагогов и родителей. Для этого комплектуются группы педагогов-тьюторов, специалистов районных центров информационных технологий, родителей, составляются обучающие программы, образовательные проекты. Специалисты ресурсного центра разрабатывают и внедряют виртуальные электронные учебники,
методические пособия, тетради ученика по предметам, наглядные, учебные пособия для учителя и родителей.
В дальнейшем ресурсный центр оставляет за собой научнометодический, содержательный и контрольно-консультативный процессы, передав полномочия дистанционного учителя педагогам на местах.
Единая информационная образовательная сеть, созданная специалистами ресурсного центра, предоставляет возможность самостоятельного выхода в интернет, наличие педагогов, владеющих методиками
дистанционного обучения, способствует решению проблемы обучения детей-инвалидов, и, кроме того, осуществлению на практике индивидуального подхода к удовлетворению интеллектуальных потребностей
учащихся. Дистанционное обучение позволит расширить информационные рамки учебного содержания, повысить качество образовательных услуг при минимальных затратах. Дистанционное обучение – это социально-ориентированная технология обучения, обеспечивающая конституционное право и социальные гарантии всех граждан в области образования, реально позволяющая получать образование представителям самой уязвимой категории населения – детям-инвалидам.
Однако, необходимо учитывать опасность применения, внедрения дистанционного обучения в тех случаях и для тех категорий граждан, которые требуют особого подхода и специальных условий обучения.
Широко распространяя идею дистанционного обучения мы рискуем
создать ситуацию еще большей депривации некоторых категорий граждан, могущих и желающих получать специальную педагогическую помощь, но вынужденных оставаться дома ввиду особенностей психомоторной сферы. Некоторое время тому назад мы пропагандировали создание специальных педагогических условий в учреждениях общего и/или специального образования по месту жительства данной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее же время эти идеи забыты или успешно забываются в связи с широким распространением идеи дистанционного обучения. Оставляя же детей с ограниченными возможностями здоровья дома, даже, создавая прекрасные технические возможности для виртуальной жизни, включающей и элементы образования тоже, мы рискуем запереть их еще больше, так и не дав возможности проявления самостоятельности в среде здоровых сограждан.
Тем не менее, необходимо остановиться на следующих положительных моментах, связанных с внедрением процесса дистанционного обучения, как наиболее приемлемой формы реализации Концепции
непрерывного образования в регионе.
Новизна дистанционного обучения состоит в следующем:
ориентированность на возможности удаленного обучения, развития и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих школу из-за медицинских ограничений;
использование современных технологий и инноваций при решении проблем обучения, воспитания и развития детей;
направленность мероприятий дистанционного обучения на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми показателями и индикаторами, разработанными специалистами ресурсного центра.
В рамках организации дистанционной образовательной системы в структуре системы специального образования Ленинградской области нами разработана и обоснована модель дистанционного обучения, воспитания, всего коррекционно-развивающего процесса.
Разработанная модель дистанционного обучения включает в себя следующие структурные компоненты:
• особенности дистанционного обучения;
• цель;
• принципы;
• способы организации дистанционного обучения;
• этапы деятельности;
• содержание деятельности ресурсного центра;
• условия учебно-методического обеспечения;
• содержание учебно-методического обеспечения;
• техническую поддержку деятельности.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционное обучение предоставляет возможность обучаться, выбирая не только место и темп обучения, но и время, что важно при соблюдении курса лечения с частой госпитализацией детей-инвалидов. Также каждому ребенку предоставляется возможность осваивать общеобразовательные программы по индивидуальному учебному плану или обучаться по программам специальных школ, отвечающих личным потребностям и диагнозу.
Организация дистанционного обучения детей предполагает несколько последовательных этапов: подготовительный этап, включающий разработку, апробацию и внедрение; основной – этап непосредственного применения системы дистанционного обучения заключительный этап, включающий контрольно-оценочные мероприятия.
