Монастырь Кум-Бум обязан своей известностью чудесному дереву. В хрониках Кум-Бума я нашла такие подробности о нем. В 1555 году реформатор Цонг Кхапа, основатель секты Гелугпа[46], родился в Амдо, на северо-востоке Тибета, в местечке, где теперь стоит великий ламаистский монастырь Кум-Бум.
Через некоторое время после его рождения лама, посвященный в карма дорджи, предсказал ему головокружительную карьеру и посоветовал родителям сохранять место, где его родила мать в чистоте. Вскоре там стало расти дерево.
Даже сегодня полы в большинстве домов в Амдо глинобитные и местные жители спят на подушках или коврах, расстеленных прямо на полу. Поэтому легко понять, откуда пришло поверье, что дерево выросло из крови, пролитой во время родов и перерезания пуповины.
Сначала росток не имел никаких особенных меток на листьях, но благодаря своему чудесному появлению снискал некоторую известность, и к нему приходили поклониться люди из соседних домов. Рядом с ним построил хижину монах и поселился там. Так было положено начало современному крупному и богатому монастырю.
Через некоторое время после его рождения лама, посвященный в карма дорджи, предсказал ему головокружительную карьеру и посоветовал родителям сохранять место, где его родила мать в чистоте. Вскоре там стало расти дерево.
Даже сегодня полы в большинстве домов в Амдо глинобитные и местные жители спят на подушках или коврах, расстеленных прямо на полу. Поэтому легко понять, откуда пришло поверье, что дерево выросло из крови, пролитой во время родов и перерезания пуповины.
Сначала росток не имел никаких особенных меток на листьях, но благодаря своему чудесному появлению снискал некоторую известность, и к нему приходили поклониться люди из соседних домов. Рядом с ним построил хижину монах и поселился там. Так было положено начало современному крупному и богатому монастырю.
Еще раз пересекла я Гималаи, чтобы попасть в Индию. Грустно покидать зачарованный край, где в течение нескольких лет живешь самой фантастической и увлекательной жизнью; но, как ни чудесно знакомство с Тибетом, я не разглядела и сотой доли необычного, мистического учения и практик, скрытых от непосвященных в отшельнических пещерах Страны снегов. Путешествие в Шигадзе тоже лишь приоткрыло мне завесу над ученым Тибетом, дав возможность кратко познакомиться с его университетами и их огромными библиотеками. Сколько еще остается непознанного! А я уезжаю…
Направлялась я в Бирму и провела несколько дней отдыха в горах Сагейн с каматангами, созерцательными монахами одной из самых суровых буддийских сект.
Потом поехала в Японию, где окунулась в покой Тёфоку-джи, монастыря секты Дзэн, веками собиравшей интеллектуальную аристократию страны.
Направлялась я в Бирму и провела несколько дней отдыха в горах Сагейн с каматангами, созерцательными монахами одной из самых суровых буддийских сект.
Потом поехала в Японию, где окунулась в покой Тёфоку-джи, монастыря секты Дзэн, веками собиравшей интеллектуальную аристократию страны.
В Гангтоке я снова встретилась с Бермиагом Ку– шогом. Лама Энча уехал в Шигадзе, в Тибете, и вернулся только несколько месяцев спустя. Давасандупа вызвал Сино в качестве переводчика на тибетскую политическую конференцию, созванную в Индии. Махараджа умер, сын его Сидкеонг тулку унаследовал его титул, и, значит, у него стало меньше времени на изучение религии. Неожиданные препятствия помешали мне осуществить запланированную поездку. Все шло наперекор моим желаниям.
Казалось, вокруг меня постепенно сгущаются враждебные силы. Невидимые существа словно захватили меня, пытаясь выдворить из страны и намекая, что я не продвинусь дальше ни в исследованиях ламаизма, ни в путешествиях по земле Тибета. Эти незнакомые враги являлись мне в каком-то ясновидении, – вот они празднуют свою победу после моего отъезда и радуются, что им удалось меня отпугнуть.
Приписывала я эти явления лихорадке или неврастении, развившейся в результате переутомления и волнений из-за того, что мои планы не выполняются. Кто-то, возможно, увидел бы тут действия оккультных сил. Как бы там ни было, мне никак не удавалось преодолеть это болезненное состояние, граничащее с галлюцинациями.
