1.Отравление атропином. Мыши вводится 0,1%-ный раствор сульфата атропина из расчёта 300 мл/кг живого веса. Достигается состояние глубокой гипотонии с нарушением тонов сердца. Проявляется отравление тремором (подёргивание конечностей), расширением зрачков, развитием судорог и паралича. После этого мыши вводят подкожно 0,4 мл 0,05%-ного раствора прозерина в область живота с противоположной стороны. Через 2–3 минуты снимается угнетение, мышечный тонус приходит в норму.
2. Экспериментальное отравление животных препаратами кокаиновой группы. Проводится инъекция в область живота лабораторной мыши из расчёта 1 мл 2%-ного раствора гидрохлорида лидокаина. Изучаются реакции животного.
Изменения в организме, вызываемые отравлениями. Яд – понятие относительное. Поваренная соль в количестве 60 – 70 г может вызвать отравление, а 300 г – смерть. При приёме внутрь дистиллированной воды наблюдается отравление, а введение ее в кровь вызывает смерть.
Ниже приведена характеристика основных ядов.
Неорганические кислоты (НCl, Н2SO4). Обладают местным прижигающим действием. При соприкосновении с тканями происходит значительное местное повышение температуры, резкое обезвоживание клеток и свёртывание клеточного белка с последующим его растворением. На месте ожога образуется сухой плотный струп с омертвлением и разрушением нижележащих тканей. При введении кислот через рот прежде всего поражаются губы и подбородок, образуются темно-бурые подтёки. Подобные изменения образуются также в полости рта, пищевода, зева (между ртом и пищеводом), желудка и в верхней части тонкого кишечника.
2. Экспериментальное отравление животных препаратами кокаиновой группы. Проводится инъекция в область живота лабораторной мыши из расчёта 1 мл 2%-ного раствора гидрохлорида лидокаина. Изучаются реакции животного.
Изменения в организме, вызываемые отравлениями. Яд – понятие относительное. Поваренная соль в количестве 60 – 70 г может вызвать отравление, а 300 г – смерть. При приёме внутрь дистиллированной воды наблюдается отравление, а введение ее в кровь вызывает смерть.
Ниже приведена характеристика основных ядов.
Неорганические кислоты (НCl, Н2SO4). Обладают местным прижигающим действием. При соприкосновении с тканями происходит значительное местное повышение температуры, резкое обезвоживание клеток и свёртывание клеточного белка с последующим его растворением. На месте ожога образуется сухой плотный струп с омертвлением и разрушением нижележащих тканей. При введении кислот через рот прежде всего поражаются губы и подбородок, образуются темно-бурые подтёки. Подобные изменения образуются также в полости рта, пищевода, зева (между ртом и пищеводом), желудка и в верхней части тонкого кишечника.
Алкалоиды – вещества растительного происхождения, чаще всего циклические либо гетероциклические, содержащие амино - либо имино-группу, обладающие выраженным биохимическим действием на организм теплокровных и человека.
Воздействие наркотиков на теплокровных и человека. Действующее начало гашиша и марихуаны – тетрагидроканнобинол (ТГК); попадая в организм, он концентрируется в области лимбической системы, которая называется ещё мозгом внутренних органов – в ней расположены центры удовольствия. Угнетающее действие ТГК распространяется на секрецию -аминомасляной кислоты, которая выполняет в нервной системе тормозящую функцию. В высших отделах мозга тормозящие функции становятся меньшими по сравнению с простыми возбуждениями. При наркотическом отравлении усиливается приток в кору больших полушарий импульсов от чувствительных окончаний внутренних органов. В обычном состоянии большая часть этих импульсов задерживается подкорковыми структурами мозга и не воспринимается сознанием. В данном же случае обрушивающийся на мозг поток беспорядочных сигналов дезорганизует психику. Эти сигналы, переплетаясь с реальностью, приводят к возникновению галлюцинаций. Более мощный галлюциноген по сравнению с ТГК –диэтиламид лизергиновая кислота (ЛСД–25) и диметилтриптамин, к ним происходит привыкание с 2–3 приёмов. Основа их действия на лимбическую систему – сходство с медиатором серотонином. Химическое строение молекулы мескалина (получают из кактуса лофофор) близко к строению молекулы серотонина – одного из медиаторов нервной системы. Эмоциональный подъём и эйфорию способны вызвать препараты, близкие по строению к адреналину и медиатору норадреналину. Наиболее известен эфедрин и психостимулятор фенолин.