Характерными особенностями дистанционного обучения являются:
модульность, где каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной области знаний (возможность создать емкий, предельно точный модуль, овладение которым займет минимальное количество времени, вызовет интерес ребенка к самостоятельной деятельности в свободное время);
личностно-ориентированный подход к учащемуся (отсутствие урочных и временных ограничений, возможность работать вне расписания,
используя сохранный потенциал каждого учащегося; возможность удаленного общения в ситуации, когда ребенок стесняется своих недостатков и не согласен общаться в реальности вне семьи);
технологичность, когда используются различные методы, формы и средства взаимодействия в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения знаний;
интерактивность, что полностью соответствует необходимым и
достаточным средствам для обучения детей-инвалидов.
Таким образом, дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляемое в системе специального образования при взаимодействии с общим образованием, службами психолого-медико-педагогического сопровождения, районными центрами информационных технологий имеет ряд преимуществ:
• эффективность – проявляется в улучшении соотношения достигнутого результата к затратам времени и других ресурсов на его достижение;
• гибкость – возможность обучаться, выбирая время, место и темп обучения в соответствии с условиями жизни, психофизиологическими и индивидуально-типологическими особенностям детей-инвалидов;
• модульность – возможность обучаться по индивидуальному учебному плану, следовать индивидуальному коррекционнообразовательному маршруту, отвечающему личным потребностям, а также возможностям в соответствии с первичными и вторичными нарушениями;
• параллельность – возможность обучения одновременно с усвоением базовой программы и коррекцией нарушения развития
• новизну – использование в образовательном процессе новейших информационных и телекоммуникационных технологий, основанных на компьютерном оборудовании, компьютерных сетях, мультимедиа системах, позволяющих осуществлять контролируемую самостоятельную работу ребенка-инвалида;
• новую роль преподавателя выполняет тьютор-консультант.
• новая роль обучаемого – самоорганизация и самоконтроль учебного процесса.
Список литературы
1. Азгальдов Г.Г., Костин А.В.
2. Кобрина Л.М. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как средство интеграции в системе специального образования / Л.М. Кобрина, Е.Т. Логинова // Международная науч.-практ. конф.
«Формирование социокультурных компетенций в непрерывном образовательном процессе»: сб. науч. cтатей. ФИРО., МИЭПП. – М.: Издво МГОУ, 2009. – С. 233–238.
3. Азгальдов Г.Г., Костин А.В. Интеллектуальная собственность,
инновации и квалиметрия //Экономические стратегии, 2008, № 2.
4. Кобрина Л.М. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как средство интеграции в системе образования Ленинградской области / Л.М. Кобрина, Е.Т. Логинова. Равные возможности – новые перспективы.М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010.
5. Кобрина Л.М. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как форма реализации концепции непрерывного образования в регионе. / М.Ю. Данилкина, Е.Т. Логинова // Специальное образование: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., 8–9 апр.
2010 г., г. Минск / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка Минск: БГПУ, 2010. С. 96–99.
6. Кобрина Л.М. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как форма инклюзивного образования / Л.М. Кобрина // инновации и традиции науки и образования: материалы Всерос. науч.-метод. конф. Ч. 5 / под общ. ред. С.В. Лесникова. Сыктывкар: Сыктывкарский гос. ун-т,
2010. С. 50–60.
7. Скворцов В.А. Реализация региональной концепции непрерывного образования средствами дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вест. ЛГУ им. А. С. Пушкина / В.Н. Скворцов, М.Ю. Данилкина, Л.М. Кобрина, Е.Т. Логинова. Науч. журн. – № 2. – Т. 3. Педагогика.
– С. 5–15.
8. Скворцов В.Н. Основные задачи системы непрерывного профессионального образования в контексте устойчивого общественного развития (региональный аспект) // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование для устойчивого развития: материалы докл. 4-й междунар. конф. / под науч. ред. Н.А. Лобанова. – СПб.: Петрополис, 2006. – С. 231–237.
9. Скворцов В.Н. Профессиональное образование как фактор социальноэкономического развития региона // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование для устойчивого развития: тр. междунар. сотрудничества / сост. Н. А. Лобанов; под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова.; Ленингр. гос. ун-т им. А. С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрерыв. образования. – Т. 7 (доп. вып.). – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009. – С. 8–22.