Казалось, вокруг меня постепенно сгущаются враждебные силы. Невидимые существа словно захватили меня, пытаясь выдворить из страны и намекая, что я не продвинусь дальше ни в исследованиях ламаизма, ни в путешествиях по земле Тибета. Эти незнакомые враги являлись мне в каком-то ясновидении, – вот они празднуют свою победу после моего отъезда и радуются, что им удалось меня отпугнуть.
Приписывала я эти явления лихорадке или неврастении, развившейся в результате переутомления и волнений из-за того, что мои планы не выполняются. Кто-то, возможно, увидел бы тут действия оккультных сил. Как бы там ни было, мне никак не удавалось преодолеть это болезненное состояние, граничащее с галлюцинациями.
– Ну, тогда договорились. Я отпускаю с вами Давасандупа в качестве переводчика. Он будет сопровождать вас в Гангток.
Это что же, я разговариваю с каким-то мужчиной? Разве это низкорослое желтокожее существо, облаченное в ярко-оранжевые одежды, с бриллиантовой звездой, сияющей на чалме, не гени, спустившийся с соседних гор?
Говорят, он «воплощение ламы» и наследный принц гималайского трона, но я сомневаюсь в его подлинности. Вероятно, он исчезнет как мираж вместе со своим разукрашенным коньком и свитой, в одеждах всех цветов радуги. Он часть того зачарованного состояния, в котором я пребываю последние пятнадцать дней. Вся эта сценка из того же теста, из которого рождаются сны. Через несколько минут я проснусь в настоящей кровати, в какой-нибудь стране, где нет ни гени, ни «воплощений лам», завернутых в сияющий шелк; мужчины там носят уродливые темные пиджаки, а лошадей не запрягают в украшенные серебром седла поверх золотых попон.
Позвякивание металла заставило меня очнуться: два мальчика заиграли меланхоличную минорную мелодию. Моложавый гени направил своего крохотного конька вперед, рыцари и сквайры прыгнули в свои седла.
Это что же, я разговариваю с каким-то мужчиной? Разве это низкорослое желтокожее существо, облаченное в ярко-оранжевые одежды, с бриллиантовой звездой, сияющей на чалме, не гени, спустившийся с соседних гор?
Говорят, он «воплощение ламы» и наследный принц гималайского трона, но я сомневаюсь в его подлинности. Вероятно, он исчезнет как мираж вместе со своим разукрашенным коньком и свитой, в одеждах всех цветов радуги. Он часть того зачарованного состояния, в котором я пребываю последние пятнадцать дней. Вся эта сценка из того же теста, из которого рождаются сны. Через несколько минут я проснусь в настоящей кровати, в какой-нибудь стране, где нет ни гени, ни «воплощений лам», завернутых в сияющий шелк; мужчины там носят уродливые темные пиджаки, а лошадей не запрягают в украшенные серебром седла поверх золотых попон.
Позвякивание металла заставило меня очнуться: два мальчика заиграли меланхоличную минорную мелодию. Моложавый гени направил своего крохотного конька вперед, рыцари и сквайры прыгнули в свои седла.
Человек - это канат, натянутый между животным
и сверхчеловеком, - канат над пропастью.
Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен
взор, обращенный назад, опасны страх и остановка.
В человеке важно то, что он мост, а не цель; в чело-
веке можно любить только то, что он переход
и гибель.
Ф. Ницше
и сверхчеловеком, - канат над пропастью.
Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен
взор, обращенный назад, опасны страх и остановка.
В человеке важно то, что он мост, а не цель; в чело-
веке можно любить только то, что он переход
и гибель.
Ф. Ницше
Если Вы посмотрите внутрь себя, если Вы посмотрите вокруг себя, то увидите свой внутренний и внешний мир как мир ограничений. Личность для своего существования всегда придумывает карцер. Для некоторых установленность и однозначность решетки напряжений создает ту гурджиевскую личность, которая была им обозначена тюрьмой сознания.
В предыдущей главе мы уже затрагивали проблему психотехнического обеспечения духовного пути. Сейчас мы хотим более подробно остановиться на этом материале.
Шаманская традиция вхождения в изначальное через неординарные (необычные, измененные) состояния сознания красной нитью проходит в эволюции человеческой духовности.