Воздействие наркотиков на теплокровных и человека. Действующее начало гашиша и марихуаны – тетрагидроканнобинол (ТГК); попадая в организм, он концентрируется в области лимбической системы, которая называется ещё мозгом внутренних органов – в ней расположены центры удовольствия. Угнетающее действие ТГК распространяется на секрецию -аминомасляной кислоты, которая выполняет в нервной системе тормозящую функцию. В высших отделах мозга тормозящие функции становятся меньшими по сравнению с простыми возбуждениями. При наркотическом отравлении усиливается приток в кору больших полушарий импульсов от чувствительных окончаний внутренних органов. В обычном состоянии большая часть этих импульсов задерживается подкорковыми структурами мозга и не воспринимается сознанием. В данном же случае обрушивающийся на мозг поток беспорядочных сигналов дезорганизует психику. Эти сигналы, переплетаясь с реальностью, приводят к возникновению галлюцинаций. Более мощный галлюциноген по сравнению с ТГК –диэтиламид лизергиновая кислота (ЛСД–25) и диметилтриптамин, к ним происходит привыкание с 2–3 приёмов. Основа их действия на лимбическую систему – сходство с медиатором серотонином. Химическое строение молекулы мескалина (получают из кактуса лофофор) близко к строению молекулы серотонина – одного из медиаторов нервной системы. Эмоциональный подъём и эйфорию способны вызвать препараты, близкие по строению к адреналину и медиатору норадреналину. Наиболее известен эфедрин и психостимулятор фенолин.
В ответ на ранение паренхимные клетки, расположенные под эпидермисом, дедифференцируются, переходят к делению и образуют недифференцируемую ткань, получившую название каллуса. Образование и рост каллуса регулируется ауксинами и цитокининами. Успех получения каллусной ткани в большой мере зависит от удачного подбора регулятора роста. В настоящее время каллусные культуры индуцируются практически из любого органа ткани или растения.
Ход работы. Работа выполняется в четырех вариантах. Различие вариантов обусловлено содержанием фитогормонов в питательных средах, приготовленных на основе среды Мурасиге-Скуга.
В каждую из четырех колб Эрленмейера на 50 мл прилить небольшое количество дистиллированной воды и следующие маточные растворы: 5 мл макросолей; 0,5 мл микросолей; 0,25 мл хелата железа; 1,0 мл витаминов; 5,0 мл мезоинозита. Затем в каждую колбу добавить 3 г сахарозы. После этого в три колбы добавляют по одному из следующих фитогормонов: 2,4-Д (1мл/л), 6-БАП (1мл/л), 2,4-Д + 6-БАП. В четвертую колбу фитогормоны не добавляют (контроль). Полученные растворы переливают в мерные цилиндры и доводят объем до 50 мл, рН – до 5,6 – 5,8, используя 0,1н. КОН. Затем добавляют агар-агар (по 0,4 г на каждый вариант среды) и в колбах автоклавируют среду.
Ход работы. Работа выполняется в четырех вариантах. Различие вариантов обусловлено содержанием фитогормонов в питательных средах, приготовленных на основе среды Мурасиге-Скуга.
В каждую из четырех колб Эрленмейера на 50 мл прилить небольшое количество дистиллированной воды и следующие маточные растворы: 5 мл макросолей; 0,5 мл микросолей; 0,25 мл хелата железа; 1,0 мл витаминов; 5,0 мл мезоинозита. Затем в каждую колбу добавить 3 г сахарозы. После этого в три колбы добавляют по одному из следующих фитогормонов: 2,4-Д (1мл/л), 6-БАП (1мл/л), 2,4-Д + 6-БАП. В четвертую колбу фитогормоны не добавляют (контроль). Полученные растворы переливают в мерные цилиндры и доводят объем до 50 мл, рН – до 5,6 – 5,8, используя 0,1н. КОН. Затем добавляют агар-агар (по 0,4 г на каждый вариант среды) и в колбах автоклавируют среду.
Каллус – это неорганизованная масса ткани, состоящая из дедифференцированных клеток. Образование и рост каллусной ткани контролируются фитогормонами из группы ауксинов и цитокининов. Под действием ауксинов и цитокининов из-за высокой интенсивности клеточных делений не происходит дифференцировка тканей, в результате чего образуется каллус. Для индукции каллусообразования используются питательные среды с высоким соотношением ауксинов к цитокининам (до 10:1).
