ВЕЧНЫЙ БОЙ

Наука » История » Древние цивилизации » Тайны древних русов
И вот Владетель ваджры, поддерживаемый
могучими божествами, настиг наконец
Вритру, застившего собой небо и землю.
Махабхарата

Расшиби-ко ты, громова стрела,
Ещё матушку, мать сыру-землю.
Развались-ко ты, мать сыра-земля,
На четыре все на сторонушки.
Причитание

В этой главе речь пойдёт об основном мифе индоевропейцев — краеугольном камне всех мифологий народов индоевропейской языковой семьи.
Сам миф и его основы изучены почти досконально. Но это не помешает нам приглядеться повнимательнее к стержневому и очень ёмкому мифосюжету хотя бы по той причине, что в школах и институтах нас не баловали его содержанием, да и вообще не намекали на существование такового. А стало быть, вперёд!
Но для начала обратим своё внимание на одно немаловажное свойство всех индоевропейских мифологий, выражающееся в дуалистическом подходе к рассмотрению мира, Вселенной со всеми её реальными и ирреальными областями, со всеми населяющими её живыми существами и неживым веществом.

Гневный бог

Наука » История » Древние цивилизации » Тайны древних русов
Феб, не стригущий власов… Аполлон сребролукий.
Быстро с Олимпа вершин устремился, пышущий гневом,
Лук за плечами неся и колчан, отовсюду закрытый;
Громко крылатые стрелы, биясь за плечами, звучали
В шествии гневного бога: он шествовал ночи подобный.
Гомер. Илиада

У читателя может сложиться мнение, что всё изложенное выше не соответствует «академической» версии истории. Да, не соответствует. Но подобное мнение есть результат многолетней односторонней обработки читателя, зрителя, слушателя, не знакомого с трудами выдающихся русских учёных, начиная, пожалуй, с Ломоносова и его преемников. Разумеется, и в те времена бытовали определённые стереотипы, мешавшие исследователям, ведь сама Петровская и послепетровская эпоха, ознаменовавшаяся искусственной германизацией как науки, так и всей жизни, заставляла рассматривать российскую и славянскую историю чужими глазами, порою просто близорукими, а порою и предвзято прищуренными. И тем не менее учёные тех и последующих лет не впадали в догматизм, свойственный ответственным научным работникам 1920–1970-х годов. Во всяком случае, шли дискуссии, и наблюдатель-читатель мог, как и вся научная общественность, взвесить доводы одной, другой, третьей и т. д. сторон — обязательного для советской исторической школы противоборства двух, и только двух, противоположных направлений не было. Да и, наверное, общественности XIX века показалось бы странным, если бы ей начали усиленно навязывать вместо плюрализма мнений именно дуалистический антагонизм.

Дороги богов

Наука » История » Древние цивилизации » Тайны древних русов
Так откуда всё-таки пришёл Аполлон в Грецию — с севера или с востока? Для того чтобы выяснить этот вопрос, необходимо перейти от богов к людям, к народам, пронёсшим своих кумиров через пространство и время. Для начала отправимся в Северное Причерноморье середины II тысячелетия до н. э., не забывая о том, что ираноязычных племён в тех краях, по всей видимости, ещё не было. Они пришли позже, вслед за другим народом, и потому называли себя по отношению к нему «папа» — младшие. По свидетельству Страбона, оба побережья Чёрного моря, и северное и южное, были тесно связаны между собой напрямую через море ещё со времён позднебронзового века. Не были закрыты для контактов и торговли другое пути: морские вдоль побережий и сухопутные в обход моря с обеих сторон, западной и восточной. Для Ахилла не составило труда сменить родину на «далёкую» Фессалию, основательно прижиться там, а позже возвратиться в свои края. Напомним заодно, что малоазийские венеты жили не только в Троаде — география их распространения довольно-таки широка, скажем, Антенор со своим войском пришёл из Пафлагонии — области, расположенной на южном берегу Чёрного моря, непосредственно напротив Таврии (нынешнего Крыма). Стоит ли удивляться наличию «лады» в Малой Азии, если культ коня, свойственный малоазийским венетам, присутствует и в более отдалённых местах — у венедов Прибалтики и у славян по всему ареалу их расселения.


Не случайно наш поиск начался с Трои, с Малой Азии. Общность культур протославян и малоазийцев прослеживается ещё с энеолита. И позже она не пропадает, не сглаживается ни временем, ни контактами с иными этническими группами. Погребение Гектора, описанное в «Илиаде», тризна, погребальный костёр и всё сопровождающее это действо не могут не привести на память славянские погребальные обряды, сохранившиеся до X–XII веков н. э. и имевшие почти трёхтысячелетнюю историю, то есть, уходившие в середину II тысячелетия до н. э.