При этом в различных культурах и религиозных системах использовались различные способы достижения измененных состояний сознания.
Широко использовались специальные растения. Среднеамериканские и предколумбийские культуры использовали грибы из рода псилоцибе, кактус пейотль. Ацтеки применяли псилоцибиновые грибы при совершении ритуальных обрядов. Эти грибы были известны жрецам майя в древней Мексике, которые использовали их при религиозных церемониях. В Центральной Америке псилоцибиновые считаются божественными грибами с давних времен и даже найдены каменные изображения грибов. В Гватемале найдены каменные изображения гриба, в ножку которого врезана голова или фигурка бога или демона, наиболее старые из них выполнены более трех тысяч лет тому назад (культура майя). Им индейцы поклонялись как божествам.
Шаманская традиция вхождения в изначальное через неординарные (необычные, измененные) состояния сознания красной нитью проходит в эволюции человеческой духовности.
При этом в различных культурах и религиозных системах использовались различные способы достижения измененных состояний сознания.
Широко использовались специальные растения. Среднеамериканские и предколумбийские культуры использовали грибы из рода псилоцибе, кактус пейотль. Ацтеки применяли псилоцибиновые грибы при совершении ритуальных обрядов. Эти грибы были известны жрецам майя в древней Мексике, которые использовали их при религиозных церемониях. В Центральной Америке псилоцибиновые считаются божественными грибами с давних времен и даже найдены каменные изображения грибов. В Гватемале найдены каменные изображения гриба, в ножку которого врезана голова или фигурка бога или демона, наиболее старые из них выполнены более трех тысяч лет тому назад (культура майя). Им индейцы поклонялись как божествам.
Христианство как учение основывается на идеях более древних арийских традиций. Ведийский миф, проходящий красной нитью через все религии арийского мира, одушевляет все символы, обряды и формы христианства. Поэтому в христианстве мы снова встречаем те церемонии, которые раньше составляли внешнее, символическое изображение ведийского мифа: рождество, церемонии пасхи, причащения, обряды, молитвы, процессии, песнопения.
Ежегодно в день зимнего солнцестояния - 25 декабря - праздновалось рождение Агни; в этот день солнце как бы начинало новую жизнь. Рождение это возвещалось звездой, появление которой на небе совпадало с поворотом солнца. Когда культ Агни сменился культом Христа, этот праздновавшийся повсюду день был признан церковью днем рождения Христа. День летнего солнцестояния - 22 июня - христиане назвали Ивановым днем, ссылаясь при этом на относящиеся к Христу слова Иоанна Крестителя: ”Ему должно расти, а мне умаляться”. Действительно, начиная с Рождества Христова, день увеличивается, между тем как после Иванова дня, Рождества Иоанна Крестителя, он убывает.
Ежегодно в день зимнего солнцестояния - 25 декабря - праздновалось рождение Агни; в этот день солнце как бы начинало новую жизнь. Рождение это возвещалось звездой, появление которой на небе совпадало с поворотом солнца. Когда культ Агни сменился культом Христа, этот праздновавшийся повсюду день был признан церковью днем рождения Христа. День летнего солнцестояния - 22 июня - христиане назвали Ивановым днем, ссылаясь при этом на относящиеся к Христу слова Иоанна Крестителя: ”Ему должно расти, а мне умаляться”. Действительно, начиная с Рождества Христова, день увеличивается, между тем как после Иванова дня, Рождества Иоанна Крестителя, он убывает.
Тысячелетиями суфизм предлагал путь, на котором можно было двигаться к “великой цели” самопостижения. Это - собрание учений, проявлявшихся в различных формах, имеющих общую цель: превосхождение обыденных ограничений личности и восприятия. Это не система теорий и предположений; суфизм описывается как путь любви, путь почитания, путь знания. В своих многочисленных проявлениях он преодолевает интеллектуальные и эмоциональные препятствия, создавая возможность духовного роста.
Суфийской учение не систематизировано. Многое в суфизме не может быть передано словами. Учение передается во множестве форм - ритуалы, упражнения, писания и их изучение, особые здания, специальные храмы, особые языковые формы, истории, танцы и движения, молитва.