10. Гендин А.М. Социокультурные аспекты функционирования педагогических кадров в системе специального образования / А. М. Гендин, А. А. Дмитриев, М. И. Сергеев. – М., Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2004.
11. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы // Дефектология. – 1994. – № 5.
12. Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе // Дефектология. – 1994. – № 6.
13. Мазуренко С. Инновации – это симбиоз государственной политики и рыночных отношений // Известия, 03.12.2008.
14. Малофеев Н.Н. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции // Актуальные проблемы интегрированного обучения /
Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко. – М., 2001.
15. Милославский И.Г.
16. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов / Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. – М.: Дрофа, 2008.
17. Шумпетер Й. История экономического анализа в 3 тт. – СПб.: Экономическая школа, 2004.
18. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия: пер. с англ. / предисл. и общ. ред. В. С. Автономова. – М.: Экономика, 1995.
«инновация» обозначает новшество, реформирование, нововведение, то есть внесение в систему образования кардинальных изменений – новых обучающих систем, раскрытие новых педагогических законов, явлений, закономерностей [1; 3]. В широком значении термин «инновация» предполагает всякое изменение, в том числе в образовании, к примеру, введение нового содержания обучения, применение новых методов и форм. Инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы [4].
Инновационные процессы – ведущая и необходимая тенденция развития специального образования на современном этапе развития общества. Новые потребности общества, новые задачи коррекционных учреждений обусловливают необходимость исследования путей и средств совершенствования образовательных и воспитательных систем в учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Образовательная система определяется учеными как совокупность факторов, специально созданных для реализации социальных функций образования. В нее включаются такие компоненты, как контингент учат.
1 Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. от лат. innovato – обновление, улучшение, сеть образовательных учреждений, государственный стандарт, образовательные программы, кадровое и методическое обеспечение образовательного процесса, сотрудничество школы с другими социальными системами (культурой, здравоохранением, социальным обеспечением), управление образовательными учреждениями. Каждый из выделенных компонентов образовательной системы присутствует в системе специального образования.
В течение многих десятков лет в России существовали единые для всех регионов типы образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. На современном этапе одним из направлений развития образовательной системы для детей с ограниченными возможностями здоровья является ее диверсификация – создание разных типов учреждений по профилю, формам организации и содержанию образования, по темпам обучения.
Российская система специального образования – открытая социально-педагогическая система, призванная социализировать детей с ограниченными возможностями здоровья, она позволяет создавать особую среду в специальном образовательном учреждении, содействуя интеграции детей в свободном социуме.
Сегодня в России, как и во всем мире, наблюдается рост числа детей с проблемами в развитии, превращение их во все более значительную в количественном отношении социальную группу. За последние годы
отмечается тенденция к увеличению как абсолютного, так и относительного показателя инвалидности. Наблюдается также негативная тенденция в структуре контингента детей данной категории.
Это свидетельствует о масштабности проблемы и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мероприятий по созданию системы, обеспечивающей социальную интеграцию детей с проблемами в развитии. При этом процесс интеграции необходимо понимать не только как совместный процесс обучения в школе, институте, колледже, а непрерывный единый процесс жизнедеятельности в единой социальной среде.
После ратификации многочисленных международных конвенций и деклараций в области прав человека (в том числе прав ребенка, прав инвалидов), отмечает Н.Н. Малофеев, российское государство закономерно берет курс на реформирование системы специального образования [14].
Система специального образования нового типа предлагает ряд принципиальных положений:
выявление нарушений в развитии ребенка и оказание комплексной
медико-психолого-педагогической помощи ребенку и его семье должно быть ранним;
разрыв между началом целенаправленного обучения и моментом определения первичного нарушения в развитии ребенка должен быть
максимально сокращен;
ребенок не объект воздействия взрослого, а равноправный субъект совместной деятельности, сотрудничества и сотворчества;
должен быть создан специализированный стандарт образования,
сочетающий общеобразовательные стандарты и стандарты формирования жизненной компетенции детей с отклонениями в развитии на каждом возрастном этапе;
необходима разработка и внедрение комплекса специальных задач обучения;
должны быть построены необходимые «обходные пути» обучения;
в работе необходимо использовать специфические методы, приемы в разработке средств обучения;
необходима особая организация образовательной среды;
обязательное включение родителей в процесс обучения ребенка и их целенаправленная подготовка силами специалистов;
важна свобода выбора форм организации образования.