Забытый прообраз

Наука » История » Древние цивилизации » Тайны древних русов
Мы располагаем большим количеством примеров, когда божество с определённым именем или мельчает с веками, теряя свои функции, постепенно сходит на нет, или же… «отбирает» функции других богов, становится многозначным, выдвигается на видное место в пантеоне.
Б. А. Рыбаков. Язычество древних славян

Попытки найти аналог Аполлону в стране гипербореев были. И на самом деле, некоторые функции Аполлона и, скажем, Сварога или Даждьбога совпадали. Но совпадения эти носили общий характер, на их основании нельзя было сделать определённых выводов, тем более что и лингвистически имена богов довольно-таки далеки друг от друга. Объективности ради следует сразу заметить, что многочисленные попытки объяснить сходство культов Греции и Центральной и Восточной Европы делались всегда в одном направлении, по которому аполлоновские мифы распространялись из античного мира на север. Сказывался огромный авторитет греческой мифологии, греческой культуры в целом. И неизбежно эти попытки заводили исследователей в тупик. Позднее влияние (в VII–III веках до н. э. и позже) аноллононских мифов на северных соседей, несомненно, было, исключать его никак нельзя. Но для середины II тысячелетия до н. э. говорить о нём не приходится. Кстати, и в расшифрованных крито-микенских надписях Аполлона нет. Божество, послужившее прообразом Аполлона, пока ещё не перекочевало на юг, а если оно и появилось в Средиземноморье, то не успело упрочиться там. И для того, чтобы очередной раз не оказаться перед неразрешимой загадкой, наверное, следует идти по пути распространения культа Ладо-Лето.
Первоначальные, коренные функции Аполлона дают нам интересный ход рассуждений. Аполлон — бог, связанный с Небом и Солнцем, стрелы его — жаркие лучи, которыми он губит посевы; одновременно он пастух и земледелец, которому приносят в жертву первые ростки различных растений.

Неразлучная троица

Наука » История » Древние цивилизации » Тайны древних русов
Классический образ юного красавца, светоносного бога, мусагета — покровителя изящных искусств настолько прочно вошёл в наше сознание, что трудно представить что-нибудь более неотторжимое от Олимпа. Но, как выяснилось, не всегда Аполлон чувствовал себя на Олимпе как дома. Многовековая обкатка образа, олитературивание его бесчисленными поздними мифами, сказаниями и письменными произведениями дали свой результат. И, только отделяя один за другим поздние пласты мифотворчества, можно более или менее прояснить первоначальный облик божества. Данные греческого языка не позволяют раскрыть этимологии имени Аполлон. Некоторые исследователи предполагают, что сам образ догреческого, малоазийского, а возможно, и вовсе неиндоевропейского происхождения. Что касается связей с Малой Азией, то они, несомненно, есть, и о них вкратце говорилось выше. Поиски неиндоевропейских корней ни к чему не привели — в мифологиях «близлежащих» народов иных языковых общностей аналогов Аполлону не обнаружено, а искать их в удалённых от Эгеиды областях мира, скажем, в Китае или Америке, просто не имеет смысла. Попытаемся более тщательно проанализировать то, что нам знакомо в древней Европе. Но прежде необходимо совершенно точно определить время и место действия, оговорясь сразу, что в другие эпохи мы перемещаемся только для полноты картины.
Итак, XVI–XIII века до н. э. — время расцвета Микенского царства и прочного господства ахейцев в Средиземноморье. Ахейцы пришли с севера в XXI веке до н. э., вытеснив остатки уцелевшего и неассимилировавшегося автохтонного населения Пелопоннеса — пеласгов и хетто-лувийцев — в Малую Азию. «Уйдут» ахейцы после Трои, нашествия в XII–XI веках, опять-таки с севера, дорийцев и повсеместной экспансии «народов моря». Место действия — циркумпонтийская зона: Подунавье, Балканы, Северное Причерноморье, Малая Азия, а также Эгеида и Пелопоннес.
Почти тысячелетие пребывания ахейцев на Балканском полуострове не было мирным. И что интересно, в памяти «микенских греков» Аполлон предстаёт не только чуждым богом, но и «великим губителем».

«Разноземные народы»

Наука » История » Древние цивилизации » Тайны древних русов
Крик такой у троян раздавался по рати великой;
Крик сей и звук их речей не у всех одинаковы были,
Но различный язык разноземных народов союзных.
Гомер. Илиада

