Формирование профессиональной компетенции будущих педагогов на основе применения информационных и педагогических технологий

Наука » Педагогика
Происходящая глобализация и информатизация экономики Республики Узбекистан, возрастающая конкуренция как на внутреннем, так и международном рынках, заставляют успешно работающие предприятия пересматривать отношение к подготовке будущего педагога профессионального образования. Педагогический профессионализм связан прежде всего с высоким уровнем самореализации индивидуальных особенностей личности и способностью к индивидуальному стилю деятельности, который вырабатывается в процессе учебы в вузе и представляет собой систему индивидуально-своеобразных приемов, обеспечивающих успешность в будущем. В вузовской подготовке специалистов идея формирования профессиональной компетенции будущего учителя должна стать основной. Пути формирования профессионализма могут быть различными. Владение необходимой суммой профессиональных знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей определяется как профессионально-педагогическая компетентность – интегральная профессионально-личностная характеристика педагога.
Формирование педагогической компетентности личности в вузе осуществляется по трем направлениям: базовая подготовка (профессиональные и психолого-педагогические знания); методологическая культура; педагогическое творчество и креативность.
Система высшего профессионального образования формирует будущего специалиста и готовит его к дальнейшей профессиональной деятельности. Сложный набор качеств, которыми должен обладать современный специалист, может выработать система, в которой будет использовано все положительное, что есть в традиционном обучении, и внедрены новые, рациональные подходы, компенсирующие недостатки существующей системы в их взаимном дополнении.
Независимо от специализации и характера будущей профессиональной деятельности любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональнопедагогическими умениями и навыками. Немаловажное значение в приобретении этих знаний, умений и навыков имеют опыт творческой, исследовательской и самостоятельной деятельности, позволяющий будущему специалисту определить свою позицию по тому или иному профессионально ориентированному вопросу или проблеме.
Цель вузовского обучения – не столько наполнение студента определенным объемом информации, сколько формирование у него познавательных стратегий самообучения и самообразования как основы и неотъемлемой части будущей профессиональной деятельности.

В настоящее время в вузах существуют две общепринятые (внеаудиторная, аудиторная) формы обучения студентов. На наш взгляд, сегодня актуальная форма обучения студентов – информационнокоммуникативная, способствующая формированию профессиональной компетентности в процессе подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности.
Перспективное направление, характеризующее новую форму обучения студентов, связано с внедрением в учебный процесс информационных технологий, сопровождающихся увеличением объемов самостоятельной работы. Тенденцию к разработке информационно-коммуникативной формы самостоятельной работы студентов, предусматривающей их большую самостоятельность, большую индивидуализацию заданий, касающихся как содержательной части предметного материала, так и характера контроля, определяют изменения в развитии общества, включение общества в активный информационно-коммуникационный процесс информатизации.
Возможности подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности с использованием информационных технологий расширяются. Актуальной становится самостоятельная работа с обучающими программами, тестирующими системами, информационными базами данных. По существу, все известные виды электронных изданий могут служить основой для формирования профессиональной компетенции будущих педагогов. Наиболее эффективными из них является электронный обучающий тренажер (далее – ЭОТ), разработанный под руководством профессора Н. А. Муслимова и творческими коллективами Ташкентского государственного педагогического университета им. Низами и Ташкентского института текстильной и легкой

промышленности, успешно применяется на лекционных, семинарских, практических, лабораторных занятиях во многих вузах Узбекистана. Обучение студентов на основе использования ЭОТ продолжается на протяжении изучения дисциплин по специальности, ориентированных на формирование профессиональной компетентности будущего педагога [4]. При построении структуры ЭОТ по специальным дисциплинам творческий коллектив Ташкентского государственного педагогического университета им. Низами разработал рекомендации по его использованию. К ним относятся: (а) четкое определение цели, содержание, формы, методы и средства обучения, сформулировать задачи и функции компьютерной поддержки, соответствующие электронные ресурсы; (б) отбор учебного материала проводится с учетом основных дидактических принципов; (в) отобранный учебный материал должен быть максимально приближен к будущей профессии; (в) работа со студентами с электронным обучающимся тренажером должна проводиться поэтапно.
Первый этап – осуществляется теоретическое изучение технологического процесса (его особенностей) реального объекта. Это изучение может быть произведено на лекциях или самостоятельно (под руководством преподавателя);
На втором этапе производится изучение «Руководства по эксплуатации» тренажера и всех прилагаемых к нему учебнометодических материалов (лекций, описания задач и ситуаций и т. д.). Изучение производится, как правило, самостоятельно (индивидуально или в группе) при консультации преподавателя. Кроме обучения на практических занятиях, тренажеры должны использоваться и при контроле умений и навыков студентов. В этом случае действия оператора (обучаемого) должны быть направлены на решение проблемных ситуаций, которые возникают при решении заданных задач;