Каллусную ткань можно получить на искусственных питательных средах, включающих фитогормоны, используя фрагменты (экспланты) самых разных частей растений: стеблей, корней, тканей клубня, листьев, зародышей и др.
Ход работы. Пробирки с растениями протереть спиртом, горлышко обжечь. Пинцетом вынуть стерильное растение из пробирки и выложить его на стерильный бумажный "матрасик". Придерживая растение пинцетом, вырезать скальпелем участки стебля длиной 5–10мм, листочки, участки корня. Надсечь экспланты острым скальпелем в нескольких местах, в которых в дальнейшем начнется каллусогенез.
Нагреть стерильную питательную среду на плитке до расплавления агара. Одновременно подготовить ламинар-бокс к работе (протереть изнутри спиртом).
Открыть колбу с питательной средой, обжечь ее горлышко над пламенем спиртовки и в стерильные чашки Петри разлить среду по 15–30мл. Чашки держать открытыми минимальное время. Дать среде застыть (10–15 минут).
Каллусную ткань можно получить на искусственных питательных средах, включающих фитогормоны, используя фрагменты (экспланты) самых разных частей растений: стеблей, корней, тканей клубня, листьев, зародышей и др.
Ход работы. Пробирки с растениями протереть спиртом, горлышко обжечь. Пинцетом вынуть стерильное растение из пробирки и выложить его на стерильный бумажный "матрасик". Придерживая растение пинцетом, вырезать скальпелем участки стебля длиной 5–10мм, листочки, участки корня. Надсечь экспланты острым скальпелем в нескольких местах, в которых в дальнейшем начнется каллусогенез.
Нагреть стерильную питательную среду на плитке до расплавления агара. Одновременно подготовить ламинар-бокс к работе (протереть изнутри спиртом).
Открыть колбу с питательной средой, обжечь ее горлышко над пламенем спиртовки и в стерильные чашки Петри разлить среду по 15–30мл. Чашки держать открытыми минимальное время. Дать среде застыть (10–15 минут).
Кривая роста каллусной ткани носит S-образный характер. Она состоит из следующих фаз: начальной лаг-фазы, фазы логарифмического роста, во время которой идет активное деление клеток, фазы замедленного роста, стационарной фазы и фазы деградации. Для того чтобы сохранить способность к делению и дальнейшему росту, кусочек каллусной ткани переносят на свежую питательную среду. Этот прием поддержания клеточных делений носит название пассирования каллусных тканей. Пассировать каллусную ткань можно неограниченное число раз. Однако при многократном его повторении возможно "привыкание", которое выражается в приобретении автономности по отношению к экзогенным гормонам и утрате или значительному ослаблению способности каллусных клеток к регенерации целого растения.
Ход работы. Перенести, соблюдая строгую стерильность, каллус в стерильную чашку Петри. Отделить некротизированные участки и кусочки старой агаризованной среды. Затем каллусную ткань разделить на равные части и асептически перенести в чашки Петри со стерильной питательной средой. Чашки Петри поместить в термостат с температурой 25оС и влажностью 60% на 3–4 недели. В конце этого срока пронаблюдать и зарисовать каллусную ткань.
Ход работы. Перенести, соблюдая строгую стерильность, каллус в стерильную чашку Петри. Отделить некротизированные участки и кусочки старой агаризованной среды. Затем каллусную ткань разделить на равные части и асептически перенести в чашки Петри со стерильной питательной средой. Чашки Петри поместить в термостат с температурой 25оС и влажностью 60% на 3–4 недели. В конце этого срока пронаблюдать и зарисовать каллусную ткань.
Эмбриокультура представляет собой культуру изолированных зиготических зародышей и имеет ряд достоинств:
1) получение клонов растений-перекрестноопылителей с эффект системой самонесовместимости. В дальнейшем часть растений клона можно хранить при низкой температуре (0+2оС), а часть испытывать на общую комбинационную способность с перспективой создания синтетических популяций;
2) преодоление постгамной (после оплодотворения) несовместимости, проявляющейся как несовместимость зародыша и эндосперма при отдаленной гибридизации;
3) устранение влияния эндосперма на проявление генетических по-тенций зародыша.
Ход работы. Приготовить на магнитной мешалке 3%-ный раствор хлорамина. В раствор поместить набухшие зерновки ржи. Время сте-рилизации - 30 минут при постоянном перемешивании.
Последующие манипуляции проводить в условиях ламинар-бокса. Семена промыть 3 раза в автоклавированной дистиллированной воде в стерильном стаканчике.