Важно понимать принципиальную позицию большинства ученых, утверждающих необходимость включения всех реально работающих элементов систем специального образования в структуру системы непрерывного образования, согласно положениям которой каждый член общества в равной степени может и является равноправным потребителем образовательных услуг и равноправным участником образовательного процесса во всех его проявлениях.
Дистанционное обучение является сегодня достаточно свободной формой образования, в том смысле, что является доступным в плане реализации некоторых его идей в городах, районах и структурах, обладающих достаточной материально-технической базой, а, кроме того, свободным от программ, планов, стандартов и специальных условий ввиду неразработанности всего этого.
Дистанционное обучение сегодня – это социально-ориентированная технология обучения, обеспечивающая конституционное право и социальные гарантии всех граждан в области образования, реально позволяющая получать образование представителям самой уязвимой категории населения – детям-инвалидам.
Дистанционное обучение – особая форма специального образования
детей-инвалидов, предполагающая существенные изменения подходов,
организации и структуры системы общего и специального образования в
Ленинградской области. Изменение состоит в создании электронной удаленной адаптированной системы социализации, образования, воспитания и развития всех детей Ленинградской области, независимо от их психофизического состояния и уровня развития.
Данная форма образования позволяет ученикам обучаться в школе по месту жительства, одновременно взаимодействуя с удаленной учебноразвивающей средой и информационными образовательными ресурсами. Кроме педагога (тьютора) надомного обучения с учеником работает удаленный консультант-дефектолог, коррекционный педагог, специальный психолог. Консультант-дефектолог осуществляет информационную адаптацию, виртуально-реальную социализацию, коррекционноразвивающее обучение, психолого-педагогическое сопровождение, направленное, в том числе, и на восполнение пробелов в знаниях по программе обучения.
Дистанционное обучение организуется в условиях создания ресурсного центра, структуры, обеспечивающей содержательную сторону удаленного учебного процесса, методическое сопровождение деятельности
каждого учителя, психолого-педагогическое сопровождение и сохранение здоровья учащихся, коррекционно-развивающую работу, досуговую деятельность. Кроме того, ресурсный центр отвечает за наполнение учебновоспитательного процесса, осуществляет его контроль, следит за технической стороной вопроса.
Первоначально основная дистанционно-образовательная работа сочетается с параллельной подготовкой специалистов на местах, с курсами повышения квалификации, с переподготовкой, с консультациями и обучающими семинарами для педагогов и родителей. Для этого комплектуются группы педагогов-тьюторов, специалистов районных центров информационных технологий, родителей, составляются обучающие программы, образовательные проекты. Специалисты ресурсного центра разрабатывают и внедряют виртуальные электронные учебники,
методические пособия, тетради ученика по предметам, наглядные, учебные пособия для учителя и родителей.
В дальнейшем ресурсный центр оставляет за собой научнометодический, содержательный и контрольно-консультативный процессы, передав полномочия дистанционного учителя педагогам на местах.
Единая информационная образовательная сеть, созданная специалистами ресурсного центра, предоставляет возможность самостоятельного выхода в интернет, наличие педагогов, владеющих методиками
дистанционного обучения, способствует решению проблемы обучения детей-инвалидов, и, кроме того, осуществлению на практике индивидуального подхода к удовлетворению интеллектуальных потребностей
учащихся. Дистанционное обучение позволит расширить информационные рамки учебного содержания, повысить качество образовательных услуг при минимальных затратах. Дистанционное обучение – это социально-ориентированная технология обучения, обеспечивающая конституционное право и социальные гарантии всех граждан в области образования, реально позволяющая получать образование представителям самой уязвимой категории населения – детям-инвалидам.