Ибн Эль-Араби, древнейший суфийский философ из Испании, писал так: “Есть три формы знания. Первая - интеллектуальное знание, фактически - лишь сведения, собрания фактов и использование их для построения интеллектуальных понятий. Это интеллектуализм.
Вторая - знание состояний, включающих как эмоции и чувства, так и особые состояния бытия, в которых человек полагает, что он постиг нечто высшее, но не может сам в себе найти к нему доступ. Это эмоционализм.
Третья - реальное знание, называемое Знанием Реальности. В этой форме человек может воспринимать истинное, правильное, за пределами ограничений мысли и чувства. Истины достигают те, кто знает, как связаться с реальностью, лежащей за пределами этих форм знания. Это истинные Суфии, Дервиши, которые достигли”.
Суфийской учение не систематизировано. Многое в суфизме не может быть передано словами. Учение передается во множестве форм - ритуалы, упражнения, писания и их изучение, особые здания, специальные храмы, особые языковые формы, истории, танцы и движения, молитва.
Ибн Эль-Араби, древнейший суфийский философ из Испании, писал так: “Есть три формы знания. Первая - интеллектуальное знание, фактически - лишь сведения, собрания фактов и использование их для построения интеллектуальных понятий. Это интеллектуализм.
Вторая - знание состояний, включающих как эмоции и чувства, так и особые состояния бытия, в которых человек полагает, что он постиг нечто высшее, но не может сам в себе найти к нему доступ. Это эмоционализм.
Третья - реальное знание, называемое Знанием Реальности. В этой форме человек может воспринимать истинное, правильное, за пределами ограничений мысли и чувства. Истины достигают те, кто знает, как связаться с реальностью, лежащей за пределами этих форм знания. Это истинные Суфии, Дервиши, которые достигли”.
Йога охватывает практически все религиозные и аскетические практики Индии, включая медитацию, дисциплину физического тела, священные песнопения. Цель йогической практики - единение индивидуальной самости с космическим духом, или самореализация, самопостижение. Йога означает также метод. Она объединяет в себе цель и различные техники, созданные для достижения этой цели. В самом широком смысле слова йога охватывает все систематические дисциплины, созданные для осуществления самопостижения посредством успокоения ума и сосредоточении сознания на Высшей Самости.
В самый древний, ведический период своего существования йога была тесно связана с шаманизмом. Индийские шаманы придавали большое значение экстатическому трансу и развитию сверхъестественных способностей посредством суровых аскетических практик. Они полагали, что индивидуум может буквально принудить богов выполнять его требования посредством сверхчеловеческой самодисциплины и самоистязания.
В йогической терминологии сознание (читта) охватывает все мыслительные процессы. Оно включает восприятие и сознание ощущений, чувство эго, интуитивный или различающийся разум. В Йога Сутре йога определяется как управление “волнами сознания”. Психика или сознание человека ясно отражает Самость, когда сознание спокойно. Когда психические процессы или волны активны, Самость замутнена.
Все йогические практики стремятся к одной цели - успокоить волны, добиться мира в сознании. Одни школы йоги центрируются на управлении телом, другие на дыхательных техниках, третьи учат медитации. В определенном смысле все йогические техники являются лишь подготовительной практикой, направленной на успокоение ума. Когда ум и тело успокоены и дисциплинированы, становится возможным постижение Самости.
В самый древний, ведический период своего существования йога была тесно связана с шаманизмом. Индийские шаманы придавали большое значение экстатическому трансу и развитию сверхъестественных способностей посредством суровых аскетических практик. Они полагали, что индивидуум может буквально принудить богов выполнять его требования посредством сверхчеловеческой самодисциплины и самоистязания.
В йогической терминологии сознание (читта) охватывает все мыслительные процессы. Оно включает восприятие и сознание ощущений, чувство эго, интуитивный или различающийся разум. В Йога Сутре йога определяется как управление “волнами сознания”. Психика или сознание человека ясно отражает Самость, когда сознание спокойно. Когда психические процессы или волны активны, Самость замутнена.
Все йогические практики стремятся к одной цели - успокоить волны, добиться мира в сознании. Одни школы йоги центрируются на управлении телом, другие на дыхательных техниках, третьи учат медитации. В определенном смысле все йогические техники являются лишь подготовительной практикой, направленной на успокоение ума. Когда ум и тело успокоены и дисциплинированы, становится возможным постижение Самости.