1) получение клонов растений-перекрестноопылителей с эффект системой самонесовместимости. В дальнейшем часть растений клона можно хранить при низкой температуре (0+2оС), а часть испытывать на общую комбинационную способность с перспективой создания синтетических популяций;
2) преодоление постгамной (после оплодотворения) несовместимости, проявляющейся как несовместимость зародыша и эндосперма при отдаленной гибридизации;
3) устранение влияния эндосперма на проявление генетических по-тенций зародыша.
Ход работы. Приготовить на магнитной мешалке 3%-ный раствор хлорамина. В раствор поместить набухшие зерновки ржи. Время сте-рилизации - 30 минут при постоянном перемешивании.
Последующие манипуляции проводить в условиях ламинар-бокса. Семена промыть 3 раза в автоклавированной дистиллированной воде в стерильном стаканчике.
Клональное микроразмножение – это разновидность вегетативного размножения, осуществляемого в культуре in vitro. В настоящее время большое число видов растений выращивается in vitro по следующим соображениям:
- для поддержания и размножения небольшого числа ценных геноти-пов;
- для ускоренного размножения новых ценных сортов плодовых и декоративных культур;
- для получения большого количества оздоровленного посадочного материала;
- для быстрого размножения некоторых гетерозиготных садовых форм, обычно размножаемых семенами;
- для получения из клонированных родительских форм семян гибридов F1.
Клональное микроразмножение включает в себя следующие эта-пы:
1) введение в культуру in vitro;
2) пролиферация побегов или собственно микроразмножение;
3) укоренение и акклиматизация побегов in vivo.
- для поддержания и размножения небольшого числа ценных геноти-пов;
- для ускоренного размножения новых ценных сортов плодовых и декоративных культур;
- для получения большого количества оздоровленного посадочного материала;
- для быстрого размножения некоторых гетерозиготных садовых форм, обычно размножаемых семенами;
- для получения из клонированных родительских форм семян гибридов F1.
Клональное микроразмножение включает в себя следующие эта-пы:
1) введение в культуру in vitro;
2) пролиферация побегов или собственно микроразмножение;
3) укоренение и акклиматизация побегов in vivo.
Для того чтобы вырастить грибы в искусственных условиях, субстрат необходимо заинокулировать (заразить) мицелием. Зерновой мицелий представляет собой мицелий, выращиваемый стерильно на специально приготовленном зерне хлебных злаков. От качества мицелия, представляющего собой посевной материал для производства грибов, зависит их последующий выход. Поэтому мицелий должен соответствовать ряду основных требований: иметь высокую жизнеспособность; устойчивость к болезням и вредителям, принадлежать к отселек-тированному штамму (сорту), обладающему высокой урожайностью, хорошими товарными качествами и пр.
По сортовым качествам мицелий классифицируется на три катего-рии: споровый, маточный, коммерческий.
Споровый мицелий получается из спор, заготавливаемых из плодовых тел, соответствующих требованиям данного штамма. Культивируется на агазированной питательной среде с отваром зерна хлебных злаков.
Маточный мицелий получается путем инокуляции стерильного зернового субстрата споровым мицелием.
Коммерческий мицелий используется, как правило, для инокуляции субстрата на основе соломы для выращивания товарных грибов. Получается путем инокуляции стерильного зернового субстрата маточным мицелием в соотношении 1:(15–20).
По сортовым качествам мицелий классифицируется на три катего-рии: споровый, маточный, коммерческий.
Споровый мицелий получается из спор, заготавливаемых из плодовых тел, соответствующих требованиям данного штамма. Культивируется на агазированной питательной среде с отваром зерна хлебных злаков.
Маточный мицелий получается путем инокуляции стерильного зернового субстрата споровым мицелием.
Коммерческий мицелий используется, как правило, для инокуляции субстрата на основе соломы для выращивания товарных грибов. Получается путем инокуляции стерильного зернового субстрата маточным мицелием в соотношении 1:(15–20).
Специальна психология - раздел психологической науки о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с отклонениями в развитии. Это отклонение, как правило, связано с врожденным или приобретенным нарушением формирования нервной системы. В системе психологических наук специальной психологии отводится особое место. У понятия «специальная психология» множество синонимов: коррекционная психология, психология аномального развития, психология детей с отклонениями в развитии и др.
Главной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в результате применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, на основе которых и происходит компенсация нарушенных функций. На основе данных специальной психологии строится система обучения, воспитания и социальной адаптации лиц, имеющих различные отклонения в развитии. Кроме того, посредством специальной психологии определяются наиболее эффективные методы обучения этой категории лиц, строится последующая система профессиональной консультации и профессиональной ориентации.