Третий этап – выполняется непосредственная работа обучаемого (группы) на тренажере под контролем преподавателя, который определяет порядок и количество решаемых задач, производит выбор ситуаций и выделяет приоритеты технологического процесса. Необходимо отметить, что ЭОТ может быть использован преподавателем при чтении лекций как иллюстративный материал (при малочисленной аудитории). Однако это предполагает высокий уровень профессиональной подготовки самого преподавателя и наличие определенного опыта по использованию ЭВМ[1; с. 132]. Студенты, работая с электронным обучающим тренажером, имеют доступ к трем режимам работы: обучения; тренировки; контроля.
Режим обучения является базовым и предназначен для обучения решению задач, а также для усвоения основных теоретических знаний. Он включает в себя следующие вкладки: аннотацию (краткое описание ЭОТ); инструкцию по применению для пользователей; конспект лекций по специальной дисциплине; справочную информацию; глоссарий[1]. В режиме обучения можно пользоваться справочными материалами без ограничений.
Режим тренировки позволяет закрепить теоретические знания, полученные на лекционных занятиях, а также развить навыки по построению технологической схемы и расчетов процесса, проектирования структуры потока и его планировочных решений. Процесс тренировки проходит с применением конкретных примеров. В ходе выполнения работ в данном режиме студенты выполняют задания по известным алгоритмам, проводят необходимые расчеты заданных согласно индивидуальным заданиям параметров и анализ технологической схемы потока, производят планировку цеха в графическом редакторе тренажера, выводят в печать отчет по выполненным заданиям.

Режим контроля служит для проверки знаний. Для оценки степени и уровня усвоения материала проводится промежуточное тестирование, которое дает возможность скорректировать обучение в сторону индивидуальной работы обучаемых как с преподавателем, так и для самостоятельной работы. Режим контрольного тестирования введен в состав тренажера с целью организации самостоятельной подготовки к работе и самопроверки. Студент может осуществлять свободную навигацию по списку вопросов, возвращаться на любой вопрос, исправлять ответы, так как речь не идет о контрольной проверке знаний. Никаких временных ограничений на работу пользователя не устанавливается, список вопросов сформирован с учетом смыслового контекста и помогает студенту лучше освоить учебный материал. В процессе работы студент получает сообщение о количестве неправильных ответов.
ЭОТ, разработанный для изучения спецдисциплин, прошел апробацию во многих вузах Узбекистана в процессе профессиональной подготовки будущего педагога. Наблюдения во время аудиторных занятий со студентами из этих групп, а также их впечатления, замечания и предложения относительно работы с компьютерным тренажером позволили сделать следующие выводы: (а) для работы с тренажером требуются элементарные навыки работы с компьютером в среде Windows, которые становились более содержательными и разнообразными после проведения занятий на тренажере; (б) ЭОТ отличается наглядным интерфейсом и простым управлением, что облегчает его освоение студентами и сводит к минимуму число ошибок при выполнении лабораторных работ на тренажере; (в) работая на тренажере, студенты не только придерживаются индивидуального задания, но также предлагают и апробируют собственные технические решения, проявляя свои творческие способности; (г) усвоение данных дисциплин в целом происходило более быстрыми темпами и более глубоко у студентов из групп, использующих при изучении курса компьютерный тренажер, по сравнению со студентами, проводящими лабораторные работы только на учебных стендах кафедры [4].
Таким образом, внедрение электронного обучающего тренажера позволяет значительно повысить качество обучения конкретной дисциплине за счет его индивидуализации и наглядности, а приобретение навыков использования современных информационных технологий и освоение виртуального компьютерного пространства способствует формированию профессиональных качеств будущего специалиста.
Эффективным путём совершенствования подготовки будущего педагога является применение в учебном процессе и педагогических технологий обучения и воспитания.
Рассмотрим возможности современных педагогических технологий, их влияние на формирование инновационной готовности, профессиональное становление будущего педагога. Одним из направлений совершенствования профессиональной подготовки учителя, как известно, является повышение его творческого потенциала, развитие интеллектуальных, эвристических способностей поисковопреобразующего стиля мышления. Ведущим средством достижения этих задач является проблемное обучение, которое трактуется как технология развивающего обучения [5]. Проблемное обучение строится на основе поисковой деятельности и предусматривает применение широкого круга задач проблемного, нестандартного типа, направленных на формирование у студентов умений следующих: формировать проблемы, выдвигать гипотезы, планировать систему действий, направленных на решение задач; актуализировать имеющуюся информацию; реконструировать известную информацию; контролировать ход решения задачи; анализировать и обобщать результаты; применять общенаучные и конкретные методы исследования. Иначе говоря, поисковая деятельность студента должна способствовать формированию навыков овладения техникой организации и проведения исследовательской работы.
Практика показывает, что в решении этой задачи большую роль играет метод проектов, который в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития всех перечисленных выше умений и творческого мышления. В основе метода проектов лежит развитие навыков творческой самостоятельной деятельности. Через детальную разработку проблемы, проектную деятельность студенты учатся решать проблемы и прогнозировать практические результаты [5]. В нашей практике метод проектов применяется как в виде самостоятельной индивидуальной, так и групповой работы. Студентам предлагается решить проблему, связанную с их профессиональной деятельностью. Так например, студентам даются следующие задания: 1) разработать алгоритм деятельности учителя и учащихся в разных видах обучения, определить содержание этой деятельности при использовании частично-поискового и исследовательских методов; 2) разработать варианты проведения нестандартных уроков (урок творчества, урок – деловая игра, интегрированный урок) и защитить проект; 3) разработать урок, на котором были бы представлены методы и приёмы формирования интереса к новому учебному материалу, и способы введения нового.
Студенты самостоятельно или совместными усилиями решают проблему, применяя необходимые знания, полученный практический результат, оформляют проект в виде конспекта, реферата, статьи, программы и др. Проект требует продуманной структуры. К структурированию предъявляются такие требования: (а) аргументация взятой