Из всех эзотерических школ Древнего Востока тантризм - одна из самых неразгаданных, так что воссоздать основные черты его можно пока только в общих чертах, суммируя и сопоставляя отдельные отрывочные сведения.
Тантризм (санскр. Tantra - ткацкий станок, основа, правило, учение, учебник) - одно из религиозно-философских течений, которое совмещает в себе принципы ведийской йоги с положениями буддизма. Как самостоятельное учение он оформился в Y в. благодаря основателю - мудрецу Асанге из секты йогачаров. Учение было запечатлено в текстах - тантрах, - содержащих наряду с философскими и космогоническими воззрениями практические указания к тайным действиям, цель которых - слияние человеческого “Я” с каким-либо божеством уже при жизни с вселенским Единством и великой Пустотой. Однако истоки тантризма восходят еще к древним культам плодородия и соответствующим обрядам, т. е. к древнейшим верованиям индо-тибетских племен [8]. К YII-YIII вв. учение размежевалось на два направления: тантризм Левой руки и тантризм Правой руки. Первое, известное также под названием “Ваджраяна” (“Алмазная колесница”), укоренилось в Тибете и Индии. Его другие названия - “Мантраяна”, “Тантраяна” - характеризуют это учение как одну из “колесниц” северного буддизма (ламаизма). Отличительная черта тантризма Левой руки (вамачари – идущие налево) – движение к высшим состояниям духа через проникновение в чувства, через энергетическое взаимодействие мужской и женской энергий. Вамачари практикует поклонение женским божествам. Левый тантризм коренится в ритуалистике в честь Шивы и его супруги в различных формах Шакти. Шиваистские тантры обычно излагаются в форме диалога между Шивой и Шакти. У вамачари стержень культа составляет пять Макара (пять М), пять предметов, название которых с буквы м: мадья – вино, манса – мясо, матсья – рыба, мудра – магический жест, майтхуна – сексуальный контакт.
Тантризм (санскр. Tantra - ткацкий станок, основа, правило, учение, учебник) - одно из религиозно-философских течений, которое совмещает в себе принципы ведийской йоги с положениями буддизма. Как самостоятельное учение он оформился в Y в. благодаря основателю - мудрецу Асанге из секты йогачаров. Учение было запечатлено в текстах - тантрах, - содержащих наряду с философскими и космогоническими воззрениями практические указания к тайным действиям, цель которых - слияние человеческого “Я” с каким-либо божеством уже при жизни с вселенским Единством и великой Пустотой. Однако истоки тантризма восходят еще к древним культам плодородия и соответствующим обрядам, т. е. к древнейшим верованиям индо-тибетских племен [8]. К YII-YIII вв. учение размежевалось на два направления: тантризм Левой руки и тантризм Правой руки. Первое, известное также под названием “Ваджраяна” (“Алмазная колесница”), укоренилось в Тибете и Индии. Его другие названия - “Мантраяна”, “Тантраяна” - характеризуют это учение как одну из “колесниц” северного буддизма (ламаизма). Отличительная черта тантризма Левой руки (вамачари – идущие налево) – движение к высшим состояниям духа через проникновение в чувства, через энергетическое взаимодействие мужской и женской энергий. Вамачари практикует поклонение женским божествам. Левый тантризм коренится в ритуалистике в честь Шивы и его супруги в различных формах Шакти. Шиваистские тантры обычно излагаются в форме диалога между Шивой и Шакти. У вамачари стержень культа составляет пять Макара (пять М), пять предметов, название которых с буквы м: мадья – вино, манса – мясо, матсья – рыба, мудра – магический жест, майтхуна – сексуальный контакт.
Буддизм трудно назвать религиозной системой. Если мы обозначим буддизм философско-этической доктриной и психотехнической системой, созданной на основе древних учений Индии, то это будет ближе к истине. Одновременно мы должны понимать, если хотим взглянуть в сердце буддизма, что он представляет кардинально новый даже для индийского мышления подход к реальности.
Основатель буддизма Бхагаван Будхадева родился как сын царя Суддходаны и Майадеви в Ламбини, недалеко от Капилавасту. Принца королевства шакьев назвали Сиддхарта, что означает «достигший своей цели».