В ходе длительной практики изучения категории лиц с отклонениями в развитии накапливалась совокупность определенных психологических знаний. Специальная психология на раннем этапе своего развития не располагала собственной терминологией, и большинство терминов было заимствовано , из медицины. В основном это были термины, обозначающие различные анатомо-физиологические отклонения у этой категории. Так, из медицины были заимствованы термины «дефект», «аномалия», «диагностика», «слепой», «глухонемой», «коррекция» и др. Установление этиологии и симптоматики отклонений в психическом и физическом развитии стало началом построения понятийно-категориального аппарата специальной психологии. Одним из основных понятий специальной психологии является понятие «психическое развитие». Под психическим развитием понимают закономерное изменение во времени психических процессов человека, которое выражается в качественных, количественных и структурных преобразованиях.
Главной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в результате применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, на основе которых и происходит компенсация нарушенных функций. На основе данных специальной психологии строится система обучения, воспитания и социальной адаптации лиц, имеющих различные отклонения в развитии. Кроме того, посредством специальной психологии определяются наиболее эффективные методы обучения этой категории лиц, строится последующая система профессиональной консультации и профессиональной ориентации.
В ходе длительной практики изучения категории лиц с отклонениями в развитии накапливалась совокупность определенных психологических знаний. Специальная психология на раннем этапе своего развития не располагала собственной терминологией, и большинство терминов было заимствовано , из медицины. В основном это были термины, обозначающие различные анатомо-физиологические отклонения у этой категории. Так, из медицины были заимствованы термины «дефект», «аномалия», «диагностика», «слепой», «глухонемой», «коррекция» и др. Установление этиологии и симптоматики отклонений в психическом и физическом развитии стало началом построения понятийно-категориального аппарата специальной психологии. Одним из основных понятий специальной психологии является понятие «психическое развитие». Под психическим развитием понимают закономерное изменение во времени психических процессов человека, которое выражается в качественных, количественных и структурных преобразованиях.
По содержанию практической и научной направленности задачи специальной психологии объединены в соответствующие группы.
1. Общенаучные теоретические задачи:
1) раскрытие общих закономерностей психического развития нормально развивающегося ребенка и аномального ребенка;
2) раскрытие общих закономерностей, присущих всем группам аномальных детей;
3) изучение специфических закономерностей развития психики у разных групп аномальных детей;
4) установление зависимости развития психики от характера, механизмов и степени выраженности той или иной аномалии.
1. Общенаучные теоретические задачи:
1) раскрытие общих закономерностей психического развития нормально развивающегося ребенка и аномального ребенка;
2) раскрытие общих закономерностей, присущих всем группам аномальных детей;
3) изучение специфических закономерностей развития психики у разных групп аномальных детей;
4) установление зависимости развития психики от характера, механизмов и степени выраженности той или иной аномалии.
Специальная психология как ветвь психологической науки начала развиваться в России в 20-е гг. XX в. До этого исследованием психики аномальных детей занималась медицина. В 1935 г. в России была создана первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория по изучению психики аномальных детей. Ее возглавил известный отечественный дефектолог Д. В. Заикош, под руководством которого шло изучение особенностей учащихся специальной школы, проявляющихся в младшем и старшем школьном возрасте, а также путей развития этих детей в условиях специально организованного процесса обучения. Отечественная специальная психология формировалась как сравнительная психология нормально развивающегося ребенка и ребенка с отклонениями в развитии. Исследования проводились по проблемам развития познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности аномального ребенка с опорой на клинические данные, полученные отечественными психиатрами: И. С. Пвва-ивр, Г. Е. СухшрФШой и др. Ими были подробно изучены вопросы этиологии и патогенеза аномального развития, вопросы отграничения детей с отклонениями в развитии от сходных состояний, дано подробное описание этой категории детей.
В конце 50-х гг. XX в. дефектологами проводилось изучение особенностей высшей нервной деятельности детей с нарушением интеллекта. Исследования познавательной деятельности этой группы детей имело выраженную педагогическую направленность и предоставляли материалы для разработки дидактических принципов и методологических путей обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. В работах отечественных психологов было показано, что для детей с отклонениями в развитии характерна незрелость всей психики в целом. Кроме того, было установлено, что наиболее общие закономерности развития психики свойственны как нормально развивающимся, так и аномальным детям. В работах Л. В. Зашсова, X. С. Зшнсжого, Ж. Шмф нашли отражение следующие наблюдения: недостаточность всех структурных компонентов мышления, слабость мыслительных операций, в особенности обобщения и абстрагирования, грубое нарушение словесно-логического мышления.