для исследования темы, её обоснование; практическая, теоретическая, познавательная значимость проблемы; (б) определение и обсуждение задач и методов исследования; (в) самостоятельная работа участников по решению творческих задач проекта (индивидуальная или групповая); (г) обсуждение, анализ полученных данных в группах, на семинарских занятиях; (д) оформление результатов, их презентация, защита, оппонирование; (е) формирование выводов, выдвижение новых проблем.
Анализ деятельности студентов по созданию проектов свидетельствует о том, что данный метод учит студентов успешно отбирать нужную информацию из разных источников и анализировать её; обобщать полученные данные в соответствии с поставленной проблемной задачей; выдвигать обоснованные гипотезы её решения; ставить эксперименты; делать аргументированные выводы; выстраивать систему доказательств. Практика показывает, что применение данного метода стимулирует интерес студентов к проблемам, связанным с профессией, он обеспечивает единство теоретической и практической подготовки, студенты убеждаются в необходимости развития творческого самостоятельного мышления и приобретения навыков проектирования и моделирования.
Эффективным средством развития творческой самостоятельности являются имитационно-моделирующие игры, которые используются нами во время практических занятий. Подготовка к ролевым и деловым играм даёт студентам возможность самостоятельно принимать решения при выборе уровня сложности задания, предполагает умение высказывать и защищать собственную точку зрения, проявлять самостоятельность в действиях и поведении во время игры. Студентам предлагаются такие игры и задания, которые требуют разного уровня интеллектуальной и творческой активности. Вот некоторые из них: «Бой ораторов» (задания: репродуктивный уровень – подготовить короткий рассказ о своей специальности; эвристические уровень – подготовить и выступить с небольшим сообщением по оригинальной теме (по специальности; поисковый уровень – подготовить и защитить проблемное выступление по специальности); «Презентация новых технологий» (задания: репродуктивный уровень – ознакомиться с одной из новых технологий обучения и воспитания), изложить её; эвристический уровень – изучить несколько новых технологий, на их основе составить комплексную методику и представить аудитории; поисковый уровень – разработать и представить авторскую методику).
Опыт показывает, что участие студентов в игровом моделировании создаёт условия для развития творческих способностей педагога, для поиска самостоятельного решения профессионального задания. Главными способами игрового моделирования педагогической деятельности является микропреподавание, социально-психологический тренинг. Игровое моделирование охватывает и такие формы творческого поиска, как «мозговой штурм», дискуссия. Всё это даёт возможность избежать педагогических стереотипов, шаблонов, что особенно важно в формировании готовности будущего педагога к нововведениям, инновационной деятельности.
В заключение отметим, что в настоящее время в Узбекистане вопросу подготовки специалистов высшей квалификации уделяется особое внимание. При подготовке будущего учителя в вузах Узбекистана используется не только мировой опыт модернизации содержания, методов обучения и воспитания, но и собственный поиск путей её решения.

Список литературы
1. Бабаева В.В. Опыт использования тренажеров в процессе подготовки будущих преподавателей // Казанский пед. ун-т. – Казань, 2010. – №4. – С.130–135.
2. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие. – М., 2001.
3. Лихачёв Б.Т. Педагогика. – М., 1998.
4. Муслимов Н.А. Бабаева В.В. Электронный обучающий тренажер. Патент №DGU 02028 от 09.08.2010 г.
5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2005.
6. Щуркова Н.Е. Технологии воспитательного процесса. – М., 1994.

Источник: Н. А. Муслимов, К. Ш. Кадыров
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.