Сущность буддизма излагается в так называемых четырех “истинах”, открытых и сформулированных Буддой Шакьямуни в своей первой проповеди в «Оленьем парке» Сарнатха, после его пробуждения, нирванического опыта под деревом Бо. Обратившись к пяти бхикшу, он изложил истины, приведя в движение колесо дхармы.
Первая Благородная истина – “ Есть страдание».
Если Вы хотите понять понятие страдания, то вы должны отбросить ваш европейский способ рефлексии. Страдание в буддийском смысле имеет онтологический характер. Более того, – у вас даже выбора нет – страдать или не страдать. Не только потому, что в каноне написано: "Рождение есть страдание, старение есть страдание, болезнь есть страдание, смерть есть страдание, горе и печаль, боль и скорбь есть страдание, сосуществование с тем, что неприятно есть страдание, разлука с любимым есть страдание, неисполнение желаний есть страдание, одним словом, всё, составляющее жизнь, есть страдание". Его непременно и обязательно испытывает любое живое существо, поэтому всякая жизнь есть страдание. Любому живущему уготованы неизбежные страдания, и никто не в силах избежать их.
Основатель буддизма Бхагаван Будхадева родился как сын царя Суддходаны и Майадеви в Ламбини, недалеко от Капилавасту. Принца королевства шакьев назвали Сиддхарта, что означает «достигший своей цели».
Сущность буддизма излагается в так называемых четырех “истинах”, открытых и сформулированных Буддой Шакьямуни в своей первой проповеди в «Оленьем парке» Сарнатха, после его пробуждения, нирванического опыта под деревом Бо. Обратившись к пяти бхикшу, он изложил истины, приведя в движение колесо дхармы.
Первая Благородная истина – “ Есть страдание».
Если Вы хотите понять понятие страдания, то вы должны отбросить ваш европейский способ рефлексии. Страдание в буддийском смысле имеет онтологический характер. Более того, – у вас даже выбора нет – страдать или не страдать. Не только потому, что в каноне написано: "Рождение есть страдание, старение есть страдание, болезнь есть страдание, смерть есть страдание, горе и печаль, боль и скорбь есть страдание, сосуществование с тем, что неприятно есть страдание, разлука с любимым есть страдание, неисполнение желаний есть страдание, одним словом, всё, составляющее жизнь, есть страдание". Его непременно и обязательно испытывает любое живое существо, поэтому всякая жизнь есть страдание. Любому живущему уготованы неизбежные страдания, и никто не в силах избежать их.
Традиция поиска изначального состояния нашла наиболее точное изложение в даосизме и "Книге перемен", одной из древнейших китайских эзотерических книг. В ней есть представление о 64 гексаграммах, которые в точности соответствуют полному набору генетического кода. Мы можем предположить на более глубоком уровне, что с помощью генофонда есть возможность универсальной кодировки всего живого на планете. Китайская "Книга перемен" является, в каком-то смысле, универсальным кодом потока переживаний и потока энергии-пространства-времени, некоторой универсальной периодической системой переживаний.
Древние китайские даосы, уединяясь в пещерах от искажений, привносимых повседневной жизнью, настолько углублялись в тишину себя, настолько смогли освободиться от жизни биологического организма, что сумели настроиться и выделить те тонкие вибрации, которые пронизывают все - сознание, материю, поток, и назвали эти пульсации пульсациями Дао. И выделили их канонический алфавит в виде 64 гексаграмм. 64 гексаграммы это есть ничто иное, как описание пульсаций Дао во времени. Мы можем предположить, что гексаграммы являются неким кодовым пространством, ведущим в изначальное состояние.
Древние китайские даосы, уединяясь в пещерах от искажений, привносимых повседневной жизнью, настолько углублялись в тишину себя, настолько смогли освободиться от жизни биологического организма, что сумели настроиться и выделить те тонкие вибрации, которые пронизывают все - сознание, материю, поток, и назвали эти пульсации пульсациями Дао. И выделили их канонический алфавит в виде 64 гексаграмм. 64 гексаграммы это есть ничто иное, как описание пульсаций Дао во времени. Мы можем предположить, что гексаграммы являются неким кодовым пространством, ведущим в изначальное состояние.