Однако, необходимо учитывать опасность применения, внедрения дистанционного обучения в тех случаях и для тех категорий граждан, которые требуют особого подхода и специальных условий обучения.
Широко распространяя идею дистанционного обучения мы рискуем
создать ситуацию еще большей депривации некоторых категорий граждан, могущих и желающих получать специальную педагогическую помощь, но вынужденных оставаться дома ввиду особенностей психомоторной сферы. Некоторое время тому назад мы пропагандировали создание специальных педагогических условий в учреждениях общего и/или специального образования по месту жительства данной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее же время эти идеи забыты или успешно забываются в связи с широким распространением идеи дистанционного обучения. Оставляя же детей с ограниченными возможностями здоровья дома, даже, создавая прекрасные технические возможности для виртуальной жизни, включающей и элементы образования тоже, мы рискуем запереть их еще больше, так и не дав возможности проявления самостоятельности в среде здоровых сограждан.
Тем не менее, необходимо остановиться на следующих положительных моментах, связанных с внедрением процесса дистанционного обучения, как наиболее приемлемой формы реализации Концепции
непрерывного образования в регионе.
Новизна дистанционного обучения состоит в следующем:
ориентированность на возможности удаленного обучения, развития и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих школу из-за медицинских ограничений;
использование современных технологий и инноваций при решении проблем обучения, воспитания и развития детей;
направленность мероприятий дистанционного обучения на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми показателями и индикаторами, разработанными специалистами ресурсного центра.
В рамках организации дистанционной образовательной системы в структуре системы специального образования Ленинградской области нами разработана и обоснована модель дистанционного обучения, воспитания, всего коррекционно-развивающего процесса.
Разработанная модель дистанционного обучения включает в себя следующие структурные компоненты:
• особенности дистанционного обучения;
• цель;
• принципы;
• способы организации дистанционного обучения;
• этапы деятельности;
• содержание деятельности ресурсного центра;
• условия учебно-методического обеспечения;
• содержание учебно-методического обеспечения;
• техническую поддержку деятельности.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционное обучение предоставляет возможность обучаться, выбирая не только место и темп обучения, но и время, что важно при соблюдении курса лечения с частой госпитализацией детей-инвалидов. Также каждому ребенку предоставляется возможность осваивать общеобразовательные программы по индивидуальному учебному плану или обучаться по программам специальных школ, отвечающих личным потребностям и диагнозу.
Организация дистанционного обучения детей предполагает несколько последовательных этапов: подготовительный этап, включающий разработку, апробацию и внедрение; основной – этап непосредственного применения системы дистанционного обучения заключительный этап, включающий контрольно-оценочные мероприятия.
Характерными особенностями дистанционного обучения являются:
модульность, где каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной области знаний (возможность создать емкий, предельно точный модуль, овладение которым займет минимальное количество времени, вызовет интерес ребенка к самостоятельной деятельности в свободное время);
личностно-ориентированный подход к учащемуся (отсутствие урочных и временных ограничений, возможность работать вне расписания,
используя сохранный потенциал каждого учащегося; возможность удаленного общения в ситуации, когда ребенок стесняется своих недостатков и не согласен общаться в реальности вне семьи);
технологичность, когда используются различные методы, формы и средства взаимодействия в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения знаний;
интерактивность, что полностью соответствует необходимым и
достаточным средствам для обучения детей-инвалидов.