В конце 50-х гг. XX в. дефектологами проводилось изучение особенностей высшей нервной деятельности детей с нарушением интеллекта. Исследования познавательной деятельности этой группы детей имело выраженную педагогическую направленность и предоставляли материалы для разработки дидактических принципов и методологических путей обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. В работах отечественных психологов было показано, что для детей с отклонениями в развитии характерна незрелость всей психики в целом. Кроме того, было установлено, что наиболее общие закономерности развития психики свойственны как нормально развивающимся, так и аномальным детям. В работах Л. В. Зашсова, X. С. Зшнсжого, Ж. Шмф нашли отражение следующие наблюдения: недостаточность всех структурных компонентов мышления, слабость мыслительных операций, в особенности обобщения и абстрагирования, грубое нарушение словесно-логического мышления.
Психология ребенка с отклонением в развитии -одна из достаточно изученных отраслей специальной психологии. Над разрешением его проблем трудятся исследователи ведущих научных центров Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других городов России. Основными проблемами современной специальной психологии являются:
1) проблема ранней диагностики отклонений в развитии ребенка.
Специалисты считают, что основные закономерности развития у ребенка с нарушением в развитии те же, что и у нормального ребенка. При раннем выявлении отклонений у ребенка надо быть крайне осторожными и внимательными при постановке диагноза, так как наличия какого-либо единичного симптома для этого недостаточно. Поэтому диагностика отклонений в развитии должна носить комплексный, системный характер, должен вестись учет данных психолого-педагогического, неврологического и нейропсихологического обследования;
2) вопросы дифференцированной диагностики умственной отсталости и ряда других нарушений в психическом развитии.
Наряду с умственной отсталостью выделяют несколько внешне сходных состояний. Это задержка психического развития, педагогическая запущенность, общее недоразвитие речи, задержка развития в результате нарушения зрения или слуха у детей, ранний детский аутизм. Все эти отклонения имеют сходные с умственной отсталостью проявления, по-,этому важно разработать методики, способные раз-граничить эти состояния. Данная прабяема получила сеое развитие в работах отечественного дефектолога В. И. Лубовского(«Психологические проблемы диагностики аномального развития детей» и др.). В. И. Лубовский анализирует историю и современное состояние, а также перспективы дифференцированной диагностики различных форм нарушений психологического развития ребенка. Большое значение он придавал разработке невербальных методов сравнительного изучения различных групп аномальных детей. В. И. Лубовский предложил модель дифференцированной диагностики умственной отсталости, общего недоразвития речи и задержки психического развития. Основным критерием при этом являлось состояние речи и мышления ребенка, а также способности к обучению.
1) проблема ранней диагностики отклонений в развитии ребенка.
Специалисты считают, что основные закономерности развития у ребенка с нарушением в развитии те же, что и у нормального ребенка. При раннем выявлении отклонений у ребенка надо быть крайне осторожными и внимательными при постановке диагноза, так как наличия какого-либо единичного симптома для этого недостаточно. Поэтому диагностика отклонений в развитии должна носить комплексный, системный характер, должен вестись учет данных психолого-педагогического, неврологического и нейропсихологического обследования;
2) вопросы дифференцированной диагностики умственной отсталости и ряда других нарушений в психическом развитии.
Наряду с умственной отсталостью выделяют несколько внешне сходных состояний. Это задержка психического развития, педагогическая запущенность, общее недоразвитие речи, задержка развития в результате нарушения зрения или слуха у детей, ранний детский аутизм. Все эти отклонения имеют сходные с умственной отсталостью проявления, по-,этому важно разработать методики, способные раз-граничить эти состояния. Данная прабяема получила сеое развитие в работах отечественного дефектолога В. И. Лубовского(«Психологические проблемы диагностики аномального развития детей» и др.). В. И. Лубовский анализирует историю и современное состояние, а также перспективы дифференцированной диагностики различных форм нарушений психологического развития ребенка. Большое значение он придавал разработке невербальных методов сравнительного изучения различных групп аномальных детей. В. И. Лубовский предложил модель дифференцированной диагностики умственной отсталости, общего недоразвития речи и задержки психического развития. Основным критерием при этом являлось состояние речи и мышления ребенка, а также способности к обучению.