Вернёмся к Трое времён её осады. И приглядимся к враждующим сторонам. На одной — ахейцы, они же аргивяне, они же данайцы — жители Пелопоннеса и островов Средиземноморья. Заодно с ахейцами и Ахилл со своей дружиной. Его мы пока не берём во внимание, так как он явный чужак среди осаждающих, и речь о нём пойдёт отдельно. На другой — троянцы во главе с Приамом и его сыновьями, а также, по перечислению Гомера, карияне, кавконы, ликийцы, мизы, фригияне, меоняне — все малоазийские племена; рядом с ними фракийцы во главе со своим царём Резом и пеласги с лелегами — древнейшие обитатели Пелопоннеса, вытесненные ахейцами. Противоборствующие стороны этнически разнородны, тем не менее идёт не межплеменная вражда, а серьёзная, затяжная война за проливы и торговые пути. Причём география расселения защитников Трои значительно шире, чем у их противников — ахейцев, а этническая пестрота обороняющихся не затушевалась даже веками, отделившими само событие от описания его в поэме. В памяти многих народов индоевропейской языковой семьи сохранились легенды о выходе их предков из-под Трои. Даже скандинавы размещали свою прародину в Великой Свитьод, которая ассоциировалась у них то со степями Северного Причерноморья, то с Малой Азией. Некоторые современные исследователи размещают в тех краях родину индоевропейцев как таковых. Так это или нет, неизвестно, во всяком случае «перекрёсток» был оживлённый. И надо думать, что в среде тамошних богов царила не меньшая пестрота. Но с ними следует разобраться подробнее. В сознании Гомера и людей его времени (IX–VIII века до н. э.) жители Олимпа представляют собой пусть и сварливую, но всё же единую семью. И разделяются они лишь в зависимости от симпатий к действующим на земной сцене героям. Но так ли это было в XIII века до н. э. под Троей?

НЕРАЗЛУЧНАЯ ТРОИЦА

Наука » История » Древние цивилизации » Тайны древних русов
В отличие от греческой мифологии, которая уже с VII в. до н. э. стала объектом (а, может быть, в какой-то степени и жертвой) литературной обработки и творческого обогащения жрецами, поэтами, писателями и специальными мифографами, славянская мифология, как «жизнь богов», осталась неописанной.

За три десятилетия до нашей эры в Римской империи из официального пантеона богов неожиданно выдвинулся один, далеко не самый приметный и могущественный. Ещё до этого римляне отождествили своих абстрактных богов с антропоморфными греческими: Юпитера с Зевсом, Марса с Аресом, Венеру с Афродитой и т. д. Но не для всех нашёлся эквивалент на местной почве — Аполлон, бог солнца и света, покровитель поэтов и музыкантов, встал рядом с «коренными римлянами» под своим прежним именем, с каким и пришёл извне. Римское Феб было всего лишь эпитетом, означающим «сияющий, блистающий».
Выдвинуться ему помог не случай и не божественные силы, а вполне реальный, облечённый императорской властью человек — Август Октавиан. При нём Аполлон получил совершенно особенный статус, какого не имел ни до него, ни после. В Риме на Палатине, рядом с императорским дворцом, был построен храм Аполлона, один из богатейших в империи. В честь Аполлона были переименованы вековые (Столетние) игры, обычно связывающиеся с божествами плодородия и земли. И даже был учреждён особый день Аполлона — 23 сентября. По Риму поползли упорные слухи, что Атия, мать Октавиана, зачала его от самого бога, проведя ночь в храме Аполлона. Но официально было объявлено лишь одно: Аполлон — покровитель рода Юлиев и, следовательно, самого Августа, усыновлённого ранее Юлием Цезарем. В этом и была отгадка — последний из рода Юлиев достиг всех мыслимых вершин и теперь благодарил патрона за оказанное содействие. В данном случае нас не интересует подлинность родословной Августа, как и его личность в целом. Но для того, чтобы проследить бесчисленные трансформации божества, сочетавшего в себе разнообразные и противоречивые функции, и добраться до истоков культа, нам придётся спуститься по ступенькам этой родословной в глубь веков.

ДОРОГАМИ БОГОВ. В ПОИСКАХ ПРАРОДИНЫ Загадка тысячелетий

Наука » История » Древние цивилизации » Тайны древних русов
Наш путь ведёт к божницам Персефоны,
К глухим ключам, под сени скорбных рощ
Раин и ив, где папоротник, хвощ
И чёрный тисс одели леса склоны…
Туда идём, к закатам тёмных дней
Во сретенье тоскующих теней.
Максимилиан Волошин

Почти два века бьётся учёный мир планеты над «неразрешимой» загадкой: древние индоевропейцы — кто они, откуда? В научных, околонаучных и псевдонаучных дискуссиях сломаны десятки тысяч скрестившихся копий, выстроены и разрушены сотни гипотетических зданий, попран не один десяток авторитетнейших мнений, издано бесчисленное множество самых различных по значимости трудов. Но при всём при этом сказать, что «академическая наука» уверенно приближается к разгадке одного из самых сложных и запутанных вопросов истории, было бы неверно. Почти два века индоевропеистике! А «академики» по-прежнему топчутся у самого подножия загадочного и непостижимого сфинкса.
Научное сито за всё это время отсеяло около двух десятков наиболее достоверных гипотез о происхождении индоевропейцев и их дальнейших путях. И хотя некоторые из этих гипотез обрели ныне право почти непреложных догм и кочуют из издания в издание в сопровождении всё новых и новых комментариев, надо признать, и они остаются на данном этапе всего лишь предположениями.

Аграрная политика в странах Западной Европы до образования Европейского экономического сообщества

Наука » Сельское хозяйство
В западноевропейских странах в течение двух последних веков превалировали протекционистские настроения, имевшие целью защитить и поддержать национальные аграрные секторы экономики. До 70-х годов XIX в. торговля сельскохозяйственной продукцией с заокеанскими странами была развита слабо, а торговые отношения между европейскими странами были почти свободны от пошлин и других ограничений. Но начиная с 70-х годов XIX в. экспорт зерна из США, России и других стран в Западную Европу стал быстро расти; позже (с 1875г.) начались и также увеличивались поставки мороженого мяса. В результате на европейских рынках цены на зерно начали быстро падать и к 1895 г. были в два раза ниже прежних; цены на животноводческую продукцию также упали, но не столь значительно.

Это заставило большинство европейских стран обратиться к практике протекционизма, которая выразилась в значительном повышении существовавших таможенных пошлин (тарифов) на импорт сельскохозяйственной продукции и введении новых. Фермеры Франции, Германии, Италии и других стран были защищены своими государствами от худших последствий кризиса. Цены на сельскохозяйственную продукцию в этих странах были выше мировых, и сельскохозяйственные товаропроизводители в целом стали более полагаться на тарифную защиту, нежели на увеличение собственной конкурентоспособности. Лишь Великобритания, Дания и Нидерланды, для которых внешняя торговля была более важной, остались верны принципам “свободной торговли”. Великобритания не предприняла практически никаких мер защиты фермеров, результатом чего стал большой отток сельского населения в города. В Дании и Нидерландах произошла структурная перестройка сельскохозяйственного сектора, он стал более конкурентоспособным и смог увеличить экспорт.

Бюджетное субсидирование сельского хозяйства США

Наука » Сельское хозяйство
Прямое воздействие государства на сельскохозяйственное производство осуществляется в США по следующим направлениям: стимулирование развития инфраструктуры и производства продукции сельского хозяйства; поддержание доходов сельских товаропроизводителей; субсидирование сельскохозяйственной науки и внедрение ее достижений в практику; защита земельных и водных ресурсов страны.

Кроме того, государство воздействует на сельское хозяйство и косвенно – через пропаганду сельскохозяйственных знаний и статистико-информационное обеспечение хозяйств; регулирование спроса на продовольствие внутри страны; оказание продовольственной помощи нуждающимся группам населения; стимулирование экспорта.

Исторические этапы развития государственного регулирования

Наука » Сельское хозяйство
История государственного регулирования сельского хозяйства США распадается на два периода – до и после “великой экономической депрессии” начала 30-х гг. ХХ в.

Закон о гомстедах, принятый в 1862 г. и упорядочивший распределение земли гражданам страны, стал первым значительным действием государства в аграрной области. Закон юридически оформил частную собственность на землю, которая и сегодня составляет экономическую основу сельского хозяйства США. За короткий период после принятия закона 1862 г. появилось большое число новых фермерских хозяйств. С возникновением частной земельной собственности стал формироваться рынок земли и важнейшая составная часть рыночной аграрной экономики – ипотека (кредит под залог земли).

Основные направления аграрной политики

Наука » Сельское хозяйство
Ценовая политика. Ценовая политика – важный элемент аграрной политики во всех странах. Пределы и направленность государственного регулирования цен во многом зависят от уровня развития экономики страны и места аграрного сектора в национальной экономике. В индустриально развитых странах вмешательство имеет целью защиту национального сельского хозяйства, в развивающихся странах – обеспечение городского населения продуктами питания по льготным ценам, а также пополнение бюджета страны за счет экспортных пошлин. Поэтому в развивающихся странах часто наблюдается отрицательный уровень защиты сельского хозяйства, но по мере роста национального дохода в них растет и уровень аграрного протекционизма.

В мировой практике используются разные формы государственного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию. Формами прямого государственного регулирования цен являются полное или селекционное “замораживание” цен на сельскохозяйственную продукцию и продукцию других отраслей АПК; установление максимальных (“потолка” цен), минимальных (“пола” цен) и твердо фиксированных цен; механизмы разрешительных, уведомительных и местных цен; воздействие на уровни цен через регулирование цен на продукцию государственных предприятий и т.д. Косвенное регулирование цен на макроуровне осуществляется через монетарную и фискальную политики, политику доходов. В сельском хозяйстве и отраслях АПК используются системы залоговых цен, целевых цен, импортных и экспортных тарифов, экспортных субсидий и др.