Таким образом, дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляемое в системе специального образования при взаимодействии с общим образованием, службами психолого-медико-педагогического сопровождения, районными центрами информационных технологий имеет ряд преимуществ:
• эффективность – проявляется в улучшении соотношения достигнутого результата к затратам времени и других ресурсов на его достижение;
• гибкость – возможность обучаться, выбирая время, место и темп обучения в соответствии с условиями жизни, психофизиологическими и индивидуально-типологическими особенностям детей-инвалидов;
• модульность – возможность обучаться по индивидуальному учебному плану, следовать индивидуальному коррекционнообразовательному маршруту, отвечающему личным потребностям, а также возможностям в соответствии с первичными и вторичными нарушениями;
• параллельность – возможность обучения одновременно с усвоением базовой программы и коррекцией нарушения развития
• новизну – использование в образовательном процессе новейших информационных и телекоммуникационных технологий, основанных на компьютерном оборудовании, компьютерных сетях, мультимедиа системах, позволяющих осуществлять контролируемую самостоятельную работу ребенка-инвалида;
• новую роль преподавателя выполняет тьютор-консультант.
• новая роль обучаемого – самоорганизация и самоконтроль учебного процесса.
Список литературы
1. Азгальдов Г.Г., Костин А.В.
2. Кобрина Л.М. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как средство интеграции в системе специального образования / Л.М. Кобрина, Е.Т. Логинова // Международная науч.-практ. конф.
«Формирование социокультурных компетенций в непрерывном образовательном процессе»: сб. науч. cтатей. ФИРО., МИЭПП. – М.: Издво МГОУ, 2009. – С. 233–238.
3. Азгальдов Г.Г., Костин А.В. Интеллектуальная собственность,
инновации и квалиметрия //Экономические стратегии, 2008, № 2.
4. Кобрина Л.М. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как средство интеграции в системе образования Ленинградской области / Л.М. Кобрина, Е.Т. Логинова. Равные возможности – новые перспективы.М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010.
5. Кобрина Л.М. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как форма реализации концепции непрерывного образования в регионе. / М.Ю. Данилкина, Е.Т. Логинова // Специальное образование: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., 8–9 апр.
2010 г., г. Минск / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка Минск: БГПУ, 2010. С. 96–99.
6. Кобрина Л.М. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как форма инклюзивного образования / Л.М. Кобрина // инновации и традиции науки и образования: материалы Всерос. науч.-метод. конф. Ч. 5 / под общ. ред. С.В. Лесникова. Сыктывкар: Сыктывкарский гос. ун-т,
2010. С. 50–60.
7. Скворцов В.А. Реализация региональной концепции непрерывного образования средствами дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вест. ЛГУ им. А. С. Пушкина / В.Н. Скворцов, М.Ю. Данилкина, Л.М. Кобрина, Е.Т. Логинова. Науч. журн. – № 2. – Т. 3. Педагогика.
– С. 5–15.
8. Скворцов В.Н. Основные задачи системы непрерывного профессионального образования в контексте устойчивого общественного развития (региональный аспект) // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование для устойчивого развития: материалы докл. 4-й междунар. конф. / под науч. ред. Н.А. Лобанова. – СПб.: Петрополис, 2006. – С. 231–237.
9. Скворцов В.Н. Профессиональное образование как фактор социальноэкономического развития региона // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование для устойчивого развития: тр. междунар. сотрудничества / сост. Н. А. Лобанов; под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова.; Ленингр. гос. ун-т им. А. С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрерыв. образования. – Т. 7 (доп. вып.). – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009. – С. 8–22.
10. Гендин А.М. Социокультурные аспекты функционирования педагогических кадров в системе специального образования / А. М. Гендин, А. А. Дмитриев, М. И. Сергеев. – М., Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2004.
11. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы // Дефектология. – 1994. – № 5.
12. Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе // Дефектология. – 1994. – № 6.
13. Мазуренко С. Инновации – это симбиоз государственной политики и рыночных отношений // Известия, 03.12.2008.
14. Малофеев Н.Н. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции // Актуальные проблемы интегрированного обучения /
Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко. – М., 2001.
15. Милославский И.Г.
16. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов / Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. – М.: Дрофа, 2008.
17. Шумпетер Й. История экономического анализа в 3 тт. – СПб.: Экономическая школа, 2004.
18. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия: пер. с англ. / предисл. и общ. ред. В. С. Автономова. – М.: Экономика, 1995.
Источник: В. Н. Скворцов, М. И.Никитина, Л. М. Кобрина, Е.Т. Логинова
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи