Из всех эзотерических школ Древнего Востока тантризм - одна из самых неразгаданных, так что воссоздать основные черты его можно пока только в общих чертах, суммируя и сопоставляя отдельные отрывочные сведения.
Тантризм (санскр. Tantra - ткацкий станок, основа, правило, учение, учебник) - одно из религиозно-философских течений, которое совмещает в себе принципы ведийской йоги с положениями буддизма. Как самостоятельное учение он оформился в Y в. благодаря основателю - мудрецу Асанге из секты йогачаров. Учение было запечатлено в текстах - тантрах, - содержащих наряду с философскими и космогоническими воззрениями практические указания к тайным действиям, цель которых - слияние человеческого “Я” с каким-либо божеством уже при жизни с вселенским Единством и великой Пустотой. Однако истоки тантризма восходят еще к древним культам плодородия и соответствующим обрядам, т. е. к древнейшим верованиям индо-тибетских племен [8]. К YII-YIII вв. учение размежевалось на два направления: тантризм Левой руки и тантризм Правой руки. Первое, известное также под названием “Ваджраяна” (“Алмазная колесница”), укоренилось в Тибете и Индии. Его другие названия - “Мантраяна”, “Тантраяна” - характеризуют это учение как одну из “колесниц” северного буддизма (ламаизма). Отличительная черта тантризма Левой руки (вамачари – идущие налево) – движение к высшим состояниям духа через проникновение в чувства, через энергетическое взаимодействие мужской и женской энергий. Вамачари практикует поклонение женским божествам. Левый тантризм коренится в ритуалистике в честь Шивы и его супруги в различных формах Шакти. Шиваистские тантры обычно излагаются в форме диалога между Шивой и Шакти. У вамачари стержень культа составляет пять Макара (пять М), пять предметов, название которых с буквы м: мадья – вино, манса – мясо, матсья – рыба, мудра – магический жест, майтхуна – сексуальный контакт.
Более умеренный и проповедующий культ мужских божеств тантризм Правой руки (дакшиначари – «идущие направо») получил распространение в Китае и Японии. Если верующий буддист почитает Будду и бодхисатв, придерживаясь обычных обрядов, и читает сутры Махаяны или книги палийского канона Хинаяны, то последователь тантризма, говоря упрощенно, медитирует над Мандалами (магическими кругами, схематично изображающими Вселенную), читает особые заклинания - мантры, совершает многочисленные тайные обряды-действия, которые понятны лишь очень узкому кругу посвященных, и поклоняется наиболее таинственным божествам буддийского или индуистского пантеона. При этом тантрическая форма молений и поклонений божеству была строже, чем, например, ведическая. Ежедневный ритуал, в частности, включал обязательные пуджи (“очищения”, “священные действия”): очищение пяти элементов, находящихся выше линии пупка, - сердца, горла, нёба, переносицы и головы. Молящийся обводил себя кругом, наносимым водой на пол или землю, затем водил правой рекой вокруг головы, щелкая пальцами, - это считалось символическим сжиганием плоти, регулировал дыхание по правилам йоги, клал ладони на колени и погружался в состояние внутреннего сосредоточия, стараясь представить себе “растение познания”, корнем которого считается дхарма (общественный долг, свод обязанностей, правил поведения), стволом - знания, а лепестками - добродетели. Затем необходимо было сконцентрировать дух в Сушумне (энергетическом канале, на физическом плане соответствующем спинномозговому), соединить руки на груди и “слить свое дыхание с Богом”, призванным в тело молящегося этими действиями. [8].
Путями к постижению Единого и к слиянию с Великой Пустотой было чтение тантр и размышление на темы тантр, произнесение мантр и воспроизведение магических жестов
(т. е. “мудр”, или символов). Все основные положения в тантризме подчинены идее теснейшей связи макро- и микрокосма, которая была унаследована еще от традиций ведийской йоги. Отсюда, как полагают, также происходят приемы магии, гипноза, врачевания и укрепления духовных и физических сил.
Согласно представлениям тантризма, звучание мантр вызывает в теле вибрационные колебания, обуславливающие те или иные состояния духа-разума, сознания. Истинное значение каждой мантры познается в процессе медитации над ними, причем включенные в состав заклинания магические “звуки-семена (биджа-мантры) прорастают), вызывая особенно сильный эффект.
Наивысшей в тантризме считается наука Ануттара-йога тантра. К ней относится, помимо прочего, известная система Калачакра (“Колесо времени”), которую иногда называют наукой о Шамбале - легендарной стране Великих Учителей - Махатм. По преданию, Будда Шакьямуни произнес первую проповедь Калачакры у великой ступы Шри-Дхань-якатака, желавшим получить наставление в различных тантрах. Слышавший эту проповедь царь Сучандра, владыка Шамбалы, впоследствии оставил текст - “Калачакра-мулатантру”.
В ходе становления и развития тантризма учение разделилось не только на две большие ветви - Левой и Правой руки, но и те, в свою очередь, дали в итоге огромное множество разных сект, особенно на территории Тибета.
Важно понимать, к какому бы направлению ни относился адепт тантры, к дакшиначари, вамачари или к каким-то менее известным сектам, практики тантры являются тактическими подходами, а стратегическая цель одна – слиться с изначальным или с каким-либо его аспектом.
Тантризм (санскр. Tantra - ткацкий станок, основа, правило, учение, учебник) - одно из религиозно-философских течений, которое совмещает в себе принципы ведийской йоги с положениями буддизма. Как самостоятельное учение он оформился в Y в. благодаря основателю - мудрецу Асанге из секты йогачаров. Учение было запечатлено в текстах - тантрах, - содержащих наряду с философскими и космогоническими воззрениями практические указания к тайным действиям, цель которых - слияние человеческого “Я” с каким-либо божеством уже при жизни с вселенским Единством и великой Пустотой. Однако истоки тантризма восходят еще к древним культам плодородия и соответствующим обрядам, т. е. к древнейшим верованиям индо-тибетских племен [8]. К YII-YIII вв. учение размежевалось на два направления: тантризм Левой руки и тантризм Правой руки. Первое, известное также под названием “Ваджраяна” (“Алмазная колесница”), укоренилось в Тибете и Индии. Его другие названия - “Мантраяна”, “Тантраяна” - характеризуют это учение как одну из “колесниц” северного буддизма (ламаизма). Отличительная черта тантризма Левой руки (вамачари – идущие налево) – движение к высшим состояниям духа через проникновение в чувства, через энергетическое взаимодействие мужской и женской энергий. Вамачари практикует поклонение женским божествам. Левый тантризм коренится в ритуалистике в честь Шивы и его супруги в различных формах Шакти. Шиваистские тантры обычно излагаются в форме диалога между Шивой и Шакти. У вамачари стержень культа составляет пять Макара (пять М), пять предметов, название которых с буквы м: мадья – вино, манса – мясо, матсья – рыба, мудра – магический жест, майтхуна – сексуальный контакт.
Более умеренный и проповедующий культ мужских божеств тантризм Правой руки (дакшиначари – «идущие направо») получил распространение в Китае и Японии. Если верующий буддист почитает Будду и бодхисатв, придерживаясь обычных обрядов, и читает сутры Махаяны или книги палийского канона Хинаяны, то последователь тантризма, говоря упрощенно, медитирует над Мандалами (магическими кругами, схематично изображающими Вселенную), читает особые заклинания - мантры, совершает многочисленные тайные обряды-действия, которые понятны лишь очень узкому кругу посвященных, и поклоняется наиболее таинственным божествам буддийского или индуистского пантеона. При этом тантрическая форма молений и поклонений божеству была строже, чем, например, ведическая. Ежедневный ритуал, в частности, включал обязательные пуджи (“очищения”, “священные действия”): очищение пяти элементов, находящихся выше линии пупка, - сердца, горла, нёба, переносицы и головы. Молящийся обводил себя кругом, наносимым водой на пол или землю, затем водил правой рекой вокруг головы, щелкая пальцами, - это считалось символическим сжиганием плоти, регулировал дыхание по правилам йоги, клал ладони на колени и погружался в состояние внутреннего сосредоточия, стараясь представить себе “растение познания”, корнем которого считается дхарма (общественный долг, свод обязанностей, правил поведения), стволом - знания, а лепестками - добродетели. Затем необходимо было сконцентрировать дух в Сушумне (энергетическом канале, на физическом плане соответствующем спинномозговому), соединить руки на груди и “слить свое дыхание с Богом”, призванным в тело молящегося этими действиями. [8].
Путями к постижению Единого и к слиянию с Великой Пустотой было чтение тантр и размышление на темы тантр, произнесение мантр и воспроизведение магических жестов
(т. е. “мудр”, или символов). Все основные положения в тантризме подчинены идее теснейшей связи макро- и микрокосма, которая была унаследована еще от традиций ведийской йоги. Отсюда, как полагают, также происходят приемы магии, гипноза, врачевания и укрепления духовных и физических сил.
Согласно представлениям тантризма, звучание мантр вызывает в теле вибрационные колебания, обуславливающие те или иные состояния духа-разума, сознания. Истинное значение каждой мантры познается в процессе медитации над ними, причем включенные в состав заклинания магические “звуки-семена (биджа-мантры) прорастают), вызывая особенно сильный эффект.
Наивысшей в тантризме считается наука Ануттара-йога тантра. К ней относится, помимо прочего, известная система Калачакра (“Колесо времени”), которую иногда называют наукой о Шамбале - легендарной стране Великих Учителей - Махатм. По преданию, Будда Шакьямуни произнес первую проповедь Калачакры у великой ступы Шри-Дхань-якатака, желавшим получить наставление в различных тантрах. Слышавший эту проповедь царь Сучандра, владыка Шамбалы, впоследствии оставил текст - “Калачакра-мулатантру”.
В ходе становления и развития тантризма учение разделилось не только на две большие ветви - Левой и Правой руки, но и те, в свою очередь, дали в итоге огромное множество разных сект, особенно на территории Тибета.
Важно понимать, к какому бы направлению ни относился адепт тантры, к дакшиначари, вамачари или к каким-то менее известным сектам, практики тантры являются тактическими подходами, а стратегическая цель одна – слиться с изначальным или с каким-либо его аспектом.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи